Про деток, от рождения до школы

Тема:

Звук (Х) и (Х). Буква Х, х.

Цели:

Обучающая

    Изучить новые звуки (Х) и (Х), букву Х х;

    Продолжить работу по формированию навыка чтения у детей;

    Расширить представление о мире, словарный запас;

Развивающая

    Развивать частично-поисковую деятельность;

    Развивать мышление, внимание, речь;

    Развивать навык фонетического слуха, навык конструирования.

Воспитательная

    Воспитывать прилежание, умение помочь ближнему(добрососедство);

    Воспитывать бережное отношение к хлебу, стремление к получению новых знаний.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Золотой ключик,

Фото Тима и Тома,

Карточки с дифференцированными заданиями,

- « волшебная палочка»,

Костюмы Мальвины, Буратино, Карабаса- Барабаса, - слайды на тему « Как хлеб пришёл на стол»,

Карточки для конструирования,

- « Стихотворение- загадка» , « Слово рассыпалось».

Ход урока:

    Организация класса.

(В класс входит учительница в костюме Мальвины)

Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас будет необычный урок. Сказочный. Вести урок буду я, Мальвина. А помогать мне будет Буратино. Но что-то он опаздывает. Пока его ждём, проведём зарядку.

(Включается песня из мультфильма « Весёлая зарядка». Дети выполняют движения за Мальвиной.)

Садитесь.

II.Актуализация знании

(Неожиданно раздаётся громкий стук в дверь и входит Карабас – Барабас (К-Б)

К-Б: Что это вы так развеселились?! Расплясались?! Вот только Буратино вам и не хватает!

Мальвина (М): Мы ждём Буратино. Не знаешь ли ты К-Б, где он?

К-Б: Да, знаю, знаю. Спрятал я его. Не люблю умных детей, А Буратино и все мои куклы хотят ходить в школу и учиться, Но я их пока спрятал, а сам пришёл посмотреть, что здесь интересного происходит. И принёс много сложных заданий, Если вы их выполните, я вам отдам ключик от волшебной дверцы, где спрятан Буратино. И тогда он будет учиться вместе с вами.

М: Ребята, вы согласны помочь Буратино? Давай К-Б своё задание!

(К-Б достаёт из кармана бумагу и передаёт её Мальвине).

М: Ребята, послушайте задание: Изучить звуки (Х)и (Х), букву Х

III . Повторение.

М: Начнём работу.

На какие две группы делятся все звуки в русском языке? - Сколько гласных? -Назовите их хором.

Почему они относятся к гласным?

Какие ещё звуки есть?

Почему они относятся к согласным?

Почему согласные располагаются на таблице в два ряда?

Какие ещё могут быть согласные звуки?

IV . Работа над темой урока. – К какой группе относится звук (Х)?

- Может ли он быть мягким? Назовите.

Фонетическая зарядка (отвечаем хором и используем новый звук).

Как стонет больной?

Как мы смеёмся?

Игра « Тим и том»

У нас в гостях наши друзья Тим и Том. Том – друг твёрдых согласных, Тим- друг мягких согласных.

(Весь класс делится на друзей Тома и Тима)

М: Я называю слова. Если в них есть звук (Х)- твёрдый, встают друзья Тома, если мягкий- Тима. (хор, хищник, холод, химик, хвост, хлыст).

М: У вас на столе карточки, в них записаны слова, в которых встречаются новый звук. Возьмите зелёный карандаш и подчеркните в этих словах мягкий звук (Х).

(карточки разного уровня сложности для сильных и слабых учеников)

Мы выяснили, что звук (Х) может быть твёрдым и мягким. А ещё этот звук может быть звонким и глухим.. Давайте, определим звук(Х) глухой или звонкий.

Произнесём его хором?

Глухой или звонкий?

Какой можно сделать вывод? (Звук(Х)- глухой)

Знакомство с буквой.

А теперь узнаем какой же буквой можно обозначить новый звук. Эта буква родится прямо у вас в руках. Для этого нужно лишь развернуть букву К.

Ребята, на что похожа буква Х?

(отвечают дети)

Х- забавная игрушка, деревянная зверюшка.

Х – всё ходит, ходит, ходит, места что- ли не находит?

Кто может показать букву Х при помощи рук и ног?

(чтение по учебнику слогов слияния).

Физминутка.

« Буратино»

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развёл. Ключик что-ли не нашёл?

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

« Прятки»

Ребята я сейчас отвернусь, а вы должны спрятаться. Но из класса не выходить.

Учитель поворачивается, говорит удивлённо:

Где же все ребята?

Сейчас я снова отвернусь и посчитаю до трёх и вы занимаете своё место. 1 ,2, 3.

Игра « Буква потерялась»

М: У меня на столе появились какие-то странные слова. В них потерялся первый звук. Какой это звук

Прочитайте слова и сразу опишите звук.

Алва, _ леб, _ итрец, _ алат, _обот.

Развитие речи.

Что такое хобот?

У кого он есть? (слон, бабочка)

Для чего он нужен?

Посмотрите на рисунок и расскажите.

Стихотворение –загадка.

Прочитайте стихотворении е –загадку и угадайте пропущенное слово.

Хомяку сказал хорёк:

Твой узок, мой широк.

О чём идёт речь?

Охарактеризуйте звук (Х) в слове « хвост».

Игра «Хвосты»

Сейчас я раздам карточки, на которых слева нарисованы хвосты, а справа- названия животных. Ваша задача соединить верно хвост и животное, к которому оно относится.

Если затрудняешься – посоветуйся с соседом.

(после завершения работы карточки сдаются).

Люди придумали и сделали машину, которая летает высоко и далеко. У неё как у птицы есть хвост.

Что это за машина?

Зачем ей хвост?

Игра « Слово рассыпалось»

К-Б нёс нам задания из нескольких слов, но споткнулся и рассыпал буквы. Ребята составьте из рассыпанных букв слова.

Б) 1 ряд пишет на доске.

В) 2 ряд откладывает слово в кассе.

Физминутка.

Хомка, хомка, хомячок.

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт,

Шейку моет, щёчки трёт.

Подметает хомка хату и выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5- хомка хочет сильным стать!

К-Б: Ну, удивили так удивили! Как это всё у вас получается? Но вот с этим заданием вам не справиться. Угадайте, что здесь нарисовано.?

(к доске выходят дети и рассказывают подготовленные дома стихотворения)

    Подошёл к ребятам Витя.

Показал листок:

Взгляните!

Кто сумеет угадать, Что я начал рисовать?

    – Угадал! – сказал Володя.

Это солнышко восходит!

    Возразила сразу Зина:

Здесь арбуза половина!

Сказал, подумав Боря,-

Это гриб, чего тут спорить.

    Головой качает Вася:

Я с тобою не согласен.

Я уверен, будет тут нарисован парашют!

Витя свой рисунок взял

Улыбнулся и сказал:

Вы догадливыми были,

Только жаль, про хлеб забыли.

Как собрали урожай,

Испекли мы каравай! (ученик вносит каравай хлеба)

М: Ребята, какое важное слово начинается со звука (Х)?

А знаете ли вы, откуда пришёл хлеб на стол?

(Мальвина рассказывает о том, как хлеб пришёл на стол и сопровождает свой рассказ слайдами или рисунками)

Хлеб приходит с поля. Тракторист вспахивает землю. Хлебороб засеивает зерном поле. Колосья убирает комбайнёр. Машины везут зерно на мельницу. Зерно перемалывают в муку. Из муки пекарь готовит тесто и выпекает хлеб.

Вот видите, ребята насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу. За много лет народ сочинил немало пословиц и поговорок о хлебе.

« Хлеб- всему голова», « Худ обед, коли хлеба нет»

Наверное, не раз вам говорили мама и папа, дедушка и бабушка о том, что хлеб нужно беречь.

Ребята, как вы бережёте хлеб?

Для того, чтобы хлеб пришёл на стол, трудятся много людей.

Прочитайте: Комбайнёр, тракторист.

Объясните значение этих слов.

Как можно назвать одним словом? (хлебороб)

У кого из вас родители хлеборобы?

Работа по учебнику.

    Чтение учителем рассказа.

На странице 56 найдите рассказ «Заботливая внучка» послушайте.

(учитель читает)

Что значит « грамотный»?

Считаете ли вы себя грамотными?

3. Чтение рассказа учащимися.

А теперь давайте скажем Карабасу- Барабасу хорошо ли быть грамотными?

V . Итог урока.

Ну что, Карабас – Барабас – выполнили мы твоё задание?

К-Б: Да, я очень доволен. Но теперь скажите мне, что нового изучили на уроке.

М: Ребята, какие звуки изучили? Какой буквой они обозначаются? Звонкий звук или глухой? Сейчас я возьму волшебную палочку, пройду по рядам. До кого дотронусь, тот произносит слово с новым звуком.

К-Б: Вы просто молодцы! Вот ключ.

М: Сегодня все хорошо работали. Но лучшим был.. (..). Ему предоставляется право открыть дверь. (Дверь открывается, вбегает Буратино.)

Буратино: Здравствуйте, Ребята! Спасибо за то, что меня освободили. Теперь я буду учиться вместе с вами и стану умненьким и благоразумненьким.

М: Всем за хорошую работу мы дарим танец « Буратино»!

(Мальвина, Буратино, Карабас-Барабас танцуют. Кланяются. Уходят.

МБОУ ДОД ЦДТ «Феникс»

Объединение «Клуб молодой семьи».

Дополнительная образовательная программа «Семь+Я».

Программа развития речи и знакомства с художественной литературой детей дошкольного возраста «Грамотейка».

Занятие п о предмету «АБВГДейка» (второй год обучения)

«Буква «Х». Звуки «х-хь» -согласные».

Цели:

  • Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.
  • Закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «буква».
  • Закрепить умение интонационного выделения звуков в словах и фразовой речи, определения местоположения звуков в слове.
  • Познакомить с новой буквой «Х».
  • Отработать навыки слогоделения.

Оборудование и материалы, используемые на занятии.

  • Демонстрационный материал: кружочки красного, зелёного и синего цветов; картинка с изображением трамвая; картинка из серии «Азбука».
  • Магнитная доска, магниты, мел.
  • Дидактический материал: Колесникова Е.В. «Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет «От А до Я», Колесникова Е.В. «Учебно - методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет».
  • Простые и цветные карандаши, ластики.

Методы и приёмы.

I. Методы организации и осуществления деятельности.

  1. Аспект восприятия и передачи информации:
  • словесные: беседа, рассказ
  • наглядные: демонстрация, иллюстрация
  • практические: упражнения
  1. Аспект мышления:
  • репродуктивные (воспроизведение): действия по образцу.
  1. Аспект управления:
  • работа под руководством педагога
  • самостоятельная работа: творческая работа

II. Методы стимулирования и мотивации деятельности

  • интереса к учению: творческие задания, загадки,
  • долга и ответственности: единые требования и контроль над их выполнением, поощрение и порицание, разъяснение общественной и личной значимости знаний, умений и навыков.

III. Методы контроля и самоконтроля

  • устный: фронтальный и индивидуальный опрос, наблюдение за ребятами
  • практический: проверка умений и навыков

IV. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю

  • метод личного примера
  • убеждения: инструктаж

V. Методы регулирования и стимулирования поведения и деятельности

  • Учить внимательно слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы.
  • Учить внимательно слушать предложения и называть последнее слово, подходящее по смыслу.
  • поощрение, замечание, наказание, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы снова будем говорить о звуках, вспомним, чем отличаются Гласные звуки от согласных, звук от буквы, а также познакомимся с новой буквой, узнаем какие звуки прячутся в этой букве и обязательно поработаем в тетради «От А до Я ».

II. Основная часть.

Дифференциация гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков.

Педагог: Ребята! Мы с Вами знаем, что все что нас окружает- все может звучать!

Каждый день мы можем слышать с Вами различные звуки! Например, как рычит собака: р-р-р..или как в коляске плачет малыш: а-а-а… Звуки бывают гласными и согласными. Какие звуки мы называем гласными, а какие согласными? (ответы детей)

Педагог : Верно, гласные звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает, а согласные мы не можем петь и тянуть, потому что им всегда мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок). Согласные звуки могут быть твердыми, как камень и мягкими, как перышко.

А теперь, я предлагаю Вам поиграть в игру «Угадай звук». Каждому из вас буду называть звук, а вы попробуете определить, какой это звук – гласный или согласный, твердый или мягкий.

Фронтальный опрос.

Педагог добивается полного ответа учащегося (например: «твёрдый согласный звук»).

Педагог: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! Ребята, а звуки мы можем видеть? (ответы детей)

Педагог : Правильно, звуки мы только слышим и произносим, но мы их можем обозначить. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки? (ответы детей)

Педагог на доску вывешивает «звуковичков».

Педагог : Правильно! Гласные звуки мы обозначаем кружочком красного цвета, твердые согласные - кружком синего цвета, но а мягкие согласные - кружком зеленого цвета. А сейчас пришло время поиграть в игру «Сигнальщики». Каждому из Вас я раздам кружки красного, зеленого и синего цвета. Если я называю гласный звук – Вы поднимаете кружок красного цвета, если твердый согласный - синего цвета, мягкий согласный – зеленого цвета.

Педагог просит обосновать детей свой выбор.

Педагог : Молодцы! А теперь мы с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Мы веселые ребята, (шаги на месте)

Мы ребята – акробаты! (шаги на месте)

Раз- прыжок, два – хлопок (прыжок, хлопок)

Можем прыгать весь урок ! (прыжки на месте)

Дифференциация понятий «звук» - «буква».

Педагог : Хорошо, ребята! Присаживайтесь на свои стульчики. Продолжаем занятие.

Кто из вас подскажет мне: помимо звуков гласных и согласных нас с вами ещё что окружает?

Дети: Буквы!

Педагог: Правильно! А кто помнит, чем же буква отличается от звука? (ответы детей)

Правильно, звук мы только произносим и слышим, а букву - пишем и видим.

Фронтальный опрос.

Педагог, поочерёдно опрашивая учеников, то называет звук, то пишет на доске букву. Задача ребёнка – дать ответ, объяснив свой выбор. Тот ребёнок, кому достаётся буква, говорит, как она называется, сколько в ней «живёт» звуков (один или два), произносит их, рассказывает, гласный звук или согласный. Затем выходит к доске, обозначая эти звуки кружочками определённого цвета (гласный – красный, твёрдый согласный – синий, мягкий согласный – зелёный).

Следом идёт опрос тех детей, которым достался звук, и им не удалось выйти к доске. Педагог вызывает ребёнка и просит, называя букву или звук, указать их на доске. Причём, когда произносится звук, ребёнок показывает на кружочек под буквой, в котором он «прячется».

Слогоразделение. Графическое моделирование слова (прямоугольник).

Педагог: Здорово! Ребята, Вы мне говорили, что звуки мы не видим, но они дружат друг с другом и складываются в различные слова. Ребята, ответьте мне на вопрос: «Ежик- это звук или слово?» (ответы детей)

Педагог: Правильно, это слово. А еще я знаю холодное слово «со-суль-ка», мокрое слово «дождь». А вы какие знаете слова? (ответы детей)

Педагог: Мы назвали с вами различные слова, которые звучат по-разному и не похожи друг на друга.

(Педагог прохлопывает слова «со-суль-ка» и «дождь»)

Педагог: Слова могут быть длинными и короткими. Какие слова мы называем длинными, а какие короткими? (ответы детей)

Педагог: А сейчас мы будем определять длинные и короткие слова.

(Педагог раздает детям бланк на слогоразделение, дети на местах, один ребенок у доски - прохлопывает слово, определяет количество слогов в слове-делит изображенный прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове).

Педагог : Замечательно поработали!

Педагог благодарит детей за первую половину занятия, выстраивает в паровозик и провожает на переменку, где их ждут родители.

Перемена.

Знакомство с буквой «Х».

Педагог : А сейчас я хочу рассказать Вам одну историю про хомяка-хвастуна. Послушайте внимательно!

Жил-был хомяк. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории. –Хотите верьте, хотите нет – начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: - Чего расхрюкался? Хомяков не видал, что ли? А он: -Хрю-хрю, хрю-хрю!» Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева. – Ух, ты! – воскликнули хомяки. – Иду себе дальше, - продолжает хомяк – снег под ногами – хруст, хруст. Смотрю – лежат две большие змеи, спят и храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом…я….- Что, что потом? - хором спросили хомяки. – Я … потом… -Да не тяни же ты! –взмолились хомяки. –Хорошенькое дело! –обиделся хомяк-хвастунишка. – Вы думаете, что так легко придумывать про то, чего никогда не видел? Вот такая история! Вы внимательно слушали историю, где же собирались хомяки, чтобы послушать истории хомяка-хвастунишки? (ответы детей)

Педагог : Кого встретил хомяк в Африке? (Слона)

Педагог : А что делал слон? (Хрюкал)

Педагог : Это правда или нет? (Нет )

Педагог : Кого еще встретил хомяк? (Змей)

Педагог : Что делали змеи? (Храпели на всю Африку)

Педагог : А это правда или нет? (Нет)

Педагог : Замечательно, вы очень внимательны! А сейчас ответьте на такой вопрос: «Какой один и тот же звук Вы слышите в начале слов «хомяк», «хвастун», «храпеть», «хрюкать»? (ответы детей)

Педагог : Правильно! А кто расскажет об этом звуке, какой он: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий? (ответы детей)

Педагог : А кто назовет младшего братца звука «Х» и расскажет про него? (ответы детей)

Педагог : Звуки «Х» и «ХЬ» мы можем видеть? (ответы детей)

Педагог : Звуки «Х» и «Хь» прячутся в букве «Ха».

Педагог вывешивает изображение буквы «Ха» на доске.

Педагог : Ха на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

А на что еще похожа буква «Ха»? (ответы детей)

Педагог : А давайте сейчас построим букву «Ха» с помощью карандашей? Как Вы думаете сколько нам понадобиться карандашей? (ответы детей)

Педагог : А в какие еще буквы может превратиться буква «Ха»? (Т,Л,Г)

Педагог : А теперь давайте посмотрим в каких же словах спряталась буква «Ха»? (Дети называют предметы с картинки на букву «Ха» и определяют место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова)

Педагог : Время отдохнуть!

Физкультминутка.

Хомка-хомка, хомячок,

Полосательный бочок.

Хомка раненько встает

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать!

Работа в тетради. Задания на закрепление буквы «Х».

Педагог: Ребята, а сейчас нам с вами предстоит поработать в тетради «От А до Я».

(Педагог сообщает ребятам, на какой страничке нужно открыть тетрадь, записывая цифру на доске.)

Педагог: Поставьте, пожалуйста, на цифру «один» в красном квадратике пальчик.

(Педагог проходит и смотрит, правильно ли учащиеся нашли эту цифру.)

Педагог: Хорошо, пальчики можно убрать. Под цифрой один в красном квадратике художница изобразила нам красивую картинку и даже приготовила интересные загадки, отгадав которые, мы сможем узнать, есть ли там знакомый звук «Х» или «Хь».

Педагог : Слушайте первую загадку:

На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"
Веселая игра...

Дети: Хоккей!

Педагог: Правильно!

Х-хоккей. Есть знакомый звук?

Дети : Да!

Педагог : Как звучит?

Дети: «Х»!

Педагог : Где стоит?

Дети : В начале слова.

Педагог : Он гласный или согласный?

Дети: Согласный!

Педагог : Твёрдый или мягкий?

Дети: Твердый!

Педагог: А бывает мягким?

Педагог : Слушайте вторую загадку загадку:

Дернуть если за веревку,
Стрельнет громко, как винтовка,
И на верх фонтаном ярким,
На гостей и на подарки,
Устремится конфетти
В нам не ведомом пути.
Эта праздника подружка
Называется..... (ХЛОПУШКА).

Дети: Хлопушка!

Педагог: Правильно!

Х-хлопушка. Есть знакомый звук?

Дети : Да!

Педагог : Как звучит?

Дети: «Х»!

Педагог : Где стоит?

Дети : В начале слова.

Педагог : Он гласный или согласный?

Дети: Согласный!

Педагог : Твёрдый или мягкий?

Дети: Твердый!

Педагог: А бывает мягким?

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика).

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди!

(Та же самая гимнастика проводится на второй ладони.)

Встали пальчики! Ура!

В «Парус» нам идти пора!

Педагог: А теперь поставьте, пожалуйста, пальчик на цифру два в красном квадратике. (Педагог убеждается в правильности выполнения инструкции.) Молодцы! Пальчики убирайте. Под цифрой два в красном квадратике художница изобразила нам пятиэтажный дом. В этом доме живет буква «Ха». Давайте на крыше этого домика по точкам мы обведём простым карандашом эту букву. Берём простой карандаш, обводим букву «Ха» по точкам и вспоминаем: сколько в ней живёт звуков, один или два. К букве «Ха» приходят в гости гласные буквы «а,о,у,ы,э» и вместе они поют песенки. Давайте перед гласными «а,о,у,ы,э» напишем букву «Ха» и прочитаем песенки. (Дети с помощью педагога читают получившиеся слоги.)

Педагог: Как звучит?

Аналогично проводится работа с гласными «ю,я,е,е»

Педагог: А сейчас напишем в пустых квадратах букву «Х» и прочитаем слова. Где же она спряталась: в начале, в середине, в конце слова?

Уборка рабочего места.

Самоконтроль: дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол).

III. Итоги занятия.

Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, даёт положительную оценку деятельности каждого ребёнка.

Педагог: Сегодня мы с вами вспомнили, чем отличаются гласные звуки от согласных, буквы от звуков, изучили новую букву «Х», знаем какие звуки прячутся в этой букве, делили слова на слоги- определяли длинные и короткие слова.

Я надеюсь, вам всем понравились задания в тетради «От А до Я», с которыми вы с лёгкостью справились. Спасибо вам за работу. А наше занятие, тем временем, подошло к концу. Выстраивайтесь в паровозик. До свидания!

(Прощаясь с педагогом, дети выезжают паровозиком из класса.)


Выделение звуков [ х ] и [ х"]. Знакомство с буквой Х. Письмо печатных букв Х х. Дописывание элементов письменных букв. Состав числа 8

– развивать логическое мышление, память, речь,
интерес к чтению;

– познакомить детей с буквой Х;

– научить писать печатные буквы Х, х;

– вспомнить состав числа 8;

– воспитывать бережное отношение к хлебу.

  • касса счётного материала,
  • карточки со скороговоркой,
  • рисунки слона (Рисунок 1 ), хамелеона (Рисунок
    2
    ), жабы (Рисунок 3 ), хлеба (Рисунок 4 ),
    головоломки (Рисунок 5 );
  • карточки со словами: хрустящий, хрупкий, тёплый,
    душистый;
  • маркерные доски и маркеры.
  • ХОД УРОКА

    1. Организация класса.

    У. Долгожданный дан звонок,

    Начинается урок.

    Сначала сядет тот, чьё имя начинается с
    гласного звука. Затем – с согласного твёрдого. И -
    с согласного мягкого.

    Молодцы! Сегодня мы продолжим путешествие по
    стране букв и звуков.

    2. Повторение изученного.

    Речевая разминка.

    У. Урок начнём с работы со скороговоркой. Перед
    каждым из вас лежит карточка. Прочитает её…

    Щуку я тащу, тащу,
    Щуку я не упущу!

    У. Какой звук повторяется чаще остальных?

    Что вы знаете об этом звуке?

    Д. Звук[Щ] согласный, глухой, всегда мягкий.

    У. Как называется буква, обозначающая этот звук?

    Д. Буква Ща.

    У. Подчеркните буквы, которые обозначают звук
    [Щ]. (На доске тоже записана эта скороговорка. Но в
    последнем слове буква щ перевёрнута. При
    проверке дети должны заметить ошибку и
    исправить).

    У. Сколько букв вы подчеркнули?

    У. С какими гласными они дружат в нашей
    скороговорке? Обведите их в овал.

    Прочитают нам эту скороговорку девочки. (Читают
    девочки.)

    Теперь мальчики. (Читают мальчики.)

    У. А теперь хором, сопровождая чтение хлопками
    на каждый слог.

    Если вам понравилось, как вы прочитали,
    улыбнитесь друг другу.

    3. Звукобуквенный анализ.

    У. Отгадайте загадку.

    Очень много силы в нём,
    Ростом он почти, что с дом.
    У него огромный нос,
    Будто нос
    Лет тыщу рос.
    Кто это?

    У. Правильно – это слон. (Картинка слона Рисунок
    1
    )

    Рассмотрите схему на доске.

    У. Верно ли, что нам сегодня предстоит
    работать со словом СЛОН?

    У. Почему?

    Д. В слове СЛОН четыре звука, а на доске в слове
    пять звуков.

    У. Тогда послушайте небольшой текст.
    Посчитайте, сколько в нём предложений.

    Слон – очень большое животное. Он может спать
    стоя. У слона есть хобот.

    Сколько предложений я прочитала?

    Д. Вы прочитали три предложения.

    У. Кто запомнил третье предложение?

    Д. У слона есть хобот.

    У. Ребята, хобот заменяет слону руки, верхнюю
    губу и нос. (Демонстрирует картинку).

    Какое же слово записано схемой?

    Прочитаем. (ХОБОТ)

    Сколько слогов в слове ХОБОТ?

    Какой слог ударный?

    (Работа с кассой — фишки.)

    Произнесём 1-й звук. [Х]

    Какой это звук?

    Д.Это звук согласный, глухой, твёрдый.

    У. Почему? Значит какую надо взять фишку?

    Какой следующий звук?…..

    ХОБОТТТТТ

    Итак, мы составили слово, прочитаем его. (Читают
    по фишкам: С К С К С)

    Где стоит звук [Х] в слове хобот?

    4. Дидактическая игра.

    (Учитель читает слова: пух, муха, мех, мухомор,
    яблоко, холод. кит, химия, а дети должны хлопнуть в
    ладоши, если в слове есть звук [х].)

    У. В слове химия разве есть звук [х]? Какой здесь
    звук?

    Значит у звука [х] есть пара по мягкости. Это
    звук [х’].

    Назовите слова со звуком [х’].

    5.Игра “Живые звуки”

    У. На доске схемой записано ещё слово.

    В этом слове первый звук [Х]. Предмет, который
    обозначает это слово есть и у слона и у других
    животных. Что это?

    У.Сколько звуков в слове хвост? Иди … (имя
    ученика), ты первый звук, ты … (имя ученика) –
    второй,……………..

    У.Прочитаем слово.

    У. Закройте глазки. Что изменилось? Прочитаем.
    Есть такое слово? Встаньте звуки на место.

    Сядет 5-й звук, гласный звук, согласный звонкий;
    звук, пара которого [С’].

    Какой звук остался? Что мы уже о нём знаем?

    6. Знакомство с буквой.

    У.Звуки [Х] и [Х’] обозначаются буквой Х.
    (Показать)

    Сколько таких букв? (4)

    Составьте из палочек букву Х.

    Сколько вам понадобилось палочек? Почему?

    На какую букву похожа печатная буква. Х? Чем?

    Д.На букву Ж.

    У.Чем отличается?

    7. Физминутка.

    Зарядка для глаз.

    У.Сядут те дети, у кого в фамилии или имени нет
    звуков [Х] или [Х’].

    8. Работа в тетрадях.

    У. Придвиньте к себе тетради.

    Сколько букв Х вы видите на верхней строке?

    Д. Четыре.

    У. Подчеркните те буквы, которые надо писать в
    начале предложения, в именах, фамилиях. Как они
    называются? А как называются другие?

    Сравните печатный и письменный варианты
    написания букв. Что у них общего?

    Д. Во всех буквах по два элемента. Отличаются
    самими элементами.

    У. Приготовьтесь печатать буквы. Проверьте
    посадку, положение тетради.

    Я пишу на доске. А вы вместе со мной в воздухе.

    А теперь в тетрадях. Кто наши помощники? (Дети
    пишут в тетрадях).

    У. Проверим работу. Поменяйтесь тетрадями с
    соседом по парте. Подчеркните букву, которая вам
    больше всего понравилась.

    У. Рассмотрите письменные буквы. Из каких
    элементов они состоят?

    Д. Левого и правого полуовалов.

    У. При написании каких букв мы используем
    полуовал?

    Положите правильно тетрадь и допишите элементы
    письменной строчной буквы.

    Продиагностируйте свою работу. Подчеркните
    понравившуюся букву.

    9.Работа по учебнику.

    У. Найдите слова под картинкой.

    Прочитаем их столбиками, строчками. Посчитайте
    слова со слогом ХО. Сколько?

    У. Какое слово не посчитали и почему?

    У. Какое слово ещё отличается от остальных?
    Почему?

    Чем отличаются слова последнего столбика от
    остальных?

    Найдите слова, имеющие противоположное
    значение.

    Д. Плохо-хорошо.

    У. Это антонимы. Подберите антоним к слову тихо.

    Д. Громко.

    У. Сколько всего слов. Как узнали?

    Д. Посчитали.

    10.Работа в парах.

    У. Сейчас я предлагаю вам, ребята, поработать в
    парах. Вспомните, как надо работать.

    Возьмите вместе из кассы столько фишек, сколько
    слов. Разложите их на двух ладошках. Сколько
    взяли? Как получили 8?

    11.Физминутка.

    12.Работа в тетради.

    У. Прочитайте слова на четвёртой и пятой
    строках, деля на слоги.

    Д. Хомяк, хорёк, жираф, жук, хамелеон, жаба,
    хищник. (Картинки)

    У. Сколько слов всего?

    У. Прочитайте ещё раз слово, в котором четыре
    слога.

    Д. Хамелеон.

    У. (Показать картину Рисунок 2 ).

    Докажите.

    Д. В слове четыре гласных.

    У. Прочитайте их.

    Хамелеон – пресмыкающееся, которое меняет
    окраску своего кожного покрова при раздражении.
    Так называют и человека, который часто меняет
    своё мнение.

    У. Напечатаем это слово с комментированием.
    (Дети печатают.)

    У. Проверим. Читаем слово по слогам, называя
    букву, обозначающую гласный звук. Кто

    сделал всё правильно – поставьте знак плюс, кто
    допустил ошибки – знак минус.

    На следующей строчке напечатайте слово, в
    котором все согласные звуки звонкие.

    Какое это слово? Какая буква первая?

    Демонстрируется рисунок жабы. (Рисунок 3)

    13.Работа по учебнику.

    У. Прочитайте слова первого столбика. Сколько
    их?

    У. Прочитайте слова второго столбика. Сколько
    их?

    У. Что общего в словах второго столбика?

    Д. Во всех словах буква х.

    У. Найдите среди этих слов два слова, которые
    образуют рифму.

    Д. Муха- старуха.

    У. Найдите слово ХЛЕБ. (Демонстрируется рисунок
    4
    с изображением хлеба).

    Подберите подходящее слово из первого
    столбика.

    Д. Хлеб ароматный.

    У. Каким ещё может быть хлеб?

    Д. Чёрный, белый, вкусный, …

    У. Ребята, я обратилась к компьютеру, и он выдал
    вот какие слова: тёплый, душистый, хрупкий,
    хрустящий.

    Какое лишнее слово?

    Д. Хрупкий.

    У. Обоснуйте ответ. Скажите, как нужно
    относиться к хлебу?

    14. Итог урока.

    У. С какой буквой познакомились на уроке?

    Что о ней узнали?

    Найдите среди запутавшихся букв нашу героиню.
    (Демонстрируется Рисунок 5 )

    У. Какие ещё вы видите буквы?

    Возьмите планшет и, если вы поняли всё на уроке,
    и вам понравилось, как вы работали, то нарисуйте красным
    цветом солнышко
    . Если вам не понравилось, как
    вы работали, и вы чего-то не поняли, нарисуйте дождик .
    (Обзор учителем рисунков).

    Молодцы! Спасибо всем за работу.

    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Урок обучения грамоте

    Класс: 1

    Учитель: Анкудинова О.Н.

    Тема: Звуки Х(твёрдый) и Х(мягкий). Буквы Х,х

    Цели и задачи:
    - познакомить с новыми буквами и звуками, давать им характеристику;
    - совершенствовать умение читать слова, предложения с изученными буквами, формировать навыки правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;
    - развивать правильное и чёткое произношение слов, умение делать слого–звуковой анализ;
    - развивать речь, память, познавательные процессы;
    - воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к хлебу,
    людям, его вырастившим;


    ХОД УРОКА:
    I. Сообщение темы.

    - Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и новой буквой, будем читать слова, предложения с новой буквой, узнаем много нового и интересного.
    2. Работа по ленте букв.
    - К нам в гости сегодня придёт очень важный человек! А кто это - вы узнаете, заполнив эти клеточки.


    п

    е

    к

    а

    р

    ь

    ПАР
    ЕЛИ
    КОТ
    АРБУЗ
    РЕПКА

    Ь
    Читают полученное слово: ПЕКАРЬ.

    (Заходит один из учащихся в костюме пекаря).
    - Здравствуй, пекарь! Что это у тебя в корзинке?
    - Печенье! (показывает печенье в форме букв).
    - Ну и печенье! На что похоже? (Н, К, Т, С, Р, Л,М,Д,Т,Б)
    - Ребята, какие это буквы? Назовите парные согласные звуки, звонкие, глухие согласные. (по «ленте букв»)

    Назовите гласные звуки.
    - Почему одна буква живет отдельно, и домик у нее белый? («ь»)
    3. Слого-звуковой анализ слов .
    - Пекарь, а что еще лежит у тебя в корзинке?
    ПЕКАРЬ : Прочитайте слова и назовите одним словом. (читают карточки, которые раздаёт пекарь)

    1. батон
    2. рогалик
    3. пирожок
    4. бублик
    5. витушка
    6. коржик
    7.баранки
    8. печенье
    9. пирог
    10. ватрушка
    11. пирожное
    12. торт
    13. каравай
    14. оладьи
    15. блины
    16. кекс
    17. пончики
    18. лапша
    19. макароны

    Как же назвать одним словом, что это такое?

    Загадка: - Рос сперва на воле в поле.

    Летом цвел и колосился,

    А когда обмолотили,

    Он в зерно вдруг превратился,

    Из зерна – в муку и тесто,

    В магазине занял место.

    Как много выпекают хлебных изделий! Само слово хлеб имеет несколько значений:
    Во-первых, испеченный хлеб, а второе значение нам поможет отгадать загадка:
    Золотист он и усат,
    В 100 карманах, 100 ребят.
    Что это? (колос)
    (Картинка)

    Итак, второе значение слова хлеб – это хлебные колосья, ведь часто говорят: «Растет хлеб!» - подразумевая, что растут колосья хлеба.
    - Из колосьев ржи пекут (показ.) «черный» хлеб, из пшеничных – «белый».

    О хлебе написано много книг, стихов, пословиц, загадок, песен. (выставка книг)
    Чтение стихотворения детьми: (хором с доски)
    Вот он хлебушко душистый
    Вот он теплый, золотистый
    В каждый дом, на каждый стол
    Он пожаловал, пришел!

    Анализ слова ХЛЕБ по схеме.

    Какой первый звук в этом слове? (Он согласный, глухой, твёрдый)
    Работа с текстом . (Читает Лера у доски, все слушают и запоминают содержание)

    (картинка: петух на заборе, пастух)

    Утро в деревне.

    Мы в деревне. Утро. Запели петухи. Слышим звуки рожка. Кто это играет?

    Это пастух, он пасет колхозных овец. Рядом раскинулись хлебные поля. Идем в лес, встретили охотника, который собирает хворост. Рядом, на речке ребята ловят рыбу. Хороша будет уха. Тихо кругом, красиво. Хорошо в деревне.
    Вопросы по тексту:


    • Какое время суток описывается в тексте?

    • Кто же играл на рожке? А кто такой пастух?

    • Что находится рядом с колхозом?

    • Кого встретили в лесу? Что он там делал?

    • Объясните значение слова ХВОРОСТ?

    • Что делали ребята на речке? Зачем они ловили рыбу?

    • Кто по утрам поёт в деревне?
    Анализ слова ПЕТУХИ по схеме

    Какой новый звук встретился в этом слове? Дайте ему характеристику. (согласный, глухой, мягкий)

    С какими новыми звуками познакомились?

    Они обозначаются буквой Х.(ха) (картинки с буквой Х, печатная и письменная буква Х)
    4. Чтение слогов с новой буквой. (карточки на доске)
    5. Работа по учебнику: с.162-163

    О хлебе сложено много пословиц и поговорок. Прочитайте пословицы о хлебе в учебнике – с.162
    - Как вы это понимаете?
    - Да, чтобы каждое утро, когда вы проснетесь, на вашем столе лежали мягкие булочки, скольким людям приходится трудиться. В любое время года работают люди, чтобы вырастить хлеб. Мы уже говорили о том, как долог путь хлеба до нашего стола.
    Давайте проследим этот путь, послушав стихотворение (читает Наташа Семёнова и учитель) (Картинки).

    Откуда хлеб на стол пришел.
    Зимний вечер, звездный час
    Чиним, чиним трактора,
    Точим, точим плуги,
    Проверяем семена,
    Приходи скорей, весна!
    На дворе весна у нас.
    Трактора выходят в степи
    Расчесать земельку.
    Приготовить для зерна
    Теплую постельку.
    Продолжаем наш рассказ
    Можно сеять, в добрый час.
    Вот и лето пролетело,
    Подросла пшеница,
    Налилась она уже,
    Крепнет, золотится.
    Осень в поле
    Что такое там вдали?
    Выплывают в степь комбайны
    Словно в море корабли.
    По дорогам фары светят
    И прощупывают путь
    Это кто же мчится, едет?
    Едет хлеб, не кто-нибудь!
    Вот и собрано зерно
    Да не хлеб еще оно.
    Вот на мельнице пшеница
    Здесь такое с ней творится
    В оборот ее берут
    В порошок, в муку сотрут.
    На большом хлебозаводе
    Станешь тестом ты, мука
    А потом и в печь давай
    Народился, каравай!
    Ну, теперь уж путь недолгий
    Вот он в булочной на полке
    И теперь к тебе на стол
    Он пожаловал, пришел

    Вот как много труда люди вложили, чтобы вырастить хлеб.
    ФИЗМИНУТКА.

    1.Представьте себе, что вы маленькие зернышки и вас посеяли в землю. (Дети

    приседают).

    2. Из зернышка вырастает колосок. (Вытягиваются вверх).

    3. Чтобы вырос колосок, землю боронуют.

    4. Удобряют и защищают от вредителей с самолета. (Изображают самолет).

    5. Хлеб созрел, его убирает комбайн.

    6. Везут на мукомольный завод и смалывают в муку.

    7. Из муки замешивают тесто.

    8. Хлеб в печке становится пышным и румяным.
    6. Работа по учебнику

    В центре на картинке в учебнике мы видим каравай на полотенце. Таким караваем встречают самых дорогих гостей.

    Чтение стихотворения – с. 166 (Ольга Иванова)

    А раньше пшеницу убирали серпом (показать серп), складывали в снопы и потом уже молотили руками в помощью цепа.(показать)

    Чтение текста по учебнику – с.163

    Теперь прочитаем текст. (карточки у каждого)
    - Как он называется?

    Береги хлеб.

    Дорожи хлебом!

    7. Чтение стихотворения – с.166 учебника

    8. Чтение пословиц – с.166 и обсуждение их содержания.

    9. Чтение скороговорок – с.166
    10. Итог.
    -Что вам понравилось на уроке?
    -Что запомнили?
    -Какой вывод можно сделать? (хором читают с доски)

    БУБЛИКИ, БАТОНЫ, БУЛКИ,

    ПЛЮШКИ, САЙКИ, ПИРОГИ

    ЗА СТОЛОМ И НА ПРОГУЛКЕ

    УВАЖАЙ И БЕРЕГИ!

    О чем вы расскажете дома родителям?
    - Вы все старались, и пекарь угостит вас своим необычным печеньем.

    ПАР
    ЕЛИ
    КОТ
    АРБУЗ
    РЕПКА

    1. батон
    2. рогалик
    3. пирожок
    4. бублик
    5. витушка
    6. коржик
    7.баранки
    8. печенье
    9. пирог
    10. ватрушка
    11. пирожное
    12. торт
    13. каравай
    14. оладьи
    15. блины
    16. кекс
    17. пончики
    18. лапша
    19. макароны

    Утро в деревне.

    Мы в деревне. Утро. Запели петухи. Слышим звуки рожка. Кто это играет?

    Это пастух, он пасет колхозных овец. Рядом раскинулись хлебные поля. Идем в лес, встретили охотника, который собирает хворост. Рядом, на речке ребята ловят рыбу. Хороша будет уха. Тихо кругом, красиво. Хорошо в деревне.
    Зимний вечер, звездный час
    Что стучите мастера - золотые руки
    Чиним, чиним трактора,
    Точим, точим плуги,
    Проверяем семена,
    Приходи скорей, весна!
    На дворе весна у нас.
    Трактора выходят в степи
    Расчесать земельку.
    Приготовить для зерна
    Теплую постельку.
    Продолжаем наш рассказ
    Можно сеять, в добрый час.
    Вот и лето пролетело,
    Подросла пшеница,
    Налилась она уже,
    Крепнет, золотится.
    Осень в поле
    Что такое там вдали?
    Выплывают в степь комбайны
    Словно в море корабли.
    По дорогам фары светят
    И прощупывают путь
    Это кто же мчится, едет?
    Едет хлеб, не кто-нибудь!
    Вот и собрано зерно
    Да не хлеб еще оно.
    Вот на мельнице пшеница
    Здесь такое с ней творится
    В оборот ее берут
    В порошок, в муку сотрут.
    На большом хлебозаводе
    Станешь тестом ты, мука
    А потом и в печь давай
    Народился, каравай!
    Ну, теперь уж путь недолгий
    Вот он в булочной на полке
    И теперь к тебе на стол
    Он пожаловал, пришел

    Береги хлеб.
    Нам рассказали о хлебе. Теперь мы знаем, как трудно вырастить хлеб.
    Как же надо беречь его – каждую корочку, крошку.
    Дорожи хлебом!

    Береги хлеб.
    Нам рассказали о хлебе. Теперь мы знаем, как трудно вырастить хлеб.
    Как же надо беречь его – каждую корочку, крошку.
    Дорожи хлебом!

    Береги хлеб.
    Нам рассказали о хлебе. Теперь мы знаем, как трудно вырастить хлеб.
    Как же надо беречь его – каждую корочку, крошку.
    Дорожи хлебом!

    Береги хлеб.
    Нам рассказали о хлебе. Теперь мы знаем, как трудно вырастить хлеб.
    Как же надо беречь его – каждую корочку, крошку.
    Дорожи хлебом!

    Береги хлеб.
    Нам рассказали о хлебе. Теперь мы знаем, как трудно вырастить хлеб.
    Как же надо беречь его – каждую корочку, крошку.
    Дорожи хлебом!

    Береги хлеб.
    Нам рассказали о хлебе. Теперь мы знаем, как трудно вырастить хлеб.
    Как же надо беречь его – каждую корочку, крошку.
    Дорожи хлебом!

    Береги хлеб.
    Нам рассказали о хлебе. Теперь мы знаем, как трудно вырастить хлеб.
    Как же надо беречь его – каждую корочку, крошку.
    Дорожи хлебом!

    Береги хлеб.
    Нам рассказали о хлебе. Теперь мы знаем, как трудно вырастить хлеб.
    Как же надо беречь его – каждую корочку, крошку.
    Дорожи хлебом!

    Береги хлеб.
    Нам рассказали о хлебе. Теперь мы знаем, как трудно вырастить хлеб.
    Как же надо беречь его – каждую корочку, крошку.
    Дорожи хлебом!

    Береги хлеб.
    Нам рассказали о хлебе. Теперь мы знаем, как трудно вырастить хлеб.
    Как же надо беречь его – каждую корочку, крошку.
    Дорожи хлебом!

    Береги хлеб.
    Нам рассказали о хлебе. Теперь мы знаем, как трудно вырастить хлеб.
    Как же надо беречь его – каждую корочку, крошку.
    Дорожи хлебом!

    Тема: знакомство со звуком [Х].

    Цель: познакомить детей со звуком [Х].

    Задачи:

    1. Научить детей четко произносить звук [Х];
    2. Научить детей дифференцировать звук [Х] на слух и в произношении;
    3. Развивать у детей фонематические представления;
    4. Познакомить со звуковым обозначением звука.

    Демонстрационный материал: картинки: банан, диван, альбом, витамины, хомяк, холодильник, хвост, хлеб, хобот, халат, художник, помидор, паук, апельсин, барабан, машина; символ звука: дедушка храпит: ХХХ….

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    1. Педагог предъявляет детям картинку и просит послушать название нарисованного предмета. Если дети услышат правильное название, то они должны хлопнуть в ладоши, а если искаженное-то нет: баман-панам-банан-банам; ваван-даван-диван-ванан; альбом-альбон-аньбом-аблем-альпом; витавин-митанит-фитамин-митавим-витамин-виталим.
    Дети выполняют задание педагога.

    II. Работа по теме занятия.

    1. Д/и «Выдели первый звук». Педагог предлагает детям послушать ряд слов и назвать какой одинаковый звук слышится в начале этих слов: хобот, холодильник, хвост, хомяк, хлеб.

    2. Артикуляция звука [Х]. Взрослый объясняет ребёнку артикуляцию звука [Х]: губки и зубки свободны; кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха; горлышко «молчит».
    Символ звука: дедушка храпит: ХХХ…(показываем соответствующую картинку).

    3. Характеристика звука [Х]. Дети отвечают на ряд вопросов: Какой это звук? (согласный). Почему? (язычок создаёт преграду воздуху). Как обозначаем? (синим квадратиком).
    Напоминаем ребятам о том, что звук мы слышим и говорим.

    4. Фонетическое упражнение.
    Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ… (на плавном длительном выдохе).

    5. Д/и «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Х]»: Х, П, М, Х…; ХА, ХО, ПУ…; АХ, ОМ, УХ…; ХЛЕБ, МОЛОКО, БАТОН, МОХ, УХО….

    III. Физкультминутка.

    Чтобы всем проснуться,
    Нужно потянуться,
    Ножками потопать,
    Ручками похлопать,
    Покружиться и присесть
    И на место всем нам сесть.

    1. Д/и «Повтори серию слогов»: АХ-ОХ-УХ-ИХ; ХА-ХО-ХУ-ХЫ.
    2. Д/и «Доскажи звук»: педагог называет начало слова, а дети-только последний звук в слове: ПЕТУ…, ПАСТУ…, ОТДЫ…, ЗАПА…, ЛОПУ…, ГОРО…, ШОРО…, СТРА….
    3. Работа с картинками (картинки, начинающиеся на звук [Х] и на другие звуки). Педагог сначала просит назвать все картинки, затем только те, которые начинаются на звук Х, после этого дети называют картинки, которые начинаются с других звуков.

    Дети отвечают на ряд вопросов: с каким звуком познакомились? Как храпит дедушка?
    Звук [Х] какой? Как обозначаем?
    Раздаем детям сладкие сюрпризы.

    

    Знакомство с буквой Х

    Тема: знакомство с буквой Х.

    Цель: познакомить детей с буквой Х.

    Задачи:

    1. Учить детей выкладывать букву Х из различных материалов (карандашей, счетных палочек, из камешков);
    2. Учить детей искать букву Х среди других букв.
    3. Продолжать учить детей выполнять графические упражнения.
    4. Совершенствовать умение детей отгадывать загадки.

    Демонстрационный материал: картинка хомяка, изображения буквы Х.
    Раздаточный материал: карандаши, счетные палочки, камешки, индивидуальные карточки для работы с буквой Х.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    Д/и «Сядет тот, кто назовёт мне слово, начинающееся на звук [Х]».

    II. Работа по теме занятия.

    1. Д/и «Где находится звук»: педагог произносит слова, детям следует определить, где находится звук: в начале, в середине или в конце: ХОМЯК, МУХА, МОХ, ХАЛАТ, ХВОСТ, УХО, УХА, ГОРОХ.
    2. Д/и «На что похожа буква Х?»: педагог сообщает детям о том, что в гости к ним Прибежал хомячок и принёс букву. Какую? (Букву Х). Спрашиваем у ребят на что похожа буква Х? (На крестик, на бантик). Педагог показывает соответствующие картинки.

    Стих про букву Х:
    Одна черта наискосок, другая-зачеркнула,
    Какая буква на урок сегодня заглянула?
    «Ха, не узнал?!»-учи стихи!
    Смеётся буква: «Хи-хи-хи»!
    Педагог напоминает детям о том, что звук мы слышим и говорим, а букву читаем и пишем.

    3. Д/упр. «Построй букву Х»: из пальчиков, из карандашей, из счетных палочек, из камешков.

    III. Физкультминутка.

    Отдых наш - физкультминутка,
    Занимай свои места:
    Раз - присели, два - привстали.
    Руки кверху все подняли.
    Сели, встали, сели, встали
    Ванькой-встанькой словно стали.
    А потом пустились вскачь,
    Будто мы упругий мяч.

    IV. Продолжение работы по теме занятия.

    1. Игры с буквой (педагог раздаёт на каждое упражнение индивидуальные карточки для детей).
    -«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом;
    -«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти различные изображения изучаемой буквы среди других букв.
    -«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди букв, перечеркнутых различными способами;
    -«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву в ряду графически сходных букв, например: У, Х, Ж, К;
    -«Обведи букву».

    2. Загадки.
    Летом папа наш привез
    В белом ящике мороз.
    И теперь мороз седой
    Дома летом и зимой.
    Бережет продукты:
    Мясо, рыбу, фрукты.
    (Холодильник ).

    Отгадать легко и быстро:
    Мягкий, пышный и душистый,
    Он и черный, он и белый,
    А бывает подгорелый.
    (Хлеб ).

    Этот маленький зверек
    Зерна запасает впрок.
    Щеки набивает так...
    Это делает…(хомяк ).

    Педагог спрашивает у детей, с какой буквой познакомились и на что она похожа. Просит поискать дома предметы, которые начинаются на звук Х.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Про деток, от рождения до школы