Про деток, от рождения до школы

Усадебный ансамбль по адресу улица Малая Никитская, 12 в городе Москве сформировался уже к концу восемнадцатого столетия. Он состоит из главного дома, построенного с использованием конструкций стоявших здесь до этого каменных палат конца XVII – середины XVIII веков, а также двух симметрично расположенных флигелей, торцевая часть которых проходит по красной линии улицы.

Пространство между тремя зданиями занимает парадный двор. Благодаря аркам, устроенным в полуциркульных спряжениях между основным зданием и флигелями, с него можно было попасть на хоздвор, выходивший в соседний Гранатный переулок.

Главный дом был поднят на три этажа. Его центральную часть украшает небольшой ризалит, завершающийся треугольным фронтоном с декором из лепных гирлянд. Фасадная плоскость первого и второго уровней рустована. Наличники оконных проемов второго этажа, являвшегося парадным, украшены сложно выполненной лепниной и маскаронами.

Фото 1. Малая Никитская улица, №12 в городе Москве

Еще одним украшением фасада стал барельеф, размещенный над оконными проемами второго этажа. Его тематикой стал античный сюжет по произведению Овидия «Метафорфоз».

Боковые ризалиты особняка декорированы лоджиями с использованием колонн коринфского ордера, а также различными арочными нишами и стенными проемами, разбросанными по всем этажным уровням.

Полуциркульные стены, о которых говорилось выше, оформлены с применением арочных ниш и ряда полуколонн, а их завершение устроили в виде балюстрад.

Мраморные статуи «Париса» и «Елены» появились на парадном дворе по Малой Никитской, 12 уже при Советах – в 1947 году.

Что касается внутренних интерьеров, то до наших дней сохранилась большая часть прежнего богатого убранства: парадные залы с живописными плафонами, лепные карнизы, печи и камины, а также двери, люстры и даже наборный паркетный пол.


Фото 2. В бывшей усадьбе Долгоруковых-Бобринских

ныне расположен "Фонд Б.Н. Ельцина"

Из истории особняка Долгоруковых на Малой Никитской улице, 12

В момент строительства усадебного комплекса владельцем участка являлся Андрей Николаевич Долгоруков – князь и статский советник, находившийся в родстве с фельдмаршалом Василием Михайловичем Долгоруковым. Его родной сын Владимир со временем занял пост московского генерал-губернатора, на котором находился с 1856 по 1891 годы.

В 30-х годах девятнадцатого столетия усадьба перешла в собственность графа Василия Алексеевича Бобринского, получившего владение №12 по Малой Никитской как приданное своей супруги Софьи Прокопьевны Соковниной. Впоследствии владение перешло к их сыну Алексею.

Последним хозяином особняка из графской семьи стал Алексей Алексеевич Бобринский – ученый-этнограф, исследователь Средней Азии, член Императорского географического общества, автор ряда научных статей и трудов. После революции эмигрировал в Италию.

В конце девятнадцатого столетия главный усадебный дом был передан в аренду мужской гимназии педагога и филолога А.В. Адольфа. Школа продолжала работать и в первые годы Советской власти, после чего здесь разместились различные государственные учреждения.

Городская усадьба состоит из главного дома, расположенного в глубине участка, двух боковых флигелей (Западного и Восточного), соединённых с домом полукруглыми в плане декоративными стенками, образующими парадный двор, отделённый от улицы оградой с воротами, а также каретного сарая, расположенного у юго-восточного угла главного дома.

Главный дом представляет собой трёхэтажное кирпичное прямоугольное в плане здание с двумя подвальными помещениями. Главный фасад имеет пятичастную структуру с тремя ризалитами – в центре и по бокам. В центральной части главного фасада расположен ризалит в три окна, увенчанный фронтоном. Над окнами второго этажа расположен горельеф, окна оформлены сандриками с кронштейнами и лепными барельефами. Боковые ризалиты акцентированы полукруглыми оконными проёмами первого этажа, на втором этаже размещаются лоджии, фланкированные колоннами с коринфскими капителями. В семи парадных залах второго этажа сохранились живописные плафоны начала XIX в., в интерьерах сохранились лепные, местами позолоченные карнизы, лепные розетки, филёнчатые двупольные двери с позолотой, оконные переплёты, латунные петли, ручки, а также печи, облицованные белыми кафельными изразцами. В здании сохранились кирпичные своды первого этажа, мраморная парадная лестница с металлическими балясинами XIX в. и деревянная лестница, ведущая на третий этаж.

Западный и восточный двухэтажные флигели, обращённые торцом к Малой Никитской ул., соединены с главным домом полукруглой стенкой, которая в 1960-е гг. была превращена в крытую галерею. Первый этаж флигелей кирпичный, второй – деревянный. В западном флигеле частично сохранились деревянные перекрытия, на втором этаже сохранился паркет конца XIX – начала ХХ вв. В восточном флигеле сохранились деревянные перекрытия, четыре филёнчатые двери в помещениях второго этажа, две печи, облицованные белыми кафельными изразцами.

История дома известна с 1715 г., когда Данила Остафьевич Томилин продал свой двор за Никитскими воротами дьяку Михайлову. В это время на дворе уже стояли обширные каменные постройки. В XVIII в. двор принадлежал княгине Анне Петровне Гагариной, её брату барону Исаю Шафирову, И.И. Вельяминову, М.М. Нарышкиной, затем её племянникам Василию, Петру и Дмитрию Александровичам Новосильцевым. В 1795 г. усадьбу купил князь Алексей Николаевич Долгоруков, при котором ансамбль подвергся перестройке. Чертеж фасада, планы первого и второго этажей вошли в «Альбомы партикулярных строений Москвы» М.Ф. Казакова. Дом, показанный без флигелей и дворовых построек, в «Альбомах» представлен уже после капитальной перестройки конца XVIII в. На плане 1806 г. возведены деревянные пристройки к обоим флигелям (с внешней стороны). К западному флигелю была пристроена кухня, вероятно, пристройка ко второму флигелю предназначалась для этого же.

В 1808 г. А.Н. Долгоруков продал свой двор «со всяким в нём деревянным и каменным строением и с садом» князю Н.А. Голицыну, который надстроил вторые деревянные этажи на каменных флигелях.
В 1811 г. усадьбу купил П.Ф. Соковнин. Осенью 1812 г. в усадьбе Соковнина сгорели деревянные постройки, в том числе и выстроенные князем Голицыным вторые этажи на флигелях. Соковнин в короткое время восстановил ансамбль после пожара 1812 г. и много занимался надворными постройками, был восстановлен восточный флигель и «проезды», уже в 1813 г. были выстроены в дереве вторые этажи жилых флигелей.

В 1819 г. Соковнин умер, оставив дом дочери Софье Прокофьевне. Краткая опись 1820 г., сделанная для Дворянской опеки, указывает, что «нижний и верхний этажи как должно отделанные, а средний бельэтаж весь без отделки». На плане 1816 г. видно, что главный дом остался в очертаниях начала XIX в., исчезли деревянные пристройки на торцах, но были воссозданы закруглённые проезды, соединяющие главный дом с флигелями. В описании дома 1820 г. коротко отмечено: «во всех верхнего этажа комнатах стены и потолки расписные». Была создана вся хозяйственная зона на территории, выходящей на Гранатную улицу, где были возведены обширные кирпичные флигели, в восточной части двора была поставлена «кухня каменная... , в ней очаг», к северо-западному углу дома была пристроена каменная конюшня и каретный сарай с сушильней. Сохранялся и сад.
По документам графиня Софья Прокофьевна Соковнина-Бобринская была хозяйкой дома на Малой Никитской 50 лет. При ней в доме прошло несколько ремонтов. Постоянно обновляли помещения в сдаваемых в наём флигелях. В большом доме провели значительные отделочные работы в 1844–1848 гг.
Были частично изменены и фасады здания. Рустом отделаны оба нижних этажа, над окнами второго этажа по центру здания появился барельеф, сохранившийся до сих пор. В 1838 г. парадное крыльцо дома было оформлено площадкой из белого и «дикого» камня без ступеней. При крыльце были «4 столба дикого камня и железный зонт».

В 1869 г. дом унаследовал сын С.П. Бобринской граф Алексей Васильевич. Единственным нововведением в это время была переделка главного зала под парадный кабинет хозяина в восточном стиле. В 1884 г. во дворе по Гранатному пер. был выстроен западный трёхэтажный жилой флигель. Автором проекта был известный архитектор С.С. Эйбушиц.

В 1888 г. владельцем усадьбы стал А.А. Бобринский, при нём в 1889 г. по Гранатному пер. был выстроен восточный трёхэтажный жилой флигель, к нему примыкали хозяйственные постройки. В 1895 г. был капитально отремонтирован дом. Все работы производились под руководством архитектора Арбатской части М.Л. Никифорова. Эти перестройки были связаны с тем, что новый владелец стал сдавать не только флигели, но и главный дом. В 1897 г. к его западному торцу была пристроена библиотека. В главном доме более чем на десять лет поселилась семья графов Клейнмихелей, с 1913 г. два верхних этажа были сданы частной гимназии А.А. Адольфа.

В 1918 г. усадьба Бобринских была национализирована. Флигели превратили в коммунальные квартиры. В главном доме располагались последовательно учреждения Наркомпроса РСФСР, Московская секция Российской Академии истории материальной культуры, школа для детей сотрудников ВЦИК, Государственный Комитет по архитектуре и др. С 2004 г. в здании расположились департаменты Министерства культуры РФ. В здании проводились реставрационные работы в 1998 и 2004 годах.

Две мраморные статуи XVIII в. по сторонам парадного двора - «Парис» и «Елена» перенесены сюда в 1947 г. из Музея архитектуры.

Объект культурного наследия федерального значения.

При строительстве филиала Ельцин-центра внутренние перегородки строений усадьбы Долгоруковых-Бобринских разобраны, сохранились лишь фасады.

Город Богородицк, что в 65 км. от Тулы, Богородицкий дворец – бывшая усадьба графа Алексея Григорьевича Бобринского. Сегодня здесь находится небольшой музей, рассказывающий о жизни этого человека, по слухам – внебрачного сына Екатерины II и её фаворита графа Григория Орлова.

В 18 в. императрица решила приобрести в Бобринской и Богородицкой волости, что в Тульской губернии. Возле села Бобрихи, осматривая земельные угодья, Екатерина внезапно раскрыла свой веер, бросила его на поляну и приказала по направлению пластин проложить дороги в будущей усадьбе. Строительство началось. В 1773 г. под руководством архитектора Ивана Второго был возведён великолепный двухэтажный дворец. Но мало кто знал, для кого предназначалась эта резиденция.

На самом деле Екатерина Великая построила роскошную для своего внебрачного сына. По одной из легенд фамилию Бобринский Алексей Григорьевич получил благодаря прихоти матери. Когда императрица решила спрятать ребёнка от посторонних глаз и ненужных сплетен, она передала его своему гардеробмейстеру Василию Шкурину. В обстановке полной секретности, ночью под усиленной охраной младенца привезли к нему в чёрной карете, закутанным в огромную бобровую шубу. Екатерине это обстоятельство показалось весьма забавным, и она дала сыну фамилию Бобринский.

Будущий хозяин Богородицкого дворца граф Алексей Григорьевич долго путешествовал по Европе, жил на широкую ногу, играл в карты, много кутил. Екатерине поведение сына порядком надоело, и она отозвала Алексея в Россию. Он приехал в свою усадьбу только в 1793 г. после того как вышел в отставку в чине генерал-майора. В те времена парк Богородицкого дворца считался лучшим в Тульской губернии. Здесь находились причудливые гроты, сад камней, каскады прудов; среди аллей красовались уютные беседки и летний театр. Граф Бобринский прожил здесь до конца своих дней. Кстати он написал мемуары, в которых подробно рассказал об истории с бобровой шубой.

После его смерти в 1813 г. Богородицкий дворец ждала нелёгкая судьба. Резиденция пришла в упадок, основные здания едва не уничтожили пожары. В годы Великой Отечественной Войны оно было взорвано фашистами.

В конце 20 в., стараниями местных жителей, основное здание усадьбы было восстановлено. Сегодня на его фасаде красуется герб рода Бобринских: двуглавый орёл, бобёр и графская корона. На гербе надпись: «Богу слава, жизнь – тебе». В здании находится небольшой музей. Экспонатов немного, их собирали буквально по крупицам, выкупая личные вещи Бобринских из частных коллекций.

Для своего незаконнорожденного сына Екатерина Великая построила усадьбу, которой может полюбоваться любой желающий. Богородицкий дворец, или усадьба Бобринских - одно из самых красивых сооружений Тульской области. На месте разрушенной в далеком 1660 году Богородицкой крепости возводится значительный загородный ансамбль, выполненный в духе русского классицизма. Над рекой со звучным названием Уперта возвели невесомый на вид двухэтажный дом с бельведером.
> Западный фасад дворца Бобринских отличается полукруглым выступом, за которыми внутри находятся просторные овальные залы. Восточный фасад украшает балкон и поддерживающие его тосканские колонны. К сожалению, точных сведений о том, как выглядел дворец изнутри, не сохранилось. После пожара в начале XIX в. от интерьеров не осталось ничего. Имелись лишь разрозненные устные описания местных жителей, в том числе управляющего усадьбой, и единственный чертеж архитектора, Старова.

> Образ дома поддерживает многоярусная въездная башня. Это колокольня в стиле петровского барокко, популярного в эти времена. Возведена башня примерно в 60-70 годах ХVIII века. Ее архитектор, к большому сожалению, неизвестен. Таким образом, въездные ворота так же служили звонницей. расположенной недалеко усадебной церкви - Казанской.

> Сегодня усадьба Бобринских отреставрирована и готова встречать гостей. Так же посетителям будет интересна еще одна достопримечательность - усадебный парк, который хорошо сохранился до наших времен. Во дворце Бобринских можно организовать бракосочетание или выставку. Карта парка:

>

Как добраться


Официальный сайт музея.
Расположение: 301800, Тульская область, Богородицк
Координаты: N 53° 46.351‘ E 38° 8.588’
телефон: 2-25-32
Режим работы музея: с 11 до 18 часов с 1 ноября до 1 марта с 10 до 17 часов. Касса прекращает работу за 30 минут до закрытия музея.
Выходной день – понедельник. Последний четверг месяца – санитарный день Карта и расчет маршрута:

Всего 9 фото

У этого дома славная история, но главное, что здесь бывал Пушкин и поэтому было крайне интересно, как общественным активистам, так и рядовым москвичам, - что-же вышло у реставраторов - невыразительная реплика или все таки реставраторами было проявлено бережное отношение к этому московскому памятнику регионального значения... Этот пост будет незатейливым. Мне просто хотелось сообщить своим друзьям и любителям Старой Москвы, что усадьба Долгоруковых-Бобринских, наконец, готова к нашему лицезрению и фотографированию) Ну, а Москва, в результате, немного полнее обрела свой неповторимый облик, - теперь уже с самых новейших точек зрения и действий властей по превращению нашей столицы в образцовый европейский город и достойный мировой культурный центр.

В этом доме, принадлежавшем старинному русскому княжескому роду Долгоруковых, 7 апреля 1764 года родился поэт И.М. Долгоруков. Позднее владение перешло к доктору медицины, первому профессору анатомии, хирургии и акушерства Московского университета И.Ф. Эразмусу, составившему, кстати, первое акушерское сочинение на русском языке - «Наставление, как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит». Во время московского пожара в 1812 году дом горел и был восстановлен в 1819 году. В 1832 году в доме квартировал заместитель министра народного просвещения и президент Императорской Академии наук С.С. Уваров, у которого 28 сентября 1832 г. на обеде побывали профессора и адъюнкты Московского университета И.И. Давыдов, М.А. Максимович, М.П. Погодин, С.П. Шевырев, а также поэт А.С. Пушкин, что нашло отражение на мемориальной доске, установленной на выходящем на Малую Дмитровку фасаде здания.
02.

В 1833 году в доме под надзором полиции жил отставной генерал-майор, декабрист М.Ф. Орлов, выпустивший в это время свою книгу «О государственном кредите». В 1860-е годы в этом доме начались первые публичные заседания Московского Археологического общества под председательством его организатора археолога А.С. Уварова. С этого же времени в залах этого дома на протяжении 30 лет проходили выставки художников В.Г. Перова, Г.Г. Мясоедова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, А.К. Саврасова и других. В здании устраивались приёмы, благотворительные вечера, концерты. В 1870-е годы здесь находились классы живописи и рисования, руководимые известным архитектором и живописцем В.О. Шервудом. В 1880-е годы здесь размещалась редакция журнала «Зритель», в котором работали и печатались А.П. Чехов, опубликовавший в журнале в течение одного года 11 очерков, а также его братья Александр и Николай. В начале 1900-х годов в доме разместилось «Русское общество любителей фотографии в Москве», в числе членов которого были известные учёные Н.Е. Жуковский, Н.А. Умов, А.П. Павлов и другие. С 1903 года Обществом издавался журнал «Известия Русского общества любителей фотографии».
03.

В разные годы в доме также жили: чиновник по особым поручениям при московском генерал-губернаторе, затем - московский почтовый директор, знакомый А.С. Пушкина - А.Я. Булгаков; ботаник и математик, профессор С.А. Рачинский; известный адвокат Ф.Н. Плевако; преподавательницы хореографии Московского театрального училища П.П. Лебедева и Л.Н. Гейтен; артистка Малого театра Л. П. Косицкая-Никулина. Усадьба Долгоруковых-Бобринских - на фото ниже - двухэтажное здание на втором плане.

В 1853 году, когда участок принадлежал И.С. Шиловскому, жилой флигель был надстроен каменным вторым этажом (взамен деревянного) и заново декорирован в формах позднего классицизма. Этот сохранявшийся до нашего времени облик здания искажен надстройкой третьего этажа, сооруженной в 1920-х годах.
05.


После революции здание было передано газете «Известия». В 1947-1964 годах в здании бывшей усадьбы располагалась редакция журнала «Новый мир», редактором которого с 1950 по 1954-й и с 1958 по 1970-й годы был писатель А.Т. Твардовский. В это время в журнале впервые публикуется ряд ставших позднее известными произведений, в числе которых «Сороковые, роковые» Д. Самойлова, «Со мною вот что происходит» Е. Евтушенко,«Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, «Не хлебом единым» В. Дудинцева. В 1997 году Постановлением Московской городской думы здание было отнесено к перечню памятников истории и культуры, разрешённых к приватизации. В мае 2007 года дом принят под государственную охрану как «выявленный объект культурного наследия» регионального значения.

До недавнего времени москвичи и гости столицы видели на его месте вот такое сооружение.
Кстати, здание усадьбы полностью снесли, не смотря на запретный статус памятника на предмет сноса.
06.

В 1997 году, Мосгордума включила бывший усадебный дом №1 по Малой Дмитровке в число исторических и культурных памятников, которые разрешили приватизировать. В 2007 неприметный особняк с богатейшей историей взят под охрану российского государства, как региональный памятник культурного наследия.
07.

Ну, и вот, что получилось в результате полного восстановления...
08.

На мой взгляд, вышло неплохо. По крайней мере теперь, спустя многие десятилетия, облик Пушкинской площади обрел, наконец, свой цельный и уникальный образ. Мне лично все понравилось. Может быть профи в области реставрации покопаются в деталях, но в целом могу только порадоваться за Москву, что у нас стало еще немного краше и уютней на улицах.
09.

Источники:

Википедия



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы