Станки родился в Риме в 1608 году в семье художников. В муниципальном архиве Рима есть упоминания трех художников с фамилией Станки, все они проживали в 1656 году на Страда Паолина: Джованни (1608 — после 1675), Никколо (около 1623—1690) и Анджело (1626 — после 1675). Все три брата были достаточно плодовитыми художниками, однако все счета и контракты были заключены на имя Джованни, — вероятно, как старший брат он был ответственен за финансы семейной артели. Поэтому, определение какому из братьев принадлежит авторство той или иной картины всегда представляло определенные трудности.
Джованни Станки упоминается впервые в 1634 году, в реестре гильдии художников Святого Луки. Членство в гильдии было платным и позволяло художнику завести знакомства и получить заказы у богатых семей. В 1638 году Станки написал для семьи Барберини картину на которой был изображен герб семейства увитый цветами. Многие богатые римские семейства заказывали картины Станки . В сотрудничестве со специализирующимися на росписи художниками Бачиччио и Маратти, а также в сотрудничестве с Марио Нуцци, который был как и Станки специалистом по цветочным натюрмортам, Станки получает богатые заказы. Так в счете датируемым 1670 годом, выписанном для семьи Колонна, упоминаются Джованни Станки и Нуцци, как ответственные за натюрморты, украшающие знаменитое зеркало в Палаццо Колонна.
В 1660 году Станки по заказу кардинала Флавио Киджи, декорировал его галерею цветочными и фруктовыми натюрмортами. Кардинал Киджи оставался его основным заказчиком до 1673 года. По заказу кардинала Бенедетто Памфили Станки расписал натюрмортами корпуса музыкальных инструментов. В 1675 году Станки работал с Чиро Ферри, декорируя зеркала в Палаццо Боргезе. Как и Марио Нуцци, Станки работал и как театральный декоратор. Большинство сохранившихся картин Станки находятся в Риме. В Галерее Паллавичини хранятся две картины, в Капитолийских музеях хранятся две наддверных росписи, ранее принадлежавших коллекции семьи Саккетти. Цветочные гирлянды работы Станки украшают люнеты в Палаццо Колонна. Выполненные по заказу Виттории делла Ровере (ранее 1686 года) две цветочных гирлянды, сейчас находятся в галерее Уффици и Палаццо Питти.
В следующий раз, когда возьмёте в руки кусок арбузной дольки или початок кукурузы, задумайтесь о том, что эти хорошо знакомые овощи и фрукты не всегда были такими, как сегодня.
Вокруг ГМО, или генетически модифицированных организмов, сегодня кипят страсти, однако человечество тысячелетиями занималось генетической модификацией наших любимых продуктов.
Генетическая модификация заключается во внедрении в организм чужеродных генов для придания растениям желаемых качеств (например, сопротивляемость насекомым), тогда как селекционное выращивание - это растянутый во времени процесс, в котором фермеры постепенно отбирают и выращивают растения с теми же желаемыми качествами.
Удивительно, но дикие предки современных культурных растений выглядели совершенно иначе до того, как люди стали их выращивать.
Дикий арбуз
На картине Джованни Станки, датированной примерно между 1645 и 1672 годами, изображён арбуз, весьма отличающийся от современного арбуза. На поперечном разрезе видно, что арбуз имеет очень толстую корку и небольшое количество мякоти с пустотами. Можно было бы предположить, что он незрелый или вырос в условиях плохого полива, но чёрные косточки говорят об обратном.
Современный арбуз
С течением времени люди научились выращивать арбузы с красной, сочной мякотью, подобные изображённому на рисунке.
Дикий банан
Первые бананы начали выращивать от семи до десяти тысяч лет назад на территории современной Папуа - Новой Гвинеи и в юго-восточной Азии. Современные бананы происходят от двух диких видов - Musa acuminate и Musa balbisiana, плоды которых имели большие твёрдые косточки.
Современный банан
В результате скрещивания получился современный банан - приятный на вкус, удобной формы, и с легко снимающейся кожурой. По сравнению с предшественниками, у фрукта почти незаметны семена, лучше вкус и много питательных веществ.
Дикий баклажан
Предки современных баклажанов имели большие различия по форме и цвету. Они могли быть белыми, голубыми, фиолетовыми и жёлтыми - как те, что на фото. В том месте, где плод крепится к ветке, располагались защитные шипы.
Современный баклажан
При помощи селективного выращивания человечество избавилось от шипов и получило крупный продолговатый фиолетовый овощ, который вы найдёте в большинстве продуктовых магазинов.
Дикая морковь
Первую морковь начали выращивать в 10 веке в Персии и Малой Азии. Считается, что тонкие, разветвляющиеся корневища имели бело-фиолетовый оттенок – как на фото, но постепенно они утратили фиолетовый пигмент и приобрели жёлтую окраску.
Современная морковь
В результате культивации тонкие белые двухлетние корешки превратились в крупные сочные оранжевые плоды, собираемые каждую осень.
Дикая кукуруза
Пожалуй, наиболее яркий пример селективного выращивания - это сладкая североамериканская кукуруза, предком которой стало едва съедобное растение теосинте. Первую кукурузу начали выращивать в седьмом тысячелетии до нашей эры, и вкус у неё был, как у сушёного картофеля.
Современная кукуруза
Сегодняшняя кукуруза в тысячу раз крупнее, чем её предок, и намного легче поддаётся выращиванию и очистке. В её составе 6,6% сахара, по сравнению с 1,9% в исходной кукурузе. Основные изменения произошли в 15 веке, когда культуру начали выращивать европейские поселенцы.
Современный персик
Первые персики были маленькими, похожими на вишню фруктами, размером около 25 мм, треть которых занимала косточка. Они имели восковую кожицу и землистый, слегка солоноватый вкус, напоминающий чечевицу. Первыми выращиванием персиков занялись древние китайцы около четырёх тысяч лет назад.
Благодаря тысячелетиям упорного труда мы получили современный персик размером до 10 см, в котором косточка занимает только 10%. Он в 64 раза больше своего предка, на треть сочнее и на четыре процента слаще.
Профессор Джеймс Ниинхюйс с факультета растениеводства университета Висконсина использует картину XVII века, чтобы показать студентам, как селекция изменила арбузы за последние 350 лет. Речь идет о работе итальянского художника Джованни Станки, которую он написал между 1645 и 1672 годами.
Картина Джованни Станки
Изображение: Christie"s
Арбузы на этой картине — в нижнем правом углу. И они совсем не такие, какими мы их привыкли видеть. «Весело ходить в музеи изобразительного искусства, смотреть на натюрморты и видеть, как выглядели наши овощи 500 лет назад», — рассказал Vox Ниинхюйс.
Фрагменты картины Джованни Станки
Изображение: Christie"s
Арбузы пришли в Европу из Африки и, предположительно, прижились в местных садах в начале XVII века. Профессор Ниинхюйс полагает, что старые арбузы были такими же сладкими, как и нынешние. Bнешний вид ягод менялся в процессе селекции: человек делал так, чтобы увеличить количество ликопина — вещества, которое придает красную окраску мякоти арбуза.
За сотни лет культивации мы превратили маленькие арбузы с белой мякотью в более крупные ягоды, полные ликопина (англ. яз.).
Vox
В 1660 году Станки по заказу кардинала Флавио Киджи , декорировал его галерею цветочными и фруктовыми натюрмортами . Кардинал Киджи оставался его основным заказчиком до 1673 года. По заказу кардинала Бенедетто Памфили Станки расписал натюрмортами корпуса музыкальных инструментов. В 1675 году Станки работал с Чиро Ферри , декорируя зеркала в Палаццо Боргезе . Как и Марио Нуцци, Станки работал и как театральный декоратор. Большинство сохранившихся картин Станки находятся в Риме. В Галерее Паллавичини хранятся две картины, в Капитолийских музеях хранятся две наддверных росписи, ранее принадлежавших коллекции семьи Саккетти . Цветочные гирлянды работы Станки украшают люнеты в Палаццо Колонна. Выполненные по заказу Виттории делла Ровере (ранее 1686 года) две цветочных гирлянды, сейчас находятся в галерее Уффици и Палаццо Питти .
Одна из картин Станки, "Натюрморт с арбузами " , привлекла внимание историков, биологов и широкой общественности как наглядная иллюстрация результатов селекции . На картине видно, что в 17 в. корка у арбуза была гораздо толще, жесткая ткань разделяла съедобную мякоть на ячейки, а косточки были гораздо крупнее .