Про деток, от рождения до школы

Тульский Петергоф, Русский Версаль – так называют усадьбу графов Бобринских в Богородицке Тульской области. Именно эти места стали прообразом имения Воздвиженское графа Вронского в известном романе Льва Толстого «Анна Каренина».

Владелец усадьбы граф Алексей Григорьевич Бобринский был незаконнорожденным сыном императрицы Екатерины II и графа Григория Орлова. Известные и влиятельные родители скрывали маленького Алешу, и до 12 лет у мальчика не было даже фамилии. Только когда пришло время отдавать ребенка на учебу в петербуржский кадетский корпус и жить без документов дальше оказалось нельзя, пришлось придумать и фамилию.

Происхождение фамилии связано с селом Бобрики в Тульской области (По другой версии, фамилию новорожденному графу «подарила» бобровая шуба, в которой его тайком выносили из дворца — «TPR» ) . Еще при рождении Алеши, императрица велела построить два имения: большой дворец в селе Бобрики и летнюю усадьбу в Богородицке. Однако все детство мальчик провел в Петербурге, а пользоваться подаренными дворцами начал уже после смерти своей матери, когда ему исполнилось 34 года. Именно в это время взошедший на престол Павел I признал Алексея Бобринского и публично назвал его своим родным братом.

Пожив в столице, Бобринский с семьей переезжает в Тульскую область. Из двух своих владений он выбирает не большую усадьбу в Бобриках, а гораздо меньшее имение в Богородицке. Возможно, это было связано с тем, что ремонтировать дворец в Бобриках было слишком дорого, а в Богородицке все уже было готово для жизни и не требовалось больших капиталовложений. Бобринский дворец так и остался пустой – никто из семейства там никогда не жил.Усадьба в Богородицке пришлась по вкусу новым хозяевам. Здесь прожило четыре поколения Бобринских – крупных промышленников, министров, государственных деятелей. Основатель рода Алексей Бобринский называл это место своим «маленьким раем». Еще бы, все здесь сделано достаточно удобно и продумано – две больших овальных комнаты, где так здорово было встречать гостей и проводить балы, отдельные ходы для прислуги и даже своеобразные «лифты», по которым с нижних этажей доставлялись блюда и напитки. Дворец строился по проекту известного архитектора того времени Ивана Григорьевича Старова, который известен как автор Троицкого собора в Александро-Невской Лавры и Таврического дворца в Петербурге. За сто лет до того, как земли купила Екатерина II, здесь находилась Богородицкая оборонительная крепость. С прежних времен осталась башня, которая позже была приспособлена под звонницу для усадебного храма и в восстановленном виде существует до сих пор.

Даже те, кто не слышал об усадьбе графов Бобринских, могли путешествовать по этим местам в своем воображении, читая шестую главу «Анны Карениной» Льва Толстого. Ведь именно дворец Бобринских стал прототипом имения Воздвиженское графа Вронского.

«…А вот сейчас ты увидишь дом. Это еще дедовский дом, и он ничего не изменен снаружи.

– Как хорош! – сказала Долли, с невольным удивлением глядя на прекрасный с колоннами дом, выступающий из разноцветной зелени старых деревьев сада.

– Не правда ли, хорош? И из дома, сверху, вид удивительный…»

Л.Н. Толстой «Анна Каренина»

Из дома и правда открывается чудесный вид. Перед усадьбой раскинулся большой пейзажный парк, который создал известный русский агроном Андрей Тимофеевич Болотов. Андрей Болотов работал в усадьбе управляющим и поучаствовал в планировке всего города. Всех жителей, чьи дома находились рядом с усадьбой, он переселил на противоположный берег пруда и расположил здания таким образом, что из центра овального зала дворца исходили пять главных улиц города, как пять пальцев. Такая планировка сохранилась до нашего времени. Особенно красиво это смотрится вечером: если посмотреть из окон усадьбы в темное время суток, то видно пять расходящихся световых дорожек. Ощущаешь, что ты в самом центре чего-то очень важного, что перед тобой открыто множество дорог, и ты можешь выбрать любую.
Ходит легенда, что Екатерина II, проезжая мимо этого места, раскинула веер и велела расположить город именно так, отсюда и появилась лучевая планировка. Однако нет никаких документов, подтверждающих, что Екатерина II была в Богородицке – все документы об утверждении планировки она подписывала в Петербурге.

Сейчас в усадьбе графов Бобринских работает музей. Когда попадаешь на второй и третий этажи, кажется, что оказываешься в 18-19 веке – здесь очень точно воссозданы интерьеры этого периода. Все предметы мебели подлинные, правда, роду Бобринских они не принадлежали. В начале 20 века все вещи вывезли из усадьбы, сохранить удалось только три предмета — диванчик на двоих тет-а-тет, напольные часы английской работы с тремя циферблатами и музыкальный инструмент фисгармония.
Каждая комната здесь, как и раньше, выполнена в своем цвете: гостиная -коричневая, чтобы не было заметно следов от табачного дыма; кабинет – зеленый; дамские комнаты – розовые или красные; спальни – сочетание синего, белого и золотого. Спальням уделяли в то время особое значение, ведь именно они служили показателем благосостояния – сюда приводили гостей и старались, чтобы на глаза им попалось как можно большее количество дорогих вещей.

Экспозиция музея гораздо шире, чем история усадьбы и рода Бобринских. Прямо под крышей, на последнем этаже находится большая выставка камней. С 80-х годов в городе работает Богородицкий цех московской фабрики самоцветов, и в музее собрали большую коллекцию работ, созданных на фабрике. Есть здесь даже 20-сантиметровые кристаллы, которые использовались для адронного коллайдера – они тоже .

Редакция Вести.Туризм благодарит Богородицкий Дворец-музей и парк за помощь в подготовке материала.

Усадебный ансамбль по адресу улица Малая Никитская, 12 в городе Москве сформировался уже к концу восемнадцатого столетия. Он состоит из главного дома, построенного с использованием конструкций стоявших здесь до этого каменных палат конца XVII – середины XVIII веков, а также двух симметрично расположенных флигелей, торцевая часть которых проходит по красной линии улицы.

Пространство между тремя зданиями занимает парадный двор. Благодаря аркам, устроенным в полуциркульных спряжениях между основным зданием и флигелями, с него можно было попасть на хоздвор, выходивший в соседний Гранатный переулок.

Главный дом был поднят на три этажа. Его центральную часть украшает небольшой ризалит, завершающийся треугольным фронтоном с декором из лепных гирлянд. Фасадная плоскость первого и второго уровней рустована. Наличники оконных проемов второго этажа, являвшегося парадным, украшены сложно выполненной лепниной и маскаронами.

Фото 1. Малая Никитская улица, №12 в городе Москве

Еще одним украшением фасада стал барельеф, размещенный над оконными проемами второго этажа. Его тематикой стал античный сюжет по произведению Овидия «Метафорфоз».

Боковые ризалиты особняка декорированы лоджиями с использованием колонн коринфского ордера, а также различными арочными нишами и стенными проемами, разбросанными по всем этажным уровням.

Полуциркульные стены, о которых говорилось выше, оформлены с применением арочных ниш и ряда полуколонн, а их завершение устроили в виде балюстрад.

Мраморные статуи «Париса» и «Елены» появились на парадном дворе по Малой Никитской, 12 уже при Советах – в 1947 году.

Что касается внутренних интерьеров, то до наших дней сохранилась большая часть прежнего богатого убранства: парадные залы с живописными плафонами, лепные карнизы, печи и камины, а также двери, люстры и даже наборный паркетный пол.


Фото 2. В бывшей усадьбе Долгоруковых-Бобринских

ныне расположен "Фонд Б.Н. Ельцина"

Из истории особняка Долгоруковых на Малой Никитской улице, 12

В момент строительства усадебного комплекса владельцем участка являлся Андрей Николаевич Долгоруков – князь и статский советник, находившийся в родстве с фельдмаршалом Василием Михайловичем Долгоруковым. Его родной сын Владимир со временем занял пост московского генерал-губернатора, на котором находился с 1856 по 1891 годы.

В 30-х годах девятнадцатого столетия усадьба перешла в собственность графа Василия Алексеевича Бобринского, получившего владение №12 по Малой Никитской как приданное своей супруги Софьи Прокопьевны Соковниной. Впоследствии владение перешло к их сыну Алексею.

Последним хозяином особняка из графской семьи стал Алексей Алексеевич Бобринский – ученый-этнограф, исследователь Средней Азии, член Императорского географического общества, автор ряда научных статей и трудов. После революции эмигрировал в Италию.

В конце девятнадцатого столетия главный усадебный дом был передан в аренду мужской гимназии педагога и филолога А.В. Адольфа. Школа продолжала работать и в первые годы Советской власти, после чего здесь разместились различные государственные учреждения.

Проезд: Авт. "Тула - Богородицк". Из Москвы: авт."Москва - Богородицк", поезд с Павелецкого вокзала до станции Жданка

Местные достопримечательности:
Казанский храм (действующий, на территории парка), 1774-1783 гг., арх. И.Е. Старов
Успенский храм (действующий, территория города), 1831 г.
Свято-Казанский женский монастырь (с. Папоротка, 30 км. от Богородицка), основан в 2001 г.

Организации партнеры:
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова - M1583

Единиц хранения:
13893, из них 9377 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Фарфор XVIII - нач. ХХ вв. - 125 ед. хр.
Живопись и графика народного художника РСФСР М.И. Авилова - 100 ед. хр.
Мебель и осветительные приборы кон. XVIII - вт. пол. XIX вв. - 150 ед. хр.
Коллекция изделий из поделочных и полудрагоценных камней и минералов - 370 ед. хр.
Коллекция самоваров кон. XIX - нач. XX вв. - 33 ед. хр.
Коллекция народного костюма Богородицкого уезда - 50 ед. хр.

Примечание:
Официальное название организации: Богородицкий Дворец-музей и парк - филиал государственного учреждения культуры Тульской области "Объединение "Историко-краеведческий и художественный музей".

Виды деятельности и первоочередные задачи, в которых музею нужна помощь сторонних организаций и фондов: создание проекта благоустройства парка имени А.Т. Болотова, реставрационные работы в помещениях здания дворца-музея и въездной башни, создание экспозиции в здании въездной башни, приобретение экспозиционно-выставочного и современного фондового оборудования.

Copyright (c) 1996-2017 Богородицкий Дворец-музей и парк

Ансамбль усадьбы сложился в конце XVIII века – это стоящий в глубине владения главный дом, в основе которого палаты середины XVIII (а возможно, и конца XVII) века, и два симметрично поставленных флигеля, выходящих торцами на красную линию улицы - они формируют парадный двор. Дом соединен с флигелями полуциркульными в плане стенками с проездными арками, через которые можно было попасть с парадного двора на хозяйственный, выходивший в Гранатный переулок.

Главный дом – трехэтажный, его центральная часть выделена небольшим ризалитом, увенчанным треугольным фронтоном с гирляндами. Фасад в уровне первого и второго этажа рустованный, наличники окон второго (парадного) этажа украшены сложной лепниной (три центральных окна) и маскаронами. Обращает на себя внимание расположенный над окнами второго этажа барельеф с античным сюжетом, взятым из «Метаморфоз» Овидия - здесь изображены музы и Эмафиды (Пиериды), дерзнувшие состязаться с музами в искусстве пения и превращенные за это в птиц. Боковые ризалиты дома украшены лоджиями с колоннами коринфского ордера и разнообразными арочными нишами и проемами в уровне всех трех этажей. Над парадным входом в здание устроен кованый козырек с фонарями (1820-х гг.). Полуциркульные стенки, соединяющие дом и флигели, оформлены полуколоннами и арочными нишами, и увенчаны балюстрадой. Мраморные статуи во дворе («Парис» и «Елена») были установлены в 1947 г.

Великолепное декоративное убранство парадной анфилады, относящееся к послепожарному периоду, дошло до нашего времени практически в первоначальном виде – парадные залы украшены ампирными живописными плафонами (в том числе выполненными в технике гризайль) с лепными карнизами (в некоторых комнатах - позолоченными), сохранились печи и камины, двери, люстры, наборный паркет. Оформление части помещений (в том числе, вестибюля и лестницы) относится ко второй половине XIX века.

В конце XVIII – начале XIX вв., в то время, когда строилась усадьба, ее владельцем был князь Андрей Николаевич Долгоруков, статский советник, приходившийся внучатым племянником фельдмаршалу Василию Долгорукову. Его младший сын Владимир Андреевич Долгоруков позже стал московским генерал-губернатором и занимал этот пост 35 лет, с 1856 по 1891 гг.

В 1830-х гг. усадьба перешла к новым владельцам – графам Бобринским, представителям младшей ветви династии, родоначальником которой был граф Алексей Григорьевич, внебрачный сын императрицы Екатерины II и ее фаворита графа Григория Орлова. Граф Василий Алексеевич Бобринский получил усадьбу на Малой Никитской в качестве приданого за своей женой Софьей Прокопьевной Соковниной. Позже усадьбу унаследовал их сын Алексей Васильевич, московский губернский предводитель дворянства и член Государственного совета. Как и его отец, он увлекался естественными науками, особенно ботаникой, в своем родовом имении Бобрики занимался разведением редких пород деревьев. Последним владельцем усадьбы был его сын Алексей Алексеевич, прославившийся как ученый-этнограф, организатор и участник исследовательских экспедиций в Среднюю Азию (современные Таджикистан, Узбекистан и Афганистан) и в горы Памира. Был членом Русского географического общества и Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, автором научных статей и книг; награжден золотой медалью Императорского археологического общества. После революции 1917 года эмигрировал в Италию.

В конце XIX – начале ХХ вв. главный дом усадьбы арендовала мужская гимназия А.В. Адольфа – известного педагога и филолога, директора 5-й московской гимназии. Школа продолжала существовать и в раннесоветские годы. Позже здесь располагались различные учреждения.

Недавно усадьба была передана «Фонду Б.Н. Ельцина». Сейчас здесь ведутся реставрационные работы.


Всего 9 фото

У этого дома славная история, но главное, что здесь бывал Пушкин и поэтому было крайне интересно, как общественным активистам, так и рядовым москвичам, - что-же вышло у реставраторов - невыразительная реплика или все таки реставраторами было проявлено бережное отношение к этому московскому памятнику регионального значения... Этот пост будет незатейливым. Мне просто хотелось сообщить своим друзьям и любителям Старой Москвы, что усадьба Долгоруковых-Бобринских, наконец, готова к нашему лицезрению и фотографированию) Ну, а Москва, в результате, немного полнее обрела свой неповторимый облик, - теперь уже с самых новейших точек зрения и действий властей по превращению нашей столицы в образцовый европейский город и достойный мировой культурный центр.

В этом доме, принадлежавшем старинному русскому княжескому роду Долгоруковых, 7 апреля 1764 года родился поэт И.М. Долгоруков. Позднее владение перешло к доктору медицины, первому профессору анатомии, хирургии и акушерства Московского университета И.Ф. Эразмусу, составившему, кстати, первое акушерское сочинение на русском языке - «Наставление, как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит». Во время московского пожара в 1812 году дом горел и был восстановлен в 1819 году. В 1832 году в доме квартировал заместитель министра народного просвещения и президент Императорской Академии наук С.С. Уваров, у которого 28 сентября 1832 г. на обеде побывали профессора и адъюнкты Московского университета И.И. Давыдов, М.А. Максимович, М.П. Погодин, С.П. Шевырев, а также поэт А.С. Пушкин, что нашло отражение на мемориальной доске, установленной на выходящем на Малую Дмитровку фасаде здания.
02.

В 1833 году в доме под надзором полиции жил отставной генерал-майор, декабрист М.Ф. Орлов, выпустивший в это время свою книгу «О государственном кредите». В 1860-е годы в этом доме начались первые публичные заседания Московского Археологического общества под председательством его организатора археолога А.С. Уварова. С этого же времени в залах этого дома на протяжении 30 лет проходили выставки художников В.Г. Перова, Г.Г. Мясоедова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, А.К. Саврасова и других. В здании устраивались приёмы, благотворительные вечера, концерты. В 1870-е годы здесь находились классы живописи и рисования, руководимые известным архитектором и живописцем В.О. Шервудом. В 1880-е годы здесь размещалась редакция журнала «Зритель», в котором работали и печатались А.П. Чехов, опубликовавший в журнале в течение одного года 11 очерков, а также его братья Александр и Николай. В начале 1900-х годов в доме разместилось «Русское общество любителей фотографии в Москве», в числе членов которого были известные учёные Н.Е. Жуковский, Н.А. Умов, А.П. Павлов и другие. С 1903 года Обществом издавался журнал «Известия Русского общества любителей фотографии».
03.

В разные годы в доме также жили: чиновник по особым поручениям при московском генерал-губернаторе, затем - московский почтовый директор, знакомый А.С. Пушкина - А.Я. Булгаков; ботаник и математик, профессор С.А. Рачинский; известный адвокат Ф.Н. Плевако; преподавательницы хореографии Московского театрального училища П.П. Лебедева и Л.Н. Гейтен; артистка Малого театра Л. П. Косицкая-Никулина. Усадьба Долгоруковых-Бобринских - на фото ниже - двухэтажное здание на втором плане.

В 1853 году, когда участок принадлежал И.С. Шиловскому, жилой флигель был надстроен каменным вторым этажом (взамен деревянного) и заново декорирован в формах позднего классицизма. Этот сохранявшийся до нашего времени облик здания искажен надстройкой третьего этажа, сооруженной в 1920-х годах.
05.


После революции здание было передано газете «Известия». В 1947-1964 годах в здании бывшей усадьбы располагалась редакция журнала «Новый мир», редактором которого с 1950 по 1954-й и с 1958 по 1970-й годы был писатель А.Т. Твардовский. В это время в журнале впервые публикуется ряд ставших позднее известными произведений, в числе которых «Сороковые, роковые» Д. Самойлова, «Со мною вот что происходит» Е. Евтушенко,«Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, «Не хлебом единым» В. Дудинцева. В 1997 году Постановлением Московской городской думы здание было отнесено к перечню памятников истории и культуры, разрешённых к приватизации. В мае 2007 года дом принят под государственную охрану как «выявленный объект культурного наследия» регионального значения.

До недавнего времени москвичи и гости столицы видели на его месте вот такое сооружение.
Кстати, здание усадьбы полностью снесли, не смотря на запретный статус памятника на предмет сноса.
06.

В 1997 году, Мосгордума включила бывший усадебный дом №1 по Малой Дмитровке в число исторических и культурных памятников, которые разрешили приватизировать. В 2007 неприметный особняк с богатейшей историей взят под охрану российского государства, как региональный памятник культурного наследия.
07.

Ну, и вот, что получилось в результате полного восстановления...
08.

На мой взгляд, вышло неплохо. По крайней мере теперь, спустя многие десятилетия, облик Пушкинской площади обрел, наконец, свой цельный и уникальный образ. Мне лично все понравилось. Может быть профи в области реставрации покопаются в деталях, но в целом могу только порадоваться за Москву, что у нас стало еще немного краше и уютней на улицах.
09.

Источники:

Википедия



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы