Про деток, от рождения до школы


Всего 9 фото

У этого дома славная история, но главное, что здесь бывал Пушкин и поэтому было крайне интересно, как общественным активистам, так и рядовым москвичам, - что-же вышло у реставраторов - невыразительная реплика или все таки реставраторами было проявлено бережное отношение к этому московскому памятнику регионального значения... Этот пост будет незатейливым. Мне просто хотелось сообщить своим друзьям и любителям Старой Москвы, что усадьба Долгоруковых-Бобринских, наконец, готова к нашему лицезрению и фотографированию) Ну, а Москва, в результате, немного полнее обрела свой неповторимый облик, - теперь уже с самых новейших точек зрения и действий властей по превращению нашей столицы в образцовый европейский город и достойный мировой культурный центр.

В этом доме, принадлежавшем старинному русскому княжескому роду Долгоруковых, 7 апреля 1764 года родился поэт И.М. Долгоруков. Позднее владение перешло к доктору медицины, первому профессору анатомии, хирургии и акушерства Московского университета И.Ф. Эразмусу, составившему, кстати, первое акушерское сочинение на русском языке - «Наставление, как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит». Во время московского пожара в 1812 году дом горел и был восстановлен в 1819 году. В 1832 году в доме квартировал заместитель министра народного просвещения и президент Императорской Академии наук С.С. Уваров, у которого 28 сентября 1832 г. на обеде побывали профессора и адъюнкты Московского университета И.И. Давыдов, М.А. Максимович, М.П. Погодин, С.П. Шевырев, а также поэт А.С. Пушкин, что нашло отражение на мемориальной доске, установленной на выходящем на Малую Дмитровку фасаде здания.
02.

В 1833 году в доме под надзором полиции жил отставной генерал-майор, декабрист М.Ф. Орлов, выпустивший в это время свою книгу «О государственном кредите». В 1860-е годы в этом доме начались первые публичные заседания Московского Археологического общества под председательством его организатора археолога А.С. Уварова. С этого же времени в залах этого дома на протяжении 30 лет проходили выставки художников В.Г. Перова, Г.Г. Мясоедова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, А.К. Саврасова и других. В здании устраивались приёмы, благотворительные вечера, концерты. В 1870-е годы здесь находились классы живописи и рисования, руководимые известным архитектором и живописцем В.О. Шервудом. В 1880-е годы здесь размещалась редакция журнала «Зритель», в котором работали и печатались А.П. Чехов, опубликовавший в журнале в течение одного года 11 очерков, а также его братья Александр и Николай. В начале 1900-х годов в доме разместилось «Русское общество любителей фотографии в Москве», в числе членов которого были известные учёные Н.Е. Жуковский, Н.А. Умов, А.П. Павлов и другие. С 1903 года Обществом издавался журнал «Известия Русского общества любителей фотографии».
03.

В разные годы в доме также жили: чиновник по особым поручениям при московском генерал-губернаторе, затем - московский почтовый директор, знакомый А.С. Пушкина - А.Я. Булгаков; ботаник и математик, профессор С.А. Рачинский; известный адвокат Ф.Н. Плевако; преподавательницы хореографии Московского театрального училища П.П. Лебедева и Л.Н. Гейтен; артистка Малого театра Л. П. Косицкая-Никулина. Усадьба Долгоруковых-Бобринских - на фото ниже - двухэтажное здание на втором плане.

В 1853 году, когда участок принадлежал И.С. Шиловскому, жилой флигель был надстроен каменным вторым этажом (взамен деревянного) и заново декорирован в формах позднего классицизма. Этот сохранявшийся до нашего времени облик здания искажен надстройкой третьего этажа, сооруженной в 1920-х годах.
05.


После революции здание было передано газете «Известия». В 1947-1964 годах в здании бывшей усадьбы располагалась редакция журнала «Новый мир», редактором которого с 1950 по 1954-й и с 1958 по 1970-й годы был писатель А.Т. Твардовский. В это время в журнале впервые публикуется ряд ставших позднее известными произведений, в числе которых «Сороковые, роковые» Д. Самойлова, «Со мною вот что происходит» Е. Евтушенко,«Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, «Не хлебом единым» В. Дудинцева. В 1997 году Постановлением Московской городской думы здание было отнесено к перечню памятников истории и культуры, разрешённых к приватизации. В мае 2007 года дом принят под государственную охрану как «выявленный объект культурного наследия» регионального значения.

До недавнего времени москвичи и гости столицы видели на его месте вот такое сооружение.
Кстати, здание усадьбы полностью снесли, не смотря на запретный статус памятника на предмет сноса.
06.

В 1997 году, Мосгордума включила бывший усадебный дом №1 по Малой Дмитровке в число исторических и культурных памятников, которые разрешили приватизировать. В 2007 неприметный особняк с богатейшей историей взят под охрану российского государства, как региональный памятник культурного наследия.
07.

Ну, и вот, что получилось в результате полного восстановления...
08.

На мой взгляд, вышло неплохо. По крайней мере теперь, спустя многие десятилетия, облик Пушкинской площади обрел, наконец, свой цельный и уникальный образ. Мне лично все понравилось. Может быть профи в области реставрации покопаются в деталях, но в целом могу только порадоваться за Москву, что у нас стало еще немного краше и уютней на улицах.
09.

Источники:

Википедия

Незаконнорожденного сына Императрицы Екатерины II и графа Григория Орлова, появившегося на свет в 1762 году, - часто связывают с усадьбой в городе Богородицке Тульской области. Между тем, фамилия «Бобринский» происходит от названия другой его тульской усадьбы - «Бобрики», что на территории нынешнего города Донского.

ХОДЫРЕВ ПОЧИНОК

В XVI веке население многих тульских городов и поселений составляли в основном военные «засечники», которые держали оборону в сторожевых башнях-крепостях и занимались с семьями освоением плодородных земель. Таким сторожевым местом и был Ходырев Починок, позднее ставший называться Бобрик-горой (что в черте нынешнего города Донского Тульской области). Впервые о нем упоминается в Писцовой книге 1571 года:

«На реке на Дону усть речки Бобрика церковь страстотерпца Георгия поставление и строение приходное, а стоит без пения, а дворов у церкви: двор попов пуст, во дворе пономарь. Пашни в поле доброй земли 5 четьи, да дикого поля 25 четьи...»

Военные холопы князя Мстиславского и их предводитель по кличке Ходор привезли сюда с собой из костромских мест священника. Церковь страстотерпца Георгия просуществовала почти два столетия. А характер поселения постепенно менялся. Князь Мстиславский лишился своих земель, а пришедшие ему на смену новые дворянские помещики укрепляли здесь крепостное право, привозя с собой своих поместных крестьян.

Село расширялось и стало именоваться Спасское-Бобрики (или просто Бобрики), так в этих речных местах обитало множество бобров. В царствие Петра I в верховьях Дона (в том числе и в районе села Бобрики) решено было соорудить огромный для того времени Ивановский канал (Епифанские шлюзы), который должен был соединить Дон с Волгой через Иван-озеро и реки Шат, Упу, Оку.

На строительство со всех концов России были согнаны подневольные крепостные крестьяне. Число их доходило до 20 тысяч человек. Но к 1720 году строительство постепенно прекратилось, так как организованный тогда выход России к Балтийскому морю сделал Ивановский канал просто ненужным. Рабочих отправили назад в свои деревни, а село Бобрики стало, как и прежде, малолюдным…

НАСЛЕДСТВО ЕКАТЕРИНЫ II

В 1763 году Екатерина II стала владеть Бобриковской и Богородицкой волостями в Тульской губернии (ныне это города Донской, Богородицк, Северо-Задонск и Новомосковск). Эти имения царица купила у тогдашнего хозяина этих мест Ладыженского и перевела их из дворцового ведомства в личную собственность. В 1770 году она решила передать свои тульские вотчины (80 километров в длину и 60 километров в ширину) внебрачному сыну от Григория Орлова Алексею, который получил их в наследственное пользование.

«...Что Вы в городе Богородицке и в селе Бобриках дома заложили, а церковь в обоих местах заложите будущею весною, я довольна», - пишет Екатерина II князю С.В. Гагарину в письме от 17 сентября 1773 года. Причем в Богородицке предполагалась лишь летняя усадьба. Закладка большого дворца в «Бобриках» состоялась 24 мая 1773 года, а весной следующего года там была заложена церковь, которая стала носить название «Нерукотворного образа Спасителя».

Осенью 1774 года Алексей был привезен из Германии в Петербург (известные и влиятельные родители скрывали мальчика за границей, и до 12 лет у него не было даже фамилии), затем был представлен Императрице в числе других пажей и помещен в Сухопутный шляхетный кадетский корпус. При поступлении Алексея в корпус стало необходимым окончательно установить для него фамилию. Екатерина в течение 12 лет не могла избрать фамилию для своего внебрачного сына, называя его то Романовым, то Сицким, то принцем Еверским (по своему германскому владению). Наконец, она остановилась на самом простом решении и дала Алексею Григорьевичу фамилию, которая была образована от названия предназначавшегося ему имения - «Бобрики» в Тульской губернии. Так ему была дана фамилия Бобринский.

Строительные работы в «Бобриках» продолжались до 1778 года. Тогда же была освящена местная церковь, построенная по проекту знаменитого архитектора, приверженца классицизма И.Е. Старова, и в ней прошла первая служба. Архитектура храма совершенно не похожа по форме на обычные православные церкви. Здесь отсутствовали традиционные маковки-главы, колокольня была выдвинута на фасад. Весь вид церкви казался очень схожим с собором Петра в Риме. Католические мотивы поначалу вызвали противодействие епископата при Священном Синоде. Но в синодальный период царица являлась также главой церкви, поэтому Синод одобрил проект Старова. Строили церковь тульские и московские мастера под руководством архитектора Я.Л. Ананьева.

Еще в 1776 году также архитектором И.Е. Старовым в «Бобриках» для Алексея Григорьевича Бобринского был построен громадных размеров (даже по современным представлениям) и рядом на живописном холме при слиянии рек Дон и Бобрик разбит прекрасный парк, обустройством которого впоследствии занимался сам . Но у этого дворца - своеобразная судьба. Он никогда не отделывался изнутри и оставался необитаемым…

УСАДЬБА С НЕЖИЛЫМ ДВОРЦОМ

В 1796 году Указом Павла I Бобринскому и его потомкам был дарован титул графов (на фамильном гербе - в том числе и бобер). Именно в это время Алексей Григорьевич с семьей переезжает из Петербурга в Тульскую губернию. Из двух своих владений он выбирает не большую усадьбу в «Бобриках», а гораздо меньшее имение в Богородицке. Возможно, это было связано с тем, что ремонтировать дворец в «Бобриках» было слишком дорого, а в Богородицке все уже было готово для жизни и не требовалось больших капиталовложений. Дворец в «Бобриках» так и остался пустой - никто из семейства там никогда не жил.

Усадьба в Богородицке пришлась по вкусу новым хозяевам. Здесь прожило четыре поколения Бобринских… Умер первый граф Бобринский в 1813 году в родовом имении - в Богородицке, но для вечного упокоения мужа его вдова Анна выбрала усадьбу «Бобрики», дальний угол парка по мысу. Тогда и появилась родовая усыпальница-ротонда из белого камня, оформленная сдвоенными пилястрами, ложными окнами, карнизами под «деревянное зодчество» и словно привинченным куполком-крышкой.

Сооружена ротонда была под руководством архитектора Василия Милинского, считавшего себя учеником Ивана Старова. Усыпальница была построена также в стиле классицизма и гармонично дополняла дворцовый ансамбль. Тело А.Г. Бобринского в 1815 году было торжественно погребено в усыпальнице. Там же со временем нашли свой вечный покой потомки первого графа…

Проходили годы, дворец в усадьбе «Бобрики» ветшал… В начале 1840-х годов его начали частично разбирать… 31 августа 1855 года был запущен в производство сахарный завод в «Бобриках». Построил его Василий Алексеевич Бобринский, младший сын Алексея Григорьевича. Для этого он приказал окончательно сломать дворец, построенный Старовым. Продал медную крышу и материал - из его кирпича в недалеко расположенном отсюда городе Епифани было построено много домов. Часть кирпича пошла на сахарный и винокуренный заводы, которые стали давать ощутимую прибыль. Был также построен одноэтажный дом, где граф жил во время своих летних редких посещений села Бобрики.

НА ГРАФСКИХ РАЗВАЛИНАХ

От зданий сахарного и винокуренного заводов В.А. Бобринского не осталось совершенно никаких следов… В сентябре 1921 года усыпальницу графов Бобринских разграбили и приспособили под склад. Десять гробов из семейного мавзолея закопали в общей могиле за усыпальницей, где покоился прах последней графини Елизаветы, жившей в одиночестве в усадьбе и скончавшейся в 1915 году.

В 1930-е годы усадьба «Бобрики» превратилась в городской парк. Здесь разместили пионерский лагерь и дом отдыха для горняков. А в Свято-Преображенской церкви открылся музей Подмосковного угольного бассейна с уникальным планетарием, существовавшим с 1940 года до начала девяностых годов, работавшим на аппарате, сконструированном сотрудником музея, изобретателем-самоучкой М.В. Чистозвоновым.

Одноэтажный графский дом, возведенный по приказу В.А. Бобринского, просуществовал до 1955 года. Потом он сгорел, а на его месте был построен детский санаторий.

В 1991 году церковь вернули Тульской епархии и отреставрировали, в ней начались службы, а в 1998 году восстановили колокольню. Сейчас этот храм находится в очень хорошем состоянии. В ноябре 2001 года могилу Бобринских отыскали новомосковские археологи. В январе 2004 года графские останки вернулись в усыпальницу, которую начали восстанавливать. На церемонии перезахоронения присутствовал представитель графской династии Алексей Николаевич Бобринский, приехавший из Москвы.

Эта усыпальница по классификации памятников считается единственным этого типа сооружением в России. Об уникальности ее свидетельствует и тот факт, что все чертежи и рисунки сохранены и находятся в архивах Санкт-Петербурга, Москвы и института «Спецпроектреставрация». Однако сейчас, как я увидел на месте, работы по реставрации усыпальницы фактически приостановлены. Само здание и не очень целая ограда вокруг него имеют по-прежнему обветшалый вид, отсутствуют свежие следы штукатурки, побелки и покраски, на крыши здания - среди рубероида по «обрешетке» заметны зияющие дыры, на стенах красуются современные «граффити» совсем не по теме…

Если спуститься от усыпальницы к реке, то недалеко от места впадения в Дон речки Бобрик, у покосившегося самодельного мостика скудные мутноватые речные воды источают очень неприятный запах… Да и сам парк немного ухожен лишь в районе центральной липовой аллеи… И все-таки хочется надеяться на лучшее. Ведь такое место, очень богатое своей насыщенной историей, как бывшая усадьба «Бобрики», заслуживает самого пристального внимания, причем даже на федеральном уровне.

Проезд: Авт. "Тула - Богородицк". Из Москвы: авт."Москва - Богородицк", поезд с Павелецкого вокзала до станции Жданка

Местные достопримечательности:
Казанский храм (действующий, на территории парка), 1774-1783 гг., арх. И.Е. Старов
Успенский храм (действующий, территория города), 1831 г.
Свято-Казанский женский монастырь (с. Папоротка, 30 км. от Богородицка), основан в 2001 г.

Организации партнеры:
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова - M1583

Единиц хранения:
13893, из них 9377 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Фарфор XVIII - нач. ХХ вв. - 125 ед. хр.
Живопись и графика народного художника РСФСР М.И. Авилова - 100 ед. хр.
Мебель и осветительные приборы кон. XVIII - вт. пол. XIX вв. - 150 ед. хр.
Коллекция изделий из поделочных и полудрагоценных камней и минералов - 370 ед. хр.
Коллекция самоваров кон. XIX - нач. XX вв. - 33 ед. хр.
Коллекция народного костюма Богородицкого уезда - 50 ед. хр.

Примечание:
Официальное название организации: Богородицкий Дворец-музей и парк - филиал государственного учреждения культуры Тульской области "Объединение "Историко-краеведческий и художественный музей".

Виды деятельности и первоочередные задачи, в которых музею нужна помощь сторонних организаций и фондов: создание проекта благоустройства парка имени А.Т. Болотова, реставрационные работы в помещениях здания дворца-музея и въездной башни, создание экспозиции в здании въездной башни, приобретение экспозиционно-выставочного и современного фондового оборудования.

Copyright (c) 1996-2017 Богородицкий Дворец-музей и парк


Усадьба Богородицк, Тульская область, Богородицкий район / Часть 1. Архитектура
Летопись русской усадьбы

Город Богородицк часто называют «Тульским Петергофом». Это название он получил вовсе не благодаря своей близости к Северной столице и выходу к морю. Небольшой город Тульской области заслужил свое громкое неофициальное название благодаря уникальному дворцово-парковому комплексу Бобринских, который по сей день радует глаз посетителей.

Усадьба Богородицк: Часть 1. Архитектура / Часть 2. На другой стороне пруда / Часть 3. Интерьеры главного дома / Часть 4. Парк

Эту усадьбу проектировал гениальный архитектор И.Е. Старов для Екатерины Великой и ее внебрачного сына Алексея Бобринского. Здесь создал уникальный рукотворный ландшафтный парк знаменитый общественный деятель и агроном Андрей Болотов. А Лев Толстой «поселил» Вронского из знаменитого романа «Анна Каренина» именно в этой усадьбе. Богородицк во время своего знаменитого путешествия по России посетили цесаревич Александр Николаевич и его наставник Василий Андреевич Жуковский. Дата фотографий: 2015 год, 29 октября.


2.

Проект паркового фасада дворца. 1771 г. Архитектор И. Е. Старов

Дворец, построенный в конце XVIII века по проекту архитектора Старова в качестве усадьбы Алексея Бобринского, является жемчужиной раннего русского классицизма. Усадебный комплекс в Богородицке стал первой серьезной работой начинающего архитектора, который впоследствии возвел Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.


3.

В наши дни

После смерти императрицы усадьба перешла к ее внебрачному сыну, Алексею Григорьевичу Бобринскому. Роскошный богородицкий парк был создан ценой колоссальных усилий знаменитым русским мыслителем и агрономом, Андреем Тимофеевичем Болотовым. Уникальный образец садово-паркового дизайна был создан здесь в максимально сложных условиях и является полностью рукотворным. Это и роднит Богородицк со знаменитым дворцово-парковым ансамблем в Петергофе. В Богородицке бывали многие известные люди того времени, а Лев Толстой, неоднократно посещавший усадьбу, описал ее как дом Вронского в своем романе «Анна Каренина».


4.

Главная аллея парка, заложенного А.Т. Болотовым, который был управляющим усадьбы в 1776-1796 гг.

Сейчас усадьба Бобринских является визитной карточкой города. В главном усадебном доме расположен музей, а в парке могут прогуляться все желающие. Давайте поближе познакомимся с этой усадьбой, узнаем историю создания комплекса и его восстановления, а также, посмотрим на старинные фотографии Богородицка.

Весь комплекс усадебных построек в Богородицке условно можно разделить на две части: «парадные» постройки, находящиеся на одном берегу запруженной реки Уперты и постройки, расположенные за его плотиной и на другом берегу.

Мой рассказ о Богородицке будет состоять из нескольких частей. Сначала познакомимся с главными усадебными постройками и территорией главного дома! Первое, что видит турист, входящий в усадебный комплекс со стороны главных ворот - это главную аллею, проходящую сквозь многоярусную въездную башню в стиле петровского барокко.


5.

В парке сейчас ведутся работы по благоустройству

Пройдя по главной аллее и свернув налево, мы видим дорожку, ведущую к усадебному храму Богородицка - Казанской церкви. Она была также спроектирована архитектором Старовым в стиле раннего классицизма. Казанская церковь стала одним из первых крупных проектов юного выпускника Российской академии художеств, которому было суждено обрести всероссийскую славу. Росписью церкви занимался московский художник И.Т. Некрасов, пользовавшийся доверием самого Баженова.


6.

Свято-Казанский храм, арх. И.Е. Старов. Строительство было начато в 1774 году и закончено в 1778 году

Долгое время Казанская церковь была единственным храмом в Богородице, поэтому она выполняла функцию и домовой церкви Бобринских и соборного храма, куда приходили молиться прихожане не только из Богородицка, но и из близлежащих населенных пунктов: Болотовки, Вязовки, Юлинки.


7.

Храм является образцом раннего классицизма

В праздничные дни Казанский храм посещали около двух тысяч прихожан одновременно. Хозяева усадьбы и их бессменный управляющий Андрей Болотов, всегда следили за порядком в храме и поддерживали его в надлежащем состоянии. После того, как в 1821 году в Богородицке была возведена Троицкая церковь, Казанская церковь стала приходской и поток верующих, посещавших эту церковь, значительно уменьшился.

После революции храм постигла та же участь, что и многие центры духовной жизни нашей страны. Всю дорогостоящую церковную утварь погрузили на повозку и отправили в неизвестном направлении. Из старинных икон, расписанных на досках, сделали мостик через пруд, а колокола, звон которых был слышен за десять верст, захоронили в Богородицком парке.


8.

В 1995 году храм был восстановлен и открыт для всех верующих

Рядом с церковью хозяева усадьбы распорядились построить богадельню для мальчиков из бедных семей. На средства храма также содержался богородицкий приют для детей-сирот.


9.

Здание волостного училища 1783 года, выстроенное тульским губернским архитектором К.С. Сокольниковым


10.

Фото начала XX века. Казанская церковь


11.

Вид на храм и усыпальницу-грот

Мы возвращаемся на главную аллею и направляемся в сторону надвратной башни. Она была возведена здесь в 60-70-е гг. ХVIII в. Сведений от том, кто был архитектором башни не осталось. Башня выполняла функцию звонницы усадебной Казанской церкви и являлась парадными воротами во двор. Кроме того, в башне над воротами размещалась волостная канцелярия.

Надвратная башня и два флигеля. Фото 1929 года. Башня была разрушена и восстановлена в 70-е годы прошлого века


14.

Эффектный вид на главный дом, открывающийся через арку башни

Башня очень сильно пострадала во время Великой Отечественной войны и была практически полностью восстановлена в 1971-1976 гг.


15.

Сейчас пять разногласных колоколов, как и раньше радуют жителей и гостей Богородицка своим перезвоном

Пройдя через ворота башни, мы попадаем в парадный двор усадьбы и нам открывается вид на жемчужину усадебного комплекса - главный усадебный дом, именуемый не иначе, как дворцом.

Дом-дворец 1773-1784 гг. Восточный фасад украшен портиком из четырех тосканских колонн, которые поддерживают балкон второго этажа

Здание, возведенное на холме над запруженной рекой Упертой, является редчайшим образцом раннего классицизма, разбавленного нотками барокко. Оно лишено пышного декора, но имеет легкий и торжественный вид. Двухэтажный дом украшен бельведером.


18.

Фасад, обращенный к пруду

Западный фасад дворца в центре выделен полукруглым выступом, определившим находящиеся внутри овальные залы.


19.

Самый известный вид на дворец

Дворец очень сильно пострадал в годы войны. От него остались только стены. Однако, он был восстановлен в 60-70-е годы прошлого века и сейчас здесь располагается музей.


20.

Так особняк Бобринских выглядел после Великой Отечественной войны

Во время моей поездки в Богородицк музей был санитарный день, поэтому попасть внутрь не удалось. Но я с радостью вернусь сюда и расскажу вам о интерьерах главного дома и музейной экспозиции. А также более детально изучу сам город.

Вид на пруд и его другой берег. Дух А.Т. Болотова все еще живет здесь

От фасада, обращенного в сторону запруженной реки Уперты, мы спускаемся по лестничному маршу. Сейчас по нему мы можем спуститься в парк и прогуляться около берега пруда.


23.

Сейчас от былого рукотворного рельефа практически ничего не осталось. В 1960 г. в результате поднятия уровня воды на 1,5 метра была затоплена созданная А.Т. Болотовым прогулочная дорожка у подножия холма

Однако, во времена Болотова Богородицкий парк представлял собой настоящее чудо. Он являлся одним из первых причудливых пейзажных парков в нашей страны.

Главный сход от дворца представлял собой каменную лестницу и каскад земляных площадок изящной формы. Ниже каменного схода дворца располагалось большое дерновое крыльцо, состоящее из 20 ступеней. Заканчивались ступени полукруглой площадкой с двумя по бокам сходами вниз на другую площадку, поменьше.


24.

Все деревья в Богородицке были привезены сюда и посажены не саженцами, а взрослыми

Глядя на современный парк, трудно представить, что когда-то эта территория была пустырем, на котором не было ни единого источника воды. Под руководством Болотова, деревья вокруг дворца привозились не саженцами, а уже взрослыми. Они высаживались здесь и подвергались особенно тщательному уходу, чтобы способствовать их скорейшему приживанию. Всего за два года парок зазеленел, в нем появились ручьи и фантастические парковые затеи.


25.

Все, что осталось от знаменитых "Мраморных песков", созданных Болотовым

В процессе обустройства парка Болотов обнаружил, что дворец стоит на песчаной горе. Песок в этих местах имел разные оттенки и прессованую структуру. Андрей Тимофеевич решил не только придать этому месту интересный песчаный рельеф, но и сделать комфортный пешеходов спуск.

Вот как он сам описывал свое изобретение: «...удалось мне сделать еще одно открытие, а именно: нечаянно найти еще одно место в тамошних горах с мраморными песками, где хотя не таковы были хороши, как на горе пониже дворца, однако разноцветностью своею также особого примечания достойны. Почему и сие место успели еще сколько-нибудь начать разрабатывать». А вот описание посещения этого места наместником: «повел я его сперва от дворца под гору, по новоразрытому и спокойному новому съезду, к пруду и к нашей прекрасной башне. Тут прежде всего кинулся ему в глаза вновь отрытый и прекрасный съезд, белый как кипень, с желтыми и кофейными жилами и крапинами. И он, любуясь им, хвалил меня, что я сделал тут такой спокойный съезд, и с удовольствием пошел по набережной дорожке, сделанной подле самой воды большого нашего пруда».


26.

Вид на Богородицк

Данные рельефы придавали Богородицку сходство с южной приморской территорией. Естественно, это поражало всех гостей усадьбы. Сейчас уникальные «белые пески» не сохранились.

Ландшафтная мода того времени уделяла большое внимание различным элементам паркового дизайна, способным своим видом вызвать у гуляющего различные настроения: философские, романтические, праздничные. Иначе, их называли «сценками». В Богородицке тоже были такие «сценки», которые, благодаря стараниям Болотова, появились здесь одними из самых первых в России.

Например, около подножия холма, на котором был расположен дворец, находилась «романтическая сценка». Романтическая сцена создавала свойственное ей настроение благодаря найденному здесь старинному подземному ходу (на рисунке не виден), который остался от бывшей крепости на месте дворца. Здесь же располагался небольшой причал для лодки, что также соответствовало романтическому настроению.


27.

Памятник Андрею Тимофеевичу Болотову - общественному деятелю, агроному и бессменному управляющему усадьбы был установлен в 1989 году (скульптор А. И. Чернопятов)

Болотов проявил креативный подход и при организации спуска с дворцовой горы к воде. Из твердых песчаных пород он вырубил романтическую лестницу, которая казалось старинной и придавала территории дворца еще более романтический вид.


28.

До наших дней дошли картины, нарисованные Болотовым. Здесь мы наглядно можем видеть, какой была здешняя местность до высадки деревьев


29.

Песчаный спуск к пруду был очень удобен для всех посетителей усадьбы и располагал к романтическим прогулкам


30.

Лестницы, вырубленные из твердых песчаных пород


31.

Генеральный план реставрации центральной части парка


32.

Сам дворец был выстроен на месте старого деревянного острога (крепости-городка) 1663 года

В настоящее время основные рельефы ландшафтного убранства, созданного Болотовым около главного дома, не сохранились. Однако, если присмотреться к ландшафту внимательнее, то можно увидеть некие специфические особенности рельефа и заметить, что многие современные асфальтные дорожки повторяют форму и направление дорожек, обозначенных на карте.


33.

Символическое напоминание о месте, где стоял деревянный дом Болотова
Часть 2. На другой стороне пруда

Во второй части рассказа я предлагаю вам совершить прогулку на другой берег главного усадебного пруда. Именно оттуда открывается самый красивый и неповторимый вид на главный усадебный дом и парк. Летом прошлого года здесь появилась новая достопримечательность - памятник основательнице усадебного комплекса - императрице Екатерине Великой. Мы прогуляемся по парку и фруктовому саду к сахарному заводу. А также порассуждаем о большой проблеме Богородицка - "Большом пруде" и узнаем, как город собирается восстанавливать одну из своих главных достопримечательностей.


34.


Дата фотографий: 2015 год, 29 октября.


35.

По ту сторону пруда - совсем другой Богородицк

Итак, полюбовавшись роскошным усадебным ансамблем, спроектированным знаменитым архитектором Старовым, и изучив основную часть парка, мы отправляемся на другой берег запруженной реки Уперты, чтобы дальше знакомиться с историей города и насладиться новым видом на усадьбу.


36.

Большой городской пруд часто называют "большой городской проблемой"


37.

1974 г. Тот же вид


38.

Акварель А.Т Болотова, 1770-80 гг. Вид на другой берег


39.

Вид на Богородицк


40.

Акварель А.Т Болотова, 1770-80 гг. Гости усадьбы любуются богородицкими просторами

Чтобы оказаться в другой части города, надо спуститься к пруду и перейти его по мосту-плотине. Но, по иронии судьбы, именно с этим сооружением, которое призвано регулировать уровень воды в прудах, и служить связующим звеном между двумя берегами, и связана основная городская проблема.


41.

Плотина-мост нуждается в срочном ремонте


42.

1953 г. Плотина и пересохший пруд

Всего в Богородицке существуют три пруда: Щадиловский, Большой городской пруд и пруд на территории совхоза-колледжа. Все они являются историческими и без них совершенно невозможно представить город. Наиболее известный из этих трех прудов - это Большой городской пруд. Его создание было идеей знаменитого управляющего усадьбой - Андрея Тимофеевича Болотова. Небольшая речка Уперта была запружена согласно ландшафтным проектам создателя парка. Большой пруд на протяжении нескольких лет является главной водной доминантой усадебного комплекса и города - в целом. Однако, как отмечают эксперты, пруды пришли в негодность.


43.

1952 г. Плотина пруда


44.

Пруд нуждается в очистке и углублении. На фотографии бывший Дворец пионеров

После девяностых годов прошлого века ухаживать за прудами стало некому. Все это привело к тому, что весной 1997 года пруд... полностью исчез.


45.

Весной 1997 года пруд полностью исчез

Горожане были в ужасе: воды в нем вообще не осталось, а все дно было завалено тоннами промышленного мусора. В попытке как-то решить этот вопрос, местные власти воспользовались тяжелой техникой для расчистки дна от мусора и растительности.


46.

Остатки былой роскоши


47.

Начало XX века. Фотография отсюда

Именно в это время набережная лишилась красивой чугунной ограды, форму которой сравнивали с причудливыми оградами набережных Санкт-Петербурга.


48.

Останется ли усадебный комплекс без главного пруда - вопрос открытый

Плотина тридцатых годов была полностью снесена, на месте шлюзов появились четыре трубы, а набережная была приведена в порядок наспех. Именно так пруд постепенно начал превращаться в болото.


49.

Местные жители начали сбор средств на восстановление пруда в рамках программы "Народный бюджет"


50.

Начало XX века. Павловская улица. Фотография отсюда

В последние несколько лет местные власти решили активно заняться решением проблемы с прудом и плотиной. Для этого были приглашены столичные специалисты, которые имеют большой опыт работы с поддержанием состояния прудов. Выяснилось, что глубина пруда в некоторых местах составляет меньше полуметра. Поэтому, единственный способ спасти его - это углубление.


51.

А так сейчас выглядит городская набережная. Она явно играет на контрасте с противоположным берегом


52.

1974 г. По пруду катаются на лодках

Не лучшие времена сейчас переживает и городской парк, набережная которого тянется вдоль пруда. В удручающем состоянии находятся асфальт и ограды.


53.

Кафе "Весна". Главное кафе города, от которого открывается впечатляющий вид на усадебный комплекс

Здесь можно увидеть неприглядные здания, оставшиеся с советских времен.


54.

На этом месте планируют открыть смотровую площадку. А пока, туристы любуются видами без дополнительных "удобств"


55.

Акварель А.Т Болотова, 1770-80 гг. На противоположном берегу изображены развалины, которые реально были оптической иллюзией. Болотов смастерил их из мела, песка, угля и т.п. Но в перспективе, с противоположного берега, они обманывали очень натурально. Вcе принимали их за настоящие

Но главная причина, по которой стоит посетить городской парк - это чудесный вид, открывающийся отсюда на усадебный комплекс Бобринских.


56.

Вид на дворец, открывающийся с противоположного берега, действительно прекрасен!

С этого берега мы видим, как надвратная башня причудливо дополняет вид на главный усадебный дом. Кажется, будто шпиль башни является завершением бельведера дворца. Усадебный парк и его характерный ландшафт, «читаются» с противоположного берега еще лучше.


57.

Начало XX века. Вид от богадельни на дворец. Фотография отсюда


58.

1913 г. Торговая площадь, ныне городской парк и частично территория автостанции.


59.

Ночной вид

Данный вид как бы открывается в середине композиции протяженной центральной композиции парка.


60.

Набережную местные жители и власти планируют привести в порядок в ближайшее время. Уже разработан проект реставрации


61.

1965 г. Здесь ограда еще цела

В последние годы местные власти активно взялись за приведение парка в надлежащий вид.


62.

Памятник Екатерине Великой открылся 29 августа 2015 года


63.

Советские годы. Вход в городской парк

29 августа 2015 года в городском парке состоялось открытие памятника Екатерине Великой. Монумент, построенный по проекту скульптора Дмитрия Власова (г. Тольятти), возвели на главной аллее. Его высота составляет около двух метров, а вес вместе с гранитным постаментом - примерно 10 тонн. Монумент был воздвигнут коллективом ОАО «Ресурс» в честь 50-летия предприятия.

Директор АО «Ресурс» Мстислав Казанский на открытии памятника сказал: «Мы разные, но едины и вместе поставили этот памятник, соединив историю прошлых веков с настоящим. Я уверен, что символ Екатерины Властительницы, создавшей Великую Россию, поможет нам сегодня в работе. Пусть открываются заводы, фабрики, магазины, и этому способствует память Екатерины Великой».


64.

Здесь мы видим, что главная аллея городского парка потихоньку начинает благоустраиваться

На памятнике присутствует цитата из указа о переименовании села Богородицкого в город Богородицк в 1777 году. Некоторые ошибочно принимают эту дату за день рождения г. Богородицка. Здесь следует помнить, что г. Богородицк появился за 100 лет до обозначенных событий - в 1663 году по указу царя Алексея Михайловича. Сразу имел статус города, позднее уездного. Временно лишился он этого статуса в 1765 году по указу той же Екатерины Великой.


65.

1980-е гг. Фонтаны установлены прямо в пруду. Дворец уже отреставрирован


66.

Отсюда можно особенно хорошо разглядеть остатки рельефа парка, искусственно созданного Болотовым


67.

1950-е годы. Парк использовался как пляж

Благоустройство городского парка Богородицка началось в 2014 году, когда он стал объектом программы «Народный бюджет». Как указано на соответствующем сайте, уже в 2014 году в парке были установлены: детский игровой комплекс, лавочки и ротонда. Территорию комплекса осветили, установили камеру видеонаблюдения с трансляцией изображения на единый дежурно-диспетчерский пункт администрации МО Богородицкий район.

Проект реконструкции ПКиО г. Богородицка предусматривает существенное обновление, включающее в себя посадку новых деревьев, установку декоративных элементов, обустройство дорожек, новых мест массового отдыха и развлечений, как для взрослых, так и для детей, а также благоустройство набережной городского пруда.


68.

1950-е гг. Экстремальные качели в парке. Дворец еще разрушен после войны


69.

Вполне возможно, что уже совсем скоро оба берега пруда будут заслуживать внимания туристов

Для удобства туристов здесь планируется сделать большую круглую смотровую площадку с двумя спусками к воде по краям, а с торца пруда (где плотина) сделать автостоянку и место под торговые ряды.

Чтобы полностью завершить реконструкцию всех объектов, необходима сумма 127 314 910 млн. рублей. На сегодняшний день, жители и гости города смогли собрать 502 200 тысячи рублей. Пожертвовать деньги на восстановление городского парка все желающие могут .


70.

Мероприятия по благоустройству


71.

А этот мост полностью восстановлен на средства местных жителей в 2009 году

Жители Богородицка на протяжении нескольких лет демонстрируют любовь и городу и всячески подтверждают свое небезразличие к его состоянию. Так, еще до программы «Народный бюджет», в 2009 году здесь был восстановлен мост, соединяющий городской парк с усадьбой Бобринских.


72.

Здание бань, находящихся на территории сахарного завода

На противоположном берегу пруда практически не сохранилось никаких построек, связанных с усадебным хозяйством Бобринских. На сегодняшний день, здесь можно увидеть только руины здания сахарного завода и здание бывшей бани, принадлежащей заводу.


73.

Сахарный завод работал в Богородицке до 1922 года

Семья Бобринских успешно владела несколькими сахарными заводами. В 1828 году сын А.Г. Бобринского - Алексей Алексеевич Бобринский построил в селе Михайловском сахарный завод. А его племянник - Алексей Павлович Бобринский открыл сахарный завод в своем Богородицком имении. Завод в Богородицке производил свыше 70 тысяч тонн сахарного песка в год. Кроме того, это предприятие было известно тем, что еще до отмены крепостного права Бобринские стали использовать здесь только наемный труд.


74.


Во многом, благодаря налаженному производству сахара, Богородицк удалось включить в систему железнодорожных сообщений. Станция открылась в конце 1874 года и получила название "Богородицк", позднее, в 1905 году ее переименовали в "Жданка".


75.

Сейчас большая часть построек разрушена


76.

Руины сахарного завода. Фотография отсюда

Сахарный завод работал здесь до 1922 года. После этого здание завода начали использовать совсем для других целей. Например, еще в 1996 году здесь работал Дом Культуры.
80. 84.

Аллеи парка
_______

Список литературы

1. Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. В 4-х т. Спб, 1870.
2. Врангель Н.Н. Помещичья Россия. // Старые годы. 1910. Июль-сентябрь. С. 68.
3. Белехов Н. и Петров А. Иван Старов. Материалы к изучению творчества. М., 1950. С.36-37
4. Дутова В.А. История Богородицка с древних времен. // Жемчужины Богородицка. Книга-альбом по истории родного города /Под общ. ред. М.В. Казанского. - Тула: Гриф и К, 2011. С.13
5. Знаменитые Тульские усадьбы и их владельцы. - Москва, 2015. С.37-77. Статья Марины Жерздевой "Богородицк".

Тульский Петергоф, Русский Версаль – так называют усадьбу графов Бобринских в Богородицке Тульской области. Именно эти места стали прообразом имения Воздвиженское графа Вронского в известном романе Льва Толстого «Анна Каренина».

Владелец усадьбы граф Алексей Григорьевич Бобринский был незаконнорожденным сыном императрицы Екатерины II и графа Григория Орлова. Известные и влиятельные родители скрывали маленького Алешу, и до 12 лет у мальчика не было даже фамилии. Только когда пришло время отдавать ребенка на учебу в петербуржский кадетский корпус и жить без документов дальше оказалось нельзя, пришлось придумать и фамилию.

Происхождение фамилии связано с селом Бобрики в Тульской области (По другой версии, фамилию новорожденному графу «подарила» бобровая шуба, в которой его тайком выносили из дворца — «TPR» ) . Еще при рождении Алеши, императрица велела построить два имения: большой дворец в селе Бобрики и летнюю усадьбу в Богородицке. Однако все детство мальчик провел в Петербурге, а пользоваться подаренными дворцами начал уже после смерти своей матери, когда ему исполнилось 34 года. Именно в это время взошедший на престол Павел I признал Алексея Бобринского и публично назвал его своим родным братом.

Пожив в столице, Бобринский с семьей переезжает в Тульскую область. Из двух своих владений он выбирает не большую усадьбу в Бобриках, а гораздо меньшее имение в Богородицке. Возможно, это было связано с тем, что ремонтировать дворец в Бобриках было слишком дорого, а в Богородицке все уже было готово для жизни и не требовалось больших капиталовложений. Бобринский дворец так и остался пустой – никто из семейства там никогда не жил.Усадьба в Богородицке пришлась по вкусу новым хозяевам. Здесь прожило четыре поколения Бобринских – крупных промышленников, министров, государственных деятелей. Основатель рода Алексей Бобринский называл это место своим «маленьким раем». Еще бы, все здесь сделано достаточно удобно и продумано – две больших овальных комнаты, где так здорово было встречать гостей и проводить балы, отдельные ходы для прислуги и даже своеобразные «лифты», по которым с нижних этажей доставлялись блюда и напитки. Дворец строился по проекту известного архитектора того времени Ивана Григорьевича Старова, который известен как автор Троицкого собора в Александро-Невской Лавры и Таврического дворца в Петербурге. За сто лет до того, как земли купила Екатерина II, здесь находилась Богородицкая оборонительная крепость. С прежних времен осталась башня, которая позже была приспособлена под звонницу для усадебного храма и в восстановленном виде существует до сих пор.

Даже те, кто не слышал об усадьбе графов Бобринских, могли путешествовать по этим местам в своем воображении, читая шестую главу «Анны Карениной» Льва Толстого. Ведь именно дворец Бобринских стал прототипом имения Воздвиженское графа Вронского.

«…А вот сейчас ты увидишь дом. Это еще дедовский дом, и он ничего не изменен снаружи.

– Как хорош! – сказала Долли, с невольным удивлением глядя на прекрасный с колоннами дом, выступающий из разноцветной зелени старых деревьев сада.

– Не правда ли, хорош? И из дома, сверху, вид удивительный…»

Л.Н. Толстой «Анна Каренина»

Из дома и правда открывается чудесный вид. Перед усадьбой раскинулся большой пейзажный парк, который создал известный русский агроном Андрей Тимофеевич Болотов. Андрей Болотов работал в усадьбе управляющим и поучаствовал в планировке всего города. Всех жителей, чьи дома находились рядом с усадьбой, он переселил на противоположный берег пруда и расположил здания таким образом, что из центра овального зала дворца исходили пять главных улиц города, как пять пальцев. Такая планировка сохранилась до нашего времени. Особенно красиво это смотрится вечером: если посмотреть из окон усадьбы в темное время суток, то видно пять расходящихся световых дорожек. Ощущаешь, что ты в самом центре чего-то очень важного, что перед тобой открыто множество дорог, и ты можешь выбрать любую.
Ходит легенда, что Екатерина II, проезжая мимо этого места, раскинула веер и велела расположить город именно так, отсюда и появилась лучевая планировка. Однако нет никаких документов, подтверждающих, что Екатерина II была в Богородицке – все документы об утверждении планировки она подписывала в Петербурге.

Сейчас в усадьбе графов Бобринских работает музей. Когда попадаешь на второй и третий этажи, кажется, что оказываешься в 18-19 веке – здесь очень точно воссозданы интерьеры этого периода. Все предметы мебели подлинные, правда, роду Бобринских они не принадлежали. В начале 20 века все вещи вывезли из усадьбы, сохранить удалось только три предмета — диванчик на двоих тет-а-тет, напольные часы английской работы с тремя циферблатами и музыкальный инструмент фисгармония.
Каждая комната здесь, как и раньше, выполнена в своем цвете: гостиная -коричневая, чтобы не было заметно следов от табачного дыма; кабинет – зеленый; дамские комнаты – розовые или красные; спальни – сочетание синего, белого и золотого. Спальням уделяли в то время особое значение, ведь именно они служили показателем благосостояния – сюда приводили гостей и старались, чтобы на глаза им попалось как можно большее количество дорогих вещей.

Экспозиция музея гораздо шире, чем история усадьбы и рода Бобринских. Прямо под крышей, на последнем этаже находится большая выставка камней. С 80-х годов в городе работает Богородицкий цех московской фабрики самоцветов, и в музее собрали большую коллекцию работ, созданных на фабрике. Есть здесь даже 20-сантиметровые кристаллы, которые использовались для адронного коллайдера – они тоже .

Редакция Вести.Туризм благодарит Богородицкий Дворец-музей и парк за помощь в подготовке материала.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы