После похорон отца Гордей поделил наследство по удобной для себя схеме — себе оставил заведение, приносящее стабильный доход, а брату отдал разницу денежными средствами и ценными векселями. Наследство исправно «работало» на Гордея, капитал его приумножился в разы, что вызывало у него обострённое чувство гордости. А Любим Карпыч быстро прогулял почти все свои деньги, а те, что остались у него обманом выманил фабрикант Коршунов. Чтобы не пропасть с голоду, Любим вынужден был подрабатывать шутом.
В начале повествования читатель знает Гордея Карпыча как сварливого и требовательного хозяина, которого все и всё вокруг раздражают от близких людей до гостей дома. Ему свойственно срываться на приказчика Митю с требованиями «выше головы», он без конца отчитывает своего брата и считает, что тот ведёт себя недостойно и оскорбительно, жену свою Гордей открыто считает глупой невеждой, не заслуживающей уважения.
Съездив на побывку в Москву, герой заболел желанием остаться там навсегда. Теперь он уверен, что его истинное место в высших кругах и только в столице. Всё, что русское ему больше не по душе, окружать себя хочется лишь заграничным и диковинным. Даже друг у Гордея соответственный появился — Африкан Савич. Фабрикант надёжно втёрся в доверие героя, не подозревающего, что именно этот богатенький старичок обманул его брата, и сейчас нацелился разорить и его самого.
Гордей Карпыч уже пообещал свою единственную дочь выдать за Коршунова, но, к счастью, Любим вовремя разоблачил мошенника, и свадьба не состоялась. После произошедшего Гордей открывается читателю с новой, незнакомой стороны человека умеющего осознавать свои ошибки, раскаиваться в содеянном и быть благодарным за оказанную помощь. Он примиряется с выручившим его братом, а дочь отдаёт под венец с тем, кто ей на самом деле люб.
Да такую свадьбу задам, что ты и не видывал: из Москвы музыкантов выпишу, один в четырех каретах поеду.
Какие нежности при нашей бедности!
Ты зачем? Разве здесь твое место? Залетела ворона в высокие хоромы!
Эх, кабы я беден был, я бы человек был. Бедность не порок.
Много ты знаешь! Да что, с тебя взыскать-то нечего! Сам-то ты глуп, да и отец-то твой не больно умен… целый век с засаленным брюхом ходит; дураками непросвещенными живете, дураками и умрете.
Хотя в этой статье мы будем проводить анализ пьесы "Бедность не порок" Александра Островского , сначала рассмотрим историю создания этого выдающегося произведения. Это важно, ведь именно с пьес Островского началась история русского театра. Он создает целостность актерской игры в неординарных ситуациях. В 1869 году пьеса "Бедность не порок" впервые была поставлена в театре Садковского. Возможно, вас также заинтересует краткое содержание этого произведения.
Как известно, пьеса - это очень широкое понятие, и следует уточнить жанр пьесы "Бедность не порок". Это комедия со своей проблематикой и ярко выраженной главной темой. Проблемы, которые автор раскрывает перед читателями - это становление человеческой личности, разрешение конфликтов, нравственность эпохи и падение этих самых нравов. Критики-современники не восприняли пьесу, как серьезное произведение, а счастливый исход посчитали лишь преображением реальности, сокрытием настоящих изъянов человеческой души. К тому же Островский высмеял пороки людей, чем задел близких друзей, которые узнали в его героях себя.
Безусловно, анализ пьесы "Бедность не порок" подразумевает точное определение главной темы. В пьесе Островский поднимает несколько злободневных тем, но несмотря на их глобальный характер и значимость, они все решаемы. Таково видение великого драматурга. В комедии есть любовная линия, рассматривается взаимосвязь богатства и бедности. А кто является основными образами комедии? Коротко обратим внимание на каждого из них:
Среди такого изобилия героев, абсолютно разных, тяжело выделить главного. Им вполне может стать Гордей, ведь он решает все ситуации в его семье. Но и Любима нельзя оставить в стороне. Вступив в спор со строгим братом, он все равно добивается счастливого исхода и победы любви.
Все герои становятся нравственно чистыми, несмотря на те испытания, которые им пришлось пройти. Они умеют разграничивать добро и зло, любовь и ненависть. Кажется, что все ситуации уже заблаговременно закончатся положительно. Особенно, в момент спора, когда Торцов говорит о том, что выдаст дочь замуж за первого встречного. В комнату входит Митя. А может это судьба? Все-таки свадьба влюбленных молодых сердец состоялась.
Вы прочитали статью, в которой был представлен анализ пьесы "Бедность не порок" Александра Островского.
Современная литература. И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов. Корифеи. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. Русский классицизм. В.Г.Распутин «Деньги для Марии». Д.И.Фонвизин. Д.И.Фонвизин – «сатиры смелый властелин», «друг свободы». М.Ю.Лермонтов. Г.Р. Державин. Классика XX века. В.А.Жуковский. В.П.Астафьев «Царь-рыба». Муза мести и печали. «Герой нашего времени». Н.В.Гоголь. А.В.Вампилов «Старший сын». Цель урока: развитие интереса к художественной литературе.
«С.П.Сысой» - "О любви, судьбе и вечности, Тема ВОВ в творчестве С. П. Сысоя. Цветет черемуха. И вновь века промчатся над Вселенной. И запах крови, запах боли Смешался с запахами роз. "Мои молитвы и моя любовь". С. Сысой. Глава I. Семён Прохорович Сысой (1938 – 1998 г.г.). Но из строя не вышел никто, ни один, Ни один не остался в кустах. Глава II. Отчизна помнит поименно. Июнь сорок первого.
«Лицейская жизнь Пушкина» - 14 декабря был на Сенатской площади. Ю. Тыньянов «Пушкин», 1983. Лицейские годы. Близкий друг Пушкина. Судьба на вечную разлуку, Быть может, породила нас! Малиновский Иван Прозвище Казак. И встретил нас Куницын Приветствием меж царственных гостей. Дельвиг гостил в Михайловском в апреле 1825 г. Прозвища Большой Жано, Иван Великий. Прозвище - Кюхля. Министр. Друг Пушкина.
«Урок литературы Грибоедов» - Отношение к свободе суждений. Экспозиция и завязка общественного конфликта. Действие 2 явление 2. Чацкий задел Софью за живое, плохо отозвавшись о Молчалине. Какие роды литературы вы знаете? Какие примеры ужасов крепостничества приводит Чацкий? Почему Чацкий не понимает, что Софья любит Молчалина? Герои, необходимые для связи сценического действия. Служба в армии. Что называется комедией? Репетилов - от слова «повторять». Да и кому в Москве не затыкали рты Обеды, ужины и танцы? Какова тема монолога? Объявление Чацкого сумасшедшим.
«Толстой Юность» - Каков, по-вашему, смысл толстовского призыва: «Верьте себе»? В страстную среду в дом приезжает седой монах, духовник. Небрежность в учебе приносит свои плоды: на первом экзамене Николай проваливается. После исповеди Николай чувствует себя чистым и новым человеком. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Вопрос: Нравственные проблемы повести.
«В.А.Жуковский баллада Светлана» - Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка. А.С.Пушкин. Символический характер пространства и времени. Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил. В.А.Жуковский баллада «Светлана». Василий Андреевич Жуковский. Характерные признаки жанра баллады. Напряжённый драматический, таинственный или фантастический сюжет. Наличие фабульной основы.
Любим Торцов – яркий персонаж произведения Александра Николаевича Островского, сыгравший немаловажную роль в этом произведении и, несомненно, оставивший след в сердцах читателей.
Отец Любима был обычным крестьянином, который основал свое дело, разбогател, а потом умер, оставив наследство двум братьям. Братья поделили наследство. Брату героя Гордею досталось дело отца, а Любиму - деньги. Любим взял деньги и уехал в Москву, вел там богатый образ жизни и потратил большую часть наследства. Оставшиеся деньги он доверил своему другу Коршунову, который на поверку оказался самым обычным мошенником и обманул нашего героя. Уже немолодым Любиму пришлось вернуться в отчий дом. Но брат к этому времени разбогател, стал слишком гордым и посчитал, что Любим относится к «низшему обществу» и поэтому не достоин его благосклонности.
Однако у нашего героя сильный характер. Когда брат прогонял его со двора, Любим Карпыч ходил по другим дворам, изображая шута или скомороха. Он веселил людей, зарабатывая себе на еду, но в душе оставался человеком серьезным. Его паясничество очень сердило брата. Еще бы – так позорить славную фамилию Торцовых! А после ссоры брат выгнал его совсем, так что персонажу пришлось просить ночлега у приказчика Торцова – Мити и просить милостыню у собора с другими нищими.
Наш персонаж очень добрый и незлопамятный человек. Он злится на брата и прощает мошенника Коршунова за его подлость и обман. Любим считает себя ничтожным человеком, думает, что его жизнь проходит недостойно и все надеется «взяться за ум», найти работу, чтобы был хотя бы «свой горшок щей». Герой считает себя человеком с чистой совестью. Ему не стыдно побираться или выставлять себя на посмешище, но он никогда не пойдет на воровство. Для него богатство – не главное. Главное – быть человеком. Именно он озвучивает главную мысль пьесы – «Бедность – не порок».
Герою хочется отблагодарить Митю за добро, а еще ему небезразлична судьба других людей. Он узнает, что его племянницу Любовь Гордеевну собираются выдать замуж за того же обманщика, что присвоил себе все его деньги – Коршунова. Понимая, что, скорее всего, та же участь постигнет его брата, Любим помогает Мите, влюбленного в Любовь Гордеевну, расторгнуть свадьбу.
Таким образом, Любим помогает всем стать счастливыми: Любовь и Митя получили благословение от Гордея Торцова, Гордей сохранил свое состояние, и даже мать Любови была рада расторгнутой свадьбе с московским мошенником. Поступок героя влияет на судьбу многих людей.
Любим Торцов, без всяких сомнений, ярчайший герой пьесы А.Н. Островского «Бедность не порок», который сумел навсегда оставить отпечаток в отечественной литературе.
Любим Торцов - родной брат очень богатого купца Гордея Купцова. Оба брата являлись крестьянами по происхождению, но их отец, владея собственным делом, достиг материального благополучия в нём. Когда он умер, Любим и Гордей разделили оставшееся от отца наследство на равные части.
В результате нечестных действий Африкана Коршунова, с которым общался Любим, он стал нищим. Поэтому герою приходится искать способы заработать деньги. Не смотря на то, что он герой был довольно серьезным, имел высокие идеалы, а в душе и вовсе был одинок, всё же он принял решение развлекать народ в образе шута, чем унижал сам себя в глазах общественности.
Спустя некоторое время, Любим вернулся к брату. Гордей к тому времени под властью денег очень изменился и стал надменным по отношению к брату, считая его низшим звеном в обществе, поэтому с неохотой принял Любима. Любим, желая его проучить, вернулся к уже привычной ему жизни, и снова стал зарабатывать деньги увеселением людей, однажды даже присоединившись к нищим, стоящим около собора.
Этот случай стал последней каплей, после которой Гордей уже не в силах был выносить брата, и выгнал его. Новым местом жительства для Любима стало жилище Мити, приказчика Гордея, который был влюблен в племянницу - Любовь Гордеевну. Ему трудно было мириться с её грядущей свадьбой с Коршуновым.
Выяснив это, Любим взял положение дел под личный контроль и отменил свадьбу, за что ему была благодарна даже мать девушки. Любим, дав огласку произошедшей истории с воровством его старого приятеля, предостерег Гордея, которого этот приятель также мог обмануть. Из чего следует, что именно благодаря герою многие персонажи обрели счастье в своей жизни.
Через образ Любима Торцова Островский поднимает очень актуальную проблему. Далеко не всегда, если человек теряет свой статус, он теряет и нравственные черты. Казалось, что Любим зарабатывая деньги путем развлечения народа в образе шута, растерял прежние черты своего характера, но как выяснилось в его следующих поступках, он всё еще обладал добрыми помыслами.
Любим Торцов является одним из самых ярких героев пьесы Александра Николаевича Островского «Бедность не порок». Данный герой оставляет значительный след в литературе и играет важную роль в произведении.
Любим является родным братом богатого купца по имени Гордей Купцов. Сами мужчины – крестьяне по происхождению, их отец создал собственное дело и достиг успеха, а оставшееся от него наследство братья поделили поровну. Из-за общения с Африканом Коршуновым, который смог грязным путем оставить Любима нищим, герой ищет способы заработка. Он выбирает веселить людей и быть в образе шута, тем самым унижаясь в глазах окружающих. Несмотря на это, мужчина был очень серьезным и глубоким человеком, имел высокие ценности и правильное мировоззрение, а в глубине души он был одиноким.
Прожив некоторое время в образе шута, Любим возвращается к брату. На удивление, Гордей с неохотой принимает брата к себе, потому что под влиянием денег он изменился и стал гордым, считал брата низшим обществом. За это Любим желает отомстить и проучить Гордея. Он возвращается к своей уже привычной жизни и зарабатывает на жизнь развлечением людей. Однажды он даже присоединяется к нищим, стоящим около собора. После этого случая Гордей уже не мог терпеть присутствие брата рядом с собой и даже выгоняет его. Любим находит новую крышу над головой у Мити, приказчика Гордея. Тот в свою очередь влюблен в племянницу по имени Любовь Гордеевна и не может смириться с ее скорой женитьбой с Коршуновым. Узнав об этом, Любим берет ситуацию под свой контроль и отменяет брак, за что получил благодарность даже от матери девушки. Любим рассказывает всем историю о воровстве со стороны старого приятеля, который мог в будущем обдурить и Гордея, и тем самым предостерегает брата. Таким образом, благодаря герою многие персонажи обретают счастье и улучшают свою жизнь.
Через образ Любима Торцова Островский раскрывает очень важную проблему. Некоторые люди, которые низко пали, способны сохранить в себе нравственность, моральные нормы и совесть. Казалось, что Любим, развлекая народ в образе шута, потерял прежние черты своего характера. Но в его последующих поступках все еще присутствовали добрые намерения и истинные ценности.
«Капитанская дочка» - по утверждению Гоголя – решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде».
В романе Федора Михайловича Достоевского “Преступления и наказание” было всего три встречи, три так называемых поединка между Раскольниковым, главным героем романа, и Порфирием Петровичем
Александр Иванович Куприн в своей повести «Поединок» направил все внимание читателя на те проблемы, которые царят в армии во все времена. Он осмелился показать армейскую жизнь со всеми ее пороками и недостатками
Запятая – самый используемый знак препинания. Он может быть как разделительным, так и выделительным, и у него множество функций, которые можно разделить на две группы
Мне повезло родиться и расти в таком замечательном городе, как Новосибирск. Я его очень люблю всем сердцем Новосибирск расположен на юге Западной Сибири
Комедия в трех действиях
Посвящено Прову Михайловичу Садовскому.
Гордей Карпыч Торцов , богатый купец. Пелагея Егоровна , его жена. Любовь Гордеевна , их дочь. Любим Карпыч Торцов , его брат, промотавшийся. Африкан Савич Коршунов , фабрикант. Митя , приказчик Торцова. Яша Гуслин , племянник Торцова. Гриша Разлюляев , молодой купчик, сын богатого отца. Анна Ивановна , молодая вдова.
Маша Лиза
подруги Любови Гордеевны.
Егорушка , мальчик, дальний родственник Торцова. Арина , нянька Любови Гордеевны. Гости , гостьи , прислуга , ряженые и прочие .Действие происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время святок.
Небольшая приказчичья комната; на задней стене дверь, налево в углу кровать, направо шкаф; на левой стене окно, подле окна стол, у стола стул; подле правой стены конторка и деревянная табуретка; подле кровати гитара; на столе и конторке книги и бумаги.
Митя ходит взад и вперед по комнате; Егорушка сидит на табуретке и читает «Бову Королевича».
Егорушка (читает) . «Государь мой батюшка, славный и храбрый король, Кирибит Верзоулович, ныне итти за него смелости не имею, потому что когда я была во младости, то король Гвидон за меня сватался». Митя . Что, Егорушка, наши дома? Егорушка (зажимает пальцем то место, где читает, чтоб не ошибиться) . Никого нет; кататься уехали. Один Гордей Карпыч дома. (Читает.) «На то сказал дщери своей Кирибит Верзоулович»... (Зажимает пальцем.) Только такой сердитый, что беда! Я уж ушел — все ругается. (Читает.) «Тогда прекрасная Милитриса Кирбитьевна, призвав к себе слугу Личарду...» Митя . На кого же он сердит? Егорушка (опять зажимает) . На дяденьку, на Любима Карпыча. На второй-то праздник дяденька Любим Карпыч обедал у нас, за обедом-то захмелел, да и начал разные колена выкидывать, да смешно таково. Я смешлив ведь больно, не вытерпел, так и покатился со смеху, а уж на меня глядя, и все. Дяденька Гордей-то Карпыч принял это себе за обиду да за невежество, осерчал на него, да и прогнал. Дяденька-то Любим Карпыч взял да в отместку ему и созорничал, пошел да с нищими и стал у собора. Дяденька-то Гордей Карпыч говорит: осрамил, говорит, на весь город. Да теперь и сердится на всех без разбору, кто под руку подвернется. (Читает.) «С тем намерением, чтобы подступил под наш град». Митя (взглянув в окно) . Кажется, наши приехали... Так и есть! Пелагея Егоровна, Любовь Гордеевна, да и гости с ними. Егорушка (прячет сказку в карман) . Побежать наверх. (Уходит.)Красоты ее не можно описать!..
Да, с поволокою. А как вчера в собольем салопе, покрывшись платочком, идет от обедни, так что... ах!.. Я так думаю, и не привидано такой красоты! (Задумывается, потом поет.)
Уж и где ж эта родилась красота...
Как же, пойдет тут работа на ум! Все бы я думал об ней!.. Душу-то всю истерзал тосковамши. Ах ты, горе-гореваньице!.. (Закрывает лицо руками и сидит молча.)
Входит Пелагея Егоровна , одетая по-зимнему, и останавливается в дверях.
Гуслин входит.
Те же и Гуслин .
Пелагея Егоровна . Вот и еще молодец! Приходи, Яшенька, ужо к нам наверх с девушками песни попеть, ты ведь мастер, да гитару захвати. Гуслин . Хорошо-с, это нам не в труд, а еще, можно сказать, в удовольствие-с. Пелагея Егоровна . Ну, прощайте. Пойти соснуть полчасика. Гуслин и Митя . Прощайте-с.Пелагея Егоровна уходит; Митя садится к столу, пригорюнившись. Гуслин садится на кровать и берет гитару.
Митя и Яша Гуслин .
Гуслин . Что народу было на катанье!.. И ваши были. Что ж ты не был? Митя . Да что, Яша, обуяла меня тоска-кручина. Гуслин . Что за тоска? Об чем тебе тужить-то? Митя . Как же не тужить-то? Вдруг в голову взойдут такие мысли: что я такое за человек на свете есть? Теперь родительница у меня в старости и бедности находится, ее должен содержать, а чем? Жалованье маленькое, от Гордея Карпыча все обида да брань, да все бедностью попрекает, точно я виноват... а жалованья не прибавляет. Поискать бы другого места, да где его найдешь без знакомства-то. Да, признаться сказать, я к другому-то месту и не пойду. Гуслин . Отчего же не пойдешь? Вот у Разлюляевых жить хорошо — люди богатые и добрые. Митя . Нет, Яша, не рука! Уж буду все терпеть от Гордея Карпыча, бедствовать буду, а не пойду. Такая моя планида! Гуслин . Отчего же так? Митя (встает) . Так, уж есть тому делу причина. Есть, Яша, у меня еще горе, да никто того горя не знает. Никому я про свое горе не сказывал. Гуслин . Скажи мне. Митя (махнув рукой) . Зачем! Гуслин . Да скажи, что за важность! Митя . Говори не говори, ведь не поможешь! Гуслин . А почем знать? Митя (подходит к Гуслину) . Никто мне не поможет. Пропала моя голова! Полюбилась мне больно Любовь Гордеевна. Гуслин . Что ты, Митя?! Да как же это? Митя . Да вот как никак, а уж сделалось. Гуслин . Лучше, Митя, из головы выкинь. Этому делу никогда не бывать, да и не ра̀живаться. Митя . Знамши я все это, не могу своего сердца сообразить. «Любить друга можно, нельзя позабыть!..» (Говорит с сильными жестами.) «Полюбил я красну девицу пуще роду, пуще племени!.. Злые люди не велят, велят бросить, перестать!» Гуслин . Да и то надоть бросить. Вот Анна Ивановна мне и ровня: у ней пусто, у меня ничего, да и то дяденька не велит жениться. А тебе и думать нечего. А то заберешь в голову, потом еще тяжельше будет. Митя (декламирует) .Что на свете прежестоко? —
Гуслин берет гитару и начинает подбирать голос; Разлюляев входит с гармонией.
Те же и Разлюляев .
Разлюляев . Здравствуйте, братцы! (Наигрывает на гармонии и приплясывает.) Гуслин . Эко, дурак! На что это ты гармонию-то купил? Разлюляев . Известно на что — играть. Вот так... (Играет.) Гуслин . Ну уж, важная музыка... нечего сказать! Брось, говорят тебе. Разлюляев . Что ж, не брошу разве!.. Коли захочу, так и брошу... Вот важность! Денег, что ли, у нас нет? (Бьет себя по карману.) Звенят! У нас гулять — так гулять! (Бросает гармонию.)Одна гора высока,
Митя (ударяет Митю по плечу) , а Митя! Что ты сидишь?
Митя . Дело есть. (Продолжает заниматься.) Разлюляев . Митя, а Митя, а я гуляю, брат... право слово, гуляю. Ух, ходи!.. (Поет: «Одна гора высока» и проч.) Митя, а Митя! весь праздник буду гулять, а там за дело... Право слово! Что же, у нас денег, что ли, нет? Вот они... А я не пьян... Нет, так гуляю... весело... Митя . Ну, гуляй на здоровье. Разлюляев . А после праздника женюсь!.. Право слово, женюсь! Возьму богатую. Гуслин (Мите) . Ну, вот слушай-ка, так-то ладно ль будет? Разлюляев . Спой-ка, спой, я послушаю. Гуслин (поет) .Нет то злей, постылее
Во все это время Разлюляев стоит как вкопанный и слушает с чувством; по окончании пения все молчат.
Разлюляев . Хорошо, больно хорошо! Жалко таково... Так за сердце и хватает. (Вздыхает.) Эх, Яша! Сыграй веселую, полно канитель-то эту тянуть — нынче праздник. (Поет.) Подыгрывай, Яша.Гуслин подыгрывает.
Митя . Полно вам дурачиться-то. Давайте-ка лучше сядемте в кучку да полегоньку песенку споем. Разлюляев . Ладно! (Садятся.) Гуслин (запевает; Митя и Разлюляев подтягивают) .Размолодчики вы молоденькие,
Входит Гордей Карпыч ; все встают и перестают петь.
Те же и Гордей Карпыч .
Гордей Карпыч . Что распелись! Горланят, точно мужичье! (Мите.) И ты туда ж! Кажется, не в таком доме живешь, не у мужиков. Что за полпивная! Чтоб у меня этого не было вперед. (Подходит к столу и рассматривает бумаги.) Что бумаги-то разбросал!.. Митя . Это я счета проверял-с. Гордей Карпыч (берет книгу Кольцова и тетрадь со стихами) . А это еще что за глупости? Митя . Это я от скуки, по праздникам-с, стихотворения господина Кольцова переписываю. Гордей Карпыч . Какие нежности при нашей бедности! Митя . Собственно для образования своего занимаюсь, чтобы иметь понятие. Гордей Карпыч . Образование! Знаешь ли ты, что такое образование?.. А еще туда же разговаривает! Ты бы вот сертучишко новенький сшил! Ведь к нам наверх ходишь, гости бывают... срам! Куда деньги-то деваешь? Митя . Маменьке посылаю, потому она в старости, ей негде взять. Гордей Карпыч . Матери посылаешь! Ты себя-то бы образил прежде; матери-то не бог знает что нужно, не в роскоши воспитана, чай, сама хлевы затворяла. Митя . Уж пущай же лучше я буду терпеть, да маменька по крайности ни в чем не нуждается. Гордей Карпыч . Да ведь безобразно! Уж коли не умеешь над собою приличия наблюдать, так и сиди в своей конуре; коли гол кругом, так нечего о себе мечтать! Стихи пишет, образовать себя хочет, а сам как фабричный ходит! Разве в этом образование-то состоит, что дурацкие песни петь? То-то глупо-то! (Сквозь зубы и косясь на Митю.) Дурак! (Помолчав.) Ты и не смей показываться в этом сертучишке наверх. Слышишь, я тебе говорю! (К Разлюляеву.) А ты тоже! Отец-то, чай, деньги лопатой загребает, а тебя в этаком зипунишке водит. Разлюляев . Что ж такое! Он новый!.. сукно-то французское, из Москвы выписывали, по знакомству... двадцать рублев аршин. Что ж, нешто мне этакую штуку надеть, как у Франца Федорыча, у аптекаря... кургузую; так его вон и дразнят все: страм пальто! Так что ж хорошего людей смешить! Гордей Карпыч . Много ты знаешь! Да что, с тебя взыскать-то нечего! Сам-то ты глуп, да и отец-то твой не больно умен... целый век с засаленным брюхом ходит; дураками непросвещенными живете, дураками и умрете. Разлюляев . Уж ладно. Гордей Карпыч (строго) . Что? Разлюляев . Ладно, мол. Гордей Карпыч . Неуч, и сказать-то путно не умеешь! Говорить-то с вами — только слова тратить; все равно, что стене горох, так и вам, дуракам. (Уходит.)Те же , без Торцова.
Разлюляев . Поди-ко-сь, какой грозный! Ишь ты, развоевался! Так вот тебя и испугались... Как же, держи карман-то! Митя (Гуслину) . Вот она жизнь-то моя какова! Вот каково мне сладко жить-то на свете! Разлюляев . Да от этакова житья — запьешь, право, запьешь! А ты брось, не думай. (Запевает.)Одна гора высока,
А другая низка;
Одна мила далека,
А другая близко.
Входят: Любовь Гордеевна
Те же , Любовь Гордеевна , Анна Ивановна , Маша и Лиза .
Анна Ивановна . Мир честно̀й компании! Разлюляев . Милости прошу к нашему шалашу. Митя . Наше почтение-с! Милости просим!.. Какими судьбами?.. Анна Ивановна . А никакими, просто — взяли да и пришли. Гордей Карпыч уехал, а Пелагея Егоровна отдохнуть легла, так теперь наша воля... Гуляй — не хочу!.. Митя . Просим покорно садиться.Садятся; Митя садится против Любови Гордеевны; Разлюляев ходит.
Анна Ивановна . Надоело молча-то сидеть, орехи щелкать; пойдемте, говорю, девушки, к парням, а девушкам и любо. Любовь Гордеевна . Что ты выдумываешь-то? Мы не воображали сюда итти, это ты выдумала. Анна Ивановна . Как же не так! Да ты первая... Известное дело, кому что нужно, тот об том и думает: парни об девках, а девки об парнях. Разлюляев . Ха, ха, ха!.. Это вы, Анна Ивановна, в точности говорите. Любовь Гордеевна . Вот уж никогда! Маша (Лизе) . Ах, стыд какой! Лиза . Это, Анна Ивановна, вы говорите совсем напротив. Анна Ивановна . Ах вы, скромность! Уж сказала бы словечко, да нехорошо при парнях-то... Сама была в девках, все знаю. Любовь Гордеевна . Девушка девушке рознь. Маша . Ах, стыд какой! Лиза . Что вы говорите, это даже для нас оченно странно и, можно сказать, конфузно. Разлюляев . Ха, ха, ха!.. Анна Ивановна . А об чем сейчас наверху разговор был? Хотите, скажу!.. Ну, говорить, что ли? Что, присмирели! Разлюляев . Ха, ха, ха!.. Анна Ивановна . Ты что рот-то разинул! Не об тебе, небось. Разлюляев . Хоша и не обо мне, однако, может быть, есть, кто и об нас думает. Мы знаем что знаем! (Приплясывает.) Анна Ивановна (подходит к Гуслину) . Что же ты, бандурист, когда на мне женишься? Гуслин (играя на гитаре) . А вот когда от Гордея Карпыча разрешенье выдет. Куда нам торопиться-то, над нами не каплет. (Кивает ей головой.) Поди-ка сюда, Анна Ивановна, мне нужно сказать тебе одно дело.Она подходит к нему и садится подле него; он ей шепчет на ухо, показывая на Любовь Гордеевну и Митю.
Анна Ивановна . Что ты говоришь?.. Неужто! Гуслин . Уж это верно так. Анна Ивановна . Ну, так хорошо, молчи! (Говорят шопотом.) Любовь Гордеевна . Ты, Митя, придешь ко мне ужо вечером? Митя . Приду-с. Разлюляев . И я приду. Я больно плясать горазд. (Становится фертом.) Девушки, полюбите меня кто-нибудь. Маша . Как вам не стыдно! Что это вы такое говорите! Разлюляев . Что ж такое за важность! Я говорю: полюбите меня... да... за мою простоту. Лиза . Этого не говорят девушкам. А должны были сами дожидаться, чтобы вас полюбили. Разлюляев . Да, дождешься от вас, как же! (Пляшет.)Как гусара не любить!
Уж и как это видно,
Летал медведь по поднебесью...
Ах, бей в доску,
Поминай Москву!
Москве хочется жениться —
Коломну взять.
А Тула-то хохочет,
Да в приданое не хочет!
А гречиха по четыре,
Крупа по сороку,
Вот просо у нас гривна,
А ячмень три алтына.
(Обращаясь к девушкам.)
Вздешевел бы и овес —
Больно дорого провоз!
Видите, погода какова!
Маша . Это к нам не относится. Лиза . Мы мукой не торгуем. Анна Ивановна . Да ты что пристал! Ты вот отгадай загадку. Что такое: кругла — да не девка; с хвостом — да не мышь? Разлюляев . Эта штука мудреная. Анна Ивановна . То-то мудреная!.. Вот ты и думай! Ну, девушки, пойдемте.Девушки встают и собираются итти.
Парни, пойдемте.
Гуслин и Разлюляев собираются.
Митя . А я после приду. Я тут уберу кой-что. Анна Ивановна (пока собираются) .Вечор девки,
Вечор красны,
Вечор девки пиво варивали.
Зашел к девкам,
Зашел к красным,
Зашел к девкам да незванный гость.
Анна Ивановна за дверью пропускает всех, исключая Любови Гордеевны, затворяет и не пускает ее.
Митя и Любовь Гордеевна .
Любовь Гордеевна (у двери) . Перестаньте, не дурачьтесь.За дверью девичий смех.
Не пускают!.. Ах, какие! (Отходит от дверей.) Баловницы, право!..
Митя (подавая стул) . Присядьте, Любовь Гордеевна, побеседуйте минуточку. Я очень рад, видемши вас у себя. Любовь Гордеевна (садится) . Чему тут радоваться, я не понимаю. Митя . Да как же-с!.. Мне очень приятно-с видеть с вашей стороны такое внимание, сверх моих для вас заслуг. Вот уж другой раз я имею счастие-с... Любовь Гордеевна . Ну, что ж! Пришла, посидела и ушла, в этом важности не состоит. Я, пожалуй, и сейчас уйду. Митя . Ах, нет, не уходите-с!.. Для чего же-с! (Вынимает из кармана бумагу.) Позвольте мне презентовать вам мой труд... как умею, от души. Любовь Гордеевна . Это что такое? Митя . Собственно для вас сочинил стихи. Любовь Гордеевна (стараясь скрыть радость) . Еще, может быть, глупость какая-нибудь... не стоит читать. Митя . Этого я не могу судить, потому как сам я это писал и притом не учимшись. Любовь Гордеевна . Прочитай! Митя . Сейчас-с. (Садится подле стола и берет бумагу; Любовь Гордеевна подвигается к нему очень близко.)Не цветочек в поле вянет, не былинка —
Вянет, сохнет добрый молодец-детинка.
Полюбил он красну девицу на горе,
На несчастьице себе да на большое.
Понапрасну свое сердце парень губит,
Что неровнюшку девицу парень любит:
Во темну ночь красну солнцу не всходити,
Что за парнем красной девице не быти.
Любовь Гордеевна идет к дверям; из дверей выходит Любим Карпыч .
Те же и Любим Карпыч .
Любовь Гордеевна . Ах! Любим Карпыч (указывая на Любовь Гордеевну) . Стой! Что за человек? По какому виду? За каким делом? Взять ее под сумнение. Любовь Гордеевна . Это вы, дяденька! Любим Карпыч . Я, племянница! Что, испугалась! Ступай, не бось! Я не доказчик, кладу все в ящик, разберу после, на досуге. Любовь Гордеевна . Прощайте! (Уходит.)Митя и Любим Карпыч .
Любим Карпыч . Митя, прими к себе купеческого брата Любима Карпова сына Торцова. Митя . Милости просим. Любим Карпыч (садится) . Брат выгнал! А на улице, в этом бурнусе, немного натанцуешь! Морозы... время крещенское — бррр!.. И руки-то озябли, и ноги-то ознобил — бррр! Митя . Погрейтесь, Любим Карпыч. Любим Карпыч . Ты меня не прогонишь, Митя? А то ведь замерзну на дворе-то... как собака замерзну. Митя . Как можно, что вы говорите!.. Любим Карпыч . Ведь вот брат выгнал же. Ну, пока деньжонки были, шлялся кой-где по теплым местам; а денег нет — нигде не пускают. А и денег-то было два франка да несколько сантимов! Не велик капитал! Каменный дом не выстроишь!.. Деревни не купишь!.. Как же надо поступить с этим капиталом? Куда его деть? Не в ломбард его несть! Вот я этот капитал взял да пропил, промотал. Туда ему и дорога! Митя . Зачем же вы пьете, Любим Карпыч? Через это вы сами себе враг! Любим Карпыч . Зачем я пью?.. От глупости! Да, от своей глупости. А ты думал, от чего? Митя . Так вы лучше перестаньте. Любим Карпыч . Нельзя перестать: на такую линию попал. Митя . Какая же это линия? Любим Карпыч . А вот слушай ты, живая душа, какая это линия! Только ты слушай да на ус мотай. Остался я после отца, видишь ты, мал-малехонек, с коломенскую версту, лет двадцати несмышленочек. В голове-то, как в пустом чердаке, ветер так и ходит! Разделились мы с братом: себе он взял заведение, а мне дал деньгами, да билетами, да векселями. Ну, уж как он там разделил — не наше дело, бог ему судья. Вот я и поехал в Москву по билетам деньги получать. Нельзя не ехать! Надо людей посмотреть, себя показать, высокого тону набраться. Опять же я такой прекрасный молодой человек, а еще свету не видывал, в частном доме не ночевывал. Надобно до всего дойти! Первое дело, оделся франтом, знай, дескать, наших! То есть такого-то дурака разыгрываю, что на редкость! Сейчас, разумеется, по трактирам... Шпилен зи полька, дайте еще бутылочку похолоднее. Приятелей, друзей завелось, хоть пруд пруди! По театрам ездил... Митя . А ведь это, должно быть, Любим Карпыч, очень хорошо в театре представляют. Любим Карпыч . Я все трагедию ходил смотреть: очень любил, только не видал ничего путем и не помню ничего, потому что больше все пьяный. (Встает.) «Пей под ножом Прокопа Ляпунова!» (Садится.) Таким-то побытом деньжонки все я ухнул; что осталось, поверил приятелю Африкану Коршунову на божбу да на честное слово; с ним же я пил да гулял, он же всему беспутству заводчик, главный заторщик из бражного, он же меня и надул, вывел на свежую воду. И сел я, как рак на мели: выпить не на что, а выпить-то хочется. Как тут быть? Куда бежать, тоску девать? Продал платье, все свои модные штуки, взял бумажками, разменял на серебро, серебро на медные, а там только пшик, да и все тут! Митя . Как же вы жили, Любим Карпыч? Любим Карпыч . Как жил? Не дай бог лихому татарину. Жил в просторной квартире, между небом и землей, ни с боков, ни сверху нет ничего. Людей стыдно, от свету хоронишься, а выйти на божий свет надобно: есть нечего. Идешь по улице, все на тебя смотрят... Все видели, какие я штуки выделывал, на лихачах с градом закатывал, а теперь иду оборванный да обдерганный, небритый... Покачают головами, да и прочь пойдут. Страмота, страмота, страмота! (Сидит повеся голову.) Есть ремесло хорошее, коммерция выгодная — воровать. Да не гожусь я на это дело — совесть есть, опять же и страшно: никто этой промышленности не одобряет. Митя . Последнее дело! Любим Карпыч . Говорят, в других землях за это по талеру плотят, а у нас добрые люди по шеям колотят. Нет, брат, воровать скверно! Это штука стара, ее бросить пора... Да ведь голод-то не тетка, что-нибудь надобно делать! Стал по городу скоморохом ходить, по копеечке собирать, шута из себя разыгрывать, прибаутки рассказывать, артикулы разные выкидывать. Бывало, дрожишь с утра раннего в городе, где-нибудь за углом от людей хоронишься да дожидаешься купцов. Как приедет, особенно кто побогаче, выскочишь, сделаешь колено, ну и даст, кто пятачок, кто гривну. Что наберешь, тем и дышишь день-то, тем и существуешь. Митя . Вы бы лучше, Любим Карпыч, к брату ехали, чем так жить-то. Любим Карпыч . Нельзя, втянулся. Эх, Митя, попадешь на эту зарубку — не скоро соскочишь. Да ты не перебивай, твоя речь впереди. Ну, вот слушай! Простудился я в городе — зима-то стояла холодная, а я вот в этом пальтишке щеголял, в кулаки подувал, с ноги на ногу перепрыгивал. Свезли меня добрые люди в больницу. Как стал я выздоравливать да в рассудок приходить, хмелю-то нет в голове — страх на меня напал, ужасть на меня нашла!.. Как я жил? Что я за дела делал? Стал я тосковать, да так тосковать, что, кажется, умереть лучше. Так уж решился, как совсем выздоровею, так сходить богу помолиться да итти к брату, пусть возьмет хоть в дворники. Так и сделал. Бух ему в ноги!.. Будь, говорю, вместо отца! Жил так и так, теперь хочу за ум взяться. А ты знаешь, как брат меня принял! Ему, видишь, стыдно, что у него брат такой. А ты поддержи меня, говорю ему, оправь, обласкай, я человек буду. Так нет, говорит, куда я тебя дену. Ко мне гости хорошие ездят, купцы богатые, дворяне; ты, говорит, с меня голову снимешь. По моим чувствам и понятиям мне бы совсем, говорит, не в этом роду родиться. Я, видишь, говорит, как живу: кто может заметить, что у нас тятенька мужик был? С меня, говорит, и этого стыда довольно, а то еще тебя на шею навязать. Сразил он меня, как громом! С этих-то слов я опять стал зашибаться немного. Ну, да, я думаю, бог с ним, у него вот эта кость очень толста. (Показывает на лоб.) Ему, дураку, наука нужна. Нам, дуракам, не впрок богатство, оно нас портит. С деньгами нужно обращаться умеючи... (Дремлет.) Митя, я полежу у тебя, мне соснуть хочется. Митя . Прилягте, Любим Карпыч. Любим Карпыч (встает) . Митя, ты мне денег не давай... то есть много не давай, а немножко дай. Я вот сосну, да схожу погреться немного, понимаешь!.. Только я немного... ни-ни!.. Будет дурачиться. Митя (вынимает деньги) . Вот, извольте, сколько вам нужно. Любим Карпыч (берет) . Гривенник надо. Тут все серебро, мне серебра не надо. Ты дай мне еще семитку, вот и будет в настоящий такт. (Митя дает.) Вот и довольно. Добрая ты душа, Митя! (Ложится.) Брат не умеет ценить тебя. Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство — зло! Дай умному человеку деньги, он дело сделает. Я походил по Москве-то, я все видел, все... Большую науку произошел! А дураку лучше денег не давай, а то он заломается... фу, фу, фу, трр!.. вот как брат, да как я, скотина...