Про деток, от рождения до школы

Ать, два левой!

Пьесы для школьного театра


Ирина Батюк

© Ирина Батюк, 2017


ISBN 978-5-4485-8282-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Шекспир отдыхает!

Шутка для школьного театра

Действующие лица:

Леша Романов – «Баюн», 14 лет – мастер розыгрыша, начинающий драматург.

Михаил Гуляйполе – «Сверчок», 14 лет – лучший друг Леши Романова.

Сергей Добровский – «Якорь», 15лет

Ваня Иванов – «Иван Иваныч», 14 лет.

Георгий Бойцов – «Гиря», 14 лет.

Екатерина Железнева – «Кэтметал», 15лет.

Юлия Коробкина – «Коробочка», 14лет.

Снежана Красавина – «Сидни», 14 лет.

Вера Разина – «Атаманша», 14 лет.

Лина Валентинова – «Валентинка», 14 лет.

Света Сорокина – «Мата Хари», 14 лет.

Действие происходит в наши дни.


Пролог

Действие происходит на авансцене. С лева за столом сидит Леша Романов и смеясь что-то пишет.

Леша. (отрываясь ) Все! Шекспир отдыхает! (потягиваясь ) Еще один шедевр закончил. (перекладывает листы ) Если бы, моя дорогая, тебя сняли в Голливуде – мы бы все Оскары взяли… Хотя с другой стороны, а зачем нам столько одинаковых «Осиков»…Так, что полежи золотце, отдохни, прежде чем отправишься к остальным в стол ждать когда твой автор созреет для славы. (перелистывая ) Вот здесь просто супер (смеется), здорово! (перелистывает) Ай да Леха!… (смеется, замечает зрителя) Привет! Вы, наверное, думаете, что за чудак сидит и хохочет сам с собой. Я – Леша Романов, для приятелей просто Баюн. Это потому, что пишу пьесы в тайне ото всех, и все в свою очередь делают вид, что ничего об этом не знают. Вот вырасту, обязательно стану знаменитым. А пока устраиваю своим друзьям прикол за приколом. Я так думаю – если не получилось ни одного розыгрыша за день, то на нем можно ставить крест – бесцельно прожитый день. А что друзья?! Нет, не обижаются… Мне так кажется. Они у меня знаете какие? Настоящие! Судите сами. (появляется Миша) Например – Миха Гуляйполе, фамилия ему от предков досталась веселая и сам он самый лучший друг, всегда рядом со своим веселым свистом, за что и назвали его сверчком. (Миша уходит. Появляется Сергей ) А это Якорь, тормоз для него слишком просто, а по паспорту Сережка Добровский. Не удивительно, что его ни разу никто не видел злым, его доброта прямо пропорциональна беззащитности. (Сергей уходит. Появляется Иван ) Иван Иванович… Странно, что некоторые родители обладают безграничным чувством юмора. Мало им было фамилии, они сыну еще и имя такое же дают. Когда Ваня представляется Иванов Иван, то сразу же автоматически становиться еще и Ивановичем… Поэтому лучший друг – книга, не дразнится и много пользы приносит, если не считать близорукость и очки. (Иван уходит. Появляется Георгий) Гоша Бойцов – спорт вытеснил из жизни все: железки на первом, втором и на третьем месте… Гиря она и в Африке гиря. (Гоша уходит. Появляется Катя) Еще одна поклонница метала – Катерина Железнева – правда поющего, фанатка… Так и говорит: «Я не Катерина Железнева – я Кэтметал». (Катя уходит . Появляется Юля ) Коробочка наша. Милейшее создание. Юленька Коробкина. Лучший подарок для нее – копилка. Сколько их у нее никто не знает. А на что копит, под страхом смерти не признается. (Юля уходит . Входит Снежана) Снежаночка Красавина – топ-модель пятой школы, к доске выходит, как на подиуме модель демонстрирует. Каждый день в новом прикиде. Недосягаема, горда и невозмутима… Выходит из себя при виде сломанного ногтя и тогда лучше держаться от нее подальше. (Снежана уходит. Входит Вера ) Наша Атаманша и имя у нее подходящее – Верка Разина. (поет) «Из-за острова на стрежень, ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля, выплывают расписные Стеньки Разина челны». Во где сила в руках, чуть, что так врежет и не смотри, что девчонка… с юмором у нее плохо.. (Вера выходит. Появляется Лина ) Лина Валентинова – романтическая натура, мечтает о большой любви как у Ромео и Джульеты, как у Отелло и Дездемоны, главное с красивым трагическим концом, что бы как в Гамлете: умерли все. (Лиина выходит. Входит Света) Мата Хари! Светка Сорокина! Убойный отдел отдыхает! Все узнает и быстрее телеграфа разнесет по всему свету. Пора сматываться… (уходит).

Света подходит к столу и находит рукопись. Читает, смеется..

Света. Опять Баюн пьесу накрапал… А что, смешно вроде… Возьму почитать. А завтра верну. Он и не заметит. Всегда так делаю, еще ни разу не рассекретил (прячет рукопись, уходит ).


Действие 1

Место отдыха в парке. Ранняя весна. Поют птицы. Появляется Миша.

Миша (насвистывая). Эх! Хорошо-то как. Весна!! Каникулы!! Хочешь – гуляй! А хочешь – спи! Свобода!!! Похоже, гуляю я один, а все еще спят. (Звонит) Леха! Вставай – нас ждут великие дела! Разбудил?! Всю ночь писал? ….. (звонит) Гиря, ты-то хоть не спишь? Это я Мишка! Где я? На нашем месте… Ну лады, жду.

Появляется Катя.

Катя. Птица Говорун отличается умом и сообразительностью!

Миша. Катька! Привет!

Катя. Кэтметал! Друг мой, Сверчок.

Миша. Знаешь – от свободы мысли склеились – столько планов….

Катя. Скажи просто авантюр…

Миша. Все легально: первое – можно на каток, пока не закрыли…

Катя. Да, весеннее занятие, всю зиму, поди, ждал.

Миша. Второе – можно в поход на лошадях…

Катя. Экстримал. Здорово! Только лошадку жалко…

Миша. Третье -…

Катя. Миха! В космос тебя не пустят. Лучше пойдем на концерт: к нам столичная группа приезжает с гастролями.

Миша (обижено ) Угу! Обязательно, вот только вату куплю для бируш…

Появляется. Сергей.

Миша. Ура в мужском полку прибыло!

Катя. Теперь вы вдвое больше сена для вашей коровки припасете!

Сережа. Миша. У тебя корова?

Миша. Нет, это у Катьки жало на языке….

Катя. Ну, Мишка, я тебе сейчас покажу жало (бегает за Мишей)

Сережа. А-а это вы дурачитесь. (садится и достает кроссворд… постепенно уходит в себя, решает)

Входит Ваня.

Миша. Ваня спасай – Кэтметал наступает…

Иван. (не отрываясь от книги) С каким счетом?…

Катя. Тут можно сказать третья мировая (выхватывая книгу) а он с книгой расстаться, не может… Что читаем?

Иван. Отдай… Ну вот закрыла…

Катя. Достоевский – «Идиот»…

Миша. Ну, ты уж слишком… зачем же так, может человеку нравятся серьезные книги…

Сергей. Ребята. Слово из пяти букв. Человек с ограниченными умственными способностями или роман Достоевского….. (пауза) не знаете?

Все начинают смеяться. Ваня забирает книгу.

Миша. Какой же я идиот!

Входит Вера.

Вера. А вот это мне нравиться! Самокритика вещь полезная, а главное товарищам приятно.

Катя. Вперед на баррикады! Вера зовет!

Иван. Вера права! Вам ха-ха, а я не помню страницу!

Катя. Видишь, как на тебя Достоевский действует…

Миша. Совсем зачах. Читал бы, что ни будь легкое, расслабляющее.

Иван. Что, например? Комиксы…

Вера. Мы не настолько примитивны… Можно прочесть детективы..

Ваня. То же мне классика..

Вера. Не скажи… я такой недавно читала….Сюжет супер..

Катя. Ну… не тяни.

Появляются Лина и Снежана. Присоединяются ко всем.

Вера. Значит так. Один крутой пахан, убил своего брата, что бы захватить его фирму, и женился на его вдове. И все бы ему сошло с рук, но его племянник, заподозрил что-то и вернулся из Англии, бросив учебу, и стал копать. Пока он разбирался, прикинулся так, малость, не в себе, что б дядька не заподозрил. Тут ему еще отец стал во сне являться, накажи, мол, обидчика. Ну, племянник и разошелся – всех на чистую воду вывел…

Миша. Что за детектив без трупов.

Вера. Трупов хоть отбавляй. Невеста племянника, и ее папаша. Матушка его, лучший друг, сам пахан, и племянник в конце… да совсем забыла, там еще бедный Йорик был…

Сережа. Трагедия Шекспира – шесть букв.

Иван. (Сереже ) Гамлет… Гамлет!

Сережа. Спасибо, подходит.

Лина. Вот они настоящие чувства! За такие и умереть не жалко!

Снежана. А я книг принципиально не смотрю?

Вера. Огласи принципы!

Снежана. Морщины на лбу – раз! Морщины у глаз – два! Морщины…

Миша. В мозгу – три!

Снежана. Много ты понимаешь. Красота это сила…

Иван. Цитирую: Красота спасет мир.

Снежана. Это Версачи сказал?

Ваня. Достоевский.

Снежана. Я русскими Кутюрье не интересуюсь.

3 года назад 2 года назад

Игра в школьном театре или кружке позволяет раскрыть таланты ребенка, учит выражать чувства и эмоции, сопереживать, работать в команде. С участия в любительском театре началась карьера многих известных актеров. В раскрытии талантов юного актера многое зависит от взрослых. Родители должны поддерживать ребенка, верить в его способности. Руководитель театра должен найти подходы к каждому начинающему актеру, выбрать правильную постановку, роли которые будут понятны детям разного возраста.

Пьеса для детского театрального кружка должна быть такой, чтобы в ней были задействованы все актеры. При распределении ролей необходимо учитывать пожелания ребенка, его особенности. Хорошо давать детям роли, которые радикально отличаются от их характера. Скромнику дать попробовать себя в роли сорванца или героя. А слишком активный ребенок пусть примеряет на себя образ спокойного и рассудительного героя.

Часто постановки ставят к праздникам или особым событиям – это следует учитывать при выборе сценария. Веселый и легкомысленный спектакль ко Дню Победы будет неуместен.

Для постановки пьес можно выбрать известное произведение, или составить собственный сценарий вместе с детьми. Немаловажно правильно подобрать музыкальное сопровождение спектакля, которое сможет улучшить восприятие художественного произведения. Музыка должна возникать в спектакле нечасто – акцентировать внимание на важных моментах постановки, усиливать настроение.

Ошибки руководителя театрального кружка:

  • выбор неподходящего произведения для постановки – дети не могут передать на сцене то, что не понимают, сыграть чувства, с которыми незнакомы;
  • большое количество в тексте длинных, заковыристых реплик – ребенку сложно их запомнить, он теряет интерес к постановке;
  • неподходящий материал для зрителя;
  • раздача мужских ролей девочкам и наоборот – дети плохо справляются с подобными задачами.

При выборе постановки необходимо учитывать возраст артистов и зрителей.

Особенности театральных постановок в младших классах

Дети с раннего возраста тянуться к театральному искусству неосознанно – в человеке изначально присутствует стремление к перевоплощениям и публичности. В младших классах участие в постановках позволяет ребенку отвлечься от тяжелых школьных будней, примерить на себя различные образы, испытать новые эмоции.

Спектакль помогает младшим школьникам приобрести новые навыки, помогает формировать целостное восприятие мира. Участие в театральных постановках дает ребенку возможность восстановить баланс между личным опытом и ежедневным потоком информации.

Для младших классов подходят сценарии на основе сказок, с участием любимых героев мультфильмов. Реплики должны быть короткими, запоминающимися, с понятным смыслом. В сюжете постановки должна прослеживаться линия борьбы добра со злом.

Можно выбирать любое произведение, интересное детям. Но совсем простые и известные сказки могут быть скучны зрителю. Поэтому нужно вносить в них что-то новое – делать героев современными, отправлять их в новые путешествия.

Чтобы постановка прошла успешно, необходимо правильно организовать процесс подготовки.

Основные стадии подготовки спектакля

  • Выбор произведения, коллективное чтение вслух. На этом этапе выявляют исполнительские интересы, распределяют роли.
  • Чтение пьесы по ролям, анализ произведения, определение основной темы и идеи.
  • Репетиция на сцене, составление рисунка спектакля.
  • Отработка постановки по частям, финальная репетиция спектакля.

При работе с младшими школьниками не стоит долго задерживаться на анализе пьесы. Деятельные и активные дети лучше усвоят содержание пьесы непосредственно на сцене.

Руководитель школьного кружка должен с первой репетиции добиваться от юного актера правдивой игры, учить правильно взаимодействовать с партнером по сцене.

Какие сценарии использовать для средних и старших классов

Для старших школьников можно брать готовые пьесы из классической, серьезной литературы. Это помогает подросткам лучше понять произведение, раскрыть в полной мере свой творческий потенциал. Но при этом постановка не должна быть длинной – задача руководителя умело сократить сюжет, оставить основные сюжетные линии, или же поставить небольшой отрывок.

Старшим школьникам нужно давать больше самостоятельности. После распределения ролей им нужно дать время на составление собственного представления о характере и образе героя. Подростки плохо воспринимают тотальный контроль и авторитарное руководство.

Важно подключать подростков к выбору музыкального сопровождения. Коллективный отбор музыкального материала увлекает детей, расширяет их кругозор. Такое совместное творчество дает школьникам возможность постичь общие законы искусства, учит создавать целостный и многогранный образ героя.

Подростки импульсивны, поэтому любят спорить. Нельзя допускать споров во время репетиций. Все обсуждения должны быть вынесены за пределы сцены.

Совместные репетиции в школьном театре помогают объединить детей, способствуют общению и раскрепощению. Театральный кружок учит детей плодотворному сотрудничеству, развивает эмоциональную сферу, воспитывает чувство сопереживания. Любительский театр формирует интерес и любовь к театральному искусству, развивает творческие способности.

Примеры сценариев

Новые приключения Красной Шапочки

(Красная Шапочка рвёт цветы в садике. Выходит из дома мама. У неё в руках корзинка с пирожками.)

Мама:

Красная Шапочка, дочка моя!
Ты к бабушке сходишь одна, без меня?
Хочу ей горячих послать пирожков.
Но дома так много работы,
А ты прогулялась бы к ней на часок,
И мне бы поменьше заботы…

Красная Шапочка:

До бабушки быстро я доберусь,
Ещё пирожки не успеют остыть,
Как будем у бабушки чай с ними пить.

Мама:

Вот славно, моя золотая,
Послушная ты какая.
Ты бабушке нашей привет передай –
И поскорей домой прибегай.

(Мама заходит в дом. Красная Шапочка останавливается между двух дорожек).

Красная Шапочка:

Эта дорожка ведёт через речку,
Здесь каждый день я гоняю овечку.
Лучше лесною дорогой пойду,
Эта дорога намного короче,
Быстрее до бабушки добегу.

(Красная Шапочка идёт, слышит какое-то пыхтение, останавливается в нерешительности)

Красная Шапочка:

Кто же может так пыхтеть?
Точно знаю не медведь,
Ой, теперь всё тихо,
Подойду-ка, посмотрю,
Я же не трусиха.

(Подходит к пеньку, увидела ежа, свернувшегося в клубок.)

Красная Шапочка:

Ёжик, это ты пыхтишь?
Что же ты теперь молчишь?

Ёжик:

Шум услышал я в кустах,
Думал там лисица.
Вот свернулся я клубком,
Она иголок-то боится.
Вот норку рою под пеньком,
Себе на зиму строю дом.
Подстилки мягкой наношу:
Мох, листики туда кладу,
Всё это пригодится.
А на подстилке на такой,
До самой до весны
Так хорошо мне спится.

Красная Шапочка:

Как интересно мне узнать,
Что ёж зимою будет спать!
Я думала, что лишь медведь
Всю зиму может прохрапеть.

И мы, ежи, зимою спим,
Проснёмся, малость поедим,
И снова спать охота,
Но чтоб зимой спокойно спать,
Сейчас нас ждёт работа.
Запасов надо накопить,
Подстилку лучше просушить.

Красная Шапочка:

Я знаю, ёжик ест грибы.
А что ещё-то любишь ты?

Ежик:

Люблю покушать я жучков,
Мышей и червячков,
Люблю ужей, лягушек, змей.
И много разных корешков.
С тобой прощаться неохота,
Но ждёт меня ещё работа.

Красная Шапочка:

И мне пора, ну что ж, дружок,
Держи-ка вкусный пирожок.
Гостинца бабушке несу,
Тебя я тоже угощу.

(Угощает ежа, он кивает ей головой в знак благодарности. Красная Шапочка идёт дальше. Вдруг на дереве видит ласточку.)

Красная Шапочка:

Эту птицу знаю я, что здесь делает она?
Дом её у нас под крышей,
Её я часто в поле вижу.
Это ласточка, ласточка-касаточка,
Целый день она летает,
Ловит комаров и мошек,
Даже, мама мне сказала,
Нам предсказывает дождик:
Если высоко летает -
Солнце целый день бывает,
А как низко опустилась -
Солнце сразу в тучи скрылось.

(Подходит ближе, ласточка её увидала.)

Ласточка: Что ты делаешь в лесу?

Красная Шапочка : Гостинца бабушке несу.

Ласточка :

А я сегодня так устала,
Над полем долго я летала.
Чтоб накормить своих птенцов,
Ловила мошек, комаров.
Сейчас готовимся к отлёту,
Сейчас у нас одни заботы:
Нам надо много есть, летать,
Птенцы должны сильнее стать,
Чтобы в дороге не отстать.
Решила отдохнуть часок,
И прилетела вот в лесок.
Проститься с лесом я хочу,
Уже сюда не прилечу,
Ведь скоро нам пора в дорогу,
Осталось времени немного.
Всех раньше улетаем мы,
Пока хватает мошкары.

Красная Шапочка:

Ладно, ласточка, пока,
Вот отведай пирожка.

Белка:

Девочка, подай грибок,
Обломился вот сучок.
Потом покрепче я найду,
На него грибок наткну.

Красная Шапочка :

А зачем тебе сучок?
Ты в дупло неси грибок.

Белка :

Я в дупло несу орешки,
А грибок там будет гнить,
Его надо просушить.
Вот посушится на солнце,
А потом несу в дупло.
Там и сухо, и тепло.

Красная Шапочка :

А зимою что ешь ты?
Лишь орехи и грибы?

Белка:

Я сейчас до холодов
Насушу себе грибов,
Наберу побольше шишек
И попрячу их повыше.
А наступят холода,
Сменю я платьице тогда:
Рыжий мех слиняет,
Серой шубка станет.
Никакие холода
Не страшны уж мне тогда.
Гнёздышко своё устлала
Мягким тёплым мхом,
И когда зима настанет -
Появятся бельчата в нём.
Вот поэтому запасов
Нужно больше сделать мне.
Их храню в лесу повсюду,
Не в одном дупле.
Где лежат мои припасы,
Я не потеряю,
Кладовые все свои
Я запоминаю.
Всё тебе я рассказала,
Ладно, дальше поскакала.

Красная Шапочка :

Белочка, давай дружить,
Тебя хочу я угостить.

(Угощает белочку пирожком, та благодарит, нюхает пирожок).

Его я тоже засушу,
И в запасы положу.

Заяц:

Ой, ой, ой! Ты кто такая?
Напугала ты меня,
Я и так трясусь полдня.
Снова осень наступает,
Шубка заячья линяет.
Эти дни всего страшнее -
Лапы стали вот белее,
Видно издали меня.
Я не сплю ни днём, ни ночью,
И всего боюсь я очень,
Жду, скорей пришла б зима.
На снегу не виден я.

Красная Шапочка :

Успокойся, не трясись,
Пирожком вот угостись.
Очень жалко мне тебя.
Станем мы с тобой друзья.
Буду в лес я приходить,
И еду тебе носить,
Чтоб ни волка, ни лисы
Не встречал ты до зимы.

Заяц:

Раз уже уходишь ты,
Прыгну снова я в кусты.
Хоть ничего в них не видать,
Безопасней там дрожать.

Красная Шапочка :

Мышка, ты куда спешишь?
Ты со мной поговоришь?

Мышка :

Несу в норку колоски,
Ты мне лучше помоги.
С поля хлебного бегу,
Нести много не могу,
Очень надо мне спешить,
Хлеб-то могут весь скосить,
А у меня пока запасов маловато.

Красная Шапочка :

А что ты запасаешь?
Что в норку собираешь?

Мышка :

Люблю покушать я зерно,
В разных колосках оно.
Овёс и просо, и ячмень
Ношу я в норку целый день,
Люблю я рожь и кукурузу,
Да и пшеница не в обузу.
Больше я не запасаю.
Зимой беды совсем не знаю.
Но не просто это всё,
Ведь у меня врагов полно.
Днём коршунов боюсь, лисы,
А ночью я боюсь совы.

Красная Шапочка :

Всё это так тревожно,
Будь ты осторожна.
Тебя сейчас я угощу
И к бабуле поспешу.

(Мышка принимает пирожок, кивает ей и Красная Шапочка дальше и видит барсука).

Красная Шапочка :

Барсучок, дружочек мой,
Ты идёшь к себе домой?

Барсук:

Брожу по лесу я с утра,
Унюхал вкусный запах я.
Да это из твоей корзины
Так пахнет ягодой малиной.

Красная Шапочка:
Иду я к бабушке своей,
Несу гостинцев вкусных ей.
Если хочешь, угощу
И с тобой поговорю.
Расскажи мне, где твой дом?
Каковы запасы в нём?

Барсук:

Дом устроил я в норе,
А нора моя в бугре.
Я когтями землю рою,
Очень прочный домик строю,
В нём ходов не сосчитать.
А зимою буду спать.
Я запасов не храню,
До весны я крепко сплю.
А сейчас я много ем,
Растолстел уже совсем,
Корешки зимой копаю,
Дождевых червей ловлю,
Желудей насобираю,
И лягушек я люблю.

Красная Шапочка :

Я лягушек не ношу,
А пирожком угощу.
Интересен твой рассказ,
До свидания, в добрый час!

Лиса:

Как проводишь, Миша дни?
Коротки они тебе.

Медведь:

Вот хожу, и жир коплю,
Очень скоро захраплю.
Сделал я себе берлогу,
Обустроил понемногу.
Только станет холодать,
Я туда залезу спать.
Вот по лесу я хожу;
Корм себе я нахожу.
Я не брезгую ничем:
Насекомых всяких ем,
Корешки себе нарою
Или с дичью пир устрою.
Ем малину я и мёд,
Если только повезёт.
Как твои дела, кума?
Скоро ведь уже зима.

Лиса:

Всё, лисе, мне нипочём.
Я себе не строю дом.
Я зимой мышей мышкую -
Их под снегом носом чую.
На снегу следы читаю
И охоту начинаю.
Зазевался ли зверёк
Или просто занемог,
Я его и настигаю,
И всегда сыта бываю.
Я зимы-то не боюсь,
Только краше становлюсь,
Мех мой скоро погустеет,
Ещё больше порыжеет.
Мне зимою не до сна,
Буду я лиса-краса.
Говорит медведю:
Пойдём, тебя я провожу
И малинник покажу.

(Они уходят. Красная Шапочка выходит из кустов, смотрит им вслед).

Красная Шапочка :

Испугалась не на шутку,
Подожду ещё минутку.

(В это время из леса появляется Волк. Он видит Красную Шапочку, стоящую к нему спиной).

Сегодня что-то необычно
Уж больно мне везёт с добычей.
Еда, как будто бы во сне,
Сама идёт навстречу мне.

(Подходит к Красной Шапочке) Что ты делаешь в лесу?

Красная Шапочка (испуганно) Гостинца бабушке несу.

Волк: Да уж, пахнет очень вкусно!

Красная Шапочка : Это пирожки с капустой.

Угощайся, говорю.
Волк: Я капусту не люблю!
Мне бы мяса и побольше!
Чтобы хватило бы подольше,
Вот тебя, наверно, съем,
А пирожки мне незачем.

Красная Шапочка :

Ну не ешь меня, прошу,
Я ведь к бабушке спешу.

Волк:

Ну, а мне-то всё одно -
И её съем заодно.

(В это время из леса выходят два охотника).

1 охотник :

Ну-ка, волк, остановись,
Лучше с нами ты сразись.

2 охотник :

Долго мы тебя искали,
Но на след на твой напали,
И теперь, как ни крути,
От ответа не уйти.

(Волку удаётся убежать)

1 охотник :

Удалось ему сбежать,
Что ж, придётся догонять.

(Они уходят. Красная Шапочка выходит из укрытия).

Красная Шапочка :

Надо мне поторопиться,
Вдруг опять что приключится.
Вон избушка-то видна,
Ждёт уж бабушка меня.

Бабушка :

Здравствуй, внученька моя,
По тебе скучала я.
Красная Шапочка:
Ой, бабуленька, прости,
Задержалась я в пути.
Я, пока к тебе бежала,
Очень многое узнала:
Где живут лесные звери,
Как готовятся к зиме,
Кто из них, как друг, прекрасен,
Кто-то очень уж опасен.
Даже кой-кого потом
Угостила пирожком.
Вот гостинцы принимай,
С ними пить мы будем чай.
А потом меня проводишь
И со мною к маме сходишь.

Тень Достоевского

Действующие лица:

Ведущие, чтецы.
Тень Достоевского.
Духи.
Иван Петрович, рассказчик.
Николай Сергеевич Ихменев, мелкопоместный дворянин.
Наташа Ихменева, его дочь.
Старик Смит.
Нелли, его внучка.
Место действия - Петербург.
Время действия - сороковые годы 19 столетия.
В Прологе и Эпилоге действие происходит в наше время в одной из школ.

Пролог

Актовый зал школ. На заднем плане портрет Достоевского, юбилейная дата -175. Импровизированная книга больших размеров «Униженные и оскорбленные». Фортепьяно. На нем стоят зажженные свечи. В оформлении преобладают классические цвета: черный, белый, красный.

Первый ведущий . (Поднимается на сцену с книгой «Униженные и оскорбленные», садится в кресло и внимательно читает строки из романа).
Но боже, как она прекрасна! Никогда, ни прежде, ни после, не видал я ее такою, как в этот роковой день. Та ли, та ли это Наташа, которая, еще только год назад, не спускала с меня глаз. Та ли это Наташа, которая там, в той комнате, наклонив головку и вся загоревшись румянцем, сказала мне: да. Раздался густой звук колокола, призывавшего к вечерне.

(Звучат колокольные звоны)

Она вздрогнула (Последние слова читает на фоне колокольного звона). (Встает, обращается к зрителям)

Вы знакомы с Достоевским? Вы читали его книги? Смотрите, смотрите… (показывает вдаль) он там. Я вижу его глаза - темные-темные. Они черны от страданий. Это Достоевский.

(Гаснет свет, появляется тень Достоевского).
Тень Достоевского . Да! Я Достоевский, Федор Михайлович. Родился в Москве, на улице Божедомка. Печальное зрелище представляет этот уголок. Рядом кладбище, где обрели свой последний покой бродяги, преступники, самоубийцы.

Призраки . …убийцы, убийцы, убийцы…

Тень Достоевского. Я прошел через страдания, боль и унижения…

Призраки …нижения, нижения, нижения…

Первый ведущий. Вот он… Вот он сидит, положив ногу на ногу, нервно замкнул руки на колене, задумался глубоко, тяжко и страшно. В это время он пишет роман «Униженные и оскорбленные».
Достоевского знает весь мир.

Действие 1

Петербург. Набережная.

Второй ведущий . Уважаемые зрители! Мы приглашаем вас в Петербург Достоевского. Город контрастов, город богатства и нищеты. Вы увидите несколько фрагментов из романа «Униженные и оскорбленные». (Открывает книгу). Две сюжетные линии представлены в нем. Первая - история семьи Ихменевых. Наташа, влюбившись в сына князя Валковского - Алешу, и, не получив родительского благословения, уходит к нему из дома. И за это ее проклинает отец. Однако ветреный и легкомысленный Алеша влюбляется в богатую дочь Катю и женится на ней.

Третий ведущий . Унижен и оскорблен отец Наташи - Николай Сергеевич. Для него уход дочери - позор. Не меньше страдает и мать. Тяжелей всех Наташе. Во имя глубокого чувства к Алеше девушка забывает обо всех своих прежних привязанностях. Любовь Наташи - это самопожертвование. Повествование ведется от лица писателя Ивана Петровича. Знакомьтесь, Иван Петрович!

Явление 1.
Иван Петрович
. (Первый чтец выходит на сцену).

Родился я не здесь, а далеко отсюда. Должно полагать, что родители мои были хорошие люди, но оставили меня сиротой еще в детстве, и вырос я в доме Николая Сергеевича Ихменева, мелкопоместного помещика, который принял меня из жалости. Детей у него была одна только дочь, Наташа, ребенок тремя годами моложе меня. Мы росли с ней как брат с сестрой. (С умилением).

О, мое милое детство! Как глупо тосковать и жалеть о тебе на двадцать пятом году жизни и, умирая, вспомянуть только об одном тебе с восторгом и благодарностью. Тогда на небе было такое ясное, такое непетербуржское солнце и так резво и весело бились наши маленькие сердца. Тогда кругом были поля и леса, а не груды мертвых камней, как теперь. Что за чудный был сад и парк в Васильевском. В тот сад мы с Наташей ходили гулять, а за садом был большой сырой лес, где мы дети оба раз заблудились…

Золотое, прекрасное время! (Мечтательно). Мы с Наташей на берегу, держась за руки, с боязливым любопытством заглядывали вглубь и ждали, что вот-вот выйдет кто-нибудь к нам или откликнется из тумана с овражьего дна и нянины сказки окажутся настоящей, законной правдой. Сейчас вы увидите и Наташу и узнаете о том, кто погубил ее, кто разбил мое счастье.

Явление II. Самопожертвование.
Набережная, Иван Петрович сидит на скамейке.
Иван Петрович (рассказывает зрителям). Она шла молча, потупив голову и не смотря на меня.
Наташа (шепотом). Душно. Сердце теснит… Душно!
Иван Петрович . (Быстро поднимается со скамейки). Воротись, Наташа!
Наташа (с тоской). Неужели ты не видишь, Ваня, что я вышла совсем, ушла от них и никогда не возвращусь назад.
Иван Петрович (к зрителям). Сердце упало во мне. Все это я предчувствовал, еще идя к ним. Но теперь слова ее поразили меня как гром.
Наташа . Ты винишь меня, Ваня?
Иван Петрович . Нет, но… но я не верю; ведь этого быть не может!
Наташа . Нет, Ваня, это уже есть! Я ушла от родителей и не знаю, что с ними будет… Не знаю, что будет со мною!
Иван Петрович . Ты к нему, Наташа? Да?
Наташа . Да.
Иван Петрович . Но это невозможно. Наташа! Бедная ты моя! Ведь это безумие. Ведь ты их убьешь и себя погубишь. Знаешь ли ты это, Наташа!
Наташа . Знаю, (с отчаянием) но, что же мне делать, не моя воля.
Иван Петрович . (Пытается задержать ее.) Воротись, воротись, пока не поздно. (Умоляя.) Понимаешь ли ты, Наташа, что ты сделаешь с отцом. Ведь это убьет его сразу! Стыд! Позор и от кого же? Ведь ты его дочь, его единственное, бесценное дитя! А мать! Опомнись. Неужели же ты так его полюбила? (Наташа опускается на колени, закрыв лицо руками, плачет).

Иван Петрович . Да разве князь про вашу любовь знает?

Наташа . Знает, все знает.

Иван Петрович . Да ему кто сказал?

Наташа . Алеша же все и рассказал!

Иван Петрович . Господи! Что же у вас происходит?

Наташа . Не вини его, Ваня! Его судить нельзя. Он ребенок, его и воспитали не так. Разве он понимает, что делает? Я уж решилась, если я не буду при нем всегда, постоянно, каждое мгновение, он разлюбит меня, забудет и бросит. Уж он такой, его всякая другая за собой увлечь может. А что же я тогда буду делать? Я тогда умру. Да что умереть! А вот каково жить-то мне без него?

Иван Петрович . Измучает он тебя, да и ты его тоже. Слишком уж любишь ты его, Наташа, слишком. Не понимаю я такой любви!

Наташа . Да, люблю, люблю, как сумасшедшая!

Иван Петрович . Нет, это какой-то ад, Наташа. Что ж ты теперь прямо к нему?

Наташа . Нет! Он обещался сюда прийти.

Иван Петрович . И его еще нет. (Возмущенно). И ты первая пришла.

Наташа . Он, может быть, и совсем не придет. (Она крепко стиснула руку Ивана Петровича.)

Иван Петрович . (Весь подавшись вперед, закричал). Вот он!

Наташа . А-ле-ша! (Бросилась бежать навстречу).

Иван Петрович . (Зрителям). Через минуту она уже оказалась в его объятиях. Краска залила ее бледные щеки. Наташа смеялась и плакала.

(Звучит «Вечерний звон»)

Третий ведущий . (Переворачивает страницу книги). Униженная и оскорбленная в своих лучших чувствах, Наташа возвращается к своим бедным родителям. Отец после долгих и мучительных колебаний прощает ее.

Явление III. Прощение .

Комната в доме Ихменевых. Дверь справа. Посредине кресло.

Николай Сергеевич . Наташа, где моя Наташа! Где она? Где дочь моя! Отдайте мне мою Наташу. (Бросается к двери). Где? Где она? (Вбегает двери). Где? Где она? (Вбегает Наташа, Николай Сергеевич несет ее на руках в кресло, падает перед ней на колени).

Николай Сергеевич . Друг мой! Жизнь моя! Радость моя! Дитя мое!

Наташа. Встаньте, папаша, встаньте же.

Николай Сергеевич . Нет, Наташа, мне надо у твоих ног лежать до тех пор, пока ты не простишь меня. Я отверг тебя. Я проклинал тебя. Что же ты не шла ко мне? Ведь ты знала, как я принял бы тебя! О, Наташа, ведь ты помнишь, как я прежде тебя любил. Я бы душу из себя вынул, сердце свое к ногам твоим положил бы! Да ведь я … слушай, Наташа: да ведь я часто к тебе ходил, и мать не знала, и никто не знал, что под окнами у тебя стою. Слышало ли твое сердечко, что я тут под окном?

А сколько раз зимой ночью на твою лестницу поднимусь, прислушиваюсь, не услышу ли твоего голоска? Не засмеешься ли ты? (Он встал, приподнял ее из кресла, крепко прижал к груди). Она здесь опять, у моего сердца! О, благодарю тебя, боже, за все, и за гнев твой, и за милость твою. (К зрителям, взявшись за руки). О! Пусть мы униженные и оскорбленные, но мы опять вместе. Пусть бросят в нас камень! Не бойся, Наташа. Мы пойдем рука в руку, и я скажу им, это моя дорогая, это возлюбленная дочь моя, это безгрешная дочь моя

Действие II.

Актовый зал школы.

Первый ведущий . Но не эта сюжетная линия «Униженных и оскорбленных». Ее перекрывает другая, получившая завершение в эпилоге - история Нелли и всего семейства Смитов. Старик Смит со своей собакой Азоркой, судьба которой была какими-то таинственными, неведомыми путями соединена с судьбою ее хозяина. Мать Нелли, отвергнутая отцом, просящая милостыню на улицах Петербурга и умершая в сыром подвале. И, наконец, сама Нелли, несчастная, брошенная всеми. (Переворачивает страницу книги).
Явление I. Смерть Смита.

(выходит II чтец).

Второй чтец . Старик засуетился еще больше прежнего, нагнулся поднять свой платок, старый, дырявый синий платок, выпавший из шляпы, и стал кликать свою собаку, которая лежала, не шевелясь на полу, и, по-видимому, крепко спала, заслонив свою морду обеими лапами.

Азорка, Азорка! - прошамкал он дрожащим, старческим голосом. - Азорка! Азорка не шевельнулся. - Азорка! Азорка! - тоскливо повторял старик и пошевелил собаку палкой, но та оставалась в прежнем положении. Палка выпала из его рук. Он нагнулся, стал на оба колена и обеими руками приподнял морду Азорки. Бедный Азорка! Он был мертв. Он умер неслышно, у ног своего господина, может быть от старости, а может быть, и от голода. Старик с минуту глядел на него, как пораженный, как будто не понимая, что Азорка уже умер; потом тихо склонился к бывшему слуге и другу и прижал свое бледное лицо к его мертвой морде. Прошла минута молчанья. Все мы были тронуты… Наконец, бедняк приподнялся. Он был очень бледен и дрожал, как в лихорадочном ознобе. Подали коньяк. Старик машинально взял рюмку, но руки его тряслись, и, прежде чем он донес ее к губам, он расплескал половину и, не выпив ни капли, поставил ее обратно на поднос. Затем, улыбнувшись какой-то странной, совершенно не подходящей к делу улыбкой, ускоренным, нервным шагом вышел из кондитерской, оставив на месте Азорку. Все стояли в изумлении.

Второй ведущий . Большое художественное достижение Достоевского - реалиста - образ Нелли. Она прошла через муки ада, ее бунт полон трагизма.

Явление II. Смерть Нелли .

(Выходит I чтец).

Первый чтец .- Ваня, - сказала она едва слышным голосом, потому что была уже очень слаба, - я скоро умру. Очень скоро, и хочу тебе сказать, чтоб ты меня помнил. На память я тебе оставлю вот это (и она показала мне большую ладанку, которая висела у нее на груди вместе с крестом). Это мне мамаша оставила, умирая. Так вот, когда я умру, ты и сними эту ладанку, возьми себе и прочти что в ней есть. Я и всем им сегодня скажу, чтоб они одному тебе отдали ладанку. И когда ты прочтешь, что в ней написано, то. поди к нему и скажи, что умирая, его я не простила. Скажи ему тоже, что я Евангелие недавно читала. Там сказано: прощайте всем врагам своим. Ну так я это читала, а его все-таки не простила, потому что когда мамаша умирала и еще могла говорить, то последнее, что она сказала, было: «Проклинаю его», ну так и я его проклинаю, не за себя, а за мамашу проклинаю…

Говоря это, Нелли побледнела, глаза ее сверкали, и сердце начало стучать так сильно, что она опустилась на подушки и минуты две не могла проговорить слова.
- Позови их, Ваня, - сказала она, наконец, слабым голосом, - я хочу с ними со всеми проститься. Прощай, Ваня!
Через два дня она умерла. Помню, как старик убирал ее гробик цветами и с отчаянием смотрел на ее исхудалое мертвое личико, на ее мертвую улыбку, на руки ее, сложенные крестом на груди. Он плакал над ней. Анна Андреевна сама отдала мне ладанку, которую сняла с ее груди. В этой ладанке было письмо матери Нелли к князю. Я прочитал его в день смерти Нелли. Она обращалась к князю с проклятьем, говорила, что не может простить ему.

Если вы не отвергните Нелли, то, может быть, там я прощу вас, и в день суда сама стану перед престолом божьим и буду умолять судию простить вам грехи ваши. Нелли знает содержание письма моего. Но Нелли не исполнила завещания, она знала все, но не пошла к князю и умерла непримиренная.
Второй ведущий . Таким образом, изображая судьбу Наташи Ихменевой и Нелли, Достоевский дает как бы два ответа на вопрос о страдающей личности, с одной стороны - просветленное смирение, а с другой – проклятие всему несправедливому миру. Прочитайте роман «Униженные и оскорбленные», и вы убедитесь в этом сами. А кого-то Достоевский оставит на распутье (закрывает книгу).

Эпилог .
(Ведущий проходит по сцене). Первым психологом мировой литературы назвал Достоевского Томас Манн. (Гаснет свет. Темно. Появляется тень Достоевского.)
Тень. Талант мой называют жестоким.
Духи. …оким, оким, оким…
Тень. А разве это - нежестоко…
Духи. … око, око, око…
Тень. … когда людям идти некуда.
Духи. …некуда, некуда, некуда…
Тень. Не вините их. Я завещал каждому грешнику – поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты перед ней согрешил. (колокольный звон).

Страница 1 из 21

Студенты театральной труппы «Остров Сокровищ» под руководством Елены Лебедевой. Сборник одноактных пьес для постановки с детьми 10–12 лет
Детская драматургия

Каждая театральная студия, работающая с детьми и ориентированная на то, чтобы быть интересной не только ее участникам, рано или поздно сталкивается с проблемой недостатка драматургического материала.
Эта проблема становится особенно острой в тех студиях, где руководитель-педагог работает над развитием каждого ребенка, стараясь распределить творческую нагрузку в первую очередь в соответствии с потребностями и – после – со способностями членов детского коллектива. Такой подход, в частности, обуславливает поиск значимых ролей для каждого студийца. Совершенно очевидно, что в крупных формах достигнуть такого баланса чрезвычайно сложно, и этим объясняется высокая востребованность миниатюр и коротких одноактных пьес.
Одним из решений данной проблемы может стать работа со студийцами над созданием собственных драматургических произведений, что, в свою очередь, дает возможность ребятам лучше понимать, что такое актерская задача, событие, конфликт, и тем самым более качественно работать над своими ролями в постановках.
Наиболее простым и понятным для школьников жанром является сказка, однако этот жанр таит в себе и немало сложностей при попытке создавать сказки, актуальные для старших подростков. Ситуация упрощается
в условиях разновозрастного студийного коллектива: в нем старшие вполне могут писать пьесы-сказки для актеров более младшего возраста, создавая дополнительный элемент для укрепления театрального коллектива.
По этому пути в свое время пошла и театральная труппа детской организации «Остров Сокровищ» под руководством Елены Лебедевой. После обучения основам драматургии члены театрального отряда в летнем лагере создавали собственные одноактные пьесы, которые впоследствии ставились на театральных фестивалях в том же лагере или в школе с младшими подростками из 5–7 классов. Надо признать, что не все работы ребят обладали достаточным качеством для того, чтобы считаться законченными драматургическими произведениями и быть интересным для постановки. Тем не менее, как уже отмечалось ранее, сама работа над пьесами развивала ребят как актеров. Кроме того, как законченные, так
и незаконченные пьесы давали пищу для драматургического разбора: поиска ошибок и путей их решения.
В этом сборнике вашему вниманию предлагаются работы старшеклассников, созданные в профильном летнем лагере детской организации «Остров Сокровищ» и выдержавшие постановки с участием ребят помладше и руководителя проекта. Авторы надеются на то, что эти пьесы помогут руководителям театральных студий как в решении проблемы поиска драматургического материала, так и для работы со старшими студийцами по анализу драматургического материала.

Разделы: Внеклассная работа

СУНДУК ИГРУШЕК

Действующие лица:

Волшебник

Иванушка

Папа Длинноух

Зайчонок Пушок

Хамелла-обезьяна

Участники-дети в зрительном зале.

На праздничную сцену вдруг выкатывается большой сундук Волшебника. В сундуке куклы и игрушки. Надо придумать так, чтобы сундук открывался и из него выпрыгивали будущие участники спектакля. Может быть это будет разрез на заднике сцены, откуда появляются юные артисты волшебно и сказачно.Под музыку входит Волшебник и делает фокусы, танцует и кланяется детям.

Волшебник: Здравствуйте дети и родители! Я-Волшебник! Наколдовал я сегодня, ребята, целый сундук игрушек, чтобы на празднике веселее было!

(Открывает сундук)

Волшебник: Эй, девчонки-красавицы, покажитесь-ка скорее!

(Под музыку появляются девочки-куклы)

1-я кукла: Я-Оля!

2-я кукла: Я-Ксюша!

Волшебник: Вот какие красавицы! Ну, так бы и расцеловал!

Оля: Ой, не надо, у нас щёчки накрашены, мы выступать собрались.

Ксюша: Да-да, мы куколки -красавицы, петь и танцевать будем!

Оля: Волшебник, а музыка будет?

Волшебник: Будет, девчата! Вот смотрите! (Хлопает, волшебно разводит руками, и из сундука появился Иванушка с балалайкой. Иванушка похож на скомороха- ряженого, разрисованный как куколки).

Иванушка: Балалайка звонкая да весёлая, заиграй на празднике! (Слышен звук балалайки)

А, ну-ка, танцуйте девчата и пойте вместе с ребятами!

(Девочки запевают и танцуя приглашают детей из зала, тоже потанцевать)

Волшебник: Ай, да молодцы, ребятишки!

Молодец Иванушка! Только вот, здравствуйте, всем не сказал.

Иванушка: Ой, извините меня. Здравствуйте, дети! Я так устал в сундуке сидеть. А, еще мохнатая Хамеллка щипаться начала.

Волшебник: Да, а я и забыл про неё. (Хлопнул в ладоши и выпрыгнула обезьяна)

Это и есть обезьяна Хмеллка. Она заводная, на батарейках работает и с ней всё что-то происходит. Невоспитанная она, дразнится, обзывает, язык показывает, дерётся:И всё норовит украсть чего-нибудь! Вот беда:

Хамеллка: Ха-ха-ха:Счастливо оставаться, а я пойду кувыркаться! (кувырок).

Волшебник: Стой, стой! А приветствие ребятам? Вон их сколько в зале собралось!

Хамеллка: (рассматривает детей) О! Смотрите! Да, тут самые плохие сидят. Да и учатся-то наверное плохо! Да, я всем сейчас щелбанов надаю! (она двинулась в зал, Волшебник её останавливает) :Вот один мальчик меня назвал Охамеллка, а другой Офигеллка, вот!

Волшебник: Как тебе не совестно? Ведь ты на празднике!

Хамеллка: Не нужен мне ваш праздник! У вас тут радость одна, а я этого терпеть не могу.

Мне бы обмануть кого:? Пока! (убежала).

Волшебник: Не будем унывать, дети! А, ещё встречайте добрых зверей!

(Из сундука выползает Папа Длинноух, затем Мама Зая и далее зайчонок Пушок)

Мама Зая: Здравствуйте, дети! Какие вы все миленькие! Ну, прямо как мой сыночек Пушок. Сыночек, поздоровайся с ребятами.

Зайчонок Пушок: (стесняясь):До свидания, ребята!:.Ой, я хотел сказать, здравствуйте!

(Вдруг на сцену вбегает Хамеллка, она свистит в свисток, как бы всех обсвистывает и оглушает. Увидев Пушка она пристально смотрит на него. В лапах у неё большой мешок, чтобы зайчонок мог в него поместиться)

Хамеллка: (Маме Зае) Привет, Лапоухая! Я подарочек принесла! Глядите все! Вот у меня мешок, а в нем что-то есть. (Подошла к Пушку). Подойди ко мне деточка:Дай тёте лапку.(Пушок подаёт лапку) Дай, я тебя деточка поцелую:(Пушок отбегает от нее за Маму Заю). Ой! Какой глупый зайчонок. В мешке "СНИКЕРС"! Достань его:ну-ну, скорее малыш:(Пушок полез в мешок и ищет.Обезьяна быстро завязывает мешок и орёт)

Хамеллка: А теперь, Лапоухая, вы меня будете кормит, поить и менять батарейку! А не будете, я вашего Пушка с голоду уморю! Прощайте! (утащила мешок с зайчонком).

Папа Длинноух: (До сих пор не отрывался и в стороне читал газету не реагируя на происходящее вокруг) Здесь что-то случилось?:Я слышал какой-то крик?

Мама Зая : :Боже! Я падаю в обморок!!! (падает).

Папа Длинноух : Боже! Моя Зая! Что с вами? (поднимает её)

Мама Зая : Скорее, туда! Сынок! Мой сыночек:.(Папа и Мама убегают).

Волшебник: Вот видите как всё не приятно получилось. Но, что будет дальше вы обязательно увидите. Наколдую-ка я лес. (Хлопнул в ладоши и появились елочки и пень где сидит Пушок, а рядом обжора обезьяна достает морковку из корзины)

Пушок: (Плачет) Тётя Фрикаделька, дайте мне, пожалуйста, морковку.

Хамеллка: Что-о-о! Ни какая я не Фрикаделька! Я самая смелая обезьяна Хамеллочка! Так вот. Ты вчера одну морковку получил?:Получил! Хватит с тебя!

Пушок : Жадная Вы и никого не любите.

Хамеллка : Как это не люблю?! Я себя люблю! (обнимает себя,хвостик целует):Ой, что это со мной! (говорит на распев) Я даже лапой двинуть не могу-у-у:Пушок, помоги мне, зови всех сюда-а-а:у меня батарейка кончилась:Спасите-е-е-ееее:.

(Вбегает Иванушка, за ним все участники представления)

Иванушка: Смотрите все, что это за тряпка лежит? Оля! Ксюша! Скорее сюда! (вбегают девочки-куклы) Смотрите девчонки, щипалка лежит. Правда на тряпку похожа?

Хамеллка: (нараспев) Это:не тряпка:это я -я-я-я-я-я-я::..

Мама Зая: (вбегает) Мой Пушок!

Папа Длинноух: (вбегает) Ура! Наш сыночек! (все обнимаются).

Волшебник: (Обезьяне) Ох, и злая ты, да жадная! Зайчонка украла! Праздник хотела сорвать!

Хамеллка: Это не я виновата:У меня батарейка кончилась:(ревёт).

Волшебник: Ну, что, ребята, поможем ей? :Ведь праздник сегодня у нас!

Иванушка: Да и жалко её. Без нас она пропадет.

Оля и Ксюша: Да, очень жалко!

Оля: Её надо спасать. Бежим за батарейкой!

Волшебник: Стоп, друзья! Чего только нет у меня в сундуке. Вот и батарейка новая.

(Вставляет в спину обезьяне батарейку)

Хамеллка: (Как пружина села, лапы растопырив) Вот я и задвигалась! (смотрит на окружающих) Простите меня! : Возьмите меня к себе жить!:? (заплакала) Это не я виновата: Ведь я добрая и умею по деревьям лазать. Я буду вам орехи собирать:

Волшебник: Ну,как, ребята, возьмём?!

ВСЕ: Возьмем!

Хамеллка: :(трогательно) Спасибо, вам всем!!! Простите меня глупую. Я ведь добренькая:

Теперь я буду воспитывать себя всю жизнь! Дайте, я вас всех поцелую!!!

(Иванушка опять заиграл на балалайке. А обезьяна бегает среди зрителей, целует их и из корзиночки раздаёт детям орешки, конфеты:И начались пляски да песенки).

НЕСМЕЯНОЧКА

Сценарий для театральной студии школьников с частушками да топотушками.

(Репертуар театра-студии “ Росток” школы №95 г.Железногорск, Красноярский край)

На сцену выбегают смешные Скоморохи-Глашатые. Они танцуют и кувыркаются.

Затем выбегает Петух и кукарекает. Заиграл баян и народ хороводы водит под народное пение)

В деревушке безымянке,
За речушкой Неназванкой,
Жил Емеля молодой,
Не женатый, холостой!
Ой-ля, да ой-ля-ля,
НЕ женатый, холостой! (с повтором)

Рядом в тереме царя,
Дочь-красавица жила,
Таня замуж захотела,
День и ночь она ревела…

ОЙ-ля, да ой-ля-ля,
День и ночь ревела…(с повтором)

Глашатые выносят свитки с Указом Царя Егорки. Они на всю округу голосят объявление)

Глашатые: (вместе) УКАЗ! Кто царевну Несмеяночку рассмешит, потешит, за того её царь замуж отдаст!!!

(вбегает Царь и ударяет посохом)

ЦАРЬ: Да-да! Замуж отдам, и во дворце жить будет!

МАМКА: Царь-батюшка! Встречай свою ненаглядную…Красны девицы доченьку ведут!

(девочки усаживают Несмеяночку на трон, где царевна начинает притворно плакать, что есть мочи)

ЦАРЬ: Ну, вот, опять заревела. Все за мной! Царский Указ выполняить! (все убежали)

МАМКА: (на рёв царевны) Да, тут я, царевна! Здесь я, милая! Чего тебе красавица?

Несменочка: Вели сани запрячь. Хочу в лесу покататься.

Мамка: А в лесу звери дикие. Что ты голубушка?

Несмеяночка: Хочу, хочу к зверям! А-а-а…(продожает притворно реветь)

Мамка: Не плачь, не плачь ненаглядная! Я вот тебе поесть принесу. (ушла и тут же вносит поднос с гусем)

Вот тебе, царевна, гусь белокрылый, яблоками да ченосливом начинённый. Вкусно-то как!

Несмеяночка: Боюсь я гуся, он кусается. А-а-а….

Мамка: Кусается?! Да ведь он не живой, а жареный.

Несмеяночка: Всё-равно, и жареный кусается….А-а-а…

Мамка: На-ко, вот пирожки отведай. Вот этот с капустой. (Царевна вертится от пирожков)

А вот этот с мясом….Этот с вареньем.

Несмеяночка: С этим не хочу!

Мамка: А с чем же ты, красавица, хочешь?

Несмеяночка: Хочу пирогов с… с лягушками!

Мамка: (выронила поднос) С ля, с ля…с лягушками?! Тьфу, тьфу! Да таких пирогов отродясь на свете не было.

Несмеяночка: Хочу!(топнула ногой) Хочу с лягушками! А-а-а…(ревёт)

Мамка: (уже с мороженным прибежала) Вот тебе, царевна, съешь-ка мороженое.Так во рту и тает.

(Царевна взяла нехотя мороженое, лизнула и выплюнула капризно)

Несмеяночка: Не хочу белого мороженого!…Хочу чёрного! А-а-а….

Мамка: Да, из чего ж сделать черное мороженое?

Несмеяночка: Из дёгтя! Из дёгтя!!!

Мамка: Да ведь дёгтем-то солдатам сапоги мажут…

Несмеяночка: А, я хочу, хочу-у-у… Ну, чего соишь с мороженым, мне холодно!(ревёт)

Мамка: А я тебя укрою. (набрасывает большой платок на голову царевны, да так, чтобы платок свисал до пола, а та головой мотает и ревёт еще сильнее).

Несмеяночка: Ой, жарко! Подуй на меня!

(Мамка снимает платок и дует на царевну)

Ой, холодно-о-о….

Мамка: А я тебя опять укрою! (укрывает)

Несмеяночка: А-а-а….Жарко-о-о…

Мамка: А я опять подую. Ой, царь-батюшка идёт!

Царь: Ну, мамка, сказывай, пришёл кто мою дочку смешить?

Мамка: Пришёл, царь-батюшка, как не прийти! (платочком махнула и музыка заиграла Восточная)

Царь: Зови женихов, живо!

Несмеяночка: (высунувшись из под платка) Скучно мне-е-е…(ревёт)

Глашатые: (объявляют что есть мочи)

Из-за моря, моря синего,
Из-за острова далёкого,
Образина пожаловал,
Чудну птицу показывал!

(Под музыку появился чужеземец-турок. С ним в большом обруче идет пестрый красавец, это Попугай-попка)

Чужеземец: (кланяется, сложив руки, затем танцует) Ту банту! Туумба Румба!

А это…(показал на попугая) Араура Поки! Коки-коки.

Царь: Хм…Ты это чего? По-русски не бум-бум?

Чужеземец: Тум-тум, не бум-бум!

Мамка: Царь –батюшка, я немного по-тарабарски больтать могу. А сказал он, что его птичка учёная и на все вопросы русским языком говорит.

Царь: Вон как! А ну-ка, птичка, скажи, как тебя зовут-то?

Попугай: Попугай-попка! (3 раза)

Царь: А вот скажи мне, птичка, меня-то царя звать как?

Попугай: Дуррряк! Царь-дурряк, дурряк, дурряк!

Царь: (от удовольствия кланяется птичке) Так-так…..Что-о-о!

Несмеяночка: Батюшку дураком называют…(ревёт, а народ хохочет).

Царь: А вы что тут стоите! Уши развесили! Вон! (глашатые убежали).

Это ты что же ты привёз,
Образина чумазая? А?
Чужеземец: Поки-поки…

Царь: Поки-коки! А обзывает она меня как?

Попугай: Царь-Егорка дурряк, дурряк, дурряк!

Царь: Во! Слыхал? На кол посажу, повешу! Прочь пошёл, Образина чумазая! (Царь Бегает то за птичкой, то за гостем. Те убегают, царь падает)

Мамка: Ой, царь-батюшка упал! (Царь лежит замертво, вдруг заиграла гармошка Емели,он входит и кланяется)

Емеля: Здравствуйте, что ли! (Царевне) Ты чего ревёшь-то?

Несмеяночка: Скучно мне….А.а..а…

Емеля: Да на такого царя взглянешь, поневоле заскучаешь. Такой маленький, да плюгавенький!

Царь:Но,но,но! Нечего тебе тут засиживаться. Приказываю смешить царевну!

Емеля: А я не желаю!

Царь: Как это не желаешь?

Несмеяночка: А я все-равно не засмеюсь!

Емеля: Не засмеюсь говоришь?

Несмеяночка: Не –а-сме-юсь! (топнула ногой)

Емеля: Засмеёшься, да еще и запляшешь!

Несмеяночка: А вот и не запляшу!

(Емеля шепчет в сторонку “по-щучьему велению- царевна смейся и пляши!”. Звучит гармонь, разливается. Все начинают “дёргаться” , а ноги-то сами выкаблучивают какой-то танец. Надув щёки Несмеяночка встаёт с трона и начинает водить руками)

НЕСМЕЯНА: А смеяться не буду!

ЕМЕЛЯ: Будешь, будешь… А ну-ка гармонь, нашу Камаринскую!…

(Царевна, царь и остальные пляшут до того усердно, что поочереди все попадали, а ноги-то танцуют. Вдруг наступила тишина. Замолчала гармонь. Весь народ и царские лежать замертво. Вдруг Несмеяночка как ЗАХОХОЧЕТ, за ней Мамка, и так все поочереди давай хохотать, затем все встают полукругом).

Ой, засмеялась!? Ай,да Емеля!
Слушайте мой Указ:
Царевну Несмеяночку Татьяною величать!
А, Емелю, женихом называть!

Народ: Мирком, ладком, да за свадебку!

Ай-да Таня-мотанюшка,
У тебя жених Емелюшка,
Здесь гармошка со смекалкою,
С печкой русскою, с деревушкою!

А, жених-то экой удалец,
С раскрасавицей, любимой женой…
В сказке ныне добрый конец!
Ох и щука, тоже МОЛОДЕЦ! Всё!

ВСЕ: Мирком, ладком, да за свадебку!!!

Организовать школьный театральный кружок - значит создать целый мир, в котором дети будут чувствовать себя настоящими героями, смогут примерять различные образы любимых персонажей. Театральное искусство позволит с самых ранних лет развиваться всесторонне, снять раскрепощенность, поставить правильную речь, научиться держаться на публике. Как правильно создать театральный кружок? Какие плюсы занятий в нем будут для детей?

Особенности занятий

План театрального кружка должен составляться в зависимости от психологической особенности детей, их возраста. Занятия позволят детям развиваться в различных направлениях: музыкальном, театральном, хореографическом, психологическом. Также такие занятия научат ребенка творчески мыслить, развивать память, постепенному достижению поставленной цели.

Готовый спектакль - это конечный результат, который ребята покажут публике. До результата же проходит подготовка: репетиции, знакомство с ролью, "вживание" в образ, постановка речи и движений, раскрепощающие игры, переживания по поводу успехов и неудач. Все эти моменты являются главным аспектом.

Театральный кружок способен влюбить в себя ребенка, в конечном итоге, после нескольких занятий, в созданной группе останутся только самые заинтересованные детки.

Программа театрального кружка

Чтобы правильно начать работу с детьми, привлечь их внимание и заинтересовать в посещении кружка, необходимо постепенно вводить их в мир театра. Поэтому для начала стоит обратить внимание на следующие обязательные моменты:

  1. На первом занятии необходимо ребенка познакомить с самим понятием театра и его видами. Объяснить, чем один жанр отличается от другого.
  2. Поэтапное освоение разных видов творчества. С детьми необходимо не только играть, но и учить ставить голос, в этом поможет пение. Придумайте совместно с учениками гимн своего коллектива, и каждое занятие начинайте с него.
  3. Развитие пластики направлено на раскрепощение движений. Танцы и активные игры помогут добиться результата.
  4. Совершенствование артистичных навыков и умений.
  5. Обучение моделированию ситуации при поставленной задаче. Например, двоим ребятам дается задание разыграть сценку: дворник ругается на женщину за брошенную бумажку. Объясните детям, что необходимо правильно выйти из сложившейся ситуации, и чтобы зрителям (остальным членам кружка) было интересно и смешно. Главная цель поставленной задачи - импровизация.

Таким образом, работа театрального кружка будет направлена на образование и воспитание. Первый аспект отвечает за обучение ребенка артистизму, а второй за дисциплину, выполнение поставленных задач, контроль эмоций, развитие интеллекта и памяти, социализацию, коммуникативные навыки.

Работа с детьми

Планирование занятий играет важную роль в достижении поставленных целей. Поэтому театральный кружок должен работать в совокупности различных видов искусств. Не стоит делить занятия так: сегодня поем, завтра пляшем, послезавтра будем играть. Каждый урок должен быть заполнен по максимуму всеми видами искусства, так и ребенку будет интереснее, и результат достигается в более короткие сроки.

Программа театрального кружка должна включать в себя чтение с детьми по ролям классических произведений, пьес, баек, готовых сценариев. Так преподаватель сможет сразу оценить обстановку, работать с каждым ребенком отдельно, выбирать для каждого роль будущего спектакля по его возможностям.

На развитие речи хорошо влияют скороговорки. Чтобы было интереснее, детей можно поставить в круг, дать им мяч. Игра проходит просто: кому в руки попал мяч, тот и говорит скороговорку. Мяч должен побывать в руках каждого члена кружка, чтобы все поучаствовали.

Задачи театрального кружка

Как уже мы писали ранее, готовая постановка - не главная задача, а результат. Детские театральные кружки направлены развивать ребенка, их основные цели:

  • совершенствование творческого потенциала отдельного ребенка;
  • совершенствование наблюдательности, памяти, быстроты мышления и реакции;
  • развитие самостоятельности;
  • пластики, владения собственным телом;
  • расширение всех знаний;
  • развитие мышления, в том числе ассоциативного типа;
  • развитие раскрепощенности, умения держаться на широкой публике;
  • пополнение словарного запаса детей, его расширение;
  • совершенствование диалогической и монологической речи.

Кроме всего прочего, театральные кружки в школе должны быть направлены на обучение детей честности, порядочности, прививать уважение к собственному и чужому труду.

Что получает ребенок вследствие посещения кружка?

Игровые занятия, репетиции и большая физическая активность полностью восполняют потребность ребенка в общении, движениях, выплеске эмоций. Но это далеко не все, что способны дать детям театральные кружки. Что еще получит ребенок?

  1. Умение импровизировать в любой, даже самой сложной ситуации.
  2. Умение полностью контролировать свое тело, чувствовать ритм.
  3. Отличное владение разговорной речью.
  4. Умение воспроизводить любой характер и образ.
  5. Умение правильно составлять монолог и диалог.
  6. Способность решать конфликты, выходить из сложных ситуаций.
  7. Навыки командной работы.
  8. В итоге постоянного общения с детьми разного возраста, выступлений на сцене перед зрителями, ребенок раскрепостится, перестанет бояться публику.

Кому стоит посещать кружок?

Детский театральный кружок подходит всем, без исключений. Например, музыкальная школа может не понравиться ребенку, или у него нет предрасположенности и таланта к пению, игре на музыкальных инструментах. Спортивная секция также может быть совершенно не той сферой, в которой хотелось бы развиваться ребенку. Театральный кружок же понравится практически каждому, вне зависимости от возраста, увлечений и предпочтений.

Скромных, зажатых и неактивных детей занятия в кружке раскрепостят, научат любить себя, повысят самооценку. Тихие детки научатся вырабатывать в себе лидерские навыки.

Гиперактивные дети найдут в театральном кружке именно ту активность, которая им необходима. Ведь там играют, бегают, поют, прыгают, катаются по полу, "ходят на голове", "стоят на ушах" и занимаются прочими полезными делами!

Хулиганистые детки здесь обучатся дисциплине, дружбе, умению работать в паре и большой команде, самостоятельно добиваться поставленных целей, обязательности, доброте.

Как правильно выбрать сценарий для школьного театра?

Итак, через два-три месяца стабильных занятий в кружке остаются детки, заинтересованные в дальнейших занятиях, саморазвитии, и они уже готовы к настоящим репетициям. Также за этот промежуток времени преподаватель познакомится с потенциалом каждого участника школьной труппы. Самое время выбирать сценарий.

Самое главное, что должен помнить руководитель, это то, что пьеса для театрального кружка выбирается такая, чтобы каждый ребенок получил в ней роль со словами, и не осталось ребятишек, которые будут в массовке играть безмолвный народ.

Естественно, выбор пьесы должен быть обоснованным и правильным. Маленьким деткам не под силу будет участвовать в постановке классики, например по Достоевскому. Им нужно что-то более простое, например, сказка "Кошкин дом", "Красная шапочка", и прочие. Ребята средней возрастной группы уже хорошо справятся с более продолжительными и сложными сказками, такими, как "Царевна-Лягушка", "Сказка о царе Салтане". Старшеклассникам будет интересно поставить уже классические произведения.

Сценарий для театрального кружка должен соответствовать мероприятию. Например, для участия в конкурсе талантов нужно выбирать позитивные и с юмором, ведь людям нравится смеяться. Но такие постановки не подойдут, например, ко Дню Победы, здесь нужен более спокойный и душевный спектакль.

С распределением ролей тоже стоит хорошо проработать. Конечно, нужно отталкиваться от пожеланий самого ребенка, но и учитывать следующий момент: давать ребятам роли, которые колоссально отличаются от их собственного характера (сорванцу стоит попробовать воплотить образ спокойного и рассудительного персонажа, а скромному ребенку сыграть роль главного героя или злодея).

Часто допускаемые ошибки руководителя кружка

Очень часто в постановке оказывается неправильно подобранное музыкальное сопровождение, или оно возникает в ходе спектакля слишком часто. Стоит помнить, что музыка должна подчеркивать главные моменты, жанр соответствовать выбранной теме спектакля.

Бывают моменты, когда руководитель неправильно подобрал произведение. В таком случае дети просто не смогут качественно исполнить роль, сыграть чувства и ощущения, с которыми не знакомы, вообще понять смысл постановки.

Необходимо из сценария исключить сложные предложения, непонятные слова, их дети просто не смогут запомнить. Замените на более понятные и доступные детским познаниям обороты речи.

Случается, что материал совершенно не подходит зрителям.

Часто преподаватели в целях совершенствования актерского мастерства, и внесения в спектакль своеобразного юмора, раздают мужские роли девочкам, а мальчикам достаются женские образы. С такой задачей смогут справиться только старшеклассники, и то не все.

Для младшей театральной группы, как мы уже говорили, стоит подбирать сценарии детских сказок. Но они не должны быть такими, каковыми их привыкли видеть. Необходимо вносить в образы героев коррективы, например, делать их более современными.

Этапы подготовки спектакля

Детский театральный кружок должен работать не менее трех дней в неделю, чтобы юные актеры не успевали полностью забыть все предыдущие репетиции и уроки театрального мастерства. Это очень важно для создания полноценного и интересного спектакля.

Итак, что необходимо сделать, чтобы постановка стала запоминающейся не только для зрителей, но и для самих ее участников?

  1. После выбора произведения предоставьте его на суд детей. Всем без исключения тематика должна понравиться.
  2. Когда сценарий одобрили, необходимо провести коллективное чтение. На этой стадии создания спектакля выявляется ритм постановки, распределяются роли.
  3. После распределения образов, необходимо заострить внимание на чтении по ролям. В это время дети могут немного заскучать, но этот этап необходимо пройти без движений, просто сидя.
  4. Определение главной темы, идеи. Ребята должны понимать цель произведения.
  5. Первое составление образа спектакля на сцене. На этом этапе можно прислушаться и к участникам, они могут предлагать хорошие идеи общего рисунка хода действий.
  6. Первоначально спектакль отрабатывается по частям, а потом из отдельных сцен составляется полная картина.
  7. Генеральная репетиция за день до выступления должна проходить так, как будто зрители уже смотрят. То есть, если актер где-то ошибся, пусть импровизирует без помощи режиссера, ведь в реальной ситуации ему никто не поможет. Также при генеральной репетиции не должно быть остановок, передышек, переговоров. Дети должны отработать постановку так, как перед зрителями.

Непосредственно с самой первой репетиции руководитель кружка должен добиваться от каждого актера правдоподобной игры, правильного взаимодействия с остальными персонажами. Если изначально допустить неправильную игру, то в дальнейшем будет очень сложно ее исправить, так как дети очень быстро запоминают и движения, и манеру разговора. Покажите сами, как правильно следует двигаться и общаться с партнерами по сцене.

Особенности работы со старшеклассниками

Театральный кружок в школе не должен уподобляться серьезным урокам. Посещающие занятия подростки и так устают от сложной учебной программы, и там они являются детьми для учителей. Руководителю же кружка стоит больше доверять своим актерам, прислушиваться к их мнению, а не работать на том, что главный здесь руководитель, и все нужно делать так, как он сказал.

Попросите детей помочь в выборе произведения для постановки. Выберите несколько самых интересных сценариев, и совместно голосуйте за тот, который будете ставить на сцене. Также стоит ребят подключить к подбору музыкального сопровождения. Молодежь лучше знает, что нравится их сверстникам. Такая командная работа еще больше сплотит коллектив, и каждый участник будет гордиться внесенным вкладом в спектакль.

Стоит обратить внимание на то, что подростки являются импульсивными, не допускайте между ними ссор. Старайтесь научить детей находить альтернативные решения, которые всех будут устраивать.

Заключение

Самыми яркими постановки получаются тогда, когда для участия в них приглашаются танцевальные кружки. Не бойтесь создавать такой дуэт, от этого только все выиграют.

Хочется напоследок посоветовать всем руководителям школьных театральных кружков быть не только преподавателями, но и друзьями детей. Больше шутите, смейтесь, не забывайте про совместно проведенное внеурочное время. Водите детей в походы летом, среди учебного года устраивайте небольшие тематические вечеринки, и тогда в коллективе все заладится!



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы