Про деток, от рождения до школы

Глина – это вид горной породы, представляющий собой мелкозернистую пыль в сухом состоянии, а вязкую и пластичную структуру в увлажненном. Именно эти свойства глины более знакомы обывателю. Состояние пластичности высоко ценилось во все времена. Не менее интересно и то, что изделия из глины после обжига превращаются в высокопрочные и долговечные. Это и привлекло в древние времена мастеров, по достоинству оценивших этот материал. Мы расскажем вам, когда люди научились делать изделия из глины.

История применения глины

Интерес к глине и изделиям из нее появился у людей ориентировочно в мезолитную эру, примерно около 10-16 тысяч лет до нашей эры. Не единожды проводимые раскопки археологов в Европе, Азии, Африке и Америке позволили получить богатейшие сведения для исследования этой творческой области человечества.

Применение глины

Глину в качестве материала для творчества использовать стали еще во время первобытного строя. По результатам археологических раскопок керамическое мастерство получило свое развитие в новом каменном веке.

Зачатки глиняного творчества ученые обнаружили еще в 7-8 веке до нашей эры. Среди первых работ были различные предметы быта: горшки, кувшины, крынки, посуда для ритуальных церемоний и так далее.

Вторым этапом развития глиняного искусства считается период, когда люди стали делать из данного материала простые украшения, различные талисманы и амулеты.

Через некоторое время глина внедрилась в строительное дело, ее стали применять для производства кирпича и черепицы. Параллельно в этот же период ремесленники научились наносить на глиняные изделия разнообразные рисунки красками. Это помогло изделиям из глины стать предметами искусства. Некоторые из них дошли до наших дней и стоимость этих вещей запредельно высокая.

Керамика – обновленное состояние глины

Первые изделия из глины были непрочными и использовались только для зерна, круп и сыпучих материалов. Производство таких вещей требовало модернизации, направленной на увеличение их прочности и долговечности, но при этом сохраняя красоту и эстетичность.

Спустя некоторое время, человек совершенно случайно обнаружил, что глина под действием тепла становится подобна каменным изделиям. Именно такой прочности ей и не хватало. Так наступил новый этап развития глиняного искусства, включающий в себя обжиг готовых предметов. Это в корне изменило технологию производства и позволило делать не только изделия быта, но и использовать глину в оформлении жилья.

Изделия из глины, подвергнувшиеся обжигу под действием высоких температур, стали носить название керамики. В настоящее время этот термин используется применительно ко всем глиняным предметам. С наступлением этого периода глиняные вещи стали не просто красивыми, но и практичными.

Разнообразие керамических изделий

Первые предметы с применением обжига выполнялись несколькими методами:

  • налепом;
  • ленточным;
  • спирально – жгутовым.

Метод налепа не требует особенных знаний и умений, он самый простой из всех указанных видов. Используется чаще всего при изготовлении объемных различных предметов.

Ленточный метод лепки применяют для производства предметов кухонной утвари, например.

Спирально–жгутовой способ основывается на специальном размещении слоев. С помощью жгутов можно сделать, например, цветочный горшок.

Около 4-ех тысяч лет до нашей эры людям удалось освоить искусство украшения глиняных предметов разными орнаментами, придавая им магический смысл и наделяя таинственной силой. Самыми популярными рисунками были типичные геометрические мотивы с круговыми и спиральными элементами. Часто в изображениях появлялись луна и солнце, молния, растения и так далее. Именно таким узорам приписывали тайный смысл. Этот вид искусства наблюдался чаще в Среднеазиатских странах, а также на Ближнем Востоке и в Средиземноморье.

Показательными предметами того времени считаются всевозможные кувшины с тонким горлом, двойные сосуды, похожие на современный бинокль, все они были оригинально украшены орнаментом из трех цветов – красного, белого и черного. Именно в эти годы керамические изделия приобрели художественную ценность, так как стали настоящими предметами искусства.

В конце 4-го тысячелетия и начале 3-его тысячелетия до нашей эры появился гончарный круг. Это стало настоящим прорывом в глиняном искусстве, ведь с его изобретением производительность труда возросла в несколько раз.

Гончарное искусство в современном мире

Гончарный круг

Период, когда люди научились делать изделия из глины, находится в далеком прошлом. С тех пор процесс производства значительно изменился, поэтому и изделия из глины стали намного сложнее и многограннее.

Если на заре гончарного дела в основном производились емкости для приема пищи и хранения сыпучих веществ, то в настоящее время с помощью гончарного круга, нанесения глазури и обжига изготавливаются не только предметы для быта. Теперь доступно производство строительных материалов, декоративных элементов, украшений и так далее.

Современное гончарное производство делится на несколько классов:

  • кирпичей для строительства;
  • глиняной посуды и грубых предметов быта;
  • фаянсовых изделий и фарфора для домашнего пользования.

Гончарный круг позволил начать производить более симметричные изделия, равномерно расширяющиеся или сужающиеся формы.

Практически за всю историю своего развития гончарное искусство всегда высоко ценилось. Исключением стали средние века, когда в моду вошли предметы из золота, серебра и олова. В этот период изделия из глины делались только для бедных слоев населения, которым не по карману были драгоценные предметы.

В конце 18-го века пошла слава о красивейшем саксонском фарфоре, стали открываться производства для изготовления похожих предметов.

В наше время изделия из глины занимают достойное место в каждом доме, открыты музеи, где показаны исторические предметы керамики.

Как создать изделие из глины самостоятельно: видео

Научиться глиняному искусству может каждый человек. Из этого материала можно создавать красивые вещи для дома и подарки для близких людей. На предложенном видео вы сможете увидеть, как создать цветочный горшок своими руками.


Большинство людей согласится с тем, что можно бесконечно долго смотреть на то, как горит огонь и как бежит вода. А кто-то добавит к этим двум потрясающим по красоте зрелищам еще одно - работу гончара. Как кусок глины, вертясь на гончарном круге, в руках мастера превращается в крынку, кубышку или квасник сразу понять сложно. А уж оторвать взор от этого волшебного действа тем более невозможно. Это зрелище кажется волшебным. Но дело не только в этом.

Само гончарное производство на протяжении истории имело огромное значение в жизни человека. Недаром сам факт появление этого ремесла ставят в один ряд с такими великими достижениями как использование огня. Практически каждый народ в древности считал, что гончарному ремеслу научили предков могущественные боги. Да и самого человека Бог слепил из глины и вдохнул жизнь. Поэтому, из глины делали фигурки богов, богинь, священных животных. С древних времен глине приписывали целебные и косметические свойства.

Особая магия гончарного дела заключается еще и в том, что в производстве керамики участвуют все четыре стихии, четыре элемента. Глина - это земля и дар земли, вода, необходимая при лепке, воздух сушит изделие, а огонь делает глину прочной и долговечной. Как известно, изделия из керамики отличаются своим долголетием. Именно, благодаря сохранившимся предметам, мы знаем быт наших предков, живших много лет тому назад. Кстати, еще древние греки считали гончарное дело искусством. Античные мастера делали из глины не только красивую посуду, но и различные фигурки, статуэтки, которыми украшали дом. Но история глины началась гораздо раньше.

Например, считается, что первый керамический сосуд, который был изготовлен из обожженной глины, появился примерно 10 тысяч лет тому назад. С тех пор человек постоянно экспериментировал с глиной: смешивал разные сорта глины, включал в состав основного материала органические и неорганические добавки и наоборот, освоил способ очистки гончарной глины от примесей.

На Руси веками мастера совершенствовали гончарное дело. Это было одно из важнейших ремесел. Ведь из глины делали буквально все от кухонной утвари до игрушек для детей. В 9 веке наши предки стали использовать гончарный круг. Вначале он был ручным. Это был простейший механизм, который управлялся одной рукой. В отверстие на деревянной скамье вставлялась ось, на которой располагался большой деревянный круг. Затем на этот круг располагали кусок глины, и, чтобы она не прилипала, заранее посыпали ее золой или песком. Сев на скамью, гончар вращал одной рукой круг, а другой формировал изделие. Немного позже появился ножной гончарный круг - механизм вращали с помощью ног. Благодаря этому, производительность труда в гончарных мастерских и качество глиняных изделий очень возросли. На протяжении веком из глины делали и кухонную утварь, и предметы роскоши. В наши дни этот материал не только не потерял актуальности, но даже, кажется, приобрел вторую жизнь.

Андрей Салтан томский художник - керамист. Хотя на самом деле сложно определить кто он больше: артист, показывающий представления на гончарном круге, преподаватель или художник, создающий, невероятно красивые сосуды и фигурки. По словам самого мастера, его профессию предопределило случайное прикосновение к материалу - глине. Особый интерес представляет русская керамика. «Она совершенна по форме и по размеру. Она совершенна и это совершенство оттачивалось, шлифовалось веками», - говорит Андрей Салтан. Почти 16 лет назад работа с глиной так захватила мастера, что он специально путешествовал по стране, обучался у мастеров из разных регионов России. Было чему поучиться и в Томске. В свое время у нас в городе существовал Богашевский завод художественной керамике. И хоть выпускали в основном, как тогда говорили, ширпотреб, товары массового спроса, но были настоящие мастера гончарного дела, которые создавали авторские работы. Одним из своих учителей Андрей Салтан считает Игоря Яковлевича Лебедева.

В настоящее время в Томске и за его пределами Андрей Салтан признан мастером высочайшего класса. В Первом музее славянской мифологии Андрей консультировал сотрудников и дал урок гончарного мастерства. Занятие проходило «мифологической мастерской», в зале мастер - классов. Обычно, мы сами там обучаем детей и взрослых традиционной русской росписи, изготовлению кукол. Но в этот раз были в роли учеников.

Сначала мы узнали о свойствах самого материала и его качестве. Глина может быть белого, серого, черного, голубого, зеленого, коричневого, красного и желтого цветов. Окраска глины обычно зависит от влияния органических веществ, некоторые имеют свойство выгорать при обжиге. К примеру, филимоновскую черную глину можно сделать белой, если ее обжечь.

Прежде чем начинать работу на круге необходимо почувствовать глину, помять, слепить что-то вручную. Иногда в такие моменты у мастера рождается идея о том, каким должно стать будущее изделие, глина сама подсказывает.

Второй очень важный компонент - вода. Мы периодически смачивали руки и глину. Тут важно знать определенную меру, ведь слишком влажные изделия при сушке дадут трещины. Поэтому мы использовали в процессе работы губку. Гончарный круг был современным, на электрическом приводе. Глина непростой материал. Она и твердая и удивительно нежная. Стоит надавить пальцами на стенку чуть сильнее и можно испортить изделие. В конце мы украсили свои поделки незамысловатым узором с помощью деревянной палочки. Все было и просто и сложно. Вращаясь на круге, глина словно оживала, а мастер будто бы просто помогал ей приобрести форму. Андрей рассказывает нам о назначении некоторых сосудов. Горшок, крынка…, кажется, знакомо и понятно. А вот как выглядит картофельница или морковница мы не представляли. Оказывается, это широкий глиняный бочонок с крышкой. Его отличительная черта - круглый дырочки на стенах для вентиляции.

На уроке мы делали горшок и крынку. Их можно декорировать каким-нибудь орнаментом. С помощью специальных деревянных палочек на еще не засохшей глине нарисовать животных, цветы, узор. Хотя, многие мастера утверждают, что зачастую форма сосуда получается настолько интересной, что не требует дополнительного оформления. Красива сама форма изделия, ее живая энергия. Осталось высушить и укрепить то, что мы наваяли. Это непростой, очень ответственный процесс.

Укрепление, наведение лоска проходит до первого обжига. Мы стремимся сделать наше изделие гладким, плотным. Эта операция называется лощение. Любое изделие при сушке становится намного меньше в размерах, дает усадку. Даже хорошая гончарная форма уменьшается не меньше чем на 10%. Обжиг укрепит наше изделие. Но предварительно надо обработать сосуд молоком. Это древний и эффективный способ обработки.

Вконтакте

Гончарство изначально было ремеслом, служившим для изготовления ёмкостей для приёма пищи или сосудов для хранения жидких и сыпучих материалов.

Nanosanchez , CC BY-SA 3.0

В настоящее время это обработка посредством формовки на гончарном круге, нанесением глазури и с последующим обжигом глины с целью превращения её в предметы домашнего обихода, строительные материалы, различные декоративные изделия, сувениры, украшения, одним словом, в керамику.

История гончарного дела

Глина распространена повсеместно и человек давно оценил её уникальные свойства. В умелых руках мастера бесформенный, пластичный материал, как по волшебству, превращался в посуду, украшения, скульптуры.

Конечно, сначала древние глиняные сосуды лепили вручную, и их форма была далека от идеала. Но с изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту.

, CC BY-SA 3.0

В связи с тем, что в процессе развития общества некоторые глиняные изделия научились специально отделывать и украшать, из области ремесла их производство переместилось в сферу искусства - керамики.

На Руси гончарное ремесло зародилось еще в доисторическую эпоху и при раскопках археологи до сих пор находят различные горшки, кувшины, сковороды, корчаги и другую утварь, слепленную вручную.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Постепенно качество улучшалось, разрабатывались новые техники, появлялись новые . Росла коммерческая необходимость в керамических изделиях.

Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они отождествлялись гончарами с живой природой и даже с человеком. Об этом свидетельствует названия частей керамического сосуда:
тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.

В средние века гончарство было самым почетным и важным промыслом, который постоянно развивался и совершенствовался. Появилось множество гончарных мастерских, имеющих свое «фирменное» клеймо. Изделия каждой мастерской отличались друг от друга по форме, размерам, технологии обжига.

Гончарные изделия

Изначально основными гончарными изделиями были и остаются предметы быта, посуда, утварь. Это различные крынки, горшки, кружки, кувшины, вазы и супницы. Всего и не перечислить.

Но гончары не ограничивались только бытовыми предметами. На досуге, из остатков глины, лепились свистульки, игрушки в виде причудливых зверей и людей. позднее появились сувениры для украшения быта — панно, скульптуры, вазы, подсвечники и многое другое.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Когда появилась возможность развивать промышленное производство, к изделиям ручной работы прибавились строительные материалы. Кирпич, фарфор, фаянс, керамическая черепица для крыши и так далее.

Особенности ремесла

В местных традициях гончара называли также «горшеней» и «горшечником» по названию одного из основных изделий ремесла - горшка, «глинником» - по главному материалу ремесла.

Само слово «гончар» произошло от древнерусского «гърньчар», восходящего к названию горшка - «гърньць», которое, в свою очередь, образовалось от «гърнъ», означающего профессиональное орудие труда - горн.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Гончарное ремесло, как и кузнечное, основано на использовании мощнейшей стихии - огня - и на умении управлять ею. Поэтому в народных представлениях гончару, как и кузнецу, приписывались владение необычным знанием и магической силой.

К особым знаниям гончара относилось умение чувствовать качество материала и придавать ему форму, правильно расставлять многочисленные изделия в горне и регулировать температуру обжига. Отсутствие знаний и профессионального чутья могли на любом этапе работы свести усилия ремесленника на нет.

Изделия могли получиться некрасивыми, непрочными, пойти трещинами, разбиться вовсе или просто оказаться неудачными уже при использовании в хозяйстве.

До перехода к круговой керамике гончарным делом занимались преимущественно женщины. Однако с появлением гончарного круга гончарство перешло к мужчинам-ремесленникам.

Фотогалерея








Полезная информация

Гонча́рное ремесло́

Древность

В Ветхом Завете в нескольких местах упоминается о гончарах и их изделиях. Самые древние глиняные сосуды доисторической эпохи выделывались от руки и были неправильной формы. Позднее встречаются сосуды правильной круглой формы, возможной только при употреблении гончарного круга. Точное время его изобретения неизвестно, однако у Иеремии (18, 3) написано: «вступил в дом гончара, а он работал на кругу».

Изобретение гончарного круга

Примерно в IX-X вв. в России появился гончарный круг – простейший
станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой. Изобретение гончарного круга – важнейший этап в
развитии производственной деятельности, а вместе с тем технических и художественных способностей людей. Гончарный круг упростил, ускорил изготовление глиняной посуды и утвари.

Свойства гончарных изделий

  • Они экологичны. При изготовлении к глине не подмешиваются никакие искусственные добавки.
  • Прекрасно сохраняют температуру налитой в них жидкости.
  • выдерживают высокие температуры, что позволяет готовить блюда в духовке.

    Химически устойчивы к большому количеству разнобразных веществ.

    Красивы. Использование различных видов глины и техник позволяет производить очень разнообразные изделия

    Недостатком является хрупкость керамических изделий.

Гончарные промыслы, известные сейчас

В наше время гончарное дело продолжает быть актуальным. С течением времени, некоторые производства видоизменились и перешли на изготовление сувениров и игрушек. Многие виды этого ремесла стали своеобразным символом России, они известны и за её пределами. Это , глиняная игрушка.

Лепка, пожалуй, является одним из древнейших видов искусства, ведь лепили люди с незапамятных времен. Да что там люди, боги и те любили полепить на досуге!

С давних времен у многих народов существуют поверья о том, что человек был сотворен из глины. Об этом рассказывается в мифах древних греков и египтян, индейцев Америки и народов Африки. Ну а библейская история сотворения человека из глины, без сомнения, известна многим. Как утверждают ученые, даже само древнееврейское слово «человек» имеет связь со словом «земля, краснозем». Не удивительно, что и человека с раннего детства так тянет лепить, создавать новые формы из различных пластичных материалов.

Похоже, все началось с обыкновенной глины. Легенда гласит, что впервые человек догадался начать лепить, когда увидел, какой след оставляет его нога в мокрой земле. Земля подсохла, а четкий след ступни в ней остался. Люди заметили, что глина становится податливой и мягкой, если ее намочить, и с этого началась длинная история искусства лепки.

Из глины люди стали делать посуду, предметы быта, статуэтки, научились обжигать изделия, придумали гончарный круг. И по сей день лепка из глины является народным промыслом, видом искусства и хобби для огромного числа взрослых и детей во всем мире.

Лепка из теста - искусство не менее древнее, чем лепка из глины. Возможно, первыми, кто догадался лепить из теста, были древние инки. Они делали из смеси воды и грубой муки фигурки людей и животных, которые затем обжигались и приносились в жертву всемогущим богам.

Славяне лепили из теста обрядовые игрушки. Все мы знаем о жаворонках, которых лепили дети, чтобы встретить весну. Сегодня лепка из соленого теста утратила мистический смысл и стала любимым хобби и замечательным способом развития творческих способностей у самых маленьких.

Значительно позднее, в позапрошлом веке, в Англии изобрели пластилин, известный сейчас каждому ребенку. В 1897 году учитель Вильям Харбатт задался целью создать для своих учеников пластичный материал, который можно было бы применять много раз, лепить из которого было бы легко и приятно. Получившийся в результате химических опытов пластилин мистера Харбатта был серым и скучным на вид, однако быстро обрел популярность. Его стали делать массово и расцветили с помощью красящих пигментов.

В наши дни материалов для лепки очень много, начиная от традиционного пластилина, который с каждым годом становится всё более усовершенствованным, и заканчивая различными видами полимерной глины. Разнообразие материалов позволяет воплощать любые творческие проекты, ставить рекорды и удивлять мир шедевральными арт-объектами.

Например, Джеймс Мэй, ведущий одного из британских телешоу, за 6 недель сотворил сад из пластилина. На это чудо ушло 2,6 тонны пластилина, в работе ему помогало около 2 тысяч человек, многие из которых дети. Этот сад, занимающий 35 квадратных метров, поразил публику яркими разнообразными слепленными в натуральную величину растениями - кустами, плодовыми деревьями, «созревшими» овощами и ягодами, нарциссами, маками, розами, тюльпанами и другими цветами. Поразительная задумка и великолепное воплощение!

Мне тоже посчастливилось принять участие в установлении рекорда по самой массовой лепке в России. 10 августа 2014 года в Сестрорецке прошел фестиваль «Лепота», посвященный лепке, который был организован нашей командой JumpingClay.

На этом фестивале было зафиксировано 257 детей и взрослых, которые лепили из застывающей полимерной глины ДжампингКлэй на нескольких столах под руководством 14 инструкторов. Каждый участник провел за лепкой от нескольких минут до нескольких часов, суммарное время всех мастер-классов всех участников составило 113 часов 50 минут. Это было поистине грандиозное событие, где дети и взрослые в едином творческом порыве превращали мягкий материал в красивые яркие игрушки и сувениры.

Что же готовит нам новый век, какими волшебными материалами мы вскоре будем обладать для создания трехмерных объектов? А может быть человеку будущего достаточно будет что-то вообразить, чтобы это воплотить в реальность? Давайте помечтаем… и возьмем в руки кусочек пластилина или полимерной глины и создадим своими руками свой неповторимый шедевр!

1. в середине века жили искусные строители, сооружавшие замки, соборы и целые города.
2. одним из любимых зрелищ в средневековье были рыцарские турниры
3. в 15 веке появился печатный станок
4. столица нашей родины москва возникла в средние века
5. горожане в средние века уточняли время суток по механичечиским башенным часам на главной площади города
6. 500 лет назад люди научились делать изделия из глины
7. слово" рыцарь" появилось в средние века

1. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу? А) гарпун Б) лук В) рубило 2. Что называется религией? А) вера человека в

сверхъестественные существа Б) наука о сотворении мира В) наука о появлении человека 3. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда: А) медь Б) бронза В) железо 4. В каком человеческом коллективе появилось имущественное неравенство? А) в человеческом стаде Б) в родовой общине В) в соседской общине 5. Приспособление для полива садов и огородов в Древнем Египте? А) рельеф Б) оазис В) шадуф 6. Из чего египтяне изготавливали материал для письма? А) из шкур животных Б) из пальмовых листьев В) из тростника 7. Служащие в Древнем Египте, собиравшие налоги: А) писцы Б) жрецы В) фараоны 8. С какой целью фараоны организовывали военные походы в другие страны? А) с целью личного обогащения Б) с целью обогащения своих воинов и вельмож В) с целью знакомства с другими странами 9. Вавилонский царь, при котором были записаны первые законы? А) Хаммурапи Б) Соломон В) Гильгамеш 10. Где был придуман первый алфавит? А) в Финикии Б) в Нубии В) в Египте 11. В какой стране стали впервые производить сахар? А) в Китае Б) в Индии В) в Ассирии 12. Какими морями омывается территория Греции? А) Ионическим и Эгейским морями Б) Красным и Желтым морями В) Балтийским и Северными морями 13. Что называется полисом? А) город-государство в Древней Греции Б) город в Древней Греции В) название органа управления городом 14. Битва, в которой греки окончательно разгромили персов (479 г. до н.э.): А) при Марафоне Б) при Фермопилах В) при Платеях 15. Как часто проводились олимпийские игры в Древней Греции? А) раз в 4 года Б) раз в 10 лет В) каждый год 16. Что ввозили торговцы в Грецию из других стран и колоний? А) вино Б) оливковое масло В) пшеницу 17. Как назывался совет знати в Афинах? А) ареопаг Б) демос В) полис 18. Когда в Риме было запрещено долговое рабство? А) в эпоху республики Б) в эпоху царей В) в эпоху императора 19. Кто такие патриции? А) потомки древнейших жителей Рима Б) потомки племени этрусков В) потомки греческих колонистов в Италии 20. Высший орган власти в республиканском Риме А) сенат Б) народные трибуны В) царь 21. Что произошло в 509 г. до н.э.? А) в Риме была установлена республика Б) был основан Рим В) в Риме установилась империя 22. Рабы, получившие в пользование участки земли: А) колоны Б) «рабы с хижинами» В) христиане 23. Кто спас Рим во время нашествия галлов в 390 г. до н.э. А) Муций Сцевола Б) гуси В) волчица 24. Римский полководец, приемный сын Цезаря, завершивший эпоху гражданских войн? А) Октавиан Август Б) Антоний В) Брут 25. Второй по величине город Италии, где возник заговор рабов под предводительством Спартака: А) Коринф Б) Капуя В) Помпеи



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы