Про деток, от рождения до школы

В наши дни развивается. На данный момент на территории постсоветского пространства находятся на реконструкции более шести тысяч церквей. На следующий год намечено строительство около тысячи новых.

Храмовое строительство существенно отличается от строительства других архитектурных форм. Прежде всего, это место единения человека с Богом, поэтому место для храма нужно выбирать соответствующее.

Когда место выбрано, подается прошение в местные органы власти о передаче земли под храм и получение благословения архиерея на . Нельзя забывать, что храмовое строительство включает в себя множество нюансов. Несмотря на разнообразие архитектурных стилей (древнее зодчество, русское барокко, классицизм, ампир), каждый православный храм, согласно традициям, строится алтарём на восток.

Традиции в строительстве храмов.

Так же православный условно делится на три части – алтарь, средняя часть, отделенная от алтаря иконостасом, притвор. Алтарь считается самым святым местом в храме, ведь в его центре находится престол, символически обозначающий Гроб Господень. На престоле проводится главное деяние церкви – Евхаристия (благодарение). Алтарь стоит за иконостасом, который нередко называют окнами в алтарь. Иконостас стоит между северной и южной стеной храма и состоит из упорядоченных на нем икон.

Алтарь и иконостас должны стоять на возвышении, которое называется солеей. Храм, как правило, имеет колокольню для созыва верующих, чаще всего трехъярусную. Нижний ярус – это притвор, следующий – темничка, верхний – звонница. Каждый храм увенчан куполом с крестом. Купола стремятся делать круглыми, крестовидными или восьмигранными.

Строительство православных храмов всегда должно быть подчинено традициям, ведь амвон или количество куполов имеют свое значение и особую ценность. Нужно помнить также физические параметры - рассчитывать нагрузку на звонницу и стены (при строительстве первого Успенского собора в московском Кремле купол трижды обрушивался), климатические условия, подвод коммуникаций.

Строительство православного храма ‑ дело очень непростое. В храме важно все, в его устройстве не бывает мелочей. Каждая деталь в нем подчинена канонам и традициям, и даже современные проекты православных храмов разрабатываются с учетом строгого их соблюдения. Первое, на что обращают внимание, ‑ выбор места под строительство. Раньше на Руси, согласно традициям, место под строительство православного храма или монастыря выбиралось возвышенное, видное издалека. должен был доминировать среди окружающих застроек, напоминая людям о возвышенности духовного мира по сравнению с земным. Место, на котором будет стоять храм, старались выбрать так, чтобы оно «обдувалось четырьмя ветрами» ‑ звук от колоколов тогда был слышен за несколько десятков верст.

Церковные предания утверждают, что очень часто место для строительства православного храма или монастыря указывал Сам Господь, Богородица, или кто-то из святых угодников Божиих ‑ виденями, явлениями во сне, другими знамениями. Результатом такого скрупулезного выбора является то, что до сих пор, приходя на места даже разрушенных старых церквей, мы отчетливо ощущаем то, что они особенные, благодатные.

Проект православного храма и внешнее благоустройство

После выбора места, рабочими утрамбовывалась площадка под его строительство. Важным было и расположение православного храма: проект его всегда рассчитывался таким образом, чтобы церковный алтарь обязательно смотрел на восток. За неимением компасов и прочих измерительных приборов, восточное направление определяли следующим образом: просыпались до восхода, и на храмовой площадке проводили ось, строго параллельную первому лучу восходящего солнца.

Этот фактор при строительстве православного храма учитывается до сих пор, и исключения делаются только в очень редких случаях. Почему же это так важно? Одни исследователи утверждают, что в этом присутствует наследие древнего солярного культа славян, другие опираются на то, что в христианстве Восток всегда был связан со светлыми силами, а Запад ‑ с темными.

Не менее важной частью православного храма является и его верхняя часть, увенчанная куполами. Количество куполов всегда нечетное, и может доходить до тридцати трех, и все они увенчиваются крестом.

Прекрасным образцом храмового зодчества является 33-купольная деревянная церковь Николая Угодника на Троицкой горе в Санкт-Петербурге.

Главные части православного храма

При создании проекта православного храма строго учитываются все его составляющие. С давних времен церковь символизировала собой трехмерность Вселенной: божественную ее часть, небесную и земную. Именно поэтому православный храм состоит из трех частей: алтаря, где молятся священники, центральной части, предназначенной для молитвы верных (крещенных) христиан, и притвора, в котором раньше молились оглашенные ‑ те, кто только проходил катехизацию и готовился принять святое крещение.

Верхняя часть православного храма ‑ неф (потолок) ‑ символизирует небо, и покрывается росписями, изображающими Святую Троицу, Бога Отца, Господа Иисуса Христа и Божью Матерь. Пол под ногами означает землю, и поэтому он тоже украшается мозаиками и орнаментами.


С чего начать?.

3D проект храма-часовни. По данному проекту был построен храм в г. Звенигороде и освящен в честь Казанской иконы Божьей Матери. Предоставлен Софией и Дмитрием Б.

Строительство храма или часовни важно начинать с благословения правящего архиерея епархии.
Для этого нужно обратиться к священнику, который закреплен за вашим населенным пунктом, потом к благочинному и затем подать прошение на имя правящего архиерея.
Поскольку храм строится не сам по себе, а для церковной общины, то, если в городе или селе, или в деревне такой общины нет, ее нужно создать и зарегистрировать. Для начала нужно будет написать прошение на имя правящего архиерея (в Рязанской области- митрополита Марка) о создании прихода и прийти с ним к своему благочинному. После согласования с благочинным прошение подается правящему архиерею.
Для регистрации общины необходимо, чтобы в нее входило как минимум десять человек — так называемая «десятка». Важно, чтобы в «десятку» входили местные жители. Община — это юридическое лицо и регистрируется она в федеральной регистрационной службе, как местная некоммерческая религиозная организация Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Храм или часовня?
Храм – «Небо на земле» – особое, отличное от других строений здание, посвященное Богу и предназначенное для совершения богослужений и таинств.
Внутри храм разделяется на три части: алтарь, центральную часть (собственно храм) и притвор.
Часовня – это небольшая постройка религиозного назначения. Само название «часовня» происходит, по-видимому, от слова часы – так называются краткие службы, совершающиеся в Православной Церкви. Часовня, как не имеющая алтаря, предназначена именно для подобных молений. Литургию служить в часовне не положено, но можно служить молебны, панихиды. Таинства в часовне не совершаются из-за отсутствия алтаря.
Место под строительство.
Когда община зарегистрирована и получено благословение архиерея на строительство храма , надо обратиться в местные органы власти с просьбой предоставить для этого земельный участок. Если это, к примеру, районный город — то в городскую или районную администрацию, лучше всего сразу к главе администрации. А еще лучше составить официальное письмо от архиерея и обратиться в органы власти с этим письмом. Этот вопрос нужно решать в епархии.
Проект.
Проект храма делает архитектурно-проектная мастерская. Лучше всего, конечно, чтобы церковь проектировал архитектор, имеющий опыт возведения храмов. Проект утверждается и согласовывается в разных органах власти: в генплане, в местном комитете по архитектуре и т. д., — поэтому очень облегчает жизнь, если архитектурная мастерская имеет выходы на организации, которые будут проводить различные экспертизы для согласования. Можно купить готовый проект или, если есть возможность, получить в дар.
Чинопоследования при основании храма.
Чин на основание церкви
.
Основание и построение храма может совершаться только правящим архиереем церковной области или посланным от него священником. Виновный в сооружении церкви без благословения правящего архиерея подвергается определенному наказанию, как презирающий архиерейскую власть.
После закладки фундамента для храма совершается «Чин на основание храма» – все́ вместе называется закладкой церкви. На месте будущего Престола, по указанию Требника, ставится приготовленный заранее деревянный крест и служится молебен.
Строительство храма.
Глаза страшатся, руки делают.
Самое главное - чтобы на этом месте как можно скорее начала совершаться молитва.
То, что связано со стройкой храма, всегда чудо.
Чудо в том, как находятся деньги, как решаются всякие согласования. Это не мы строим храм,
а Сам Господь.
Великое освящение храма архиереем.

Новопостроенный храм является «обыкновенным» зданием до того момента, как над ним не будет совершен обряд освящения. После совершенного чинопоследования храм приобретает новые качества, становится вместилищем величайшей святыни.

Везде, где есть вера православная, христиане всегда строили храмы.

Откуда же у людей такая нужда в рукотворных храмах на земле для Бога? Эта нужда лежит в самом сердце человеческом, в неудержимом стремлении его приблизиться к Богу.

Храм Божий есть училище Божественной премудрости. Здесь все учит. Внимательный найдет здесь решение всех вопросов, какие занимают ум человеческий, и обогатится утешительным познанием о Боге, мире и человеке.

Храм Божий есть лечебница, врачующая и восстанавливающая наши духовные силы. Пост, говенье, исповедь и святое причащение - вот курс этого врачевания. Проходившие его знают, насколько все это целительно.

Храм есть пристанище усталых, обремененных и отчаявшихся людей. Мы все странники на земле, Отечество наше на небе. Существование в мире, преисполненном искушениями, утомляет дух, истощает силы, а иногда наполняет сердце человека и отчаянием. Где найти отдых и подкрепление? В храме Божием.

Православный храм - это то место, где человек восстанавливает свой Божественный образ через приобщение Христу.

Вот и получается, что невозможно человеку без полноценной церковной жизни и регулярного посещения храма вести борьбу с грехом. А любимое утверждение скрытых атеистов, каким оправдывают они свое нехождение в церковь: мол, «вера должна быть в душе», лишь отговорка людей, не желающих отказаться от порабощения темным силам или не осознающих своего пленения грехом.

В последние годы количество православных храмов, построенных на территориях исправительных учреждений, неуклонно растет. Это показатель не только возрождения традиционного вероисповедания после длительного богоборческого периода в истории нашей страны, но и осознания руководством Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России необходимости подведения под всю структуру воспитания и исправления отбывающих наказание прочной духовной платформы.

Идея построить в ФГУ ИК-1 У ФСИН России по Республике Мордовия православный храм родилась два года назад у членов уже существовавшей в колонии общины Молитвенного дома, освященного во имя святителя Николая Чудотворца. Идея родилась потому, что православные верующие просто перестали помещаться в стенах небольшого Молитвенного дома, особенно в дни, когда в колонию приезжали священнослужители. Так, для таинства соборования, которое впервые совершалось в колонии Великим постом 2006 года, пришлось «арендовать» помещение профилактория учреждения, так как желание принять в нем участие выразило более 60 человек.

Окормляющие колонию священники Мордовской епархии иерей Павел и иеромонах Евсевий (Машковы) поддержали инициативу осужденных и ознакомили с ней администрацию исправительного учреждения. Принципиальных возражений не было, но возник вопрос: где взять средства на строительство? Набрать начальную сумму, достаточную хотя бы для приобретения деревянного сруба, казалось делом фантастическим.

Сложно было даже найти подходящий проект храма. В ответ на многочисленные письма с просьбами о помощи в различные организации и ведомства приходили лишь советы, обещания и рекомендации.

Что делает православный христианин в трудных ситуациях? Обращается за помощью к Богу. Начали усердно молиться и мы. И не только сами, но и обратились за молитвенной помощью в известные нам приходы и монастыри. О благополучном разрешении проблем, связанных со строительством храма в нашей колонии, были отслужены молебны даже у мощей таких угодниц Божиих, как блаженная Ксения Петербургская и блаженная Матрона Московская. И лед тронулся. Примечательно, что все значительные события и решения, касающиеся возведения храма, выпадали на четверг - день, когда на общей молитве мы всегда читаем акафист святителю Николаю Чудотворцу. А будущий храм, как и старый Молитвенный дом, было решено с самого начала освятить во имя этого особо почитаемого на Руси святого.

Верующий человек в случайности не верит. Не верим в совпадения и мы…

О благотворительной деятельности в местах лишения свободы Олега Григорьевича Калашникова мы были наслышаны давно. В колонии пользовались большим успехом снятые им видеофильмы «Шансон на зоне» и «Православные чудеса XX века». Но особое впечатление произвел на нас фильм «Умягчение злых сердец» - притча-размышление о судьбе малолетних преступниц, снятый в одной из женских колоний для несовершеннолетних под Рязанью, где усилиями О.Г. Калашникова был построен храм в честь иконы Божией Матери «Семистрельница». Из сообщений в прессе мы узнали, что в настоящее время он занимается строительством в местах лишения свободы уже третьего по счету православного храма. Но связаться с ним нам, к сожалению, не удавалось.

В этой ситуации, взяв инициативу в свои руки, безусловно, решающую роль сыграл начальник учреждения полковник внутренней службы В.И. Гангеев. Заручившись поддержкой начальника УФСИН России по Республике Мордовия генерал-майора В.А. Малькова, он разыскал Олега Калашникова и пригласил его в колонию для встречи с нами и обсуждения вопроса о возможности строительства храма.

Здесь необходимо отметить, что учреждение наше специфическое. На территории колонии отбывают наказание осужденные особого и строгого режимов, а также имеется участок, на котором содержаться осужденные, приговоренные к пожизненному лишению свободы.

Поговорив с членами общины, Олег Калашников после осмотра территории ИК-1 согласился оказать помощь в строительстве православного храма во имя святителя Николая Чудотворца, сразу обговорив с администрацией только одно условие - храм должны иметь возможность посещать и приговоренные к пожизненному заключению.

Договоренность была достигнута.

Через шесть недель мы уже выгружали части готового деревянного сруба пятикупольного храма со звонницей.

Наше состояние можно было смело назвать ликованием.

На наших глазах произошло чудо. Господь явно явил нам через людей свою помощь.

21 марта иеромонах Евсевий освятил поклонный крест на месте будущего строительства храма. 5 июня был заложен памятный камень и освящен фундамент, а через два дня силами осужденных была воздвигнута основная часть храма - крестообразный сруб шестиметровой высоты.

«Фанатики», - говорят одни. «На свободе бы так работали», - говорят другие. Но счастливые улыбки на уставших лицах в ответ на колкости и подтрунивания заставляли замолчать местных острословов.

Нельзя сказать, что строительство церкви вся колония восприняла с радостью и энтузиазмом. Было много людей, равнодушно относящихся к происходящему, достаточно критиков и недобрых советчиков, были и выражающие явное недовольство по различным причинам. Но по-другому и быть не должно. Ведь мы-то знаем, что без искушений ни одного доброго дела не происходит. Не нравится лукавому сияние церковных куполов и колокольный перезвон. Но больше всего ему не нравится, когда бывшие его почитатели и служители вдруг на Бога начинают работать, отвергая его лукавые нападки смиренно и терпеливо.

Понимание того, что мы трудимся во славу Божию и реально делаем богоугодное дело и что по милости своей Господь сподобил нам, недостойным и многогрешным, участвовать в возведении храма Своего, наполняет сердца глубоким и непередаваемым словами чувством.

Однажды один из участников строительства поделился своим внутренним состоянием: «Я в течение жизни никогда так не работал и даже не знал, что могу так работать. А сейчас мне тяжело, я устаю, у меня кровавые мозоли на руках, но я впервые по-настоящему счастлив!».

Мы строим храм Господу на земле, а Господь помогает нам создать храм Свой в душах наших. Это чувство труднообъяснимо. Впрочем, как труднообъяснимо и многое в вере.

С Божией помощью вопросы, связанные с ведением текущих работ, решаются. Во славу Божию и в память об убиенном рабе Божием Игоре на нашу церковь пожертвовал малую звонницу из пяти колоколов Виталий Коткин, который вместе с Олегом Калашниковым не только помогает решать проблемы финансирования строительства, но и совместно организуют доставку различной гуманитарной помощи. Сумев построить добрые отношения сотрудничества с администрацией учреждения, они смогли изменить мнение большинства к возведению храма. Сейчас даже бывшие скептики из руководства живо интересуются ходом работ и при возможности помогают решать возникающие вопросы. Можно с уверенностью сказать, что строительство церкви существенно изменило психологический климат в колонии к лучшему. Ведь общее благое дело всегда сплачивает людей, выявляя их лучшие качества.

Строительство церкви в нашей колонии можно назвать эпохальным событием в развитии отношений сотрудничества между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний России, потому что это будет первый православный храм, который смогут посещать и где смогут участвовать в богослужениях осужденные, отбывающие пожизненное наказание.

Трудно даже представить себе внутреннее состояние человека, нашедшего свой последний земной приют в тюремной камере во время перезвона церковных колоколов, реально призывающих к покаянию и пробуждению от греховного сна. Поистине велика милость Божия!

Из осужденных, отбывающих наказание на участке ПЛС, многие пришли к вере. Почти 30 человек учатся на заочных курсах православного образования «Ступени» Липецкого педагогического университета. Большим спросом пользуется духовная литература. Многие активно переписываются с приходами и монастырями.

Узнав, что на территории колонии начато строительство храма, большая часть осужденных из отбывающих пожизненное наказание проявили огромное желание хоть как-то внести свою посильную лепту в это богоугодное дело. Администрация учреждения пошла навстречу и разрешила организовать шлифовку различных деревянных деталей для храма прямо в камерах.

Когда смотришь на рвение к участию в любых работах, связанных со строительством церкви, «пожизненников» и сравниваешь его со встречающимся равнодушием среди осужденных особого и строгого режимов, то невольно задумываешься о том, что падшая человеческая натура, одурманенная грехом, до последнего упорствует принятию Бога. Иногда человеку так надо в грязи изваляться, столько горя людям принести, да и свою жизнь так искалечить, что только, оказавшись в результате до конца дней своих в тюремной камере, он очнется, ужаснется содеянного и впервые прошепчет: «Господи, помилуй».

Конечно, нерешенных проблем еще много. Это и недостаток средств на окончание строительства, и отсутствие пока основного церковного убранства и инвентаря. Но есть начало, значит, будет и конец. Уповаем на милость Божию, да и сами на печи не лежим. Господь наяву доказал нам истинность своих слов: «Просите и дано будет вам» (Мф 7: 7).

С Божией помощью в этом году планируется закончить работы и освятить храм во имя святителя Николая Чудотворца в ФГУ ИК-1. Засияет куполами корабль спасения, пристанище заблудших и лечебница истерзанных грехами душ. Издавна русский боголюбивый народ выражал свое особое отношение к Церкви, называя ее дорогим для каждого человека словом «матушка», неся туда свою радость и свое горе, получая там силы и укрепляясь в вере. И вера эта помогла ему пройти через горнила великих испытаний. Поэтому и говорят: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец».

Слава Богу за все!

Материал подготовлен православной общиной ФГУ ИК-1 (пос. Сосновка, Мордовия)

Использованы материалы монографии Раппопорта П.А. "Строительное производство древней Руси (Х-ХIIIв.)
http://www.rusarch.ru/rappoport2.htm
**

С крещения Руси начинается новый период в русской истории и строительстве. Трудно переоценить значение этого события. Вместе с христианством Русь приняла от Византии определенные основы культуры. В частности, новым государственным и идеологическим задачам стала отвечать каменная архитектура, образцы которой были взяты из Византии.

Там был создан тип крестово-купольного храма, основа которого - прямоугольное помещение с четырьмя или более столбами в середине, членящими внутреннее пространство на девять частей. Центр храма - подкупольное пространство, куда свет проникает через окна в барабане. К подкупольному пространству примыкают ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами, образующие крестообразную основу плана. Угловые части перекрываются куполами или цилиндрическими сводами. Все центральное пространство в плане образует крест.

Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы). Киев. Первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая Владимиром Святославичем. Заложена в 996 году. (в 1240 году разрушена ханом Батыем)


Купол появляется в Византии в юстинианский период, еще до крестовокупольности (София Константинопольская). Там же складывается система купола на парусах. С восточной стороны к зданию примыкают три граненые или полукруглые апсиды. В средней помещается алтарь. В западной части находится помещение второго яруса - хоры. Поперечное пространство в западной части называется притвором, нартексом.

Однако, опираясь на традиции византийского искусства, русские мастера создали собственное национальное искусство, свои формы храмов, стенные росписи и иконопись, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии.

Таким образом,основным типом строительства православного храма на Руси был крестово-купольный. Именно этот тип храма господствовал в архитектуре Древней Руси. Именно такого типа была возведена первая каменная церковь - Десятинная.

ЗАКЛАДКА И РАЗБИВКА ЗДАНИЯ

Процесс строительства монументального сооружения начинался с процедуры закладки и затем разбивки плана здания на строительной площадке. Поскольку памятники русского зодчества домонгольской поры - главным образом церкви (из 250 памятников русского зодчества этой поры, известных к настоящему времени, светский, некультовый, характер имеют менее 20, т.е. всего около 8 %), естественно, что закладка монументальной постройки - в первую очередь закладка храма. Это была торжественная церемония, на которой присутствовали высшие церковные иерархи и князья. Правда, летописные описания относятся в большинстве не к закладке, а к освящению храма, однако даже сам факт, что в упоминаниях о закладке обычно отмечали, при каком митрополите и каком князе она совершена, свидетельствует о торжественности ритуала.

Прежде всего, по-видимому, подготавливалась ровная площадка для строительства. Следы подрезки грунта для выравнивания площадки неоднократно отмечались при археологических исследованиях памятников. Об этом же свидетельствуют и западные источники, восходящие к XII в. Затем намечалось место алтаря и проводилась продольная ось храма, ориентированная на первый луч восходящего солнца. Алтарь должен был быть ориентирован на восток, а восток понимали как восход солнца. Так делали на Руси, так же поступали и на Западе.

Высказывались предположения, что день закладки храма должен был соответствовать дню его патрона. Проверка дней закладки, выполненная на основании азимутов существующих памятников, данных предположений не подтвердила. С днем патрона храма обычно совпадал не день закладки, а день освящения, что специально оговаривалось в церковных уставах. День же закладки лишь изредка совпадал с днем патрона храма. Торжественная церемония закладки церкви происходила уже после освящения.

В русских летописях эта процедура засвидетельствована лишь для более позднего времени. Так, описывая закладку церкви в Москве в 1472 г. летописец.сообщал: "...преосвященный митрополит Филипп со всем освященным собором... поидоша на основание церкви... Прииде же тако и... великий князь Иван Васильевич... И тако совершившие молебная, и прежде всех своима рукама митрополит начало полагает, идеже олтарю быти, таже по странам и по углам, и по сем мастеры начинают дело зданию".

Замечательно, что с этим описанием, сделанным в XV в., почти полностью совпадает армянский текст "Основание святой церкви", относящийся к началу VI в.: "Затем устанавливают один камень в качестве основы церкви в центре алтаря, а остальные невыделенные камни - по четырем углам... Епископ читает сию молитву... и повелевает главе мастеров взять измерительный инструмент и расчертить местность по воле строителя". 8) Видимо, процедура закладки храма в восточно-христианской церкви была более или менее единообразной и традиционной.


Георгиевский собор Юрьева монастыря под Великим Новгородом. Заложен в 1119 году.

Разметку контура будущего храма выполняли при помощи шнура. На Западе и на Кавказе это зафиксировано как письменными источниками, так и миниатюрами. С помощью шнура лроизводили разбивку плана храма и на Руси. Свидетельством того является легенда о постройке Успенской церкви Киево-Печерского монастыря, изложенная в Печерском патерике. Согласно этой легенде, величину будущего храма определяли золотым поясом, подаренным монастырю принявшим христианство варяжским ярлом Шимоном.

Вопрос о том, как производилась разбивка плана здания, а затем определялись его вертикальные размеры, давно уже интересует исследователей. Создавались самые разнообразные, часто очень сложные теории, с помощью которых пытались объяснить систему пропорционального построения древнерусских храмов. К сожалению, все теории, даже самые остроумные, могут помочь только при анализе памятников, но не служить тем рабочим методом, которым руководствовался древний зодчий, хотя некоторые из авторов таких теорий на это претендуют.

Ближе всех подошли к решению задачи К.Н. Афанасьев и Е.Ф. Желоховцева. Важнейший вывод Афанасьева сводится к тому, что основой построения являлся диаметр купола храма или, позже, сторона подкупольного квадрата. Значение диаметра купола для построения всех основных размеров в зданиях центральнокупольного типа не подлежит сомнению. Однако этот размер мог быть лишь промежуточным, переходным, дающим возможность перейти от плана к вертикальным построениям, т.е. к размерам разреза здания.

Таким размером мог оперировать зодчий, но не заказчик храма. Между тем основные размеры будущего храма как раз относились к компетенции заказчика - князя или епископа. Поэтому основными размерами, определявшими все построение храма, могли быть только его общие габариты - длина и ширина.

Кстати, именно так, согласно легенде, получили задание зодчие Успенского собора Киево-Печерского монастыря: они должны были построить храм, имевший в ширину 20 поясов (локтей), а в длину и высоту по 30. Об этом же свидетельствует и процедура заложения храма, при которой прежде всего отмечались его четыре угла, т.е. общие габариты плана. Очевидно, что размеры здесь определялись по наружным стенам здания, а не по его интерьеру.

Таким образом, несомненно, что при торжественной церемонии закладки храма намечались положение алтаря, направление продольной оси и четыре угла здания. Все последующие построения, т.е. разбивка членений плана, переход от общих габаритов здания к размеру подкупольного квадрата, а затем определение высот, относились уже к рабочему методу зодчего. Очевидно, что последний использовал при этом какие-то принятые на Руси единицы измерений.

Относительно того, каковы были эти единицы, существуют различные точки зрения. Так, К.Н. Афанасьев пришел к выводу, что величина "пояса Шимона", которым определяли размеры Успенского собора Киево-Печерского монастыря, равнялась 1.18 м, т.е. 4 римским футам (29.5 см); в то же время подкупольные квадраты большинства древнерусских храмов, по его мнению, кратны не римскому, а греческому футу (30.8 см).



Церковь Благове́щения в Аркажа́х (другое название - Церковь Благовещения на Мячине). Великий Новгород. Заложена в 1179г.

Такому выводу противоречит тот факт, что в русских письменных источниках все измерения, как правило, указаны не в футах, а в саженях и локтях. Н.В. Холостенко и Б.А. Рыбаков определяли тот же "пояс Шимона" равным 1.08 м, т.е. 0.5 косой сажени. Очень вероятно, что в разное время и в разных строительных центрах Руси использовали различные единицы мер, хотя, конечно, лишь одну меру в каждой постройке.

При этом вовсе не обязательно, чтобы принятая мера в разных зданиях совпадала с большой точностью, поскольку эталонов не существовало. Приводимые обычно сведения о наличии эталона длины, о котором упоминается в "Уставе" князя Всеволода, свидетельствуют как раз об обратном: если имелся специальный "иваньский локоть", значит, могли существовать и другие варианты локтя. 21) В то же время внутри каждого возводимого сооружения все размеры должны были согласовываться с какой-то одной точной мерой.

Поэтому зодчий сам определял эталон длины (независимо от того, был ли то фут, локоть или какая-либо иная мера), которым и руководствовался в процессе строительства. Эталон длины, видимо, представлял собой деревянный прут, т.е. своего рода масштабную линейку. Об этом можно судить хотя бы по тому, что деревянный прут является основным атрибутом архитектора на всех западноевропейских изображениях зодчих. То, что так же обстояло дело и на Руси, подтверждает, например, древняя легенда о Соломоне и Китоврасе, где вызванный к Соломону строитель храма Китоврас "умеря прут четырех локот и вниде пред царя, и поклонися, и поверже прут пред царем...".

Следует отметить, что, не зная статических расчетов, древние зодчие должны были эмпирически учитывать также и конструктивную сторону здания: соотношение толщины стен и столбов с размерами пролетов и пр. Очевидно, что традиционная система построения плановых и высотных размеров храма, которую древнерусский зодчий использовал в качестве своего рабочего метода, должна была обеспечивать еще и прочность сооружения.



Спасо-Преображенский собор. Переславль-Залесский. Заложен в 1152 г.

Известно, что древнерусские зодчие не применяли чертежей. Это относится не только к домонгольской поре, но и к значительно более позднему времени. 27) Высказалось предположение, что в качестве чертежа могли использовать модели. Но такое предположение абсолютно ничем не подтверждается. Наоборот, все сведения о моделях, встречающиеся в поздних источниках, говорят о том, что их изготовляли не в качестве проектного чертежа, а лишь как средство продемонстрировать заказчику облик будущего здания.

Несомненно, что древнерусские зодчие должны были обладать какой-то эмпирически разработанной, а затем ставшей традиционной, четкой системой построений, которая позволяла им заранее определять основные размеры частей здания как в плане, так и по высоте. Система эта должна была быть гибкой, поскольку различия в пропорциональных построениях разных памятников домонгольского зодчества очень велики, что свидетельствует о широких возможностях мастера разнообразить принимаемые им решения.

В то же время система должна была быть достаточно точной. Так, изучение памятников владимиро-суздальского зодчества показало, что скульптурные рельефы в верхних частях здания высекались на отдельных камнях разного размера и затем уже в готовом виде использовались при кладке стен. Следовательно, архитектор имел возможность заранее задавать резчику размер камня, предназначенного для укладки даже в верхней части будущего здания.

С помощью размеров, полученных из плана, зодчий должен был иметь возможность определять основные конструктивные отметки высот сооружения, прежде всего арок и сводов. Высказывались предположения, что в основе системы работы древнерусского зодчего лежали геометрические построения. Однако при отсутствии чертежей гораздо вероятнее, что определения размеров здания имели арифметический характер - в виде простых модульных отношений с мерами длины в качестве исходной единицы.

В чем заключался рабочий метод древнерусского зодчего, мы пока не знаем, несмотря на многочисленные попытки исследователей разгадать его. Неясно также, был ли этот метод разработан византийцами, или же он имел более широкий ареал, включая зодчество Кавказа, а может быть, и романское. Очень важно будет в дальнейшем выяснить и то, насколько специфично применялся данный метод на Руси, что внесли в него древнерусские мастера.

СРОКИ ВОЗВЕДЕНИЯ ЗДАНИЙ

Начало строительства храмов, если судить по данным летописей, обычно падает на весенние или летние месяцы. Так, собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве был заложен 11 июля 1108 г., церковь Георгия в Каневе - 9 июня 1144 г., Успенский собор во Владимире - 8 апреля или 8 мая 1158 г. (по разным спискам летописи), а ворота детинца - 4 июня 1194 г., собор Княгинина монастыря - 15 июля 1200 г., Успенский собор в Смоленске - 7 марта или, по другим источникам, 2 мая 1101 г., церковь Спаса в Старой Руссе - 21 мая 1198 г. В Новгороде церковь Федора Тирона заложена 28 апреля 1115 г., Петра и Павла 6 мая 1185 г., Благовещения на Мячине - 21 мая 1179 г., Спаса-Нередицы - 8 июля 1198 г., Кирилла - в апреле 1196 г., надвратная церковь в детинце - 4 мая 1195 г. О новгородской церкви Бориса и Глеба отмечено более обобщенно, что ее заложили "на весну".

Таким образом, судя по летописям, закладка храмов производилась начиная с марта или апреля до середины июля. Однако есть сведения и о более поздней закладке. Так, осенью 1192 г. был заложен собор Рождественского монастыря во Владимире; правда, здесь в летописи раздельно отмечено, что князь Всеволод "заложи церковь", а потом "почата же бысть здати месяца августа в 22-й день". Очевидно, иногда строительство храмов начинали и в августе.

О времени закладки храмов можно судить не только по письменным источникам, но и по ориентации продольной оси самих храмов, поскольку при закладке продольную ось ориентировали на ту точку горизонта, где в день закладки всходило солнце. Ориентация эта в настоящее время фиксируется с помощью магнитного компаса, т.е. представляет собой магнитный азимут. Зная магнитное склонение пунктов, где расположены памятники, легко определить истинный азимут продольной оси храмов.



Спасо-Преображенский собор. Чернигов. Заложен около 1030-1034 годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем.

По истинному азимуту можно с помощью таблиц найти угол склонения солнца, а по углу склонения определить день, в который солнце всходило соответственно данному азимуту, т.е в той точке горизонта, куда направлена продольная ось храма. Естественно, что это будет не один, а два дня, поскольку в каждой такой точке горизонта солнце всходит дважды в году. Они будут соответствовать современному, т.е. григорианскому календарю, а не древнему, юлианскому. Разница между календарями в X-XI вв. составляла шесть дней, а в XII в. - семь, и, следовательно, довольно легко определить дни, в которые солнце всходило в данной точке горизонта при закладке храма.

С какой степенью точности можно определить название даты? Измерить ориентацию продольной оси церкви с точностью свыше 1-2° трудно, ибо этому обычно мешает некоторая неопределенность разбивки самих древнерусских памятников. Отклонение оси в 2° дает в итоге разницу примерно в три дня, а для летних месяцев - даже до 10 дней. Кроме того, расчеты производятся для геометрического горизонта, тогда как неровности рельефа часто делают реальный, видимый горизонт несколько суженным или расширенным.

Поэтому определение дней закладки древнерусских храмов по ориентации их продольной оси можно совершать с точностью не большей, чем примерно в одну неделю. Однако и такая точность дает нам достаточно ценные сведения (см. таблицу).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы