Про деток, от рождения до школы

Во второй половине XIX века сначала в Европе, а затем и в России возникло художественное направление в искусстве - модерн (от фр. moderne - современный). Отличительными особенностями этого стиля является замена прямых линий и углов более естественными, «природными» линиями, расцвет прикладного искусства с преобладанием криволинейных растительных орнаментов, образующий композиционную структуру произведения.

Для живописи модерна характерны сочетание орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей или нюансной монохромности. Скульптура модерна отличается динамикой и текучестью форм, графика - игрой изысканных хрупких линий и силуэтов.

В России в конце 1890-х годов было основано художественное объединение «Мир искусства», утверждавшее приоритет эстетического начала в искусстве в противовес остросоциальной направленности передвижников и стремившееся к модерну и символизму.

В состав объединения в разные годы входили художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов и другие. К «Миру искусства» были близки И. Я. Билибин, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, К. Ф. Юон и другие.

Рассмотрим подробнее творчество отдельных художников, наиболее ярких представителей русского модерна этого периода – М. А. Врубеля, В. А. Серова, В. М. Васнецова.

Врубель Михаил Александрович (годы жизни 1856–1910) - русский художник, яркий представитель модерна и символизма. Врубель достиг высот практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве. Наследие Врубеля включает многочисленные живописные полотна, декоративные панно, фрески и книжные иллюстрации.

Ещё во время учёбы в Академии художеств Врубель по приглашению А. Прахова, известного искусствоведа того времени, участвовал в реставрационных работах в храмах Киева. Врубель выполнил для Кирилловской церкви несколько композиций взамен утраченных, написал икону "Богоматерь с Младенцем" и предложил комиссии эскизы росписей Владимирского собора. Эскизы эти комиссией были отвергнуты по причине несоответствия их византийской традиции - Врубель модернизировал их, наполнив трагическим психологизмом, свойственным концу XIX века. Тем не менее, работы эти оказали большое влияние на становление Врубеля, как художника.Для самобытной манеры Врубеля характерен особого рода кристаллический рисунок, мерцающий сине-лиловыми сумрачными гранями.

Во многих картинах Врубеля раннего периода царит атмосфера волшебной сказки. «Царевна-Лебедь» - картина Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Царевна с печальным лицом на полотне Врубеля таинственна и загадочна. На фоне спускающихся над морем сумерек выделяются светлым пятном крылья Царевны, написанные в особой «врубелевской» манере, подобные огранённым драгоценным камням.

М. А. Врубель. Демон сидящий. 1890 г.

Одним из центральных образов в творчестве Врубеля можно назвать образ Демона, как образ силы человеческого духа, внутренней борьбы и сомнений. В начале 1890-х годов Врубель пишет иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон», тогда же начинает работу над «Демоном сидящим», позднее пишет «Демона летящего» и «Демона поверженного».

В первой картине этого цикла Врубель трактует образ демона, как духа не столько злобного, сколько страдающего и скорбного, при всём этом духа властного и величавого. Трагически сцепив руки, Демон сидит в окружении фантастических цветов на фоне гор в алом закате. Огромные глаза Демона печальны, взгляд устремлён вдаль. Фигура Демона словно зажата между верхней и нижней рамой картины, что визуально приближает к зрителю и усиливает драматичность образа.

В продолжение этой темы, в «Демоне летящем» Врубель изображает Демона, как могучего властелина мира, а в «Демоне поверженном» Демон написан на краю гибели, фигура его изломана, но выражение его лица поражает экспрессией, дух Демона не сломлен.

Во всех этих картинах ярко проявляется индивидуальный стиль Врубеля, всё написано с эффектом мерцающих кристаллических граней, что делает эти картины похожими на драгоценные витражи или панно. Такого эффекта Врубель добивался, используя вместо кисти мастихин, мазки краски получались в этом случае плоскими и густыми.

М. А. Врубель. Демон поверженный. 1902 г.

В 1902-м году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, одной из причин которого была смерть маленького сына Врубеля. В поздний период творчества, проведённый в основном в частных клиниках Москвы и Санкт-Петербурга, Врубель создаёт ряд работ, переходных от модерна к авангарду.

Картина позднего периода «Шестикрылый серафим» (известна и под другими названиями - «Ангел с мечом и кадилом», «Азраил» и «Херувим»), созданная в стенах клиники В.П. Сербского, относится к высшим достижениям творческого пути Врубеля.

В этом произведении художник наделил Серафима гипнотизирующим взглядом самой судьбы, а меч и светильник в его руках выглядят как символы жизни и смерти: сталь источает ледяной холод, споря с живым и горячим светом лампады. Изумительный по красоте колорит картины напоминает византийские мозаики и витражи.

Картину «Шестикрылый серафим» можно назвать многозначным финалом всего творческого пути Врубеля в поисках образов Демонов и Ангелов.

В. А. Серов. Автопортрет.

Серов Валентин Александрович (годы жизни 1865-1911) - русский живописец, учился у И. Е. Репина и в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова.

В ранний период творчества Серов был близок к русскому импрессионизму, в работах этого периода художник видел свою главную задачу в непосредственности восприятия модели и природы и их правдивом пластическом решении. В солнечной разработке света и цвета, в передаче сложной гармонии рефлексов, воздушной среды Серов воспевает юность и красоту своих моделей.

В. А. Серов.

Девочка с персиками. 1887 г.

Картина «Девочка с персиками», выполненная в стиле импрессионизма, принадлежит к переходному от раннего к зрелому периоду творчества Серова. Как и в картине «Девушка, освещенная солнцем», всё здесь дышит светом и свежестью. Эти портреты словно наполнены солнцем и воздухом, особой одухотворённостью, поэтичностью, что сразу выделило молодого художника и сделало его известным.

За картину «Девочка с персиками» Серов получил премию Московского общества любителей художеств.

В. А. Серов. Похищение Европы. 1910 г.

Со временем импрессионистическая манера Серова становится более сдержанной, приближаясь к одноцветной живописи и приобретая черты нового стиля модерн, наиболее ярко проявившихся в таких работах, как «Портрет Иды Рубинштейн» и «Похищение Европы».

Картина «Похищение Европы» решена Серовым в манере монументального декоративного панно. Сюжетом художнику послужил древнегреческий миф о похищении обернувшимся быком Зевсом Европы, дочери царя Агенора.

Композиция полотна с высоким горизонтом построена Серовым на ритмичном диагональном движении форм. Активное движение плывущего быка останавливается поворотом его головы, равновесием двух волн, между которыми в центре оказываются головы Европы и Зевса. Условно написанные волны создают ощущение мерного движения, фигуры дельфинов повторяют движение волн и плывущего Зевса, усиливая динамику всей композиции.

Колористическое решение картины построено на гармонии синего и оранжевого цвета: ярко-рыжее пятно фигуры быка на сине-фиолетовом море смотрится красиво и выразительно. Разбросанные по поверхности воды густые «пятна» синего цвета, изображающие водную рябь, передают движение волн и организуют картинную плоскость, как и чёткие контуры всех фигур.

В. А. Серов. Портрет Иды Рубинштейн. 1910 г.

Вершиной стиля модерн в творчестве Серова стал портрет Иды Рубинштейн, знаменитой танцовщицы и актрисы того времени. В этом портрете Серов не стремился воссоздать её реальный образ, главной задачей художника здесь стала стилизация натуры и передача сложности характера модели. Сохраняя конкретные индивидуальные черты модели, её внешний облик, характер, пластику, Серов соединяет в композиции реальное и условное, что являлось отличительными стилистическими особенностями модерна.

Серов изобразил Иду Рубинштейн на портрете вызывающей, великолепной, но, одновременно, облик актрисы тонок и лиричен. Художник воспроизводит фигуру модели в сложном повороте гнутыми линиями, предельно заостряя ее контур. Сама композиция, отвечающая требованиям модерна, не выявляет пространство, в котором изображена актриса, фон портрета плоский и условный, что создаёт ощущение, что Ида Рубинштейн не сидит, а распластана, прижата к стене.

При первом же показе на Международной художественной выставке в Риме в 1911-м году картина произвела скандальное впечатление: публику шокировало и то, что знаменитая танцовщица, которую принимали в обществе, позировала обнаженной, и то, что Серов использовал совершенно новые композиционные и живописные приёмы, отличающие стиль модерн.

В парадных портретах Серова в этот период также усиливается острота глубоких социально-психологических характеристик. При передаче портретной характеристики модели Серов зачастую использует гиперболизацию и гротеск, создавая современную духу времени картину.

Образцом такого парадного портрета с чертами модерна можно назвать «Портрет княгини О. К. Орловой», в котором утончённая живописная техника соединяется с иронией и лёгкой насмешкой. Серов писал этот портрет по заказу самой княгини, но многие современники отмечали бескомпромиссность взгляда художника на заказчицу и подозревали его в сарказме.

Ольга Орлова изображена в претенциозной позе: огромная шляпа, соболий палантин, откинутый назад и обнажающий плечи, сжимающие жемчужное ожерелье руки, выставленный напоказ кончик лакированной туфельки – всё это придаёт образу княгини вычурное изящество. В стилистике модерна Серов использует нервные, угловатые контуры силуэта фигуры, совмещённые с реалистичностью и материальностью детальной проработки.

В. М. Васнецов.

Автопортрет. 1873 г.

Васнецов Виктор Михайлович (годы жизни 1848-1926) - русский художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте. Васнецов окончил духовную семинарию в Вятке, затем продолжил обучение в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств и в Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Главным направлением творчества Васнецова становится былинно-историческая живопись, где художник преобразовывает русский исторический жанр, соединяя в нём мотивы средневековья с поэтической атмосферой русских сказок.

Многие из произведений Васнецова по своей стилистике приближаются к типичным для модерна декоративным картинам-панно, переносящим зрителя в мир грёз.

В. М. Васнецов. Витязь на распутье. 1882 г.

Под впечатлением от русских былин в конце 19-го столетия Васнецов пишет монументальные полотна «Богатыри», «Витязь на распутье».

Сюжет картины «Витязь на распутье» основан на мотивах былины «Илья Муромец и разбойники». В начальных эскизах к этой картине Васнецов разворачивал витязя лицом к зрителю. Но для большей выразительности и эмоциональности образа в окончательной версии художник увеличил размер холста, стала монументальней фигура витязя, глубина композиции уменьшилась и стала более плоской, приближенной к панно. Исчезла в последнем варианте и дорога, чтобы у витязя не осталось другого выхода, кроме как указанного на камне.

В основе одной из самых известных картин Васнецова «Алёнушка» также лежит фольклорный сюжет русской народной сказки «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке».

Толчком к написанию этой картины послужила случайная встреча художника с одной простоволосой крестьянской девушкой. В её милом лице Васнецов увидел особенную русскую душу, с её тоской, одиночеством и чисто русской печалью в глазах.

Для поиска пейзажного мотива к этой картине Васнецов выполнил множества этюдов с берега реки Ворь в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке.

Впервые «Алёнушка» была выставлена на выставке передвижников в 1881-м году и по отзывам известного критика того времени И. Э. Грабаря была названа одной из лучших картин русской школы.

В. М. Васнецов. Крещение Руси. 1890 г.

Вершиной творчества Васнецова можно назвать росписи киевского Свято-Владимирского собора, в них художник в какой-то степени обновил византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало и особый «русский» психологизм.

В основе всех сюжетов росписей собора было положено осмысление религиозной истории России, как наследницы Византии, и места России в мировой культуре и истории.

Фреска «Крещение Руси» стало одной из центральных композиций Свято-Владимирского собора над входом на хоры. Сюжетом самой фрески Васнецов избрал момент крещения киевлян в водах Днепра. В композиции фрески художник совмещает торжественность и некоторую пафосность, соответствующие изображённому моменту, с ярко выраженным индивидуализированным центральным образом князя Владимира Святославовича, внося романтическое начало в канонический сюжет.

В. М. Васнецов. Бог Саваоф.

Фреска Свято-Владимирского собора. 1885-1896 гг.

Искусство периода модернизма охарактеризовалось резким рывком в развитии множества стилей. Множество изменений было привнесено во все виды искусства, и процесс изменений конца XIX — начала XX веков коснулся достаточно ощутимо и Россию того времени.

В советском государстве модерн стал непосредственным началом для развития модернизма, и специалисты говорят о необходимости различать данные понятия во избежание путаницы.

Сильнейшее воздействие модернизм оказал на изобразительное искусство как в СССР, там и зарубежом. В понятие модернизма входят различные направления:

  • экспрессионизм;
  • неоимпрессионизм;
  • импрессионизм;
  • постимпрессионизм;
  • фовизм;
  • футуризм;
  • кубизм.

Чуть позднее появились такие явления как абстрактное искусство и дадаизм, а также сюрреализм. Можно рассматривать модернизм в качестве ранней ступени авангардизма, и именно в этот период были заложены основы для пересмотра классических традиционных основ в искусстве.

(Василий Васильевич Кандинский "Квадраты с концентрическими кругами" )

Влияние на архитектуру также было оказано достаточно серьезное, поскольку столь резкие перемены в искусстве не могли обойти стороной данную сферу творчества. В этот период возникли абсолютно новые тенденции, а само определение архитектурного модернизма означает современную архитектуру.

Среди основных архитектурных направлений выделяют:

  • европейский функционализм;
  • конструктивизм;
  • рационализм;
  • "баухаус";
  • арт-деко;
  • интернациональный стиль;
  • органический стиль;
  • брутализм.

Конструктивизм и рационализм характерны больше для России, а вот "баухаус" остался популярен только на территории Германии в основном.

Основные направления модернизма в искусстве

Модернизм характеризуется резким переломом в тенденциях. Творческие люди стремились создать нетрадиционные новые стили. Для модернистской парадигмы характерна отвлеченность и схематизация стиля.

Можно перечислить достаточно много направлений и стилей, которые относятся к модернизму, но стоит остановить свое внимание на главных:

Символизм в искусстве

Крупное направление, берущее начало в Франции 70-80 годов девятнадцатого века, и получило наибольшее развитие ближе к началу двадцатого века на территории Франции, а также Бельгии и России того времени. Символисты стремились разрабатывать новаторские идеи, активно использовали символику и недосказанность, а также таинственность и намеки....

Импрессионизм в искусстве

Импрессионисты старались придать естественность и жизни изображению реального мира в своих произведениях. При этом подчеркивались подвижность и изменчивость реальности - самого мира и человеческих чувств.

Для этого активно применялись очень яркие краски, а также промежуточные тона и прозрачные тени. Стоит отметить, что Рубенс отказался в этот период от использования черного цвета, и это стало популярным приемом среди других импрессионистов....

Сюрреализм в искусстве

Данный стиль отличился достаточно активным применением аллюзий, а также парадоксальных сочетаний самых разнообразных форм и образов. Считается, что в основе идеи сюрреализма лежит совмещение реальности и сна, что само по себе абсурдно и противоречиво.

Большое влияние на это направление в процессе его развития оказали труды психоаналитика Зигмунда Фрейда, а целью сюрреалистов была демонстрация духовного возвышения и отделения живого духа от материальных ценностей....

Кубизм в искусстве

Данный стиль достаточно сильно распространился в Европе в свое время, и для него характерно использование разнообразных геометрических фигур и точных четких линий. Чаще всего реальные объекты разделялись на разные фигуры и стереометрические примитивы.

В России кубизм смешался с итальянским футуризмом, и данную манеру написания картин назвали "кристаллической". Впрочем, были мнения специалистов того периода касательно того, что это совершенно не новое течение, и что ранее уже было нечто подобное в мотивах скифских творцов....

Футуризм в искусстве

Это направление представляет собой достаточно крупное ответвление модернизма, основанное на идеях культа будущего, а также дискриминации прошлых стереотипов. Оно подразумевало отказ от традиционных основ грамматики, словотворчества или ритмики. В этот период появилось достаточно большое количество новых слов и приемов, а основной тематикой искусства явился технический прогресс и новейшие технологии.

Все произведения наполнены ярко выраженным пафосом разрушения и философией взрыва. В них воспеты революционные идеи и необходимость перемен во всем мире в целом. Динамичное движение сменило статичные фигуры на картинах или скульптурах, а активное развитие технологий позволило перейти многим творческим натурам в новые на тот момент творческие направления, в том числе кино и фотоискусство....

Абстракционизм в искусстве

Абстракционисты в своих работах стремились продемонстрировать абсолютный отказ от традиционных форм и изображения реалистичных элементов. Для этого использовались яркие краски и геометрические формы, а большой акцент делался на белый в сочетании с яркими контратными оттенками.

Для этого направления характерна беспредметность. Весь абстракционизм строится на основании исключительно ассоциотивного ряда, а философские сложные сюжеты могут иметь достаточно различные трактовки в зависимости от видения читателем или зрителем ситуации, а также настроения....

Постмодернизм в искусстве

Он завершил по сути эпоху модернизма, и характеризуется прежней философской направленностью, однако при этом сменяет стиль на более близкий к классическому и реалистичному. Частично направление повернуло в сторону традиционных понятий и приемов, представляя собой своеобразное переосмысливание прошлых тенденций при осознании, что полностью искоренить их будет невозможно.

По своей сути это своеобразный антитез модернизму, облеченный в игровую или саркастичную форму, который был призван уничтожить разницу между слоями общества, уравняв их в правах и низведя элиту до обычной массы жителей...

В каждом из видов искусства можно, хотя и условно, применить совместные черты, определенные общности сюжетов и мотивов. Так и в модерне, при своих особенностях каждой национальной школы, все-таки проявляется преимущественное тяготение к своему кругу сюжетов, мотивов или тем, хотя этот круг обязательно окажется близким по основанию к другому.

Художники модерна ничего не знали о глубинной сути восточного искусства. Они не имели точных представлений о восточной философии, но каким-то интуитивным, внутренним образом почувствовали самую суть восточного искусства. Заслуга художников модерна заключается в том, что они увидели восточную красоту, и сумели своеобразным способом передать это глубокое чувство в своих работах.

Основные черты стиля модерн можно отожествлять с «философией жизни»: «идея роста, проявления жизненных сил, порыва, непосредственного, неосознанного чувства, прямое выражение состояния души, пробуждение, становление, развитие, молодость, весна. Например, в немецкой живописи мы находим бесчисленное множество «Вихрей», «Танцев», «Вакханалий», в которых эта идея биологизма может выявиться достаточно адекватно, а к этой идее еще и прибавляется мифологическое начало. Особенно часто ко всем этим мотивам обращались мастера Югендстиля, среди которых - Ф. фон Штук (1863-1928), Л. фон Хофман (1852-1932), Г. фон Габерман (1849-1929).И в других национальных школах мы найдем немало подобных мотивов. Вспомним «Вихрь» Ф.А. Малявина (1869-1940), мотивы танца у С.В. Малютина (1859-1937), А.Н. Бенуа (1870-1960) и других» .

Основные черты модерна в живописи состоят в показе человеческих страстей: например, популярен был мотив поцелуя. Знаменитый «Поцелуй» П. Беренса стал одним из первых решений этого мотива. Поместив в центре две головы, что слились воедино, художник окутал их волосами, превратив их в узор, орнамент. Климт, в картине того же названия, стремился уравновесить порыв и абстрагированный декоративизм. Женское лицо, повернутое прямо на зрителя, выражает страсть откровенно и прямолинейно.

Очень часто художники изображают юных героев так, Ф. Ходлер (1853-1918), в картине «Весна», подчеркивал мотив пробуждения чувств и становление жизненных сил. «Парафразом ходлеровской темы стала одна из картин К.С. Петрова-Водкина - «Юность». Молодых героев мы постоянно встречаем и в произведениях Хофмана» .

Объединение разных «живых» форм проявляется в частом изображении сатиров, кентавров, сфинксов. Этому стилю характерно изображение частей живой природы: цветок, листок, птичка, бабочка, которые выступают как определенное понятие, символ. Особенно любимыми птицами были лебедь и фазан: один символ обреченности, второй - солнечности. Преобладающими мотивами модерна являются так же маки, ирисы, лилии и другие растения, змеи, ящерицы, лебеди, волны. Стебли, листья и цветы как будто увядших экзотических растений сплетаются в причудливые узоры, в котором иногда появлялись фигуры женщин или фантастических существ.

Выразительность живописи модерна иногда достигалась сочетанием больших цветовых плоскостей (Л.С. Бакст в России, Э. Мунк в Норвегии), или тонко нюансированной монохромией (М.А. Врубель, А.Н. Бенуа). Характерно для живописи модерна парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных ковровых фонов и вылепленных со скульптурной четкостью и осязаемостью фигур и лиц первого плана (Г. Климт в Австрии, Ф. Кнопф в Бельгии, М.А. Врубель в России). Эффект глубины или перспектива для художников того времени имела второстепенное значение, всё изображение, кроме фигур героев, выглядело плоским, а в иных случаях казалось украшенным «аппликациями».

Живопись стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном. Признаками стиля модерн считаются особая плавность форм, вытянутые фигуры, подчеркнутые контуры, чёткие одноцветные поверхности. В период модерна эстетика изогнутой линии, появившаяся еще в живописи французских постимпрессионистов, а затем усиленная восточными влияниями, приобрела конструктивный характер.

Для названий произведений искусства периода «модерна» характерны экзотические определения: «павлиний глаз», «цвет красной парчи», «сине-зеленый атлас павлиньих перьев», «перламутр нежной ночи». В этих тонких нюансах хранились и возрождались классические мотивы и материалы, а также редкие техники эмалирования, иризации и росписи стекла эмалями, краклэ - приемы венецианского стеклоделия эпохи Возрождения. Ювелирная отделка деталей, использование необычных материалов смело проникают в живопись модерна.

Таково искусство Густава Климта (1862-1918) - австрийского живописца, театрального декоратора и художника-графика. Яркие синие, зеленые, красные цвета его картин, уплощенность рисунка, орнаментальность, необычная фактура из мелких квадратов и прямоугольников вызывают в памяти византийские мозаики и японскую графику. Г. Климт соединял живопись маслом с аппликацией и инкрустацией, введением в картину смальты, майолики, меди и латуни, полудрагоценных камней и кораллов. С его живописью связывают «золотое время» модерна.

В русском искусстве самым ярким представителем периода модерна был Михаил Александрович Врубель (1856-1910). Своеобразие его живописной манеры заключается в бесконечном дроблении формы на грани, как бы окрашенные изнутри светом и цветом, наподобие кристаллов или фантастических каменных цветов.

Стиль модерн является одним из ранних направлений такой общемировой художественной тенденции, как модернизм в искусстве. Благодаря модернизму художники вышли за рамки традиционного реализма, открыв принципиально новое. Художники эпохи модерна в большинстве своем имели разные идеи, но одну цель -- запечатлеть свои чувства и переживания своеобразно и впечатляюще в их новой живописи. Основные черты модерна, в огромном количестве проявлений удивительно разнообразили живопись XX века.

Опубликовано: Декабрь 10, 2007

Модернизм в живописи и изобразительном искусстве

С приходом модерна в конце XIX и начале XX веков произошел основной качественный сдвиг. Живопись, начиная с постимпрессионизма, перестает описывать в основном виденное, а начинает в картине выражать взгляд автора, его чувства, его правду, его видение, желая передать в изображаемом то главное, что невозможно выразить копированием действительности. Существует стремление изобразить настоящую действительность, скрытую за внешним видением. В лучших произведениях модернистского искусства появляются произведения, относительно самостоятельные, живущие своей собственной жизнью, жизнью искусства и картины, но одновременно и с более правдивым изображением жизни, чем это делалось в произведениях классической живописи. Реальность картины становится в искусстве более существенной, чем реальность жизни. Нет, это не отказ от эстетических идеалов прошлого, а стремление выразить их более высокой степенью познания, своим качеством, более близким человеку XX столетия.

Поиск новых выразительных средств для изображения невероятно быстро меняющихся отношений в обществе, экономике, науке и технике вызывает появление трудно распознаваемого множества изобразительных стилей и направлений, внезапно появляющихся, исчезающих и возобновляющихся в измененном виде. Казалось бы, что уже не может появиться ничего нового, но процесс развития современного искусства вовсе не закончился и, очевидно, никогда не закончится. Еще прошло не так много времени, чтобы объективно отличить главные художественные тенденции последних десятилетий развития живописи от поверхностной эксцентричности. Изобразительные стили начала XX века уже изучены и оценены и пока являются основой всего развития модернистского искусства. Не все эти процессы нам понятны, не во всех мы разбираемся, иногда они кажутся нам бессмысленными. Однако история должна была бы нас научить, что ко всему новому в искусстве сегодня нужно относиться с толерантностью, чтобы завтра не выглядеть смешными.


Но все-таки существует граница, отделяющая искусство от остальных творений человечества. Она невидима, с трудом определяема, исторически переменчива. Каждый ее определяет сам, на основе своего эстетического вкуса и жизненного опыта. Мы должны стремиться к тому, чтобы эта граница была великодушной, нам необходимо попытаться быть максимально толерантными. И в то же время мы не должны акцептировать в искусстве экстравагантность, псевдоискусство, если, конечно, мы сумеем его с уверенностью разознать. Время, которое прошло с появления картин основных направлений и стилей модернизма, показало, что большинство лучших произведений этого периода нам понятны и признаваемы нами. Более того, кроме некоторых исключений (абстрактная живопись), при их оценке мы можем пользоваться критериями, используемыми при оценке произведений классической живописи. В связи с этим это основное направление в современной живописи стало обозначаться как классический модерн. История искусства все больше склоняется к мнению, что историческим межевым камнем между классической и современной живописью, было творчество французского художника Поля Сезанна (1839 - 1906 гг.), произведения которого нельзя включить ни в какое направление, однако из него исходили многие его последователи. В его произведениях победил цвет. Краской он заменил свет и тень, цвет у него служит средством моделировки объема и формы. В своих картинах он создает новый, объективный мир, самостоятельный мир картины, создает картину устойчивой структуры и закономерностей. Обычно произведения П. Сезанна упоминаются с творчеством остальных основоположников модерного искусства: В. Ван Гогом и П. Гогеном, но только их мы называем постимпрессионистами.

В последующем обзоре стилей модернистского искусства я не указываю их время, однако они приблизительно следуют во времени один за другим, в зависимости от периода их возникновения. В бурном развитии модернистской живописи большинство этих стилей снова и снова возвращалось, менялось, переплеталось и т. п. При этом творчество некоторых ярких личностей современного искусства из-за их индивидуальности и разнородности трудно отнести к какому-нибудь определенному стилю (Пикассо, Кандинский , Клее и т. п.). Разделяя картины на живописные стили, необходимо осознать, что существует очень мало картин, встречающихся нам, которые бы полностью соответствовали определенному стилю, так как его основу составляет только большинство произведений создателей стиля. Большинство картин представляет собой смешение разных, характерных для данной эпохи, стилей живописи, причем в картине преобладает какой-либо один стиль.

Стилей современной живописи существует несколько сотен, не найти, пожалуй, двух одинаковых, но я, как автор (Роберт Урбасек, прим. ред.), позволю себе это также подтвердить.



Общее направление, обозначающее художественные течения, появившиеся после импрессионизма . Художники отказывались изображать только зримую действительность, а стремились изображать ее основные, закономерные элементы. Широкий спектр постимпрессионизма содержит зарождение взглядов на объективные закономерности живописи (Сезанн), изображение воображаемых процессов (Редон), сюрреализм (Ван Гог), примитивные источники нашего общества (Гоген) или поэтичность действительности (Руссо). Принципы художественных тенденций и изобразительных элементов постимпрессионизма стали основой направлений в современной живописи.

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО

Изобразительной абстракции, несложности и освобождению предметов от лишних несущественных элементов, простоте подчинено все изобразительное искусство, несмотря на его направления. Абстрактное (также беспредметное, неконкретное, нефигуральное, безобъектное, чистое) искусство - это изобразительное проявление, которое не изображает и не представляет никакой реальный предмет. После реализма это наиболее широкое изобразительное направление. Абстрактным изображением художники хотят, так же, как и наука, достичь границы ощутимой и видимой действительности, показать людям новый мир, пока еще не выраженный изобразительными средствами. Абстрактная живопись представляет собой поиск абсолютных ценностей, управляющих нашей жизнью принципов, сущности всего, конечной правды. К ценностям изобразительных средств абстрактного искусства относятся, прежде всего, элементы геометрии, ритмизованные плоскости, элементарная знаковость, значимость и комбинации красок и по-новому понимаемые пространственные отношения. В принципе абстрактную живопись можно разделить на два основных направления: геометрическую абстракцию и абстрактный экспрессионизм.

Геометрическая абстракция

Изобразительные направления геометрической абстракции основаны на приеме, заключающемся в простом изображении объектов предметной действительности в форме, цвете, пространстве, объеме и т. д., доводя до самого минимума - отсутствия связи с настоящими предметами. Изобразительными средствами служат главным образом геометрические фигуры. Конструктивные направления абстракции (неопластицизм, советский конструктивизм, супрематизм, кинетизм, леттризм, оп-арт) отличались своим упором на одно какое-либо изобразительное средство.

Леттризм


Носителем художественного сообщения является буква в качестве самостоятельной формальной единицы или как символическое обращение к сфере языковой коммуникации (большая группа авторов).


С помощью взаимосвязей между геометрическими отношениями и цветом (и черным, и белым) создает зрительную иллюзию движения или других оптических эффектов (Церо, Вазарелли , Дешамп).


Широко используемое направление модерного и современного искусства. Характерным является рациональная черта творчества: расчетливость изобразительных элементов и их отношений в картине, связь с техникой. В картине преобладает целесообразность и логичность конструкции (Татлин, Мохоли-Надь).

Абстрактный экспрессионизм

Абстрактный экспрессионизм основан на сильной эмоциональности. Он подчеркивает непосредственную выразительность художественного исполнения. В качестве изобразительных средств используются ритм, гармония, динамичность, письмо жестов. Отдельные направления (ташизм, дееспособная живопись, информель, минимал-арт, концептуальное искусство, структуральная абстракция и т. д.) отличались друг от друга своим упором на одно из художественных изобразительных средств. Этот изобразительный стиль пользовался среди художников большой популярностью и, кажется, что и в настоящее время он преобладает.




Ему свойственно цветное пятно, наносимое художником прямо из тубы поливанием, распылением и т. п. Он отвергает рациональные составные части творчества (сюжет, композиция) и подчеркивает автоматичность, случайность и спонтанность создания. Картина передает психическое и физическое состояние художника в момент творческого процесса (очень широкий круг авторов).



Запечатляет состояние художника в процессе творчества, но возникающее контролируется определенным воображением мастера. Спонтанное неповторимое исполнение, не ставящее своей целью передачу содержания, передает душевное состояние художника во время творческого процесса. Кроме остальных средств, в этом стиле используется и классическая кисть. Большое значение имеет рука художника (очень широкий круг авторов).


Источники: (3)

Ссылки:



От: Волков Олег,  130577 просмотров
- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

Направление в искусстве, ставшее популярным в последнем десятилетии XIX века и начале XX столетия, объединившее в себе такие течения, как экспрессионизм, абстракционизм, кубизм, дадаизм, футуризм, сюрреализм, называется модернизмом. Это совокупность стилевых на грани веков.

Что такое стиль модерн?

Стало быть, художник-модернист мог принадлежать к любому из этих направлений, которые вытекали одно из другого, являясь чем-то новым по отношению к предыдущему. С французского языка moderne переводится как «современный». Модерн охватил все страны Европы и Америки. Во многих из них он имел свои названия: югендстиль, ар-нуво, «конец века», либерти и другие. Все они олицетворяли собой новое направление в которого заключалась не в реальном отображении мира, а в передаче на полотне собственного субъективного мира В некоторых статьях указывается, что художник-модернист отрицает культурное наследие, в других сообщается, что он отказался от прямых линий и углов. А как же тогда кубизм? На стыке веков было столько различных течений, направлений, кружков и обществ, несших новое талантливое, а порой гениальное слово, и новое направление объединило их всех общей идеей переустройства мира под своим знаменем, как объединил всех русских поэтов того же времени Серебряный век.

Молодость всегда требует обновлений

Как правило, новаторы были людьми молодыми, талантливыми, оригинальными, им было все интересно, они ненавидели устои, хотели добиться максимального самовыражения, создавали свои миры в рамках одной картины. Безусловно, модернизм - особый стиль художественного мышления. Как уже отмечалось выше, стиль модерн в живописи и архитектуре носил такое название именно в России и, конечно же, имел свои национальные черты. Существует мнение, что у нас он был как-то размыт, не было четкого ярко выраженного характера. Может быть, это происходило потому, что в России всего много - много гениальных художников, много школ и направлений, и любая идея, приходящая извне, приобретает национальный колорит.

Школа модерна в России

Художники русского модерна, такие как Билибин и Борисов-Мусатов, Васнецов и Врубель, Головин, Малютин и Нестеров, женщины-модернистки Голубкина, Поленова, Якунчикова в своем творчестве перекликались с общеевропейским направлением, но привнесли в модерн национальные и социальные черты. Прослеживается этот стиль в отдельных работах Кандинского и Коровина, Левитана и Петрова-Водкина, Рериха и Серова. На грани веков в России появились издания, пропагандирующие идеи стиля модерн - ежемесячник «Весы», журналы «Искусство и художественная промышленность» и «Мир искусства», ведущие деятели которых тоже представляли своим творчеством русский модерн. Самые яркие из них Бакст и Бенуа, Добужинский и Сомов. Благодаря перечисленным фамилиям можно представить себе этот мощный пласт разных, но объединенных общим направлением творчества талантов.

Ярчайшие представители стиля

Непродолжительное, но очень яркое направление

Лучшие картины модернистов, нынешних классиков украшают все музеи мира. Полотна являются жемчужинами отечественных музеев. Работы Врубеля, Васнецова, Рериха, Кустодиева и других узнаваемы и любимы. Кто не знает васнецовских богатырей или врубелевскую Царевну-Лебедь, его же Демона или Пана? Прекрасные, загадочные, мистические, утонченные и неповторимые, они достойно представляют пусть и непродолжительный по времени, но очень значимый пласт в русском искусстве.

Подводя итог, можно сказать, что самые типичные представители, самые яркие модернисты, художники 20 века - это Эдвард Мунк, Поль Гоген и наши соотечественники - Иван Билибин, Михаил Врубель и Николай Рерих.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы