Про деток, от рождения до школы

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса)

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.

Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ “+”, если Вы согласны с ним, или “-”, если не согласны”.

Обработка и интерпретация результатов.

При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

№ вопросов

1. Общая тревожность в школе

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;

2. Переживание социального стресса

5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11

3. Фрустрация потребности в достижение успеха

1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6

5. Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

3,8,13,17.22; сумма = 5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9,14.18.23,28; сумма = 5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8

КЛЮЧ К ВОПРОСАМ


Результаты

1) Число несовпадений знаков (“+” - да, “-” - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).

Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

  1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
  4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
  6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Текст опросника.

  • Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  • Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  • Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  • Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  • Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  • Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  • Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  • Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  • Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  • Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  • Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  • Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  • Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  • Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  • Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
  • Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  • Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  • Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  • Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
  • Похож ли ты на своих одноклассников?
  • Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  • Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  • Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  • Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  • Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  • Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  • Боишься ли ты временами вступать в спор?
  • Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  • Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  • Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  • Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  • Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  • Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  • Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  • Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  • Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  • Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  • Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  • Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  • Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  • Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  • Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  • Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  • Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  • Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  • Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  • Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  • Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  • Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  • Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  • Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  • Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
  • Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  • Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
  • Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
  • Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  • Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  • Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
  • Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса)

    Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

    Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

    Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса)

    Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

    Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.

    Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

    Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ “+”, если Вы согласны с ним, или “-”, если не согласны”.

    Обработка и интерпретация результатов.

    При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

    1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

    2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

    Факторы

    № вопросов

    1. Общая тревожность в школе

    2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;

    сумма = 22

    2. Переживание социального стресса

    5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11

    3. Фрустрация потребности в достижение успеха

    1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13

    4. Страх самовыражения

    27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6

    5. Страх ситуации проверки знаний

    2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6

    6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

    3,8,13,17.22; сумма = 5

    7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

    9,14.18.23,28; сумма = 5

    8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

    2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8

    КЛЮЧ К ВОПРОСАМ

    25 +

    31 -

    43 +

    20 +

    38 +

    44 +

    21 -

    39 +

    51 -

    22 +

    11 +

    35 +

    41 +

    24 +

    30 +

    36 +

    42 -

    Результаты

    1) Число несовпадений знаков (“+” - да, “-” - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: 50 % и 75%).

    Для каждого респондента.

    2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

    3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - 50 % и 75%.

    4) Представление этих данных в виде диаграммы.

    5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).

    6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

    7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

    1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
    2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
    3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
    4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
    5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
    6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
    7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
    8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

    Бланк

    “+”

    “–”

    Текст опросника.

    1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
    2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
    3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
    4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
    5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
    6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
    7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
    8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
    9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
    10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
    11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
    12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
    13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
    14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
    15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
    16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
    17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
    18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
    19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
    20. Похож ли ты на своих одноклассников?
    21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
    22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
    23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
    24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
    25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
    26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
    27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
    28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
    29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
    30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
    31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
    32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
    33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
    34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
    35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
    36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
    37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
    38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
    39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
    40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
    41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
    42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
    43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
    44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
    45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
    46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
    47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
    48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
    49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
    50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
    51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
    52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
    53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
    54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
    55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
    56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
    57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
    58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

    Данный тест получил широкое распространение, так как не требует специальных навыков для проведения и обработки, а также позволяет с высокой точностью узнать не только общий уровень тревожности школьника, но и конкретные области, где ученик испытывает наибольший уровень беспокойства.

    Тест школьной тревожности Филлипса рассчитан на младших школьников и подростков. Наиболее объективный результат достигается при тестировании ребят обучающихся с 3 по 7 класс. Что касается формы проведения, то тестирование может проходить как индивидуально, так и в группе. Вопросы из теста лучше всего предоставлять ученикам в письменном варианте, так как преподавателю не рекомендуется присутствовать во время тестирования.

    Список вопросов для теста:

    1) Чувствуешь ли ты, что выделяешься среди своих одноклассников?

    2) Испытываешь ли ты волнение, когда преподаватель собирается узнать насколько хорошо ты выучил домашнее задание?

    3) Требования учителя для тебя слишком сложны?

    4) Снился ли тебе когда-нибудь сон, что преподаватель злится на тебя из-за невыученного домашнего задания?

    5) Тебя когда-нибудь всерьез били одноклассники?

    6) Всегда ли ты успеваешь за преподавателем, когда он объясняет новую тему?

    7) Испытываешь ли ты тревогу при ответе у доски или при выполнении письменного задания?

    Бывает ли такое, что ты отказываешься отвечать только из-за того, что боишься сделать нелепую ошибку?

    9) Дрожат ли у тебя ноги, когда ты отвечаешь возле доски?

    38) Надеешься ли ты, что твоя успеваемость улучшится по сравнению с настоящим временем?

    39) Думаешь ли ты, что одеваешься как минимум не хуже своих приятелей по школе?

    40) Во время ответа у доски задумываешься ли ты о том, что о тебе думают окружающие?

    41) Разрешено ли ученикам, имеющим хорошую успеваемость что-то, что недоступно для других учеников?

    42) Завидуют ли тебе одноклассники, когда ты лучше их справляешься с работой?

    43) Удовлетворен ли ты своими отношениями с одноклассниками?

    44) Испытываешь ли ты дискомфорт, когда остаешься один на один с преподавателем?

    45) Дразнили ли тебя одноклассники из-за твоего внешнего вида или поведения?

    46) Кажется ли тебе, что ты больше волнуешься о своей успеваемости, нежели одноклассники?

    47) Если ты испытываешь затруднения при ответе возле доски, чувствуешь ли ты, что можешь разрыдаться?

    48) Время от времени, перед тем как лечь спать, тревожишься ли ты о том, что ожидает тебя завтра в школе?

    49) В процессе работы над тяжелым заданием, чувствуешь ли ты иногда, что забываешь те вещи, которые хорошо знал раньше?

    50) Трясется ли твоя рука, когда ты выполняешь какую-либо письменную работу?

    51) Испытываешь ли ты тревогу, когда преподаватель озвучивает, что он готовится дать задание классу?

    52) Испытываешь ли ты тревогу, когда преподаватель проверяет твое домашнее задание в школе?

    53) Когда преподаватель планирует устроить самостоятельную работу, тревожишься ли ты о том, что не сможешь его выполнить?

    54) Снилось ли тебе когда-нибудь, что твои школьные друзья способны выполнить задание, которое тебе не под силу?

    55) Когда преподаватель объясняет новую тему, думаешь ли ты, что твои одноклассники усваивают материал лучше тебя?

    56) Испытываешь ли ты чувство тревоги по пути в школу из-за того, что преподаватель может устроить контрольную работу?

    57) При выполнении какого-либо задания в школе, чувствуешь ли ты иногда, что справляешься с ним недостаточно хорошо?

    58) Было ли такое, что твоя рука дрожала в тот момент, когда ты решал задание на доске ?


    Отлично. А теперь — перейдем к результатам

    Обработка результатов теста Филлипса на тревожность

    После того, как ученики выполнили тест, необходимо обратить внимание на ответы, несовпадающие с таблицей ниже. К примеру, если учеником был дан ответ «нет» на 20-ый вопрос, а в таблице напротив него стоит «+», то это свидетельствует о проявлении тревожности, как и любое другое несовпадение с таблицей. Обработка теста идет по двум параметрам:

    1) Первый параметр – общее количество несовпадений с таблицей выраженное в процентах. Например, если ни один ответ ученика не совпал с таблицей, то этот показатель будет равен 100%. Этот параметр поможет определить общий уровень школьной тревожности.

    Пояснение: Минус предполагает, что был дан ответ «нет», а плюс – «да».

    1 — 19 — 37 — 55 —
    2 — 20 + 38 + 56 —
    3 — 21 — 39 + 57 —
    4 — 22 + 40 — 58 —
    5 — 23 — 41 +
    6 — 24 + 42 —
    7 — 25 + 43 +
    8 — 26 — 44 —
    9 — 27 — 45 —
    10 — 28 — 46 —
    11 + 29 — 47 —
    12 — 30 + 48 —
    13 — 31 — 49 —
    14 — 32 — 50 —
    15 — 33 — 51 —
    16 — 34 — 52 —
    17 — 35 + 53 —
    18 — 36 + 54 —

    2) Второй параметр – число совпадений по 8 факторам, которые были выделены в тесте Филлипса на тревожность. Данная часть теста предназначена для того, чтобы подробнее узнать в какой области ученик испытывает максимальную тревожность. Подсчет происходит по такой же методике, как и в первом случае.

    Факторы № вопросов
    1) Общая тревожность в школе 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47,48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58

    Число вопросов = 22

    2) Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42,44

    Число вопросов = 11

    3) Фрустрация потребности в достижении успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43

    Число вопросов = 13

    4) Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45

    Число вопросов = 6

    5) Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26

    Число вопросов =6

    6) Страх несоответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22

    Число вопросов = 5

    7) Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9, 14, 18, 23, 28

    Число вопросов = 5

    8) Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47

    Число вопросов = 8

    Интерпретация теста школьной тревожности Филлипса

    Интерпретация по первому параметру.

    Если у вас получилось число в диапазоне от 50% до 75%, то это свидетельствует о повышенной тревожности ученика, а если этот показатель больше 75%, то здесь имеет место быть высокая тревожность.

    Интерпретация по второму параметру.

    2.1) Общая тревожность в школе – общий эмоциональный фон ученика, который связан с различными сферами участия школьной жизни.

    2.2) Переживание социального стресса – психологическое состояние ученика, на фоне которого развиваются его отношения с одноклассниками.

    2.3) Фрустрация потребности в достижении успеха – негативный эмоциональный фон, препятствующий желанию развиваться, достижению высоких результатов и т.д.

    2.4) Страх самовыражения – спектр негативных эмоций во время ситуаций, требующих раскрытия перед окружающими, а также возникающий во время демонстрации своих способностей.

    2.5) Страх ситуации проверки знаний – проявление тревожности и негативной реакции в момент проверки знаний, как правило, перед другими учениками.

    2.6) Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – завышенная зависимость от мнения других в оценке своей работы, поведения или мыслей. Беспокойство по поводу критического отношения окружающих.

    2.7) Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психической и физиологической конституции ученика, которые негативно сказываются на приспособляемости к стрессовым ситуациям.

    2.8) Проблемы и страхи в отношениях с учителями – негативное психологическое состояние ученика по отношению к преподавателям, которое негативно сказывается на успеваемости.

    Пример обработки результатов теста школьной тревожности Филлипса

    Предположим, что учеником были даны следующие ответы:

    1) Да – с 1-го вопроса по 29-ый.

    2) Нет – с 30-го по 58-ой.

    Таким образом получаем несоответствие в пунктах: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 23, 26, 27, 28, 29, 30, 35, 36, 38, 39, 41, 43. В сумме 31 вопрос. Теперь находим процент от общего числа вопросов. В данном случае он равен 53%. Смотрим интерпретацию первого параметра и видим, что данное число свидетельствует о повышенной тревожности, хотя результат достаточно пограничный.

    Переходим к обработке результатов по второму параметру. Сверяем несоответствия со второй таблицей и высчитываем процент.

    1. 2, 4, 7, 12, 16, 26, 28 – 7 вопросов из 22 = 31%;
    2. 5, 10, 15, 30, 36, 39 – 6 вопросов из 11 = 54%
    3. 1, 3, 6, 17, 19, 29, 35, 38, 41, 43 – 10 вопросов из 13 = 77%
    4. 27 – 1 вопрос из 6 = 17%
    5. 2, 7, 12, 16, 21, 26 – 6 вопросов из 6 = 100%
    6. 3, 8, 13, 17 – 4 вопроса из 5 = 80%
    7. 9, 14, 18, 23, 28 – 5 вопросов из 5 = 100%
    8. 2, 6, 35, 41 – 4 вопроса из 8 =50%

    Результаты в диапазоне от 50% до 75% — повышенная тревожность. Все что выше 75% — высокая тревожность.

    Опросник школьной тревожности Филлипса

    Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стан­дартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении фронтальных психодиагностических обсле­дований.

    Цель методики. Опросник позволяет изучить уровень и харак­тер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и сред­него школьного возраста.

    Возрастные ограничения. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. Оптимально его применение в 3-7 классах средней школы.

    Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классно­го руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне не­желательно.

    Необходимые материалы. Для проведения исследования необ­ходим текст опросника, а также листы бумаги по числу учащихся.

    Инструкция. «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы чувствуете себя в шко­ле. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, Здесь нет правиль­ных или неправильных, хороших или плохих ответов. Но листе для ответов сверху напишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ "+", если вы согласны и ним, и "-", если не согласны».

    Текст методики приведен ниже

    1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

    2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал?

    3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

    4. Снилось ли тебе, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

    5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или уда­рял тебя?

    6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

    7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

    8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уро­ке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

    9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

    10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

    11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

    12. Волнует ли тебя вопрос, не останешься ли ты на второй год?

    13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

    14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вы­зывают отвечать?

    15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих од­ноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?

    16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

    17. Трудно ли тебе получать такие отметки, которых ждут от тебя родители?

    18. Боишься ли ты временами, что тебе станет плохо в классе?

    19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты совершишь ошибку?

    20. Похож ли ты на своих одноклассников?

    21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли ты с ним справился?

    22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хо­рошо запомнил?

    23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь отве­тить на вопрос учителя?

    24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дру­жески?

    25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами тво­их одноклассников?

    26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя опрашивают?

    27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

    28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готов­ность к уроку?

    29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

    30. Хорошо ли ты чувствуешь себя с теми из твоих одноклас­сников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

    31. Бывает ли, что твои одноклассники говорят обидные для тебя вещи?

    32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, кто не справляется с учебой?

    33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?

    34. Часто ли ты боишься выглядеть смешно?

    35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

    36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

    37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружа­ющие?

    38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем сейчас?

    39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

    40. Часто ли ты, отвечая на уроке, задумываешься о том, как выглядишь со стороны?

    41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми пра­вами, которых нет у других ребят в классе?

    42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

    43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся твои одноклассники?

    44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

    45. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и твое поведение?

    46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

    47. Если ты не можешь ответить на вопрос учителя, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

    48. Бывает ли так, что ты долго не можешь заснуть, думая о том, что будет завтра в школе?

    49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что забыл вещи, которые раньше хорошо знал?

    50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты пишешь самостоятель­ную работу?

    51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

    52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

    53. Когда учитель дает самостоятельную работу, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ней?

    54. Снилось ли тебе временами, что у тебя не получается такое задание, которое могут сделать все твои одноклассники?

    55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

    56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может спросить тебя или дать проверочную работу?

    57, Когда ты выполняешь задание, бывает ли так, что ты чув­ствуешь, что получишь за него «2»?

    58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты выполняешь задание на доске перед всем классом?

    Обработка результатов.

    По окончании заполнения опросника подсчитывается количество несовпадений с каждой шкалой опрос­ника и с опросником в целом. Ключ: ответы «да» - 11, 20, 22, 24, 25,30,35, 36,38,39,41,43,44; ответы «нет» - 1-10, 12-19, 21, 23, 26-29, 31-34, 37, 40, 42, 45-58.

    1. Общая школьная тревожность: 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46-58 (n = 22).

    2. Переживание социального стресса: 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 (n =11).

    3. Фрустрация потребности в достижении успеха: 1, 3, 6, 11, 17, 19,25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 (n = 13).

    4. Страх самовыражения: 27, 31, 34, 37, 40, 45 (n = 6).

    5. Страх ситуации проверки знаний: 2, 7, 12, 16, 21, 26 (n = 6).

    6. Страх несоответствия ожиданиям окружающих: 3, 8, 13, 17, 22(n = 5).

    7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: 9, 14, 18, 23, 28 (n = 5).

    8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями: 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 (n = 8).

    Интерпретация результатов.

    Значения показателей тревожно­сти, превышающие 50-типроцентный рубеж, позволяют говорить о повышенной тревожности, а превышающие 75 % - о высокой тревожности ребенка.

    Расшифровка значений шкал данного опросника позволяет сде­лать выводы о качественном своеобразии переживания школьной тревожности каждым учащимся.

    1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состо­яние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

    2. Переживание социального стресса - эмоциональное состоя­ние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные кон­такты (прежде всего - со сверстниками).

    3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблаго­приятный психологический фон, не позволяющий ребенку удов­летворять свои потребности в успехе, достижении высокого резуль­тата и т. д.

    4. Страх самовыражения - негативное эмоциональное пережи­вание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

    5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публич­ной) знаний, достижений, возможностей.

    6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориен­тация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

    7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - осо­бенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реаги­рования на тревожный фактор среды.

    8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий не­гативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

    Цель тест школьной тревожности Филлипса : Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
    Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
    Инструкция. «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тест школьной тревожности Филлипса

    Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями.

    Показатели этого теста дают представление как об общей тревожности - эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности.

    Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет».

    Инструкция

    «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, не может быть верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

    На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ: "+", если Вы согласны с ним, или "-", если не согласны».

    Обработка и интерпретация результатов

    При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «- », то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

    1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50% от общего числа вопросов, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% - о высокой тревожности .

    2. Число совпадений по каждому из 8 видов тревожности. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

    Факторы

    № вопросов

    1. Общая тревожность в школе

    2,4,7,12,16,21,23,26,28,46,47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,58

    ∑=22

    2. Переживание социального стресса

    5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44

    ∑=11

    3. Фрустрация потребности в дос-тижении успеха

    1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38,41,43

    ∑=13

    4. Страх самовыражения

    27,31,34,37,40,45

    ∑=6

    5. Страх ситуации проверки знаний

    2,7,12,16,21,26

    ∑=6

    6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

    3,8,13,17,22

    ∑=5

    7. Низкая физиологическая сопротив-ляемость стрессу

    9,14,18,23,28

    ∑=5

    8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

    2,6,11,32,35,41,44,47

    ∑=8

    1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

    2. Переживание социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

    3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

    4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

    5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

    6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

    7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

    8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

    Представление результатов

    1. Подсчитывается число несовпадений знаков («+» - да, «-» - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: 50; >75) для каждого респондента. Эти данные представляются в виде индивидуальных диаграмм.

    2. Подсчитывается число несовпадений по каждому измерению для всего класса (абсолютное значение в процентах: 50; >.75). Данные представляются в виде диаграммы.

    3. Подсчитывается количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору >50% и >75% (для всех факторов).

    4. При повторных замерах представляются сравнительные результаты.

    5. Собирается полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

    Полученные результаты можно представить в сводной таблице, включив в нее результаты, превышающие норму. Такой способ представления облегчит общий анализ результатов по классу в целом, а также сравнительный анализ данных по разным классам.

    Текст опросника Филлипса

    1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне знаний со всем классом?
    2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
    3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
    4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
    5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
    6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
    7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
    8. Случается ли с тобой, что ты опасаешься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
    9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
    10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
    11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
    12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
    13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
    14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
    15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
    16. Сильно ли ты волнуешься перед тем как начать выполнять задание?
    17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
    18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
    19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
    20. Похож ли ты на своих одноклассников?
    21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
    22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
    23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
    24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
    25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
    26. Часто ли мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
    27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
    28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
    29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
    30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
    31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
    32. Как ты думаешь, теряют ли расположение остальных те ученики, которые не справляются с учебой?
    33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?
    34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
    35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
    36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
    37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
    38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
    39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
    40. Часто ли, отвечая на уроке, ты задумываешься о том, что думают о тебе в это время другие?
    41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
    42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
    43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
    44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
    45. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и поведение?
    46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
    47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
    48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
    49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
    50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
    51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
    52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
    53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
    54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
    55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
    56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
    57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
    58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

    Сводная таблица результатов теста Филлипса

    Класс__________ Дата проведения ______________________

    ФИ ученика

    Показатели по видам (факторам) тревожности (в %)

    трев.

    Примечание: номера факторов в таблице соответствуют видам тревожности, описанным в тексте.

    Фамилия, имя _________________________________________________________________

    Класс __________________ Дата проведения _______________________________________



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Про деток, от рождения до школы