Про деток, от рождения до школы

Сванетия - крошечная и чрезвычайно красивая страна, сейчас это регион Грузии. Здесь с ревом бегут бешеные потоки горных рек. Тут вершины гор украшают белоснежные шапки, а путь к ним проходит через холодные никогда не тающие ледники. В этих краях узкие, не очень населенные гордыми свободолюбивыми сванами и по сей день, долины рек... Сванетия делится на Верхнюю Сванетию (Земо-Сванети), граничащую на севере по Большому Кавказскому хребту с Кабардино-Балкарией и отдаленную на юге от Нижней Сванетии (Квемо-Сванети) Сванетским хребтом. Местиа - административный центр Верхней Сванетии, это поселок городского типа, в котором проживает сейчас около 2700 человек. Центр Нижней Сванетии - поселок Лентехи, в котором проживает около 1800 человек.

Держу в руках открытки из набора, любуюсь видами древней Сванетии. Да и не такая уж она древняя на этих открытках, всего чуть более ста лет назад сделаны эти фотографии. При моем, увы, пока только беглом посещении этих мест, дважды - в 2012-м году, я, к своей радости, видела, что сохранилось в этих краях много старых домов, а сванетские башни - также возвышаются над Местией как и много веков назад. Не утратились и некоторые традиции, обычаи сванов. До сих пор не трудно отличить свана в толпе среди других грузинов и не только по характерной сванской шапочке.

А этим фотографиям больше ста лет. Уже тогда, в начале XX века, привлекали эти горные края путешественников, о свободолюбивом гордом народе этих мест - сванах, ходили легенды. Их обычаи, традиции, способность жить в таких суровых краях восхищали, удивляли, прямота взглядов и детская бесхитростность вызывала и добрые усмешки, рождало анекдоты и,в то же время, опять же не могли не восхищать. Их суровость, горячий нрав и принципиальность отпугивали. Истории о некоторых исторических персонажах, передаваясь из уст в уста, обрастали разными подробностями - где порой вымысел становился по размерам больше правды.

Но, тем не менее, рассказывают много историй и по сей день старожилы этих мест.

Например, о Константине Дадешкелиани, правившем княжеской Сванетией. Черезчур суров он был. Правил жестко. Недолюбливали его подданые. И роптать начали. Особенно их возмущало как Константин Дадешкелиани не пропуская ни одной свадьбы пользуется правом первой ночи. Как-то вызывал его в Кутаиси генерал-губернатор Гагарин, разобраться с ним. Да только вышло из этого следующее...

Сидит наместник царя русского за большим письменным столом. Входит к нему князь Дадешкелиани со своими восемью джигитами. Не удосужился поняться генерал-губернатор, не поприветсвовал даже князя, а стал сразу отчитывать князя за недостойное поведение. Молча слушал его Константин Дадешкелиани - высоко подняв голову, стоя гордо и красиво. Он вообще красив был - высокий, сильный. О его силе легенды ходили - говорят, он мог держать на одной руке трехгодовалого бычка, стоя на своем балконе. А в это время с бычка шкуру снимали.

Ну вот стоит этот гордый сван княжеского рода и молча слушает-слушает выговор наместника русского царя. Не перебивает. Долго слушает. А потом также, молча, без комментариев, выхватывает саблю и одним ударом рассекает Гагарина пополам. Охрана генерал-губернатора бросилась на сванов. Те же с легкостью отбились, вскочили на коней и ускакали в кавказские горы.

В 253 году до нашей эры грузинский царь Саурмаг выселял на эти земли своих самых непокорных подданых. Царь называл эти земли "Страной тишины и спокойствия". Может отсюда излишняя любовь к свободе, стойкое нежелание чтобы на них "давили" у сванов в крови, с тех далеких времен, потомки они и тех самых непокорных подданых?

Свою независимость горцы защищали долго. Лишь в XV в. князья Дадешкелиани захватили несколько западных обществ Верхней Сванетии - Чубухеви, Пари, Ло-Хамули, Цхумари и Бечо. Но в южных отрогах Главного Кавказского Хребта, где возвышается двурогая красавица - гора Ушба, в верховьях Ингури, Сванетии навсегда удалось остаться вольной, не знавшей власти князей-феодалов. У Нижней Сванетии была другая участь. Она стала частью Мегрельского княжества, когда князья Дадиани подчинили себе эту территорию. Однако перевалить за перевал Загар они не смогли. И Верхняя Сванетия с тех времен так и называлась Вольная Сванетия. Столицей ее издавна была Местиа.

А отстаивать свою свободу было нелегко. В течение многих веков сваны вели постоянные, изнурительные войны с воинственными пришельцами, приходящими часто и из соседней княжеской Сванетии. Казалось, сама природа стояла на страже свободы сванов. Путь к ним у врагов лежал через неприступные скалы, через перевалы или по узкому ущелью реки Ингури. Попробуй попади и завоюй тех, кто тебя не ждет и не хочет отдавать своей свободы!

Есть поговорка в Верхней Сванетии: "Плохая дорога это та, с которой путник обязательно свалится, и тела его найти нельзя. Хорошая дорога - та, с которой путник падает, но труп его можно найти и похоронить. А прекрасная дорога - та, с которой путник может и не упасть ". Так вот, не было в Верхнюю Сванетию прекрасных дорог. Только плохая дорога ждала завоевателей.

До 1937 года. В 1937г. сюда была проложена автомобильная магистраль. Тогда-то сваны впервые увидели колесо. Сани (даже летом, катясь по грязи) и быки используются для перемещения предметов и по сей день в Сванетии, но уже и телеги здесь есть в каждой деревни. Да и машины, джипы покоряют горы. А когда-то, появление машин в Сванетии было большим событием. Старожилы рассказывают, что старик-сван, увидев в своей жизни первый автомобиль, пошел в сарай и вынес большую охапку сена. Очень он обиделся, когда машина переехала сено и укатила дальше.

Еще недавно в Сванетии сохранялись в полной неприкосновенности родовые отношения. В один род входило около тридцати домов, называемые не домами, а "дымами". "Дым" - это и дом, очаг, кладовая, хозяйство. В роду было обычно 200-300 родичей. Поселение бывшего рода так и называли - селение.

А русское владычество проникало на эти земли неспешно. Циох Дадешкелиани в 1833 г. стал искать покровительства у царского самодержавия, чтобы защититься от своего брата Татархана. А Татархан предпринимает тот же "ход конем". Вот тогда и сохранились за князьями Дадешкелиани территории Чубухеви, Лохамули, Пари, Эцери, Бечо и Цхумари. Царское правительство имеет тоже свой стратегический интерес поддерживать князей Дадешкелиани, так как находятся эти земли с другими непокоренными народами кавказских гор. Верхней Сванетией начинает управлять пристав по назначению от русских властей. В Тифлисе князей Дадешкелиани принимает граф Воронцов, их награждают офицерскими чинами, разными должностями.

Но сваны - народ неподкупный. В 1849 г. пристав князь Микаладзе едва остался жив, унеся ноги из Вольной Сванетии, убегаю в Мингрелию. Нет, сваны не могут быть "верноподданными", не их это вольное дело!

Царские наместники долго мучались вопросом как подчинить Верхнуюю Сванетию. Что если пойти не только с огнем и мечом, но и с крестом? Почти все население Верхней Сванетии было христианским, но, так сказать, с языческими примесями. Можно же направить силы на поднятие христианства...А тут еще и "освобождение" крестьян 1861 г. пошло в ход. Как раз незадолго до этой реформы, Константин Дадешкелиани и убывает кутаисского наместника князя Гагарина. В конце концов князя Константина поймали и казнили. Высланы из Сванетии были его братья и дети. В том же году княжеских почестей лишился и другой князь - Отар Дадешкелиани. Поводом было принятие им мусульманства. Царские чиновники расправились и с этим князем, лишили его земель. Таким образом, Чубухеви, Бечо и Пари перешли в пользование русской казны. А идеи "освобождения" крестьян нашли сначала поддержку у местного населения, но ненадолго. Сваны быстро просекли что к чему, и еще большего закабаления своего им вовсе не хотелось. И хотя земельная реформа относилась только к княжеским землям Верхней Сванетии, вся страна взбунтовалась против царского самодержавия.

1905-1924гг. - годы великих потрясений на сванской земле. Страна выходит из-под власти русского царя. В 1918г. крестьяне поджигают замки князей Дадешкелиани. В 1921г. в Сванетии произошло восстание против коммунистического режима под руководством Бориса Пирвели. Вначале посланные на подавление восстания грузинские военные части перешли на сторону восставших, но потом под натиском вооруженной авиации и артиллерии восстание было жестоко разгромлено. Что примечательно - еще пару-тройку лет после этого коммунисты не решались соваться в Верхнюю Сванетию без вооруженной охраны. Тем не менее в 1924г. революционно настроенные сваны расстреливают последних князей Дадешкелиани, разрушают их замок в Мазери и по всей Верхней Сванетии устанавливается Советская власть.

Истории о Сванетии можно рассказывать бессконечно... Сейчас начну повествование об открытках, которые не буду хранить дома, а отправлю хорошим людям, кому интересна история Грузии. Пока же открытки в моих руках - и я пишу о том, что вижу на них.

Почти на каждой из открыток можно увидеть родовые сванские башни. Они высотой 10-20 метров. Считается что их строили в XII-XIII вв., во время "золотого столетия" Сванетии (как и всей Грузии), при царствовании царицы Тамары. Они служили убежищем не только от внешних врагов, но и во времена кровной мести были надежным укрытием. А кровная месть, надо заметить, изнуряла Сванетию еще больше чем битвы с внешними врагами - ведь для разгорания вражды между "дымами" на несколько десятков лет достаточно иногда было и одного недоброго слова. Говорят, что иногда семьи отсиживались в них годами, питаясь прокопченными впрок мясными тушами, имея большие запасы воды и, конечно же, боеприпасы. Башни имели выход непосредственно в дом, а дом свана и сам был как крепость.

Вид на общину Местиа.

Для мужчин того времени в Сванетии характерно ношение черкески из толстого домашнего сукна или накинутой шкуры тура. Но голове сваны носили остроконечные шапки белого или черного цветов с опущенными вниз полями, летом - круглые папанаки, едва прикрывавшие макушку или башлык - когда уходили в горы. Представители высшего сословия как Дадешкелиановской, так и Дадиановской Сванетии, нередко были обладателями пышных причесок. А вообще для сванов характерны чаще волосы, состриженные в кружок, сбритые или не очень большие бороды, усы.

На таких склонах и строятся дома, и земля разбивается под пастбища.

У сванов характерны большие балконы в домах, на удивление с широкими длинными досками в полу - такие дома типичны и сейчас. Только почти в каждом доме на балконе или крыше теперь примостилась спутниковая тарелка.

Я сама лично гостила в подобном доме, в Местии, у очень хорошей семьи.

Возделанные поля. Быки пашут землю и поныне в некоторых деревнях Сванетии. Издавна сваны умудрялись использовать под засевы кукурузой, картофеля, других овощей любой мало-мальский доступный для засева участок склона. И все эти "лоскутки" возделанной земли находятся на высоте 1700-2400 метров над уровнем моря!

Башни, башни... Все же основное их предназначение было спасение от кровной мести. Мужчины могли в них спрятаться не только сами, но и со всей своей семьей. А насчет захватчиков... Так ведь ни одному врагу не удавалось ступить на сободолюбивую землю Вольной Сванетии! Не раз башни спасали и от лавин, спускающихся с гор - потому как возводили их "с умом", чтобы они своим острым углом разрезали несущиеся в долину толщи льда и снега.

На этой фотографии видим быков, везущих сани. Летом!.. И действительно такой способ перевозки различной утвари до сих пор можно встретить в сванетской глубинке. Практично. По грязи, глине сани отлично скользят. А повозка на колесах будет только застревать и наматывать на обода грязь.

Ушгули - самое высокогорное (2200 м над уровнем моря) постоянное поселение в Европе после дагестанского села Куруш (2560 метров над уровнем моря). На фотографии - общий вид на Ушгули.

Вид со склонов горы Тетнульди.

Эти древние церкви - Святого Георгия в селе Накипари (община Ипари) и святого Квирике и Илвите (община Цирми) славятся своими фресками, выполненными царским живописцем Тэвдоре на рубеже XI - XII столетий. Рисунки этого талантливого представителя грузинской школы иконописцев отличает яркость образов, жизненность, динамизм. От них на душе светло и радостно.

Еще не раз в своем блоге я напишу о сванах, подробнее об их нравах, традициях, о том, что я сама видела, будучи гостем в их семьях. Надеюсь, что вернувшись в Грузию, я обязательно, и еще не раз побываю, в этом регионе.

Что-то я совсем переехала на фэйсбук.

Если меня еще кто-то там не нашел, ищем по имени Ksenia Svaneti Parjiani

Но не в этом дело.

Сейчас я активно зазываю людей к нам в Сванетию кататься на лыжах. Много где публикую информацию, иногда даже через чур. Чувствую себя спамером. Ну да ладно. Дело опять же не в этом.

На одном из форумов люди стали обсуждать чем же может быть привлекательна лыжная Сванетия.
Сравнивать ее с Альпами просто смешно, ну хотя бы с Гудаури. Но даже с Гудаури как-то не сравнивается.
Люди высказывали свои позиции почему они бы поехали кататься в Сванетию.
И тут конечно у многих на первое место выходило то, что Сванетия это уникальный край в котором живет народ с древнейшей культурой, где до сих пор не забыты традиции и сохраняется уклад жизни, принятый много веков назад. Мудрые, гордые, справедливые горцы. Так оно и бывает, здесь действительно много таких людей у которых можно учится мудрости, выдержке, вере и многим другим вещам, о которых иногда в современном мире просто забываешь.
Но надо понимать, что здесь не все такие. И если едешь как турист, живешь в гостинице или гостевом доме (самая распространенная сейчас форма в размещения в Сванетии) можешь столкнутся совсем с разным отношением. И, конечны, люди живущие здесь не идеальны.

Может быть мне не стоило выносить это за пределы того форума, но мой блог призван рассказывать о жизни в Сванетии. И если рассказывать только истории и легенды о горных сванах информацию это никак нельзя назвать полной.
Расскажу об обычных ситуациях возникающих здесь и расскажу как сделать, чтобы именно в вашем путешествии было их меньше.

Менталитет

сваны сильно отличаются от остальных народов Кавказа, как в прочем все народы Кавказа имеют значительные внешние и характерные отличия.
Сами грузины за глаза называют сванов "разбойниками" и рассказывают истории о том как с давних лет и до недавнего времени в те земли опасно было заезжать - ограбления (в первую очередь туристов) бывали на регулярной основе. В последние годы Саакашвили правда навел там железный порядок, и полиция действительно защищает туристов, бандитизм выведен почти что полностью. Тем ни менее, когда переезжаешь из других регионов в Сванетию то понимаешь что сваны действительно "дикие"."

Я бы назвала их не дикими, а темпераментными. Здесь людям требуется гораздо меньше времени, чтобы закипеть. А известная всем манера сванов говорить громко и активно жестикулируя многих действительно очень пугает и настораживает. Но редко можно встреть, чтобы эта темпераментность переросла в агрессию или бычарство, по типу, "ты че на меня вылупился?!"
Причем манера эта схватывается очень быстро, через пару дней, туристы пообщавшиеся со сванами, начинают тоже громко говорить)))

Обычный сван:
- любит чачу (ОЧЕНЬ ЛЮБИТ ЧАЧУ);
- гостепреимен (особенно после нескольких порций чачи, настолько гостепреимен, что чуть ли не силой затаскивает к себе в гости и пытается напоить любимой чачей). Вот только оказавшись у свана дома понимаешь что это было за "гостеприимство" - что для него ты есть очередной дикий баран, которого завели в стойло, и теперь будут активно стричь и агрессивно отстаивать от других "загонщиков", которые так и норовят тоже отстричь от вас деньжат;
- корыстен (если есть возможность нажится на окружающих - выдоит до последней копейки. Если вы у него остановились - обязаны оплачивать все и вся, причем только ему эксклюзивно)

Нужно признать, что такое в Сванетии происходит. Сваны многие очень любят выпить. Ну а выпивший человек будь он сван, будь он англичанин может вести себя неадекватно. Но у нас были непьющие туристы и не раз и сваны оставляли их в покое, не заставляя пить против воли. Как говорил наш гид своей группе: "Пьяный сван - плохой человек". Это правило стоит действительно запомнить и стараться избегать контактов. Мне кажется сделать это довольно не сложно. Тут нет такого быдла (по крайней мере я не видела за 5 лет), которое бы лезло наражен. По поводу того, что сванам только и надо что состричь с вас деньги. И когда они называют вам низкую цену, а в конце берут в два раза выше - это да. Такое тоже часто стало практиковаться. Выход простой. Пользуйтесь рекомендациями, благо таких много в интернете, приезжайте к знакомым или проверенным людям, пользуйтесь услугами тур-оператором, такие как Лиле-тур по Сванетии. В погоне за экономией, многие тратят гораздо больше. Я не говорю, что экономия это плохо, иногда стоит поторговаться даже, но нужно понимать, что люди здесь сейчас живут только туризмом, потому и хотят получать от этого больше денег, иногда не честными способами, к сожалению.

Обычный сван не любит соседей (все сваны при видимой дружбе на самом деле в непрерывном и жестком противостоянии. Практически до мордобития и прочих мафиозных разборок). Знаменитые сванские башни - как раз вынужденная мера выживания в мире, когда каждый сосед соседу враг и у кого башня выше - тот и стреляет из лука по соседям.

Это замечание очень близко к реальности. Почему-то в Сванетии сейчас самые серьезные конфликты возникают именно между соседями. Скажу вам честно, каких-то 50 лет назад такого не было. Люди жили более мирно. Конфликты могли вспыхивать, но основания у них были другие. И башни, как вы понимаете никак не спасали от конфликтов, учитывая тот факт, что соседи - это всегда члены одного клана, одной семьи. Но что поделать, научаемся мы так жить, часто не доверяя самым близким. А в Местиа еще и конкуренция. Все спешат вырвать друг у друга туриста. Потому хорошо бы если рынок немного улегся и стал стабильный, чтобы народ заказывал жилье заранее, многих конфликтов можно было бы избежать. А так да. в Местиа часто даже мордобои бывают между местными. Но, кстати, и не только в Местиа. Мне гости рассказывали, как два таксиста на их глазах начали бить морды друг другу кто поедет. И в итоге все решилось при помощи цены. Один хотел 5 лари, другой согласился на 4 лари.

Еда.
Местные магазины весьма скудны продуктами (замороженные сосиски, вермишель и консервы... пожалуй и все. Back to the USSR), да и готовить на своей кухне вам сваны не дадут - пожалуйста кушайте местную кухню втридорога. Да и ту будут готовить из тушонки и прочих дешевых продуктов. Продукты сваны обычно сами себе возят, так что повторяю - на магазины не рассчитывайте. Про вкуснейшую настоящую грузинскую кухню - это Вам точно не в Сванетию. В Сванетии вкусно только одно - сванская соль. Нет в Сванетии кухни - до нормального магазина (в Зугдиди) 6 часов по горной дороге. Так что исторически там кухня скудная и незамысловатая.

Были у меня тут гости из Украины недавно, все спрашивали какая еда, да сколько, а не будем ли мы голодными. Я все удивлялась, откуда такие вопросы. Когда они приехали, они мне объяснили, что отдыхали в прошлом году в Гудаури и не встретили там того самого Грузинского стола, который ломится от яств. Я говорю им, но не может же быть застолье каждый день. А они отвечают, а мы готовы были платить хорошие деньги за это, но нам никто не мог предложить. К слову едой в нашем доме они остались более чем довольны. Таки да, в Местиа часто в домах кормят туристов чем по-проще, чем по-дешевле. Ну а что делать. Турист не соразмеряет что чтобы кормили хорошо, это не может стоить дешево. Сельское хозяйство в Сванетии сейчас в упадке. Свиней почти никто не содержит, за 3 года уже раз пять поголовье побил грипп. А так как они все на свободном выгуле, распространяется болезнь мгновенно. Чтобы содержать мясо-молочное хозяйство надо много сена. Сено надо заготовить, а заготавливать некоему, все туризмом заняты. Еле-еле справляется народ, чтобы прокормить себя. А вообще все завозиться из Тбилиси, Кутаиси, Зугдиди. Всегда дороже и не всегда свежее и вкуснее. Так что опять же большим плюсом будут рекомендации и отзывы гостей ну и разумность с выборе.
Что я хочу сказать еще, Сванетия это прекрасный регион. И не смотря на возможные минусы знакомство с ним принесет вам массу положительных впечатлений и эмоций. Если вы читаете мой блог, не обходите стороной. Я очень многим помогла увидеть Сванетию без всех указанных минусов. С очень многими мы стали друзьями. Возможно, я предлагаю не самый дешевый вариант. В нашей базе нет домов, принимающих за 35 лари с двухразовым питанием. Но их потому и нет, что я могу дать голову на отсечение везде, где мы вас поселим, вам будут рады как старым добрым друзьям, от еды будет ломится стол и вы увидите тех самых мудрых и спокойных сванов, о которых так много написано.
Люблю вас, друзья мои!

Сваны - небольшой горный народ выделяется из огромного количества кавказских народов. И одной из основных целей в Грузии (как говорилось уже) были именно Сванетия и сваны. Ниже я отдельно вынес то что наблюдал в сванских этнографических музеях, в сванских домах (как старых так и современных), ну и то что узнал из общения со сванами…

Начнем с исходных сведений взятых из книг и интернета, и продолжим личным опытом и фотографиями.

Сванетия - один из самых высокогорных районов Грузии. Сваны всегда славились своей статностью и храбростью. Они считались самыми лучшими воинами на Кавказе. У сванов никогда не было крепостного права, и дворянство носило условный характер. Сваны никогда не вели захватнических войн, об этом свидетельствуют исторические факты, один из которых - строительство в старину сторожевых и оборонительных башен, именуемых «Сванскими башнями». Издревле сваны традиционно увлекались созданием живописных изделий из меди, бронзы и золота. Известные сванские кузнецы, каменотесы и резчики по дереву изготавливали посуду и различный хозяйственный инвентарь из серебра, меди, глины и дерева, а также сванские шапочки - национальный сванский головной убор и уникальные «канци» из турьих рогов.

Каждый сван это прежде всего отдельная личность, гордая и самобытная.

Очень много о обычаях сванов и их жизни написано в книге Александра Кузнецова «Внизу сванетия» (можно скачать по этой ссылке в формате fb2 ). Перед началом фот и собственных наблюдений, цитата их этой же книги:

«Сввнетия, «Страна тишины и спокойствия», как назвал ее в 253 году до нашей эры грузинский царь Саурмаг, выселявший сюда своих непокорных подданных. Сванетия – символ гордого свободолюбия. Сванетия, крошечная страна, мир ледников, узких долин и бешеных потоков.»

В Местиа много музеев, я был в двух, знаю еще о двух, подозреваю что это не все. Удаось побывать в музее семьи Маргиани и в музее Михаила Хиргиани, первый представляет собой дом со сванской обстановкой, второй имеет зал посвященный сваскому быту. Кроме этого естественно залез в башню и побывал в этнографическом музее в Ущгули (этот тоже подозреваю не единственный здесь, организован одной из семей судя по всему)

Первое что удалось это попасть в башню. Одна из визитных карточек грузи, изнутри примерно как показано на схеме (сам рисовал, могут быть неточности). Интересно что вход во многих на высоте, и что б добратся до него нужна приставная лестница (которая естественно в случае чего втягивалась во внутрь, и поди залезь). Дальше несколько ярусов перекрытий с лестницами, и в верхушке бойницы и лаз на самую крышу. Интересно что эти башни как я понял использовались не только при защите при нападениях неприятелей из-за пределов Сванетии но и при «кровной мести» или при сварах между общинами и родами. Причем складывается впечатление что последнее назначение чуть ли не основное.

Интересно что все дома как бы сложены из камней. Вот например дом в Ушгули:

В старых селениях узкие улочки, изначально предполагавшие либо пешего либо конного жителя. Здесь очень долго не было даже телег и повозок, т.к. в горах это не самое хорошее средство. Несколько раз мы замечали сани:

В принципе это естественно. Ушгули – самый высокогорный населенный пункт в Европпе, и зима здесь с октября по май.

В старину в доме было одно помещение, в котором по периметру был места для сна людей, под которыми зимой держали домашних животных.

В центре помещения очаг. Здесь собирались все:

Ни каких шкафов я тут не видел, были сундуки разных размеров, некоторые высотой больше метра. Еще я сделал целую коллекцию фотографий стульев и кресел.

Во всех трех музеях около очага стояло огромное кресло. Не просто так естественно. Но были и множество «стульчиков» попроще, причем разных. Ниже фотки от самого «важного» к самому «простому»:

Одним из важнейших занятий сванов были охота и пчеловоство. Естественно охота в такой местности требовала навыков с родни альпинизму еще в дреаности.

Вариант снегоступов давних времен:

Арбалет, из которого я даже не знаю кого можно застрелить, он реально огромный:

А это ваш покорный слуга с копьем (чудная поза это результат объяснения фотографу на какую кнопку нажать и держать пока не сработает):

Можно только представить насколько суровой была жизнь сванов в далеком прошлом, холода и добывание еды в гороах… Люди и живность в одном доме…

Вот такой музыкальный инструмент я видел в музее этнографии в Ушгули:

А вот такой в доме в котором мы останавливались в общине Ипари:

Современные дома сванов двухэтажны. На втором этаже спальни. Вот два интересных кадра, на одном дом в котором мы остановились, а на втором комната в которой мы ужинали, в ней же этот ужин готовился…

Интересно получается, там где раньше был очаг а вокруг него спали люди, сегодня стоит стальная печь, и в этом же помещении спят люди, несмотря на большее количество комнат, электричество и т.д. Чем не те же древние традиции но на новый, современный, лад.

Так наверное не везде и возможно мы просто так попали (очень маленькое селенье в десяти километрах от Ушгули), но сам факт увиденного.

Хазяин дома очень спокойный человек, сван, во многом узнается то что о этом народе пишут и говорят. Утренний диалог с ним на крыльце дома (вечерний не привожу, не получится - там нужно было присутствовать):

Нравится в Сванетии?
- Да очень! Здесь хорошо! Очень красив!
- Да, очень хорошо… Но и очень тяжело… С работой плохо. Магазин он ближайший в Ушгули – 10-ть километров.
- Так тут вон все вроде, хлеб свой… А зачем в магазин… Хотя…
- Да масса всего, вон сигареты, или пиво или…. Много всего…
- А я там, на верху, видел чучела косуль. Мне твой брат сказал что ты охотник, правда? Это ты их…
- Да, давно было. Охотился… Можно было…
- А сейчас?
-А что сейчас, сейчас парк, бумаг-разрешений много… А без них штраф 2000 лари (примерно 1200 долларов).
-Ясно…

Фото чучел не выложу – не получилось (скажем так), но в принципе и хорошо что с охотой здесь посложнее стало (я видел здесь следы медведей на перевале, и много слышал о том что и другой дикой живности здесь много).

Могу еще сказать что иногда музеи созданные местными семьями придется поискать, вот вывеска этнографического (частного) музея в Ушгули:

Попал я сюда случайно, меня встретил парень (он был верхом кстати), и предложил зайти в музей. Экскурсию в таком музее наверное может прочесть любой член семьи но если он моложе 20-23 лет то экскурсия скорее всего будет на английском (как в моем случае).

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова сваны

сваны в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

сваны

сванов, ед. сван, свана, м. Кавказская народность, населяющая западную часть Грузии (Сванетию).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

сваны

Ов, ед. сван, -а, м. Этническая группа грузин, составляющих коренное население Сванетии - исторической области в Западной Грузии.

ж. сванка, -и.

прил. сванский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

сваны

    Народность, живущая в горах западной Грузии (в Сванетии).

    Представители этой народности.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

сваны

в ст. Грузины.

Сваны

этнографическая группа грузин ; живут в Местийском и Лентехском районах Грузинской ССР. Сванские племена, занимавшие в древности обширную территорию на южных склонах Большого Кавказа (см. Сванети) и частично на северных склонах (главным образом в верховьях р. Кубани), вместе с племенами картов и мегрелолазов (чанов) составили основу формирования грузинского народа. С. говорят на грузинском языке, в быту ≈ и на сванском языке. В прошлом характеризовались локальными чертами культуры и быта (оригинальные формы башенной архитектуры, развитое альпийское хозяйство, пережитки военной демократии и др.).

Википедия

Сваны

Сва́ны - народность сванской группы картвельской языковой семьи. Самоназвание «lushnu» , ед. «mushwan». Говорят на сванском языке, входящем в отдельную от грузинской ветви северную ветвь картвельской языковой семьи. До 30-х годов XX века выделялись отдельной народностью (перепись 1926 года), но затем последующие переписи не выделяли их отдельно и включали (как и сегодня) в состав грузин . Кроме своего родного языка, все сваны владеют грузинским языком. Сванские фамилии имеют окончание «ани».

Примеры употребления слова сваны в литературе.

Однако ей было любопытно, кого принимают у себя Сваны , и она задала маркизу де Норпуа вопрос, с кем он там встретился.

Но я не отличался наблюдательностью, в большинстве случаев не знал, как называются и что собой представляют вещи, находившиеся у меня перед глазами, - я был уверен в одном: раз ими пользуются Сваны , значит, это что-то необыкновенное, и потому я не сознавал, что, рассказывая родителям об их художественной ценности и о том, что лестница привезена, я лгу.

Как раз недавно Сваны представили ее герцогине Вандомской, - ей это было приятно, и вместе с тем она считала, что это в порядке вещей.

Не потому ли, что, как это мне было известно, Сваны находились в непосредственном окружении всех этих предметов, я превратил их в нечто вроде эмблем частной жизни Сванов, в нечто вроде эмблем обычаев Сванов - обычаев, от которых я так долго был далек, что они все еще казались мне чужими, даже после того как мне разрешили к ним приобщиться?

Мало того, что Сваны брали меня в Зоологический сад и в концерт, - они оказали еще более ценную для меня милость: они не выключили меня из своей дружбы с Берготом, а ведь эта дружба и придавала им в моих глазах очарование еще в ту пору, когда я, не будучи знаком с Жильбертой, полагал, что благодаря ее близости с божественным старцем она могла бы сделаться самым желанным моим другом, если бы презрение, какое я, видимо, ей внушаю, не отняло у меня надежды, что когда-нибудь она предложит мне побывать вместе с ним в любимых его городах.

Таким образом, Сваны не больше, чем мои родители, - а ведь, казалось бы, именно Сваны и должны были в разных случаях жизни оказывать мне противодействие, - мешали моему счастью: счастью сколько угодно смотреть на Жильберту, если и не со спокойной душой, то, во всяком случае, с обожанием.

Простившись с владельцем магазина, я снова сел в экипаж, и так как Сваны жили близко от Булонского леса, то кучер, естественно, поехал не обычным путем, а через Елисейские поля.

Шоферы, бывшие местные сваны , теперь живут в городе, и земляки при встрече с ними подвергают их ревнивой застольной проверке.

Даже сваны , стоявшие у машины, услышали его голос и на несколько мгновений примолкли.

Альпийские луга, куда несколько наших долинных колхозов перегоняют скот, эти сваны считают спорными, потому что сами они живут здесь рядом, и они им очень удобны.

К тому времени, когда колхозы оправились, сваны привыкли эти луга считать своими.

Тут все сваны , включая шофера и Гено с той стороны, заклокотали перекрестным орлиным клекотом.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы