Про деток, от рождения до школы

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Первый полет человека в космос [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В XX веке практически ни у кого не возникало сомнения в том, кто держит пальму первенства в космосе. Полет первого человека в космос был совершен советским космонавтом Юрием Гагариным. Его подвиг помнит вся Россия.

Однако, завистников у России много. Все хотят примерить на себя лавры первооткрывателя и победителя. Всвязи с этим, появилось множество лжетеорий о первом полете человека в космос.

Первый человек в космосе – это Юрий Гагарин . 12 апреля 1961 года Гагарин совершил первый полет человека в космос.

В последние годы в России отмечается тенденция по стиранию из памяти подвигов советских людей. К сожалению, молодое поколение, воспитанное на "Танцах со звездами" и "Доме два" вряд ли знает, кто такой Юрий Гагарин и с удовольствием проглотит ложь, о том, что первым в космосе побывал американец.

В этом виновато частично государство, частично воспитание и нежелание общества просвещать молодежь. Несмотря на активные призывы о том, что в России необходимо воскрешать патриотизм и образование, в 2016 году день Космонавтики прошел практически не замеченным российскими телеканалами. Увы, фильмы про открытия в Космосе широко транслировал только телеканал "Культура". Остальные ограничились показом фильма "Гагарин".

В связи с этим считаю важным углубиться в историю подготовки полета первого человека в космос. Знание величайших событий истории Отечества – показатель интеллекта и исторической грамотности, так необходимых в сложные для России времена.

12 апреля 1961 года на орбиту земли отправился первый человек Юрий Алексеевич Гагарин. Именно он открыл эпоху пилотируемых полетов. Первый полет человека в космос был совершен гражданином СССР, а не кем-либо еще.

Подготовка к первому полету в космос

Прежде чем состоялся первый полет человека в космос , советские ученые и инженеры конструкторы кропотливо разрабатывали ракету, на которой человек может полететь в космос и вернуться живым.

Еще в далеком 1957 году изумленное человечество стало свидетелем первого в мире полета в космос советского искусственного спутника Земли. Данный спутник был оснащен системой терморегулирования, источниками энергопитания, двумя радиопередатчиками, работавших на разных частотах и передающих сигналы в виде телеграфных посылок.

1. Первый искусственный спутник земли Спутник-1

Сразу после первого спутника на орбиту вокруг Земли были выведены очередные искусственные спутники, и только после этого были проведены пробные полеты космических кораблей, затем – межпланетные автоматические станции.

Важным этапом подготовки к первому полету человека в космос стала отправка на орбиту животных. В Мемориальном музее космонавтики в Москве можно увидеть корабль, на котором в космос летала собака Лайка (Фото 2).

2. Корабль, на котором в космос летала Лайка

Больше всех прославились знаменитые собаки: Белка и Стрелка. Они оказались первыми животными, которые не только совершили орбитальный космический полёт, но и вернулись живыми и невредимыми. Полёт проходил на корабле "Спутник-5". Белка и Стрелка были беспородными. Однако эти удивительные животные оставили глубокий след в сердцах советских людей и в отечественной космонавтике.

У Белки и Стрелки поначалу были клички Капля и Вильна. Но когда пришла пора им лететь, было решено их переименовать и дать более звучные и солидные имена.

3. Белка и Стрелка в Музее Космонавтики

Про них снимали фильмы в советское время. Не забыли о них и в XXI веке. В 2010 году на большой экран вышел полнометражный мультфильм Звёздные собаки: Белка и Стрелка. Так что современные ребята знакомы с героическими собаками.

Интересные факты.
Почему не летали в космос кошки?
Кошки плохо поддаются дрессировке и не доверяют человеку, как собаки. Повторно, кошку невозможно было бы заставить пережить тренировочные перегрузки. Собака ради человека готова на всё.
Почему в космос полетели собачки девочки, а не мальчики?
Потому что кобели поднимают лапу когда писают, а под девочек удобнее сконструировать сиденье, чтобы они могли ходить в туалет.
Все было продумано до мельчайших деталей.

Решающим этапом в подготовке полета первого человека в космос стал вывод 25 марта 1961 г. на орбиту вокруг Земли пятого корабля-спутника. В кабине корабля находились:

  1. манекен космонавта,
  2. собака Звездочка,
  3. различные биологические объекты.

Корабль успешно выполнил запланированную программу и, после одного оборота вокруг Земли, совершил посадку. По итогам запуска корабля-спутника стало очевидно, что следующим в космос полетит человек.

Полет Юрия Гагарина в космос 12 апреля 1961 года

Полет первого человека в космос был осуществлен ценой невероятных усилий советских исследователей. Изначально к полету в космос готовили несколько космонавтов. Изначально планировалось отправить в космос Германа Титова. Основной причиной этого являлся тот факт, что у Титова на тот момент не было детей, а у Юрия Гагарина было уже двое. Однако Королев настоял именно на кандидатуре Ю.А. Гагарина.

4. Юрий Алексеевич Гагарин первый человек в космосе

12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин осуществил первый полет человека в космос. Полет состоялся на космическом корабле "Восток". Он совершил орбитальный облет Земли.

Гагарин активно участвовал в общественной жизни СССР и пользовался огромной популярностью у населения. Однако в космос он больше не летал. 27 марта 1968 года первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, совершая очередной плановый полет на самолете УТИ МиГ-15, на борту которого также был полковник Владимир Серегин, разбился вблизи деревни Новоселово Владимирской области.

Несмотря на то, что подавляющее число жителей Европы и Америки знать не знают, кто такой Юрий Гагарин, и уж, тем более, не считают, что русскими совершен полет первого человека в космос, надежда на восстановление справедливости есть. И пускай продажные и ограниченные игроделы отдают пальму первенства в космосе США, в некоторых странах помнят подвиг Гагарина. Так Памятник Юрию Гагарину намерены установить власти Барселоны, в Аргентине в Буэнос-Айресе установлен бронзовый бюст Юрия Гагарина , первого человека, полетевшего в космос.

В настоящее время ключевой задачей российского общества является сохранение памяти о великих достижениях нашей Родины. Нельзя чтобы в умах россиян была проведена подмена реальности на извращенные фантазии недалеких правителей Европы и Америки. Мы должны помнить, иначе перестанем существовать как единый народ.

21 ноября 1783 года исключительный День не только в истории воздухоплавания, но и во всей человеческой истории. В этот день два отважных француза: Пилатр де Розье и маркиз д"Арланд впервые в истории совершили полёт на воздушном шаре .

Интересно, что за год до этого очень известный французский математик и астроном, сделавший немало открытий, академик Лаланд (1732-1807) писал: "Окончательно доказана полнейшая невозможность для человека подняться или даже держаться в воздухе. Добиться этого с помощью машущих крыльев так же невозможно, как и при желании использовать пустотные тела ".

Но видимо не прислушались Жозеф и Этьенн Монгольфье к словам авторитетного ученого. И правильно сделали. Медленно, но уверенно: шаг за шагом они продвигались к Мечте .

В ноябре 1782 года братья впервые сшили и наполнили горячим воздухом шелковую оболочку объемом 1 куб.м. Нагреваемый над огнем шелковый воздушный шар поднялся на высоту около тридцати метров. А уже 5 июня 1783 года братья продемонстрировали своё изобретение публике своего города. Воздушный шар объёмом 900 куб.м. взмыл на высоту около одного километра.

19 сентября 1783 был осуществлен полёт монгольфьера с бараном, петухом и уткой на борту. Эксперимент закончился успешно, шар пролетел 4 км за 10 минут. После осмотра животных было обнаружено, что петух повредил крыло, и этого было достаточно для того, чтобы между учеными разгорелись жаркие споры о возможности жизни на больших высотах.

Вся публика Парижа обсуждала возможность свободного полёта воздушного шара с человеком на борту. Предполагалось, что люди могут задохнуться на высоте более километра, если до этого не умрут от разрыва сердца. Но разве могло это отпугнуть и остановить отважных и целеустремленных мужчин? Конечно, нет.

Тем не менее, на следующий строящийся монгольфьер Людовик XVI приказал посадить двух преступников, приговоренных к смертной казни. Это с неодобрением было воспринято дворянством. Общественное мнение было настолько возбуждено, что Людовик XVI заколебался. После долгих переговоров государь наконец дал разрешение дворянам подняться в воздух. Для полета был выбран Пилатр де Розье. Для сохранения равновесия необходим был еще один пассажир. Им стал армейский офицер маркиз д"Арланд, активно отстаивающий права дворян на первый полёт.

Полёт состоялся 21 ноября 1783 года . Стартовав около 14.00 от замка ла Мюетт в Буллонском лесу (парк на западной окраине Парижа) воздушный шар поднялся на высоту около 3000 футов (1 км). Корзина пассажиров была разделена на три части: по обеим сторонам - места для пассажиров, по середине - горелка. При необходимости пассажиры могли подбросить в огонь топливо и таким образом контролировать высоту полета. Для поддержания необходимой теплоты жгли сырую солому, обрезки старой ткани и испортившееся мясо. Пилатр прекрасно знал, как надо управлять шаром. Он точно чувствовал, когда необходимо погреть воздух, а когда позволить ему охладиться. Маркиз де Арланд был менее активен, его больше интересовало полюбоваться Парижем с высоты птичьего полета.

Пролетев около пяти миль (9 км) за 25 минут, перелетев Сену, первые воздухоплаватели приземлились на холме Бют-о-Кай между ветряными мельницами невдалеке за городским валом. Народ их приветствовал как национальных героев. Братья Монгольфье и всё человечество праздновали победу. Именно в этот день было доказано, что любая мечта, любое стремление человека может осуществиться при достаточном приложении упорства, мужества, знаний и целеустремленности. Этот день - это Победа оптимизма и романтики над пессимизмом и серостью.

Начало 1960-х гг. пришлось на космическую гонку США и СССР. Основной целью являлся запуск человека в космическое пространство с помощью пилотируемых аппаратов. Для этого в 1960 г. в Советском Союзе был создан . Из этой группы было выделено двое – Юрий Гагарин и Герман Титов. Окончательно для первого полета специальной комиссией был утвержден Ю. Гагарин; Г. Титов назначен запасным космонавтом. В первую очередь, он должен был выяснить, как невесомость повлияет на психическое и эмоциональное состояние человека, участвующего в космическом полете.

Подготовка первого запуска началась ранним утром. Когда одетый в скафандр Гагарин вышел из автобуса, который его привез, работники космодрома попросили у него автографы. Раздав их, космонавт быстро занял свое место в космическом корабле «Восток-1».

Подготовка Юрия Гагарина к полету в космос. Источник: riverfishing.ru.

Старт корабля «Восток-1» был произведен 12 апреля 1961 г. в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур. Через четырнадцать минут Гагарин, используя свой позывной «Кедр», доложил о наступлении состояния невесомости.

В 9:22 радиосигналы советского космического корабля были замечены персоналом американской радарной станции Шамия, расположенной на Алеутских островах. Они в течение пяти минут отправили шифровку в Пентагон, однако через полчаса, когда Ю. Гагарин пролетал над Северной Америкой, уже ТАСС сообщил о запуске «Востока-1». Скоро сотни корреспондентов из разных стран фактически штурмом брали здание Телеграфного агентства.


Приборная панель корабля «Восток-1» Юрия Гагарина. Источник: wikimedia.org.

В 10:25 на «Востоке» включилась тормозная двигательная установка, после чего корабль пошел на спуск. Через полчаса аппарат с космонавтом приземлился в районе села Смеловка Саратовской области. С момента включения тормозной двигательной установки до приземления корабль пролетел около 8 тыс. км. Вскоре к месту приземления прибыл вертолет с поисковой группой.


Макет космического корабля «Восток-1».

Легендарный первый полёт человека в космос, осуществлённый 12 апреля 1961 года - великое событие не только для СССР и его правопреемницы России, но и для всего мира. В этом раунде космической гонки СССР безоговорочно выиграл у своего главного конкурента - США. Но как осуществлялась подготовка и сам полёт? и Что было после того, как Гагарин пролетел над нашей землёй и приземлился обратно? Всё это, безусловно, по-прежнему вызывает интерес у многих людей.

Как осуществлялась подготовка

К отправке человека в космос ведущие советские специалисты готовились очень тщательно. Претенденты на роль первого космонавта (изначально их было 20) не являлись самыми лучшими асами, но в этом и не было необходимости - их отбирали по другим параметрам. Королёву, главному конструктору корабля-спутника «Восток-1» и пионеру практической космонавтики, требовался лётчик до тридцати лет, весом до семидесяти двух килограмм и ростом до ста семидесяти сантиметров, имеющий великолепное психофизическое здоровье.

Такие требования были продиктованы сложностью космических полётов и конструкцией кабины модуля «Восток-1» - в ней помещался только один человек с определёнными данными. Плюс ко всему было необходимо, чтобы космонавт был настоящим коммунистом, а не беспартийным.

При конструировании «Востока» было придумано несколько простых, но весьма эффективных решений, которые потом использовались и на других космических ракетах. Сделать некоторые вещи в срок не получилось, и, например, по этой причине было принято решение не вставлять сюда систему аварийного спасения при старте. Вдобавок ко всему из конструкции уже строящегося корабля удалили вторую тормозную систему, дублирующую первую. Отказ от неё обосновали тем, что «Востока-1», войдя на не слишком высокую орбиту (до 200 километров), всё равно в течение десяти суток слетел бы с неё из-за торможения о высшие атмосферные слои и возвратился бы обратно на нашу планету. И систем жизнеобеспечения на корабле-спутнике тоже хватало максимум на десять суток.


Сергей Королёв хотел как можно быстрее запустить в космическое пространство свой аппарат, ведь имелась информация, что Штаты планируют осуществить нечто аналогичное уже во второй половине апреля 1961 года. Сначала из 20 претендентов выбрали 6, а окончательное решение, кто именно должен лететь, приняли на одном из заседаний госкомиссии - была одобрена кандидатура Юрия Гагарина (дублёром назначили Германа Титова). А в качестве даты для запуска «Востока-1» было выбрано 12 апреля.

Биография Гагарина до дня полёта

Юрий Алексеевич Гагарин появился на свет 9 марта 1934 года в обычной семье рабочих. Большую часть детства он провёл в городке Гжатске (теперь этот город в Смоленской области называется Гагарин) и соседних деревнях, пережил, будучи маленьким мальчиком, фашистскую оккупацию. В октябре 1955 года Гагарина призвали в вооружённые силы и направили в Чкалов (этот город сегодня называется Оренбург) в местное авиационное училище. Учился Гагарин у лётчика Ядкара Акбулатова, который в то время считался одним из лучших специалистов в своей сфере.


В учёбе Юрий по всем предметам имел весьма высокие оценки и его даже назначили помощником командира взвода. Но при этом он никак не мог в совершенстве овладеть посадкой - нос самолёта всё время немного клонился вниз. В один момент из-за этого было даже принято решение отчислить его. Но Гагарин умолял дать ему ещё шанс, заявлял, что не представляет свою жизнь без неба. В итоге ему удалось осуществить идеальную посадку. В октябре 1957 года документ об окончании училища всё-таки был выдан Юрию Гагарину.

Затем он два года служил в истребительном авиаполку под Мурманском. А в конце 1959 года его включили в список кандидатов в космонавты и попросили приехать в столицу на медкомиссию. К этому времени он имел звание «старлея» (старшего лейтенанта).

Вероятность успеха запуска не была стопроцентной

Факт запуска «Востока-1» никак не освещался заранее - власти стремились обеспечить секретность. И вообще у многих были сомнения в успехе этого полёта - об этом говорят многие факты. Например, известно, что накануне полёта Гагарин написал жене и детям трогательное прощальное письмо. Но так как он всё-таки смог вернуться обратно на Землю, в тот день письмо адресатам не показали. Лишь после гибели космонавта в 1968 году его передали жене.


А ТАСС (главное информационное агентство Советского Союза) заготовило заранее, ещё перед 12 апреля, три разных сообщения об этом полёте: на случай успешного его завершения, на случай поисков космонавта за рубежом и на случай летальной катастрофы.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что до апрельского полёта «Востока-1» уже было произведено шесть тестовых стартов и три из них завершились трагедиями. 15 мая 1960 года поднятый на орбиту корабль-спутник из-за неполадок в ориентационной системе не смог спуститься к земле - он летает вокруг нашей планеты и сейчас. В сентябре 1960 года непосредственно при взлёте произошёл взрыв ракеты, на её борту находились две собаки. Запуск от 1 декабря начинался неплохо: собаки Пчёлка и Мушка поднялись, как было задумано, на орбиту. А вот спусковая траектория в конце полёта оказалась неправильной - корабль с животными внутри него взорвался и полностью сгорел.

Легендарный полёт: 108 минут, которые изменили историю

«Восток-1», пилотируемый Юрием Гагариным, стартовал с Байконура 12 апреля 1961 года в 09:07 (время московское). Руководителем старта являлся ракетный инженер Анатолий Кириллов - он давал команды по стадиям пуска ракеты и осуществлял контроль за их выполнением, следя за ситуацией из командной рубки.


Как только ракета-носитель начала подъём, Гагарин сказал то самое знаменитое слово: «Поехали!». В целом ракета-носитель исполнила свои функции без каких-либо проблем. Лишь на заключительной стадии не сработала система, отвечающая за отключение двигателей третьей ступени. Двигатели выключились лишь после того, как сработал дублирующий механизм. К этому моменту корабль-спутник уже находился на сто километров выше запланированной орбиты.

Гагарин, будучи на орбите, рассказывал о собственных наблюдениях. Он в окно иллюминатора смотрел на Землю с её облаками, горами, океанами и реками, видел облака и атмосферу из черноты космоса, Солнце и далёкие звёзды. Ему понравился открывшийся ему вид нашей планеты. Он даже призвал людей хранить эту красоту, а не разрушать её. Больше всего Гагарина впечатлила линия горизонта - она отделяла земной шар от очень чёрного неба.


Гагарин также провёл несколько экспериментов: поел, выпил воду, сделал пару записей простым карандашом. В какой-то момент он отпустил карандаш, и тот сразу же начал уплывать от него. Гагарин пришёл к выводу, что подобные вещи в невесомости следует фиксировать.

До полёта оставалось загадкой, как психика человека может отреагировать на условия космоса, поэтому внутри корабля была реализована особая защита от умопомешательства пилота. Чтобы управлять кораблём, Гагарин должен был перейти на ручное управление. А для этого ему необходимо было открыть конверт с одним листочком, на котором была записана математическая задача. Только решив её, можно было узнать код доступа к панели управления.

В целом полёт прошёл спокойно, серьёзных нештатных ситуаций не случилось. Длительность этого полёта составила 108 минут, за это время корабль-спутник сделал один-единственный оборот вокруг земного шара.

Но при возвращении на Землю, во время посадки, тормозная система немного подвела и произошло небольшое отклонение от курса.

На высоте семи километров в полном соответствии с планом Гагарин осуществил катапультирование, после чего модуль и космонавт в скафандре стали спускаться вниз на двух разных парашютах (этот способ посадки использовался, кстати, и в других пяти ракетах «Восток»). Регулируя парашютные стропы, космонавт смог избежать попадания в прохладные воды Волги и приземлился на берегу. Так закончился этот космический полёт.


После полёта

После приземления Гагарина случайно встретили жена лесничего и её внучка - они просто прогуливались в этих местах. Затем в районе приземления появились военные - они доставили пилота-космонавта в военную часть. Здесь он вышел на связь с командованием и сообщил, что поставленная перед ним задача выполнена.

Как только об этом стало известно Хрущёву, он позвонил министру обороны Малиновскому. В ходе разговора Хрущёв попросил о том, чтобы Гагарину как можно быстрее было присвоено звание майора. И, кстати, в сообщениях ТАСС от 12 апреля фигурировал уже майор Юрии Гагарин. А вот сам космонавт узнал о своём новом звании лишь после приземления. А ещё чуть позднее ему присвоили звание «Герой Советского Союза».

Изначально не планировалось никаких празднеств, связанных с появлением Гагарина в Москве. Но внезапно планы переменились, в спешном темпе была организована торжественная встреча. На самолёте Ил-18 космонавт прибыл в столичный аэропорт Внуково, где его уже ожидала восторженная толпа, представители СМИ, первые лица советского государства. Далее Гагарина повозили по главным улицам Москвы в автомобиле ЗИЛ с открытым верхом. Гагарин ехал стоя и приветствовал тех, кто пришёл его встречать. Со всех сторон звучали поздравления, многие принесли с собой плакаты. Какой-то мужчина даже пробрался сквозь выставленное оцепление и передал Гагарину цветы.


Потом на Красной площади космонавт, пройдя по красной ковровой дорожке, доложил об успешном полёте Никите Хрущёву. Некоторые люди, смотревшие эту кинохронику, обратили внимание на развязанный шнурок на Гагаринском ботинке. Эта забавная деталька сделала космонавта ещё более любимым в народе.

Легендарные кадры Гагарина в увесистом шлеме, говорящего «Поехали», были сняты не перед самим запуском, а значительно позже - то есть это чистой воды имитация. 12 апреля никому из главных участников запуска было не до съёмок. Потом эти кадры решили воссоздать - Юрий Гагарин и Сергей Королёв перед камерами повторили всё, что говорили и делали в утро перед запуском.


Этот космический полёт привлёк внимание людей со всего земного шара, а Гагарин стал знаменитостью международного, общепланетарного масштаба. По приглашениям первых лиц других государств он посетил приблизительно три десятка стран. Много поездок космонавт осуществил и по территории Советского Союза. Интересно, что в шестидесятые годы прошлого века наиболее популярным мужским именем в СССР стало имя Юрий. Многие пары захотели назвать детей в честь человека, летавшего в космос.


Гагарин выступает перед аудиторией: на него восторженно смотрит итальянская актриса Джина Лоллобриджида

В шестидесятые годы Гагарин вёл заметную общественную деятельность, трудился в Центре подготовки космонавтов, в планах у него был второй космический полёт...

Однако 27 марта 1968 года Гагарин неожиданно и преждевременно погиб в авиакатастрофе во Владимирской области. Он разбился, когда вместе с инструктором Владимиром Серёгиным осуществлял плановый полёт на самолёте МиГ-15УТИ. Обстоятельства катастрофы не выяснены до конца и по сей день. Просто с МиГом пропала связь, а затем его обломки нашлись в нескольких десятках километров от аэродрома.

В связи со смертью Гагарина в Советском Союзе объявили траур. В честь лётчика-космонавта были названы населённые пункты, отдельные проспекты, переулки и улицы. Вдобавок ко всему в разных уголках Земли было открыто огромное количество памятников и скульптур, посвящённых Гагарину.


Значение полёта Гагарина на «Востоке-1»

Данный полёт, безусловно, открыл новую эпоху - эпоху освоения человечеством ранее неизведанных и поражающих своими масштабами космических просторов. Как далеко зайдёт это освоение, чего мы сможем достичь на этом пути, пока не очень ясно. К примеру, сейчас ведутся разговоры о колонизации Луны и Марса.

Но нет сомнений, что этот путь начался 12 апреля 1961 года. И вполне закономерно, что каждый год именно в этот весенний день отмечается такой праздник, как День Космонавтики.


С полёта Гагарина началась история освоения космоса человеком

Навсегда советский гражданин Юрий Гагарин будет в нашей памяти и памяти наших потомков первым человеком, оказавшимся в космосе. Этот статус и это звание у него никто никогда не отберёт.

Документальный фильм «Звезда по имени Гагарин»

12 апреля 1961 года, ровно 55 лет назад, произошло историческое событие, всколыхнувшее, без преувеличения, весь мир, - смоленский паренек Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшем в космосе.

Основное о первом полете знают если не все, то очень многие: 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля, который продлился 108 минут.

В 55-ю годовщину этого события сайт собрал 12 фактов, которые помнят немногие.

1. Готовиться к полету начали за два года

Официально подготовка к полету в космос началась более чем за два года до «дня X»: решение об отборе космонавтов было принято в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 22-10 от 5 января 1959 года. Юрий Гагарин написал рапорт с просьбой зачислить его в группу кандидатов 9 декабря 1959 года. Специальная военная часть для подготовки космонавтов была организована 11 января 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Вершинина, позже именно она стала Центром подготовки космонавтов. Гагарина зачислили в группу кандидатов 3 марта 1960 года, а непосредственно тренировки начались 25 марта.

2. Обычные ребята

Первый отряд космонавтов СССР состоял из 20 человек. При отборе, согласно сохранившимся документам и воспоминаниям причастных, летные качества кандидата (а все они были летчиками реактивных истребителей) не играли вообще никакой роли. Зато были очень важны абсолютное здоровье, вес и рост: человек выше 170 сантиметров и весом более 72 килограммов просто чувствовал бы себя в корабле некомфортно - из-за особенностей конструкции. Также при отборе кандидатов учитывали членство в партии, политическую активность и социальное происхождение. Выросший в крестьянской семье Гагарин подходил как нельзя лучше.

Кардиограмма Гагарина за день до полета. Фото: Commons.wikimedia.org

Один из инструкторов отряда, герой войны, лётчик-испытатель Марк Галлай писал в своей книге «С человеком на борту»: «В любом авиагарнизоне можно было без труда встретить таких ребят. Плохо ли это? Напротив, убеждён, что очень хорошо! Ни в коей мере не умаляет достоинств первых космонавтов, но многое говорит в пользу «любых авиагарнизонов».

3. Космическая гонка

Известно, что с запуском «Востока-1» очень торопились: была информация, что 20 апреля своего астронавта отправят в космос американцы. Поэтому дала полета была назначена между 11 и 17 апреля. Космонавта выбрали практически в последний момент - на закрытом заседании госкомиссии 8 апреля, всего за четыре дня до запуска. Но даже 12 апреля, вплоть до самого старта, Гагарина сопровождал Герман Титов, который был его дублером. Титову разрешили снять скафандр только тогда, когда Гагарин уже был внутри корабля.

4. Опасный корабль

Копия ракеты «Восток», ВДНХ, Москва Фото: Commons.wikimedia.org

Спешка повлияла и на саму конструкцию «Востока-1»: ради скорости оптимальным решениям предпочитали наиболее просто и быстро осуществимые, а некоторые элементы и вовсе не успели собрать вовремя. Так что корабль взлетает без системы аварийного спасения на старте, системы мягкой посадки корабля и дублирующей тормозной установки. Конструкторы рассчитали, что, в случае, если «Восток» выйдет на низкую 180—200-километровую орбиту, он должен, благодаря естественному торможению о верхние слои атмосферы вернуться на Землю в течение 10 суток. Так что на эти 10 суток были рассчитаны и системы жизнеобеспечения.

Запуск прошел успешно: ракета-носитель сработала без ошибок, но на завершающем этапе давшая сбой система радиоуправления не выключила двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания таймера, но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой оказалась на 100 километров выше расчётной. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять, по разным оценкам, от 20 до 50 дней.

5. Кто сказал «Поехали»?

Фраза, которую Гагарин сказал вместо положенного по уставу «Экипаж, взлетаю», вошла в историю и стала одним из символов полета. Существует версия, что легендарное «Поехали!» Гагарин «подцепил» у методиста отряда космонавтов, летчика-испытателя Марка Галлая. Именно он любил так говорить перед взлетом, и ввел выражение в тренировки отряда. Это, кроме неприязни к стандартному сообщению о готовности к взлету, объяснялось еще и чисто психологическим моментом - «Поехали!» звучало бодрее и неформальнее.

«Неприязнь к шикарной фразе — «Экипаж, взлетаю!» — я почувствовал с тех пор, как однажды услыхал её из уст лётчика, который работал только на легкомоторных самолётах и перед взлётом гордо изрекал её, адресуясь к «экипажу» в составе… одного человека», - писал в своих воспоминаниях Галлай.

Неуставная запись в журнале дежурного по полигону: "Человек в космосе! Ура!". Фото: Commons.wikimedia.org

6. Встреча с невесомостью

Конечно, космонавтов усиленно готовили ко всему, что им предстоит пережить в космосе - но, понятно, что исходили из чисто теоретических данных. На орбите Гагарину предстояло провести несколько простейших опытов, чтобы проверить все на практике. Эксперименты были такие: покушать, попить и пописать карандашом. Когда космонавт попытался положить карандаш, он сразу же начал «уплывать». Все свои ощущения и мысли Юрий записывал на бортовой магнитофон (для последующего анализа», и после такого поведения письменной принадлежности он заметил, что карандаши в космосе лучше привязывать.

7. Защита от «помешательства»

Реакция психики человека на столь стрессовые условия до первого полета, конечно, не была изучена. Поэтому конструкторы «Востока-1» предусмотрели особую защиту на случай, если первый космонавт в порыве помешательства попытается управлять полётом. Так, чтобы включить ручное управление, нужно было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом. Разблокировать панель управления можно было, лишь введя на ней верную последовательность.

Приборная панель корабля. Фото: Commons.wikimedia.org

8. Тяжелый спуск

Мало кто представляет, что пережил Гагарин во время в конце своего полета. Тормозная двигательная установка сработала, но с недобором импульса, и автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. Из-за этого в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался, совершая один оборот в секунду. Космонавт лишь сообщил о нештатной ситуации на борту корабля, очевидно, решив не пугать руководителей полета. Аппарат спуска отделился от приторно-двигательного отсека только на входе в более плотные слои атмосферы: команда на разделение поступила уже от термодатчиков, которые зафиксировали перегорание соединяющих кабелей.

Во время самого спуска, который, как и у последующих кораблей серии, происходил по баллистической траектории, космонавт испытывал восьми-десятикратные нагрузки. А после входа аппарата в атмосферу перед глазами Гагарина представала по-настоящему страшная картина: загорелась обшивка корабля, а по стеклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла.

Макет корабля «Восток-1» в парижском Музее авиации и космонавтики. Фото: Commons.wikimedia.org

9. Неоткрывшийся клапан, лишний парашют и ледяная вода

На этом трудности не закончились: катапультировались на высоте семи километров, Гагарин начал спускаться отдельно от капсулы на парашюте. При этом у него не сразу открылся герметичный клапан скафандра, так что в какой-то момент космонавт остался без воздуха. Кроме того, вместе с основным парашютом вышел запасной - могли спутаться стропы. И, наконец, первоначальным местом приземления могла стать ледяная на тот момент вода Волги, однако Гагарин, управляя стропами, смог скорректировать траекторию и приземлился в полутора километрах от берега.

Спускаемый аппарат космического корабля «Восток» в музее РКК «Энергия». Крышка, отделившаяся на высоте 7 километров, падала на Землю отдельно, без парашюта. Фото: Commons.wikimedia.org

10. Встреча в лесу

Известно, что Гагарин должен был приземлиться в 110 километрах от Сталинграда, но из-за сбоя он вернулся на Землю в Саратовской области. По официальным данным, космонавта встретили военные. Но существует легенда, что на самом деле первыми, кто увидел спустившегося с небес человека в скафандре, были жена местного лесника Анна (Анихайят) Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита (Румия). И только после этого к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Румия, по данным СМИ, живет под Астраханью и до сих пор вспоминает встречу с «оранжевым чудищем» - такого цвета был скафандр Гагарина.

11. Долгий день

Запуск «Востока-1» с Байконура произошел в 9:07 часов по московскому времени (в 12:07 по местному), еще 108 минут занял полет, а приземлился Гагарин, по официальным данным, в 10:55. Что бы сделали вы после всего пережитого в столь насыщенное утро? Гагарину же пришлось принимать первые награды и общаться с руководством, после полудня он в течение трех часов давал интервью и фотографировался. И только несколько часов спустя, уже вечером, около 18 часов, на обкомовской даче на берегу Волги космонавт смог, наконец, принять душ и нормально поесть. А в 21 час началась вечеринка - праздновали успешный полет.

12. Съмки кинохроники

Известные кадры кинохроники, запечатлевшие старт «Востока-1», на самом деле снимали отдельно, для истории, так как сам полет и запуск производились в обстановке строжайшей секретности. На съемках Гагарин вновь повторил все, что делал 12 апреля 1961 года.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы