Про деток, от рождения до школы

Ребенок 1,6 лет и старше уже достаточно самостоятелен и может играть один. Однако он попрежнему рад поигарать вместе со взрослым. Игры со взрослым помогают малышу развиваться и учиться играть. Чтобы вскоре играть в эти игры уже самосоятельно.

В этой статье привожу 10 игр, в которые можно поиграть с ребенком с полутора до 2 лет. Статья написана с использованием материалов книги: «50 fantastic things to do with preschoolers ».

Предложения по развитию детского творчества: прекратить контролировать ребенка: взрослые, которые осуществляют контроль, уменьшают спонтанность и уверенность в себе ребенка, которые необходимы. Вдохните настойчивость: вся творческая энергия в мире бесполезна, если продукт не доведен до конца. Выражайте признательность за усилия ребенка. Сформите свои импульсы, чтобы выполнить задачи ребенка. Примите творческую атмосферу: творческие материалы должны быть доступны ребенку: цветные карандаши, книги, шумовые объекты и пластилин.

Решение проблем и устранение неполадок: Поощрите решение творческих задач несколькими способами. Научите его искать альтернативы. Предоставляйте, но не нажимайте: не поддавайтесь соблазну подавить ребенка организационной деятельностью, пытаясь развивать творчество. Позвольте ребенку играть в одиночку.

Найди пару

Для игры подготовьте обувную коробку, в которую сложите парные предметы. Например, пару перчаток, 2 одинаковых мячика, 2 ложки и т.п.

Поставьте коробку перед ребенком и позвольте ему изучить предметы. Доставайте из коробки по одному из парных предметов, называйте их названия, показывайте, как ими пользоваться. Предложите малышу изучить предмет, а затем – найти в коробке парный. Продолжайте играть, переходя от одной пары к другой.

Когда все предметы будут вынуты из коробки, возьмите наволочку от подушки и сложите в нее по одному предмету из каждой пары. Пусть малыш поможет вам в этом. Остальные предметы снова сложите в коробку (ребенок будет рад вам помочь) и закройте коробку крышкой.

Предложите ребенку самому открыть коробку и взять из нее один предмет. Когда ребенок выберет предмет, предложите ему найти пару для этого предмета в наволочке на ощупь, не заглядывая туда. Переходите от одного предмета к другому, обсуждая форму и фактуру объектов, которые нужно найти в наволочке. Хвалите и поощряйте малыша.

Модники

Для игры подготовьте разнообразные шапочки (панама, бейсболка, зимняя шапка, велосипедный шлем и т.п.) и другие аксессуары (солнечные очки, шарфы, заколки, бантики, бусы, клипсы, сумочка и т.п.), которые можно надеть на себя и ребенка.

Сядьте с ребенком перед большим зеркалом и начните наряжаться. Говорите с ребенком о том, что он одевает и как забавно ребенок выглядит. Наденьте некоторые аксессуары на себя. Поощряйте ребенка выбирать аксессуары для себя и для вас.

Для большего веселья возьмите фотоаппарат и попросите ребенка позировать вам в нарядах и аксессуарах.

Кухня

Для игры подготовьте настоящие кухонные принадлежности и сложите их в коробку. Это могут быть венчик, половник, пластиковый нож, вилка, ложка, пластиковая чашка и тарелка, миска, прихватка и т.п.

Поставьте коробку с предметами перед ребенком и дайте ему достаточно времени, чтобы изучить их. Затем присоединитесь к игре, доставая по одному предмету, называя его и показывая, для чего он нужен. Например, понарошку пейте из чашки или поите куклу, размешивайте омлет венчиком и т.п. Можете продолжить игру, готовя понарошку на импровизированной плите.

Оденем и разденем куклу

Подготовьте большую куклу или игрушку и одежду для нее. Это могут быть вещи, из которых малыш давно вырос. Например, шапочка, туфли, носочки, перчатки, платье и т.п.

Пригласите малыша к игре. Берите по одному предмету одежды, называйте его и просите ребенка показать, на какую часть тела этот предмет одежды надевается. Если ребенок ошибается, просто показывайте и называйте верную часть тела. Продолжайте одевать куклу, пока не используете все предметы одежды.

Затем начните раздевать куклу, разговаривая с ребенком о том, что вы делаете. Например: «Давай снимем с куколки кофточку». Когда предмет одежды снят, попросите ребенка отнести и положить его куда-нибудь (на стул, на полку, вон туда или сюда – используйте разные места для каждого предмета одежды). Хвалите ребенка за выполненные поручения.

Когда вся одежда будет снята и разложена по разным местам, спросите ребенка, например: «А где шапочка?» Поощряйте ребенка показывать пальцем на предмет одежды. Когда он покажет, попросите его принести эту одежду и снова наденьте на куклу.

Ферма

Для игры подготовьте фигурки домашних животных и небольшую фигурку персонажа. Положите игрушки перед ребенком и дайте ему время изучить их, рассказывая и называя животных.

Затем начните придумывать историю с участием персонажей и животных. Например: «Вот идет фермер Ваня. Он ищет коровку. Где коровка? Фермер Ваня слышит, что откуда-то идет звук «муууу». Поможешь фермеру найти коровку?» Продолжите историю вводя других персонажей и разворачивая сюжет. Помещайте животных в импровизированные загончики, кормите их, укладывайте спать и т.п. Поощряйте ребенка к произношению звуков, издаваемых животными.

Скопируй меня

Сядьте с ребенком друг напротив друга. Предложите ему копировать ваши действия. Начните делать несложные движения, поощряя ребенка копировать вас. Это могут быть хлопки в ладоши, «шарики-фонарики» кистями рук, раскачивание головой из стороны в сторону, похлопывание по коленям и т.п. Можете ввести активные действия – прыжки, наклоны и т.п.

Можете добавить музыку, чтобы у вас получился танец. Или напевайте сами простую песенку, вставляя слова, характеризующие то, что вы делаете.

Фломастеры

Для игры подготовьте большой ватман, прикрепив его на стену с помощью малярного скотча. А также фломастеры, которые легко смываются с кожи.

Предложите ребенку вместе нарисовать картинку. Позвольте ему самому выбрать цвета фломастеров и рисовать там, где он хочет. Ребенок оставляет полоски, кружочки и точки. Присоединитесь к рисованию, называя то, что вы рисуете. Или можете рисовать, предоставляя ребенку возможность угадывать, что на рисунке.

Во время рисования называйте цвета, которые используете вы и ребенок. Если малыш уже знает и умеет называть цвета самостоятельно – просите его называть их. Можете давать несложные задания типа: «Где синий фломастер? Давай нарисуем им дождик», помогая ребенку найти верный цвет и поставить точки на ватмане.

Не спешите снимать ватман после рисования. Ребенок может вернуться и закончить вашу картинку позже или в другой день.

Строим башню

Сядьте с ребенком на пол и предложите ему построить башню из кубиков. Возьмите один кубик и поставьте. Предложите малышу второй, чтобы он поставил его самостоятельно. Объясните, что башню вы будете строить по очереди. Третий кубик ставите вы со словами «теперь моя очередь». Затем – очередь ребенка.

Продолжайте строить, добавляя кубики по очереди, пока башня не станет достаточно высокой и не упадет. Сделайте падение весельем, сопроводив его забавными комментариями.

Спросите ребенка, хочет ли он построить башню еще раз. Продолжайте игру, пока она не надоест. Потом предложите ребенку по очереди складывать кубики назад в коробку.

Забава с наклейками

Подготовьте мелкие наклейки. Предложите ребенку игру с ними. Объясните, что вы будете давать ему задания приклеить наклейки на какую-либо часть его тела.

Дайте ребенку первую наклейку и попросите приклеить ее на коленку, щеку, руку и т.п. Продолжайте игру, предлагая разные части тела или одежду. Хвалите его и поощряйте. Когда вы наиграетесь, или наклейки закончатся, сделайте фото на память.

Поймай перья

Подготовьте немного перьев, а также небольшие кусочки шифона и другой легкой ткани. Предложите ребенку поиграть в игру, где он должен будет ловить перья и ткань.

Возьмите перо и скажите: «На старт, внимание, лови!». Подбросьте перо так, чтобы ребенок смог его поймать. Продолжайте играть, подбрасывая перья и куски ткани. Поощряйте ребенка и хвалите, когда у него получается поймать перья или ткань.

Можете играть в аналогичную игру с мыльными пузырями.

А как вы играете с ребенком 1,6-2 лет? Поделитесь находками и интересными идеями в комментариях.

Если ребенок знаком с буквами, напишите на бумаге буквы, из которых состоит его имя или какое-то слово. Затем разрежьте бумагу на разные кусочки, чтобы на каждом была одна буква. Пусть ребенок соберет слово. Возможно, ему потребуется ваша помощь.

Можно также попросить найти 10 предметов, начинающихся с определенной буквы, или в которых есть две гласные «Е» и «О» (зерно, метро, корень, колено и т.д.).

В можно составить список из разных предметов и попросить ребенка найти все эти вещи.

«Классы»

Эта дворовая игра известна всем. Но при помощи клейкой ленты её можно адаптировать для дома.

Не слишком широкой лентой «нарисуйте» на полу прямоугольник с 10-ю квадратами внутри.

Принцип игры все тот же: не наступая на линии, передвигать биту из одного «класса» в другой, прыгая на одной ноге. Разновидностей этой игры множество. Правила и дополнительные детали можно придумать вдвоем с ребенком.

Например, когда нужно закрепить знания цифр, можно нарисовать на карточка цифры и по очереди показывать эти карточки ребенку. Пусть он допрыгает на одной ножке до «класса», порядковый номер которого соответствует указанной на карточке цифре.

Таким же образом можно порешать несложные математические задачки на сложение и вычитание. В этом случае решение - это тот «класс», в котором надо оказаться ребенку.

Таинственные звуки

Когда есть много свободного времени, которое не на что употребить, запишите на мобильный телефон или старый магнитофон разные домашние звуки и шумы (работа стиральной машины, журчание воды, кашель папы, скрип двери, стук клавиатуры, голоса всех членов семьи и пр.).

Похожим образом можно будет развлечься всей семьей, прослушивая записанные звуки и угадывая их источники.

Поезд на станцию

В этой игре используется принцип чайнворда: загадываются два слова - первое и второе. Задача играющего - связать эти слова логически, используя лишь существительные в единственном числе, именительном падеже.

Начинать лучше со слов, наиболее близких логически, и одного слова для связки. Если ребенку понравится эта игра, ее легко можно будет усложнить.

Вожжи

Для этой игры нужна бумага и две ручки.

Поставьте на листе некоторое количество (сначала 4-6, но по мере освоения игры задача усложняется) точек и пронумеруйте их не по порядку.

Игрокам надо по очереди «тянуть вожжи», то есть рисовать линии от одной цифры к другой (по порядку), но таким образом, чтобы линии не пересекались и не соприкасались.

Если сделать это не удается, игрок получает штрафной балл. Выигрывает набравший меньше баллов.

Рисовалка

Опять берем бумагу и карандаши или фломастеры. Теперь надо нарисовать какое-то животное. Весь интерес игры в том, что каждый играющий задумывает разных животных и рисует по очереди сверху вниз, загибая край листа так, чтобы скрыть свою часть рисунка.

Играть можно с одним листком бумаги или с двумя, обмениваясь ими.

Антонимы

Простую игру в антонимы (когда нужно назвать слово, противоположное по значению к сказанному другим игроком) для детей после 5 лет можно усложнить, предлагая назвать антоним к слову, к которому противоположного значения не существует как такового. Например, к названию профессии или предмета одежды.

Эта игра хорошо развивает нестандартность мышления.

Угадай сказку

Когда надо спокойно посидеть, займите ребенка сказкой. Но необычной.

Расскажите хорошо знакомую сказку, не используя имен собственных и заменив старые понятия на похожие современные: бал - на дискотеку, карету - на автомобиль, принцессу - на супермодель.

Интересно, когда ребенок поймет, какую сказку вы ему рассказываете. Но когда сказка будет угадана, продолжите свой увлекательный римэйк.

Перейдём болото

Если ребенок перейдет болото и не «завязнет» в трясине, он получит награду (монетки, конфету, новую игрушку).

Болото можно переходить только наступая на зеленые кочки, сделанные из бумаги, картона или старых обоев. Нельзя наступать на красные кочки или на пространство между кочками разного цвета. Возможно, кочки придется укрепить с помощью двусторонней клейкой ленты, чтобы ребенок не упал, поскользнувшись на ней.

Награда может лежать под последней кочкой, под подушкой, за книгами на полке, в коробке…

Если играть в так каждый день, то можно в качестве награды использовать буквы, из которых впоследствии надо будет составить слово.

Игра в речку

Ковер- это вовсе не ковер, а быстрая горная река, наступать в которую опасно для жизни. Но как быть, если надо перебраться на другой берег?

Пускай ребенок использует любые подручные средства - стулья, табуретки, маленькие столики, диван. Можно соорудить настоящий мост, а можно передвигаться, переставляя всего две табуретки.

Только обязательно следите за тем, чтобы ребенок не травмировался, таская мебель и лазая по ней.

Дома

Запрещённая буква Для этой игры требуется не меньше трёх игроков, один из которых назначается ведущим. Игроки договариваются, какая буква будет запрещённой. Задача ведущего - задавать игрокам по очереди каверзные вопросы, провоцируя их на ответ с использованием запретной буквы. Отвечать надо быстро, долго не думая. Хитрые ответы не повторять. (Например, когда игрок говорит, что забыл [...]

Каждая мама помнит, как впервые увидела своего малыша и взяла его на руки. Он был тогда совсем крохой, полностью зависящим от вас. Вы гуляли с ним по несколько раз в день, пели ему песенки, играли в развивающие игры. Но время летит незаметно, и вот уже этот розовощекий карапуз ходит в детский сад, имеет друзей, знает [...]

Лепка способствует развитию мелких мышц кисти руки, учит ребёнка работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными. Поначалу у малыша отсутствует чёткая связь между движениями руки и формой, которая у него получается. Но по мере того как в процессе обучения ребёнок овладевает всё более сложными двигательными навыками, у него появляется желание лепить что-то определённое. [...]

Футболист Малыш, лёжа на спине, сначала учится пинать большой и лёгкий пляжный мяч, лежащий рядом с ним. Когда он этому научится, родитель может кидать мяч сверху вниз, к ножкам ребёнка, чтобы тот отбивал летящий на него мяч. В десяточку! Соберите все имеющиеся дома мячи и шары. Встаньте на расстоянии от ребёнка и держите в [...]

Разные техники Вкусные краски. Самые безопасные краски - пищевые продукты. Они идеально подходят для первых уроков рисования. Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок понял, когда едой можно играть, а когда её надо есть. Или же используйте продукты, которые не даёте ребёнку. В качестве красок можно использовать цветной фруктовый йогурт или детский творожок. Подойдут также и [...]

Игры-потешки для малышей «Бабушка в очках» Бабушка очки надела Изобразить колечко большим и указательным пальцами И внучонка разглядела. Приложить «колечки» к глазам «Кому что делать» Ивану Большаку - дрова рубить. Ваське-Указке - воду носить. Мишке Среднему - печку топить. Гришке Сиротке - кашку варить. Крошке Тимошке - песенки петь, Песенки петь и плясать. [...]

Игры со словами и буквами Если ребенок знаком с буквами, напишите на бумаге буквы, из которых состоит его имя или какое-то слово. Затем разрежьте бумагу на разные кусочки, чтобы на каждом была одна буква. Пусть ребенок соберет слово. Возможно, ему потребуется ваша помощь. Можно также попросить найти 10 предметов, начинающихся с определенной буквы, или [...]

Дорога Сделайте «дорогу» из старых кассет или из картинок, из карандашей, кубиков, кеглей, шнурков и пр. (одна и та же быстро надоедает). И попросите ребенка походить по дорожке. Для начала это просто два прямых ряда кассет (кубиков, карандашей) с расстоянием между рядами примерно 30-40 см. Но с каждым разом делайте дорогу все более длинной и [...]

0-3 месяца Где мама? Когда младенец лежит на спине, подойдите к кроватке и позовите его по имени. Продолжайте называть имя до тех пор, пока малыш не начнет поворачивать на звук голову или глаза. Обойдите кроватку с другой стороны и снова позовите ребенка. Ветерок Нежно подуйте на ладони вашего ребенка. Дуйте и при этом [...]

В сети существует множество сайтов, посвящённых искусству складывания оригами. Это сложное занятие, оно требует много терпения. Но самые лёгкие, классические схемы доступны для понимания детям с 4-5 лет. http://www.alronix.com/models/1/Содержит подробные схемы пяти моделей самолётов. http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/topic/1/Оригами для занятий с детьми - понятные и простые схемы.

Игры для детей дома

Представляем вам несколько игр с детьми дома.

ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОМА: СЕЛЬДИ В БОЧКЕ

Эта игра для детей дома - противоположный вариант пряток. Все игроки закрывают глаза и считают до десяти, а ведущий убегает и прячется. Через некоторое время один из игроков идет на поиски и, если не находит спрятавшегося за одну минуту, выбывает из игры. Если же он нашел ведущего, то прячется вместе с ним.

Игра продолжается до тех пор, пока все не спрячутся вместе с ведущим, словно сельди в бочке. Главное при этом - не засмеяться и не выдать всех.

ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОМА: БИЛЬБОКЕ

Это такая старинная французская игра, что бабушки и дедушки и даже прабабушки и прадедушки могут припомнить, как играли в нее.

Для этой игры с детьми дома надо взять толстую нитку или шнурок длиной приблизительно 45 см. Один из его концов приклеивается липкой лентой к теннисному шарику, а другой - к донышку пластмассового стаканчика. Можно также привязать конец нитки к ручке пластмассовой кружки.

В игре принимают участие несколько человек. От играющего требуется подбросить шарик вверх и поймать его в стаканчик или кружку. За это начисляются очки. Ловить шарик нужно по очереди, до промаха. Промахнувшийся игрок передает бильбоке следующему по очереди игроку. Выигрывает тот, кто первым наберет условленное количество очков.

Из кн.:М.А.Михайлова. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2000.

ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОМА: Кто ведущий?

В игре должно участвовать не меньше шести игроков, один из играющих покидает комнату. В это время остальные садятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий делает простые движения, например, хлопает в ладоши, мотает головой, трясет кулаками в воздухе и т.д. Остальные игроки должны повторять движения ведущего и как можно быстрее выполнять новые движения вслед за ним.

Теперь игрок, который выходил за дверь, возвращается и становится в центр круга. Его задача - обнаружить, кто ведущий. Это совсем непросто, потому что, пока он смотрит на ведущего, тот не станет делать новых движений. Когда ведущий все же найден, он должен выйти из комнаты, а игроки выбирают нового ведущего.

Из кн.:Г.Тубельская. Детские праздники в семье. Москва, ТЦ "Сфера", 1999.

ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОМА: УЗНАЙ МЕНЯ

В этой игре принимает участие много детей. Ведущему завязывают глаза, он становится в центр круга. По сигналу (хлопку) ведущего играющие начинают двигаться по кругу. Повторный хлопок останавливает движение. Теперь ведущий должен указать на кого-то из играющих и попытаться его узнать. Он имеет право дотронуться до игрока и, если не может угадать, попросить его что-либо произнести (изобразить животное - промяукать, пропищать, прогавкать, прокукарекать и т.д.).

Если ведущий не узнает ребенка, он водит вторично.

Во что поиграть с ребёнком дома

Игры играют важнейшую роль в развитии малыша. Они доставляют ребёнку большое удовольствие, учат соблюдать правила, развивают моторику, мышление. Через игру он познаёт мир, поэтому необходимо постараться подобрать такие игры, чтобы они носили ещё и развивающий характер.

Как правило, на улице, на детской площадке в компании сверстников дети сами находят себе игру, распределяют роли и взрослым остаётся лишь присматривать и решать возникающие иногда конфликты. А что делать дома в морозные или ненастные дни, когда ребёнок временно не посещает детский сад? Чем занять ребёнка ? Можно, конечно, включить ему мультики, но будет ли от этого польза?

Во что поиграть с ребёнком дома?

С детьми до 3-х лет можно организовать следующие занятия:

  • рисунки восковыми карандашами или пальчиковыми красками
  • обводить ладошку ребёнка
  • убрать знакомые игрушки в мешочек, ребёнок угадывает на ощупь
  • лепка из теста
  • строить башню из кубиков (один на другой), как можно выше, пока она не рухнет (последний момент, почему-то, особенно радует детей)
  • отгадывать, в какой руке игрушка
  • разучивание названий цветов (на примере цветных карандашей или машинок)
  • игры с рамками-вкладышами
  • положить 5 игрушек (например, киндер-сюрпризов), ребёнок отворачивается, и Вы убираете одну, ему нужно угадать, какой нет

Когда ребёнок в ванной, игры с водой:

  • переливать воду из пластмассового стаканчика в ведёрко
  • сачком (совком, ложкой) ловить игрушки из воды
  • рыбалка (есть такие игрушки: удочка и рыбки с магнитиками)
  • набрать воды ложкой в пластмассовый стаканчик
  • пускать кораблики

После 3-х лет :

  • рисование красками
  • рисование одного и того же предмета разными руками
  • игра в лото или детское домино, шашки, пазлы
  • магнитная азбука
  • игры с набором геометрических фигур
  • раскраски, лепка из пластилина
  • настольные игры
  • игры с кубиком и фишками
  • кегли (детский боулинг)
  • кубики Никитина
  • измерить своими шагами комнату
  • разделить мягких животных на диких и домашних. Можно вспомнить игры нашего детства: «горячо — холодно», «съедобное — несъедобное».

Для развития мелкой моторики (только после 3-х лет!):

  • выкладывание «колодца» из палочек
  • составление рисунка из спичек (палочек)
  • собрать узор из пуговиц
  • смешать бусины (пуговицы) разных цветов и разложить их
  • нанизать бусины на леску
  • застёгивать и расстёгивать пуговицы
  • игры со шнуровкой

Ролевые игры: в школу, в детский сад, доктора, парикмахера, повара, в домик или магазин.

Для физического развития:

  • ходить на четвереньках
  • ходить «гусиным шагом»
  • пройти с книгой (или мягкой игрушкой) на голове
  • занятия на шведской стенке
  • волейбол воздушным шариком

Как видите, список получился весьма внушительным. В завершение хочется пожелать, чтобы занятия и игры с ребёнком дома доставляли вам взаимное удовольствие.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы