Андрей Болконский - образ, воплотивший в себе лучшие черты представителей передового дворянского общества своего времени. Этот образ находится в многообразных связях с другими персонажами романа. Андрей многое унаследовал от старого князя Болконского, будучи истинным сыном своего отца. Он родствен по духу своей сестре Марье. Он дан в сложном сопоставлении с Пьером Безуховым, от которого отличается большей реалистичностью и волей.
Младший Болконский соприкасается с полководцем Кутузовым, служит у него адъютантом. Андрей резко противостоит светскому обществу и штабному офицерству, являясь их антиподом. Он любит Наташу Ростову, он устремлен к поэтическому миру ее души. Герой Толстого движется - в результате упорных идейных и нравственных исканий - к народу и к миросозерцанию самого автора.
Впервые мы встречаем Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров. Об этом говорит его усталый, скучающий взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, манера щуриться при разглядывании людей. Собирающихся в салоне он презрительно называет "глупым обществом".
Андрею нерадостно сознавать, что без этого праздного круга людей не может обходиться его жена Лиза. В то же время сам он находится здесь на положении чужака и стоит "на одной доске с придворным лакеем и идиотом". Мне запомнились слова Андрея: "Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти".
Лишь со своим другом Пьером он прост, естествен, исполнен дружеского участия и сердечной привязанности. Только Пьеру он может со всей откровенностью и серьезностью признаться: "Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне". Он испытывает непреодолимую жажду настоящей жизни. К ней влечет его острый, аналитический ум, широкие запросы толкают к большим свершениям. По убеждению Андрея, большие возможности открывает для него армия и участие в военных походах. Хотя он легко может остаться в Петербурге, служить здесь флигель-адъютантом, он отправляется туда, где идут военные действия. Сражения 1805 года явились для Болконского выходом из тупика.
Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя. Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. В отличие от Жеркова и Друбецкого князь Андрей органически не может лакействовать. Он не ищет поводов для повышения в чинах и награждений и свою службу в армии сознательно начинает с низших чинов в ряду адъютантов у Кутузова.
Болконский обостренно чувствует свою ответственность за судьбу России. Ульмское поражение австрийцев и появление разбитого генерала Мака рождает в его душе тревожные мысли о том, какие преграды стоят на пути русской армии. Я обратил внимание на то, что Андрей резко переменился в армейских условиях. У него не стало притворства, усталости, с лица исчезла гримаса скуки, в походке и в движениях ощущается энергия. По словам Толстого, Андрей "имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других и занятого делом, приятным и интересным. Лицо его выражало большое довольство собой и окружающим". Примечательно, что князь Андрей настаивает, чтобы его направили туда, где особенно трудно - в отряд Багратиона, из которого может вернуться после сражения лишь одна десятая часть. Примечательно и другое. Поступки Болконского высоко оценивает полководец Кутузов, выделявший его как одного из лучших своих офицеров.
Князь Андрей необыкновенно честолюбив. Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его и обязал людей оказывать ему восторженное почтение. Он лелеет мысль о славе, похожей на ту, которая досталась Наполеону во французском городе Тулоне, которая вывела бы его из рядов неизвестных офицеров. Можно простить Андрею его честолюбие, понимая, что им движет "жажда такого подвига, который необходим для военного человека". Шенграбенское сражение уже до некоторой степени позволило Болконскому проявить свое мужество. Смело объезжает он позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия. Здесь, в Шенграбенском сражении, Болконскому посчастливилось стать свидетелем героизма и мужества, которое проявили артиллеристы капитана Тушина. К тому же и сам он обнаружил здесь военную выдержку и храбрость, а потом один из всех офицеров встал на защиту маленького капитана. Шенграбен, однако, не стал еще для Болконского его Тулоном.
Аустерлицкая битва, как считал князь Андрей, - это шанс найти свою мечту. Это непременно будет сражение, которое завершится славной победой, осуществленной по его плану и под его руководством. Он и в самом деле совершит в Аустерлицком сражении подвиг. Стоило подпрапорщику, несшему знамя полка, пасть на поле боя, как князь Андрей поднял это знамя и с криком "Ребята, вперед!" повел за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, князь Андрей падает, и вот уже Кутузов пишет его отцу, что сын старого князя Болконского "пал героем".
Достичь Тулона не удалось. Больше того, пришлось пережить трагедию Аустерлица, где русская армия понесла тяжелое поражение. Одновременно и развеялась, исчезла иллюзия Болконского, связанная со славой великого героя. Писатель обратился здесь к пейзажу и нарисовал огромное, бездонное небо, при созерцании которого лежащий на спине Болконский переживает решительный душевный перелом. Внутренний монолог Болконского позволяет нам проникнуть в его переживания: "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал... не так, как мы бежали, кричали и дрались... Совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу". Жестокая борьба между людьми пришла теперь в резкий конфликт со щедрой, спокойной, миролюбивой и вечной природой.
С этого момента резко изменяется отношение князя Андрея к Наполеону Бонапарту, которого он так почитал. Возникает разочарование в нем, которое особенно обострилось в тот момент, когда мимо него, Андрея, со своей свитой проехал французский император и театрально воскликнул: "Boт прекрасная смерть!" В эту минуту князю Андрею такими ничтожными показались "все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему cам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы", в сравнении с высоким, справедливым и добрым небом. И во время последующей болезни к нему стал являться "маленький Наполеон со своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастий других взглядом". Теперь князь Андрей сурово осуждает свои честолюбивые стремления наполеоновского склада, и эта становится важным этапом в духовных поисках героя.
Вот князь Андрей приезжает в Лысые Горы, где ему суждено nepeжить новые потрясения: рождение сына, мучения и смерть жены. Ему показалось при этом, что именно он виноват в случившемся, что в душе его оторвалось что-то. Тот перелом во взглядах, который возник у него под Аустерлицем, соединился теперь с душевным кризисом. Герой Толстого решает никогда больше не служить в армии, а несколько позже принимает решение совсем отказаться от общественной деятельности. Он отгораживается от жизни, занимается в Богучарове только хозяйством и сыном, внушая себе, что только это и осталось ему. Он намерен теперь жить только для себя, "никому не мешая, дожить до смерти".
В Богучарово приезжает Пьер, и между друзьями происходит важный разговор на пароме. Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения: "Надо жить, надо любить, надо верить". Эта беседа оставила глубокий след в душе князя Андрея. Под ее влиянием вновь, хотя и медленно, начинается его духовное возрождение. Впервые после Аустерлица он увидел высокое и вечное небо, и "что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе".
Обосновавшись в деревне, князь Андрей осуществляет заметные преобразования в своих имениях. Триста душ крестьян он перечисляет в "вольные хлебопашцы", в ряде имений заменяет барщину оброком. Он выписывает в Богучарово ученую бабку для помощи родильницам, а священник за жалование обучает крестьянских детей грамоте. Как мы видим, он сделал для крестьян гораздо больше, чем Пьер, хотя и старался, главным образом, "для себя", для своего душевного успокоения.
Духовное оздоровление Андрея Болконского проявилось и в том, что он по-новому стал воспринимать природу. По дороге к Ростовым он увидел старый дуб, который "один не хотел подчиняться обаянию весны", не желал видеть солнце. Князь Андрей чувствует правоту этого дуба, которая гармонировала собственным его настроениям, полным отчаяния. Но в Отрадном ему посчастливилось повстречаться с Наташей.
И вот он глубоко проникся той силой жизни, духовным богатством, непосредственностью и искренностью, которые от нее исходили. Встреча с Наташей по-настоящему преобразила его, пробудила в нем интерес к жизни и родила в его душе жажду активной деятельности. Когда, возвращаясь домой, он вновь повстречался со старым дубом, он обратил внимание, как тот преобразился - раскинув шатром свою сочную зелень, колыхался в лучах вечернего солнца, Оказывается, "жизнь не кончается в тридцать один год... Надо... чтобы не для одного меня шла моя жизнь, - думал он, - чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе".
Князь Андрей возвращается к общественной деятельности. Он отправляется в Петербург, где начинает трудиться в комиссии Сперанского, составляя государственные законы. Он восхищается самим Сперанским, "видя в нем огромного ума человека".. Ему кажется, что здесь готовится "будущее, от которого зависят судьбы миллионов". Однако вскоре Болконскому приходится разочароваться в этом государственном деятеле с его сентиментальностью и фальшивой искусственностью. Затем князь усомнился и в полезности той работы, которую ему приходилось выполнять. Наступает новый кризис. Становится очевидным, что все в этой комиссии основано на казенной рутине, лицемерии и бюрократизме. Вся эта деятельность вовсе не нужна рязанским мужикам.
И вот он на балу, где вновь встречает Наташу. От этой девочки на него повеяло чистотой и свежестью. Он понял богатство ее души, несовместимое с искусственностью и фальшью. Ему уже ясно, что он увлечен Наташей, а во время танца с нею "вино ее прелести ударило ему в голову". Далее мы с увлечением следим за тем, как развивается история любви Андрея и Наташи. Уже появились мечты о семейном счастье, однако князю Андрею суждено снова пережить разочарование. Сначала в его семье невзлюбили Наташу. Старый князь оскорбил девушку, а затем она сама, увлекшись Анатолем Курагиным, отказала Андрею. Самолюбие Болконского было оскорблено. Измена Наташи разметала мечты о семейном счастье, и "небо стало вновь давить тяжелым сводом".
Наступила война 1812 года. Князь Андрей вновь уходит в армию, хотя когда-то давал себе слово туда не возвращаться. На второй план отошли все мелочные заботы, в частности, стремление вызвать Анатоля на дуэль. К Москве подходил Наполеон. На пути его армии оказались Лысые Горы. Это был враг, и безучастно к нему Андрей относиться не мог.
Князь отказывается от службы в штабе и направляется служить в "ряды": По словам Л. Толстого, князь Андрей "весь был предан Делам своего полка", заботился о своих людях, прост и добр в общении с ними. В полку его называли "наш князь", гордились им и любили его. Это важнейший этап становления Андрея Болконского как личности. Накануне Бородинского сражения князь Андрей твердо уверен в победе. Он говорит Пьеру: "Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!"
Болконский сближается с простыми солдатами. Все сильнее его отвращение к высшему кругу, где царят корыстолюбие, карьеризм и полное равнодушие к судьбам страны и народа. По воле писателя Андрей Болконский становится выразителем его собственных взглядов, почитая важнейшей силой в истории народ и придавая особое значение духу войска.
В Бородинском сражении князь Андрей получает смертельное ранение. Вместе с другими ранеными его эвакуируют из Москвы. Вновь он переживает глубокий душевный кризис. Он приходит к мысли, что отношения между людьми должны строиться на милосердии и любви, которые должны быть обращены даже к врагам. Необходимо, считает Андрей, всеобщее прощение и твердая вера в мудрость Творца. И еще одно переживание испытывает герой Толстого. В Мытищах к нему неожиданно является Наташа и на коленях просит у него прощения. Снова вспыхивает любовь к ней. Это чувство согревает последние дни князя Андрея. Он сумел подняться над собственной обидой, понять страдания Наташи, почувствовать силу ее любви. Его посещает духовное просветление, новое понимание счастья и смысла жизни.
Главное из того, что Толстой раскрыл в своем герое, после его смерти продолжилось в его сыне - Николеньке. Об этом рассказывается в эпилоге романа. Мальчик увлечен декабристскими идеями дяди Пьера и, обращаясь мысленно к своему отцу, он произносит: "Да, сделаю то, чем бы даже он был доволен". Возможно, Толстой намеревался связать образ Николеньки с зарождающимся декабризмом.
Таков итог непростого жизненного пути замечательного героя толстовского романа - Андрея Болконского.
Андрей Болконский, один из любимых персонажей Льва Толстого, предстает перед читателем практически в начале романа. Характеристику Болконскому в романе «Война и мир» Толстой дает как одаренной натуре с богатым внутренним миром и обостренным чувством чести. Болконский – человек незаурядного ума, склонного к постоянному анализу как внешних, так и внутренних, душевных, событий. Не чуждый эгоизма вначале произведения, князь Андрей тяготеет к государственной деятельности, он жаждет славы и признания – но не для себя, а для блага русского народа. Этот запутавшийся, потерявший внутренний ориентир, но глубоко честный патриот и настоящий дворянин на протяжении всего произведения ищет себя самого, смысл жизни, ответы на те непростые вопросы, которые ставит перед ним текущая ситуация.
Первое описание Болконского в романе «Война и мир» говорит разом и о внешности, и о внутреннем мире героя: «… Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой…».
Однако он не вписывается ни в светское общество, ни в собственную семью. А все потому, что Андрей, как человек чести, не может стать частью мира, которым правят притворство, наигранность и ложный патриотизм. В отличие от окружающих его «манекенов» в красивых нарядах. Жену свою, которую наши современники назвали бы «светской львицей», он считает куклой без души и мозга.
В первых главах романа князь Андрей всеми фибрами души жаждет личной славы на военном поприще. Ради этого глубоко эгоистичного устремления он готов принести в жертву все: «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно». Кумир молодого человека – Наполеон.
Именно эти стремления и надежды толкают Андрея к поступлению на военную службу. Он становится адъютантом Кутузова. В решающий момент юноша бросается в гущу Аустерлицкой битвы, размахивая поднятым с земли знаменем – и практически унимает панику в рядах русской армии, увлекая в атаку целый батальон. В этот момент мы видим Андрея настоящим, без налета разочарования и неприятия окружающей действительности, которым он был покрыт дома с головы до пят. Это истинный патриот своей Родины, настоящий дворянин и человек чести. Ему не ведомы страх и сомнения, когда речь идет о защите интересов государства. Он каждой клеточкой тела хочет служить Отчизне. А еще этот эгоист жаждет всенародной любви и признания, хочет стать героем – но это уже лично для себя.
Андрей получает тяжелую рану – и все его честолюбивые устремления летят в тартарары. Истекая кровью на поле битвы, он смотрит в небеса – и понимает ценность жизни: «Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё это пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба». А спустя некоторое время повергается в прах и образ его героя: мужчина видит, как Наполеон, злорадно ухмыляясь, разглядывает поле битвы, откуда доносятся стоны раненых и умирающих.
Изменившийся Андрей больше не может воевать. Он возвращается домой, но только для того, чтобы понести горечь утраты (его жена умерла при родах, оставив князю сына Николеньку) и снова запутаться. Болконский решает отныне всего себя посвятить родным, жить только для них. Но его стремление служить никуда не девается. Встретившись с Пьером Безуховым, мужчина понимает, что служить людям и Родине можно не только на войне.
Болконский перестает ограничивать себя рамками родового гнезда, он стремится вносить свой вклад во все проекты, осуществление которых пойдет на благо русскому народу и стране. Приехав в Петербург, он присоединяется к кругу Сперанского и участвует в проекте отмены крепостного права в стране. Но… На одном из столичных балов мужчина встречает юную Наташу Ростову – и вспоминает о самом ценном, что есть в жизни каждого человека: о любви, счастье и семье. Что приводит к разочарованию в Сперанском и в государственной деятельности вообще.
В отношениях с этой молодой, веселой и наивной девушкой сухой и черствый Андрей познает ценность каждого мгновения жизни и счастье быть любимым – но даже это не может «испарить» его эгоизм. Андрей откладывает их свадьбу на год, а когда Наташа изменяет, не может ее простить и снова идет на войну. Почему? Потому что здесь, как ему кажется, его ценят, здесь он может служить таким понятным и таким правильным идеалам патриотизма и героизма.
Андрея смертельно ранят. Практически до последнего вздоха этот мужественный человек цепляется за жизнь: «Я не могу, не хочу умирать, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух». Однако, услышав тяжелые шаги старухи с косой, он покоряется судьбе: перестает бороться, не желает никого видеть, утрачивает всякую надежду.
Как ни горько, но смерть героя занимает важное место в характеристике Андрея Болконского. Потому как этот неустанно ищущий свое место в жизни глубоко одаренный и высокоморальный человек к концу жизни стал практически святым: всех любил, всех простил. Достигнув таких духовных высот, он просто не смог бы дальше выносить те жестокие разочарования, которые неустанно готовил ему насквозь прогнивший и оттого даже какой-то ненастоящий высший свет.
Тест по произведению
Все знают о смирении, но мало кто может вспомнить хотя бы 10 героев русской литературы, которые смирились со своей судьбой. Все говорят о гордости, но на ум приходит всего несколько гордых персонажей из литературы. Все знают о романе «Война и мир», но кто читал его полностью? Многомудрый Литрекон собрал все эти сложные темы, постарался разобраться в них и сделать их понятнее для Вас.
Человек всю жизнь ведет борьбу со своими страхами. Их преодоление помогает достигнуть новых жизненных высот, а также получить высокое определение «смелый». В противном случае перед тобой постоянно стоят какие-то ограничения, что-то мешает и не дает раскрыться, а ты просто трус. Тема смелости и трусости, борьбы со своими страхами и ее исход интересовала многих писателей. Не стал исключением и Л.Н. Толстой, отразивший в своем главном романе множество важных нравственных тем, включая эту. В этой статье мы перечисляем аргументы по направлению «Смелость и трусость» из произведения «Война и мир».
1) Примером истинной смелости может служить второстепенный, но яркий персонаж – штабс-капитан артиллерии Тушин. В обычной жизни это скромный и застенчивый человек с невероятно добрыми глазами. В бою он приобретает решительность, смело принимает командование и берет на себя ответственность. Во время Шенграбенского сражения батарея под руководством Тушина совершила настоящий подвиг: бойцы подожгли деревню Шенграбен, французы отвлеклись, начав ее тушить, а русские войска смогли отступить. Но о батарее забыли, не дали приказа об отступлении, она осталась под обстрелом неприятеля. Тушин не нарушил приказ, не бежал, деятельно поддерживал своих подчиненных, а не прятался за их спинами. Капитан не выставляет свои действия как подвиг, он просто принимает решения, соотносимые с его понятиями о чести и нравственности. В бою нужно сражаться до конца – считает Тушин. Это ли не настоящая смелость?
2) Среди штабных военных и свиты командующих редко найдутся смелые люди, иначе бы они шли в бой. Жерков, адъютант Багратиона, оказался именно таким трусом. Герой вел себя как шут, строил гримасы, передразнивал людей за глаза, пытаясь развеселить всех, чтоб выслужиться, неудивительно, что и в решительную минуту он выбрал свои интересы. В Шенграбенском сражении Жерков получил важнейший приказ: передать левому флангу приказ об отступлении. Но этот герой ехал в нужную сторону, видел, что опасно, что там не поможет его пародийный талант, и возвращался обратно. Из-за Жеркова погибло много людей, без поддержки оказалась батарея Тушина и рота Тимохина. Трусость может приносить вред не только самому человеку, но и оказаться опасной для окружающих, вот почему ее надо в себе искоренять.
3) Трусость и смелость могут проявляться не только в военной, но и мирной жизни. Анатолий Курагин представляет собой роскошную, одетую в красивую обертку, трусость. Он знатный, богатый, красивый, получивший хорошее образование, однако это глупый, развратный повеса, которого интересуют только веселье и женщины. В отношении них и проявляется его трусость в большей степени. Он тайно женат на неизвестной польской девушке, но ему страшно в этом признаться в обществе, а особенно Наташе Ростовой, которую он чуть было не обольстил. Тайные встречи, побег, тайная женитьба – все эти факторы уже настораживают и показывают его душевную бедность и нежелание отвечать за свои поступки. Трусость – верный спутник подлости, это видно на примере Анатоля, вот почему важно бороться с этим качеством.
4) Андрей Болконский – один из любимых героев Л.Н. Толстого, поэтому он сочетает лучшие качества человека, хоть и не лишен недостатков. Андрей на войну с Наполеоном в 1805 году буквально бежит, спасаясь от удушливого света, неудачной женитьбы, разочарования в жизни. Герою нравился Наполеон, он хотел прославиться подобно ему, дождаться «своего Тулона», как у кумира. Болконский мечтал повести за собой войско в безнадежный бой и привести к победе. И он действительно попытался, взял знамя и устремился вперед, презрев страх и чувство самосохранения. После этого герой был тяжело ранен, а родные думали, что он погиб. На примере Андрея читатель понимает, что смелость – это положительное качество, но она не должна переходить в безрассудство, а подвиг не должен быть совершен во имя себя.
5) Наташа Ростова – одна из главных героинь романа. Она сочетает в себе лучшие, по мнению Л.Н.Толстого, женские качества: понимающая, живая, умеющая слушать (хоть и не всегда понимать). Тем не менее, героиня обладает твердостью, силой воли, настойчивостью и смелостью в трудных ситуациях. Такой ситуацией была для девушки Отечественная война 1812 года. Когда семья бежала из Москвы, Наташа взяла на себя ответственность за все: помогла перевезти раненых, стала ухаживать за умирающим князем Андреем Болконским. Она не совершала подвигов, не вела за собой войска, но ее поступки не менее смелы. Ведь не каждый сможет задержаться ради незнакомых людей под угрозой смерти, видеть, как умирает человек, а ты не можешь помочь – нужно много отваги. На примере Наташи читатель понимает, что смелым можно быть не только на поле сражения, но и в обычной жизни.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!Прочитав роман Л.Н.Толстого «Война и мир», читатели встречаются с некоторыми образами героев, нравственно сильных и подающих нам жизненный пример. Мы видим героев, которые проходят трудный путь, чтобы найти свою истину в жизни. Таковым представлен в романе «Война и мир» образ Андрея Болконского. Образ многогранный, неоднозначный, сложный, но понятный читателю.
Мы встречаемся с Болконским на вечере Анны Павловны Шерер. Л.Н.Толстой дает ему такое описание: «…небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами». Мы видим, что присутствие князя на вечере весьма пассивно. Он пришел туда, потому что так положено: на вечере была его жена Лиза, и он должен был находиться рядом с ней. Но Болконскому явно скучно, автор показывает это во всем «…от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага».
В образе Болконского в романе «Война и мир» Толстой показывает образованного, умного, благородного светского человека, умеющего разумно мыслить и быть достойным своего звания. Андрей очень любил свою семью, уважал отца – старого князя Болконского, называл его «Вы, батюшка…» Как пишет Толстой «…весело выдерживал насмешки отца над новыми людьми и с видимой радостью вызывал отца на разговор и слушал его».
Он был добр и заботлив, хотя может и не кажется нам таким.
Лиза, жена князя Андрея, несколько побаивалась своего строгого супруга. Перед отъездом на войну она ему сказала: «…Андрей, ты так переменился, так переменился…»
Пьер Безухов «…считал князя Андрея образцом всех совершенств…» Его отношение к Болконскому было искренне добрым и нежным. Их дружба сохранила свою преданность до конца.
Марья Болконская, сестра Андрея, говорила: «Ты всем хорош, Andre, но у тебя есть какая-то гордость мысли». Этим она подчеркивала особое достоинство брата, его благородство, ум, высокие идеалы.
Старый князь Болконский возлагал на сына большие надежды, но по-отечески любил его. «Помни одно, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет…стыдно!» – сказал на прощанье отец.
Кутузов, главнокомандующий русской армии, относился к Болконскому по-отечески. Он принял его радушно и сделал своим адъютантом. «Мне хорошие офицеры самому нужны…», – говорил Кутузов, когда Андрей просился отпустить его в отряд Багратиона.
В разговоре с Пьером Безуховым Болконский высказал мысль: «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь».
Но сильна была тяга Андрея к славе, к величайшему предназначению, он шел к «своему Тулону» – вот он, герой романа Толстого. «…мы офицеры, которые служим своему царю и отечеству…», – с истинным патриотизмом говорил Болконский.
По просьбе своего отца, Андрей попал в штаб Кутузова. В армии Андрей имел две репутации, очень не схожие между собой. Одни «слушали его, восхищались им и подражали ему», другие «считали его надутым, холодным и неприятным человеком». Но он заставил их любить и уважать себя, некоторые его даже боялись.
Болконский считал Наполеона Бонапарта «великим полководцем». Он признавал его гениальность и восхищался его талантом вести военные действия. Когда Болконскому поручили миссию доложить австрийскому императору Францу об удачном сражении под Кремсом, Болконский был горд и рад, что едет именно он. Он чувствовал себя героем. Но приехав в Брюнне, он узнал, что Вена занята французами, что есть «Прусский союз, измена Австрии, новое торжество Бонапарта…» и о своей славе уже не думал. Он думал о том, как спасти русскую армию.
В Аустерлицком сражении князь Андрей Болконский в романе «Война и мир» находится на пике своей славы. Сам того не ожидая, он схватил брошенное знамя и с криком «Ребята, вперед!» побежал на врага, за ним побежал весь батальон. Андрей был ранен и упал на поле, над ним было только небо: «…ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..» Судьба Андрея после Аустрелицкой битвы была неизвестна. Кутузов писал отцу Болконского: «Ваш сын, в моих глазах, с знаменем в руках, впереди полка пал героем, достойным своего отца и своего отечества…до сих пор неизвестно, – жив ли он или нет». Но вскоре Андрей вернулся домой и решил более не участвовать в каких-нибудь военных действиях. Жизнь его приобрела видимое спокойствие и равнодушие. Встреча с Наташей Ростовой перевернула его жизнь: «В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни…»
В самом начале романа в разговоре с Пьером Безуховым Болконский сказал фразу: «Никогда, никогда не женись, мой друг!» Андрей, казалось, любил свою жену Лизу, но его суждения о женщинах говорят о его высокомерии: «Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда они показываются так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что-то есть, а ничего, ничего, ничего!» Когда он первый раз увидел Ростову, она показалась ему радостной, взбалмошной девчонкой, которая только и умеет, что бегать, петь, танцевать и веселиться. Но постепенно к нему пришло чувство любви. Наташа дарила ему легкость, радость, ощущение жизни, то, Болконским было давно забыто. Нет больше тоски, презрения к жизни, разочарования, он чувствовал совсем другую, новую жизнь. Андрей рассказал о своей любви Пьеру и утвердился в мысли жениться на Ростовой.
Князь Болконский и Наташа Ростова были посватаны. Расстаться на целый год для Наташи было мучением, а для Андрея проверкой чувств. Увлекшись Анатолем Курагиным, Ростова не сдержала слова, данного Болконскому. Но волею судьбы Анатоль и Андрей оказались вместе на одре смерти. Болконский простил его и Наташу. После ранения на Бородинском поле Андрей умирает. Его последние дни жизни проводит с ним Наташа. Она ухаживает за ним очень заботливо, глазами понимая и угадывая, что именно хочет Болконский.
Болконский не боялся умереть. Это чувство он испытывал уже дважды. Лежа под Аустерлицким небом он думал, что смерть пришла к нему. И теперь рядом с Наташей он был совершенно уверен в том, что прожил эту жизнь не зря. Последние мысли князя Андрея были о любви, о жизни. Он умер в полном спокойствии, потому что знал и понимал, что есть любовь, и что он любит: «Любовь? Что такое любовь?… Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь…»
Но все же в романе «Война и мир» Андрей Болконский заслуживает особого внимания. Именно поэтому, прочитав роман Толстого, я решил написать сочинение на тему «Андрей Болконский – герой романа «Война и мир». Хотя достойных героев в этом произведении достаточно, и Пьер, и Наташа, и Марья.
Тест по произведению