Про деток, от рождения до школы

МОСКВА, 24 мая — РИА Новости. Театральный режиссер, народный артист России и внук Иосифа Сталина Александр Бурдонский умер в Москве. Ему было 75 лет.

Как рассказали РИА Новости в Центральном академическом театре Российской армии, где Бурдонский отработал несколько десятилетий, режиссер скончался после тяжелой болезни.

В театре уточнили, что гражданская панихида и прощание с Бурдонским начнется в 11:00 в пятницу, 26 мая.

"Все будет происходить в его родном театре, где он работал с 1972 года. Затем состоится отпевание и кремация на Николо-Архангельском кладбище", — сообщил представитель Центрального академического театра Российской армии.

"Настоящий трудоголик"

Актриса Людмила Чурсина назвала смерть Бурдонского огромной потерей для театра.

"Ушел человек, который знал о театре все. Александр Васильевич был настоящим трудоголиком. Его репетиции были не просто профессиональными занятиями, а и жизненными размышлениями. Он много воспитал молодых актеров, которые его обожали", — заявила Чурсина РИА Новости.

"Для меня это личное горе. Когда умирают родители, наступает сиротство, а у меня с уходом Александра Васильевича наступило сиротство актерское", — добавила актриса.

Чурсина много работала с Бурдонским. В частности, она играла в спектаклях "Дуэт для солистки", "Элинор и ее мужчины" и "Игра на клавишах души", которые ставил режиссер.

"У нас было шесть совместных спектаклей, и начали уже работать над седьмым. Но случилась болезнь, и он сгорел за четыре-пять месяцев", — рассказала актриса.

Народная артистка СССР Элина Быстрицкая назвала Бурдонского человеком уникального таланта и железной воли.

"Это замечательный педагог, с которым мне случилось вместе преподавать десять лет в ГИТИСе, и очень талантливый режиссер. Его уход — большая потеря для театра", — заявила она.

"Рыцарь театра"

Актриса театра и кино Анастасия Бусыгина назвала Александра Бурдонского "настоящим рыцарем театра".

"С ним у нас была настоящая театральная жизнь в лучших ее проявлениях", — цитирует слова Бусыгиной телеканал "360" .

По ее словам, Бурдонский был не только великолепным человеком, но и "истинным служителем театра".

Бусыгина впервые столкнулась с Бурдонским при постановке чеховской "Чайки". Она отметила, что в работе режиссер порой был деспотичен, однако его "любовь сплачивала актеров в одну команду".

Как внук Сталина стал режиссером

Александр Бурдонский родился 14 октября 1941 года в Куйбышеве. Его отцом был Василий Сталин, а матерью — Галина Бурдонская.

Семья сына вождя распалась в 1944 году, однако развод родители Бурдонского так и не оформили. Кроме будущего режиссера, у них была общая дочь — Надежда Сталина.

С рождения Бурдонский носил фамилию Сталин, однако в 1954 году — уже после смерти деда — взял материнскую, которую сохранил до конца жизни.

В одном из интервью он признался, что видел Иосифа Сталина только издалека — на трибуне и лишь один раз воочию — на похоронах в марте 1953-го.

Александр Бурдонский окончил Калининское суворовское училище, после чего поступил на режиссерский факультет ГИТИСа. Кроме того, он учился на актерском курсе студии при театре "Современник" у Олега Ефремова.

В 1971 году режиссера пригласили в Центральный театр Советской армии, где он занимался постановкой спектакля "Тот, кто получает пощечину". После успеха ему предложили остаться в театре.

За время работы Александр Бурдонский поставил на сцене Театра Российской армии спектакли "Дама с камелиями" Александра Дюма-сына, "Снеги пали" Родиона Феденева, "Сад" Владимира Арро, "Орфей спускается в ад" Теннесси Уильямса, "Васса Железнова" Максима Горького, "Ваша сестра и пленница" Людмилы Разумовской, "Мандат" Николая Эрдмана, "Последний пылко влюбленный" Нила Саймона, "Британик" Жана Расина, "Деревья умирают стоя" и "Та, которую не ждут…" Алехандро Касоны, "Арфа приветствия" Михаил Богомольного, "Приглашение в замок" Жана Ануйя, "Дуэль королевы" Джона Маррелла, "Серебряные колокольчики" Генрика Ибсена и многие другие.

Кроме того, режиссер поставил несколько спектаклей в Японии. Жители Страны восходящего солнца смогли увидеть "Чайку" Антона Чехова, "Вассу Железнову" Максима Горького и "Орфей спускается в ад" Теннесси Уильямса.

В 1985 году Бурдонский получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1996-м — народного артиста России.

Режиссер также активно участвовал в театральной жизни страны. В 2012 году он принял участие в митинге против закрытия Московского драматического театра имени Гоголя, который был переформатирован в "Гоголь-центр".

Роль Иосифа Сталина в истории оценивается по-разному. Одни боготворят его личность, другие рьяно ненавидят его и проводимую им политику. В годы его жизни семья Иосифа Виссарионовича жила хорошо. Его сын, Василий Сталин, нередко вел себя своенравно, совершая одиозные, недостойные его фамилии поступки. Однако никакого наказания за свои деяния он не нес. Внуку Иосифа Сталина, режиссеру Александру Васильевичу Бурдонскому, пришлось сменить фамилию, чтобы спокойно заниматься творчеством.

Александр Бурдонский биография: ранние годы

Родился режиссер 14 октября 1941 года в городе Куйбышеве, который сейчас именуется Самарой. Его отец - знаменитый советский летчик Василий Сталин, а мать - Галина Бурдонская. Данная ему после рождения фамилия деда - Сталин, помогала мальчику в юном возрасте. Однако же после смерти Иосифа Виссарионовича фамилию пришлось сменить на Бурдонский.

Смена объясняется развенчанием культа личности великого вождя на XX съезде Коммунистической партии. С этого момента начались притеснения родственников Сталина. Под удар попал и отец будущего режиссера.

Василий Сталин

Здоровье отца Александра Бурдонского в заключении подкосилось настолько, что ему срочно потребовалось лечение. Никита Хрущев решает освободить Василия досрочно, но взамен требует соблюдение ряда условий:

  1. Перестать вести разговоры о смерти своего отца, обвиняя нынешних политиков в его кончине.
  2. Не вести разгульный образ жизни.

Скрипя зубами, Василий соглашается с требованиями Никиты Сергеевича. Ему выделяется пенсия, возвращается звание и выдается 3-комнатная квартира. Но счастье Василия Сталина длится недолго: в пьяном состоянии он заявляет об убийстве отца Хрущевым и обвиняет весь белый свет в своих несчастьях. Его возвращают в тюрьму, а затем направляют в закрытый город Казань.

По его биографии снят сериал "Сын отца народов", отражающий жизнь Василия с первой женой и отношения с собственным сыном Александром.

Отцы и дети

Александр Бурдонский, сын Василия Сталина, был отобран у матери в раннем детстве. Ей запрещалось навещать свое чадо, поэтому воспитание всецело легло на плечи отца. Постоянные пьянки, разгульный образ жизни мешал Василию воспитывать правильно своего сына.

Как он сам заявлял, им занимались мачехи и гувернантки. Стоит отметить, что, несмотря на все невзгоды судьбы и временное отсутствие матери, из Александра получился хороший человек и любящий муж. Отец готовил для него военную карьеру, однако он предпочел заниматься театром и кино.

Смерть вождя и его роль в жизни Александра Бурдонского

Дед, Иосиф Сталин, никогда не интересовался судьбой собственного внука. Александр ни разу не видел его вживую. Зато ему довелось повидать деда на похоронах. Как позже он отметил, смерть Сталина никак не отразилась на его эмоциональном состоянии.

Александр не увлекался политикой, в его интересы входил только театр. Нередко ему поступали предложения поставить спектакль о деде, но он всегда отказывался. Свое родство с вождем никогда не афишировал.

По его словам, дед был излишне безумным, но, бесспорно, гениальным политиком. В юности Александр к Иосифу Виссарионовичу относился с неким презрением. Повзрослев, смог оценить роль деда в истории в большей мере как положительную, чем отрицательную.

Детство и юность актера проходили в тяжелых моральных условиях. Благодаря стойкости духа и особому характеру мальчик не потерял себя в свалившейся на него славе. И в дальнейшем свое родство не использовал, чтобы покичиться своим знаменитым дедом. В представлении Бурдонского тот остался недосягаемой фигурой.

Где учился

Как и хотел отец, Александр начал учиться в Калининском суворовском училище. После окончания 7-го класса он поступил в Художественно-техническое училище театрального профиля. Активно принимал участие в жизни учебного заведения и Дома пионеров.

В 1958 году он оканчивает училище и начинает работать бутафорным художником в театрах столицы СССР. В начале 1966 года проходит обучение в ГИТИСе на режиссерском факультете.

В 1971 году Бурдонский оканчивает учебу и получает приглашение сыграть в пьесе Шекспира. Уже в 1972 году режиссер Андрей Попов делает ему предложение остаться в ЦТСА и продолжить актерскую карьеру. Несложно догадаться, что Александр соглашается.

Личная жизнь актера

Бурдонский женился на своей коллеге и однокурснице Далей Тумалявичуте. Она работала главным режиссером в молодежном театре, умерла раньше мужа. В браке детей не было, и овдовевший Александр Васильевич Бурдонский остался совсем один. Стоит отдать ему должное - он никогда не использовал свое "особое" положение, считая себя обычным человеком.

Смерть

В возрасте 76 лет Александр Бурдонский скончался. Новость о смерти режиссера и актера не вызвала бурных обсуждений в обществе, что закономерно, ведь он вел скромный образ жизни. Из-за проблем с сердцем 24 мая прошлого года актер скончался в московском госпитале.

Известие о том, что не стало режиссёра-постановщика Театра Российской армии, народного артиста России, внука Сталина Александра Бурдонского вмиг облетело все новостные сайты. Ушёл из жизни человек, которому я до конца своих дней буду благодарна за нашу беседу 20-летней давности. До сих пор часто вспоминаю об Александре Васильевиче, мысленно благодаря его за искренность, талант и за то, что он, маленький невольник страшного времени, знал стихи Цветаевой.

— Алло. Да, это я. Жаль, что вы уезжаете из Москвы. Я приеду на вокзал. Во сколько ваш поезд отходит? — спрашивал меня по телефону этот скромный, интеллигентный, тонкий, какой-то очень, на мой взгляд, европейский человек.

Тогда я специально поехала в столицу, чтобы ещё раз увидеться с ним. Смоленские гастроли театра, где работал Александр Васильевич, всё не выходили из головы. В газете« Всё!»(было у нас и такое издание) уже вышло моё полосное интервью с Бурдонским, но этот разговор казался мне неоконченным.

Тогда мы не увиделись. Он не приехал на вокзал, или же мы потерялись в толпе — не знаю. Больше я звонить не стала. Но все последующие годы внимательно следила за ставшими частыми появлениями Александра Васильевича в различных СМИ. Увы, он стал едва ли не звездой телеэкрана. А увидела его впервые я в начале зимы 1997-го, когда в Смоленский драмтеатр привезли постановку Бурдонского« Шарады Бродвея».

Бурдонский в Смоленске. Фото Сергея Губанова, 1997 год

Тогда Александр Васильевич только-только публично приоткрыл тайну своего родства с Иосифом Сталиным, которую хранил всю свою жизнь, и наше с ним интервью было одним из первых. После он уже не говорил о многом из того, что рассказал мне. К счастью, сохранилась пожелтевшая от времени газетная полоса с этим интервью, которого нет и не было в интернете.

Что ж, теперь, наверное, будет.

Тень Сталина

Александр Бурдонский оказался невысоким мужчиной в свитере ручной вязки и длинном шарфе. Он стоял с актёрами за кулисами и отдавал последние распоряжения перед спектаклем. Было удивительно, что он сразу согласился на интервью с начинающей провинциальной журналисткой. Вдвойне удивительно, что почти весь спектакль, куря одну сигарету за другой, мы просидели в абсолютно тёмной гримёрной № 39 Смоленского драмтеатра — перегорела лампочка. Голос Александра Васильевича был тих и спокоен. Огонёк от сигареты то и дело освещал его тёмные глубокие глаза. И лишь краткими мгновениями меня брала оторопь: тень Сталина присутствовала где-то рядом и определяла основное направление разговора.

Я уберу свои вопросы из того старого интервью, пусть это будет монологом Александра Васильевича.

О детстве: «Это горький парадокс»

— Моё детство — горький парадокс. С одной стороны, я жил в исключительных условиях. Но у меня не было ни прав, ни средств. Мы должны были быть тише воды, ниже травы. Это тянулось долго и многое сломало в моей жизни.

С родителями — Галиной Бурдонской и Василием Сталиным

В мае 1945-го родители разошлись. Мы с сестрой Надей , которая младше меня на 1,5 года, остались у отца. Матери видеться с нами было запрещено. Появлялась одна мачеха, потом другая, и это длилось до смерти Сталина, 8 лет. Потом мама писала Берии , чтобы нас ей отдали. Но Берию арестовали раньше, чем до него дошло это письмо. Помог нам соединиться Ворошилов . Был уже 1953-й.

Когда я учился в школе в Москве, мы с мамой однажды встретились. Какая-то пожилая женщина привела меня в подъезд напротив школы. Потом я узнал, что это моя бабушка. Разговор с мамой у нас был лишь о том, чтобы я её не забывал. Но, видимо, за мной ходил какой-то охранник. Об этой встрече стало известно отцу, и он меня излупцевал. А потом отдал в Суворовское училище, где я пробыл 2 года. Это было как наказание. Уже оттуда, когда жизнь изменилась, мама забрала меня.

Пока я не пошёл в школу, безвыездно жил на даче, посреди природы. Воспитывался сам по себе, никто со мной не цацкался, ничему меня толком не обучали. Там был очень милый человек — Николай Владимирович Евсеев . Кажется, комендант дома. Он понимал мою сиротливость, часто рассказывал о пчёлах, цветах. Именно через этого человека мне открылась красота природы. Ещё конюх был у отца — Петя Ракитин . Ему я тоже благодарен за многое.

Пойдя в школу, я словно попал в другой мир. Мне безумно нравилось, что мои одноклассники живут в деревянных домах, в маленьких комнатах. Позже я понял, что это была тоска по семье, по ласке. Ведь до 4-х лет меня воспитывали мама, бабушка и няня, я был нежным существом. Мне уже не хватало эмоций и впечатлений. И вот почти сельского мальчика привели в Большой театр. Шёл« Красный мак», танцевала Уланова. Меня это настолько потрясло, что я рыдал. Потом увидел красочный спектакль« Учитель танцев» в Театре Советской армии. Мне тогда и в голову не могло прийти, что в этом театре я проработаю столько лет...

Когда меня научили грамоте, очень много читал. В 11 лет, уже в училище, читал Мопассана, Тургенева, Чехова. Карьера военного была абсолютно противна моей натуре. В училище меня впихнули насильно. Когда мама меня оттуда забрала, я мог выбирать то, что хочу. Желание было одно — идти в театр.

Об отце: «Своей смертью люди, которые мешают, в России не умирают»

— Характер у него был непростой, война очень испортила. Сейчас я его жалею, во многом понимаю, почему он много куролесил, жил так, а не иначе. Он всегда маме моей говорил, что его жизнь кончится с жизнью Сталина. Так и случилось. После смерти моего деда, буквально через месяц, отец был арестован и просидел 8 лет. Сначала во Владимире, потом в Лефортово в Москве. Когда вышел, Хрущёв у него просил прощения, всё вернул — дом, машину. Но с годами заточения отец не мог смириться. Вёл себя, мягко говоря, вызывающе.

В свои последние годы Василий Сталин много пил

И тогда ему предложили уехать из Москвы в любой город. Он выбрал Казань, где через год с небольшим и умер. Своей ли смертью? Всегда говорю, что я этого не знаю. Но думаю, что довольно неплохо знаю Россию, и своей смертью в ней люди, которые мешают, не умирают. Поставленный диагноз — чепуха. Незадолго до этого отца смотрел знаменитый врач Александр Бакулев . Он лечил его с детства. Сказал, что у отца железное сердце, хотя плохие сосуды — от курения и неподвижного образа жизни.

Василий Иосифович незадолго до кончины

Хоронили его в Казани, в Москве не разрешили. Мы с сестрой были на похоронах.

Должен сказать, что я никогда не любил своего отца. Наверное, потому, что не понимал причин его поступков. Это произошло гораздо позже... Он очень много писал из тюрьмы. Все письма, более тысячи, были украдены у нас из дома в конце 60-х. Это единственный раз, когда меня обокрали.

Звание генерала отец получил в 1945-м. Те люди, которые с ним служили, говорят, что он действительно был асом, храбрым мужиком. Мама мне рассказывала, как однажды, когда немцы прорвали линию фронта и началась паника, отец посадил её рядом с собой, ездил по аэродрому и орал как резаный: «Рядом со мной — женщина, а вы трусы и сволочи!» Мама была в ночной рубашке и умирала от страха. Но полк он поднял в небо.

После войны Сталин вытурил отца с поста командующего и заставил учиться в Курской академии. Но отец уже не мог с таких высот опуститься до состояния простого курсанта. Его скрутило, жизнь была окончена.

Про деда: «Время настоящего Сталина ещё не пришло»

— Каким я его помню? Да никаким я его не помню! Несколько раз издали, с гостевой трибуны на Красной площади на парадах видел. Во время войны ему не до семьи и не до нас было. К нему без звонка или без особого разрешения не могли прийти ни Светлана , ни отец.

Я в жизни никогда не пользовался дедушкиным именем, о моём родстве мало кто знал. В мире театра и искусства это стало известно после знаменитого« Взгляда». Я тогда выпустил нашумевший спектакль« Мандат», и Влад Листьев в передаче говорил об этом успехе. И вдруг задаёт мне вопрос о моей родословной. Поскольку Влад располагал к себе, я отвечал. Всё пошло в эфир, и с тех пор об этом знают многие, в том числе безумные иностранцы, которые слетались ко мне со всех концов земли. Очень жалею, что позволил себе много общаться.

У меня подсознательно долго и сильно жило чувство страха, которое отпускает только в последние годы. Животное чувство, это нельзя объяснить. А тогда я подумал: такой переворот в стране, пусть лучше что-то знают обо мне. Может быть, меня это убережёт, поможет не сломать шею.

Для меня Сталин никогда не был дедушкой, у которого можно обласканным сидеть на коленях. Он для меня был монументом. Я знал, что есть товарищ Сталин, относился к нему как к некоему властелину, хозяину. Никогда при упоминании его имени ничего не отзывалось в моей душе.

Самые интересные книги о Сталине, как ни странно, пишут французы, англичане и американцы. Но правды нигде нет. Ни там, где его хвалят, ни там, где ругают. Он не был ни монстром, ни ангелом. Он был сложным, талантливым человеком. Может быть, гениальным. Он строил, как понимал, свою империю. Симпатии он у меня не вызывает, но я никогда не хотел его умалить, унизить. Когда-нибудь сам напишу о нём книгу.

Сталин пьянства вообще не терпел. Это сейчас много пишут о возлияниях у него на даче. Хотя любил, чтобы у него за столом пили. Но сам, кроме сухого вина, ничего не употреблял. И то водой разбавлял.

Думаю, что Сталина режиссировал Троцкий , очень тонко и умело играя на его таких громадных недостатках, как подозрительность. А параноиком Сталин никогда не был, всё это лабуда. Время настоящего Сталина ещё не пришло.

Сейчас, когда жизнь идёт к концу, я думаю: какое счастье, что я формировался уже без него!

— Сразу после школы я поступил к Олегу Ефремову в «Современник» на актёрский факультет. Играть особого желания не было, мечтал стать режиссёром, сотворять мир. А в ГИТИСе набирала курсы Мария Осиповна Кнебель . Ефремов рекомендовал меня к ней на режиссуру.

Встречу с этой женщиной я считаю главной в своей жизни, это всё определило. У меня открылись душевные, духовные, умственные шлюзы. Кроме всех своих великих талантов она умела помочь нам говорить своим голосом. Мы начали понимать, кто мы, что мы. Она была ученицей Станиславского и Немировича-Данченко , сорежиссёром и актрисой их театра. Эфрос , Ефремов , многие другие — это её ученики. В моей жизни дня не бывает, чтобы я о ней не думал. Она и мама — два главных для меня человека.

С мамой мне повезло очень, потому что мы были друзьями. У неё было умное сердце, её окружала масса людей, её любили... Родители были чем-то похожи — жизни обоих изуродованы.

Галина Бурдонская в молодости

В юности мама писала стихи и рассказы. Училась на редакционно-издательском факультете в полиграфическом институте, но не закончила, потому что родился я. А после того, как разошлась с отцом, поступила на юридический. Ей хотелось правды добиваться. Наивная моя! Но учиться мама уже не могла, 2 года вообще не выходила из дома, плакала и тосковала без нас.

Раны душевные, как и раны физические, залечиваются изнутри выпирающей жаждой жизни. Эта жажда, наверное, и помогла ей пережить всё это. И сложный момент после XX съезда, и жизнь впроголодь. Ведь никаких богатств Сталин никому не оставил. Я не сетую на это, даже благодарю судьбу. Не дай Бог, я вырос бы каким-нибудь избалованным принцем.

После учёбы в ГИТИСе был театр. Самые счастливые годы учёбы закончились. Жизнь складывалась непросто. Мне не хотели давать работу в Москве, не знали, что со мной делать. С такой родословной меня чёрт дёрнул выбрать публичную профессию! Мария Осиповна взяла меня на постановку в Театр Советской тогда ещё армии, где я и поныне.

Я достаточно интересно живу творческой жизнью, но прекрасно понимаю, что все мои пики не очень дают поднять голову. Меня вовремя по голове бьют кулаком, иногда больно...

Когда я поставил« Титаник», это вызвало непонимание даже в театре, у ряда людей административного порядка. Жёстко поставил. Нерон, вседозволенность, понимание свободы... Я поражаюсь, когда слышу от людей моего возраста: «Мы жили в такое страшное время, не знали, кто такая Цветаева» . Но почему я знал?! У меня не было библиотеки, но мне было интересно, и я знал. Прочувствовал на своей шкуре, что можно быть счастливым в одной маленькой комнате и быть несчастным посреди мраморных плит. Но мыслить свободно мне никто не мог запретить.

Охота к славе у меня отсутствует уже генетически — замкнуло. Живу, как все. Мне хватает на еду, оплату квартиры и курево — я курю много. Купить носки — уже нужно подумать.

Не так давно умерла мама, с женой Далой Тумалявичуте мы расстались. Она литовка, прелестная женщина, вместе учились.

Вспоминая своё детство, я никогда не хотел детей. Не думаю, что имя Сталина приносит счастье...

Неоконченный разговор

Спустя некоторое время я отправилась в Москву искать Бурдонского. Меня зацепило, задело за живое. С этим человеком хотелось говорить ещё.

Театр Российской армии огромен. В тот день отмечали день рождения то ли директора театра, то ли главного режиссёра, и Александр Васильевич был на этих посиделках. Вахтёрши сообщили ему о моём приезде, и он попросил мне передать, чтобы я подождала его у служебного входа.

Тогда ещё не было сотовых телефонов. Я бродила по театру, с кем-то разговаривала, с кем-то выпивала в театральном барчике. Потом заблудилась, ища служебный вход. Вахтёрши сказали, что Бурдонский подождал меня и поехал домой. Чёрт побери! Прозевала того, ради которого ехала! Но мне передали номер домашнего телефона Александра Васильевича, который он сам написал на клочке бумаги.

Он сказал, что приедет на вокзал. Я ждала его уже совсем в темноте, на перроне. Тогда я готова была бежать за этим человеком хоть на край света. Но не судьба. Больше я ему не звонила.

А потом Александр Васильевич стал всё чаще появляться на телеэкране, огромные интервью с ним выходили на разворотах федеральных газет.

Александр Бурдонский в одно время заполонил телеэкраны

В марте 2003-го в связи с 50-летием со дня смерти Сталина готовилось множество телепередач и статей в СМИ, но про внука вождя народов писали и показывали совсем мало. Тихий голос Бурдонского почти потерялся на этом скандальном и шумном фоне. Мне кажется, к тому времени он уже выговорился и устал от всяческих расспросов.

И вот у Александра Васильевича после долгой болезни остановилось и без того слабое сердце. Завтра, 26 мая, в 11.00 в Центральном академическом театре Российской армии состоятся гражданская панихида и церемония прощания, после чего Бурдонского похоронят.

Прощайте, Александр Васильевич, и низкий Вам поклон.

Всю жизнь он выйти из тени тирана, который был его дедом, стремился, причем не только фамилию, но и престижную квартиру на...

В несмышленом детстве своего деда за усы мой собеседник не дергал, любимую трубку у него отнять не пытался и даже теплым домашним словом «дедушка» не называл никогда - это в семье было не принято. Человека, который присутствовал в жизни внука неким недосягаемым символом, звали Иосиф Виссарионович, отцом моего визави был, соответственно, Василий Иосифович, а в выданной ему метрике значилась заставлявшая трепетать миллионы фамилия Сталин.

Его родная сестра Надежда до конца жизни Сталиной оставалась - из принципа, и эту же фамилию носит ее рожденная в недолгом браке с сыном писателя Александра Фадеева дочь, а вот Александр в 16 лет при получении паспорта материнские документы предъявил и стал Бурдонским. Надеялся таким образом от страха отгородиться, в атмосфере которого рос? А может, это была интуитивная попытка преследующий сталинских потомков рок обмануть?

Как бы там ни было, изображать наследного принца, которого жаждала видеть в нем любопытствующая толпа, он не желал, тяжеловесному имперскому пурпуру внук вождя предпочел богемные красные свитерки лицедея, служителя Мельпомены. Позднее его педагог Мария Осиповна Кнебель об Александре Бурдонском писала: «Придя в ГИТИС, он был зажатым, неуверенным в себе, кого-то обидеть боялся, но все же, ломая свою робость, всегда выступал правильно, искренне... Как из самого робкого первокурсника формируется тот, кому весь курс соглашается подчиняться? Тут и способности многое решают, и человеческие качества, и чуткость, и манера общения, и выдержка, и воля»...

Невероятно, но факт: Александра студенческие друзья Графом прозвали - то ли из-за манер, то ли из-за фамилии (как это на прозвище Вася Красный, которое дали его отцу, не похоже!). После окончания ГИТИСа Эфрос в Театр на Малой Бронной Ромео играть его приглашал, Завадский и Анисимова-Вульф в театр Моссовета на роль Гамлета зазывали, однако судьба, похоже, сочла, что шекспировских трагедий и страстей на его долю выпало уже предостаточно.

Ныне Александр Васильевич - известный режиссер, народный артист России и с полным правом может сказать, что сделал себя сам. По иронии судьбы более 40 лет он в Центральном академическом театре Российской Армии служит - в огромном, построенном в стиле «сталинский ампир» в форме пятиконечной звезды здании, а с другой стороны, где бы еще чувствовал себя, как дома, внук генералиссимуса и сын генерал-лейтенанта?

Конечно же, в том, что феноменом Сталина мы называем, Бурдонский разобраться пытался, однако среди полусотни его спектаклей ни одного, посвященного де­ду, нет.

Максимум, что Александр Васильевич себе позволил, - это на перестроечной волне пьесу Николая Эрдмана «Мандат» поставить и в качестве оформления на переднем плане на фоне кремлевской стены манекен в хорошо узнаваемой фуражке водрузить.

Из его великодержавного чрева на сцену все олицетворяющие бездуховность и мещанство персонажи выходили, в том числе и сыгранные режиссером лично - мол, вот где она, питательная среда для процветания бюрократии, для возникновения вож­дизма и культа личности... Впрочем, в свои 74 помудревший с возрастом Бурдонский наверняка от такого лобового решения болезненной - и не только для него! - темы, думаю, воздержался бы.

Всю жизнь он выйти из тени тирана, который был его дедом, стремился, причем не только фамилию, но и престижную квартиру на Тверской с видом на Кремль сменил.

В отличие от своего двоюродного брата Евгения Яковлевича Джугашвили (когда-то они в Суворовском училище вмес­те учились: один в начальном классе, другой - в выпускном) цветы к могиле у кремлевской стены Александр Васильевич никогда не возлагает, да и интервью, если они не о театре, избегает.

И все-таки... О фамилии, полученной при рождении, Бурдонский, по собственному признанию, забывает, только когда репетирует или, придя домой, дверь за собой запирает, а когда его вопросами о пережитом донимают, любимой цитатой из Библии отвечает: «Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх».

«Мне не казалось, что на хвосте фамилии Сталин в искусство въезжать надо»

- Александр Васильевич, сегодня от традиции должен я отступить и читателям вас не по роду занятий представить. Здорово, конечно, что вы - известный театральный режиссер, что на вашем счету много знаковых постановок, но, уж простите, не это главное: куда важнее, как мне кажется, то, что вашим дедушкой был Иосиф Виссарионович Сталин. Вы, первенец его младшего сына Василия, в октябре 1941-го родились, а произошло это - поскольку немцы на подступах к Москве находились и руководящие кадры, а также их семьи на Волгу эвакуировались - в Куйбышеве, как Самара тогда называлась. Скажите, а ваша мама Галина Бурдонская чем занималась? Кто она по профессии?

Она стихи, какие-то эссе неплохо писала - на редакционно-издательском факультете училась, но так его и не окончила: сперва я родился, потом сестра, затем война началась, и так это все сошло на нет...

От отца мама в 1945 году ушла, и тут уже не до учеб было, хотя она пыталась, на юридический поступала... Хотела юристом стать, чтобы за правду сражаться, потому что отец нас, детей, ей не отдал, но из этого ничего не вышло. Потом техническим редактором работала.

- Сколько кровей в вас намешано?

Много, даже излишне, наверное. Среди родни с отцовской стороны грузины, украинцы, цыгане...

- Даже цыгане?

Ну, прадед Сергей Яковлевич Аллилуев цыганом был... Еще немцы есть, потому что жена его Ольга Евгеньевна, моя прабабушка, по матери, вообще-то, Айхгольц, из земли Баден-Вюртемберг в Германии. Ее предки в Россию в конце правления Екатерины II приблудились, а девичья фамилия прабабушки (по отцу) - Федоренко: в семье у них по-немецки говорили и по-грузински)...

- Ну и осетины были, наверное?

По всей видимости, хотя не скажу, что этот вопрос сильно меня занимал: грузины, осетины - Бог с ним! Ну а с маминой стороны - русские и французы. Ее фамилия от названия местечка Бурдоне на юге Франции происходит, мамин прапрапрадед здесь во время войны с Наполеоном был ранен, потом остался, и вот когда на русской женщине женился, в церкви на местный лад его записали.

- Крови эти в вас бурлят?

Еще как! - темперамент у меня довольно дикий...

- А почему фамилию мамы вы носите?

Не то чтобы я чего-то боялся или стеснялся - мне как-то в голову это не приходило, просто с младых ногтей театром хотел заниматься, искусством, и мне не казалось, что на хвосте фамилии Сталин в него въезжать надо. Повзрослел я довольно рано, и мама меня в этом решении очень поддержала, поэтому все, чего я в жизни достиг: народным артистом, заслуженным деятелем искусств стал, в Японии ставил, в Гонконге, Израиле, в Италии мастер-классы давал - все-таки это дело моих рук, а не фамилии, которой в некоторой степени принадлежу. Не говорю, что чем-то горжусь, но иногда могу сказать себе, что себя сделал сам.

- Мама рассказывала, как они с отцом познакомились?

На катке. В Москве на Петровке (только не 38, где некая организация находится, а 26) знаменитый каток был, куда вся, так сказать, золотая молодежь ходила.

- Тогда это модно было...

Ну да. Недавно вот фильм «Сын отца народов» сняли, так там все переврано - они, правда, за консультациями какими-то ко мне не обращались. У мамы жених был - знаменитый хоккеист Володя Меньшиков...

- ...и дело к свадьбе уже шло?

Да, так вот он ее, собственно, с отцом и познакомил...

- ...на свою беду...

Мама, если вам это интересно, фильм Протазанова «Бесприданница» очень любила...

- ...с Ниной Алисовой в главной роли...

Да, шикарная в свое время картина была - с хорошими актерами, награды всякие получала... Помните, как там Кторов-Паратов широким жестом перед Алисовой шубу в грязь бросает, чтобы она из кареты могла пройти? - так вот, папа маме в какой-то степени Паратова напоминал. Он вокруг метро «Кировская» (мама напротив жила, теперь это улица Мясницкая) на мотоцикле, поставленном на дыбы, ездил, или низко-низко над домом ее пролетал и цветы сбрасывал. Благо тогда можно было над Москвой летать... Слишком трудно об этом говорить, но на беду характеры у них были похожи...

- Она тоже лихая была?

Отчаянная, смелая, невероятно остроумная - их иногда за брата и сестру принимали, думали, что это Свет­лана. Они даже внешне чем-то похожи были, не только характерами, и вообще, отец другой был немножко, чем тот, которым я его помню, потому что война очень его изменила, очень!

- Брак свой родители зарегистрировали?

Да, в 40-м, под Новый год.

- Сколько же вместе они прожили?

Так, 41-й, 42-й, 43-й... Пять с чем-то лет.

- Потом развелись?

Нет, расторгнут их брак не был. Отец никогда маме развода не давал, и хотя вроде и записывался с кем-то, но неофициально.

«Когда с мамой нас разлучили, она руки на себя наложить пыталась, в метро под поезд бросалась»

- Где после того, как родители расстались, вы жили?

С отцом - он нас не отдал.

- Когда с мамой вас разлучили, переживали?

Конечно, это так тяжело было!.. Дело, как вы понимаете, давнее, но вспоминать тягостно.

- Она страдала, когда у нее детей отняли?

Не то слово! - руки на себя наложить пыталась...

- Да вы что?! Каким образом?

В метро под поезд бросалась. Она ведь восемь лет нас с сестрой не видела - восемь лет! Потом - опять-таки если вам это любопытно! - ко мне в школу пришла... Я, по-моему, уже во втором классе учился, ко мне женщина подошла - это была бабушка, мамина мама: «Ты Саша?». Я кивнул. «А помнишь, - спросила, - что у тебя мама есть, что зовут ее Галя?». Я, конечно, в комочек cжался - сейчас волноваться начну (вздыхает). «Она в подъезде соседнего дома, подойди» - ну и туда меня отвела. Мы ничего с мамой не говорили - плакали только. Потом я домой пришел, а через несколько дней отец меня в кабинет позвал и измутузил жутко...

- Избил? Руками, ремнем?

Ремня там не надо было - рука у него тяжелая, как и у меня (я когда до мамы дотрагивался, она вздрагивала: «Не трогай, это отцовы руки»). Отлупил, в общем, и в Суворовское училище отправил - вот так в военные я попал.

- А как он узнал, что вы с мамой встретились? За вами охрана ходила или просто под наблюдением были?

Видимо. Я-то не в курсе был, но, судя по тому, как все печально закончилось, кто-то, думаю, наблюдал.

- У мамы наверняка телефон был, а позвонить ей вы не могли?

Нет, и вообще, что такое телефон, если честно, не знал.

- Почему же родители разошлись? Мама о причине когда-нибудь вам говорила?

Отец невыносим стал... Для нее... (На память о семейной жизни на голове у Галины Александровны шрам остался - сантиметров семь: муж толкнул ее, беременную, приревновав к Марку Бернесу, который пос­ле выхода на экраны фильма «Истребители» был очень популярен. - Д. Г.). Хотя она всю жизнь его любила... В последние ее годы я иногда спрашивал: «Мама, вот если бы по-другому жизнь сложилась?..», а она отвечала неизменно: «Знаешь, нет, я все равно Василия встретила бы, все равно его полюбила бы и замуж за него вышла».

Мама его жертвой считала, и, в общем-то, я тоже думаю, что большая доля истины в этом есть. Однажды, когда отец куролесил, выпивал и все прочее, она сказала ему: «Вася, думай, ты же неглупый человек». Он у окна стоял и, не оборачиваясь, произнес: «Галка, не­ужели ты не понимаешь, что я жив, пока жив отец, его не будет - и меня не будет», но слова словами, а выдержать это сложно было, я ее очень понимал...

- ...и жалели, наверняка...

Ну, конечно. За эти восемь лет, замечу, у отца две жены были, у меня, соответственно, две мачехи. Одна чудовищная...

- Дочка бывшего наркома обороны, Маршала Советского Союза Тимошенко?

Да, но она больной человек, с психикой у нее не все было в порядке... Впрочем, я все ей простил. Много лет спустя - отца в живых уже не было - я с ней общался: помню, в два часа дня к ней обедать пришел, а ушел на следующий день в шесть вечера - мы с ней на кухне сидели...

- Невыговоренное накопилось?

- (Вздыхает). Он ведь ее тоже бил, не любил и бил, а она, естественно, на нас это вымещала.

- Не любил? Зачем же тогда женился?

Думаю, его к этому подтолкнули. Как я знаю, и от Светланы Аллилуевой, моей тетки тоже, там компания крутилась... Маме когда-то, между прочим, очень восхваляемый многими Николай Сидорович Власик, начальник охраны Сталина, сказал: «Галечка, надо нам сообщать, о чем у Васи за столом говорят», - а она в ответ его не очень хорошо прямым текстом послала. Он разозлился: «Ты об этом пожалеешь!». Скорее всего, там какие-то свои подковерные игры велись, чтобы...

- ...ситуацию контролировать...

Да. Повторяю, характер у мамы такой был... не взбалмошный, а как вам сказать... Она никогда не могла кем-то казаться, лукавить не умела, всегда собой оставалась, а быть очень разной могла: то тонкой и нежной, а то и резкой до неприятия. Это, конечно, нравиться не могло, а Катя Тимошенко как бы из среды кремлевской... Впрочем, брак этот короткий, дурной был - вот Капитолина (Капитолина Васильева, чемпионка и рекордсменка Союза по плаванию. - Д. Г.), последняя его жена, бабой умной была, достаточно хорошо все понимала, и жизнь отца при ней нормальной стала.

«Мама ампутации ноги перенесла и не разу за 14 лет в зеркало на себя не посмотрела.

Ни разу!»

- Никто из энкавэдистов, кроме Власика, вашу маму завербовать не пытался?

Нет, и она вообще считала, что Сталин когда-то якобы приказал: «Галину не трогать!». Мама так думала потому, что ее не посадили и никаких репрессий по отношению к ней не было.

- Кстати, да...

Участь эта ее миновала, хотя, после того как к своей матери она ушла, отец в течение года или полутора лет, когда напивался, к ней приезжал. Их квартира вроде как в бельэтаже располагалась - на высоком таком первом этаже: вот он по окнам и стрелял. У бабушки даже кусочек мочки оторван был - у нее бриллианты в ушах висели, и пуля в серьгу, к счастью, попала (мама, как правило, через черный ход убегала)...

- Василий Иосифович вернуть вашу маму хотел?

Кто знает...

- Но если бы он попросил, Галина Александровна его приняла бы?

Ох, не знаю... Когда в 61-м году его из тюрьмы выпустили, он, естественно, к нам пришел. Мама сделала все, чтобы его приветить, стол был накрыт, но как только отец разговор завел о том, что, дескать, Галя, мы должны с тобой ради детей вновь сойтись, она в тот же момент собралась и к бабушке уехала - так больше и не появилась.

- Смотрите, любя его...

Да. «Лучше, - сказала, - в клетку с тигром. Я его жалею, ему сострадаю, понимаю, какой он несчастный, но разделять это не могу».

При этом она во Владимир к нему ездила...

- ...в тюрьму...

Что-то возила - ну и мы, разумеется, ездили и тоже что-то возили.

Тяжело, очень тяжело. Когда нас ей отец не отдал, через какое-то время она пить начала - жутко совершенно... У бабушки соседка была, которая посоветовала: «Галя, горе надо вином заливать». К счастью, это как бы минуло... Понимаете, когда родители расстались, ей 25-й год шел.

- Ни опыта, ничего...

Конечно, она сломленным человеком была. Я мать свою очень любил, очень... Она 69 лет прожила...

- Мало!

- (Грустно). Золотым человеком была, но не в этом дело...

Последние 14 лет буквально по Высоцкому «тобой и Господом хранима» была - мною и Господом. У нее страшный облитерирующий эндартериит начался - она слишком много курила, ампутацию ноги перенесла, и ни разу за эти 14 лет в зеркало на себя не посмотрела. Ни разу!

- Галина Александровна красивая была?

Как сказать... Все ведь о своих детях говорят, что красоты они не­ве­роятной, и с родителями та же история... Мне кажется, она в стиле времени была, это тип Вали Серовой, с которой мама дружила, Любови Орловой - белокурая, спорт­сменка (она спортом увлекалась), очень живая, остроумная, машину водила шикарно.

- Сергей Никитич Хрущев, сын первого секретаря ЦК КПСС Хрущева, на мой вопрос, видел ли он Сталина, ответил: «Да, один раз, на первомайской демонстрации, то есть я его видел, а он меня нет»... Ну а вы дедушку видели?

Так же...

- Тоже на демонстрации?

На парадах 9 мая и 7 ноября - мы каждый год там быва­ли. По центру - Мавзолей, а по бокам - трибуны гостевые, и мы где-то там торчали, я наблюдал, как Сталин по боковой лестнице наверх поднимался.

- Что он - ваш дед, вы понимали?

Меня это, честно говоря, не волновало.

- Да вы что?!

А что тут удивительного? Когда он умер, я в Суворовском училище в Твери был - в ссылке за встречу с мамой. За мной два дядьки военных приехали, самолетом в Москву доставили и, не заезжая домой, не покормив, не напоив, в Колонный зал повезли, за руку на сцену вывели и на стул посадили. Я видел, как люди шли, плакали, друг другу в объятия кидались, и мне стыдно было, что слез у меня нет, но выдавить их из себя я не мог... Это все равно что сейчас какого-нибудь чабана Чебаркулиа хоронили бы, которого я даже не знаю, и мне надо было бы его оплакивать. Для меня Сталин все-таки где-то там оставался, всю мою жизнь, понимаете?

- То есть внуком великого Сталина вы себя не ощущали?

Нет, нет. Жили мы очень скромно, нас в суровых довольно условиях, в рукавицах ежовых держали, поэтому я не представлял, что могу позволить себе сказать: «Вы знаете, чей я внук?» или: «А знаете, кто мой дедушка?». Мне даже в голову это ни с какой стороны не могло въехать...

«Про маму Сталин Светлане сказал: «Все вы, бабы, дурры, и она дурра»

- Ну хорошо, вам восемь-девять-десять лет - это сознательный возраст, когда уже все понимать и даже отчасти анализировать можно...

Нет, я был мальчиком, который все-таки, ну как вам сказать, в имении вырос. Может, по Рублевке когда-нибудь проезжали? Там, где правый поворот, дача Микояна была и рядом с ней отцова - с этой дачи я с котомочкой однажды бежал, потому что «Детство Темы» Гарина-Михайловского прочитал. Котомку собрал, палочку выстругал, ботинки на нее повесил...

- Впечатлительным были...

До первого милиционера дошел - там меня за шиворот взяли и назад вернули. В основном жили мы там, а в Москве, когда я уже в школу пошел, в особняке на Гоголевском бульваре нас поселили - за забором, понимаете? Я своему другу Володе Шкляру завидовал - у него папа-портной в пейсах был, с такой (показывает на затылок)...

- ...кипой?

Да, с ней. Жили они в деревянном доме, и на окнах у них какие-то бальзамины стояли, с канареечкой клетка висела - мне это таким счастьем, таким уютом казалось... Очень ему завидовал, а к себе практически никого привести не мог...

- Хорошо, ну вот на трибуну Мавзолея по ступенькам ваш дед поднимается - человек, которого полмира боится, лидер самой мощной ядерной державы, шестую часть суши занимающей...

Я этого не понимал...

- И гордость не переполняла, ощущения какого-то родства: я и он - одна кровь - не было?..

Нет. Чувства, коль мы с вами о них говорим, были - ответственности, например...

- ...не посрамить!

Я знал, что хорошо вести себя должен, отлично учиться... Я должен, я должен, я должен - с младых ногтей это усвоил, и что-то лишнее, каких-либо вольностей позволить себе не могу.

- Желания с вами познакомиться Сталин никогда не испытывал?

Вы знаете, там довольно-таки интересная история...

Когда шла война, он вообще ни с кем, как вы понимаете, знакомиться не хотел...

- ...не до того было...

А после войны инсульт у него случился, поэтому тоже не до того. Потом чехарду из жен папа устроил... В 43-м Ниной Кармен он увлекся - женой оператора Ро­мана Кармена: очень красивая была женщина (мама ее с юности тоже знала). Когда там романчик начался, мама как раз беременна сестрой моей была, и Светлана Сталину об этом сказала. Тот распорядился невестке квартиру предоставить, ее в Доме правительства посе­лили, машину выделили - все дали...

- ...поступок, смотрите...

Чтобы она и дети: и родившийся ребенок, и уже подрастающий - в покое жили.

- Квартиру выделили хорошую?

Хорошую! Ну, папа с Ниной покрутился, к маме потом прибежал, и она его пустила... Когда Светлана отцу радостно сообщила: «Галя с Васей помирились», - он буркнул: «Все вы, бабы, дуры, и она дура».

- И был прав...

В 45-м Светлана тоже пыталась уговорить отца на брата своего повлиять, который нас, детей, матери не отдавал, но Сталин сказал: «Не надо. Она сама такой жизни себе захотела - теперь пусть расхлебывает». Жестоко, но было так...

- Неужто ни малейшего желания своего внука законнорожденного увидеть у него не было?

Он Осю Светланиного видел (Иосиф Григорьевич Аллилуев - советский и российский кардиолог, доктор медицинских наук. - Д. Г.), а нас с сестрой - нет, потому что с Катей (второй женой Василия Екатериной Тимошенко. - Д. Г.) отца не принимал, со следующей женой... Капитолина рассказывала, что вроде они вдвоем когда-то на какую-то дачу приезжали... Подробностей не знаю, разговоров об этом в доме никогда не было, а когда мама замуж за отца вышла, ее, естественно, в Кремль жить привезли - у них там с отцом своя половина была, но она настолько всего этого не хотела... Поэтому, когда Сталин ее пригласил, в кровать под одеяло нырнула и попросила адъютанта сказать, что спит. «Мне даже любопытно не было, - вспоминала. - О чем мне с ним говорить? Что я, как дура, бы там стояла?».

«Рыжий Зяма Адамсон себя русским считал, а мне сказал: «Ты жид пархатый, тебя бить надо»

- Сегодня, по прошествии стольких лет, какой-то чисто человеческой обиды на деда у вас нет - не на генералиссимуса Сталина, просто на дедушку! - за то, что даже увидеть вас не хотел?

Если бы дедушкой его я считал, наверное, была бы, но постарайтесь меня понять: пепел Клааса не стучит в моем сердце. Знаете, Сталин для меня - великая фигура ХХ века, тиран, если хотите, но человек однозначно умный, весьма одаренный...

- ...гений, слушайте!

Бесспорно, со всеми вытекающими отсюда характеристиками... Всему этому должное я отдаю, чему-то даже поражаюсь: скажем, мне непонятно, как мог он своему помощнику по памяти список книг, необходимых для библиотеки, составить, причем названия там такие, что я бы их просто не выговорил, наверное, пока возраста Сталина не достиг. Повторяю: я должное отдаю, но чтобы родственные узы какие-то - нет, нет! Когда в 53-м году, пос­ле его смерти, мама нас, наконец, забрала, мы с ней жили, а ее подруги, друзья из лагерей возвращались, и разговоры велись соответствующие... Кумирни Сталина в доме не было никогда, поэтому я как-то не претендовал... Ну так было принято, что ли: с этим флагом никто никогда не носился.

- В школе, что вы внук Сталина, знали?

Кто-то знал, кто-то нет.

- Учителя, да и одноклассники, в связи с этим как-то особенно к вам относились?

Ну, ребята никогда на такие вещи внимания не обращают... Нет, проблем с этим у меня не было, правда, осложнения из-за того, что я «еврей», возникли. В моем классе рыжий Зяма Адамсон учился, который компанию собрал, - вот он себя русским считал, а мне сказал: «Ты жид пархатый, тебя бить надо».

- Он же в местах не столь отдаленных мог оказаться...

Не мог, исключено - Сталина уже не было, это после его смерти происходило. А-а-а, нет, был случай... Класс наш в театр повели, и там мое место рядом с девочкой оказалось, которую Лаура Польская звали, - на всю жизнь это запомнил. После спектакля я номерок у нее взял и пальто ей подал - из-за этого маму в школу вызвали. Директриса заявила, что у меня не детское отношение, что на девочку я не так смотрел, хотя мне она ни с какой стороны не ехала и не шла. В общем, целую интригу завели - было такое, но это, я думаю, не столько с номерком, сколько с разоблачениями культа личности Сталина связано, которые в это время шли.

- Привилегии при жизни деда у семьи какие-то были: повара, домработницы?

Ну, какая-то обслуга, конечно, имелась...

- Продуктовые пайки, машины?

Что-то, наверное, было, хотя нас-то очень скромненько, я бы сказал, кормили... Может, отцу что-то давали, но нас к этим столам не звали. Избалован я не был, фазанов с тем, чтобы потом, когда это пиршество кончилось, вдруг ахнуть: «А где же фазаны?», не кушал.

- Сталин бедным умер?

Недавно на его даче я оказался - какой-то фильм документальный снимали и меня на камеру что-то уговорили сказать, а я столько лет там не был... Отец нас туда после смерти Сталина привез, а может, накануне тело его увезли, я смутно все помню... Меня поразило тогда, что на телевизоре кухонное полотенце лежало - знаете, такие суровые были...

- А телевизор уже был?

Да, и вот это кухонное полотенце меня удивило, и когда несколько лет назад я на эту дачу поехал...

- Сердце, простите, екнуло?

Нет, жутко страшно мне было. Пока снимали, я по всему дому прошелся, мне каждый угол там показали...

- Все сохранилось, как было?

В его комнатах - да, единственно, в пристроенной террасе (он, когда старый уже был, не по улице зимой гулял, а на террасу выходил) подарки «товарищу Сталину» поставили. Видно, из музея часть экспозиции: вазы хрустальные, сувениры - будто магазин какой-то, а вообще...

Страшно мне не потому было, что ах, Боже мой, где здесь автоматы и пулеметы хранились? - жутко от мысли стало, как в этом доме мог человек жить. В каждой комнате одно и то же - стол со стульями и два дивана...

- Мебель одинаковая?

Да, в спальне - а это огромная комната - одна кровать узенькая, рядом стул, на котором настольная лампа стояла, как будто даже столик непозволительной роскошью был, в углу, на другом конце, маленький шкаф платяной. Меня даже не аскетизм такой поразил, а какое-то дичайшее одиночество - какое счастье, подумал, что никакого отношения к царям я не имею. Мрачная жизнь - вот что было страшно!

- То есть умер Сталин все-таки бедным?

Пф-ф-ф! С голым задом, я думаю, да и мы с голым задом остались - все же государственное было.

- Поразительно, да? Сейчас руководителя даже бедной страны представьте...

Даже представлять не хочу! - ничего этого у нас не было. Под зад коленом! - в чем стояли, в том на улицу и выгнали.

Биографии режиссеров часто выглядят куце до того момента, когда постановщики впервые выходят на сцену. В случае с Бурдонским ситуация обратная — он был сыном Василия Сталина и Галины Бурдонской и внуком Иосифа Сталина.

В детстве он был Сталиным до 13 лет, пока в 1954 году не сменил фамилию. Родился в Куйбышеве (теперь — Самара), в эвакуации, когда его родителям было всего 20 лет. Спустя четыре года они расстались, Бурдонской не разрешили оставить ребенка у себя, и его воспитанием занимался отец.

Одним из воспоминаний режиссера о том времени было то, что бил его за различные провинности. Александра определили в Калининское суворовское училище, но затем он свернул с дороги кадрового военного (на которой ему наверняка аукнулись бы фамилии отца и деда) и поступил в театральную школу при театре «Современник». А затем окончил режиссерский факультет в ГИТИСе.

Интересно, что военная и театральная стезя все равно переплелись в его жизни вместе.

В 1972 году он получает приглашение поставить в Театре Советской армии спектакль «Тот, кто получает пощечину» по Леониду . Постановка, одну из ролей в которой сыграл Владимир Зельдин, оказывается удачной, и Бурдонского приглашают остаться в театре — в нем он и проработал до самой смерти.

Как замечал сам режиссер, судьба уберегла его от участи царского ребенка — делать первые шаги в профессии ему довелось в то время, когда происхождение ему, мягко говоря, не помогало. Зато помогал талант — об этом говорит хотя бы то, что молодого выпускника ГИТИСа в 1971 году (то есть за год до перехода в Театр армии) позвал в Театр на Малой Бронной на роль шекспировского Ромео.

Однако великий режиссер и педагог увидела в молодом артисте режиссерскую жилку — и позвала его на ту самую постановку по Андрееву, которая определит его жизнь. И в которой, кстати, он работал с еще одной легендой Театра армии — уже довольно заслуженным к началу 70-х .

По постановкам Бурдонского в его родном театре можно читать краткий курс по истории российской и зарубежной драматургии. Здесь нет заезженных и затертых до блеска сочинений, но есть настоящая, весомая, со вкусом выбранная классика.

Например, «Дама с камелиями» по , «Приглашение в замок» Жана Ануя, «Орфей спускается в ад» Теннесси Уильямса, «Серебряные колокольчики» Ибсена, «Элинор и ее мужчины» . Из отечественных — эффектная «Васса Железнова» Горького, обязательная для каждого режиссера «Чайка» Чехова и его же «Безотцовщина» (спектакль получил название «Этот безумец Платонов»). Имел он чутье и на «моментальную» классику — поставил спектакль «С тобой и без тебя» по знаменитому стихотворному циклу .

В зрелые годы Бурдонский вернулся туда, где учился, — в ГИТИС, где преподавал артистам и режиссерам вместе с актрисой .

Театральные заслуги Бурдонского неоспоримы — он вовремя, и совсем не «по блату», стал и заслуженным (в предперестроечном 1985-м), и народным артистом (в штормовом 1996-м).

Вот только, несмотря на все свои попытки дистанцироваться от деда, он так и остался внуком Иосифа Сталина — по крайней мере, в глазах публики; о том, что Бурдонский — режиссер-мастер и отличный педагог, знают только театральные профессионалы. У него и интервью чаще брали не о спектаклях, а об отце и деде, да и в сообщениях о смерти его называют исключительно «внуком Сталина». Но это судьба всех потомков известных людей — на то, чтобы доказать свою отдельность от рода и индивидуальную исключительность, им приходится тратить в тысячу раз больше сил, чем их коллегам, не обремененным «происхождением». Хотя именно Бурдонский всю жизнь пытался.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы