Про деток, от рождения до школы

Усадебный ансамбль по адресу улица Малая Никитская, 12 в городе Москве сформировался уже к концу восемнадцатого столетия. Он состоит из главного дома, построенного с использованием конструкций стоявших здесь до этого каменных палат конца XVII – середины XVIII веков, а также двух симметрично расположенных флигелей, торцевая часть которых проходит по красной линии улицы.

Пространство между тремя зданиями занимает парадный двор. Благодаря аркам, устроенным в полуциркульных спряжениях между основным зданием и флигелями, с него можно было попасть на хоздвор, выходивший в соседний Гранатный переулок.

Главный дом был поднят на три этажа. Его центральную часть украшает небольшой ризалит, завершающийся треугольным фронтоном с декором из лепных гирлянд. Фасадная плоскость первого и второго уровней рустована. Наличники оконных проемов второго этажа, являвшегося парадным, украшены сложно выполненной лепниной и маскаронами.

Фото 1. Малая Никитская улица, №12 в городе Москве

Еще одним украшением фасада стал барельеф, размещенный над оконными проемами второго этажа. Его тематикой стал античный сюжет по произведению Овидия «Метафорфоз».

Боковые ризалиты особняка декорированы лоджиями с использованием колонн коринфского ордера, а также различными арочными нишами и стенными проемами, разбросанными по всем этажным уровням.

Полуциркульные стены, о которых говорилось выше, оформлены с применением арочных ниш и ряда полуколонн, а их завершение устроили в виде балюстрад.

Мраморные статуи «Париса» и «Елены» появились на парадном дворе по Малой Никитской, 12 уже при Советах – в 1947 году.

Что касается внутренних интерьеров, то до наших дней сохранилась большая часть прежнего богатого убранства: парадные залы с живописными плафонами, лепные карнизы, печи и камины, а также двери, люстры и даже наборный паркетный пол.


Фото 2. В бывшей усадьбе Долгоруковых-Бобринских

ныне расположен "Фонд Б.Н. Ельцина"

Из истории особняка Долгоруковых на Малой Никитской улице, 12

В момент строительства усадебного комплекса владельцем участка являлся Андрей Николаевич Долгоруков – князь и статский советник, находившийся в родстве с фельдмаршалом Василием Михайловичем Долгоруковым. Его родной сын Владимир со временем занял пост московского генерал-губернатора, на котором находился с 1856 по 1891 годы.

В 30-х годах девятнадцатого столетия усадьба перешла в собственность графа Василия Алексеевича Бобринского, получившего владение №12 по Малой Никитской как приданное своей супруги Софьи Прокопьевны Соковниной. Впоследствии владение перешло к их сыну Алексею.

Последним хозяином особняка из графской семьи стал Алексей Алексеевич Бобринский – ученый-этнограф, исследователь Средней Азии, член Императорского географического общества, автор ряда научных статей и трудов. После революции эмигрировал в Италию.

В конце девятнадцатого столетия главный усадебный дом был передан в аренду мужской гимназии педагога и филолога А.В. Адольфа. Школа продолжала работать и в первые годы Советской власти, после чего здесь разместились различные государственные учреждения.

Ансамбль усадьбы сложился в конце XVIII века – это стоящий в глубине владения главный дом, в основе которого палаты середины XVIII (а возможно, и конца XVII) века, и два симметрично поставленных флигеля, выходящих торцами на красную линию улицы - они формируют парадный двор. Дом соединен с флигелями полуциркульными в плане стенками с проездными арками, через которые можно было попасть с парадного двора на хозяйственный, выходивший в Гранатный переулок.

Главный дом – трехэтажный, его центральная часть выделена небольшим ризалитом, увенчанным треугольным фронтоном с гирляндами. Фасад в уровне первого и второго этажа рустованный, наличники окон второго (парадного) этажа украшены сложной лепниной (три центральных окна) и маскаронами. Обращает на себя внимание расположенный над окнами второго этажа барельеф с античным сюжетом, взятым из «Метаморфоз» Овидия - здесь изображены музы и Эмафиды (Пиериды), дерзнувшие состязаться с музами в искусстве пения и превращенные за это в птиц. Боковые ризалиты дома украшены лоджиями с колоннами коринфского ордера и разнообразными арочными нишами и проемами в уровне всех трех этажей. Над парадным входом в здание устроен кованый козырек с фонарями (1820-х гг.). Полуциркульные стенки, соединяющие дом и флигели, оформлены полуколоннами и арочными нишами, и увенчаны балюстрадой. Мраморные статуи во дворе («Парис» и «Елена») были установлены в 1947 г.

Великолепное декоративное убранство парадной анфилады, относящееся к послепожарному периоду, дошло до нашего времени практически в первоначальном виде – парадные залы украшены ампирными живописными плафонами (в том числе выполненными в технике гризайль) с лепными карнизами (в некоторых комнатах - позолоченными), сохранились печи и камины, двери, люстры, наборный паркет. Оформление части помещений (в том числе, вестибюля и лестницы) относится ко второй половине XIX века.

В конце XVIII – начале XIX вв., в то время, когда строилась усадьба, ее владельцем был князь Андрей Николаевич Долгоруков, статский советник, приходившийся внучатым племянником фельдмаршалу Василию Долгорукову. Его младший сын Владимир Андреевич Долгоруков позже стал московским генерал-губернатором и занимал этот пост 35 лет, с 1856 по 1891 гг.

В 1830-х гг. усадьба перешла к новым владельцам – графам Бобринским, представителям младшей ветви династии, родоначальником которой был граф Алексей Григорьевич, внебрачный сын императрицы Екатерины II и ее фаворита графа Григория Орлова. Граф Василий Алексеевич Бобринский получил усадьбу на Малой Никитской в качестве приданого за своей женой Софьей Прокопьевной Соковниной. Позже усадьбу унаследовал их сын Алексей Васильевич, московский губернский предводитель дворянства и член Государственного совета. Как и его отец, он увлекался естественными науками, особенно ботаникой, в своем родовом имении Бобрики занимался разведением редких пород деревьев. Последним владельцем усадьбы был его сын Алексей Алексеевич, прославившийся как ученый-этнограф, организатор и участник исследовательских экспедиций в Среднюю Азию (современные Таджикистан, Узбекистан и Афганистан) и в горы Памира. Был членом Русского географического общества и Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, автором научных статей и книг; награжден золотой медалью Императорского археологического общества. После революции 1917 года эмигрировал в Италию.

В конце XIX – начале ХХ вв. главный дом усадьбы арендовала мужская гимназия А.В. Адольфа – известного педагога и филолога, директора 5-й московской гимназии. Школа продолжала существовать и в раннесоветские годы. Позже здесь располагались различные учреждения.

Недавно усадьба была передана «Фонду Б.Н. Ельцина». Сейчас здесь ведутся реставрационные работы.

Пожалуй, в России еще никогда ранее так рьяно не обсуждали приспособление усадьбы под современное использование, как это делается сейчас, во время споров о «Ельцин-центре». Общество раскололось на две части: одни считают открытие «Ельцин-центра» в бывшей усадьбе Долгоруковых-Бобринских хорошей идеей и спасением памятника, а другие называют это глумлением над достопримечательностью. Дебаты в обществе и Сети не утихают до сих пор.

Одним из тех, кто наиболее жестко высказался об открытии «Ельцин-центра» в старинной усадьбе, стал Никита Михалков. Кинорежиссер назвал приспособление усадьбы Долгоруковых-Бобринских под такие цели цинизмом и выразил мнение о том, что, помимо прочего, работы над возданием «Центра» проводятся без соблюдения всех принятых норм и уничтожают усадьбу. С аналогичными заявлениями выступили и многие московские градозащитники. Позавчера против открытия «Ельцин-центра» высказались многие представители Госдумы. На огромный общественный резонанс вокруг «Ельцин-центра» оперативно отреагировала пресс-служба Департамента культурного наследия столицы. 22 июня на странице Департамента в Фейсбуке было опубликовано официальное заявление, в которых были даны комментарии по всем спорным моментам.

- «В сети появилась недостоверная информация относительно реставрации Городской усадьбы (дом Бобринских) на Малой Никитской, 12.
По мнению некоторых горожан Усадьба уничтожена: разрушены интерьеры, сломана ограда, не ведутся археологические исследования и т.п. Все это не соответствует действительности. На самом деле сейчас там ведутся масштабные реставрационные работы, затрагивающие конструктив и декоративное оформление. И специалисты Мосгорнаследия постоянно контролируют эти работы.

Не стоит пугаться того, что главный дом затянут сеткой - за ней идет реставрация исторических фасадов усадьбы. Внутри, кстати, уже отреставрирован лепной декор (впереди его ждет золочение), камины и печь (в ее отделке будут использованы уникальные сохраненные и отреставрированные изразцы), парадная и черная лестницы. На данный момент реставраторы работают с живописными плафонами - да, именно с теми, с которыми некоторые по неведомой нам причине уже попрощались. Что же касается флигеля (фотографии которого были выданы за фотографии всей усадьбы), то эксперты отобрали бревна, которые можно спасти, и отправили их на реставрацию. Подбирается докомпановочный материал - тот, которым заменят сгнившие бревна. Думаем, не нужно уточнять, что реставрационный материал будет аналогичным. Лишь напомним, что это строение давно находится в неудовлетворительном состоянии, архитектурные элементы на момент начала реставрации отсутствовали.
За ограду также можно быть спокойными: горожане увидят ее отреставрированной по окончании всех работ.

Также на свое историческое место вернутся скульптуры Елены и Париса XVIII в. В настоящий момент они находятся в реставрационной мастерской. В подтверждение этого предлагаем вам несколько фотографий с объекта…Особенно внимательные пользователи смогут найти на них археологов, которые на протяжении всего времени сопровождают этот проект. Мосгорнаследие напоминает: все, что входит в предмет охраны - сохранено и реставрируется. Настоятельно призываем неравнодушных граждан доверять проверенным данным из надежных источников», - сообщается в заявлении.

Не остались в стороне и представители «Ельцин-центра». Они пригрозили Никите Михалкову судом за «пафосную ложь, демагогию и прямое вранье». Очевидно, что в обществе еще долго будет обсуждаться эта проблема. И когда мы получили официальные комментарии от компетентных органов о состоянии самой усадьбы, главной темой для споров по-прежнему остается тот самый «приспособленческий» вопрос. В комментариях к моим предыдущим постам вы неоднократно просили меня вынести на обсуждение вопрос о «Ельцин-центре». Видимо, настало время это сделать. Друзья, а как вы относитесь к идее приспособить усадьбу Долгоруковых-Бобринских под «Центр». Что это по-вашему: спасение исторического памятника или цинизм?

Усадьба Долгоруковых-Бобринских

Я расскажу вам о Богородицке, о том, как этот город попал в историю мировой литературы, о том, почему Богородицк называют Тульским Петергофом и о многом другом, связанном с этим маленьким городком.
Богородицк - российский город (с 1777 г.), административный центр Богородицкого района Тульской области. Богородицк не следует путать с городом Богородск, находящимся в Нижегородской области.
Город расположен на правом берегу реки Упёрты (приток Упы), в 65 км от Тулы. Население 30,1 тыс.чел. (данные на 2005 год).
Богородицк относится к старинным русским городам, первоначальная история которого связана с защитой от врагов южных границ средневекового Московского государства. Неподалеку от того места (в семи километрах), где впоследствии появился Богородицк, в 1380 г. произошло важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства - Куликовская битва . Напомню о том, что битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Северо-Восточной Руси от ига Золотой Орды. Ещё Александр Блок писал: "Куликовская битва принадлежит к символическим событиям... Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди!"
А теперь приглашаю вас погулять по старинной усадьбе графов Бобринских в Богородицке. Приятной прогулки!


Но сначала я расскажу вам немного об истории этого города.
В начале XVI в. с целью укрепления южной и юго-восточной границ государства был устроен оборонительный рубеж - Засечная черта. Многие сторожевые заставы в её пределах постепенно становились городками, среди них и Богородицк. В 1663 г. на месте сторожевого пункта возникла крепость, которой дано было поныне существующее название. Вокруг крепости выросли слободы земледельцев, ремесленников, стрельцов. Своё оборонное значение город утратил с выдвижением границ далеко на юг. Первоначально Богородицк считался городским поселением, т.е. военно-административным и экономическим центром округи. В 1670-1671 гг. из земель Дедиловского и Епифанского уездов был образован новый Богородицкий уезд.
В XVII веке это было ещё неспокойное место - даже спустя 300 лет после Куликовской битвы крымские и ногайские татары совершали постоянные набеги на юго-восточные земли России и нередко прорывались к Москве. Таким образом, Богородицку отводилась роль крепости второй линии.
В 1763 г. Богородицк был превращен в село Богородицкое, в 1765-м вместе с землей с.Бобрики составил собственную волость Екатерины II, в 1768-м стал именоваться слободой, но в связи с губернской реформой 1777 г. его снова возвели в ранг города.
Богородицк называют Тульским Петергофом. И вот почему…
С приходом к власти Екатерины II Богородицк исключили из штатного расписания уездных городов империи, а его уезд превратили в волость, которую переименовали в «собственную её императорского величества» и передали в особое правление генерал-поручику кавалеру С.В.Гагарину. Был ликвидирован и конный завод, так что Богородицк лишился единственного крупного заведения. После всех преобразований бывший уездный город стал центром принадлежавших Екатерине волостей, а целью преобразований было формирование владений для внебрачного сына Екатерины II и графа Г.Г.Орлова - Алексея Григорьевича Сицкого в 1775 году фамилию изменили на Бобринский). Напомню, что сразу после рождения младенец был отдан Екатериной II её гардеробмейстеру Василию Григорьевичу Шкурину, в семействе которого он и воспитывался до 1774 года, наравне с сыновьями Шкурина. По распоряжению Императрицы, ребёнок в 1775 году был взят и передан И.И.Бецкому, причём Екатерина II решила присвоить ребёнку, носившему имя Алексей Григорьевич, фамилию Бобринский, по названию села Спасского, также известного как Бобрики, Епифанского уезда, Тульской губернии, купленного для его материального обеспечения ещё в 1763 году, по приказу Екатерины II, у Ладыженского.
Вот так выглядел граф Бобринский в детстве (фото сделано в музее).
На территории бывшей крепости, а позднее конного завода, была построена богатая усадьба для А.Г.Бобринского, напротив которой был вырыт большой овальный пруд. Здание дворца было расположено на высоком левом берегу пруда, на остатках земляных валов старой крепости. Дворец и Казанская церковь были выполнены в стиле раннего классицизма и сооружены были по проекту крупного столичного зодчего И.Е.Старова (1745-1808 гг.).
Ряд лет спустя прославился созданием шедевра русской классической архитектуры - Таврического дворца в Санкт-Петербурге. Выпускник российской Академии Художеств, Старов был на шесть лет отправлен в Европу изучать западную архитектуру и на момент получения заказа на проект недавно вернулся оттуда. Проектирование ансамбля в Богородицке было одной из первых работ Старова.
Проект дворца был выполнен в начавшем тогда складываться стиле русского классицизма и получил одобрение императрицы.
Композицию дворца отличают сдержанность, простота и рациональность. Двухэтажное здание имеет в основе прямоугольный план с широким полукруглым выступом в центре западного - главного, парадного - фасада и двумя боковыми ризалитами . Дворец графов Бобринских - памятник архитектуры XVIII столетия. Западный фасад в центре отмечен полукруглым выступом, определившим овальные залы. Восточный фасад украшает портик из четырех тосканских колонн, поддерживающих балкон второго этажа.
К 1875 году внук первого владельца Алексей Павлович Бобринский отстроил “прежде бывший дворец каменный”, сделал к 100-летнему дедовскому дому северную и южную пристройки и не поскупился на роскошный ремонт. По отзыву соседей, “в чудесном Богородицком имении... вновь отделанный дворец был устроен на славу”.
Над центральной частью фасада Старов поместил бельведер .
Внешнему убранству дворца он придал лаконичность. Стены украшает только рустовка - каменная кладка стен с грубо отесанной лицевой поверхностью. Вместе с тем дворец необычайно изящен. Здание поставлено на высоком цоколе.
Неизвестно, приезжал ли сам Старов в Богородицк, по всей вероятности, он здесь не был. Непосредственное руководство всеми строительными работами осуществляли архитектор Яков Ананьевич Ананьев (его фото внизу) и его помощник Ф. Волков. Они успешно воплотили в жизнь замысел Старова. В усадебный комплекс входили также возвышавшаяся позади дворца башня-колокольня и примыкавшие к ней г-образные служебные корпуса, которые называли «замком» и которые вместе с дворцом окружали двор. В башне над воротами размещалась волостная канцелярия.
А сейчас приглашаю вас подняться по винтовой лестнице на крышу дворца и полюбоваться видом Богородицка.
Летом здесь должно быть очень красиво...

Весной 1774 года в нескольких десятках метров от дворца по проекту Старова закладывается усадебная Казанская церковь.

С осени 1777 года на росписи церкви около года работал художник И.Т.Некрасов , автор известного семейного портрета Баженова, несколько лет состоявший в Кремлевской команде знаменитого архитектора. Несмотря на небольшие размеры, этот однокупольный храм благодаря отлично найденным пропорциям производит впечатление монументального и в истории архитектуры и рассматривается как подготовительный этап в работе Старова над Троицким собором Александро-Невской лавры в Петербурге.
До 1821 года Казанская церковь считалась соборной. В 1901 году здесь венчался с Ю.А.Бобринской будущий Председатель Совета Министров Временного правительства кн. Г.E.Львов. В начале 1930-х гг. богослужение было прекращено, иконы уничтожены, а росписи замазаны. До конца 1960-х гг. здание использовалось как склад. В 1990 году богослужение в храме возобновилось.
Позднее на территории усадьбы был разбит великолепный парк, проектировщиком и руководителем создания которого стал выдающийся русский учёный-агроном А.Т.Болотов, который в то время являлся управляющим волости.
При рождении А.Т.Болотова произошел забавный случай, который в последствии часто вспоминали в семье. Крестьянская бабка-повитуха молилась на коленях перед кроватью его матери и когда делала очередной поклон, крестик, свисающий на шнурке, попал между половиц, повернулся и застрял. Бабка оказалась "прикованной" к полу, а у матери Андрея начались роды. Все это выглядело настолько комично, что рассмешило даже мать Болотова. Прибежавшая на помощь дворовая женщина освободила "несчастную" и роды были приняты успешно. Андрей Тимофеевич, будучи оптимистом, этот случай в последствии связывал с тем, что он в жизни будет иметь больше веселых и радостных моментов, нежели печальных и горестных.
Болотов оставил после себя огромное количество научных трудов (до сих пор они не все изданы), а многие свои идеи воплотил в виде превосходных парков, русских парков, а не копий английских, французских, не¬мец¬ких. Лучший из них был создан в Богородицке.
«Не было б нимало постыдно для нас то, когда б были у нас сады ни Англинские, ни Французские, а наши собственные и изобретенные самими нами, и когда б мы называть их стали Российскими", - писал А.Т.Болотов.
Об истории строительства парка можно прочитать . Парк был наполнен всевозможными зданиями, сооружениями, хитроумными «затеями», на которые Андрей Тимофеевич Болотов был великий мастер. Наиболее простой из его выдумок была «улитка» - тип широко распространенных в ту пору водяных забав.
Болотов устроил из дерна небольшой бугорок в форме улитки. Гости подходили, взбирались на него, а в это время по условленному знаку открывался находящийся рядом шлюз. Вода устремлялась к улитке и окружала ее сплошным озерцом. Грубоватые шутки такого рода были тогда в ходу. Потом перебрасывались мостки, и гости могли выбраться на сухое место. Фотографии зарисовок подобных забав я покажу вам в одном из следующих постов, когда буду рассказывать о музее.

Причудливые деревья в парке


В 1797 году, после смерти императрицы, А.Т.Болотов навсегда покидает Богородицк и его парк постепенно начинает приходить в запустение.
После отъезда Болотова парк надолго остался без настоящего присмотра. Ни владельцы, ни управляющие не заботились о сохранении и поддержании всего того, что с таким трудом и с такой любовью было сделано. Разрушающиеся постройки, водоводы, мелевшие пруды никто не восстанавливал.
Во второй половине XIX века парк вновь пережил возрождение. Его владелец, внук первого графа Бобринского, А.П.Бобринский немало поработал над ним. В ту пору в богородицкой усадьбе бывал Л.Н.Толстой, и парк стал прототипом имения Вронского в «Анне Карениной», так Богородицкий парк попал в мировую литературу.
Почти 120 лет имена Бобринские и Богородицк были неразделимы. Усадьба в Богородицке стала колыбелью многих поколений сравнительно немногочисленного, но знаменитого рода графов Бобринских, давшего Отечеству учёных и министров, депутатов Государственной думы, земских общественных деятелей.
После революции 1917 года парк и дворец Бобринских были национализированы. Некоторые члены семьи Бобринских были арестованы и затем освобождены из-за отсутствия доказательств их контрреволюционной деятельности.
После окончания гражданской войны экономика Богородицка была в упадке, работали лишь некоторые предприятия города. С началом в стране индустриализации экономика города начинает возрождаться: успешно пошли дела на кожевенном заводе, появились новые предприятия (кирпичный завод, промкомбинат, хлебозавод, молокозавод и др.), заработали шахты. Богородицк стал небольшим индустриальным городом.
Глупость и невежество проникали во все слои общества, в результате чего в городе были уничтожены: Покровская церковь, Троицкий собор и башня-колокольня возле дворца. Продолжала действовать Успенская церковь (с 1998 года - собор).
Великая отечественная война нанесла тяжелые раны Богородицку. Город лежал в руинах, от дворца осталась лишь полуразрушенная коробка, погибла
Всего 9 фото

У этого дома славная история, но главное, что здесь бывал Пушкин и поэтому было крайне интересно, как общественным активистам, так и рядовым москвичам, - что-же вышло у реставраторов - невыразительная реплика или все таки реставраторами было проявлено бережное отношение к этому московскому памятнику регионального значения... Этот пост будет незатейливым. Мне просто хотелось сообщить своим друзьям и любителям Старой Москвы, что усадьба Долгоруковых-Бобринских, наконец, готова к нашему лицезрению и фотографированию) Ну, а Москва, в результате, немного полнее обрела свой неповторимый облик, - теперь уже с самых новейших точек зрения и действий властей по превращению нашей столицы в образцовый европейский город и достойный мировой культурный центр.

В этом доме, принадлежавшем старинному русскому княжескому роду Долгоруковых, 7 апреля 1764 года родился поэт И.М. Долгоруков. Позднее владение перешло к доктору медицины, первому профессору анатомии, хирургии и акушерства Московского университета И.Ф. Эразмусу, составившему, кстати, первое акушерское сочинение на русском языке - «Наставление, как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит». Во время московского пожара в 1812 году дом горел и был восстановлен в 1819 году. В 1832 году в доме квартировал заместитель министра народного просвещения и президент Императорской Академии наук С.С. Уваров, у которого 28 сентября 1832 г. на обеде побывали профессора и адъюнкты Московского университета И.И. Давыдов, М.А. Максимович, М.П. Погодин, С.П. Шевырев, а также поэт А.С. Пушкин, что нашло отражение на мемориальной доске, установленной на выходящем на Малую Дмитровку фасаде здания.
02.

В 1833 году в доме под надзором полиции жил отставной генерал-майор, декабрист М.Ф. Орлов, выпустивший в это время свою книгу «О государственном кредите». В 1860-е годы в этом доме начались первые публичные заседания Московского Археологического общества под председательством его организатора археолога А.С. Уварова. С этого же времени в залах этого дома на протяжении 30 лет проходили выставки художников В.Г. Перова, Г.Г. Мясоедова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, А.К. Саврасова и других. В здании устраивались приёмы, благотворительные вечера, концерты. В 1870-е годы здесь находились классы живописи и рисования, руководимые известным архитектором и живописцем В.О. Шервудом. В 1880-е годы здесь размещалась редакция журнала «Зритель», в котором работали и печатались А.П. Чехов, опубликовавший в журнале в течение одного года 11 очерков, а также его братья Александр и Николай. В начале 1900-х годов в доме разместилось «Русское общество любителей фотографии в Москве», в числе членов которого были известные учёные Н.Е. Жуковский, Н.А. Умов, А.П. Павлов и другие. С 1903 года Обществом издавался журнал «Известия Русского общества любителей фотографии».
03.

В разные годы в доме также жили: чиновник по особым поручениям при московском генерал-губернаторе, затем - московский почтовый директор, знакомый А.С. Пушкина - А.Я. Булгаков; ботаник и математик, профессор С.А. Рачинский; известный адвокат Ф.Н. Плевако; преподавательницы хореографии Московского театрального училища П.П. Лебедева и Л.Н. Гейтен; артистка Малого театра Л. П. Косицкая-Никулина. Усадьба Долгоруковых-Бобринских - на фото ниже - двухэтажное здание на втором плане.

В 1853 году, когда участок принадлежал И.С. Шиловскому, жилой флигель был надстроен каменным вторым этажом (взамен деревянного) и заново декорирован в формах позднего классицизма. Этот сохранявшийся до нашего времени облик здания искажен надстройкой третьего этажа, сооруженной в 1920-х годах.
05.


После революции здание было передано газете «Известия». В 1947-1964 годах в здании бывшей усадьбы располагалась редакция журнала «Новый мир», редактором которого с 1950 по 1954-й и с 1958 по 1970-й годы был писатель А.Т. Твардовский. В это время в журнале впервые публикуется ряд ставших позднее известными произведений, в числе которых «Сороковые, роковые» Д. Самойлова, «Со мною вот что происходит» Е. Евтушенко,«Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, «Не хлебом единым» В. Дудинцева. В 1997 году Постановлением Московской городской думы здание было отнесено к перечню памятников истории и культуры, разрешённых к приватизации. В мае 2007 года дом принят под государственную охрану как «выявленный объект культурного наследия» регионального значения.

До недавнего времени москвичи и гости столицы видели на его месте вот такое сооружение.
Кстати, здание усадьбы полностью снесли, не смотря на запретный статус памятника на предмет сноса.
06.

В 1997 году, Мосгордума включила бывший усадебный дом №1 по Малой Дмитровке в число исторических и культурных памятников, которые разрешили приватизировать. В 2007 неприметный особняк с богатейшей историей взят под охрану российского государства, как региональный памятник культурного наследия.
07.

Ну, и вот, что получилось в результате полного восстановления...
08.

На мой взгляд, вышло неплохо. По крайней мере теперь, спустя многие десятилетия, облик Пушкинской площади обрел, наконец, свой цельный и уникальный образ. Мне лично все понравилось. Может быть профи в области реставрации покопаются в деталях, но в целом могу только порадоваться за Москву, что у нас стало еще немного краше и уютней на улицах.
09.

Источники:

Википедия



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы