Про деток, от рождения до школы

Следует отметить, что это служебное слово. Он выражает зависимость местоимений либо существительных от других слов в предложении или словосочетании.

Зачем нужен предлог?

Может показаться, что предлоги, по своей сути в отрыве от контекста ничего не сообщающие, абсолютно не нужны в речи. Однако стоит попытаться убрать из разговора эти маленькие слова, как нарушится связь в предложении. Фраза просто рассыплется, словно бусы на порванной нити, на отдельные составляющие! Да и утверждать тот факт, что предлоги не несут никакой информации, по меньшей мере нелепо. Например, предложение "Больница находится... мостом" без этой несамостоятельной части речи абсолютно не несёт информации. Ведь больница, исходя из полученной неполной информации из-за отсутствия предлога, может находиться как под мостом , так и за мостом . Так что, особенно в том случае, если мост довольно большой, данное неполное указание может сослужить плохую службу. И виной ошибки станет то, что в предложении отсутствует предлог. Какая часть речи вносит дополнительную информативность речи, обеспечивает связь слов в предложении? Уже в начальных классах учащиеся знают ответ на этот вопрос. Как часть речи он не является самостоятельным, однако без него глагол не может сочетаться с существительными и местоимениями в некоторых падежах.

Связь слов в предложении

Существительные и местоимения, к которым относится предлог, склоняются. Предлог как служебная часть речи входит в вопрос, который и устанавливает вид связи между словами. Например, в предложении «Николай рыбачил на реке» прослеживается зависимость между глаголом «рыбачил» и существительным «на реке». Связь между ними определяется таким образом: рыбачил (где?) на реке или рыбачил (на чём?) на реке . А в предложении «Рыбу он складывал в садок» при помощи постановки вопроса можно установить следующую конструкцию: складывал (куда?) в садок или складывал (во что?) в садок . Определяя члены предложения, предлог относят к существительному. И ещё он входит в состав вопроса, который задаётся к второстепенному члену предложения. Таким образом, предлог как не может выступать в предложении членом предложения, к нему нельзя задать вопрос, он не употребляется отдельно от существительного или местоимения.

Пространственные отношения, которые выражают предлоги

В каждом отдельно взятом случае связь между словами обеспечивается изменением форм существительных. Каждым падежом управляют определённые предлоги. Примеры: бегу по дорожке, бегу рядом с дорожкой . То есть если слово употребляется в творительном падеже, то используется служебная часть речи «с», «под», «над», «рядом» и другие. В разных ситуациях значение предлогов различаются. Бывают пространственные смысловые отношения между членами предложения: «Девочки с радостью занимались на перекладине». Предлог входит в падежный вопрос: занимались (на чём?) на перекладине , где предлог «на» входит в сам Хотя можно эту конструкцию представить и таким образом: занимались (где?) на перекладине .

Временные отношения, выраженные предлогом

В предложении «Дело было уже под вечер» можно установить связь при помощи падежного вопроса: было (когда?) под вечер . А в предложении «Валентина вернулась домой в половине пятого» временные отношения устанавливаются вопросом: вернулась (когда?) в половине пятого . Такую связь, как управление в словосочетании обеспечивает предлог. Самостоятельная часть речи - существительное «половине» - в данном контексте может употребляться со словом «в». А вот если использовать предлог "около", то изменится и сам смысл утверждения, и падеж, в котором будет стоять зависимое от глагола слово. Действительно, фраза "Валентина вернулась домой около половины пятого" отличается от первоначального варианта. А предлог "около" поставит существительное в родительный падеж вместо предложного, как это было в первом варианте.

Объектные смысловые отношения, выраженные предлогом

В предложении «В заметке писали о юном велосипедисте, который пришёл на финиш первым» существет связь между словами: писали (о ком?) о велосипедисте . В словосочетании предлог как часть речи устанавливает между глаголам и существительном объектное отношение. В словосочетании сказуемое управляет дополнением, стоящим в предложном падеже.

Объектные отношения проявляются также при употреблении предлога "у" - "У спортсмена была достаточно яркая экипировка". Здесь связь обусловлена постановкой существительного в родительном падеже: была (у кого?) у спортсмена . Есть вариант использования предлога "над" при постановке управляемого слова в предложный падеж. Пример: "Ребята громко смеялись над упавшим в грязь другом". В данном варианте объектные отношения отмечаются в словосочетании смеялись (над кем?) над упавшим . Здесь в качестве объекта выступает не существительное, а причастие, которое является дополнением и не имеет при себе определяемого слова. Можно наблюдать использование в этом виде смысловых отношений предлога "из". Например, это видно на примере фразы "Велосипедистов набирали из детей, которые проживают в пятом микрорайоне", где демонстрируется подобная связь в словочетании набирали (из кого?) из детей .

Смысловые отношения образа действия, выраженные предлогом

Рассматривая предложение «Ребята с удовольствием наблюдали за верблюдом», можно установить связь между сказуемым и дополнением. Это будет выглядеть таким образом: наблюдали (как?) с удовольствием или наблюдали (с каким чувством?) с удовольствием . Значение предлогов в словосочетаниях велико, так как управлять зависимым словом глагол может лишь в том случае, если существительное будет поставлено в нужный падеж.

Отношения образа действия могут появляться при использовании и других предлогов.

Причинные смысловые отношения, выраженные предлогом

В предложении «Из-за любви к животным Танюша устроила дома настоящий живой уголок, где жила семья морских свинок» глагол «устроила» управляет существительным «из-за любви». Связь управления устанавливается с помощью вопроса (из-за чего?) и выглядит таким образом: устроила (из-за чего? почему?) из-за любви .

Причинные смысловые отношения могут быть установлены при помощи предлога "от". Например, в предложении "Кролик дрожал от страха" в словосочетании дрожал (от чего? почему?) от страха существительное стоит в родительном падеже. Могут возникать причинные отношения и при использовании служебной части речи "при". Например, в предложении "При солнечном ожоге следует применять специальные мази" в словосочетании применять (по какой причине?) при ожоге связь устанавливается с помощью предлога "при". Чаще всего управляемое глаглом слово выполняет роль обстоятельства. Причинные отношения иной раз устанавливаются использованием предлога "по". Например: "Я не был на работе по причине болезни". Здесь наблюдается связь управления в словосочетании не был (почему?) по причине , которая демонстрирует причинные отношения.

Целевые смысловые отношения, выраженные предлогом

В предложении «Наталья для собственного удовольствия занималась цветоводством» глагол «занималась» управляет существительным «для удовольствия» при помощи вопроса (зачем? для чего?). Между этими словами устанавливаются целевые смысловые отношения.

Подобная связь прослеживается в варианте использования и других предлогов, например, таковым выступает "с". Примером подобного может стать предложение: "Виктория купила ноутбук с целью использовать его для работы", - где целевые отношения прослеживаются дважды: купила (зачем? для чего?) с целью и использовать (каким образом? для чего?) для работы . В первом случае связь управления обусловливается при помощи предлога "с", а втором присутствует уже рассмотренный вариант с "для".

Непроизводные и производные предлоги

Происхождение этих служебных слов позволяет разделить их на две большие группы. К непроизводным предлогам относятся те, которые не были образованы от других частей речи. Таковыми являются через, в, на, до, без, между, за, над, под и другие. Производные появились вследствие перехода самостоятельных частей речи в предлоги. Образовались они из наречий, деепричастий и существительных.


Простые предлоги - разделение их по составу

Разделяются представители этой служебной части речи на две группы по принципу количества входящих в неё слов. Так, например, выделяют простые предлоги, состоящие из одного слова: меж, в, на, из, под, возле . Примерами употребления их могут служить предложения:

  1. На специальных фермах выращивают крокодилов.
  2. Из этих пресмыкающихся потом делают роскошные сумочки, ремни, обувь.

В первом случае связь управления прослеживается в словосочетании выращивают (где? на чём?) на фермах при помощи предлога "на". Между словами существуют пространственные отношения. Во втором же варианте можно видеть управление глагол - существительное в форме причастия делают (из кого?) из пресмыкающихся с помощью предлога "из". Эти отношения характеризуются как объектные.

Предлоги сложные

Сложные предлоги состоят из двух либо трёх слов. Например, таковыми будут в связи с, несмотря на, в отличие от и другие. Примеры их употребления:

  1. Несмотря на ухудшающееся зрение, Наталья продолжала сидеть ночами за проверкой тетрадей.
  2. В связи с наступлением пятидесяти пяти лет Мария поехала в город с целью оформления пенсии.
  3. В отличие от богатых дочерей купца Малахова, Настасья не имела ни приданого, ни будущего.

Таким образом, можно сделать выводы, что предлог как часть речи не может использоваться без других слов - существительных, причастий, прилагательных. Также они не могут быть членами предложения, к ним нельзя задать вопрос. Однако являясь служебной частью речи, предлоги играют в предложении важную роль.

Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.

Абсолютно точно также как и окончания самостоятельных слов, предлоги служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.
Приведем пример: Сходить в туалет, вынуть из банки, зайти за угол.

Предлоги не изменяются, как и другие служебные части речи.

Предлоги входят в состав членов предложения, но не являются членами предложения.
Приведем пример:
Примерно в полдень машина свернула с дороги и поехала за город.

Предлоги делятся на разряды о значению .
Они бывают:
пространственные - указывают на место;
причинные - указывают на причину;
целевые - указывают на цель;
образа действия - указывают на образ действия;
дополнительные - указывают на предмет, на который направлено действие;
непроизводные - не образованы от других частей речи;
производные - образованы от других частей речи.

Поговорим о каждом поподробнее:

пространственные :
Например: из-за, на, из, к, над, у, в, за, под, из-под, до, вокруг, мимо, между, около, перед, через, поперёк, среди, против, подле, возле, близ, вдоль, вне, внутри, сквозь и другие.
Приведем пример: около дома, вокруг дома, у дома, за домом, перед домом, из-за угла.

временные :
Например: через, по, до, накануне, в, с, в течение и другие.
Приведем пример: в понедельник, накануне экзамена, до рассвета, с понедельника, через неделю, по два часа, в течение всего дня.

причинные :
Например: благодаря, по, за, от, из-за, ввиду, вследствие и другие.
Приведем пример: от голода, по болезни, ввиду болезни, из-за болезни, благодаря упорству, вследствие болезни.

целевые :
Например: на, за, для, ради, по и другие.
Приведем пример: ради удовольствия, для ночлега, за грибами, на благо Родины, по грибы.

образа действия :
Например: в, по, с, без и другие.
Приведем пример: без страха, с восторгом, говорить по душам.

дополнительные :
Например: по, насчёт о, об, про, с, и другие.
Приведем пример: про друга, о матери, с другом, об отце, насчёт друга.

По происхождению предлоги делятся на две группы :

непроизводные (не образованы от других частей речи);
Например: за, из-за, у, в, на, из, к, над, под, до и другие.

производные (образованы от других частей речи):

Из наречий – вокруг, возле, внутри, около, поперёк, накануне, согласно;
Например: стоять около дома – предлог, стоять около – наречие;

Из существительных – в течение, вследствие;
Например: в течение часа – предлог, в течении реки – существительное с предлогом;

Из деепричастий – благодаря, несмотря на.
Например: несмотря на усталость – предлог, не смотря в мою сторону – деепричастие.

Предлоги могут употребляться с одной или с несколькими падежными формами .

Например, предлог согласно употребляется только с дательным падежом (согласно приказу, согласно постановлению), предлог из-за – только с родительным падежом (из-за угла, из-за болезни); предлог в может употребляться с предложным падежом и винительным падежом
Например: в школе – в школу.

Подписаться на сайт

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Предлог – это служебная часть речи. Она играет важную роль в установке связей между словами. Но самостоятельно строить предложения предлоги не способны. Чтобы понять, что такое предлог в русском языке, нужно рассмотреть его функции и признаки.

Зачем нужны предлоги

Отличительная особенность предлогов состоит в том, что они обозначают зависимое положение существительных, местоимений и числительных от стоящих рядом с ними слов в определенном падеже. Предлог делает конкретным значение падежной формы:

  • Заглядываю в газету – предлог «в» конкретизирует значение места, в данном случае это направление внутрь
  • Положил на газету карандаш – предлог «в» конкретизирует пространственное значение
  • Спрятал под газету ручку – предлог «под» указывает на значение места

Итак, главная роль предлогов состоит в том, чтобы указывать на разнообразные отношения тех или иных слов к конкретной падежной форме.

Если углубиться в суть и понять, что обозначает предлог, можно сделать вывод, что предлоги выражают отношения между объектами:

  • Объектом и действием
  • Объектом и признаком
  • Отношения между двумя разными объектами

Простые и составные предлоги

Предлоги классифицируются по структуре и происхождению.

По структуре предлоги делятся на два вида:

  • Простые предлоги. Они имеют в своем составе одно слово. Например, предлоги «в», «на», «под», «с», «у», «к» считаются простыми.

Примеры использования простых предлогов в предложении:

  1. Я посмотрел в окно и улыбнулся
  2. Девочка встала на стул и запела
  3. Я заглянул под табурет

  • Составные предлоги. В их состав входит несколько слов. Например, предлоги «в связи», «в отличие от», «несмотря на» называют составными.

Примеры употребления составных предлогов:

  1. В отличие от меня
  2. Несмотря на хорошие оценки
  3. В связи с плохой погодой

Производные и непроизводные предлоги

По происхождению предлоги принято делить на два вида:

  • Непроизводные предлоги. Они не образованы от частей речи, например, «над», «в», «через», «к», «у»
  • Производные предлоги. Они появились в нашей речи благодаря успешному переходу из разряда других частей речи. В зависимости от того, от какой части речи произошел предлог, они подразделяются на виды:
  1. Отглагольные. Образованы от глаголов путем перехода их в предлоги (несмотря на, включая, считая, благодаря). По происхождению отглагольные предлоги являются формами деепричастий
  2. Отыменные. Это предлоги, которые представляют собой предложно-падежную форму существительных. К этому разряду относятся предлоги «путем», «в течение», «вследствие», «по мере», «насчет». Данные предлоги потеряли смысловую связь с существительными, от которых они произошли
  3. Наречные. Образованы от наречий.

Часто ученики допускают грубую ошибку, принимая такой предлог за наречие. Существует простое правило, согласно которому, если после слов «вокруг», «накануне», «возле» и им подобным стоит существительное или местоимение, то перед нами предлог. Для примера рассмотрим наречный предлог «накануне»:

  • Накануне каникул он решил взяться за учебу

В данном случае «накануне» – это предлог, так как рядом есть существительное. Кроме того, к этому слову невозможно задать вопрос.

  • Я был у доктора накануне

Мы видим, что в данном предложение «накануне» – это наречие. От глагола «был» можно задать вопрос (когда?) к этому слову. Поэтому можно сделать вывод, что «накануне» – это самостоятельная часть речи, а не предлог.


Несмотря на то, что предлоги относятся к служебным частям речи, они очень важны для русского языка, так как устанавливают связи между словами.

Может ответить любой школьник, эту часть речи дети начинают изучать со второго класса и о том, какие бывают предлоги, узнают на протяжении всей школьной программы. Однако в разговоре начинают ими пользоваться с самых первых фраз, потому как именно они позволяют выстроить зависимость слов друг от друга так, чтобы высказывание обрело смысл и стало предложением. И хотя предлог - это неизменяемая часть, которая совсем не выступает в роли члена предложения, а лишь может быть привязана к таковым, для правильно построенного высказывания его присутствие обязательно и незаменимо. Поэтому для правильно поставленной речи просто необходимо знать, какие бывают предлоги, как они влияют на окончания слов, с которыми связаны, и как правильно их употреблять. Ведь именно эта маленькая деталь образует смысловые зависимости и отношения между словами.

В гуманитарном словаре определение предлога русского языка звучит примерно так: это которая является служебным словом, оформляющим подчинение падежной формы имен к другому слову, выражающее отношение к предметам относительно их действий.

Основные функции

Как и все служебные слова, предлоги не используются самостоятельно, они всегда связаны с существительным или другим словом, употребленным в качестве такового, что обусловливает невозможность определения этого элемента как части речи, однако они входят в их число. В некоторых случаях именно предлог может определить антонимичные и синонимичные оттенки и пары, благодаря чему достаточно просто подобрать нужную комбинацию слов для высказывания.

Например: в школу - из школы; до урока - после урока; при садике - у садика - около садика; из-за невнимательности - по причине невнимательности.

Какие бывают предлоги

Все предлоги разделяют на временные, пространственные, причинные и целевые. Одни из них могут быть использованы с существительными в одном падеже, а другие употребляются со словами в разных падежах. Например:

  • к подруге, к школе - Д. п. (к кому? к чему?);
  • благодаря подруге, благодаря школе - Д. п. (благодаря кому? благодаря чему?);
  • в семь часов - В. п. (во что?);
  • в парке - П. п. (в чем?).

Из примера видно, что предлог «в» может быть использован со словами в разных падежах. Именно такие предлоги, как в, про, из, при, через, у, на, без , могут иметь огромное количество значений. В русском языке их называют непроизводные предлоги.

Если же предлог образован из и используются лишь с одним падежом, то его называют производным. Например:

- вокруг дома, исходная форма предлога - наречие вокруг;

- в течение часа, исходная форма предлога - существительное течение, использованное с предлогом «в»;

- благодаря помощи, исходная форма предлога - деепричастие.

Структурные различия

Наряду со всеми различиями русские предлоги разделяют также и по их структуре. А именно:

  • Простые, состоящие из одного слова. Как правило, это одно- и двусложные. Непроизводные и некоторые производные предлоги: на, в, к, под, над.
  • Сложные или парные, по сути, являющиеся разновидностью простых предлогов: из-за, из-под и другие.
  • Составные, являющиеся предложно-падежными сочетаниями: в деле, вдоль по, по части, в отношении, в зависимости и так далее.

Разряды по значению

Поскольку предлог является лишь связующей частью, собственного значения он иметь не может, а лишь определяет грамматические отношения между существительными, употребленными в косвенных падежах, и другими словами. Иначе говоря, его лексическое значение зависит от слова, к которому он привязан, однако он может передавать различные обстоятельственные оттенки связи слов между собой.

Все предлоги русского языка разделяют на такие разряды:

  • Пространственные или предлоги места: из, в, к, у, по, под, из-за, около, перед, вокруг, возле. Например: живет в городе; работает на заводе; бегает вокруг дома.
  • Временные или предлоги времени: до, через, в, по, к, с, перед, в течение. Например: через полчаса; бег по утрам; прогулка перед сном.
  • Причинные: от, за, со зла, в силу, благодаря, по случаю, ввиду, вследствие. Например: покраснел от стыда; разбил со зла вазу; ошибся по невнимательности.
  • Предлоги, указывающие на цель: ради, для, в, к и другие. Например: сказать ради шутки; речь по случаю; уехать на отдых.
  • Объектные, определяют и указывают, на какой предмет направлено действие: о, про, с, насчет, относительно, об и другие. Например: скучать по дочери; узнать насчет оценок.

Классификация производных предлогов

В зависимости от части речи, из которой образован предлог, они подразделяются на такие разряды. Тому, какие бывают предлоги, произошедшие от других частей речи, в школьной программе уделено много часов, и это правильно, ведь очень важно знать, какую связь слов они могут образовать, и как правильно их употреблять в речи и на письме.

Правописание предлогов

Знания о том, какие бывают предлоги, так же важны, как и их правописание. Поэтому одной из главных тем школьной программы, касающейся предлогов, выступает правописание. Самое первое правило, с которым знакомятся дети, звучит так: «Предлоги с другими словами пишутся отдельно». Чтобы правильно определить, является ли слово служебным, между предлогом и связанным с ним словом можно поставить вопрос или дополнение.

Например: на (чем?) море или на (Черном) море.

В старших классах детей знакомят с образованными от наречий. И тут самое главное - определить, является ли эта часть предложения наречием или это уже предлог. Для этого нужно определить, есть ли в предложении существительное в и как оно связано со спорной частью.

Например: осмотреться вокруг (наречие) или осмотреться вокруг себя (предлог).

Существует и такое правило: «Чтобы убедиться в том, что слово в предложении является предлогом, а не другой частью речи, его следует заменить синонимичным предлогом. При этом смысловое значение не должно меняться». Вот список взаимозаменяемых вспомогательных предлогов:

  • ввиду (из-за, по причине);
  • вроде (подобно);
  • насчет (об, о);
  • вследствие (по причине).

Например: По причине плохой погоды мы не пошли гулять. Из-за плохой погоды мы не пошли гулять.

Примечания

Раздельно пишутся такие предлоги: в течение, в продолжение, на протяжении, в заключение, во избежание, в деле, в отличие от .

Также следует отметить, что парные или срощенные предлоги, такие как из-за, из-под, по-за, за-ради, по-над, пишутся только через дефис.

Например: Из-за туч вышло солнце. Из-под шкафа выскочил кот.

Существуют и такие предлоги, правописание которых нужно просто запомнить. А именно: близ (без и сквозь (с мягким знаком).

Употребление предлогов с падежами

Очень важно знать, какие предлоги бывают у падежей, поскольку часто именно благодаря предлогу можно правильно определить, в каком падеже употреблено то или другое слово, что очень важно для правильного написания. Следует отметить, что с именительным предлоги не употребляются, лишь с косвенными:

  • с родительным падежом - без, вокруг, для, из, от, у, с;
  • с дательным падежом - к, благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, по;
  • с винительным падежом - сквозь, про, несмотря, через, в, на, под, за;
  • с творительным падежом - над, перед, между, за, под, с;
  • с предложным падежом - о, при, в, на.

Данная таблица предлогов составлена с учетом производных и непроизводных предлогов, которые в каждом отдельном случае могут употребляться только с одним или несколькими падежами имен существительных.

Вместо заключения

На самом деле выучить эту тему в школьные годы досконально не так уж и сложно, правил правописания и образования предлогов из других частей речи здесь совсем немного. Главная задача состоит в том, что следует научиться отличать предлог от других элементов и знать, как правильно его употребить. Именно это позволит не только грамотно выстраивать слова предложения, но и суметь записать их, не путая окончаний.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы