Про деток, от рождения до школы

Федеральное агентство по образованию РФ

Гимназии № 123

по Литературе

Речевая характеристика героев в драме А.Н.Островского

Работу выполнила:

ученица 10 класса «А»

Хоменко Евгения Сергеевна

………………………………

Преподаватель:

Орехова Ольга Васильевна

……………………………..

Оценка…………………….

Барнаул-2005

Введение………………………………………………………

Глава 1. Биография А. Н.Островского……………………..

Глава 2. История созданиядрамы «Гроза»…………………

Глава 3. Речеваяхарактеристика Катерины………………..

Глава 4. Сравнительнаяречевая характеристика Дикого и Кабанихи………………………………………………………

Заключение……………………………………………………

Список использованнойлитературы……………………….

Введение

Драма Островского «Гроза» - самоезначительное произведение известногодраматурга. Она была написана в период общественного подъёма, когда трещалиустои крепостничества, и в душной атмосфере действительно собиралась гроза.Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядкиподдерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой ичуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, вневежестве и равнодушии.

К этой драме мы обращаемся и сейчас.Очень важны для нас те проблемы, которые автор затрагивает в ней. Островскийподнимает проблему перелома общественной жизни, произошедшую в 50-х годах,смену общественных устоев.

Прочитав роман, я поставила перед собой цель, увидеть особенностиречевой характеристики героев и выяснить, как речь героев помогает понять иххарактер. Ведь образ героя создаётся с помощью портрета, с помощьюхудожественных средств, с помощью характеристики поступков, речевойхарактеристики. Впервые видя человека, по его речи, интонации, поведению, мыможем понять его внутренний мир, какие- то жизненные интересы и, самое главное,его характер. Речевая характеристика очень важна для драматическогопроизведения, ведь именно через неё можно увидеть сущность того или иногогероя.

Для того чтобы лучше понять характерКатерины, Кабанихи и Дикого необходимо решить следующие задачи.

Начать я решила с биографииОстровского и истории создания «Грозы», чтобы понять, как оттачивался талантбудущего мастера речевой характеристики персонажей, ведь автор очень чёткопоказывает всю глобальную разницу между положительными и отрицательными героямисвоего произведения. Затем я рассмотрю речевую характеристику Катерины и сделаютакую же характеристику Дикого и Кабанихи. После всего этого я постараюсьсделать определённый вывод о речевой характеристики героев и её роли в драме«Гроза»

Работая над темой, я познакомиласьсо статьями И. А. Гончарова «Отзыв о драме «Гроза» Островского» и Н. А.Добролюбов «Луч света в тёмном царстве». Более того, я изучила статью А.И.Ревякина «Особенности речи Катерины», где хорошо показаны основные источники языкаКатерины. Разнообразный материал о биографии Островского и об истории созданиядрамы я нашла в учебнике Русская литература ХIХ века В. Ю. Лебедева.

Разобраться с теоретическимипонятиями (герой, характеристика, речь, автор), мне помог энциклопедическийсловарь терминов, изданный под руководством Ю. Бореев.

Несмотря на то, что драме Островского «Гроза» посвящено многокритических статей, откликов литературоведов, речевая характеристика героев неизучена полностью, поэтому представляет интерес для исследования.

Глава 1. Биография А. Н. Островского

Александр Николаевич Островскийродился 31 марта 1823 года в Замоскворечье, в самом центре Москвы, в колыбелиславной российской истории, о которой вокруг говорили все, даже названиязамоскворецких улиц.

Островский окончил Первую московскую гимназиюи в 1840 году, по желанию отца, поступает на юридический факультет Московскогоуниверситета. Но учёба в университете не пришлась ему по душе, возник конфликтс одним из профессоров, и в конце второго курса Островский уволился «подомашним обстоятельствам».

В 1843 году отец определил его на службу в Московский совестный суд. Длябудущего драматурга это был неожиданный подарок судьбы. В суде рассматривалисьжалобы отцов на непутёвых сыновей, имущественные и другие домашние споры. Судьяглубоко вникал в дело, внимательно выслушивал спорящие стороны, а писецОстровский вёл записи дел. Истцы и ответчики в ходе следствия выговаривалитакое, что обычно прячется и скрывается от посторонних глаз. Это была настоящаяшкола познания драматических сторонкупеческой жизни. В 1845 году Островский перешёл в Московский коммерческий судканцелярским чиновником стола «для дел словесной расправы». Здесь онсталкивался с промышлявшими торговлей крестьянами, городскими мещанами,купцами, мелким дворянством. Судили «по совести» братьев и сестёр, спорящих онаследстве, несостоятельных должников. Перед нами раскрывался целый мирдраматических конфликтов, звучало всё разноголосое богатство живого великорусскогоязыка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, поособенностям интонации. Воспитывался и оттачивался талант будущего«реалиста-слуховика», как называл себя Островский – драматург, мастер речевойхарактеристики персонажей в своих пьесах.

Проработав для русской сцены безмалого сорок лет Островский создал целый репертуар- около пятидесяти пьес.Произведения Островского и до сих пор остаются на сцене. И через полтораста летне трудно увидеть рядом героев его пьес.

Умер Островский в 1886 году в своёмлюбимом заволжском имении Щелыково, что в костромских дремучих лесах: нахолмистых берегах маленьких извилистых речек. Жизнь писателя по большей части ипротекала в этих сердцевинных местах России: где смолоду он мог наблюдать исконные,ещё мало затронутые современной ему городской цивилизацией обычаи и нравы,слышать коренную русскую речь.

Глава 2. История созданиядрамы «Гроза»

Созданию «Грозы» предшествовалаэкспедиция драматурга по Верхней Волге, предпринятая по заданию Московскогоминистерства в 1856-1857 годах. Она оживила и воскресила в памяти юношескиевпечатления, когда в 1848 году Островский впервые отправился с домочадцами вувлекательное путешествие на родину отца, в волжский город Кострому и далее, вприобретённую отцом усадьбу Щелыково. Итогом этой поездки явился дневникОстровского, многое приоткрывающий в его восприятии провинциальной поволжскойРоссии.

В течении довольно длительного временисчиталось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромскогокупечества, что в основу его легло нашумевшее в Костроме на исходе 1859 годадело Клыковых. Вплоть до начали ХХ века костромичи указывали на место убийстваКатерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквальнонависавшую над Волгой. Показывали и дом, где она жила, - рядом с церковьюУспения. А когда «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артистыгримировались «под Клыковых».

Костромские краеведы обстоятельнообследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли кзаключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над«Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет вугрюмую нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына инезамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своимдеспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую чернуюработу, оказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было девятнадцать лет.В прошлом она воспитывалась в любви и в холе души в ней, не чаявшей бабушкой,была весёлой, живой, жизнерадостной. Теперь же она оказалась в семье недоброй ичужой. Молодой муж её, Клыков, беззаботный человек, не мог защитить жену отпритеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. Итут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовойконторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс,получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто изкостромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого делав «Грозе».

Прошло много десятилетий,прежде чем исследователи точно установили, что «Гроза» была написана до того,как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работая над «Грозой»Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервыепьеса была опубликована в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за1860 год. Первое представление «Грозы» на сцене состоялось 16 ноября 1859 годав Малом театре, в бенефис С. В. Васильева с Л. П. Никулиной-Косицкой в ролиКатерины. Версия о костромском источнике «Грозы» оказалась надуманной. Однакосам факт удивительного совпадения говорит о многом: он свидетельствует опрозорливости национального драматурга, уловившего нарастающий в купеческойжизни конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспростаувидел «что освежающее и ободряющее», а известный театральный деятель С. А.Юрьев сказал: «Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала».

Глава 3. Речевая характеристикаКатерины

Основные источники языка Катерины - народное просторечие, народная устная поэзия и церковно-житейская литература.

Глубокая связь её языка с народнымпросторечием сказывается и в лексике, и в образности, и в синтаксисе.

Её речь пестрит словесными выражениями, идиомами народного просторечия:«Чтоб не видеть мне ни отца, ни матери»; «души не чаяла»; «успокой ты моюдушу»; «долго ли в беду попасть»; «быть греху», в смысле несчастья. Но эти иподобные им фразеологизмы – общепонятны, общеупотребительны, ясны. Лишь в видеисключения в ее речи встречаются морфологически неправильные образования: «незнаешь ты моего характеру»; «после этого разговору-то».

Образность ее языка проявляется вобилии словесно-изобразительных средств, в частности сравнений. Так, в ее речиболее двадцати сравнений, а у всех остальных действующих лиц пьесы, вместевзятых, немного более этого количества. При этом ее сравнения носят широкийраспространённый, народный характер: «точно голубит меня», «точно голубьворкует», «точно гора с плеч свалилась», «руки-то жжет, точно уголь».

В речи Катерины часто звучат слова иобороты, мотивы и отголоски народной поэзии.

Обращаясь к Варваре, Катеринаговорит: «Отчего люди не летают так, как птицы?..» - и т.д.

Тоскуя о Борисе, Катерина впредпоследнем монологе говорит: «Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничегомне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил!».

Здесь налицо фразеологическиеобороты народно-просторечного и народно-песенного характера. Так, например, всобрании народных песен, изданных Соболевским, читаем:

Никак, никак невозможно без милого дружка жить…

Вспомню, вспомню про любезного, не мил девкебелый свет,

Не мил, не мил белый свет… Пойду с горы в тёмный лес…

Выйдя на свидание к Борису, Катеринавосклицает: «Зачем ты пришел, погубитель мой?». В народном свадебном обряденевеста встречает жениха словами: «Вот идёт погубитель мой».

В заключительном монологе Катеринаговорит: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка…как хорошо… Солнышко ее греет,дождиком ее мочит … весной на ней травка вырастает, мягкая такая… птицыприлетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие,красненькие, голубенькие…».

Здесь всё от народной поэзии:уменьшительно-суффиксальная лексика, фразеологические обороты, образы.

Для этой части монолога в устной поэзиинаходятся в изобилии и прямые текстильные соответствия. Например:

…Дубовой доской накроют

Да в могилушку опустят

И сырой землёй засыплют.

Зарастай, моя могила,

Ты травою муравой,

Ещё алыми цветами!

Наряду с народным просторечием и устройнародной поэзией на язык Катерины, как уже отмечено, большое влияние оказывалацерковно-житийная литература.

«У нас, - рассказывает она, - полондом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудьработу… а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, житияразные, либо стихи поют» (д. 1, явл. 7).

Владея сравнительно богатымсловарём, Катерина говорит свободно, привлекая разнообразные и психологическивесьма глубокие сравнения. Её речь льётся. Так, её не чужды такие слова иобороты литературного языка, как: мечта, помыслы, разумеется, точно все это водну секунду было, что-то во мне такое необыкновенное.

В первом монологе Катеринарассказывает о своих снах: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Илихрамы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, икипарисом пахнет, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как наобразах пишутся»

Эти сны и по содержанию, и по формесловесного выражения навеяны, несомненно, и духовными стихами.

Речь Катерины своеобразна не тольколексико-фразеологическими, но и синтаксически. Она состоит главным образом изпростых и сложносочиненных предложений, с постановкой сказуемых в конце фразы:«Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснут лягут, а я по саду гуляю…Таково хорошо было» (д. 1, явл. 7).

Чаще всего, как это характерно длясинтаксиса народной речи, Катерина связывает предложения посредством союзов а ида. «А придём из церкви… а странницы станут рассказывать… А то будто я летаю… Акакие сны мне снились».

Плавучая речь Катерины иногдаприобретает характер народного причитания: «Ах, беда моя, беда! (Плачет) Кудамне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?».

Речь Катерины глубоко эмоциональна,лирически задушевна, поэтична. Для придания ее речи эмоционально-поэтическойвыразительности служат и уменьшительные суффиксы, так присуще народной речи(ключок, водицы, деток, могилушка, дождичком, травка), и усилительные частицы(«Как он жалел-то меня? Какие слова-то говорил?»), и междометия («Ах, как мнепо нем скучно!»).

Лирическую задушевность, поэтичностьречи Катерины придают эпитеты, идущие после определяемых слов (храмы золотые,сады необыкновенные, помыслами лукавыми), и повторения, так свойственные устнойпоэзии народа.

Островский раскрывает в речиКатерины не только её страстную, нежно-поэтическую натуру, но и волевую силу.Волевая сила, решительность Катерины оттеняются синтаксическими конструкциямирезко утверждающего или отрицательного характера.

Глава4. Сравнительная речевая характеристика Дикого и

Кабанихи

В драме Островского «Гроза» Дикой и Кабаниха – представители «Тёмногоцарства». Создаётся впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остальногомира высочайшим забором и живёт какой-то особенной, замкнутой жизнью.Островский сконцентрировал внимание на самом важном, показав убогость, дикостьнравов русского патриархального быта, ведь вся эта жизнь только и стоит напривычных, устаревших законах, которые, очевидно, совершенно нелепы. «Темноецарство» цепко держится за своё старое, устоявшееся. Это стояние на одномместе. А такое стояние возможно в том случае, если оно поддерживается людьми,имеющими силу и власть.

Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать егоречь, то есть привычные и специфические выражения, присущее только данномугерою. Мы видим, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидетьчеловека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных иблизких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикойвсячески издевается над своим племянником. Достаточно вспомнить его слова: «Разтебе сказал, два тебе сказал»; «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе всенаймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый!Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?». Дикой откровенно показывает,что своего племянника не уважает совершенно. Он ставит себя выше всехокружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругаетвсех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он несможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всюсвою злость.

Дикой – «значительное лицо» в городе,купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас СавелПрокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт».

«Вид необычный! Красота! Душа радуется!»-восклицает Кулигин, но на фоне этогопрекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает переднами в «Грозе». Именно Кулигин даёт точную и чёткую характеристику быта, нравови обычаев, царящих в городе Калинове.

Так, же как и Дикой, Кабанихаотличается эгоистическими наклонностями, она думает только о себе. Жителигорода Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это даёт возможностьполучить о них богатый материал. В разговорах с Кудряшом Шапкин называет Дикого«ругателем», Кудряш же называет его «пронзительным мужиком». Кабаниха называетДикого «воином». Всё это говорит о сварливости и нервозности его характера.Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет её «ханжой» иговорит, что она «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Это характеризуеткупчиху с плохой стороны.

Нас поражает их бессердечие поотношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами прирасчётах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: «О посту как-то, овеликом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дровавозил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил». Все отношениямежду людьми, по их мнению, строятся на богатстве.

Кабаниха богаче Дикого, и поэтому онаявляется единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен бытьвежлив. «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебедорога!».

Ещё одна черта, которая ихобъединяет – это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то, ктопрощает, а как того, кто может их наказывать.

Кабаниха, как никто, отражает всюприверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона, какнадо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытаетсяказаться доброй, искреннеё, а главное несчастной женщиной, пытается оправдатьсвои поступки возрастом: «Мать старая, глупая; ну а вы, молодые люди, умные, недолжны с нас, дураков, и взыскивать». Но эти утверждения больше похожи наиронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром внимания, онане может представить себе, что будет со всем миром после её смерти. Кабаниха жедо абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашнихплясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своейженой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.

С одной стороны, кажется, что Дикойгрубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись, мы видим, чтоДикой способен только кричать и буйствовать. Она сумела подчинить себе всех,держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей,что приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, иэто делает её более страшной. В речи Кабанихи очень чётко проявляетсяханжество, двойственность речи. Она очень дерзко и грубо разговаривает слюдьми, но в тоже время во время общения с ним хочет казаться доброй, чуткой,искренней, а главное несчастной женщиной.

Мы можем сказать, что Дикой совершеннобезграмотен. Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить не хочу сезуитом». Дикой употребляет в своей речи «с езуитом» вместо «с иезуитом». Такон ещё и сопровождает свою речь плевками, что окончательно показывает егобескультурье. Вообще на протяжении всей драмы мы видим его пересыпающим своюречь бранью. «Ты ещё что тут! Какого ещё тут чёрта водяного!», что показываетего человеком крайне грубым и невоспитанным.

Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки,порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдаваятому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения.Он буян, и в буйстве своём способен метать громы и молнии на своих домашних, встрахе скрывающихся от него.

Поэтому можно сделать вывод о том,что Дикого и Кабаниху нельзя считать типичными представителями купеческогосословия. Эти персонажи драмы Островского очень похожи и отличаютсяэгоистическими наклонностями, они думают только о себе. И даже собственные детив какой-то степени кажутся им помехой. Такое отношение не может украсить людей,именно поэтому Дикой и Кабаниха вызывают стойкие негативные эмоции у читателей.

Заключение

Говоря об Островском, на мой взгляд, мы можем с полным правом назватьего непревзойденным мастером слова, художником. Персонажи в пьесе «Гроза»предстают перед нами как живые, с яркими рельефными характерами. Каждое слово,сказанное героем, раскрывает какую-нибудь новую грань его характера, показываетего с другой стороны. Характер человека, его настроение, отношение кокружающим, даже если он этого не хочет, проявляются в речи, и Островский,настоящий мастер речевой характеристики, подмечает эти чёрточки. Склад речи, помнению автора, может очень многое сказать читателю о персонаже. Таким образом,каждое действующие лицо приобретает свою индивидуальность, неповторимыйколорит. Особенно это важно для драмы.

В «Грозе» Островского мы можем чётко выделитьположительного героя Катерину и два отрицательных героя Дикого и Кабаниху.Безусловно, они являются представителями «тёмного царства». А Катерина – этоединственный человек, который пытается с ними бороться. Образ Катеринынарисован ярко и живо. Главная героиня говорит красиво, образным народнымязыком. Её речь изобилует тонкими смысловыми оттенками. В монологах Катерины,как в капле воды, отражается весь её богатый внутренний мир. В речи персонажадаже появляется отношение автора к нему. С какой любовью, сочувствиемОстровский относится к Катерине, и как резко он осуждает самодурство Кабанихи иДикого.

Он рисует Кабаниху как убеждённуюзащитницу устоев «тёмного царства». Она строго соблюдает все порядкипатриархальной старины, не терпит ни в ком проявления личной воли, обладаетвеликой властью над окружающими.

Что касается Дикого, Островский смогпередать всю злость и гнев, который кипит в его душе. Дикого боятся вседомочадцы, в том числе и племянник Борис. Он открыто, груб и бесцеремонен. Нооба обладающее властью героя несчастны: не знают, что делать со своимбезудержным характером.

В драме Островского «Гроза» с помощьюхудожественных средств писатель сумел охарактеризовать героев и создать яркуюкартину того времени. «Гроза» очень сильна по воздействию на читателя, зрителя.Драмы героев не оставляют равнодушными сердца и умы людей, что удаётся некаждому писателю. Только истинный художник может создать такие великолепные,красноречивые образы, только такой мастер речевой характеристики способенсказать читателю о героях лишь с помощью их же собственных слов, интонаций, неприбегая к какой-либо иной дополнительной характеристики.

Список использованнойлитературы

1.

А. Н. Островский«Гроза». Москва «Московский рабочий»,1974.

2.

Ю. В. Лебедев«Русская литература ХIХ века», часть2. Просвещение», 2000.

3.

И. Е. Каплин, М.Т. Пинаев «Русская литература». Москва «Просвещение», 1993.

4.

Ю. Борев.Эстетика. Теория. Литература. Энциклопедический словарь терминов, 2003.

Основные источники языка Катерины - народное просторечие, народная устная поэзия и церковно-житейская литература.

Глубокая связь её языка с народным просторечием сказывается и в лексике, и в образности, и в синтаксисе.

Её речь пестрит словесными выражениями, идиомами народного просторечия: «Чтоб не видеть мне ни отца, ни матери»; «души не чаяла»; «успокой ты мою душу»; «долго ли в беду попасть»; «быть греху», в смысле несчастья. Но эти и подобные им фразеологизмы - общепонятны, общеупотребительны, ясны. Лишь в виде исключения в ее речи встречаются морфологически неправильные образования: «не знаешь ты моего характеру»; «после этого разговору-то».

Образность ее языка проявляется в обилии словесно-изобразительных средств, в частности сравнений. Так, в ее речи более двадцати сравнений, а у всех остальных действующих лиц пьесы, вместе взятых, немного более этого количества. При этом ее сравнения носят широкий распространённый, народный характер: «точно голубит меня», «точно голубь воркует», «точно гора с плеч свалилась», «руки-то жжет, точно уголь».

В речи Катерины часто звучат слова и обороты, мотивы и отголоски народной поэзии.

Обращаясь к Варваре, Катерина говорит: «Отчего люди не летают так, как птицы?..» - и т.д.

Тоскуя о Борисе, Катерина в предпоследнем монологе говорит: «Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил!».

Здесь налицо фразеологические обороты народно-просторечного и народно-песенного характера. Так, например, в собрании народных песен, изданных Соболевским, читаем:

Никак, никак невозможно без милого дружка жить…

Вспомню, вспомню про любезного, не мил девке белый свет,

Не мил, не мил белый свет… Пойду с горы в тёмный лес…

речевой фразеологический гроза островский

Выйдя на свидание к Борису, Катерина восклицает: «Зачем ты пришел, погубитель мой?». В народном свадебном обряде невеста встречает жениха словами: «Вот идёт погубитель мой».

В заключительном монологе Катерина говорит: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка…как хорошо… Солнышко ее греет, дождиком ее мочит … весной на ней травка вырастает, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие…».

Здесь всё от народной поэзии: уменьшительно-суффиксальная лексика, фразеологические обороты, образы.

Для этой части монолога в устной поэзии находятся в изобилии и прямые текстильные соответствия. Например:

…Дубовой доской накроют

Да в могилушку опустят

И сырой землёй засыплют.

Зарастай, моя могила,

Ты травою муравой,

Ещё алыми цветами!

Наряду с народным просторечием и устрой народной поэзией на язык Катерины, как уже отмечено, большое влияние оказывала церковно-житийная литература.

«У нас, - рассказывает она, - полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу… а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют» (д. 1, явл. 7).

Владея сравнительно богатым словарём, Катерина говорит свободно, привлекая разнообразные и психологически весьма глубокие сравнения. Её речь льётся. Так, её не чужды такие слова и обороты литературного языка, как: мечта, помыслы, разумеется, точно все это в одну секунду было, что-то во мне такое необыкновенное.

В первом монологе Катерина рассказывает о своих снах: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся»

Эти сны и по содержанию, и по форме словесного выражения навеяны, несомненно, и духовными стихами.

Речь Катерины своеобразна не только лексико-фразеологическими, но и синтаксически. Она состоит главным образом из простых и сложносочиненных предложений, с постановкой сказуемых в конце фразы: «Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснут лягут, а я по саду гуляю… Таково хорошо было» (д. 1, явл. 7).

Чаще всего, как это характерно для синтаксиса народной речи, Катерина связывает предложения посредством союзов а и да. «А придём из церкви… а странницы станут рассказывать… А то будто я летаю… А какие сны мне снились».

Плавучая речь Катерины иногда приобретает характер народного причитания: «Ах, беда моя, беда! (Плачет) Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?».

Речь Катерины глубоко эмоциональна, лирически задушевна, поэтична. Для придания ее речи эмоционально-поэтической выразительности служат и уменьшительные суффиксы, так присуще народной речи (ключок, водицы, деток, могилушка, дождичком, травка), и усилительные частицы («Как он жалел-то меня? Какие слова-то говорил?»), и междометия («Ах, как мне по нем скучно!»).

Лирическую задушевность, поэтичность речи Катерины придают эпитеты, идущие после определяемых слов (храмы золотые, сады необыкновенные, помыслами лукавыми), и повторения, так свойственные устной поэзии народа.

Островский раскрывает в речи Катерины не только её страстную, нежно-поэтическую натуру, но и волевую силу. Волевая сила, решительность Катерины оттеняются синтаксическими конструкциями резко утверждающего или отрицательного характера.

В 1856 году А. Н. Островский путешествует по Волге. Впечатления от поездки находят отражение в его творчестве, «Гроза» тоже написана по мотивам этой поездки. Это история о купеческой жене, воспитанной в строгости и нравственности, полюбившей молодого человека. Изменив мужу, она не в силах скрывать это. Публично покаявшись в измене, она бросается в Волгу.

Вконтакте

Противоречивый образ Марфы Игнатьевны Кабановой

Пьеса построена на сопоставлении двух сильных противоположных образов: Екатерины и Марфы Игнатьевны Кабановой. На самом деле, у них много общего: главенство патриархального мира, свойственный обеим максимализм, сильные характеры. Несмотря на свою религиозность они не идут на компромисс и не склонны к милосердию. На этом их сходства заканчиваются. Они находятся на разных полюсах патриархального мира. Кабаниха - земная женщина, ее волнует соблюдение порядка до мелочей. Человеческие отношения ее не интересуют. Патриархальный уклад жизни для Катерины заключен в мечтательности, одухотворенности.

Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» - один из центральных . Она - вдова, оставшаяся с двумя детьми, Варварой и Тихоном. Ее справедливо можно назвать суровой и беспощадной за упреки Тихона в том, что мать он любит меньше, чем свою жену Катерину, и постоянно стремится уйти от воли матери.

Преобладающим свойством личности Кабанихи можно назвать деспотичность, но не сумасбродство . Каждое ее требование к окружающим, будь то ее сын или невестка, подчинено нравственно-житейскому кодексу «Домострою». Поэтому она свято верит в принципы, о которых в нем говорится, и считает правильным их неуклонное соблюдение. Обращаясь к домостроевским понятиям, она считает, что дети должны настолько почитать своих родителей, что воля детей не имеет никакого значения. Отношения между супругами должны строиться на боязни женой своего мужа, беспрекословном ему подчинении.

Кабаниха в речи посторонних людей

Характеристика Кабанихи получается понятной читателю, благодаря высказываниям персонажей пьесы. Первое упоминание о Марфе Игнатьевне звучит из уст Феклуши. Это нищая странница, которая благодарна ей за доброту и щедрость. В противовес звучат слова Кулигина о том, что она щедра к нищим, а не к родным людям. После этих кратких характеристик читатель знакомится с Кабанихой. Слова Кулигина подтверждаются. Мать придирается к словам сына и невестки. Даже своей кротостью и искренностью Катерина не вызывает у нее доверия. В сторону сына летят упреки за отсутствие любви к матери.

Мнение о Кабановой членов ее семьи

Один из самых эмоциональных моментов пьесы - сцена проводов сына Тихона . Кабаниха упрекает его в том, что он не кланяется матери в ноги, и с женой прощается не так, как должно. Катерина после отъезда Тихона, по мнению Кабанихи, должна показать свою любовь к нему - выть и лежать на крыльце. Молодым поколением нарушаются все обычаи и традиции, и это приводит Кабаниху к грустным размышлениям.

Катерине - невестке, достается больше всех остальных. Любое ее слово обрывается резкими нападками и замечаниями. Заметив ласку, а не страх, в обращении с Тихоном, Кабаниха со злобой упрекает ее. Её безжалостность доходит до предела после признания Катерины. По ее мнению, невестка достойна, быть живьем закопанной в землю.

Кабаниха с презрением относится к Катерине , считая ее примером того, как непочтительно молодежь относится к старшему поколению. Больше всего ее тяготит мысль о том, что она может остаться без власти. Ее поведение приводит к трагическому финалу пьесы. В самоубийстве, совершенном Катериной, есть и ее вина. Невестка долго терпела унижения в свой адрес и однажды не выдержала.

Подчиняясь приказам сумасбродной матери, Тихон становится бесхребетным существом . Дочь сбегает, устав от постоянных вмешательств родительницы в ее личную жизнь. Старинный уклад жизни с истинной высокой моралью исчезает из жизни, оставляя только мертвую давящую оболочку. Молодые герои пьесы притворяются, что соблюдают патриархальные заповеди. Тихон делает вид, что любит мать, Варвара ходит на тайные свидания, только Катерину мучают противоречивые чувства.

Марфа Игнатьевна занята земными делами. Она считает себя справедливой, потому что, по ее мнению, строгость родителей отразится самым лучшим образом на детях - они научатся быть добрыми. Но старый уклад жизни рушится, патриархальный строй исчезает. Это трагедия для Марфы Игнатьевны. Однако вспыльчивость и сумасбродство не в ее характере. Она недовольна вспыльчивостью своего кума Дикого. Своевольным поведением и жалобами на семью Дикой раздражает ее.

Кабаниха предана традициям своей семьи и предков и чтит их, не осуждая, не оценивая и не жалуясь на них. Если жить по завещанию отцов, это приведет к миру и порядку на земле. В характере Кабанихи есть религиозность. Она верит, что человек попадет в ад, за совершенные злые поступки, но в то же самое время себя не считает виновной ни в чем. Унижение окружающих за счет своего богатства и власти для нее в порядке вещей.

Кабанихе свойственна властность, жестокость и уверенность в правильности своих взглядов . По ее мнению, поддерживание старинных порядков сможет уберечь ее дом от беспорядков, творящихся за пределами ее дома. Поэтому жесткость и твердость проявляется в ее характере все отчетливее. А искоренив свои собственные, лишние эмоции, не выносит их проявления и у других. За неповиновение ее словам самые близкие люди бывают наказаны хладнокровными унижениями и оскорблениями. В то же самое время к посторонним людям это не относится, с ними она благочестива и уважительна.

Марфа Игнатьевна Кабанова - неоднозначный персонаж, сложно жалеть или только осуждать ее. С одной стороны, она причиняет боль членам своей семьи, а с другой - свято верит в правильность своего поведения. Таким образом, отрицательными качествами характера Кабанихи можно назвать:

  • жестокость;
  • властность;
  • хладнокровие.

А положительными:

  • сильный непоколебимый характер;
  • религиозность;
  • «доброту и щедрость к посторонним».

Читая пьесы Александра Николаевича Островского, отмечаешь, что им присуща неизменная ясность авторской позиции, что достигается прежде всего через речевые характеристики. В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником стола «для дел словесной расправы». Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, по особенностям интонации. Так воспитывался и оттачивался талант будущего мастера речевой характеристики персонажей в своих пьесах.
Островский в драме «Гроза» очень четко разграничивает положительных и отрицательных героев своего произведения. Ясно видны все важнейшие черты характеров, их место в сюжетных перипетиях.
Рассмотрим речевую характеристику как часть образа Катерины. Эпиграфом к пьесе служит песня о трагичности добра и красоты: чем богаче духовно и чувствительнее нравственно человек, тем драматичнее его существование. Песня предвосхищает судьбу героини с ее человеческой неприкаянностью («Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет?»), с ее тщетными стремлениями найти поддержку и опору в окружающем мире («Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?»). В трудную минуту жизни Катерина посетует: «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было... летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».
«Какая я была резвая! - обращается Катерина к Варваре, но тут же, сникая, добавляет: - Я у вас завяла совсем». Душа Катерины действительно увядает во враждебном ей мире диких и кабановых.
Измена Катерины - это, несомненно, преступление, и она понимает всю тяжесть своего поступка, но не может жить без любви, которую она нашла в Борисе. И, как бы оправдываясь перед собой, каясь, Катерина говорит: «Что ж, уж все равно, уж душу я свою ведь погубила». Героиня чрезвычайно совестлива и религиозна. «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами». «Страх» всегда понимался русским народом как обостренное нравственное самосознание.
Катерина слишком тяжело переносит духовные муки в этом ужасном обществе: издевательства Кабанихи, холодное отношение мужа и разочарование в любви. Катерина надеется, что Бог простит ей ее грехи как мученице.
Отношение Катерины к семье и обществу Островский выражает в словах: «И люди мне противны, и дом мне противен и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это?» Островский явно показывает, что Катерина без колебаний согласна на смерть: «Так тихо! так хорошо. А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет не надо... нехорошо!»
Ее смерть - вызов всем обитателям «темного царства». Катерина не просто устала от ужасной жизни на этом свете. Она не хочет мириться, не хочет обрекать свою живую душу на жалкое прозябание. Катерина протестует против кабановских понятий о нравственности. А Тихон только в самом финале этой страшной трагедии демонстрирует что-то похожее на протест: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы...»

Пьеса «Гроза» одна из самых известных в творчестве Островского. Яркая, социально-бытовая драма, события которой происходят в 19 веке в городке Калинове. Женские образы в пьесе заслуживают отдельного внимания. Они колоритны и уникальны. Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» несомненно, важны в произведении. Она главный деспот и тиран в пьесе. Она же виновна в смерти Катерины. Цель Кабанихи подчинить себе как можно больше народа, чтобы навешать им нравы, традиции и законы, свято соблюдаемые ею. Истинный страх закрался в ее душу, когда она поняла, что надвигается новое время, время перемен, противостоять которому она не в силах.



Марфа Игнатьевна Кабанова – она же Кабаниха. Вдова. Купчиха. Мать Варвары и Тихона.

Образ и характеристика

Фамилия Кабанова подходит главной героине очень точно, характеризуя ее с первых минут. Дикое животное способно наброситься на человека без весомой причины, так же и Кабаниха. Яростная, свирепая. Способна «загрызть насмерть» человека, если он ей не угоден, что и произошло с Катериной, которую вдова просто сжила со свету. Угодить ей невозможно. Она всегда найдет повод к чему придраться, как ни старайся.

Кабаниха, после смерти мужа осталась с двумя маленькими детьми на руках. Унывать было некогда. Пришлось заботиться и поднимать Варвару и Тихона. Брат с сестрой совершенно разные по характеру и внешне, хотя воспитывались одинаково.

Властная, деспотичная женщина , держащая в страхе не только домочадцев, но и всю округу.

«Маменька-то у вас больно крута…»

Подчинять и властвовать вот ее кредо. Абсолютно убеждена, что семья строится на страхе и подчинении младших старшим. «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть». В своем отношении к детям не видит ничего ненормального.

«Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить».

Религиозна. Эта не вера религиозного фанатика, свято соблюдающего все посты и божьи законы. Скорее дань традиции. Она выполняет обряды на автомате, не особо вникая в процесс и его значение. Вера в прощение и милосердие у нее отсутствует. Для нее главное строгое выполнение патриархальных порядков. Это святое.

«Ну, я Богу молиться пойду; Не мешайте мне…».

К окружающим она требовательна не меньше, чем к себе. Что по этому поводу думают сами люди и какие чувства испытывают ей глубоко безразлично.

Зануда. Постоянно всем недовольна. Брюзжит по поводу и без. Угодить ей сложно. Собственная семья и та ее раздражает, особенно сын и сноха. Вот где Кабаниха отрывается по-полной программе. Сует нос в их жизнь, лезет с советами. Считает, что сын после женитьбы охладел к матери, превратившись в тряпку и подкаблучника.

«Может ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая».

Сноха отдельная тема. Поведение невестки из ряда вон. Традиции не соблюдает, мужа ни во что не ставит. Совсем отбилась от рук. Старость не уважает и не чтит.

Самоуверенна. Убеждена, что делает все правильно. Искренне верит, что если поддерживать старинный порядок и уклад, то дом не пострадает от внешнего хаоса. С хозяйством управляется жестко, похлеще мужика. Проявление эмоций ей не свойственно. По ее мнению это лишнее. При малейшем проявлении бунта со стороны домашних, Кабаниха пресекает все на корню. Любой проступок с их стороны влечет за собой наказание. Ее сразу приводит в бешенство, если они молодежь пытается пойти ей наперекор. Посторонние люди ей родней, чем сын и сноха.

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем…».

Слово доброе скажет, милостыней наградит.

Любит деньги. Кабаниха привыкла, что держит на себе все хозяйство. Она уверена, что прав тот, у кого больше наличных в кармане. Поселив у себя богомолок-приживалок она каждый день слышит их хвалебные речи в свой адрес. Льстивые бабки совсем задурили ей голову. Кабаниха даже мысли не допускает, что может сделать что-то не так. Своими разговорами о конце света, старухи поддерживают представление Кабанихи о жизни на земле.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы