Про деток, от рождения до школы

В основе сюжета романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» — конфликт поколений, перенесенный из плоскости семейных отношений в плоскость социально-философских споров. Композиция романа помогает определить позиции героев, с одной стороны, и позицию автора по отношению к героям, с другой стороны.

Сюжет в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Противопоставление — это основной композиционный прием произведения.

Контраст задан:

  • заглавием — «Отцы и дети»,
  • образами главных героев — Базарова и Павла Петровича, Базарова и других героев романа.

Он проявляется также в повторении «маршрута» Базарова (Базаров дважды посещает поместья Кирсановых и Одинцовой, дважды возвращается под родительский кров).

Конфликт между «отцами» (либералами) и «детьми» (революционерами-демократами) проступает в завязке романа — описании внешности Базарова и Павла Петровича:

  • красная, обветренная рука Базарова — белая аристократическая рука Павла Петровича,
  • балахон Базарова — аристократические туалеты старшего Кирсанова, смешные в деревне.

«…высокого роста в длинном балахоне с кистями, лицо его, длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета…оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», «Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стойкость и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов».

Композиция романа «Отцы и дети»

Композиционное решение помогает Тургеневу высказать свое отношение к главному герои и его теории. Важными пунктами композиции являются главы нескольких кульминаций романа.

Х глава — кульминация идеологических споров героев

Позиции Базарова, неприемлемы для Кирсановых, особенно для Кирсанова старшего: отрицание всего, что близко позициям либералов- отцов: принципов, красоты природы, поэзии, музыки, нравственных основ в народе, социальных основ русского общества.

Цель — все разрушить, «место очистить».

ХХIV глава — кульминация личностных отношений

А именно — между Базаровым и Кирсановым. Дуэль. Необычное разрешение конфликта.

«…дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически».

Базаров перестает видеть в Павле Петровиче противника, а видит только страдающего раненого старого человека. Павел Петрович о поведении Базарова:

«Вы поступили благородно».

Цель композиционного построения — развенчание теории героя

Один из пунктов — испытание любовью. Эволюция взглядов и чувств героя: поездка в город, впечатление от Одинцовой

… этакое богатое тело! — хоть сейчас в анатомический театр»,

в усадьбе Одинцовой («Базаров сознавал романтика в самом себе»), теория любви (Базаров — Аркадию:

«Нравится тебе женщина… старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля клином не сошлась»

ХШ глава — кульминация отношений

В этом объяснении с Одинцовой Базаров сохраняет чувство собственного достоинства:

«Человек я бедный, но милостыни до сих пор не принимал».

Перед смертью герой говорит Одинцовой:

«Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Роль глав ХII- ХШ

Это не только завязка любовной интриги, но и знакомство с «последователями» Базарова Ситниковым и Кукшиной. Для Тургенева здесь важна гротескность их образов. Например, портрет Ситникова:

«Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом».

Эмансипированная Кукшина вызывает неприязнь у Базарова. Она самонадеянно говорит:»… слава Богу у меня нет детей», бездетная Кукшина — символ бесперспективности идей нигилизма. Других последователей в романе у главного персонажа нет.

Главы ХХ, ХХI,ХХVII- отношения Базарова с родителями

Первый приезд — герой, декларируя чувства как инстинкт, тяготится любовью родителей (прерывает ученые разговоры отца, снисходителен к матери), второй приезд, смерть героя — изменение отношения к родителям

«Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

Смерть героя

Композиционная роль эпилога

Это на будущее России:

а) Упоминание о Ситникове и Кукшиной закономерная концовка абсурдности идей нигилизма (нигилизм обречен),

б) Жизнь Николая Петровича и Аркадия — идиллия семейного счастья, далекая от общественных споров (вариант дворянского пути в судьбах России),

в) Судьба Павла Петровича — итог жизни, загубленной страстной любовью (без семьи, без любви, вдали от Родины),

г) Судьба Одинцовой — еще один вариант будущего, героиня выходит замуж за человека, являющегося одним из будущих общественных деятелей России.

д) Описание могилы Базарова — декларация вечности вечности жизни, временности всяких социальных теорий, претендующих на вечность

«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Сюжет и композиция романа «Отцы и дети» помогают писателю представить свой взгляд на новые явления российской жизни, на ее будущее.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

» подсказывает, что он построен на антитезе. В романе большую роль играют споры героев, конфликты между персонажами, их мучительные размышления, напряженные диалоги. Сюжет строится на соединении прямого и последовательного повествования с жизнеописанием основных героев. Истории жизни персонажей нарушают течение романного повествования, уводят читателя в иные времена, возвращают к истокам происходящего в современности. Так, биография Павла Петровича Кирсанова прерывает общий ход повествования. Его жизнеописание даже стилистически чужеродно роману. Тургенев , рассказывая историю жизни Павла Петровича, намеренно приближается к стилю и образности романов 30-40-х годов XIX века (на это время выпадает молодость ), воссоздает особый стиль романтическогоповествования, уводящего от реальной, приземленной повседневности.

В центре повествования фигура . Все сюжетные нити тянутся к нему. В романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Из двадцати восьми глав он не появляется лишь в двух. Умирает Базаров, и кончается . Система действующих лиц выстроена так, что отношения героев с Базаровым раскрывают читателю их внутреннюю сущность, в то же время сопоставление каждого из них с Базаровым вносит какой-либо новый штрих в характер главного героя. Можно выстроить целую цепочку таких сопоставлений: Базаров - , Базаров - Николай Петрович, Базаров - , Базаров - Одинцова, Базаров - родители, Базаров - Ситников и Кукшина, Базаров - дворовые в Марьине, Базаров - мужики в его собственной деревне, Базаров - Фенечка и т. д. Но думается, главное сопоставление - это Базаров и автор. В романе Базаров оказывается крупнее, масштабнее любого из действующих лиц, и только сила таланта автора, его поклонение вечной истине и вечной красоте торжествуют над Базаровым. Тургенев противопоставляет Базарову не каких-либо героев или группу героев, а саму жизнь.

Чтобы осуществить эту задачу, И. С. Тургенев избирает весьма своеобразную композицию.

Он дважды проводит Базарова по кругу: Марьино (Кирсановы), Никольское (Одинцова), родительская деревенька. В итоге создается поразительный эффект. В ту же обстановку, в схожие ситуации, к тем же людям во второй части романа приходит иной Базаров: страдающий, сомневающийся, мучительно переживающий любовную драму, пытающийся отгородиться от реальной сложности жизни своей нигилистической философией. Даже любимая наука теперь не" приносит облегчения.

Вторая половина романа строится на разрушении прежних связей Базарова с другими героями. «Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе, вражде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно проваливается всюду. Череда этих экзаменов и составляет сюжет романа» (Вайль, А. Генис. «Формула жука»).

Постепенно Базаров остается в полном одиночестве, наедине со смертью, которую «попробуй отрицать», она сама «тебя отрицает». В эпилоге романа обнаруживается полная несостоятельность нигилизма Базарова перед вечным движением жизни и величественным спокойствием «равнодушной» природы.

Движение героев в романе сосредоточено между пятью пунктами: Хохловские выселки -Марьино — город*** — Никольское — деревня родителей Базарова . Второстепенным пунктом являются Хохловские выселки (это место в романе лишь упоминается, но здесь не происходит никаких событий). В Хохловских выселках на постоялом дворе Николай Петрович Кирсанов встречает сына в начале романа, здесь же Базаров и Аркадий запрягают лошадей при переезде из Никольского в деревню родителей Базарова. Поэтому Хохловские выселки мы не будем включать в основной путь героев.

Город*** (ХII глава)

Более важным пунктом является город ***. Здесь происходит знакомство Базарова с Одинцовой, появляются образы Ситникова и Кукшиной. Поэтому город *** является важным пунктом передвижения героев в романе, наравне с Марьином, Никольским и деревней родителей Базарова.

Завязка 1 (Х глава)

Непосредственная завязка действия происходит в Марьине, в поместье Кирсановых. И вначале действие как будто движется по одному и тому же полукругу — сначала вперед, потом до конца в обратном направлении, потом снова до конца вперед:

Полукруг I:

Марьино (поместье Кирсановых) — город *** — Никольское (поместье Одинцовой) — дом родителей Базарова

Полукруг II:

Дом родителей Базарова — Никольское — город *** — Марьино

Полукруг III:

Марьино — город *** — Никольское — дом родителей Базарова.


Первые два полукруга (движение «вперед и назад») Базаров проделывает вместе с Аркадием. Последний полукруг Аркадий проделывает частично (из Марьина через город в Никольское), Базаров же проделывает его полностью (из Марьина через Никольское в родительский дом), и причем отдельно от Аркадия (последняя встреча приятелей происходит в Никольском).

Характерно, что при описании «обратного» движения приятелей (из родительского дома Базарова) Тургенев не акцентирует внимание читателей на том, что герои заезжают в город, а лишь мельком упоминает об этом. Заметив дурное настроение Анны Сергеевны, Аркадий и Базаров сообщают Одинцовой о том, что «заехали только по дороге и часа через четыре отправятся дальше в город». Но упоминание это важно: благодаря этому сохраняется единство романного движения.

Экспозиция 1

Первая глава романа является экспозицией Кирсановых — здесь дана жизненная история Николая Петровича.

Экспозиция 2

Завязка 1

В Марьино происходит завязка внешнего конфликта — знакомство Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым .

Перипетии 1

Развитие действия — споры героев, их взаимная антипатия, презрение Базарова, ненависть Павла Петровича. Все это Тургенев изображает в главах с четвертой по одиннадцатую.

Перипетии 2

Двенадцатая и тринадцатая главы подготавливают (экспозиция) развитие внутреннего конфликта в романе — борьба чувств и миропонимания в душе Базарова . Главы эти, изображающие «провинциальных нигилистов», подчеркнуто пародийны. Как замечает Ю. В. Лебедев, «комическое снижение — постоянный спутник трагического жанра, начиная с Шекспира. Пародийные персонажи, оттеняя своей низменностью значительность характеров двух антагонистов, гротескно заостряют, доводят до предела и те противоречия, которые в скрытом виде присущи и главным героям. С комедийного „дна" читателю становится виднее как трагедийная высота, так и внутренняя противоречивость пародируемого явления».

Завязка 2

Перипетии 2

Пятнадцатая, шестнадцатая, семнадцатая главы — развитие действия: поездка приятелей в Никольское, неожиданные чувства Базарова. Кульминация внутреннего конфликта — объяснение героя с Одинцовой (восемнадцатая глава). Развязка — отъезд Базарова.

Перипетии 2.1

Затем приятели едут в родительский дом Базарова, где проводят три дня (двадцатая и двадцать первая главы) и вновь возвращаются в Никольское, где проводят не более четырех часов, а затем они отправляются в Марьино.

Перипетии 1. Перипетии 2.1

Здесь продолжается развитие внешнего конфликта (главы двадцать вторая и двадцать третья). Базаров и Павел Петрович уже как будто избегают острых столкновений. И тот и другой ведут себя сдержанно до тех пор, пока не задеты их чувства.

Но Тургенев вновь сталкивает героев в их интересе к Фенечке. Павлу Петровичу она напоминает Нелли, Базаров же начинает «активно» ухаживать за ней, чувствуя большую обиду на Анну Сергеевну и желая самоутвердиться .

Кульминация 1

Кульминацией идейных споров и взаимной неприязни Базарова и Павла Петровича становится их дуэль (глава двадцать четвертая).

Развязка 1

Затем следует развязка внешнего, личностного конфликта героев — Кирсанов получает легкое ранение, Евгений Васильевич уезжает из Марьина. Острота взаимной неприязни притупляется: и Базаров, и Кирсанов чувствуют нелепость всего происходящего, испытывают чувство стыда и неловкости. Характерно, что здесь притупляется и идейное противостояние героев: в Павле Петровиче теперь доминирует личная неприязнь, ревность, Базаров же больше не «щеголяет» своей жизненной философией, так как она оказалась несостоятельной. Да и само идейное противостояние героев здесь уже комически снижено. Так, в качестве причины дуэли (для объяснения с братом) Павел Петрович придумывает остроумную версию — «Базаров непочтительно отозвался о сэре Роберте Пиле».

Перипетии 2.1

Затем Базаров через город *** вновь едет в Никольское (главы двадцать пятая и двадцать шестая). Он говорит Анне Сергеевне, что давно опомнился, потому что не хочет, чтобы она вспоминала о нем с отвращением, однако чувствует себя он «препакостно». Как замечает Ю. В. Лебедев, «Второй круг жизненных странствий героя сопровождают последние разрывы». Это разрыв с семейством Кирсановых, со своим единственным другом, Аркадием; разрыв со своей любовью, расставание с Одинцовой — Базаров понимает, что испытывать судьбу бесполезно; наконец, чудовищный разрыв с самим собой — герой старается сохранить цельность своей личности и мировоззрения, однако ему это не удается.

Перипетии 2.1

Внутренний конфликт Базарова усугубляется в стенах родительского дома. В отчем доме жива память о детстве, здесь человек чувствует себя наиболее свободно и естественно, здесь «выходит наружу» естественность и непосредственность чувств, — то, что герой пытался подавлять в себе, вооружившись «новейшими теориями». Не потому ли Базаров так не любил бывать в родном доме? И сейчас он испытывает здесь «тоскливую скуку и глухое беспокойство». Он пытается занять себя медицинской практикой, помогая Василию Ивановичу, но его более ничего не радует в жизни.

Развязка 2.1

Внутренний конфликт здесь разрешается смертью героя . Во время одной из операций (вскрытие умершего от тифа мужика), Базаров заражается и вскоре умирает. Это становится развязкой внутреннего конфликта неразрешимой ситуации (глава двадцать седьмая).

Эпилог 1, 2

В последней главе действие переносится в Марьино, в поместье Кирсановых, мы узнаем о счастливых изменениях, происшедших в их семействе, о судьбе Павла Петровича. И в этой же главе мы переносимся в деревню, где живут родители Базарова. Тургенев заканчивает роман описанием сельского кладбища, где похоронен Базаров. Глава эта является эпилогом одновременно образа Базарова и образа Павла Петровича и всего семейства Кирсановых.

Условный круг замыкается: из родительского дома Базарова действие в последней главе вновь переносится в Марьино. Но здесь мы уже не наблюдаем передвижения героев. Действие далее переносится по воле автора. Из Марьина Тургенев вновь ведет нас в деревню родителей Базарова, на сельское кладбище. «Описанный полукруг» здесь повторяется дважды, сначала движение вперед, а затем на исходную точку его: родительский дом Базарова — Марьино — деревня родителей Базарова.

Попробуем совместить оба полукруга (непосредственное движение героев и перенесение в ту или иную точку действия по воле автора): Марьино (поместье Кирсановых) — город *** — Никольское (поместье Одинцовой) — деревня родителей Базарова — Никольское — город*** — Марьино — город *** — Никольское — деревня родителей Базарова — Марьино (здесь два полукруга смыкаются в единый круг) — деревня родителей Базарова. Так мы получаем единый условный круг, в котором движется все действие романа. Формально мы не можем назвать композицию кольцевой (впервые мы встречаемся с героями на Хохловских выселках, а расстаемся на кладбище, где похоронен Базаров, рядом с деревней его родителей), однако движение героев и авторский переход в ту или иную точку действия образуют единый, цельный круг.

Таким образом, по своей простоте, четкости, стройности и соразмерности композиция романа Тургенева близка к композициям пушкинских произведений.

Сюжет «Отцов и детей»

Экспозиция: главы I IX

Встреча: главы I – III . Экспозиция экспозиций

Марьино: главы IV – VI . Экспозиция: расстановка сил

Фенeчка: главы VIII – IX

Завязка: глава X – «СХВАТКА»

«Выход» Н.П.: глава XI

Город***: глава XII

Герр Ситников и Евдоксия Кукшина: глава XIII

Бал у губернатора: глава XIV

Завязка2: глава XV . Знакомство с Одинцовой

Сюжет и композиционное построение романа . Сюжет романа насыщен событиями. В большинстве это ситуации «бытового масштаба», естественные и непритязательные, как завязка произведения. Молодые люди отдыхают. Аркадий «сибаритствует» после защиты диплома, Базаров - на каникулах продолжает опыты (тогда, как и сейчас, обучение в медицинских вузах длилось дольше, чем в университете). То они в Марьино, то заглянут в «небольшую деревушку» родителей Базарова, то вдруг сорвутся в губернский город, то к новой знакомой Анне Сергеевне в Никольское проедутся.

Сюжет тургеневского романа предвосхищает заветы А.П. Чехова: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают. А в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». В предшествовавших романах героя судили люди - намеренно и не всегда беспристрастно. Пользуясь правом старой дружбы (Лежнев), любви (Наталья) или жизненной мудрости (Пигасов) выступали герои в оппозиции Рудину. В «Отцах и детях» никто, кроме Павла Петровича, не стремится опровергать намеренно идеи Базарова. И тем не менее основы его мировоззрения подвергаются серьезнейшей проверке. Против выступает сама правда жизни, обычный порядок вещей. Это любовь (во всех проявлениях), дуэль, наконец, смерть.

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Движение героев в романе сосредоточено между пятью пунктами: Хохловские выселки -Марьино — город*** — Никольское — деревня родителей Базарова . Второстепенным пунктом являются Хохловские выселки (это место в романе лишь упоминается, но здесь не происходит никаких событий). В Хохловских выселках на постоялом дворе Николай Петрович Кирсанов встречает сына в начале романа, здесь же Базаров и Аркадий запрягают лошадей при переезде из Никольского в деревню родителей Базарова. Поэтому Хохловские выселки мы не будем включать в основной путь героев.

Город*** (ХII глава)

Более важным пунктом является город ***. Здесь происходит знакомство Базарова с Одинцовой, появляются образы Ситникова и Кукшиной. Поэтому город *** является важным пунктом передвижения героев в романе, наравне с Марьином, Никольским и деревней родителей Базарова.

Завязка 1 (Х глава)

Непосредственная завязка действия происходит в Марьине, в поместье Кирсановых. И вначале действие как будто движется по одному и тому же полукругу — сначала вперед, потом до конца в обратном направлении, потом снова до конца вперед:

Полукруг I:

Марьино (поместье Кирсановых) — город *** — Никольское (поместье Одинцовой) — дом родителей Базарова

Полукруг II:

Дом родителей Базарова — Никольское — город *** — Марьино

Полукруг III:

Марьино — город *** — Никольское — дом родителей Базарова.


Первые два полукруга (движение «вперед и назад») Базаров проделывает вместе с Аркадием. Последний полукруг Аркадий проделывает частично (из Марьина через город в Никольское), Базаров же проделывает его полностью (из Марьина через Никольское в родительский дом), и причем отдельно от Аркадия (последняя встреча приятелей происходит в Никольском).

Характерно, что при описании «обратного» движения приятелей (из родительского дома Базарова) Тургенев не акцентирует внимание читателей на том, что герои заезжают в город, а лишь мельком упоминает об этом. Заметив дурное настроение Анны Сергеевны, Аркадий и Базаров сообщают Одинцовой о том, что «заехали только по дороге и часа через четыре отправятся дальше в город». Но упоминание это важно: благодаря этому сохраняется единство романного движения.

Экспозиция 1

Первая глава романа является экспозицией Кирсановых — здесь дана жизненная история Николая Петровича.

Экспозиция 2

Завязка 1

В Марьино происходит завязка внешнего конфликта — знакомство Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым .

Перипетии 1

Развитие действия — споры героев, их взаимная антипатия, презрение Базарова, ненависть Павла Петровича. Все это Тургенев изображает в главах с четвертой по одиннадцатую.

Перипетии 2

Двенадцатая и тринадцатая главы подготавливают (экспозиция) развитие внутреннего конфликта в романе — борьба чувств и миропонимания в душе Базарова . Главы эти, изображающие «провинциальных нигилистов», подчеркнуто пародийны. Как замечает Ю. В. Лебедев, «комическое снижение — постоянный спутник трагического жанра, начиная с Шекспира. Пародийные персонажи, оттеняя своей низменностью значительность характеров двух антагонистов, гротескно заостряют, доводят до предела и те противоречия, которые в скрытом виде присущи и главным героям. С комедийного „дна" читателю становится виднее как трагедийная высота, так и внутренняя противоречивость пародируемого явления».

Завязка 2

Перипетии 2

Пятнадцатая, шестнадцатая, семнадцатая главы — развитие действия: поездка приятелей в Никольское, неожиданные чувства Базарова. Кульминация внутреннего конфликта — объяснение героя с Одинцовой (восемнадцатая глава). Развязка — отъезд Базарова.

Перипетии 2.1

Затем приятели едут в родительский дом Базарова, где проводят три дня (двадцатая и двадцать первая главы) и вновь возвращаются в Никольское, где проводят не более четырех часов, а затем они отправляются в Марьино.

Перипетии 1. Перипетии 2.1

Здесь продолжается развитие внешнего конфликта (главы двадцать вторая и двадцать третья). Базаров и Павел Петрович уже как будто избегают острых столкновений. И тот и другой ведут себя сдержанно до тех пор, пока не задеты их чувства.

Но Тургенев вновь сталкивает героев в их интересе к Фенечке. Павлу Петровичу она напоминает Нелли, Базаров же начинает «активно» ухаживать за ней, чувствуя большую обиду на Анну Сергеевну и желая самоутвердиться .

Кульминация 1

Кульминацией идейных споров и взаимной неприязни Базарова и Павла Петровича становится их дуэль (глава двадцать четвертая).

Развязка 1

Затем следует развязка внешнего, личностного конфликта героев — Кирсанов получает легкое ранение, Евгений Васильевич уезжает из Марьина. Острота взаимной неприязни притупляется: и Базаров, и Кирсанов чувствуют нелепость всего происходящего, испытывают чувство стыда и неловкости. Характерно, что здесь притупляется и идейное противостояние героев: в Павле Петровиче теперь доминирует личная неприязнь, ревность, Базаров же больше не «щеголяет» своей жизненной философией, так как она оказалась несостоятельной. Да и само идейное противостояние героев здесь уже комически снижено. Так, в качестве причины дуэли (для объяснения с братом) Павел Петрович придумывает остроумную версию — «Базаров непочтительно отозвался о сэре Роберте Пиле».

Перипетии 2.1

Затем Базаров через город *** вновь едет в Никольское (главы двадцать пятая и двадцать шестая). Он говорит Анне Сергеевне, что давно опомнился, потому что не хочет, чтобы она вспоминала о нем с отвращением, однако чувствует себя он «препакостно». Как замечает Ю. В. Лебедев, «Второй круг жизненных странствий героя сопровождают последние разрывы». Это разрыв с семейством Кирсановых, со своим единственным другом, Аркадием; разрыв со своей любовью, расставание с Одинцовой — Базаров понимает, что испытывать судьбу бесполезно; наконец, чудовищный разрыв с самим собой — герой старается сохранить цельность своей личности и мировоззрения, однако ему это не удается.

Перипетии 2.1

Внутренний конфликт Базарова усугубляется в стенах родительского дома. В отчем доме жива память о детстве, здесь человек чувствует себя наиболее свободно и естественно, здесь «выходит наружу» естественность и непосредственность чувств, — то, что герой пытался подавлять в себе, вооружившись «новейшими теориями». Не потому ли Базаров так не любил бывать в родном доме? И сейчас он испытывает здесь «тоскливую скуку и глухое беспокойство». Он пытается занять себя медицинской практикой, помогая Василию Ивановичу, но его более ничего не радует в жизни.

Развязка 2.1

Внутренний конфликт здесь разрешается смертью героя . Во время одной из операций (вскрытие умершего от тифа мужика), Базаров заражается и вскоре умирает. Это становится развязкой внутреннего конфликта неразрешимой ситуации (глава двадцать седьмая).

Эпилог 1, 2

В последней главе действие переносится в Марьино, в поместье Кирсановых, мы узнаем о счастливых изменениях, происшедших в их семействе, о судьбе Павла Петровича. И в этой же главе мы переносимся в деревню, где живут родители Базарова. Тургенев заканчивает роман описанием сельского кладбища, где похоронен Базаров. Глава эта является эпилогом одновременно образа Базарова и образа Павла Петровича и всего семейства Кирсановых.

Условный круг замыкается: из родительского дома Базарова действие в последней главе вновь переносится в Марьино. Но здесь мы уже не наблюдаем передвижения героев. Действие далее переносится по воле автора. Из Марьина Тургенев вновь ведет нас в деревню родителей Базарова, на сельское кладбище. «Описанный полукруг» здесь повторяется дважды, сначала движение вперед, а затем на исходную точку его: родительский дом Базарова — Марьино — деревня родителей Базарова.

Попробуем совместить оба полукруга (непосредственное движение героев и перенесение в ту или иную точку действия по воле автора): Марьино (поместье Кирсановых) — город *** — Никольское (поместье Одинцовой) — деревня родителей Базарова — Никольское — город*** — Марьино — город *** — Никольское — деревня родителей Базарова — Марьино (здесь два полукруга смыкаются в единый круг) — деревня родителей Базарова. Так мы получаем единый условный круг, в котором движется все действие романа. Формально мы не можем назвать композицию кольцевой (впервые мы встречаемся с героями на Хохловских выселках, а расстаемся на кладбище, где похоронен Базаров, рядом с деревней его родителей), однако движение героев и авторский переход в ту или иную точку действия образуют единый, цельный круг.

Таким образом, по своей простоте, четкости, стройности и соразмерности композиция романа Тургенева близка к композициям пушкинских произведений.

Сюжет «Отцов и детей»

Экспозиция: главы I IX

Встреча: главы I – III . Экспозиция экспозиций

Марьино: главы IV – VI . Экспозиция: расстановка сил

Фенeчка: главы VIII – IX

Завязка: глава X – «СХВАТКА»

«Выход» Н.П.: глава XI

Город***: глава XII

Герр Ситников и Евдоксия Кукшина: глава XIII

Бал у губернатора: глава XIV

Завязка2: глава XV . Знакомство с Одинцовой



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы