Н. В. Гоголя глубоко интересовала история Малороссии, хотя отношение к политической и культурной роли украинцев было неоднозначным в разные периоды творчества: от восхищения и больших надежд до пессимизма, отнесения всех достижений и заслуг в глубь времен.
Гениальная интуиция в сочетании с прекрасным знанием национального характера позволили Гоголю создать многогранные и выразительные образы запорожских казаков, настоящей легенды бурного, военного, богатырского времени.
Два брата Остап и Андрий, выросшие и воспитанные в одинаковых условиях, представляют собой полярно противоположные человеческие типы. Остап - то, что называют безупречным бойцом, надежным товарищем. Он молчалив, спокоен, рассудителен. Остап продолжает и чтит традиции отцов и дедов. Для него никогда не стоит проблема выбора, нравственной двойственности, колебаний между чувствами и долгом. Он удивительно цельная натура. Безоговорочно принимает Остап запорожский быт, идеалы и принципы старших товарищей. Почтительность никогда не переходит у него в угодливость, он готов проявить инициативу, но с уважением относится к мнению других запорожцев. В то же время он никогда не будет интересоваться мнением, взглядом "чужих" - иноверцев, иноземцев. Остап видит мир суровым и простым. Есть враги и друзья, свои и чужие. Его не интересует политика, он прямодушный, отважный, верный и суровый воин. Остап словно вырублен из цельного куска камня, его характер дан готовым в своей основе, и развитие его - это прямая, в высшей точке подвига обрывающаяся смертью.
Андрий - полная противоположность брату. Гоголь показал различия не только человеческие, но и исторические. Остап и Андрий почти ровесники, но это типы, принадлежащие разным историческим временам. Остап из героической и примитивной эпохи, Андрий внутренне близок более позднему времени развитой и утонченной культуры и цивилизации, когда политика и торговля занимают место войны и разбоя. Андрий мягче, утонченнее, гибче брата. Он наделен большой чуткостью к чужому, "иному", большей чувствительностью. У Андрия Гоголем отмечены зачатки тонкого вкуса, чувства красоты. Нельзя, однако, назвать его более слабым. Ему свойственна отвага в бою и гораздо более важное качество - смелость сделать самостоятельный выбор. В стан врага его приводит страсть, но за этим стоит большее. Андрий хочет воевать теперь за свое, то, что он сам нашел и назвал своим, а не получил по наследству, по традиции.
Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один - от рук врагов, другой - от руки отца. Нельзя назвать одного хорошим, другого - плохим. Гоголь дал национальный характер в развитии, показал людей, по натуре принадлежащих разным историческим эпохам.
Тема: «Две жизни, две судьбы».
(сопоставительная характеристика Остапа и Андрия, героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).
Цели урока:
Образовательные: учить составлять характеристику героя и находить средства ее раскрытия;
Развивающие : учить работать с таблицей, самостоятельно работать с учебником, учить мыслить, сравнивать, делать выводы;
развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию;
Воспитательные : воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;
учиться толерантности.
Задачи урока:
1. Развить понятие о литературном герое
2. Показать особенности изображении человека в повести
Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
3. Помочь ученикам осмыслить своеобразие конфликта в повести.
4. Прививать навыки самостоятельной работы с текстом.
5. Совершенствовать навыки анализа текста.
6. Развивать устную речь учащихся.
7. На примере повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» воспитывать
чувства патриотизма, ответственности за свои поступки,
товарищества.
8. Учащиеся должны понять, что писатель с помощью различных
литературных приёмов показывает читателю, что нельзя
выносить однозначное и бескомпромиссное суждение о человеке.
Оборудование:
1. Тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
2. Сопоставительная таблица «Характеристика Остапа и Андрия».
3. Мультимедийный проектор.
4. Экран.
5. Презентация по теме «Характеристика литературного героя».
6. Музыка для релаксации.
Ход урока:
Этапы урока
Примечания
1
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2
Изучение нового материала.
Объявление темы и целей урока.
Прежде, чем мы запишем тему урока, я хочу, чтобы вы отгадали, чей это образ?
<…> <…>
-Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…>
Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить на уроке? Какая тема урока? (Отвечают)
Тема нашего урока сегодня «Две жизни, две судьбы». Запишите число, тему. А какие задачи мы поставим на урок?
Сопоставить главных героев повести;
Найти, в чём сходство и отличие братьев;
Ответим на проблемный вопрос - почему Андрий изменил Отчизне? На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока.
Слайды 1, 2, 3
Читает 1 ученик
Читает 2 ученик
Запись числа, темы
3
Мы узнаем о герое повести по его поступкам, из рассказов автора.
А давайте вспомним с вами - Что такое патриотизм? Кого мы называем патриотом? Кого вы знаете из истории? Кто пожертвовал жизнью ради родины? Какой войне посвятил Н.В.Гоголь свою повесть?
Кто такой литературный герой? Что такое образ? Обратимся к словарю. У вас на столе лежит словарь литературоведческих терминов. Найдите определение, что такое литературный герой? Что такое образ?
Литературный герой – это действующее лицо, персонаж литературного произведения.
Образ – законченное целое, совокупность всех характеристик и поступков
При характеристике мы должны будем обратить внимание на общие черты героев и различия между ними , зачитывать фрагменты текста. Характеристику будем оформлять в виде таблицы. План таблицы лежит у вас нас столах.
Запись в тетради.
Составление таблицы.
1 группа: характеристика Остапа.
2 группа: характеристика Андрия.
План таблицы:
1. Внешность.
2. Отношение к учёбе?
3. Характер?
4. Юношеские мечты?
5. Поведение во время боя?
6. Отношение к товариществу?
7. Близость к родителям?
8. Отношение к личному счастью?
9. Черты сходства?
10. Черты отличия?
Работа в группах
Сопоставительные признаки
Остап
Андрий
1)внешность
«…два дюжие молодца, еще смотревшие семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были
не касалась бритва».
исподлобья, как недавно
выпущенные семинаристы,
покрыты первым пухом волос,
которого еще не касалась бритва».
2)отношение к учебе
«…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». Тарас пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.
«Он учился охотнее и без напряжения…
Он был более изобретателен, нежели
его брат…»
3)характер
Внешне суров, сдержан, но в душе отзывчив. Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность.
Чувствительный, нежный, но
мало отзывчивый.
4)юношеские мечты
Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь.
С одной стороны кипел
жаждою подвига, но иногда
любил помечтать и
побродить в одиночестве по
улицам Киева.
5)поведение во время боя
Патриотизм, ненависть к врагу, героизм.
Хвастливость, предательство.
6)отношение к товариществу
До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем.
Предал товарищей, увидев
голод, нищету, страдания людей
осаждаемого города; легкомыслие, бесцельность жизни.
7) близость к родителям
Ближе к отцу
Ближе к матери
8)отношение к личному счастью
Никогда не стремился к личному счастью.
Мечтал о личном счастье.
9)черты сходства
Одна семья; окружение; воспитание
10)черты отличия
Внешность, характер, поведение в бою; отношение к людям, последний день жизни.
Релаксация.
Представьте «Любимое место отдыха» - музыка для релаксации.
Ребята занимают удобную позу, по желанию могут закрыть глаза и под музыку представить любимое место отдыха. Музыка затихает, школьники возвращаются в привычное состояние, и отдохнувшие, продолжают работать на уроке.
Проверка таблицы.
Обсуждение проблемного вопроса.
Почему Андрий идет в осажденный город?
Почему юноша предал отчизну?
Изменил ли себе герой?
(Слайд 7)
Какими качествами должен обладать человек, который любит свою родину, который верен ей?
Запишите в тетради ключевые слова, с которыми у вас ассоциируются образы Остапа и Андрия?
Учащиеся отвечают:
У Андрия ожили чувства к девушке и заслонили разум, данный выбор неизбежно ведет к предательству.
Андрий не только любит полячку, но и чувствует перед ней «благоговейную боязнь»; он теряет волю и уже не принадлежит себе – готов погубить себя ради любви. А значит, юноша готов пожертвовать всем: семьей, верой, товарищами, земляками. Я считаю, что он изменил Родине, так как любил безрассудно…
Андрий вступил в трагический конфликт со всеми, но он не изменил себе, это выбор, ставший трагедией; этот конфликт не мог разрешиться иначе, чем смертью героя.
Вывод по теме урока: Гоголь осуждает Андрия за измену Родине. Андрий умирает, по словам автора, « бесславно, как подлая собака». Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Гоголь рисует его как былинного богатыря, защитника Родины, сравнивает со львом, говорит, что ему « на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за Родину.
Рефлексия.
Каким было преобладающее настроение?
Какой герой вам более близок и почему?
Какие выводы вы сможете применить в современной жизни? (Слайд 8)
Семиклассники по желанию отвечают на вопросы.
Самооценка. Заполнить карточки.
Заполняют.
Домашнее задание. На выбор
Письменно ответить на вопрос:
Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами?
Нарисовать рисунки: образ Остапа или Андрия.
Стр. 210 вопрос № 3.(устно)
«Моя самооценка и оценка работы группы»
Вопросы ученику
Ответ «Да»
Ответ «Нет»
Был я активен на уроке?
Мои ответы были оригинальными?
Я внёс свой вклад в работу группы?
Я чувствовал поддержку своей группы?
В моей группе было интересно и познавательно работать?
Сопоставительные признаки
Остап
1)внешность
2)отношение к учебе
3)характер
4)юношеские мечты
5)поведение во время боя
6)отношение к товариществу
7) близость к родителям
8) Смерть героев
9)черты сходства
10)черты отличия
Сопоставительные признаки
Андрий
1)внешность
2)отношение к учебе
3)характер
4)юношеские мечты
5)поведение во время боя
6)отношение к товариществу
7) близость к родителям
8) Смерть героев
9)черты сходства
10)черты отличия
-"Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы <…> А он между тем, объятый пылом и жаром битвы <…> понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае (Андрий)
Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…> Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва".(Остап)
Остап | Андрий | |
Основные качества | Безупречный боец, надежный друг. | Чувственный к красоте и имеет тонкий вкус. |
Характер | Каменный. | Утонченный, гибкий. |
Черты Характера | Молчаливый, рассудительный, спокойный, отважный, прямодушный, верный, мужественный. | Смелый, отважный. |
Отношение к традициям | Следует традициям. Перенимает идеалы от старших беспрекословно. | Хочет бороться за свое, а не за традиции. |
Нравственность | Никогда не колеблется при выборе долгом и чувствами. | Чувства к полячке затмили всё и он начал сражаться за врага. |
Взгляд на мир | Мир прост и суров. | |
Интерес к «чужому» (иностранному) | Не интересуется политикой, мнением «чужих». | Чуткий по отношение к «иному». |
Эпоха | Героическая, примитивная эпоха. | Утонченная цивилизация и культура. Войны и разбои заменены торговлей и политикой. |
Отношение в семье | Подражает отцу. | Мамина радость. |
Место обучения | Киевская Бурса. | |
Учёба | Не любил учиться, часто убегал. После того как получил наказание от отца, стал одним из лучших учеников. | Андрию легко даются знания без особого напряжения. |
Отношение к наказанию | Не избегает наказание, сам ложится на пол и терпит удары. Никогда не сдавал друзей. | Выкручивался, чтобы избежать наказание. |
Мечтает | О подвигах и сражениях. | |
Мысли при поездке в Запорожскую Сечь | Думает о сражениях, мечтает о подвигах. | Думал о встрече в Киеве с полячкой, не мог забыть свои чувства к ней. |
Поведение в битве | Холоднокровно рассчитывает угрозу, ведет себя спокойно и рассудительно. Может найти выход из трудной ситуации, причем с пользой. | Целиком ныряет в битву, при этом обо всем забывает. Наслаждается битвой, не боясь, несётся в самый ад. Опьянён звоном оружия, блеском саблей и свистом пуль. |
Мысли во время осады в Дубне | О войне. | О матери. |
Отношение к товарищам | Наравне с отцом, они самое дорогое что есть. | Отрекся от них, семьи и Родины ради любви. |
Отношение отца к сыну | Гордость отца. Истинный казак. | Позор отца. Предатель-сын. |
Гибель | Его пытали страшными муками, но он ничего не сказал. Его казнили враги. | Убил отец. |
Цитаты |
|
|
Остап и Андрий Бульбенки - сыновья запорожского атамана Тараса Бульбы, героя одноименной книги Николая Гоголя.
«Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва»
Сыновья отличаются друг от друга характерами. Старший, Остап, хладнокровный и твердый парень. Он беззаветно предан отцу, Запорожью, никогда не меняет своих решений. Учился он замечательно, но лишь для того, чтобы поскорее освободиться от ненавистной бурсы и попасть в Запорожье. Характер его ожесточен постоянными розгами учителей. Девушки не интересуют Остапа, хотя он не лишен человеческих чувств.
«Остап считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях - обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время. Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову».
Второй сын, Андрий, более мягкий человек, и более чувствительный, чем Остап. В его чертах выражается больше нежности. Как и брата, его не очень интересовала учеба в бурсе и оторванные от жизни науки. Он хитрее Остапа, его гордость более болезненна, и вспышки ее могут приводить к поступкам безумной смелости вроде попытки пролезть к сад к прекрасной полячке.
«Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощию изобретательного ума своего умел увертываться от наказания, тогда как брат его Остап, отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить о помиловании. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам.
Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет. Женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философические диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную. Пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси, нежная, прекрасная, вся обнаженная рука; самое платье, облипавшее вокруг ее девственных и вместе мощных членов, дышало в мечтах его каким-то невыразимым сладострастием. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы...»
Страсть к полячке, охватившая Андрия, рыцарские чувства к девушке, страдающей в вымирающем от голода городке, сделали его предателем отца и брата. Он отказывается от своей семьи и сражается против нее. Чувства матери, отца и брата его не интересуют: он охвачен завоеванием руки девушки. Андрий переходит в стан вчерашнего врага так же легко, как во время учебы собирал ватагу на чужой огород: ему все равно, за что он воюет, а сражение за интересы девушки с перспективой ею обладать привлекает его больше, чем битва в стане отца.
Тарас убивает сына как предателя, но до самого конца Андрий чувствует любовь и страсть не к семье, не к отчизне, а лишь к очаровательной девушке... Все остальное стало ему чужим.
«И видел он перед собою одного только страшного отца.... Ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи...! Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом... Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки.... Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту...»
«Чем бы не козак был? - сказал Тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»
Остап Бульба жалеет брата, не осуждает, но и не оправдывает. Он предлагает его хоронить не как предателя, а как рыцаря. Но для Остапа лично немыслимо предательство своих товарищей. Он из тех, кто в сражении бросается на помощь своим, пытается выиграть минуту, чтобы спасти тех, над кем уже занесен топор.
Взятого в плен Остапа казнят в Польше. Брат его умирает в тупом страхе перед отцом. Остап же, наоборот, призывает отца для поддержки своего духа, для утешения при кончине. Он сознательно показывает пример стоицизма перед издевательствами палачей:
«Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости... когда панянки отворотили глаза свои, - ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его....»
Увы, оба брата молодыми складывают свои головы в военной мясорубке, в этом печальное сходство их судеб. Смерть обоих назвали позорной: гибель Андрия была таковой для родных, а Остапова - для противников, что вели его на эшафот. Все же для близких гибель Остапа являлась славным подвигом, а Андрий пропал ни за грош. Неведомо, заплакала ли по нему хоть раз его прекрасная полячка, вспомнили ли его добрым словом гусары, ради которых он рубил саблей соотечественников.
(смысл противопоставления и сопоставления образов)
Историческая повесть «Тарас Бульба» — непростое произведение, однако читается на одном дыхании. Почему? Я думаю, причина кроется в своеобразии конфликта. Кровавая распря между двумя родственными народами показана на примере вражды двух братьев. Трагизм повести в том, что люди, которые росли и учились вместе и принадлежали к одной семье, в результате раздора стали врагами. Однако, несмотря на их родство, мы видим и другое обстоятельство: и показывают, что братья очень отличались друг друга, как отличались два народа, схлестнувшиеся в битве. Может быть, их противостояние неизбежно, и Остап и Андрий – враги с самого начала?
Сравнение Остапа и Андрия должно начаться с того момента, как они вернулись в родной дом. Когда отец стал провоцировать их помериться силой, Остап сразу же принял правила игры и постоял за свою якобы задетую честь. Герой явно пошел в отца, ведь имеет такой же горячий нрав прирожденного воина, для которого драка – удовольствие, профессия и жизнь. Андрий, напротив, не согласился воевать на пороге дома, по которому он так скучал. Он такой же нежный, привязчивый и мягкий, как мать. Но это не значит, что герой не способен на подвиг. Он может воевать, и весьма неплохо, но его к этому вынуждают. Младший Бульба – защитник, но не нападающий.
Из-за этого различия характеров братья не понимают друг друга. Когда Андрий уходит к прекрасной полячке, Остап расценивает этот поступок, как предательство. Ему не постигнуть, как важна семья для такого доброго и чуткого Андрия. Герою важно созидание, а е разрушение, пусть даже ради мести. У старшего брата другие идеалы. Больше всего он дорожит воинской честью и родиной, данной ему отцом и матерью. А вот для младшего брата родина там, где его сердце, а сердце его с полячкой. То есть, герои по-разному понимают родину и жизнь, поэтому борются они по разные стороны.
Оба героя, как и два народа, воюют из-за веры. «Ляхов», может быть, и приняли бы, но они католики, а, значит, живут неправильно. Однако как понимают ли эти люди, чему учит христианство? Нет, раз они воюют и мучают друг друга. Я думаю, из всех героев к пониманию ближе Андрий. Он бросает войну ради любви, и идет убивать лишь ради того, чтобы защитить свою семью. Остап и Тарас не уберегли семью, поэтому им остается только мстить. Мотивы у них в решающей схватке разные, как и поведение. Андрий подставляет щеку, разрешая отцу убить себя, приносит себя в жертву. А вот его родственники дерутся до последней капли крови, не понимая, что все христиане – братья, и всякая война между ними – братоубийственная. Остап – это символ тех вековых заблуждений и предубеждений, которые передаются от отца к сыну. Андрий – это символ блудного сына, который, тем не менее, способен что-то изменить в мире, ведь предпочитает сам искать истину.
Таким образом, мы можем подвести итоги: Андрий и Остап – враги, они совершенно разные люди, которые так и так враждовали бы между собой. То же самое можно сказать и о народах, которые они представляли в схватке. Хоть они и родственники, их объединяет лишь боевая отвага, но ею славился весь род Бульба.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!