Про деток, от рождения до школы

Ансамбль усадьбы сложился в конце XVIII века – это стоящий в глубине владения главный дом, в основе которого палаты середины XVIII (а возможно, и конца XVII) века, и два симметрично поставленных флигеля, выходящих торцами на красную линию улицы - они формируют парадный двор. Дом соединен с флигелями полуциркульными в плане стенками с проездными арками, через которые можно было попасть с парадного двора на хозяйственный, выходивший в Гранатный переулок.

Главный дом – трехэтажный, его центральная часть выделена небольшим ризалитом, увенчанным треугольным фронтоном с гирляндами. Фасад в уровне первого и второго этажа рустованный, наличники окон второго (парадного) этажа украшены сложной лепниной (три центральных окна) и маскаронами. Обращает на себя внимание расположенный над окнами второго этажа барельеф с античным сюжетом, взятым из «Метаморфоз» Овидия - здесь изображены музы и Эмафиды (Пиериды), дерзнувшие состязаться с музами в искусстве пения и превращенные за это в птиц. Боковые ризалиты дома украшены лоджиями с колоннами коринфского ордера и разнообразными арочными нишами и проемами в уровне всех трех этажей. Над парадным входом в здание устроен кованый козырек с фонарями (1820-х гг.). Полуциркульные стенки, соединяющие дом и флигели, оформлены полуколоннами и арочными нишами, и увенчаны балюстрадой. Мраморные статуи во дворе («Парис» и «Елена») были установлены в 1947 г.

Великолепное декоративное убранство парадной анфилады, относящееся к послепожарному периоду, дошло до нашего времени практически в первоначальном виде – парадные залы украшены ампирными живописными плафонами (в том числе выполненными в технике гризайль) с лепными карнизами (в некоторых комнатах - позолоченными), сохранились печи и камины, двери, люстры, наборный паркет. Оформление части помещений (в том числе, вестибюля и лестницы) относится ко второй половине XIX века.

В конце XVIII – начале XIX вв., в то время, когда строилась усадьба, ее владельцем был князь Андрей Николаевич Долгоруков, статский советник, приходившийся внучатым племянником фельдмаршалу Василию Долгорукову. Его младший сын Владимир Андреевич Долгоруков позже стал московским генерал-губернатором и занимал этот пост 35 лет, с 1856 по 1891 гг.

В 1830-х гг. усадьба перешла к новым владельцам – графам Бобринским, представителям младшей ветви династии, родоначальником которой был граф Алексей Григорьевич, внебрачный сын императрицы Екатерины II и ее фаворита графа Григория Орлова. Граф Василий Алексеевич Бобринский получил усадьбу на Малой Никитской в качестве приданого за своей женой Софьей Прокопьевной Соковниной. Позже усадьбу унаследовал их сын Алексей Васильевич, московский губернский предводитель дворянства и член Государственного совета. Как и его отец, он увлекался естественными науками, особенно ботаникой, в своем родовом имении Бобрики занимался разведением редких пород деревьев. Последним владельцем усадьбы был его сын Алексей Алексеевич, прославившийся как ученый-этнограф, организатор и участник исследовательских экспедиций в Среднюю Азию (современные Таджикистан, Узбекистан и Афганистан) и в горы Памира. Был членом Русского географического общества и Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, автором научных статей и книг; награжден золотой медалью Императорского археологического общества. После революции 1917 года эмигрировал в Италию.

В конце XIX – начале ХХ вв. главный дом усадьбы арендовала мужская гимназия А.В. Адольфа – известного педагога и филолога, директора 5-й московской гимназии. Школа продолжала существовать и в раннесоветские годы. Позже здесь располагались различные учреждения.

Недавно усадьба была передана «Фонду Б.Н. Ельцина». Сейчас здесь ведутся реставрационные работы.


Всего 9 фото

У этого дома славная история, но главное, что здесь бывал Пушкин и поэтому было крайне интересно, как общественным активистам, так и рядовым москвичам, - что-же вышло у реставраторов - невыразительная реплика или все таки реставраторами было проявлено бережное отношение к этому московскому памятнику регионального значения... Этот пост будет незатейливым. Мне просто хотелось сообщить своим друзьям и любителям Старой Москвы, что усадьба Долгоруковых-Бобринских, наконец, готова к нашему лицезрению и фотографированию) Ну, а Москва, в результате, немного полнее обрела свой неповторимый облик, - теперь уже с самых новейших точек зрения и действий властей по превращению нашей столицы в образцовый европейский город и достойный мировой культурный центр.

В этом доме, принадлежавшем старинному русскому княжескому роду Долгоруковых, 7 апреля 1764 года родился поэт И.М. Долгоруков. Позднее владение перешло к доктору медицины, первому профессору анатомии, хирургии и акушерства Московского университета И.Ф. Эразмусу, составившему, кстати, первое акушерское сочинение на русском языке - «Наставление, как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит». Во время московского пожара в 1812 году дом горел и был восстановлен в 1819 году. В 1832 году в доме квартировал заместитель министра народного просвещения и президент Императорской Академии наук С.С. Уваров, у которого 28 сентября 1832 г. на обеде побывали профессора и адъюнкты Московского университета И.И. Давыдов, М.А. Максимович, М.П. Погодин, С.П. Шевырев, а также поэт А.С. Пушкин, что нашло отражение на мемориальной доске, установленной на выходящем на Малую Дмитровку фасаде здания.
02.

В 1833 году в доме под надзором полиции жил отставной генерал-майор, декабрист М.Ф. Орлов, выпустивший в это время свою книгу «О государственном кредите». В 1860-е годы в этом доме начались первые публичные заседания Московского Археологического общества под председательством его организатора археолога А.С. Уварова. С этого же времени в залах этого дома на протяжении 30 лет проходили выставки художников В.Г. Перова, Г.Г. Мясоедова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, А.К. Саврасова и других. В здании устраивались приёмы, благотворительные вечера, концерты. В 1870-е годы здесь находились классы живописи и рисования, руководимые известным архитектором и живописцем В.О. Шервудом. В 1880-е годы здесь размещалась редакция журнала «Зритель», в котором работали и печатались А.П. Чехов, опубликовавший в журнале в течение одного года 11 очерков, а также его братья Александр и Николай. В начале 1900-х годов в доме разместилось «Русское общество любителей фотографии в Москве», в числе членов которого были известные учёные Н.Е. Жуковский, Н.А. Умов, А.П. Павлов и другие. С 1903 года Обществом издавался журнал «Известия Русского общества любителей фотографии».
03.

В разные годы в доме также жили: чиновник по особым поручениям при московском генерал-губернаторе, затем - московский почтовый директор, знакомый А.С. Пушкина - А.Я. Булгаков; ботаник и математик, профессор С.А. Рачинский; известный адвокат Ф.Н. Плевако; преподавательницы хореографии Московского театрального училища П.П. Лебедева и Л.Н. Гейтен; артистка Малого театра Л. П. Косицкая-Никулина. Усадьба Долгоруковых-Бобринских - на фото ниже - двухэтажное здание на втором плане.

В 1853 году, когда участок принадлежал И.С. Шиловскому, жилой флигель был надстроен каменным вторым этажом (взамен деревянного) и заново декорирован в формах позднего классицизма. Этот сохранявшийся до нашего времени облик здания искажен надстройкой третьего этажа, сооруженной в 1920-х годах.
05.


После революции здание было передано газете «Известия». В 1947-1964 годах в здании бывшей усадьбы располагалась редакция журнала «Новый мир», редактором которого с 1950 по 1954-й и с 1958 по 1970-й годы был писатель А.Т. Твардовский. В это время в журнале впервые публикуется ряд ставших позднее известными произведений, в числе которых «Сороковые, роковые» Д. Самойлова, «Со мною вот что происходит» Е. Евтушенко,«Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, «Не хлебом единым» В. Дудинцева. В 1997 году Постановлением Московской городской думы здание было отнесено к перечню памятников истории и культуры, разрешённых к приватизации. В мае 2007 года дом принят под государственную охрану как «выявленный объект культурного наследия» регионального значения.

До недавнего времени москвичи и гости столицы видели на его месте вот такое сооружение.
Кстати, здание усадьбы полностью снесли, не смотря на запретный статус памятника на предмет сноса.
06.

В 1997 году, Мосгордума включила бывший усадебный дом №1 по Малой Дмитровке в число исторических и культурных памятников, которые разрешили приватизировать. В 2007 неприметный особняк с богатейшей историей взят под охрану российского государства, как региональный памятник культурного наследия.
07.

Ну, и вот, что получилось в результате полного восстановления...
08.

На мой взгляд, вышло неплохо. По крайней мере теперь, спустя многие десятилетия, облик Пушкинской площади обрел, наконец, свой цельный и уникальный образ. Мне лично все понравилось. Может быть профи в области реставрации покопаются в деталях, но в целом могу только порадоваться за Москву, что у нас стало еще немного краше и уютней на улицах.
09.

Источники:

Википедия

По мнению историков, императрица Екатерина 2 — это воплощение абсолютизма в России. Но нельзя забывать, что в ее правление наша страна стала одним из важнейших игроков на мировой политической арене и стала делать первые шаги к развитию предпринимательства и промышленности. Так, к России был присоединен Крым, проведены реформы, изменившие внутреннее административное устройство государства, а также множество преобразований в сфере экономики. Однако и личная жизнь императрицы вызывала и вызывает не меньший интерес. В частности, во все времена у обывателей возникало множество вопросов касательно того, почему граф Бобринский, сын Екатерины 2, рожденный вне брака, вырос вдали от двора.

Григорий Орлов

Рассказ о том, кем был граф Бобринский, невозможно начать без упоминания о его отце — Григории Орлове. Этот, тогда еще молодой и очень привлекательный, офицер появился при дворе Елизаветы 1 в 1760 году и сразу же приобрел репутацию Дон Жуана. Вскоре им увлеклась жена цесаревича Петра Федоровича — Екатерина, которой удалось добиться назначения любовника на важный пост казначея канцелярии главной артиллерии и фортификации. Особенно важную роль в жизни будущей императрицы молодой царедворец начал играть после смерти Елизаветы 1. А когда Екатерина взошла на трон, Орлов стал всесильным фаворитом и добился всех мыслимых почестей.

Незаконнорожденный сын

Отношения Орлова и цесаревны не были ни для кого тайной, кроме того, ее супруг - после своего восшествия на престол - переселил нелюбимую жену в другой конец дворца и никогда ее не навещал. Поэтому Екатерина тщательно скрывала свою беременность, которую никак нельзя было выдать за “законную”. К счастью, все обошлось, так как, когда 11 апреля 1762 года у императрицы начались роды, камердинер Василий Шкурин поджег свой дом, и Петр Федорович с придворными побежал смотреть пожар. Таким образом, о рождении мальчика знали лишь несколько приближенных ей удалось избежать скандала и заточения в монастырь.

Граф Бобринский, сын Екатерины 2: ранние годы

Ребенка, рожденного в тайне от императора и двора, родители назвали Алексеем и, поскольку оставлять его в Зимнем дворце было никак нельзя, передали его в семью камердинера Шкурина, приказав ему выдавать малыша за своего сына. Спустя два месяца после этих событий произошел известный переворот, сделавший родную мать маленького Алеши властительницей огромного государства, а отца — одним из влиятельнейших вельмож Российской империи. Но все эти события никак не отразились на судьбе ребенка, и вплоть до 12-летнего возраста он рос в тех же условиях, что и другие дети четы Шкуриных. Хотя нужно сказать, что семья камердинера отнюдь не бедствовала, и в 1770 году его сыновей, вместе с Алексеем, за казенный счет отправили учиться в Лейпциг. По окончании курса он был возвращен в Россию, и по приказу императрицы его стали величать Алексеем Григорьевичем Бобринским.

Происхождение фамилии

Современный человек может пребывать в недоумении: почему всесильный отец не мог признать ребенка от любимой женщины? Однако то, что произошло с внебрачным сыном Екатерины 2, для людей дворянского сословия, живших в 18 веке, было вполне в порядке вещей. В частности, царственная мать приобрела для него село Спасское, или, как его еще называли, Бобрики, расположенное в Епифанском уезде Тульской губернии, и велела дать ему фамилию по названию этого поместья. С этого момента средства на содержание молодого человека должны были идти не из казны, а за счет доходов от собственных крепостных крестьян. Так было основано поместье, известное сегодня как усадьба графов Бобринских.

Жизнь внебрачного сына Екатерины 2 до воцарения Павла 1

Получив начальное образование за рубежом, Алексей Бобринский был принят в Сухопутный кадетский корпус, который окончил в 1782 году с золотой медалью. После этого юношу зачислили в армию в чине поручика. Однако прежде чем приступить к выполнению своих служебных обязанностей, он вместе с другими наиболее отличившимися выпускниками упомянутого учебного заведения был отправлен в длительное путешествие по городам России, а затем и Европы. В конце поездки молодой человек оказался в Париже и решил там задержаться, ведя разгульную жизнь богатого повесы. После разнообразных приключений, слухи о которых огорчали Екатерину 2, будущий граф Алексей Бобринский оказался на территории России лишь зимой 1788-го. Мать не захотела его видеть и велела отправляться из Риги прямо в Ревель, где он должен был служить секунд-ротмистром. Но военная карьера вовсе не прельщала молодого человека, и в 1790 году он написал рапорт с прошением об отставке, которое было удовлетворено. Спустя некоторое время будущий граф Бобринский (сын Екатерины 2) купил, с позволения материи, замок Обер-Пален и женился на Анне Унгерн-Штернберг. После свадьбы молодожены посетили столицу и были ласково приняты императрицей, которая поинтересовалась у невестки, как та не побоялась выйти за человека, любовные похождения которого снискали ему славу настоящего ловеласа? Впрочем, Екатерина 2 не пригласила молодых пожить при дворе. Поэтому Алексей Бобринский вернулся с женой в Обер-Пален и прожил там вплоть до кончины своей матери. Тогда он и не мог предполагать, какие перемены ждут его в будущем.

Присвоение Алексею Бобринскому графского титула

Практически сразу же после своего восшествия на престол преемник Екатерины 2 вспомнил о сводном брате. Дело в том, что у Павла 1 не было никаких причин завидовать или неприязненно относиться к незаконнорожденному отпрыску, поскольку ни тот, ни другой никогда не знали материнской любви. Он пригласил его в Санкт-Петербург, причем в письме говорилось, что отныне Алексей Григорьевич Бобринский может приезжать в столицу и уезжать оттуда в любое время, когда ему заблагорассудится. Кроме того, по императорскому приказу его возвели в графское достоинство. Таким образом, небезызвестные российские политические деятели, военачальники, фабриканты и писатели Бобринские — графы, получившие этот титул от своего родственника — императора Павла 1.

Последние годы жизни

Решил также возвратить Бобринскому принадлежавшую ему по праву часть наследства Орлова и пожаловал петербургский дом отца и командорство в Гдовском уезде. Более того, в день своей коронации император лично произвел его в генерал-майоры. Но граф Бобринский, фото с изображением портрета которого указывает на сильное внешнее сходство с Екатериной 2, не любил военную службу. Поэтому через год он попросился на покой и решил заняться хозяйством. С этого времени усадьба графа Бобринского в Богородицке превратилась в одну из самых процветающих и образцовых в России. Кроме того, отставной генерал-майор занялся минералогией и астрономией, даже соорудил в своем столичном особняке небольшую обсерваторию.

Бобринские (графы)

По линии незаконнорожденного сына от графа Орлова Екатерина 2 имела четырех внуков, среди которых особого упоминания заслуживает Бобринский, ставший знаменитым специалистом в области сельского хозяйства и являющийся основоположником промышленного производства свекольного сахара в России. Не менее известным был и его младший брат — Василий Алексеевич, который одним из первых вступил в Южное общество декабристов. По счастливой случайности в день, когда в Петербурге произошло Декабрьское восстание, он находился с семьей в Париже, и поэтому не был арестован. По возвращении в Россию он много занимался естествоиспытательской деятельностью и благотворительностью, особенно в сфере народного просвещения.

Усадьба Бобринских в наши дни

В 1933 году известного графского рода было превращено в музейный комплекс, который является одной из главных достопримечательностей Тульской области. В числе его наиболее значимых сооружений - дворец графов Бобринских, экспозиция краеведческого музея, фамильная усыпальница, планетарий и роскошный парк, разбитый в конце 18 века. На территории усадьбы сохранилась также церковь, построенная в 1774-1778 годы.

Музей в Богородицке: коллекция

Предметы искусства и различные редкости интересовали еще первого хозяина поместья. Поэтому именно коллекция, которую собрал граф Бобринский (сын Екатерины 2), и стала основой фондов музейного комплекса в Богородицке. Сегодня они включают несколько тысяч экспонатов. В числе наиболее ценных значатся следующие:

  • палеонтологическая коллекция частей скелетов животных эпохи плейстоцена;
  • археологические находки, такие как эпохи бронзы;
  • прижизненные издания трудов К. Э. Циолковского;
  • личные вещи представителей рода Бобринских.

Дворец Бобринских

Туристам, посещающим Тульскую область, обязательно рекомендуют побывать в Богородицке. Расположенный там дворцово-парковый ансамбль является творением известного архитектора И. Е. Старова и превосходным образцом архитектуры конца Екатерининской эпохи. Сегодня трудно поверить, что дворец графа Бобринского в Богородицке сильно пострадал в годы ВОВ - от него осталась лишь часть стен. Благодаря обширным восстановительным работам, проведенным в середине 1970-х годов, это великолепное архитектурное сооружение было восстановлено, а интерьеры воссозданы по сохранившимся эскизам и воспоминаниям очевидцев. Кстати, немногие знают, что усадьба графов Бобринских была хорошо знакома Льву Толстому, проживавшему в Ясной Поляне, расположенной недалеко от этих мест. Кстати, именно её он описал ее в “Анне Карениной” в качестве поместья Алексея Вронского. А еще музей графа Бобринского в Богородицке участвовал во Всероссийском конкурсе “7 чудес России”, который проводился в 2007-2008 годах. И вышел в полуфинал!

Путешествуя по Тульской области, обязательно постарайтесь посетить музей графа Бобринского, здание которого представляет собой настоящую архитектурную жемчужину, неизменно вызывающую восхищение у туристов, не ожидавших увидеть такое великолепие в провинции.

Усадебный ансамбль по адресу улица Малая Никитская, 12 в городе Москве сформировался уже к концу восемнадцатого столетия. Он состоит из главного дома, построенного с использованием конструкций стоявших здесь до этого каменных палат конца XVII – середины XVIII веков, а также двух симметрично расположенных флигелей, торцевая часть которых проходит по красной линии улицы.

Пространство между тремя зданиями занимает парадный двор. Благодаря аркам, устроенным в полуциркульных спряжениях между основным зданием и флигелями, с него можно было попасть на хоздвор, выходивший в соседний Гранатный переулок.

Главный дом был поднят на три этажа. Его центральную часть украшает небольшой ризалит, завершающийся треугольным фронтоном с декором из лепных гирлянд. Фасадная плоскость первого и второго уровней рустована. Наличники оконных проемов второго этажа, являвшегося парадным, украшены сложно выполненной лепниной и маскаронами.

Фото 1. Малая Никитская улица, №12 в городе Москве

Еще одним украшением фасада стал барельеф, размещенный над оконными проемами второго этажа. Его тематикой стал античный сюжет по произведению Овидия «Метафорфоз».

Боковые ризалиты особняка декорированы лоджиями с использованием колонн коринфского ордера, а также различными арочными нишами и стенными проемами, разбросанными по всем этажным уровням.

Полуциркульные стены, о которых говорилось выше, оформлены с применением арочных ниш и ряда полуколонн, а их завершение устроили в виде балюстрад.

Мраморные статуи «Париса» и «Елены» появились на парадном дворе по Малой Никитской, 12 уже при Советах – в 1947 году.

Что касается внутренних интерьеров, то до наших дней сохранилась большая часть прежнего богатого убранства: парадные залы с живописными плафонами, лепные карнизы, печи и камины, а также двери, люстры и даже наборный паркетный пол.


Фото 2. В бывшей усадьбе Долгоруковых-Бобринских

ныне расположен "Фонд Б.Н. Ельцина"

Из истории особняка Долгоруковых на Малой Никитской улице, 12

В момент строительства усадебного комплекса владельцем участка являлся Андрей Николаевич Долгоруков – князь и статский советник, находившийся в родстве с фельдмаршалом Василием Михайловичем Долгоруковым. Его родной сын Владимир со временем занял пост московского генерал-губернатора, на котором находился с 1856 по 1891 годы.

В 30-х годах девятнадцатого столетия усадьба перешла в собственность графа Василия Алексеевича Бобринского, получившего владение №12 по Малой Никитской как приданное своей супруги Софьи Прокопьевны Соковниной. Впоследствии владение перешло к их сыну Алексею.

Последним хозяином особняка из графской семьи стал Алексей Алексеевич Бобринский – ученый-этнограф, исследователь Средней Азии, член Императорского географического общества, автор ряда научных статей и трудов. После революции эмигрировал в Италию.

В конце девятнадцатого столетия главный усадебный дом был передан в аренду мужской гимназии педагога и филолога А.В. Адольфа. Школа продолжала работать и в первые годы Советской власти, после чего здесь разместились различные государственные учреждения.

Пожалуй, в России еще никогда ранее так рьяно не обсуждали приспособление усадьбы под современное использование, как это делается сейчас, во время споров о «Ельцин-центре». Общество раскололось на две части: одни считают открытие «Ельцин-центра» в бывшей усадьбе Долгоруковых-Бобринских хорошей идеей и спасением памятника, а другие называют это глумлением над достопримечательностью. Дебаты в обществе и Сети не утихают до сих пор.

Одним из тех, кто наиболее жестко высказался об открытии «Ельцин-центра» в старинной усадьбе, стал Никита Михалков. Кинорежиссер назвал приспособление усадьбы Долгоруковых-Бобринских под такие цели цинизмом и выразил мнение о том, что, помимо прочего, работы над возданием «Центра» проводятся без соблюдения всех принятых норм и уничтожают усадьбу. С аналогичными заявлениями выступили и многие московские градозащитники. Позавчера против открытия «Ельцин-центра» высказались многие представители Госдумы. На огромный общественный резонанс вокруг «Ельцин-центра» оперативно отреагировала пресс-служба Департамента культурного наследия столицы. 22 июня на странице Департамента в Фейсбуке было опубликовано официальное заявление, в которых были даны комментарии по всем спорным моментам.

- «В сети появилась недостоверная информация относительно реставрации Городской усадьбы (дом Бобринских) на Малой Никитской, 12.
По мнению некоторых горожан Усадьба уничтожена: разрушены интерьеры, сломана ограда, не ведутся археологические исследования и т.п. Все это не соответствует действительности. На самом деле сейчас там ведутся масштабные реставрационные работы, затрагивающие конструктив и декоративное оформление. И специалисты Мосгорнаследия постоянно контролируют эти работы.

Не стоит пугаться того, что главный дом затянут сеткой - за ней идет реставрация исторических фасадов усадьбы. Внутри, кстати, уже отреставрирован лепной декор (впереди его ждет золочение), камины и печь (в ее отделке будут использованы уникальные сохраненные и отреставрированные изразцы), парадная и черная лестницы. На данный момент реставраторы работают с живописными плафонами - да, именно с теми, с которыми некоторые по неведомой нам причине уже попрощались. Что же касается флигеля (фотографии которого были выданы за фотографии всей усадьбы), то эксперты отобрали бревна, которые можно спасти, и отправили их на реставрацию. Подбирается докомпановочный материал - тот, которым заменят сгнившие бревна. Думаем, не нужно уточнять, что реставрационный материал будет аналогичным. Лишь напомним, что это строение давно находится в неудовлетворительном состоянии, архитектурные элементы на момент начала реставрации отсутствовали.
За ограду также можно быть спокойными: горожане увидят ее отреставрированной по окончании всех работ.

Также на свое историческое место вернутся скульптуры Елены и Париса XVIII в. В настоящий момент они находятся в реставрационной мастерской. В подтверждение этого предлагаем вам несколько фотографий с объекта…Особенно внимательные пользователи смогут найти на них археологов, которые на протяжении всего времени сопровождают этот проект. Мосгорнаследие напоминает: все, что входит в предмет охраны - сохранено и реставрируется. Настоятельно призываем неравнодушных граждан доверять проверенным данным из надежных источников», - сообщается в заявлении.

Не остались в стороне и представители «Ельцин-центра». Они пригрозили Никите Михалкову судом за «пафосную ложь, демагогию и прямое вранье». Очевидно, что в обществе еще долго будет обсуждаться эта проблема. И когда мы получили официальные комментарии от компетентных органов о состоянии самой усадьбы, главной темой для споров по-прежнему остается тот самый «приспособленческий» вопрос. В комментариях к моим предыдущим постам вы неоднократно просили меня вынести на обсуждение вопрос о «Ельцин-центре». Видимо, настало время это сделать. Друзья, а как вы относитесь к идее приспособить усадьбу Долгоруковых-Бобринских под «Центр». Что это по-вашему: спасение исторического памятника или цинизм?

Усадьба Долгоруковых-Бобринских



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы