Про деток, от рождения до школы

Для своего незаконнорожденного сына Екатерина Великая построила усадьбу, которой может полюбоваться любой желающий. Богородицкий дворец, или усадьба Бобринских - одно из самых красивых сооружений Тульской области. На месте разрушенной в далеком 1660 году Богородицкой крепости возводится значительный загородный ансамбль, выполненный в духе русского классицизма. Над рекой со звучным названием Уперта возвели невесомый на вид двухэтажный дом с бельведером.
> Западный фасад дворца Бобринских отличается полукруглым выступом, за которыми внутри находятся просторные овальные залы. Восточный фасад украшает балкон и поддерживающие его тосканские колонны. К сожалению, точных сведений о том, как выглядел дворец изнутри, не сохранилось. После пожара в начале XIX в. от интерьеров не осталось ничего. Имелись лишь разрозненные устные описания местных жителей, в том числе управляющего усадьбой, и единственный чертеж архитектора, Старова.

> Образ дома поддерживает многоярусная въездная башня. Это колокольня в стиле петровского барокко, популярного в эти времена. Возведена башня примерно в 60-70 годах ХVIII века. Ее архитектор, к большому сожалению, неизвестен. Таким образом, въездные ворота так же служили звонницей. расположенной недалеко усадебной церкви - Казанской.

> Сегодня усадьба Бобринских отреставрирована и готова встречать гостей. Так же посетителям будет интересна еще одна достопримечательность - усадебный парк, который хорошо сохранился до наших времен. Во дворце Бобринских можно организовать бракосочетание или выставку. Карта парка:

>

Как добраться


Официальный сайт музея.
Расположение: 301800, Тульская область, Богородицк
Координаты: N 53° 46.351‘ E 38° 8.588’
телефон: 2-25-32
Режим работы музея: с 11 до 18 часов с 1 ноября до 1 марта с 10 до 17 часов. Касса прекращает работу за 30 минут до закрытия музея.
Выходной день – понедельник. Последний четверг месяца – санитарный день Карта и расчет маршрута:

Пожалуй, в России еще никогда ранее так рьяно не обсуждали приспособление усадьбы под современное использование, как это делается сейчас, во время споров о «Ельцин-центре». Общество раскололось на две части: одни считают открытие «Ельцин-центра» в бывшей усадьбе Долгоруковых-Бобринских хорошей идеей и спасением памятника, а другие называют это глумлением над достопримечательностью. Дебаты в обществе и Сети не утихают до сих пор.

Одним из тех, кто наиболее жестко высказался об открытии «Ельцин-центра» в старинной усадьбе, стал Никита Михалков. Кинорежиссер назвал приспособление усадьбы Долгоруковых-Бобринских под такие цели цинизмом и выразил мнение о том, что, помимо прочего, работы над возданием «Центра» проводятся без соблюдения всех принятых норм и уничтожают усадьбу. С аналогичными заявлениями выступили и многие московские градозащитники. Позавчера против открытия «Ельцин-центра» высказались многие представители Госдумы. На огромный общественный резонанс вокруг «Ельцин-центра» оперативно отреагировала пресс-служба Департамента культурного наследия столицы. 22 июня на странице Департамента в Фейсбуке было опубликовано официальное заявление, в которых были даны комментарии по всем спорным моментам.

- «В сети появилась недостоверная информация относительно реставрации Городской усадьбы (дом Бобринских) на Малой Никитской, 12.
По мнению некоторых горожан Усадьба уничтожена: разрушены интерьеры, сломана ограда, не ведутся археологические исследования и т.п. Все это не соответствует действительности. На самом деле сейчас там ведутся масштабные реставрационные работы, затрагивающие конструктив и декоративное оформление. И специалисты Мосгорнаследия постоянно контролируют эти работы.

Не стоит пугаться того, что главный дом затянут сеткой - за ней идет реставрация исторических фасадов усадьбы. Внутри, кстати, уже отреставрирован лепной декор (впереди его ждет золочение), камины и печь (в ее отделке будут использованы уникальные сохраненные и отреставрированные изразцы), парадная и черная лестницы. На данный момент реставраторы работают с живописными плафонами - да, именно с теми, с которыми некоторые по неведомой нам причине уже попрощались. Что же касается флигеля (фотографии которого были выданы за фотографии всей усадьбы), то эксперты отобрали бревна, которые можно спасти, и отправили их на реставрацию. Подбирается докомпановочный материал - тот, которым заменят сгнившие бревна. Думаем, не нужно уточнять, что реставрационный материал будет аналогичным. Лишь напомним, что это строение давно находится в неудовлетворительном состоянии, архитектурные элементы на момент начала реставрации отсутствовали.
За ограду также можно быть спокойными: горожане увидят ее отреставрированной по окончании всех работ.

Также на свое историческое место вернутся скульптуры Елены и Париса XVIII в. В настоящий момент они находятся в реставрационной мастерской. В подтверждение этого предлагаем вам несколько фотографий с объекта…Особенно внимательные пользователи смогут найти на них археологов, которые на протяжении всего времени сопровождают этот проект. Мосгорнаследие напоминает: все, что входит в предмет охраны - сохранено и реставрируется. Настоятельно призываем неравнодушных граждан доверять проверенным данным из надежных источников», - сообщается в заявлении.

Не остались в стороне и представители «Ельцин-центра». Они пригрозили Никите Михалкову судом за «пафосную ложь, демагогию и прямое вранье». Очевидно, что в обществе еще долго будет обсуждаться эта проблема. И когда мы получили официальные комментарии от компетентных органов о состоянии самой усадьбы, главной темой для споров по-прежнему остается тот самый «приспособленческий» вопрос. В комментариях к моим предыдущим постам вы неоднократно просили меня вынести на обсуждение вопрос о «Ельцин-центре». Видимо, настало время это сделать. Друзья, а как вы относитесь к идее приспособить усадьбу Долгоруковых-Бобринских под «Центр». Что это по-вашему: спасение исторического памятника или цинизм?

Усадьба Долгоруковых-Бобринских


Всего 9 фото

У этого дома славная история, но главное, что здесь бывал Пушкин и поэтому было крайне интересно, как общественным активистам, так и рядовым москвичам, - что-же вышло у реставраторов - невыразительная реплика или все таки реставраторами было проявлено бережное отношение к этому московскому памятнику регионального значения... Этот пост будет незатейливым. Мне просто хотелось сообщить своим друзьям и любителям Старой Москвы, что усадьба Долгоруковых-Бобринских, наконец, готова к нашему лицезрению и фотографированию) Ну, а Москва, в результате, немного полнее обрела свой неповторимый облик, - теперь уже с самых новейших точек зрения и действий властей по превращению нашей столицы в образцовый европейский город и достойный мировой культурный центр.

В этом доме, принадлежавшем старинному русскому княжескому роду Долгоруковых, 7 апреля 1764 года родился поэт И.М. Долгоруков. Позднее владение перешло к доктору медицины, первому профессору анатомии, хирургии и акушерства Московского университета И.Ф. Эразмусу, составившему, кстати, первое акушерское сочинение на русском языке - «Наставление, как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит». Во время московского пожара в 1812 году дом горел и был восстановлен в 1819 году. В 1832 году в доме квартировал заместитель министра народного просвещения и президент Императорской Академии наук С.С. Уваров, у которого 28 сентября 1832 г. на обеде побывали профессора и адъюнкты Московского университета И.И. Давыдов, М.А. Максимович, М.П. Погодин, С.П. Шевырев, а также поэт А.С. Пушкин, что нашло отражение на мемориальной доске, установленной на выходящем на Малую Дмитровку фасаде здания.
02.

В 1833 году в доме под надзором полиции жил отставной генерал-майор, декабрист М.Ф. Орлов, выпустивший в это время свою книгу «О государственном кредите». В 1860-е годы в этом доме начались первые публичные заседания Московского Археологического общества под председательством его организатора археолога А.С. Уварова. С этого же времени в залах этого дома на протяжении 30 лет проходили выставки художников В.Г. Перова, Г.Г. Мясоедова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, А.К. Саврасова и других. В здании устраивались приёмы, благотворительные вечера, концерты. В 1870-е годы здесь находились классы живописи и рисования, руководимые известным архитектором и живописцем В.О. Шервудом. В 1880-е годы здесь размещалась редакция журнала «Зритель», в котором работали и печатались А.П. Чехов, опубликовавший в журнале в течение одного года 11 очерков, а также его братья Александр и Николай. В начале 1900-х годов в доме разместилось «Русское общество любителей фотографии в Москве», в числе членов которого были известные учёные Н.Е. Жуковский, Н.А. Умов, А.П. Павлов и другие. С 1903 года Обществом издавался журнал «Известия Русского общества любителей фотографии».
03.

В разные годы в доме также жили: чиновник по особым поручениям при московском генерал-губернаторе, затем - московский почтовый директор, знакомый А.С. Пушкина - А.Я. Булгаков; ботаник и математик, профессор С.А. Рачинский; известный адвокат Ф.Н. Плевако; преподавательницы хореографии Московского театрального училища П.П. Лебедева и Л.Н. Гейтен; артистка Малого театра Л. П. Косицкая-Никулина. Усадьба Долгоруковых-Бобринских - на фото ниже - двухэтажное здание на втором плане.

В 1853 году, когда участок принадлежал И.С. Шиловскому, жилой флигель был надстроен каменным вторым этажом (взамен деревянного) и заново декорирован в формах позднего классицизма. Этот сохранявшийся до нашего времени облик здания искажен надстройкой третьего этажа, сооруженной в 1920-х годах.
05.


После революции здание было передано газете «Известия». В 1947-1964 годах в здании бывшей усадьбы располагалась редакция журнала «Новый мир», редактором которого с 1950 по 1954-й и с 1958 по 1970-й годы был писатель А.Т. Твардовский. В это время в журнале впервые публикуется ряд ставших позднее известными произведений, в числе которых «Сороковые, роковые» Д. Самойлова, «Со мною вот что происходит» Е. Евтушенко,«Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, «Не хлебом единым» В. Дудинцева. В 1997 году Постановлением Московской городской думы здание было отнесено к перечню памятников истории и культуры, разрешённых к приватизации. В мае 2007 года дом принят под государственную охрану как «выявленный объект культурного наследия» регионального значения.

До недавнего времени москвичи и гости столицы видели на его месте вот такое сооружение.
Кстати, здание усадьбы полностью снесли, не смотря на запретный статус памятника на предмет сноса.
06.

В 1997 году, Мосгордума включила бывший усадебный дом №1 по Малой Дмитровке в число исторических и культурных памятников, которые разрешили приватизировать. В 2007 неприметный особняк с богатейшей историей взят под охрану российского государства, как региональный памятник культурного наследия.
07.

Ну, и вот, что получилось в результате полного восстановления...
08.

На мой взгляд, вышло неплохо. По крайней мере теперь, спустя многие десятилетия, облик Пушкинской площади обрел, наконец, свой цельный и уникальный образ. Мне лично все понравилось. Может быть профи в области реставрации покопаются в деталях, но в целом могу только порадоваться за Москву, что у нас стало еще немного краше и уютней на улицах.
09.

Источники:

Википедия

Незаконнорожденного сына Императрицы Екатерины II и графа Григория Орлова, появившегося на свет в 1762 году, - часто связывают с усадьбой в городе Богородицке Тульской области. Между тем, фамилия «Бобринский» происходит от названия другой его тульской усадьбы - «Бобрики», что на территории нынешнего города Донского.

ХОДЫРЕВ ПОЧИНОК

В XVI веке население многих тульских городов и поселений составляли в основном военные «засечники», которые держали оборону в сторожевых башнях-крепостях и занимались с семьями освоением плодородных земель. Таким сторожевым местом и был Ходырев Починок, позднее ставший называться Бобрик-горой (что в черте нынешнего города Донского Тульской области). Впервые о нем упоминается в Писцовой книге 1571 года:

«На реке на Дону усть речки Бобрика церковь страстотерпца Георгия поставление и строение приходное, а стоит без пения, а дворов у церкви: двор попов пуст, во дворе пономарь. Пашни в поле доброй земли 5 четьи, да дикого поля 25 четьи...»

Военные холопы князя Мстиславского и их предводитель по кличке Ходор привезли сюда с собой из костромских мест священника. Церковь страстотерпца Георгия просуществовала почти два столетия. А характер поселения постепенно менялся. Князь Мстиславский лишился своих земель, а пришедшие ему на смену новые дворянские помещики укрепляли здесь крепостное право, привозя с собой своих поместных крестьян.

Село расширялось и стало именоваться Спасское-Бобрики (или просто Бобрики), так в этих речных местах обитало множество бобров. В царствие Петра I в верховьях Дона (в том числе и в районе села Бобрики) решено было соорудить огромный для того времени Ивановский канал (Епифанские шлюзы), который должен был соединить Дон с Волгой через Иван-озеро и реки Шат, Упу, Оку.

На строительство со всех концов России были согнаны подневольные крепостные крестьяне. Число их доходило до 20 тысяч человек. Но к 1720 году строительство постепенно прекратилось, так как организованный тогда выход России к Балтийскому морю сделал Ивановский канал просто ненужным. Рабочих отправили назад в свои деревни, а село Бобрики стало, как и прежде, малолюдным…

НАСЛЕДСТВО ЕКАТЕРИНЫ II

В 1763 году Екатерина II стала владеть Бобриковской и Богородицкой волостями в Тульской губернии (ныне это города Донской, Богородицк, Северо-Задонск и Новомосковск). Эти имения царица купила у тогдашнего хозяина этих мест Ладыженского и перевела их из дворцового ведомства в личную собственность. В 1770 году она решила передать свои тульские вотчины (80 километров в длину и 60 километров в ширину) внебрачному сыну от Григория Орлова Алексею, который получил их в наследственное пользование.

«...Что Вы в городе Богородицке и в селе Бобриках дома заложили, а церковь в обоих местах заложите будущею весною, я довольна», - пишет Екатерина II князю С.В. Гагарину в письме от 17 сентября 1773 года. Причем в Богородицке предполагалась лишь летняя усадьба. Закладка большого дворца в «Бобриках» состоялась 24 мая 1773 года, а весной следующего года там была заложена церковь, которая стала носить название «Нерукотворного образа Спасителя».

Осенью 1774 года Алексей был привезен из Германии в Петербург (известные и влиятельные родители скрывали мальчика за границей, и до 12 лет у него не было даже фамилии), затем был представлен Императрице в числе других пажей и помещен в Сухопутный шляхетный кадетский корпус. При поступлении Алексея в корпус стало необходимым окончательно установить для него фамилию. Екатерина в течение 12 лет не могла избрать фамилию для своего внебрачного сына, называя его то Романовым, то Сицким, то принцем Еверским (по своему германскому владению). Наконец, она остановилась на самом простом решении и дала Алексею Григорьевичу фамилию, которая была образована от названия предназначавшегося ему имения - «Бобрики» в Тульской губернии. Так ему была дана фамилия Бобринский.

Строительные работы в «Бобриках» продолжались до 1778 года. Тогда же была освящена местная церковь, построенная по проекту знаменитого архитектора, приверженца классицизма И.Е. Старова, и в ней прошла первая служба. Архитектура храма совершенно не похожа по форме на обычные православные церкви. Здесь отсутствовали традиционные маковки-главы, колокольня была выдвинута на фасад. Весь вид церкви казался очень схожим с собором Петра в Риме. Католические мотивы поначалу вызвали противодействие епископата при Священном Синоде. Но в синодальный период царица являлась также главой церкви, поэтому Синод одобрил проект Старова. Строили церковь тульские и московские мастера под руководством архитектора Я.Л. Ананьева.

Еще в 1776 году также архитектором И.Е. Старовым в «Бобриках» для Алексея Григорьевича Бобринского был построен громадных размеров (даже по современным представлениям) и рядом на живописном холме при слиянии рек Дон и Бобрик разбит прекрасный парк, обустройством которого впоследствии занимался сам . Но у этого дворца - своеобразная судьба. Он никогда не отделывался изнутри и оставался необитаемым…

УСАДЬБА С НЕЖИЛЫМ ДВОРЦОМ

В 1796 году Указом Павла I Бобринскому и его потомкам был дарован титул графов (на фамильном гербе - в том числе и бобер). Именно в это время Алексей Григорьевич с семьей переезжает из Петербурга в Тульскую губернию. Из двух своих владений он выбирает не большую усадьбу в «Бобриках», а гораздо меньшее имение в Богородицке. Возможно, это было связано с тем, что ремонтировать дворец в «Бобриках» было слишком дорого, а в Богородицке все уже было готово для жизни и не требовалось больших капиталовложений. Дворец в «Бобриках» так и остался пустой - никто из семейства там никогда не жил.

Усадьба в Богородицке пришлась по вкусу новым хозяевам. Здесь прожило четыре поколения Бобринских… Умер первый граф Бобринский в 1813 году в родовом имении - в Богородицке, но для вечного упокоения мужа его вдова Анна выбрала усадьбу «Бобрики», дальний угол парка по мысу. Тогда и появилась родовая усыпальница-ротонда из белого камня, оформленная сдвоенными пилястрами, ложными окнами, карнизами под «деревянное зодчество» и словно привинченным куполком-крышкой.

Сооружена ротонда была под руководством архитектора Василия Милинского, считавшего себя учеником Ивана Старова. Усыпальница была построена также в стиле классицизма и гармонично дополняла дворцовый ансамбль. Тело А.Г. Бобринского в 1815 году было торжественно погребено в усыпальнице. Там же со временем нашли свой вечный покой потомки первого графа…

Проходили годы, дворец в усадьбе «Бобрики» ветшал… В начале 1840-х годов его начали частично разбирать… 31 августа 1855 года был запущен в производство сахарный завод в «Бобриках». Построил его Василий Алексеевич Бобринский, младший сын Алексея Григорьевича. Для этого он приказал окончательно сломать дворец, построенный Старовым. Продал медную крышу и материал - из его кирпича в недалеко расположенном отсюда городе Епифани было построено много домов. Часть кирпича пошла на сахарный и винокуренный заводы, которые стали давать ощутимую прибыль. Был также построен одноэтажный дом, где граф жил во время своих летних редких посещений села Бобрики.

НА ГРАФСКИХ РАЗВАЛИНАХ

От зданий сахарного и винокуренного заводов В.А. Бобринского не осталось совершенно никаких следов… В сентябре 1921 года усыпальницу графов Бобринских разграбили и приспособили под склад. Десять гробов из семейного мавзолея закопали в общей могиле за усыпальницей, где покоился прах последней графини Елизаветы, жившей в одиночестве в усадьбе и скончавшейся в 1915 году.

В 1930-е годы усадьба «Бобрики» превратилась в городской парк. Здесь разместили пионерский лагерь и дом отдыха для горняков. А в Свято-Преображенской церкви открылся музей Подмосковного угольного бассейна с уникальным планетарием, существовавшим с 1940 года до начала девяностых годов, работавшим на аппарате, сконструированном сотрудником музея, изобретателем-самоучкой М.В. Чистозвоновым.

Одноэтажный графский дом, возведенный по приказу В.А. Бобринского, просуществовал до 1955 года. Потом он сгорел, а на его месте был построен детский санаторий.

В 1991 году церковь вернули Тульской епархии и отреставрировали, в ней начались службы, а в 1998 году восстановили колокольню. Сейчас этот храм находится в очень хорошем состоянии. В ноябре 2001 года могилу Бобринских отыскали новомосковские археологи. В январе 2004 года графские останки вернулись в усыпальницу, которую начали восстанавливать. На церемонии перезахоронения присутствовал представитель графской династии Алексей Николаевич Бобринский, приехавший из Москвы.

Эта усыпальница по классификации памятников считается единственным этого типа сооружением в России. Об уникальности ее свидетельствует и тот факт, что все чертежи и рисунки сохранены и находятся в архивах Санкт-Петербурга, Москвы и института «Спецпроектреставрация». Однако сейчас, как я увидел на месте, работы по реставрации усыпальницы фактически приостановлены. Само здание и не очень целая ограда вокруг него имеют по-прежнему обветшалый вид, отсутствуют свежие следы штукатурки, побелки и покраски, на крыши здания - среди рубероида по «обрешетке» заметны зияющие дыры, на стенах красуются современные «граффити» совсем не по теме…

Если спуститься от усыпальницы к реке, то недалеко от места впадения в Дон речки Бобрик, у покосившегося самодельного мостика скудные мутноватые речные воды источают очень неприятный запах… Да и сам парк немного ухожен лишь в районе центральной липовой аллеи… И все-таки хочется надеяться на лучшее. Ведь такое место, очень богатое своей насыщенной историей, как бывшая усадьба «Бобрики», заслуживает самого пристального внимания, причем даже на федеральном уровне.

Я расскажу вам о Богородицке, о том, как этот город попал в историю мировой литературы, о том, почему Богородицк называют Тульским Петергофом и о многом другом, связанном с этим маленьким городком.
Богородицк - российский город (с 1777 г.), административный центр Богородицкого района Тульской области. Богородицк не следует путать с городом Богородск, находящимся в Нижегородской области.
Город расположен на правом берегу реки Упёрты (приток Упы), в 65 км от Тулы. Население 30,1 тыс.чел. (данные на 2005 год).
Богородицк относится к старинным русским городам, первоначальная история которого связана с защитой от врагов южных границ средневекового Московского государства. Неподалеку от того места (в семи километрах), где впоследствии появился Богородицк, в 1380 г. произошло важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства - Куликовская битва . Напомню о том, что битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Северо-Восточной Руси от ига Золотой Орды. Ещё Александр Блок писал: "Куликовская битва принадлежит к символическим событиям... Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди!"
А теперь приглашаю вас погулять по старинной усадьбе графов Бобринских в Богородицке. Приятной прогулки!


Но сначала я расскажу вам немного об истории этого города.
В начале XVI в. с целью укрепления южной и юго-восточной границ государства был устроен оборонительный рубеж - Засечная черта. Многие сторожевые заставы в её пределах постепенно становились городками, среди них и Богородицк. В 1663 г. на месте сторожевого пункта возникла крепость, которой дано было поныне существующее название. Вокруг крепости выросли слободы земледельцев, ремесленников, стрельцов. Своё оборонное значение город утратил с выдвижением границ далеко на юг. Первоначально Богородицк считался городским поселением, т.е. военно-административным и экономическим центром округи. В 1670-1671 гг. из земель Дедиловского и Епифанского уездов был образован новый Богородицкий уезд.
В XVII веке это было ещё неспокойное место - даже спустя 300 лет после Куликовской битвы крымские и ногайские татары совершали постоянные набеги на юго-восточные земли России и нередко прорывались к Москве. Таким образом, Богородицку отводилась роль крепости второй линии.
В 1763 г. Богородицк был превращен в село Богородицкое, в 1765-м вместе с землей с.Бобрики составил собственную волость Екатерины II, в 1768-м стал именоваться слободой, но в связи с губернской реформой 1777 г. его снова возвели в ранг города.
Богородицк называют Тульским Петергофом. И вот почему…
С приходом к власти Екатерины II Богородицк исключили из штатного расписания уездных городов империи, а его уезд превратили в волость, которую переименовали в «собственную её императорского величества» и передали в особое правление генерал-поручику кавалеру С.В.Гагарину. Был ликвидирован и конный завод, так что Богородицк лишился единственного крупного заведения. После всех преобразований бывший уездный город стал центром принадлежавших Екатерине волостей, а целью преобразований было формирование владений для внебрачного сына Екатерины II и графа Г.Г.Орлова - Алексея Григорьевича Сицкого в 1775 году фамилию изменили на Бобринский). Напомню, что сразу после рождения младенец был отдан Екатериной II её гардеробмейстеру Василию Григорьевичу Шкурину, в семействе которого он и воспитывался до 1774 года, наравне с сыновьями Шкурина. По распоряжению Императрицы, ребёнок в 1775 году был взят и передан И.И.Бецкому, причём Екатерина II решила присвоить ребёнку, носившему имя Алексей Григорьевич, фамилию Бобринский, по названию села Спасского, также известного как Бобрики, Епифанского уезда, Тульской губернии, купленного для его материального обеспечения ещё в 1763 году, по приказу Екатерины II, у Ладыженского.
Вот так выглядел граф Бобринский в детстве (фото сделано в музее).
На территории бывшей крепости, а позднее конного завода, была построена богатая усадьба для А.Г.Бобринского, напротив которой был вырыт большой овальный пруд. Здание дворца было расположено на высоком левом берегу пруда, на остатках земляных валов старой крепости. Дворец и Казанская церковь были выполнены в стиле раннего классицизма и сооружены были по проекту крупного столичного зодчего И.Е.Старова (1745-1808 гг.).
Ряд лет спустя прославился созданием шедевра русской классической архитектуры - Таврического дворца в Санкт-Петербурге. Выпускник российской Академии Художеств, Старов был на шесть лет отправлен в Европу изучать западную архитектуру и на момент получения заказа на проект недавно вернулся оттуда. Проектирование ансамбля в Богородицке было одной из первых работ Старова.
Проект дворца был выполнен в начавшем тогда складываться стиле русского классицизма и получил одобрение императрицы.
Композицию дворца отличают сдержанность, простота и рациональность. Двухэтажное здание имеет в основе прямоугольный план с широким полукруглым выступом в центре западного - главного, парадного - фасада и двумя боковыми ризалитами . Дворец графов Бобринских - памятник архитектуры XVIII столетия. Западный фасад в центре отмечен полукруглым выступом, определившим овальные залы. Восточный фасад украшает портик из четырех тосканских колонн, поддерживающих балкон второго этажа.
К 1875 году внук первого владельца Алексей Павлович Бобринский отстроил “прежде бывший дворец каменный”, сделал к 100-летнему дедовскому дому северную и южную пристройки и не поскупился на роскошный ремонт. По отзыву соседей, “в чудесном Богородицком имении... вновь отделанный дворец был устроен на славу”.
Над центральной частью фасада Старов поместил бельведер .
Внешнему убранству дворца он придал лаконичность. Стены украшает только рустовка - каменная кладка стен с грубо отесанной лицевой поверхностью. Вместе с тем дворец необычайно изящен. Здание поставлено на высоком цоколе.
Неизвестно, приезжал ли сам Старов в Богородицк, по всей вероятности, он здесь не был. Непосредственное руководство всеми строительными работами осуществляли архитектор Яков Ананьевич Ананьев (его фото внизу) и его помощник Ф. Волков. Они успешно воплотили в жизнь замысел Старова. В усадебный комплекс входили также возвышавшаяся позади дворца башня-колокольня и примыкавшие к ней г-образные служебные корпуса, которые называли «замком» и которые вместе с дворцом окружали двор. В башне над воротами размещалась волостная канцелярия.
А сейчас приглашаю вас подняться по винтовой лестнице на крышу дворца и полюбоваться видом Богородицка.
Летом здесь должно быть очень красиво...

Весной 1774 года в нескольких десятках метров от дворца по проекту Старова закладывается усадебная Казанская церковь.

С осени 1777 года на росписи церкви около года работал художник И.Т.Некрасов , автор известного семейного портрета Баженова, несколько лет состоявший в Кремлевской команде знаменитого архитектора. Несмотря на небольшие размеры, этот однокупольный храм благодаря отлично найденным пропорциям производит впечатление монументального и в истории архитектуры и рассматривается как подготовительный этап в работе Старова над Троицким собором Александро-Невской лавры в Петербурге.
До 1821 года Казанская церковь считалась соборной. В 1901 году здесь венчался с Ю.А.Бобринской будущий Председатель Совета Министров Временного правительства кн. Г.E.Львов. В начале 1930-х гг. богослужение было прекращено, иконы уничтожены, а росписи замазаны. До конца 1960-х гг. здание использовалось как склад. В 1990 году богослужение в храме возобновилось.
Позднее на территории усадьбы был разбит великолепный парк, проектировщиком и руководителем создания которого стал выдающийся русский учёный-агроном А.Т.Болотов, который в то время являлся управляющим волости.
При рождении А.Т.Болотова произошел забавный случай, который в последствии часто вспоминали в семье. Крестьянская бабка-повитуха молилась на коленях перед кроватью его матери и когда делала очередной поклон, крестик, свисающий на шнурке, попал между половиц, повернулся и застрял. Бабка оказалась "прикованной" к полу, а у матери Андрея начались роды. Все это выглядело настолько комично, что рассмешило даже мать Болотова. Прибежавшая на помощь дворовая женщина освободила "несчастную" и роды были приняты успешно. Андрей Тимофеевич, будучи оптимистом, этот случай в последствии связывал с тем, что он в жизни будет иметь больше веселых и радостных моментов, нежели печальных и горестных.
Болотов оставил после себя огромное количество научных трудов (до сих пор они не все изданы), а многие свои идеи воплотил в виде превосходных парков, русских парков, а не копий английских, французских, не¬мец¬ких. Лучший из них был создан в Богородицке.
«Не было б нимало постыдно для нас то, когда б были у нас сады ни Англинские, ни Французские, а наши собственные и изобретенные самими нами, и когда б мы называть их стали Российскими", - писал А.Т.Болотов.
Об истории строительства парка можно прочитать . Парк был наполнен всевозможными зданиями, сооружениями, хитроумными «затеями», на которые Андрей Тимофеевич Болотов был великий мастер. Наиболее простой из его выдумок была «улитка» - тип широко распространенных в ту пору водяных забав.
Болотов устроил из дерна небольшой бугорок в форме улитки. Гости подходили, взбирались на него, а в это время по условленному знаку открывался находящийся рядом шлюз. Вода устремлялась к улитке и окружала ее сплошным озерцом. Грубоватые шутки такого рода были тогда в ходу. Потом перебрасывались мостки, и гости могли выбраться на сухое место. Фотографии зарисовок подобных забав я покажу вам в одном из следующих постов, когда буду рассказывать о музее.

Причудливые деревья в парке


В 1797 году, после смерти императрицы, А.Т.Болотов навсегда покидает Богородицк и его парк постепенно начинает приходить в запустение.
После отъезда Болотова парк надолго остался без настоящего присмотра. Ни владельцы, ни управляющие не заботились о сохранении и поддержании всего того, что с таким трудом и с такой любовью было сделано. Разрушающиеся постройки, водоводы, мелевшие пруды никто не восстанавливал.
Во второй половине XIX века парк вновь пережил возрождение. Его владелец, внук первого графа Бобринского, А.П.Бобринский немало поработал над ним. В ту пору в богородицкой усадьбе бывал Л.Н.Толстой, и парк стал прототипом имения Вронского в «Анне Карениной», так Богородицкий парк попал в мировую литературу.
Почти 120 лет имена Бобринские и Богородицк были неразделимы. Усадьба в Богородицке стала колыбелью многих поколений сравнительно немногочисленного, но знаменитого рода графов Бобринских, давшего Отечеству учёных и министров, депутатов Государственной думы, земских общественных деятелей.
После революции 1917 года парк и дворец Бобринских были национализированы. Некоторые члены семьи Бобринских были арестованы и затем освобождены из-за отсутствия доказательств их контрреволюционной деятельности.
После окончания гражданской войны экономика Богородицка была в упадке, работали лишь некоторые предприятия города. С началом в стране индустриализации экономика города начинает возрождаться: успешно пошли дела на кожевенном заводе, появились новые предприятия (кирпичный завод, промкомбинат, хлебозавод, молокозавод и др.), заработали шахты. Богородицк стал небольшим индустриальным городом.
Глупость и невежество проникали во все слои общества, в результате чего в городе были уничтожены: Покровская церковь, Троицкий собор и башня-колокольня возле дворца. Продолжала действовать Успенская церковь (с 1998 года - собор).
Великая отечественная война нанесла тяжелые раны Богородицку. Город лежал в руинах, от дворца осталась лишь полуразрушенная коробка, погибла

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы