Про деток, от рождения до школы

T. Khatih, A. Dua, A.D. Singh, H.S. Dua. Oedipus: repenting eyes // Br. J. Ophthalmol.– 2011.– Vol. 95.– P. 1371.

У слова «слепой» имеется несколько определений, но, с медицинской точки зрения, оно означает человека, который не может видеть вследствие травмы, какого-либо заболевания или врожденной патологии. Глагол «ослепить» также имеет несколько значений: с одной стороны, лишение кого-либо возможности видеть, а с другой стороны, лишение возможности понимать, судить и воспринимать.

Продукция слезной жидкости в определенных количествах необходима для нормального функционирования органа зрения. Выделение избыточного количества слез может препятствовать нормальному зрению, фигурально выражаясь, слезы «ослепляют» человека.

Слепота в ее различных проявлениях является основной темой греческого мифа об Эдипе, царе Фив, чья жизнь была описана в трех трагедиях Софокла: «Царь Эдип», «Эдип в Колоне» и «Антигона».

Повествование начинается с пророчества Дельфийского Оракула о том, что отец Эдипа, царь Лай, падет от руки сына, после чего тот женится на своей матери, царице Иокасте. Чтобы пророчество не сбылось, царь Лай приказал слуге убить ребенка. Слуга не смог выполнить приказ и оставил мальчика в горах, где его нашел пастух. Впоследствии Эдипа усыновил царь Коринфа.

Будучи юношей, Эдип узнал о пророчестве, и, не имея ни малейшего представления о том, что был усыновлен, принимает решение покинуть Коринф, чтобы защитить родителей от себя самого. Во время путешествия Эдип встречает царя Лая, своего биологического отца и убивает его. Разгадав загадку Сфинкса, Эдип становится царем Фив и женится на царице Иокасте, таким образом осуществив пророчество.

Никто в Фивах не знает истинного убийцы царя Лая. Слепой прорицатель Тиресий сообщает его имя. Зная о пророчестве и приказе царя Лая убить младенца, царица Иокаста советует Эдипу не обращать внимания на слова Тиресия. Вскоре из Коринфа прибывает посланец с сообщением о смерти царя и о том, что Эдип был его приемным сыном. Узнав правду, Иокаста сводит счеты с жизнью. Обнаружив ее тело, Эдип в отчаянии выкалывает себе глаза золотыми булавками от одежды своей жены.

Кульминацией произведения «Царь Эдип» является личная трагедия главного героя – ослепление самого себя. Софокл показал незрячего, но проницательного провидца, который смог увидеть правду, и людей с полноценным зрением, от которых эта правда была скрыта.

В настоящее время термин «эдипизм» используют для описания случаев самоэнуклеации глаз. Для определения состояния малолетнего ребенка, как правило, мальчика, испытывающего эротические чувства к своей матери на фоне отторжения отца, психоаналитики широко используют понятие «эдипов комплекс». Аналогичное состояние у девочек определяют как «комплекс Электры». Признаки «эдипова комплекса» наблюдаются у детей в возрасте от трех до шести лет, что соответствует фаллической стадии психосексуального развития. Эмоции и желания, возникающие в этот период времени, обычно подавляются на уровне подсознания.

С легкой руки двух человек, разделенных большим временным промежутком, мы знаем, какая греческая трагедия - главная.

В «Поэтике» Аристотеля недвусмысленно звучит мысль о том, что лучший греческий трагик из трех великих трагиков - это Софокл, а лучшая греческая трагедия из всех греческих трагедий - это «Царь Эдип».

И в этом одна из проблем с восприятием греческой трагедии. Парадокс заключается в том, что мнение Аристотеля, по всей видимости, не разделяли афиняне V века до нашей эры, когда «Царь Эдип» был поставлен. Мы знаем, что Софокл с этой трагедией на состязаниях проиграл, афинские зрители не оценили «Царя Эдипа» так, как его оценил Аристотель.

Тем не менее Аристотель, который говорит, что греческая трагедия - это трагедия двух эмоций, страха и сострадания, пишет о «Царе Эдипе», что всякий, кто прочтет оттуда хотя бы строчку, одновременно будет и страшиться того, что произошло с героем, и сострадать ему.

Аристотель оказался прав: вопросу о смысле этой трагедии, о том, как мы должны воспринимать главного героя, виноват Эдип или не виноват, уделили внимание практически все великие мыслители. Лет двадцать тому назад была опубликована статья одного американского исследователя, в которой он скрупулезно собрал мнения всех, начиная с Гегеля и Шеллинга, кто говорил, что Эдип виноват, кто говорил, что Эдип не виноват, кто говорил, что Эдип, конечно, виноват, но невольно. В итоге у него получилось четыре основные и три вспомогательные группы позиций. А не так давно нашим соотече­ственником, но по-немецки была опубликована огромная книжка, которая называлась «Поиск вины», посвященная тому, как интерпретировали «Царя Эдипа» за века, прошедшие с первой его постановки.

Вторым человеком, конечно, стал Зигмунд Фрейд, который, по понятным причинам, тоже посвятил «Царю Эдипу» немало страниц (хотя и не так много, как, казалось бы, должен был) и назвал эту трагедию образцовым примером психоанализа - с той лишь разницей, что психоаналитик и пациент в ней совпадают: Эдип выступает и в роли врача, и в роли больного, поскольку анализирует сам себя. Фрейд писал о том, что в этой трагедии начало всего - религии, искусства, морали, литературы, истории, что это трагедия на все времена.

Тем не менее эта трагедия, как и все другие древнегреческие трагедии, ставилась в конкретное время и в конкретном месте. Вечные проблемы - искусства, морали, литературы, истории, религии и всего прочего - соотносились в ней с конкретным временем и конкретными событиями.

«Царь Эдип» был поставлен между 429 и 425 годами до нашей эры. Это очень важное время в жизни Афин - начало Пелопоннесской войны, которая в итоге приведет к падению величия Афин и их поражению.

Трагедия открывается хором, который приходит к Эдипу, властвующему в Фивах, и говорит, что в Фивах мор и причиной этого мора, согласно пророчеству Аполлона, является тот, кто убил прежнего царя Фив Лая. В трагедии дело происходит в Фивах, но всякая трагедия - про Афины, поскольку она ставится в Афинах и для Афин. В тот момент в Афинах только что прошла страшная чума, выкосившая много граждан, в том числе совершенно выдающихся, - и это, конечно, аллюзия на нее. В том числе во время этой чумы погиб Перикл, политический лидер, с которым связано величие и процветание Афин.

Одна из проблем, занимающих интерпретаторов трагедии, - это ассоции­руется ли Эдип с Периклом, если ассоциируется, то как, и каково отношение Софокла к Эдипу, а значит, и к Периклу. Вроде бы Эдип - ужасный преступник, но одновременно он спаситель города и до начала, и в конце трагедии. На эту тему тоже написаны тома.

По-гречески трагедия буквально называется «Эдип тиран». Греческое слово τύραννος (), от которого произошло русское слово «тиран», обманчиво: его нельзя переводить как «тиран» (его так и не переводят, как можно увидеть из всех русских - и не только русских - версий трагедии), потому что изначально это слово не имело отрицательных коннотаций, которые есть у него в современном русском языке. Но, по всей видимости, в Афинах V века оно этими коннотациями обладало - потому что Афины в V веке гордились своим демократическим устройством, тем, что здесь нет власти одного, что все граждане равным образом решают, кто лучший трагик и что лучше для государства. В афинском мифе изгнание тиранов из Афин, произошедшее в конце VI века до нашей эры, - одна из важнейших идеологем. И поэтому название «Эдип тиран» - скорее отрицательное.

Действительно, Эдип в трагедии ведет себя как тиран: упрекает своего шурина Креонта в заговоре, которого нет, и называет подкупленным прорицателя Тиресия, который говорит о страшной судьбе, ждущей Эдипа.

Кстати, когда Эдип и его супруга и, как потом окажется, мать Иокаста рассуждают о мнимости пророчеств и их политической ангажированности, это тоже связано с реалиями Афин V века, где оракулы были элементом политической технологии. У каждого политического лидера были чуть ли не свои прорицатели, которые специально, под его задачи, истолковывали или даже сочиняли пророчества. Так что даже такие вроде бы вневременные проблемы, как отношения людей с богами через пророчества, имеют вполне конкретный политический смысл.

Так или иначе, все это свидетельствует о том, что тиран - это плохо. С другой стороны, из других источников, например из истории Фукидида, мы знаем, что в середине V века союзники называли Афины «тиранией» - понимая под этим мощное государство, которое управляется отчасти демократическими процессами и объединяет вокруг себя союзников. То есть за понятием «тирания» стоит представление о мощи и организованности.

Получается, что Эдип - символ той опасности, которую несет мощная власть и которая кроется в любой политической системе. Таким образом, это трагедия политическая.

С другой стороны, «Царь Эдип» - это, конечно, трагедия важнейших тем. И главная среди них - тема знания и незнания.

Эдип - мудрец, который в свое время спас Фивы от страшной сфинксы (потому что сфинкс - это женщина), разгадав ее загадку. Именно как к мудрецу к нему приходит хор фиванских граждан, старейшин и юношества, с просьбой спасти город. И как мудрец Эдип заявляет о необходимости разгадать загадку убийства прежнего царя и разгадывает ее на протяжении всей трагедии.

Но одновременно он и слепец, не знающий самого важного: кто он такой, кто его отец и мать. В стремлении узнать истину он игнорирует все, о чем его предупреждают окружающие. Таким образом получается, что он мудрец, который не мудр.

Оппозиция знания и незнания - это одновременно и оппозиция видения и слепоты. Слепой пророк Тиресий, который в начале разговаривает с видящим Эдипом, все время говорит ему: «Ты слеп». Эдип в этот момент видит, но не знает - в отличие от Тиресия, который знает, но не видит.

Замечательно, кстати, что по-гречески видение и знание - это одно и то же слово. По-гречески знать и видеть - οἶδα (). Это тот же корень, который, с точки зрения греков, заключен в имени Эдипа, и это многократно обыгрывается.

В конце, узнав, что это он убил своего отца и женился на своей матери, Эдип ослепляет себя - и тем самым, став, наконец, подлинным мудрецом, теряет зрение. Перед этим он говорит, что слепец, то есть Тиресий, был слишком зряч.

Трагедия построена на чрезвычайно тонкой игре (в том числе словесной, окружающей имя самого Эдипа) этих двух тем - знания и зрения. Внутри трагедии они образуют своеобразный контрапункт, все время меняясь местами. Благодаря этому «Царь Эдип», будучи трагедией знания, становится трагедией на все времена.

Смысл трагедии тоже оказывается двойственным. С одной стороны, Эдип - самый несчастный человек, и об этом поет хор. Он оказался ввергнутым из полного счастья в несчастье. Он будет изгнан из собственного города. Он потерял собственную жену и мать, которая покончила с собой. Его дети - плод инцеста. Все ужасно.

Жертва царя Эдипа

Первая буква "с"

Вторая буква "ф"

Третья буква "и"

Последняя бука буква "с"

Ответ на вопрос "Жертва царя Эдипа ", 6 букв:
сфинкс

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова сфинкс

Лысый кот

Верный страж египетских пирамид

В греческой мифологии полуженщина, полульвица

Именно это сооружение, на котором запечатлено изображение фараона Хефрена, было прозвано арабами «Отцом ужаса»

Статуя на Малой Невке

Каменный страж пирамид Египта

Фигура возле пирамиды

Определение слова сфинкс в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
«Сфинкс» - бордель в Париже в 1930-1940-х годах. Наряду с « Ле-Шабане » и « Один-Два-Два » считался одним из самых роскошных и знаменитых парижских публичных домов. «Сфинкс» - первый бордель класса люкс, открывшийся на левом берегу Парижа. Из-за своего...

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а, м. В Древнем Египте: каменное изваяние лежащего льва с человеческой головой; вообще скульптурное изображение такой фигуры. В древнегреческой мифологии: крылатое существо с туловищем льва, с головой и грудью женщины, задававшее людям неразрешимые загадки....

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
СФИНКС (Сфинга) в греческой мифологии крылатая полуженщина, полульвица, обитавшая на скале близ Фив; задавала прохожим неразрешимую загадку и затем, не получив ответа, пожирала их. Загадку сфинкса ("кто утром ходит на 4 ногах, в полдень на двух, вечером...

Примеры употребления слова сфинкс в литературе.

Бальд монету взял, покрутил в руках, -- и вдруг плюнул на изображение аватара Сфинкса , отчеканенного на лицевой стороне.

Его облачение составляли синий калазирис, плащ и покрывало в форме капора, лицо скрывала синяя маска аватара Сфинкса .

Она была в подпоясанной на талии мужской черной весте поверх короткого кафтана со стоячим воротником и длинными узкими рукавами, ноги укрывали черные колготы, кисти -- перчатки черной кожи, голову -- меховой берет с пером, а лицо -- маска аватара Сфинкса .

Герцог Крун восседал на троне из слоновой кости, по правую руку от него стояла принцесса Кримхильда, по левую -- загадочный, для большинства присутствующих, аморийский эмиссар в маске аватара Сфинкса .

В старых дворах наряду с полезными и бесполезными предметами - воротами, беседками, винтовыми лестницами, сараями, гаражами, бахчисарайскими фонтанами без воды, придурковатыми сфинксами с отбитыми носами, притаившимися под диким виноградом у глухой стены - наряду с ними во дворе обязательно торчит стол для козла.

Через творчество Софокла – второго из великих эллинских трагиков – миру был раскрыт образ человека, показавшего путь к преодолению рока – образ царя Эдипа. Трагедия Эдипа – это трагедия человечества.

Судьба, рок привели Эдипа к ужасным преступлениям: убийству отца и женитьбе на своей матери. Раздавленный судьбой, Эдип не удовлетворяется судом людей, он сам судит себя и судит куда более строго: он ослепляет себя, ибо человек, совершивший такое преступление, не может видеть свет. Эдип понял, что когда он считал себя зрячим и казался зрячим людям, он в действительности был слепорожденным.


И это закон падшего человечества: «… Во гресех (грехах) роди (родила) меня мати моя» (Пс. 50, 7). Здесь слепорожденность – от греховности, которая лежит на всем человечестве; и она приводит к преступлениям. Ослепляя себя, Эдип приводит свое состояние в соответствие с истинным положением: он был слеп – и не знал, что слеп; узнал, что слеп – и ослепил себя, чтобы люди не думали, что он зрячий.

Слепота Эдипа является глубоким символом. Ослепив себя, Эдип делает наглядной слепоту человечества, делает очевидным его невежество, ничтожность человеческих знаний, добываемых внешним зрением. Во мраке своих телесных очей внутренним взором Эдип постигает иной свет, иное знание. Ему открывается мир, дотоле неведомый. Эта тема с особой силой звучит в диалоге Эдипа со слепым прорицателем Тиресием. Слепой видел духовным взором незримое, тогда как зрячие были погружены во тьму. Недаром в Элладе величайшие мудрецы оказывались слепцами: вещий Гомер, вещий Демедох, вещий Тиресий (причем Тиресию слепота была дана одновременно с пророческим даром).

Такое понимание соотношения внешнего знания и внутреннего ведения завещала миру Эллада (позднее оно прорастет в духовной аскетике христианства). Эдип ясно осознает, что когда он находился на вершине мудрости, славы, власти – он был ослеплен знанием, силой, властью, успехом. Оказалось, что знание-сила, знание-власть – это вина и слепота, мрак неведения. Чтобы прозреть, Эдип ослепляет себя. Он выкалывает глаза, которые его предали. Его знание обращается на него самого, его зрение обращается внутрь. Теперь, во мраке физической слепоты, он ищет и открывает иную мудрость – мудрость самопознания. Ему нужно зорко видеть как раз то, что земные глаза не видят.

Судьба Эдипа слагается из двух моментов: бессознательно совершенного преступления и сознательно принятого наказания. Все действие трагедии состоит из поиска виновника общенародного бедствия (моровой язвы), постигшего подвластный Эдипу народ вследствие убийства царя Лая. Будучи сам этим убийцей, но не зная этого, а также того, что убитый им в случайной драке путник – его отец и следовательно Иокаста, супруга Эдипа, вдова убитого Лая – его мать, Эдип ищет виновников вовне. Послы народа идут к нему со словами: «Найди спасенья путь». И Эдип ищет, но сначала – в ложном направлении: не в себе, а в других. Это характерная особенность каждого человека: трудно ему увидеть свои грехи и преступления, трудно признаться в них, и виновников своих бед, порожденных преступным прошлым, он ищет в других – и находит. Он видит в других именно то, что кроется в нем самом.

Слепой прорицатель Тиресий прямо указывает Эдипу на его вину, но обличения не доходят до сознания Эдипа. Как изгнание голоса собственной совести звучат слова возмущенного Эдипа: «Мне невмоготу терпеть тебя. Уйдешь – мне станет легче».

ИОКАСТА — ЖЕНА И МАТЬ ЭДИПА

Действие трагедии развивается в двух противоположных планах: с одной стороны, внешний план ложных поисков Эдипа во вне, а с другой – внутренний смысловой план – выявление истинной причины происходящего. Чем сильнее кажущееся приближение Эдипа к обнаружению виновника, тем ближе он к саморазоблачению. Трагическая кульминация – окончательное саморазоблачение Эдипа и самоубийство Иокасты – одновременно и взрыв, и разрешение ситуации. Осознание своего невольного преступления мучительно и для Эдипа, и для Иокасты, но это осознание ведет к разным исходам. Иокаста не выносит правды. Оказавшись перед ужасом своей преступной связи с сыном, она в отчаянии кончает самоубийством. Так боязнь истины самоубийственна для человека.

Эдип искал истину, каким бы упорным ни было его сопротивление. А открыв, не оправдывается неведением, но берет на себя всю ответственность за совершенное.

Над Эдипом тяготеет общечеловеческий грех: это и есть рок, приведший его к бессознательно совершенному преступлению. Но взяв на себя ответственность – добровольно лишив себя физического зрения и изгнав себя за пределы города, он становится победителем рока. Пройдя через страдания, Эдип рождается заново. Сбывается пророчество мудрого Тиресия о смерти и втором рождении Эдипа. Эта загадка слепого мудреца является смысловым стержнем трагического катарсиса: это тайна рождения души через страдание и самоотречение.

Осознание своего преступления и отказ от прежнего жизненного пути, означает, что человек не отождествляет себя с этим преступлением, что ему открыта истинная высота человеческого призвания, несовместимого с грехом. Обращение внутрь себя, к самопознанию со­кровенного человека – это и есть победа над роком.

Эдип – сын преступного отца. Он несет кару за вину родителя: и отцеубийство, и кровосмешение были предсказаны оракулом, но постигнув беспредельную пучину несчастья, приняв все муки, страдания души и плоти, он соглашается исправить несознательно содеянное им зло. Искупительная жертва Эдипа переходит в подвиг героического самоотвержения: он поднимается до принятия страдания и искупления зла, содеянного другими. В судьбе Эдипа важно то, что не боги назначили ему наказание изгнанием, но он сам определил себе меру наказания. Его поступок – действие свободного человека, а не раба. Он сделал свободный выбор и выбор этот верен. Своим поступком и дальнейшей жизнью Эдип примиряется с миром.

В священной роще Эвменид обретает царь Эдип вечный покой. Вознагражденный за страдания, Эдип становится носителем особого дара: там, где он остается, навсегда воцаряется мир, любовь и процветание. Он обретает вечную жизнь и становится гением – хранителем приютившей его земли. В Колоне находит Эдип последнее пристанище и здесь совершается его чудесная кончина. Таинственен уход Эдипа, и смерть его имеет смысл жизни: ибо продлится жизнь народа, который будет чтить героя. Почитание означает исполнение завета. Своей покаянной жизнью Эдип не только получил прощение, но снискал славу праведника, стал благодетелем земли и народа.

История Эдипа-царя имеет свое продолжение… Каждый год в первую и пятую недели Великого Поста в православных храмах происходит чтение «Великого покаянного канона» – творения преподобного Андрея, епископа Критского. Каждый год вновь и вновь люди учатся духовному зрению (как восклицает преподобный Ефрем Сирин в молитве, читаемой также Великим Постом: «…даруй ми (мне) зрети (увидеть) моя прегрешения и не осуждати брата моего»). Духовная интуиция русских людей связала все те преступления души, о которых поется в Великом каноне, с именем его автора.

В «Повести об Андрее Критском», помещенной в Прологе для ежедневного чтения «Месяца июня въ 4 день житие иже во святыхъ отца нашего Андрея Критцъкаго», судьба архипастыря Критского – Андрея необычайно сходна с судьбой Эдипа-царя. И он убил нечаянно своего отца и по неведению женился на матери своей, и ему еще до появления на свет было предсказано о будущих тягчайших преступлениях. Его отец услышал, как два голубя говорили между собою: «Будет у господина нашего радость: жена его ему родит сына, и нарекут имя ему Андрей. И той отроча убиет отца своего, а матерь свою себе в жену возмет…». (Повесть об Андрее Критском. (Месяца июня в 4 день житие иже во святых отца нашего Андрея Критцкаго). В кн.: «Русская бытовая повесть», М., 1991. С. 149. См. также «Словарь книжников Древней Руси», Вып. 2. 4. 2. Л., 1989.)

Также как и в «Эдипе-царе», все попытки избежать страшной судьбы ни к чему не привели. Узнав о своем невольном преступлении, Андрей пришел в монастырь, исповедал содеянное. Настоятель повелел направить великого грешника в ров, чтобы Бог Сам решил, может ли он быть прощен. Долгое время провел Андрей в покаянном плаче. И когда настоятель послал узнать, что стало с тем великим грешником, ему сообщили, что Адрей чудесным образом сохранен и даже поет покаянные песнопения. Слезами и покаянием Андрей; искупил своей невольный грех. Это покаяние и родило величайший памятник песнотворчества кающегося человечества – Великий покаянный канон. Так Андрей стал преподобным Андреем, святым. И не случайно он жил в Греции, ибо его судьба явилась завершением и исполнением чаяний Эллады.

Но примечательно, что греческие «Минеи» (Богослужебные книги) не содержат такой истории преподобного Андрея. Именно духовная интуиция русских людей, чутко вслушивающихся в слова покаянного плача Великого канона, нашла завершение ветхозаветной истории Эдипа-царя в Новую Эру человечества. Здесь сказалась особая творческая одаренность новопросвещенного народа.

Культурная преемственность для Руси была и культовой преемственностью. Создание государства, включение в контекст мировой культуры, обретение письменности – все в молодом славянском народе началось с принятия «греческой веры» – православия. Как отмечал священник Павел Флоренский в работе «Троице-Сергиева Лавра и Россия» (1919 г.): «Древняя Русь возжигает пламя своей культуры непосредственно от священного огня Византии, из рук в руки принимая, как драгоценное свое достояние, Прометеев огонь Эллады». (Павел Флоренский. Троице-Сергиева Лавра и Россия. В кн.: Павел Флоренский. «Оправдание Космоса»… С. 164.)

Для Эллады человек – это царь, утративший свое царство на Земле, разделенный на две «половинки», стремящийся найти свою половинку и потерянное царское достоинство, воссоединиться в целостности и «полноте» как царственная супружеская чета.

Но труден путь к восстановлению царского достоинства человека. Царство, дарованное по законному праву наследования, отнято путем вероломства и обмана. Нужно совершить много подвигов, чтобы вернуть его. Опасности, которые ждут смельчаков на пути, подобны зачастую самым страшным кошмарам сновидений, когда из глубин, непросветвленных светом сознания, выплывают пугающие и тоже неслучайные образы чудовищ. Но герои побеждают непрошенных обитателей бездонных глубин, пришедших из неизвестной предыстории человечества. Рассматривание, промедление или испуг здесь смерти подобны – и трусливого, и дерзкого поглотят обитатели темной бездны. Только устремленность к заветному царству определяет дорогу, на которой героев ждут победа или поражение.

Здесь воплощается главный принцип, главное правило древних: мир един, от действий и поступков каждого человека зависят судьбы многих людей, всего окружающего мира. Отсюда – высшая, царственная ответственность человека за вверенное ему. Здесь же истоки неумирающего значения мифов.

Эллада оставила окаменевшими, застывшими, многие чудовища – порождения неосознанного хаоса. Неблагодарным по отношению к проделанной ею работе было бы возвращение мыслью к этим побежденным уже обитателям бездны, забывая о цели пути – возвращении царства.

В том что описание это – не игра воображения, а жизненно необходимое знание о себе, о законах психической жизни, вообще – о законах жизни, можно убедиться, если только честно взглянуть в глаза правде. Золото ясного утра детства, преображающей силы любви, радости сердечной дружбы, восторга творческого озарения, мира сердечного – этих сокровищ теперь осталось также мало, как просто чистого воздуха и чистой воды. Человек – «Царь Природы» – почти лишился своего царства.

За золотом утраченного царства как за золотым руном мы отправимся теперь вслед за аргонавтами – героями Эллады, собравшимися на борту корабля под названием «Арго», отплывающими в далекую Колхиду, чтобы вернуть законному наследнику Ясону его царство – Иолк.

Тема этой статьи - анализ одного из античных произведений и его краткое содержание. «Царь Эдип» - трагедия афинского автора Софокла, являющаяся одной из немногих его пьес, которые дошли до наших дней. Сегодня, спустя двадцать веков после смерти автора, его творение не утратило популярности. На его основе ставят пьесы в театре, снимают художественные фильмы. Все дело в том, что судьба человека никогда и нигде не была столь проникновенно изображена, как в этой трагедии.

Злой рок

Современники Софокла, а к ним относится также и мудрый Аристотель, полагали, что эта пьеса является вершиной мастерства ее автора. Если передать лишь краткое содержание, «Царь Эдип» станет не чем иным, как мифологическим сюжетом. В полном изложении творение Софокла представляет собой глубокое философское произведение.

Всю жизнь главного персонажа преследуют несчастья. Он пытается уйти от злого рока, но в конце концов с ним все же происходит то, что предрешено богами. Одно из величайших философских произведений в мировой культуре написал Софокл. «Царь Эдип», краткое содержание по главам которого представлено в статье, является классикой мировой драматургии. Благодаря образу главного героя Софокл вошел в Итак, перейдем конкретно к тексту.

Миф: краткое содержание

Царь Эдип - это герой одного из фиванских мифов. Из сказаний и легенд в античные времена авторы, как правило, и черпали вдохновение.

Миф об Эдипе повествует о причудливом переплетении судеб. Начинается он с рассказа о некоем царе Лае. Он и его жена Иокаста долгое время были бездетными. Согласно афинским традициям, по любому поводу за помощью следовало обращаться к так называемому Царь так и поступил. Однако многоуважаемый прорицатель отнюдь не порадовал несостоявшегося отца, известив его о том, что сын у него хотя и будет, но, когда подрастет, непременно убьет его, а затем, что еще ужаснее, женится на собственной матери, то есть на жене Лая.

Это повествование о том, насколько тщетны попытки простых смертных изменить то, что предрешено свыше. Философскую и религиозную основу можно прочувствовать, даже прочитав краткое содержание. Царь Эдип - главный герой легенды, в которой завязкой служит предсказание оракула. После прорицания отец приказывает оставить появившегося на свет младенца в диких горах. Но слуга жалеет ребенка и передает его незнакомому пастуху. Тот, в свою очередь, другому царю - Полибу, которого Эдип долгое время будет считать своим родным отцом.

Спустя много лет Эдип слышит страшное предсказание от того же оракула. Оно полностью совпадает с тем, чего безмерно боялся Лай: молодой человек умертвит отца и станет мужем вдовы убитого, то есть собственной матери. Не зная имени своего настоящего родителя, будущий преступник покидает дом человека, который воспитал. Несколько лет, подобно разбойнику, скитается наш герой. И в конечном счете, случайно убивает Лая. Дальше все происходит именно так, как и предвещал оракул.

Эписодий первый

Итак, главный герой пьесы - царь. Зовут его Эдип. Однажды у царского дворца появляется процессия, участники которой просят повелителя о помощи. В Фивах свирепствует страшная эпидемия. унесла уже множество жизней, и поскольку царя своего жители воспринимают не иначе, как в качестве спасителя (он некогда их уже выручал, после чего и занял престол), к нему они и обращаются с мольбой отвратить ужасную беду.

«Спаситель», как оказалось, уже принял соответствующие меры: послал гонцов к всесильному оракулу. Ведь тот обладает силой, которая заключается в умении узнать у самого бога Аполлона о причине столь страшной напасти.

Ответ приходит совсем скоро: язва послана в наказание за то, что в Фивах безнаказанно проживает цареубийца. И Эдип, не подозревая, что является тем самым преступником, клянется найти и наказать виновного.

Пьеса и сказание

Создавая пьесу, последовательность событий мифического сюжета существенно изменил Софокл.

Что собой представляет трагедия «Царь Эдип»? Краткое содержание этой пьесы - это история о неком правителе, который в поисках злоумышленника узнает правду о своем происхождении и о собственных преступлениях.

Чем отличается от сказания? В легенде речь идет о юноше, который совершает преступление, а затем волею судьбы становится царем. Однако в конце его настигает возмездие. В народном афинском сказании все предельно ясно. В трагедии истина раскрывается лишь в кульминации.

Афинским зрителям эта мифическая история была знакома с детства. Имя убийцы им было хорошо известно. Постановка пьесы Софокла имела, тем не менее, огромный успех. Причина - в социальной и этической проблеме трагического произведения. Первые зрители бессмертной пьесы были заворожены достойным и решительным поведением правителя, в руках которого находится судьба всего народа. Царь поступить иначе не может. Он непременно найдет убийцу своего предшественника и покарает его. Автор пьесы перевел народный миф на театральный язык. Произведение затронуло темы, интересные не только для античных зрителей.

Основателем трагедии стал Софокл. «Царь Эдип», краткое содержание которого изложено в этой статье, - произведение о злоключениях человека, судьбой которого управляли всесильные боги.

На сцене постановка включала начало, развязку и эмоционально сильную кульминацию. Эта схема была создана Софоклом, за что его и называют отцом трагедии. Еще одной особенностью, которую он ввел в театральное искусство, стало появление в кульминации нового персонажа.

Тиресий

В трагедии все внимание сосредоточено на главном герое. В каждой главе он присутствует и является важнейшим участником действия. Таким образом построены почти все театральные произведения, которые создал Софокл. «Царь Эдип», краткое содержание которого сводится к диалогам персонажа с другими героями, а преимущественно с оракулами, в следующем эписодии содержит беседу царя с Тиресием. Этот человек - предсказатель, который знает правду, но из жалости не сразу решается ее открыть своему собеседнику. И все же с помощью криков и угроз царь добивается от него признания. Тиресий называет имя убийцы. Это имя - Эдип.

Креонт

«Царь Эдип», краткое содержание которого дает представление о загадках и интригах, присутствующих в трагедии, является классикой театрального жанра. Мотивы мести, смерти и борьбы за власть заимствовал из этого произведения сам Шекспир.

После ужасных слов Тиресия на первый план выходит царская семья. Креонт - брат Иокасты. И именно он должен был, согласно древним традициям, занять трон после смерти царя. Но вдруг появился чужеземец, спас фиванских жителей от кровожадного чудовища и в знак народной благодарности получил то, что полагалось по праву родственнику. Царем стал никому неизвестный доселе Эдип. Быть может, брат Иокасты затаил на новоиспеченного правителя обиду, подстроил все и подговорил Тиресия дать неверные сведения? Такие мысли терзали Эдипа, покуда не появилась несчастная участница кровосмесительной связи - сама царица.

Иокаста

Родную мать взял в жены царь Эдип. Краткое содержание мифа говорит лишь о том, что женщина эта не по своей воле совершила грех кровосмешения. У великого драматурга этот образ обладает характерными чертами. Иокаста - женщина сильная и волевая. Узнав о причине ссоры мужчин, она высмеивает их. Стремясь доказать, насколько глупо верить предсказаниям, она рассказывает о своей молодости. Ее рассказам внимает царь Эдип.

Краткое содержание по эписодиям - это действия и размышления главного героя. В полном объеме это произведение представляет собой поэтические диалоги, где фоном служит хор. Без него не обходилась ни одна античная драма. И здесь, когда Иокаста принимается рассказывать своему молодому мужу до боли знакомую историю, хоровое пение становится все более тревожным и печальным.

Рассказ царицы

Иокаста рассказывает о том, как потеряла своего первенца, а муж ее был убит разбойниками. Смерть Лая напоминает Эдипу события, которые происходили во время его странствий. А предсказания оракула, на основании которых царь приказал избавиться от младенца, чрезвычайно похожи на те, из-за коих новый муж Иокасты некогда покинул родной дом. Воспоминаниям женщина предается исключительно для того, чтобы убедить спорщиков в том, что они заблуждаются.

Предсказания оракулов не имеют под собой никакой почвы. Они лишь могут подтолкнуть человека к совершению непоправимых ошибок. Так рассуждает Иокаста. Трагический герой тем временем охвачен страшными подозрениями.

Кульминация

История о жизни, окутанной страшными тайнами, которые к концу пьесы должны быть разгаданы, - в этом и заключается краткое содержание. Царь Эдип полагает, что лишь один человек может помочь ему узнать правду. Старый слуга, который когда-то отнес новорожденного в горы, ответит на единственный, но самый важный вопрос. Но в Фивах этого человека уже нет. Отдан приказ найти раба. А тем временем на сцене появляется новое лицо.

Из родного края прибывает вестник и сообщает о смерти Полиба. Эдип должен занять место умершего царя. Но ведь предсказания оракула говорят о том, что после он женится на матери… Прибывший издалека человек, желая успокоить Эдипа, открывает всю правду. Теперь известно, что Полиб не является его родным отцом. И дабы добиться всей истины, Эдип обращается к Иокасте. После недолгих споров и сопоставления фактов он понимает, что все предсказания, данные ему и Лаю, сбылись.

Царица кончает жизнь самоубийством. Эдип ослепляет себя, тем самым выполняя свое обещание наказать преступника.

Трагедия Софокла «Царь Эдип», краткое содержание которой изложено в нашей статье, является бессмертным произведением мировой драматургии. Герой античного автора хотя и находится во власти богов, но всеми силами стремится стать вершителем собственной судьбы. Однако единственное, что ему удается, - это наказание. Но все же софокловский Эдип - один из величайших литературных героев.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы