Про деток, от рождения до школы

Человек всегда был и остается центром практически любого литературного произведения. Герой рассказа, повести, романа - чаще всего человек, со своими проблемами, бедами. Человечность же - приверженность общечеловеческим моральным принципам - неотделимый признак человека. И если герой произведения становится бесчеловечен, он превращается в отрицательный персонаж.
Вопрос человечности как способности противостоять мировой несправедливости с помощью внутренних духовных качеств всегда интересовал писателей. Творцы ставили своих героев в самые острые, самые немыслимые ситуации, дабы прояснить «вопрос о человечности», о том, насколько человек может остаться самим собой, когда весь мир против него.
Данную в названии тему хотелось бы рассмотреть на примере повести «Собачье сердце» Булгакова. Это произведение считается одной из вершин сатирической фантастики. В нем Булгаков говорит о трагическом несоответствии достижений науки - стремлении человека изменить мир - и его противоречивой, несовершенной сущности, неспособности предвидеть будущее, здесь он воплощает свою убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным, революционным методом вторжения в жизнь, об ответственности ученого и страшной, разрушительной силе самодовольного агрессивного невежества. Эти темы вечны, и они не утратили своего значения и теперь.
Но одной из основополагающих тем произведения Булгакова является тема человека и человечности. В «Собачьем сердце» выражается мысль о том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель.
В основе понести лежит великий эксперимент. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент - огромный по масштабам и более чем опасный. К попыткам создания нового совершенного общества революционными (не исключающими насилия) методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека писатель относился крайне скептично. Для него это было таким вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом автор своим произведением и предупреждает читателей.
Герой повести профессор Преображенский пришел в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная московская интеллигенция. Недавний москвич, Булгаков этот район знал и любил. В Обуховой (Чистом) переулке он поселился, здесь написаны «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Здесь жили люди, близкие ему по духу, по культуре. Прототипом профессора Филиппа Филипповича Преображенского считают родственника Булгакова по матери, профессора Н. М. Покровского. Но, в сущности, в нем отразился тип мышления и лучшие черты того слоя русской интеллигенции, который в окружении Булгакова назывался «Пречистенкой».
Булгаков считал своим долгом «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». В какой-то степени профессор Преображенский, герой повести Булгакова - воплощение уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма. Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной комфортабельной квартире. Автор любуется культурой его быта, его облика - Михаил Афанасьевич и сам любил аристократизм во всем, одно время он даже носил монокль.
Гордый и величественный профессор Преображенский, который так и сыплет старинными афоризмами, светило московской генетики, гениальный хирург занимается прибыльными операциями но омоложению стареющих дам и бойких стариков: беспощадна авторская ирония - сарказм в отношении процветающих нэпманов.
Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решается посоревноваться с самой Жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга.
Профессор, осуществляющий превращение пса в человека, носит фамилию Преображенский. А само действие происходит в канун Рождества. Между тем, всеми возможными средствами писатель указывает на противоестественность происходящего, что это есть антитворение, пародия на Рождество. Взаимоотношения ученого и уличного пса Шарика-Шарикова составляют основу сюжетной канвы повести.
Основа повествования - внутренний монолог Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса. Он очень не глуп, по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен НЭПа с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками».
Весь продрогший, голодный пес, к тому же ошпаренный, наблюдает жизнь улицы, делает умозаключения: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь». «Повар попадается разный. Например - покойный Влас с Пречистенки. Скольким жизнь спас. « Он сочувствует бедной барышне-машинистке, замерзшей, «бегущей в подворотню в любовниковых фельдеперсовых чулках». «Ей и на кинематограф не хватает, на службе с нее вычли, тухлятиной в столовой накормили, да половину ее столовских сорока копеек завхоз украл». В своих мыслях-представлениях Шарик противопоставляет бедной девушке образ торжествующего хама - нового хозяина жизни: «Я теперь председатель, и сколько ни накраду - все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо». «Жаль мне ее, жаль. А самого себя мне еще больше жаль», - сетует Шарик.
Шарик, в сущности, неплохой пес. И его «собачье» поведение в конечном итоге оказывается лучше «человечьего». Профессор Преображенский пересаживает псу Шарику гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот - Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, трижды судим. «Профессия - игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной».
В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего «предка». Первые произнесенные им слова были руганью, первое отчетливое слово - «буржуи». А потом слова уличные: «не толкайся! « «подлец», «слезай с подножки» и т.п. В результате эксперимента получился «человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие... Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка». Так же безобразно-вульгарно он и «принарядился».
Чудовищный гомункулус, человек с собачьим правом, «основой» которого был люмпен-пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским, Борменталем и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом».
«- Окурки на пол не бросать - в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!» - негодует профессор. «- Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, - вдруг плаксиво выговорил ои (Шариков) ... Что вы мне жить не даете? « Вопреки недовольству хозяина дома. Шариков живет по-своему, примитивно-паразитически: днем большей частью спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право». Усмешка жизни в том, что, едва встав па задние конечности, Шариков готов утеснить, загнать в угол породившего его «папашу» - профессора.
И вот это человекообразное существо требует от профессора документ о проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком, который «интересы защищает»:
- Чьи интересы, позвольте осведомиться?
- Известно чьи - трудового элемента. Филипп Филиппович выкатил глаза.
- Почему же вы - труженик?
- Да уж известно, не нэпман. : Из этого словесного поединка, пользуясь растерянностью профессора по поводу его происхождения («вы ведь, так сказать, неожиданно появившееся существо, лабораторное») гомункулус выходит победителем и требует присвоить ему «наследственную» фамилию Шариков, а имя он себе выбирает Полиграф Полиграфович. Он устраивает дикие погромы в квартире, гоняется (по своей собачей сущности) за котами, устраивает потоп... Все обитатели профессорской квартиры деморализованы, ни о каком приеме пациентов и речи быть не может.
В сущности, все эти стремления Шарикова заполучить фамилию, защитить свои интересы, то есть, по сути, естественные человеческие желания - лишь пародия на человека. Неплохой, в сущности, пес превращается в жуткого типа.
Страшно то, что бюрократической системе наука профессора не нужна. Ей ничего не стоит кого угодно назначить человеком. Любое ничтожество, даже пустое место - взять и назначить. Оформив это «назначение» соответствующим образом и отразив в документах. И Шариков - такой «назначенный» человек: искусственно созданный гибрид хорошего пса и плохого гражданина, он получает человечьи черты внешности и замашки животного.
Звездным часом для Полиграфа Полиграфовича явилась его «служба». Исчезнув из дома, он предстает перед изумленным профессором и Борменталем этаким молодцом, полным достоинства и уважения к себе, «в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же потертых штанах и высоких английских сапожках. Страшный, неимоверный запах котов сейчас же расплылся по всей передней. Ошарашенному профессору он предъявляет бумагу, в которой говорится, что товарищ Шариков состоит заведующим подотделом очистки города от бродячих животных. Конечно, устроил его туда Швондер. На вопрос, почему же от него так отвратительно пахнет, монстр отвечает: «- Ну, что ж, пахнет... известно: по специальности. Вчера котов душили-душили...»
Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак - в санитары по очистке города от бродячих собак и кошек.
Последний, заключительный аккорд шариковской деятельности - донос-пасквиль на профессора Преображенского.
Нужно отметить, что именно тогда, в тридцатые годы, донос становится одной из основ «социалистического» общества, которое правильней было бы назвать тоталитарным. Так как только тоталитарный режим может иметь в своей основе донос.
Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют все человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы...
И Булгаков делает вывод: носить штаны, иметь имя, фамилию и работу - недостаточно для того, чтобы называться человеком. Профессор Преображенский - личность мыслящая, многого добился в этой жизни, но он совершил ошибку со своим экспериментом, вмешательством в природу.

Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы - сочинение по рассказам В. Шукшина.

Около тридцати лет назад не стало человека, который воспел жизнь со всеми ее звуками, красками, запахами.
Это - Василий Макарович Шукшин.
Шукшин снял 5 фильмов, выпустил 7 книг, сыграл два десятка ролей - в общем, достаточно, чтобы войти в историю русской культуры.
Но он не знал этого. Он знал одно - труд. О нем говорили как о "деревенском" писателе, критики искали истоки силы его таланта и забывали о Шукшине-человеке, о его сердце - нервном, наполненном кровью и действительно страдающем, которое не выдержало своей ноши... Ни на минуту Шукшин не прекращал борьбу со злом - ни в литературе, ни в кино. "Нам бы про душу не забыть", - говорил он. Герои его книг часто говорят о душе. Что такое душа в понимании Шукшина? Доброта, человечность, милосердие, понимание ближнего, совесть, раздумья о смысле жизни. Анализируя традиционные конфликты - бедность и богатство, добро и зло, Шукшин решает их, опираясь на законы нравственности: он отвергает зло независимо от того, кто является его носителем. Писатель видит, что главное испытание сегодня не бедность, а богатство и сытость. В одном из лучших рассказов Шукшина - "Охота жить" - добро и зло показаны в прямой схватке. Старый охотник Никитич, человек необыкновенной доброты, открытая душа, приютил уголовника, фактически спас ему жизнь и получил от него пулю в спину. В исполненном страшной драматической силы рассказе старик-охотник говорит беглому преступнику: "Голод тебя великий воровать толкнул? С жиру беситесь, окаянные". В этих простых словах показаны и источник зла, и бескомпромиссное его отрицание. Свое негодование, свое отрицание зла, свою ненависть к страшным порокам людей - эгоизму, шкурничеству, потребительскому отношению к жизни, демагогии - с необыкновенной художественной силой Шукшин выразил в рассказе "Волки". Читая Шукшина, нужно сразу понять, что в его произведениях нет "высокого слога" и напыщенных фраз, берущих за душу своей цветистостью.
Шукшин не любил повторять прописные истины, но в каждом рассказе есть своя изюминка, свой философский урок. Какой же философский урок содержит рассказ "Сапожки?" На первый взгляд, перед нами обыкновенная бытовая история, история взаимоотношений в семье. Но написана она таким добрым и таким теплым языком, что вспоминаются народные сказки с их напевностью и мелодичностью. Кажется, что в этом произведении нет больших событий и нравственных потрясений, но небольшой эпизод из жизни шофера Сергея Духанина (покупка жене новых, необыкновенных сапожек) изменил внутреннее состояние не только Сергея, но и его жены. Грубый поначалу человек, Сергей становится добрым и чутким. Он понял, что дело не в подарке, а в отношении к самому близкому человеку - жене.
Сергею Духанину не случайно 45 лет. На этом жизненном рубеже у многих людей происходит переоценка ценностей, переосмысление окружающего мира и своего места в нем. Сергей почувствовал, что малое добро, сделанное им, отозвалось большим счастьем и теплом в доме. Он пришел к мысли, что попытка понять человека и сделать для него что-то светлое - это величайшее счастье. Смысл этого рассказа заключен в таких строках: "Вот так живешь, думаешь, что когда-то будешь жить лучше..." А ведь это и есть проявление нравственной силы личности! Василий Макарович призывает нас любить Человека, любить "чудинку" в людях, не мерить всех одной меркой. Правда, считал Шукшин, есть проявление души человека, она не может быть показной. Шукшин пишет очень самобытно, интересно, у него есть свой, шукшинский, слог, своя композиция. Любовь к Родине, отцу, матери... Писатель не говорит о ней громких слов, боясь потревожить что-то очень трепетное в наших сердцах. Любовь к старикам - высшее проявление нравственной силы. Так главный герой рассказа "Как помирал старик" - старик Степан, проживший долгую трудную жизнь. Писатель рассказывает нам о последнем дне и смерти Степана и затрагивает многие обще человеческие вопросы. Например, мы видим, как жена Степана, с первого взгляда показавшаяся нам неласковой и даже сварливой, становится чуткой и доброй, раскрывается ее подлинная душа, сердце старухи "оттаивает". Она просит прощение у мужа: "Ну, тогда прости меня, старик, если я в чем виноватая". Страх остаться одной, потерять самого дорогого человека, с которым прожила всю жизнь, не оставляет ее. Старуха понимает, что любит старика и что жизнь ее без мужа потеряет всякий смысл. Старик тоже становится мягче, добрее. Он говорит: "Агнюша... прости меня... я маленько заполошный был... А хлеб-то рясный-рясный!.." Две мысли преследуют Степана перед смертью: мысль о жене и мысль о хлебе. Что еще можно сказать об этом? Человек, выросший на земле, любивший и работавший на ней, в итоге уходит в ту же землю. Старик думает в последние минуты не о себе, он завещает нам хлеб, то есть родной край, любимое дело. Простыми, неловкими словами он старается сказать о смысле жизни, о том, как она прекрасна... Но есть в этом коротком рассказе и другие, менее глобальные, но не менее актуальные проблемы. В частности, проблема взаимоотношений детей и родителей. Старик умирает один, только его жена остается с ним до конца. Где же дети? Мишка отказался от них, Манька далеко, Петька "едва концы с концами сводит". Всех любят и понимают отец и мать, всех прощают и жалеют старики. Но жалеют ли дети своих родителей? Нравственность - это и отношение к старым людям, особенно к тем, кто тебя вырастил, отдал тебе душу и сердце. Родители всегда оправдывают своих детей, видят в них только хорошие черты. Но должны ли дети злоупотреблять этим? Черная неблагодарность вырастает из малейшего невнимания, малейшей нечуткости. Надо иметь много сил и терпения, чтобы выполнить свой сыновний долг. Но ведь на то мы и люди, чтобы не только брать, но и отдавать долги. В 1967 году Шукшин пишет удивительную статью "Нравственность есть Правда". В ней есть такие строчки: "Есть культурная тетя у меня в деревне, та все возмущается: "Одна ругань! Писатель... " Есть тети в штанах: "грубый мужик". А невдомек им: если бы мои мужики не были грубыми, они не были бы нежными..."
Герои рассказов Шукшина, правда, иногда шокируют нас внешней грубостью и неотесанностью.
Но талант читателя заключается в том, чтобы увидеть в самом непривлекательном человеке искорку доброты, света.
Шукшин говорил: "Как художник я не могу обманывать свой народ - показывать жизнь только счастливой, например.
Правда бывает и горькой... Я верю в силы моего народа, очень люблю свою Родину - и не отчаиваюсь. Напротив".
Писатель ни на миг не отделяет себя от России, русской деревни, ее природы. Его герои ищут основы жизни в родной земле. В частности, в рассказе "Алеша Бесконвойный " главный герой нашел себя в любви ко всему, что его окружает. Он обрел "покой в душе", но ни в коем случае не самоуспокоенность. Величайших русских писателей волновала таинственная зависимость между землей и человеческой совестью. Недаром в "Преступлении и наказании" Раскольников целует землю, герой "Войны и мира" Андрей Болконский приходит к философскому пониманию жизни, глядя в бездонное небо Аустерлица. Егор Прокудин (герой "Калины красной" В. Шукшина) в сцене после свидания с матерью падает на землю, хочет удержаться на ней, ищет в ней поддержку и опору, высший нравственный суд. Искусство должно учить добру.
В. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видит самое дорогое богатство.
"Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке", - говорил он.
С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин.

21.08.2014


Сострадание — это то, что делает нас людьми. Это то, что ведет нас через жизненные перипетии и сумасшествие мира.

Вот 30 самых впечатляющих моментов в истории, которые стали возможными благодаря сочувствию друг к другу. Эти фотографии доказывают, что лучший мир возможен.

1. Военный санитар Ричард Барнетт держит ребенка, семья которого пропала во время перестрелки. Ирак, 2003 год.


2. Российский спецназовец несет ребенка, спасенного из школы, захваченной террористами. Беслан, 2004 год.


3. Медик перевязывает раненого ребенка. Вторая мировая война, 1944 год.


4. Протестующих в Окленде, штат Калифорния, увозят женщину в инвалидной коляске от слезоточивого газа.


5. Врачи-негры оказывают помощь члену Ку-клус-клана.


6. После погромов в Лос-Анджелесе в 1992 году мальчик позирует на фоне солдат Национальной гвардии.


7. Жители Лондона все вместе вышли убирать улицы после погромов и протестов в 2011 году.


8. Жители улиц, где проходили погромы, предлагают чай полицейскому в Лондоне, в 2011 году.


9. Бразильские протестующие принесли офицеру торт на его день рождения.

10. Священник выступает в качестве живого щита во время протестов на Украине в 2014 году.


11. Участник студенческих выступлений в Боготе, Колумбия пытается поцеловать офицера полиции.

12. Американские солдаты толкают машину с двумя тяжело ранеными немецкими солдатами, 26 января 1945 года.


13. Человек играет на пианино перед милицейским заграждением в Киеве, в 2013 году.

14. Женщина защищает раненого демонстранта от военного бульдозера. Египет, 2013 год.


15. Протестующий защищает полицейского от расправы во время протестов против итогов выборов в Иране.

16. Солдат из ГДР, игнорируя приказ, помогает мальчику пересечь Берлинскую стену, чтобы воссоединиться со своей семьей, 1961 год.

17. Журналист спасает ребенка во время гражданской войны в Испании в 1936 году.

18. Митингующие выносят раненого полицейского во время протестов в Турции.

19. Украинский солдат целует подругу сквозь решетку базы, окруженной «вежливыми людьми» в Крыму.

20. Французский солдат помогает семье из Испании после перехода границы во время гражданской войны в 1938 году.

21. Американцы лечат раненого пса во время Второй мировой войны, 1944.

22. Протестующие в Турции промывают глаза собаке, пострадавшей от слезоточивого газа.

23. Сержант Фрэнк Прейтор кормит котенка, мать которого погибла под обстрелом. Корейская война, 1953 год.

В повести «Капитанская дочка» Пушкин приводит пример человечности. Молодой Гринев, пытаясь отблагодарить провожатого, спасшего их во время бурана, отдает ему заячий тулуп. Тулупчик трещит на вожатом по швам, но это для Гринева не важно. Он отвечает добром за добро. Вожатый оказывается впоследствии предводителем восстания Пугачевым. Во время их последней встречи, когда Пугачев отпускает Гринева с Машей, Гринев говорит Пугачеву, что будет молиться о его грешной душе. И это также пример человечности. Гринев знает, что Пугачев обречен, и по-человечески переживает за него.

Тарас Бульба в одноименной повести Н.В.Гоголя отказывает своему сыну Андрию в человечности. Андрий предал собратьев, Родину и перешел на сторону врага. Отец поступает с ним, как того требует справедливость. И даже Остапу Тарас не разрешает предать земле тело брата, так как уверен, что предатель и после смерти не достоин человечного отношения.

Бесчеловечны поступки Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин крадет Бэлу лишь из самолюбия, чтобы позлить Казбича. Он играет чувствами княжны Мэри и Веры, им движет тщеславие и эгоизм. Он бесцеремонно вмешивается в жизнь честных контрабандистов, после чего им приходится покинуть родные места. Лермонтов создает эгоистичного и циничного персонажа, которому не ведомы человечность и уважение к личности. В конце произведения мы узнаем о смерти Печорина, который погибает в бою. Но его некому даже оплакивать, ведь его никто не ждет.

Закончилась Вторая Мировая война. На всей ее территории остались захоронения солдат, воевавших с обеих сторон. За могилами погибших принято ухаживать, отдавая дань мужеству и героизму защитников. В Голландии кладбище, где похоронены немецкие солдаты. Именно они пришли завоевывать мир. Каждый год из Германии приезжают школьники, чтобы ухаживать за могилами. Зачем? Ведь это современные дети, они выросли в послевоенное время, они понимают, что захоронены в Голландии не победители. Не освободители, а захватчики. Ухаживая за могилами, эти дети учатся понимать, что война страшна, прежде всего, бессмысленностью жертв; это преступление против человечества. Дети, ежегодно приезжающие в Голландию, являют собой пример человечности, уважительного отношения к памяти о прошлом, пусть и таком страшном.

В наше время не так трудно встретить пример человечности, доброго отношения к людям. На юго-востоке Украины идет настоящая война. С бомбежками, жертвами, голодом и беженцами. Россия помогает жителям Донбасса. Постоянно отправляются гуманитарные конвои с медицинскими препаратами, продуктами и всем необходимым. Казалось бы, все необходимое за нас делает государство. Но в средствах массовой информации постоянно рассказывают о людях, добровольно оказывающих помощь. Все помогают по-разному. Кто-то дает приют целым семьям беженцев, кто-то принимает в семью осиротевшего ребенка, а кто-то отправляет целый грузовик с обогревательными приборами.


Человечность - это добро, заложенное в природе человека, это отзывчивость, милосердие, сострадание. Человек, по утверждению поэта Мандельштама, "не волк... по крови своей". Человек способен противостоять злу и сохранить в себе человечность, какими бы жестокими ни были обстоятельства его жизни. Проявление звериного начала - это отклонение от нормы, это искажение человеческой природы. Русская литература всегда была внимательна к проявлению человечности в своих героях, она всегда стремилась пробуждать в своих"чувства добрые", учила милосердию, состраданию, отзывчивости.

Писатели двадцатого века продолжают гуманистические традиции русских классиков:А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А.П. Чехова.

Веру в человека воплощает в своём рассказе "Украденная жизнь". напечатанном в февральском номере журнала "Москва" за 1996 год, известный современный писатель Виктор Потанин.

Действие этого небольшого произведения происходит в "лихие девяностые". Пространство предельно локализовано и ограничено стенами маленького тесного кафе. Двое сидят за столиком у двери.

В сущности, они находятся рядом с порогом, который символизирует собой порог.

Вспомним роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", где самое важное, значительное происходит на пороге. Раскольников в своей каморке - клетушке, занимавшей половину комнаты - шкафа, мог, не вставая, снять крюк с двери, а это значит, что он жил почти на пороге. На пороге произошла знаменитая молчаливая сцена между Раскольниковым и Разумихиным, когда что-то неуловимое пробежало между ними, и Разумихина потрясла ужасная мысль - догадка о причастности своего друга к убийству старухи - ростовщицы.

Сама ситуация пьяного разговора между потанинскими героями в многолюдном кафе напоминает сцену пьяной исповеди - покаяния Мармеладова перед Раскольниковым в пивной. Атмосфера маленького кафе - "гвалт кругом, матерщина" - сходна с тем диким хохотом и издевательскими репликами, которые сопровождали исповедь Мармеладова. Да и фраза потанинского рассказа: "Человек ко всему привыкает", - отсылает нас к размышлениям Раскольникова о том, что семейство Мармеладовых привыкло к ужасной жертве Сони: "Ко всему подлец-человек привыкает!" Но тут же Родион Романович восклицает: "Ну а коли я соврал... коли действительно не подлец человек..."

Так подлец или не подлец человек или он достоин сострадания и милосердия? Нужно ли жалеть человека? Посмотрим, как отвечает на эти вечные вопросы современный писатель Виктор Потанин.

Перед нами два бывших одноклассника, встретившиеся после десятилетней разлуки. Обоим лет по пятидесяти. Во всём они кажутся антиподами: во внешнем облике, в характере, в поведении, в отношении к жизни.

Один из них - Михаил Иванович Подаруев, сельский врач, большеголовый, грузный мужчина с тяжёлыми пудовыми кулаками. В детстве он получил очень меткое прозвище "Топтыгин" за свою медвежью неповоротливость, неуклюжесть, за добродушие сказочного персонажа. В портрете Топтыгина подчёркивается контраст: он кажется "человеком - горой", у самой вершины которой синеют наивные детские глаза: "такое рыхлое тело - и эта синь, как на лугу".

Второй - Николай Семёнович Сидоренко - "вертлявый худенький человечек с круглым личиком и вздёрнутым носиком, отчего в лице проступала дерзость. В детстве он получил прозвище "Суслик".

Внутреннее состояние героев меняется на всём протяжении рассказа. Топтыгин вначале "впал в меланхолию": "...худо у меня на душе. Других лечу, а себя не умею". Он ощущает недовольство собой: "...моя мама старообрядка. Но я её недостоин, как и той жизни, что она прожила. Ни одного светлого дня".На покаянную речь своего друга "философ" Суслик глубокомысленно изрекает:"Если нет скорбей, нет и спасенья..." Смысл этой фразы, сниженной ироническим отношением автора к своему герою, всё же восходит к философской мысли Ф. Достоевского о страдании, очистительном для души человека.

Речи Сидоренко напоминают хлестаковское враньё. По словам Николая Семёновича, он важный чиновник, работает в коммунальном хозяйстве: "Весь городишко - моя усадьба... И уже господином меня величают", "Три манто" жены, "у дочки не меньше", две машины в разных гаражах. денег много. как снега за окном - всё это сродни хлестаковским горячему супу в кастрюльке, присланному на пароходе из Парижа, и арбузу в семьсот рублей на столе.

Но если Хлестаков врёт самозабвенно, даже вдохновенно, как поэт, и сам верит своему вранью, и слова из него вылетают непроизвольно, то Суслик, сочиняя себе роскошную жизнь, подозрителен: "Ты мне не веришь, Топтыгин".

В конце концов выясняется, что Суслик - "алкаш и мечтатель" и идти ему некуда. Он "украл" чужую жизнь, представив себя значительным лицом. Но прежде всего он украл жизнь у самого себя. Ему нечего о себе рассказать, кроме того, что он ничего не помнит и пьёт: "Пью я, миленький, пью по-крупному, потому и худой". И страхи Суслика тоже придуманные: боится он прихода к власти коммунистов, своего "раскулачивания" и того, что вновь появятся "тройки" и приговорят его без суда к стенке. Только и знаем мы из детства Сидоренко, что, когда Топтыгин свой горячий школьный завтрак, котлетки да булочки, тащил собаке по кличке Марсик. Суслик - "свою порцию сразу в рот".

На первый взгляд, Николай Семёнович Сидоренко, с его банальной фразой "все там будем" и примитивной моралью "хватай, что рядом лежит", с его совестью "в броне", не оставляет нам надежды на проявление человечности в нём, не внушает веры в добро.

Топтыгин не завидует "несметному богатству" своего бывшего одноклассника, но и не осуждает за пьяное бахвальство, а лишь сочувствует товарищу. Он не умеет, в отличие от своего друга, забывать. Помнит детство: "как у дворян - на гнилой картошке да на водичке". мать работала в школе, а отец пришёл с фронта и умер. Умерла жена Валюша, с которой жили. "как сиамские близнецы". Одна кровь, одна душа, одно сердце". Не может Михаил Иванович смириться с этой утратой. Одно из самых дорогих воспоминаний детства - собака Марсик, "ласковый, чуткий пёс", уши "огромные, тёпленькие, как сковородки". Здесь -то и выясняется, что и Топтыгин "украл" - сочинил себе жизнь. Он рассказал Суслику нечто мистическое: к нему вернулся спустя сорок лет "оттуда" Марсик, тот самый Марсик, которого убил когда-то пастух Лёнька Кривой.

Враньё Суслика и Топтыгина разное. Легенда о "возвращении" Марсика с того света необходима Подаруеву, чтобы "не утонуть в своих безднах", "устоять на ногах", "выплыть", ибо "не всегда правдой душу вылечишь", как заметил странник Лука в пьесе М. Горького "На дне".

Топтыгин - необыкновенно милый и добрый человек, способный на милосердие и сострадание, на бескорыстную помощь ближнему. Он понимает, что односельчане идут к нему в больницу за надеждой и врач для них - "местный Христос". Он всех жалеет: худого, измождённого Суслика приглашает к себе в деревню, сочувствует старенькой одинокой учительнице, у которой в школе "зарплатка с мышиный хвостик", лечит бесплатно нищий деревенских старух.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы