Термин «беллетристика» часто упоминается в значении «массовой литературы », противостоящей «высокой литературе» . Это противопоставление уходит корнями в статьи литературных критиков XIX века Виссариона Белинского и Дмитрия Писарева , которые иногда употребляли это слово по отношению к литературе, которая не вписывалась в рамки их социальных схем .
В широком смысле слова беллетристика противостоит публицистике, то есть документальному жанру, очень распространённому в литературных журналах XIX века. Поскольку «беллетристика» - французское слово, упомянутые критики часто использовали его в пренебрежительном ключе по отношению к литературе, которая воспевала буржуазные идеалы, а также «текст ради текста», «словесность ради словесности », где нет социального подтекста.
В узком смысле беллетристика - это лёгкая литература, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге .
Беллетристика представляет собой «срединное поле» литературы , произведения которого не отличаются высокой художественной оригинальностью и ориентированы на усреднённое сознание, апеллируют к общепринятым моральным и нравственным ценностям. Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных и актуальных общественных вопросов и проблем. Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, - всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства. Однако при этом, в отличие от массовой литературы ,зачастую поставленной на «конвейер » с использованием «литературных негров », беллетристику отличает наличие авторской позиции и интонации, углубление в человеческую психологию . Но чёткого разграничения между беллетристикой и массовой литературой нет .
В основном беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения, и очень редко проецируют свой собственный взгляд в это пространство. В отличие от классической литературы со временем такая литература теряет свою актуальность и, вследствие этого, популярность . Существует мнение, что к беллетристике фактически относятся такие произведения классики советской литературы , например, как «Чапаев », «Железный поток », «Как закалялась сталь », «Поднятая целина », «Молодая гвардия » .
Беллетристику отличает занимательность содержания, она тяготеет к сюжетности, таким жанрам как дамский роман , детектив , приключения , мистика и т. д. Новые способы изображения действительности, найденные в рамках беллетристики, неизбежно подвергаются тиражированию, превращаясь в признаки жанра . Беллетристика как правило опережает по полярности те книги, которые остаются в истории литературы как литературная классика . Немецкоязычное литературоведение оперирует понятию тривиальная литература , противопоставляя её литературе высокой . Признаком тривиальности считается использование тиражируемых сюжетных схем и клише, таких, как детектив , исторический роман или фантастика , и таким образом это понятие максимально близко к тому, что принято называть жанровая литература . Однако понятия жанровой и/или тривиальной литературы и беллетристики хотя и соприкасаются, но не идентичны. Книги в жанре исторического романа или фантастики могут быть как явлениями массовой, ремесленной литературы, так и серьёзной беллетристики .
Беллетристический подход с ориентацией на такие общепринятые ценности и проблемы как поиск жизненного пути, любовь , семья , дружба , предательство и т. д. оказывается востребованным в женской прозе . В современной русской литературе здесь выделяются такие авторы как Галина Щербакова , Виктория Токарева , Дина Рубина , Ирина Муравьёва , Елена Долгопят .
Под «беллетризацией» понимают изложение документального материала с использованием приёмов художественного повествования . Хотя о беллетризованной биографии как жанре литературы заговорили только в начале XX века в связи с творчеством таких авторов как Андре Моруа и Стефан Цвейг , элементы беллетристики были характерны уже для ранних памятников письменности, не являвшихся художественной литературой как таковой - летописей , житий святых и т. п. Именно подобная беллетризация и послужила одним из истоков современной изящной словесности .
Хотя авторы художественных произведений различались по своему таланту всегда, «вертикальная» градация литературы, при которой можно отчётливо выделить второй, средний ряд авторов и произведений, и этот ряд становится серьёзным фактором литературного процесса - продукт нового времени , когда писательство окончательно осознаётся как профессия . В Европе такая градация произошла на рубеже и XVI веков , а в России - в конце XVIII столетия .
Впрочем сохранившиеся образцы античной литературы и такие труды, как «Поэтика » Аристотеля позволяют предположить что подобное деление имело место и тогда, хотя касалось оно в основном поэтических жанров в виду неразвитости традиций прозы. Тем не менее первые прозаические произведения античной художественной литературы тяготели имено к авантюрным жанрам и могут быть классифицированы, в отличие от эпоса и трагедии , как беллетристика или жанровая литература .
Первые русские романисты-прозаики, появившиеся во второй половине XVIII века, на фоне господствовавшего тогда классицизма , уступают нишу «высокой литературы» поэтам, такими, как авторы од : Ломоносов и Державин . Фёдор Эмин пишет приключенческие «Похождения Мирамонда » где в сюжете элементы античности перемешаны со средневековьем , в цикле новелл и повестей «Пересмешник (Чулков) » Чулкова нравоучительные сюжеты чередуются с плутовскими , а Матвей Комаров в книге «Жизнь Ваньки Каина », следует традициям французского уголовного романа, основываясь при этом на документальном материале , Комаров также написал «Повесть о милорде Георге », пресловутом «милорде глупом» - образчик уже откровенно массовой литературы . Виктор Шкловский так описал литературную вертикаль тех лет: «Высшее дворянство читает французскую прозу и имеет высокую русскую стихотворную культуру <…> Ниже этой группировки мы имеем группировку писателей-прозаиков. Работа этой группировки обслуживается преимущественно издательством Новикова . Ниже находится группировка Комарова-Захарова. И вся толща русской лубочной книги» . И только в самом конце XVIII века, в 1790-е годы Карамзин приносит в русскую литературу образца высокой прозы .
Казалось бы, на вопрос "Что такое беллетристика?" существует вполне конкретный ответ, который содержится в словарях и энциклопедиях. Однако, если копнуть глубже, то окажется, что всё далеко не так просто.
Судите сами, слово беллетристика происходит от французского словосочетания belles lettres , что дословно означает "изящная словесность". Когда-то всё именно так и было, и беллетристикой называли всю изящную литературу, то есть поэзию (читай художественную литературу), изложенную в стихотворной или прозаической форме.
Всё изменилось благодаря небезызвестным литературным критикам XIX века Виссариону Григорьевичу Белинскому и Дмитрию Ивановичу Писареву. С их лёгкой руки беллетристикой стали называть массовую литературу, которая противостоит "высокой литературе". То есть значение слова стало прямо противоположным исходному.
Как это произошло? Достаточно просто: уважаемые критики в своих статьях использовали термин "беллетристика" по отношению к литературе, разрушавшей их социальные теории.
Сегодня термин "беллетристика" используется в широком и узком смыслах.
Беллетристика в узком смысле - лёгкое чтиво, присущее мистическим, приключенческим, детективным жанрам и дамскому роману. Подобное чтение для отдыха и произведения, созданные для приятного времяпрепровождения, имеет тесную связь со стереотипами, модой, популярными в обществе темами. Кроме этого, беллетристика может касаться и серьёзных проблем и вопросов, которые волнуют общество.
Как правило, типажи героев, а также их увлечения, привычки, профессия соотносятся с информационным пространством, доступным всем, и представлениями, которые сложились у преимущественного большинства. Чаще всего беллетристы выражают в своих произведениях настроения общества, его состояние и общественные явления. Реже - представляют происходящее, пропуская сквозь призму собственных взглядов и представлений.
Беллетристика в широком смысле слова - это всё, что не публицистика, не документальный жанр, который был широко распространён в многочисленных литературных журналах XIX века. Слово "беллетристика", как уже было сказано выше, использовалось в пренебрежительном ключе по отношению к произведениям, написанным по принципу "словесность ради словесности" и "текст ради текста". Эти произведения считались ущербными, поскольку не содержали социального подтекста.Отдельное внимание необходимо уделить и такому явлению, как "беллетризация". Беллетризация используется для того, чтобы изложить некоторый документальный материал, используя приёмы художественного повествования. Ярким примером подобных произведений является роман "Что делать?" Чернышевского.
Литературовед Иосиф Эйгес в статье "Беллетристика", написанной для Словаря литературных терминов, который был издан в 1925 году, пишет о том, что к ложной беллетристике или подделкам под неё следует относить бульварную литературу, которая удовлетворяет низкие и пошлые интересы (уголовную сенсацию, порнографию и прочее), а не художественные стремления.
Получается, что беллетристика ещё раз изменила своё значение. Ведь в начале XX века её главной характеристикой была художественность, зависящая не столько от достоинств языка и умения автора интересно рассказывать о событиях, "сколько от своеобразного переживания образов, ради которого можно простить некоторые недостатки изложения".
В то время беллетристикой считались произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Герцена, Гончарова и других писателей. Современных же беллетристов, произведения которых выпускаются многотысячными тиражами, каждый читатель может назвать и сам.
БЕЛЛЕТРИСТИКА
И, ж. , собир.
1) Художественная повествовательная литература.
Он говорил: - По каждому предмету капитальных сочинений очень немного... Берем русскую беллетристику. Я говорю: прочитаю всего прежде Гоголя (Чернышевский) .
2) разг. Произведения для легкого чтения в отличие от классических литературных произведений.
Родственные слова:
беллетр"ист, беллетр"истка, беллетрист"ический
Этимология:
От французского belles-lettres ‘изящная словесность’ (< belle ‘прекрасный’ и lettre ‘буква’, ‘письмо’). В русском языке - с первой половины XIX в.
Энциклопедический комментарий:
Слово "беллетристика" получило широкое распространение благодаря Белинскому, который беллетристику и беллетристов противопоставлял истинно художественным (поэтическим) произведениям и настоящим писателям (поэтам). Беллетристика для Белинского - понятие не столько жанровое, сколько эстетическое, т. к. он противопоставлял по этим признакам не только прозаиков, но и поэтов, драматургов. Позже слово "беллетристика" стало обозначать "легкое чтение" , легкую литературу, понятную и доступную массе.
Популярный толково-энциклопедический словарь русского языка. 2012
И Дмитрия Писарева , которые иногда употребляли это слово по отношению к литературе, которая не вписывалась в рамки их социальных схем .
В широком смысле слова, беллетристика противостоит публицистике, то есть документальному жанру, очень распространенному в литературных журналах XIX века. Поскольку «беллетристика» - французское слово, упомянутые критики часто использовали его в пренебрежительном ключе по отношению к литературе, которая воспевала буржуазные идеалы, а также «текст ради текста», «словесность ради словесности», где нет социального подтекста.
В узком смысле беллетристика - это лёгкая литература, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге .
Беллетристика представляет собой «срединное поле» литературы , произведения которого не отличаются высокой художественной оригинальностью и ориентированы на усреднённое сознание, апеллирует к общепринятым моральным и нравственным ценностям. Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных и актуальных общественных вопросов и проблем. Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, - всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства. Однако при этом, в отличие от (зачастую поставленной на «конвейер » с использованием «литературных негров ») массовой литературы беллетристику отличает наличие авторской позиции и интонации, углубление в человеческую психологию . Однако чёткого разграничения между беллетристикой и массовой литературой нет .
В основном беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения, и очень редко - проецируют свой собственный взгляд в это пространство. В отличие от классической литературы со временем она теряет свою актуальность и, вследствие этого, популярность . Существует мнение, что к беллетристике фактически относится ряд произведений «классики советской литературы», например такие, как Чапаев , Железный поток , Как закалялась сталь , Поднятая целина , Молодая гвардия .
Беллетристический подход, с ориентацией на такие общепринятые ценностям и проблемы, как поиск жизненного пути, любовь , семья , дружба , предательство и т.д. оказывается востребованным в женской прозе . В современной русской литературе здесь выделяются такие авторы, как Галина Щербакова , Виктория Токарева , Дина Рубина , Ирина Муравьёва , Елена Долгопят .
Под «беллетризацией» понимают изложение документального материала с использованием приёмов художественного повествования . Хотя о беллетризованной биографии как жанре литературы заговорили только в начале XX века в связи с творчеством таких авторов, как Андре Моруа и Стефан Цвейг , элементы беллетристики были характерны уже для ранних памятников письменности, не являвшихся художественной литературой, как таковой - летописей , житий святых и т. п. Именно подобная беллетризация и послужила одним из истоков современной изящной словесности .
Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Беллетристика? Если быть точным, то это слово пришло к нам из французского языка и в переводе означает "изящная словесность". Этим термином называют всю мировую художественную литературу в стихотворной или прозаической форме.
Беллетристика сегодня и всегда
Сегодня на вопрос о том, что такое беллетристика, отвечают весьма просто - это массовая литература. Она как бы противостоит "высокой литературе", то есть беллетристикой, по сути, называют "легкую" литературу, которая проявляется в таких жанрах, как мистика, приключения, дамские романы, детективы. В произведениях этого направления вы редко увидите глубокое проникновение в характеры героев, в мотивы их поступков, в глубину их отношений с другими персонажами. В основном те, кто работают в этом жанре, показывают какие-либо общественные явления, настроения людей, персонажей, которые наиболее близки и понятны массам. Очень редко можно увидеть, чтобы беллетрист проецировал свой личный взгляд в это пространство, в этот фон, который он так тщательно создает.
Беллетристика в литературе - это как комедийный, приключенческий или мистический жанр в кино, когда сюжет нам уже полностью понятен еще до того, как фильм подойдет к кульминационной точке. Это, по сути, только лишь аттракцион трюков, в которых нет особой глубины.
Этот несерьезный жанр
Что такое беллетристика? Это всегда рассказ о ситуации, о каком-то событии, но никогда о развитии характера или трансформации личности человека. Все литературы, пожалуй, можно разделить на серьезные жанры, к которым относятся романы, саги, психологическая проза, и беллетристику. У беллетриста язык - толковый словарь. Он должен знать многое из того, что описывает и о чем говорит. Он, скорее, должен быть не философом и психологом, а ходячей энциклопедией, в которой бы умещались всевозможные знания и факты со всего мира. Помните, что нас чаще всего захватывает в приключенческих фильмах или детективных расследованиях? Мы удивляемся тому, как обширен кругозор знаний персонажей, как хитро совершаются и раскрываются преступления или расставляются ловушки на пути к заветным сокровищам.
Всякий аттракцион в литературе прекрасно объясняет, что такое беллетристика. Это слово чаще всего используют в пренебрежительном ключе, говоря о литературе. В этом направлении практически нет социального подтекста, не делается глубокий акцент на острых и актуальных проблемах социума.
В принципе, в этом нет ничего необычного. Ведь что такое беллетристика, как не совершенно обычное название несерьезного в котором акценты делаются лишь на громкие эффекты? К беллетристическим произведениям относятся такие всемирно известные романы, как "Записки о Шерлоке Холмсе", детективные романы Агаты Кристи, фантастические произведения братьев Стругацких, истории о Джеймсе Бонде и многие другие культовые произведения. Все они являются прекрасными примерами этого направления.