Про деток, от рождения до школы

В залах Третьяковской галереи на Крымском валу открылась экспозиция «Дмитрий Мочальский -- романтик соцреализма», посвященная столетию со дня рождения художника. Выставляя творения советского бытописателя, третьяковцы, видимо, решили начать мягкую реабилитацию искусства социалистического реализма, о которой еще несколько лет тому назад никто бы и не подумал.

Дмитрия Константиновича Мочальского (1908-1988), конечно, нельзя считать романтиком соцреализма: никаких бурь и натисков в его творчестве не заметно. А был он, так сказать, робким свидетелем-энтузиастом свершений советской эпохи, как бы человеком из демонстрации. Даже его известная по прежним советским школьным учебникам картина «Возвращение с демонстрации (Они видели Сталина)» 1949 года написана как косвенная здравица «отцу народов», а потому и на Госпремию она не потянула. Впрочем, холст с изображением радостных пионеров и суворовца, идущих по Москворецкому мосту со свернутыми знаменами, годился во все советские времена: ведь подзаголовок в скобках в определенный момент нашей истории исчез, а сомнительный отблеск Сталинской премии произведения не коснулся.

По своей стилистике картины Мочальского сродни советскому кинематографу, любившему хорошо поставленную «естественную» сцену. Так, например, еще один известный опус художника – огромное полотно «Победа. Берлин. 1945 год» (1947 год) с ликующими солдатами пред рейхстагом – можно было бы посчитать за эскиз к помпезному фильму Чиаурели «Падение Берлина», снятому через два года.

Но в целом Дмитрий Мочальский избегал и даже опасался прямых высказываний о своем времени. И тому были причины: в 1930-е годы его едва не выгнали из художественного института за «непролетарское» происхождение. Похоже, эту узду художник чувствовал всю свою жизнь.

Неплохой рисовальщик, Мочальский не делал портретов вождей. Да ему это, вероятно, и не дозволялось -- не Налбандян же. Наброски с коллег-художников, эскизы к картинам – вот и все его графическое наследие, которое на нынешнюю выставку представили наследники. Ученик Кардовского и Петрова-Водкина, еще юношей заставший времена Вхутеина-Вхутемаса, где он упражнялся в геометрической абстракции и потом в монументальном искусстве, Мочальский опасливо удовольствовался небольшой жанровой, бытовой живописью.

Знатный целинник

Тайный поклонник импрессионизма, который был под запретом, он хотел писать на пленэре. Советское плановое хозяйство пошло ему навстречу: в середине 1950-х годов началось так называемое освоение залежных земель северного Казахстана, то есть целины. Мочальский с видимым удовольствием писал загорелых целинников, рассветные и закатные пашни, цветастые лоскутные одеяла и коврики незамысловатого быта, легкий флирт членов полеводческих бригад – все это жизнерадостно, красочно и даже чуть правдивее, чем в фильме «Иван Бровкин на целине». Эта своеобразная «целиниана» сделала Мочальскому имя: в 1961 году он возглавил Московское отделение Союза художников СССР (МОСХ).

Покладистый председатель

Но тут судьба с ним сыграла дурную шутку. В декабре следующего года разразился знаменитый скандал вокруг выставки «30-летию МОСХА», когда приехавший в Манеж Никита Хрущев площадной бранью отлакировал как старых мастеров-формалистов Фалька, Штеренберга и других, так и молодую нонконформистскую поросль во главе с Белютиным, Неизвестным, Янкилевским и так далее. Как бы теперь ни оправдывали наследники и выученики Мочальского, а председатель МОСХа тогда спасовал перед истеричным первым секретарем КПСС и его свитой. Выставку он, что называется, «сдал». А о молодых художниках отозвался пренебрежительно: «Пижоны с бородками, в модных брючках, с натуры писали абстрактные вещи…». Обо всех тех событиях достаточно подробно написано в книге искусствоведа Юрия Герчука «Кровоизлияние в МОСХ». Впрочем, эту страницу в биографии Мочальского быстро пролистали и покладистого художника отправили в загранкомандирову, в Париж.

Что касается собственно творчества, то вспаханная в 50-е годы целина продолжала кормить художника всю оставшуюся жизнь, которая завершилась кончиной на административном посту – в деканате Суриковского института. Пожалуй, и нынешнюю выставку стоило разместить именно там.

К артина «Выходной день» Дмитрия Мочальского (1908–1988), великолепно выстроенная, пластически убедительная, в которой достигнуто единство в сочетании деталей и целого, - одна из лучших работ, представленных в ГТГ на выставке «Дмитрий Мочальский - романтик соцреализма», посвященной 100-летию со дня рождения художника. В свободной живописной манере изображен отдых двух молодых людей, тщательно продуманы цветовые соотношения, каждая деталь, каждый мазок. И получились емкие и выразительные образы.

Выходной день. 1967

Мастер советского бытового жанра, рассказчик в традициях П.Федотова, В.Маковского, Мочальский прошел отличную профессиональную школу: учился в Московском академическом художественном училище памяти 1905 года, брал уроки у Д.Н.Кардовского. В Академии художеств его педагогами были Н.Э.Радлов, В.Н.Мешков, Н.И. Чернышев, А.И. Савинов. Азы графического искусства он постигал у А.Д.Гончарова, совершенствовался в композиции у В.А.Фаворского, изучал основы пространственных соотношений у К.С.Петрова-Водкина. «Мне в жизни повезло с учителями, пробудившими во мне творческие порывы, привившими мне любовь к искусству», - писал Мочальский в автобиографии. Об «уроках» Кардовского и Петрова-Водкина напоминают показанные на выставке образные монументальные рисунки голов.

Победа. Берлин, 1945 год. 1947

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Hadley". Мужские сумки - для ноутбука, сумки-планшеты, портфели, дорожные сумки, городские рюкзаки , сумки для документов, клатчи, а также аксессуары и женские сумки. Гарантия качества, доступные цены, скидки, доставка по России, в Москве курьером или самовывоз. Посмотреть каталог товаров и сделать заказ Вы сможете на сайте, который расположен по адресу: http://hadleybags.ru.

В годы войны Мочальский выезжал в районы боевых действий. Вместе с советскими войсками он вошел в разрушенный Берлин (рисунки углем из серии «Советские войска в Берлине, 1945)». В перерывах между командировками Мочальский преподавал в Суриковском институте. В 1940-е годы он написал картины «Зоя Космодемьянская», «Победа. Берлин, 9 мая», «Минёр. Донской фронт», «Возвращение с демонстрации», в которых использовал монументально-графический язык. Это яркие свидетельства времени.

После демонстрации. 1949

Мочальский считается продолжателем традиций русской реалистической школы. Поэтизируя повседневную жизнь, он делает ее пластически убедительной благодаря острому чувству цвета, блистательному размещению фигур в пространстве, умению находить некий духовный камертон общения своих персонажей, хорошо выстраивая мизансцены, где каждому отводится своя роль. В композициях подкупают естественность, непринужденность поведения героев.

Троица. 1975

Подружки. 1957

О роли композиции в его творчестве Мочальский высказался так: «Слово о композиции - если бы я сумел написать о ней, как я чувствую, это была бы песнь о ней, ее красоте. Как достичь художественной образности, внутренней красоты? Научиться видеть, жить и владеть профессией? Внимание, наблюдение, воображение и обобщение». Этим заветам он оставался верен всю жизнь. И умер на посту как солдат: в деканате Суриковского института.

Затянувшееся объяснение. 1954

В 1950-е годы манера письма художника становится более свободной, он отказывается от излишней проработанности деталей предыдущего периода. В Казахстане, в летних поездках на целину в 1950–1960-е гг. он с увлечением, большой проникновеностью изображает быт целинников, их жизнь - трудную, суровую, но полную романтики («Палатка трактористов», 1957, «Ухажеры», 1956). Не многим удавалось найти столь выразительные и простые средства для передачи поэзии повседневного труда, создать столь естественные и непринужденные композиции. Этюды, эскизы, наброски к картинам, портреты дают представление о том, как рождался замысел той или иной картины, о трудоемкой подготовительной работе. В них можно подметить, как бесконечно варьировал автор позы героев, их движения. Особено хороши полотна лирического плана - «Подружки» (1957), «Молодожены-целинники» (1959).

Первый беспартийный художник, возглавивший МОСХ, Мочальский был одним из организаторов памятной выставки к 30-летию МОСХа в Манеже. В спокойной манере он пытался разъяснить Хрущеву и партийным руководителям достоинства картин различных мастеров, прежде всего Р. Фалька, но не смог воспрепятствовать начавшейся политической травле художников.

В 1960–1970-е Мочальский совершенствовал свое мастерство, создав знаменитые работы «Четыре поколения» (1968), «Скатерть-самобранка» (1970)... А его рисунки - портретная галерея художников Виктора Попкова, Алексея Ткачева, Таира Салахова, Георгия Нисского - показывают, каким он был замечательным рисовальщиком.

Мочальский 51 год проработал в Суриковском институте, его учениками были братья А.П. и С.П.Ткачевы, Б.Н.Неменский, П.П.Оссовский, Н.А.Андронов, В.Ф. тожаров, О.В.Булгакова... Булгакова так писала об учителе: «Мочальский - целая эпоха в жизни его студентов. Каждый человек, каждая история, каждая картина остро переживались им как пластическое событие. Он был убежден, что человек становится художником, когда впервые осознает острую необходимость нарисовать поразившее его зрительное впечатление - чем угодно и на чем угодно, что есть под рукой, и это становится в дальнейшем естественным».

На выставке представлено около ста живописных и графических работ Мочальского из собраний Государственной Третьяковской галереи, Международной конфедерации союзов художников и семьи этого классика соцреализма.

Описание занятия по картине «На демонстрацию»

О. И. Соловьева. "Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду"
Издательство «Просвещение», М., 1966 г.
Приведено с сокращениями

Воспитательница. Посмотрите все на картину. Кто нарисован на картине?
Витя. На картинке нарисованы конь, мальчик и девочка.
Воспитательница. Кто это? (Показывает по очереди на фигуры матери и детей.)
Юра. Это мальчик, девочка и мама.
Воспитательница. Что держат в руках дети?
Света. Дети держат флажки.
Воспитательница. Какого цвета флажки?
Лида. Красные.
Воспитательница. Что делает мама?
Ляля. Мама Прикалывает девочке праздничный бант.
Воспитательница. Ты хорошо, Ляля, ответила! Детей мама празднично одела и купила им флажки к празднику 1 Мая. А что еще подарили детям к празднику 1 Мая?
Слава. Им подарили еще коня, куклу, мяч.
Воспитательница. Правильно. (Обращает внимание на стол.) Что стоит на столе?
Галя. На столе стоят цветы.
Воспитательница. А какие это цветы стоят на столе?
Дети затрудняются ответить.
Воспитательница. Праздник 1 Мая в какое время года бывает?
Коля. Праздник 1 Мая бывает всегда весной.
Воспитательница. Значит, это весенние цветы. Подумайте и назовите эти цветы.
Люся! Это подснежники.
Воспитательница. Что еще вы видите в комнате?
Лида. На стене висит радио.
Воспитательница. Это репродуктор. Дети, посмотрите на окно. Что видно в окошко?
Валя. В окошко видно дом.
Воспитательница. В окошко виден дом. (Предлагает повторить Вале.)
Воспитательница. Как украшены дома?
Надя. Дома украшены красиво: плакаты висят.
Лена. И на плакате написано «1 Мая».
Воспитательница. Правильно, написано «1 Мая». Куда собирается мама с детьми?
Витя. Они пойдут на демонстрацию.
Воспитательница. Что увидят они на улице?
Таня. Они увидят, как люди пойдут с флагами, портретами.
Воспитательница. Дети, придумайте рассказ про мальчика и девочку, которые нарисованы на картине: как они собирались на демонстрацию, что видели на улицах, что делали дома после демонстрации. (Дает детям подумать.)
Рассказы детей.
Люся. Мама нарядила Лену и Колю, и пошли они на улицу. На улицах было красиво. Лена и Коля видели, как шли нарядные люди, несли флаги и портреты. Лена и Коля тоже несли флажки. Всем было весело. Потом они пришли домой и стали играть в лошадку, мяч и куклу. Куклу Лёне мама подарила говорящую. Они весело играли, а потом радио слушали.
Коля. Таня и Коля собираются на праздник 1 Мая. Они взяли флажки и пошли. Много народу шло. Несли флаги, знамена, портреты. Таня и Коля махали всем флажками и кричали «ура». После демонстрации пришли домой. Они весело играли в новые игрушки. У них в комнате было красиво, празднично.
Галя. Мама Лену и Колю нарядила, и они пошли на демонстрацию. Они видели, как люди несли флаги, знамена. Они праздник провели весело.
Вова. В комнате у них было чисто, красиво, на столе стоят цветы, подснежники. Мама нарядила Колю и Лену, и пошли он на улицу демонстрацию смотреть. Лена и Коля махали флажками и кричали «ура». Люди песни пели. Потом пришли домой. Стали играть в игрушки, которые мама подарила к празднику 1 Мая. Мячик прыгал. Они смеялись. Им было весело.
При общем содержании, которое определяется картиной, в каждом из пяти рассказов детей были частные подробности, свидетельствующие о самостоятельной работе мысли, об отсутствии механического копирования рассказа товарища.
В приведенных рассказах при некоторой шероховатости языка нужно отметить не только связность и последовательность изложения, но и непосредственное чувство. Каждый рассказчик старался показать любовь детей к маме.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Одна из самых известных работ стрит-арт художника Бэнкси «Девочка с воздушным шаром» самоуничтожилась на аукционе «Сотбис» в Лондоне сразу после того, как ее продали, сообщает издание Daily Mirror.

Изначально стоимость картины составляла примерно $250-400 тыс., но участники аукциона оценили ее гораздо выше – в $1,4 млн. Как только в зале прозвучал удар молотка, в раме включился измельчитель бумаги, через который прошло полотно. На опубликованном видео с аукциона видно, что большая часть картины оказалась изрезана на мелкие полоски на глазах у изумленной публики.

«Бэнкси нас сделал. Мы никогда не сталкивались с подобной ситуацией в прошлом», - прокомментировал случившееся директор «Сотбис» Алекс Бранзик.

Сам художник в своем инстаграме вызвал еще большее недоумение публики, разместив фото изрезанной картины с подписью: «Идет, идет, ушла…».

Представители «Сотбис» уже связались с покупателем, который приобрел картину по телефону. Он, по словам сотрудников аукциона, был «удивлен». Дальнейшие действия в данный момент обсуждаются. В соответствии с правилами аукциона, покупатель имеет право отказаться от лота, если он был поврежден. В то же время не исключена вероятность увеличения стоимости картины из-за акции со шредером.

«Девочка с воздушным шаром» считается главной работой Бэнкси. Она появилась в 2002 году на мосту через Темзу в Саут-Банке, районе Лондона. Позади картины написаны слова: «Надежда всегда жива». Спустя четыре года после этого художник создал единственный экземпляр картины акриловыми красками на холсте. Произведение было помещено в большую позолоченную раму, в которую, как оказалось в итоге, был встроен шредер.

Автором работы является уличный художник, настоящего имени которого не знают ни журналисты, ни полицейские, ни большая часть общества, которая следит за его творчеством. Он скрывается под псевдонимом Бэнкси (Banksy) на протяжении уже двадцати лет.

Свои граффити он начал оставлять на улицах еще в 1990-х. Создаваемые им работы на данный момент оцениваются в миллионы долларов. Благодаря его произведениям значительно увеличивается стоимость объектов недвижимости, на которых они размещены, в связи с чем порча этих картин квалифицируется как вандализм. Использование трафаретов является фирменным стилем Бэнкси.

Его работы отражают многие социально-политические проблемы, в том числе притеснение мирного населения в Палестине, лицемерие политиков, беженцы, капиталистическая алчность в Лондоне. Им уже создано порядка 130 стрит-арт рисунков.

Хулиганством его работы считались вплоть до 2007 года, когда созданные Бэнкси произведения начали скупать Анжелина Джоли, Бред Питт, Кейт Мосс, Джуд Лоу и другие знаменитости.

Тогда он и стал всемирно известным художником современности. Соответственно, выросли и ставки на его рисунки на «Сотбис» - шесть работ ушли с молотка за £372 тыс.

Впрочем, интерес общества вызывает не только творчество Бэнкси, но и сама его личность, о которой почти ничего неизвестно. Журналисты и поклонники выстраивают различные версии того, какое же имя скрывается за творческим псевдонимом. Согласно одному из предположений, в действительности его зовут Роберт или Робин Бэнкс.

В начале марта 2016 года в некоторых СМИ появилась новость, что настоящее имя Бэнкси выяснили ученые из Лондонского университета королевы Марии. По их мнению, художником является Робин Каннингем.

По наиболее распространенной версии, под псевдонимом Бэнкси рисует британский музыкант группы Massive Attack, певец и граффитист Роберт Дель Ная. Однажды в одном из интервью подтверждающую эту теорию оговорку допустил диджей Goldie. Как бы то ни было, официально личность Бэнкси еще не установлена.

Кстати, в 2005-м году художник создал еще одну картину, на которой изображена девочка, но уже не с одним, а с несколькими воздушными шарами. Тогда он был в Палестине, где, вопреки протестам , на Западном берегу реки Иордан возвели многометровую бетонную стену между Палестиной и Израилем.

Для художника это сооружение стало огромным холстом длиной в 425 миль.

Чтобы выразить свое отношение к происходящему на этой территории, он каждое утро размещал на своем сайте очередной рисунок со стены с подписью: «Праздничный снимок». Чаще всего на картинах он изображал детей, которые, по его мнению, являются главными жертвами военного конфликта.

«Израильское правительство строит стену вокруг оккупированных палестинских территорий. По высоте она в три раза превышает Берлинскую стену, а длина, в итоге, достигает 700 км - расстояние от Лондона до Цюриха. Стена нарушает международное законодательство и, по существу, превращает Палестину в самую крупную в мире тюрьму открытого типа», - написал Бэнкси на своем сайте.

Мастер стрит-арта Бэнкси уничтожил одно из своих самых известных произведений в тот момент, когда его продали на аукционе «Сотбис» в Лондоне за 860 тысяч фунтов (75,2 миллиона рублей). Для этого ему даже не пришлось прикасаться к картине: похоже, он подготовился к осуществлению этого плана много лет назад. Теперь коллекционеры пытаются понять, не сделало ли уничтожение картину ещё дороже, чем она была.

Один из экземпляров знаменитой картины «Девочка с шаром» от известного своими работами на социальные темы художника Бэнкси был выставлен на аукционе «Сотбис», но покупатели вряд ли были готовы к тому, что их ждало. 5 октября картину продали за 860 тысяч фунтов (75,2 миллиона рублей), пишет Financial Times . Однако сразу после этого включилось миниатюрное устройство в раме, которое, похоже, вмонтировал туда сам художник.

Внутри широкой рамы картины оказался шредер, и как только прозвучало объявление о том, что картина продана, он включился. Картина стала сползать вниз и появлялась под рамой уже разрезанной на длинные полосы. Затем процесс остановился, но внутри рамы оставалось меньше половины картины, а большая часть была уничтожена. По словам старшего директора «Сотбис» Алекса Бранчика, этот сюрприз от Бэнкси в очередной раз подтверждает его неординарность.

Он, пожалуй, величайший художник в британском стрит-арте, и сегодня мы увидели небольшое проявление гения Бэнкси.

Бранчик заявил, что непричастен к уничтожению картины и не знает, как Бэнкси удалось это сделать. «Девочка с шаром» была в распоряжении аукционного дома «Сотбис» с 2006 года, и вряд ли аккумуляторы в шредере могли продержаться так долго. При этом, когда остатки картины снимали со стены, не было видно никаких внешних источников питания. Также неизвестно, как Бэнкси или его сообщники выбрали момент, чтобы включить шредер. По одной из версий, сам художник с пультом дистанционного управления находился среди участников торгов.

Обычно, если лот с аукциона оказывается повреждён до того, как покупатель вынесет его с собой, покупка считается отменённой. Но в этом случае всё не так просто, считает Бранчик. По его словам, уникальность самоуничтожившейся картины делает её даже интереснее.

Можно предположить, что эта работа теперь стала более ценной. Это точно первое произведение, которое оказалось внезапно разрезанным в момент окончания аукциона.

Но даже Бэнкси не всегда может уследить, что происходит с его работами. Летом в Москве прошла выставка его творчества в Центральном доме художника. За вход брали деньги, но сам Бэнкси . Но организаторы с уверенностью заявляли, что не делают ничего плохого, и даже .



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы