Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми.
Игры на развитие звуковой культуры речи
В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определять место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.
Игры на формирование грамматического строя речи
В этом блоке мною собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.
Даём честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видали двух сорок
Без…(ботинок) и …(чулок).
И щенков без …(носков).
И синичек без …(рукавичек).
Вот тебе кузовок,
-Клади в него, что на –ок.
-Обмолвишься – отдашь залог.
Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством учителя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)
Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.
-Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.
-Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.
-Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.
-Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.
Игры на обогащение словарного запаса
В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь,
развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).
Сахар сладкий, а лимон … .
-Луна видна ночью, а солнце … .
-Огонь горячий, а лёд … .
-Река широкая, а ручей … .
-Камень тяжёлый, а пух … .
Обыграть это можно следующим образом: учитель говорит, что наш знакомый Незнайка пошёл всё-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант – дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он исправит ошибки в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте ему поможем.
Чистый воздух (свежий воздух).
Чистая вода (прозрачная вода).
Чистая посуда (вымытая посуда).
Самолёт сел (приземлился).
Солнце село (зашло).
Река бежит (течёт, струится).
Мальчик бежит (мчится, несётся).
Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный),
очень маленький (малюсенький).
Игры на развитие связной речи.
Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех предыдущих упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме. Я чаще всего использую: составление рассказов – описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д. Некоторые из таких игр и игровых предложений я привожу ниже.
-«Если бы я был волшебником, то …»
-«Если бы я стал невидимым…»
-«Если весна не наступит никогда…»
Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.
тический слух
2. Закреплять русские народные сказки и главных действующих героев
3. Развивать умение работать в коллективе
4. Воспитывать толерантное отношение друг к другу
Оборудование: мяч, дидактические карточки, шарики разной формы, ведерки, разрезная азбука, картинка с изображением Емели, мультимедийная установка
Ход занятия
1. Организация группы на работу
2. Актуализация знаний
Игра с мячом Назови последний звук в слове
Проблемная ситуация
Посмотрите, у меня на карточке записано слово(ЧАЩА), кто скажет сколько в нём букв? Звуков? А есть в слове звуки, которые мы не изучали?(щ)
Правильно, о звуке (Щ) мы с вами еще не говорили.
3. Изучение нового материала
Давайте попробуем все вместе дать характеристику звуку (Щ). Попробуйте его пропеть. (Он не пропевается. Значит, этот звук СОГЛАСНЫЙ).
Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок? (Голосок не звенит, значит, этот звук – ГЛУХОЙ)
Молодцы! А еще звук (Щ) – всегда мягкий! Артем, как мы будем обозначать звук (Щ)? (Мы будем обозначать звук (Щ) кружком зеленого цвета.)
Молодцы! Характеристику звуку (Щ) дали правильную!
Ребята, послушайте внимательно и отгадайте мою загадку
Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец?
Правильно, это Емеля. А кто помнит, как называется сказка, в которой Емеля - главный герой? (сказка называется “По щучьему ). Правильно, вспомните, кто помогал Емеле в этой сказке и исполнял все его желания? (Щука). Молодцы! Вот сегодня мы с вами попадем в гости к Емеле и щуке! А кто из вас помнит, какие волшебные слова произносил Емеля, перед тем, как загадать желание? (По щучьему велению, по моему хотению!). Правильно! Будем надеяться, что эти слова и нам сегодня помогут! По щучьему велению, по моему хотению вокруг себя повернись и в сказке очутись! А вот и наши сказочные герои – Емеля и щука. Сегодня мы вместе с Емелей познакомимся с новым звуком и буквой, которая этот звук обозначает.
Послушайте пословицы про щуку, как вы их понимаете?
Молодцы! Славно сегодня работаете! Емеле надо у вас поучиться! А отдыхать вы умеете? Давайте немножко отдохнем и расскажем небольшое стихотворение о щуке! (Стихи)
А теперь давайте вместе с нашими героями немного поиграем и узнаем у кого из вас самые внимательные ушки. Как только услышите слово со звуком (Щ) – хлопните в ладоши! По щучьему велению, по моему хотению глазки закрывай и играть начинай!
Игра: “Внимательные ушки”
слова: клещи, щетка, шоколад, щекотка, щипать, шашки, суп, щипцы, шея, зубы, чаща, вопрос, щука, калач, дрессировщик.
Молодцы! Справились с заданием! А теперь для вас следующая игра “Один - много”.
Игра: “Один - много”
(У меня щука, а у меня много щук; У меня плащ, а у меня много плащей. и т. д.)
Ребята, вы справились со всеми заданиями пора нам отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА
Познакомимся с буквой, которая обозначает звук (Щ). Посмотрите, вот она. На что она похожа? (Ответы детей).
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего?
Ну, что же!
4. Закрепление изученного материала
Вы запомнили, как выглядит буква Щ? Тогда попробуйте найти ее среди других букв. (Дети находят букву среди других букв разрезной азбуки). Молодцы! А теперь будьте внимательны! Емеля приготовил для вас хитрое задание! Посмотрите, сколько он принес для вас шариков! Шарики одинаковые или разные? (Разные) А чем шары отличаются друг от друга? (Они отличаются по цвету, форме и размеру.) Правильно. Слушайте внимательно задание. Вы должны найти шары одинаковые по форме, размеру и одинаковые по цвету и прочитать слова, которые у вам получатся.
Игра: “Собери шары” (ЗВУЧИТ МУЗЫКА)
Прочитайте слова, которые у вас получились (щуки, щипцы, чаща, пища, овощи, щиты).
Ой! Ребята, пока мы с вами играли, Емеля приготовил для нас вот такие необычные ведра! Посмотрите на них внимательно – узоры на них какие – то интересные. А вы знаете, что они обозначают? (Они показывают место звука в слове)
Правильно! Давайте поможем Емеле разложить предметы, которые у нас нарисованы на картинках в нужные ведра. Только объясняйте, почему вы выбрали именно это ведерко.
Игра: “Разложи картинки”(ЗВУЧИТ МУЗЫКА)
5. Рефлексия.(Итог)
Молодцы! Справились сегодня со всеми заданиями. Ну, а теперь нам пора прощаться с нашими героями. По щучьему велению, по моему хотению вокруг себя повернись и в детском саду очутись!
А какое задание Емели вам больше всего понравилось и почему?
Скажите, кому сегодня было сложно выполнять задания Емели? А кому нет?
Вам сегодня было интересно заниматься с Емелей? Пригласите ли вы еще его в гости?
Екатерина Лопатина
Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в подготовительной группе «Звук [Р]»
Цель : Развивать фонематический и речевой слух.
Образовательные задачи : закрепить умение делить слова на слоги; упражнение в определении места согласного звука [Р] в слове ; упражнять в звуковом анализе слова
Развивающие задачи : Развитие фонематического слуха, развитие внимания, памяти и логического мышления.
Воспитательные задачи : Воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование : различные картинки; мяч; конверт с письмом.
Психогимнастика. Дети, давайте поздороваемся с гостями. Мы говорим здравствуйте, что мы этим желаем людям? (ответы детей)
А сейчас мы с вами сделаем глубокий вдох – вдохнем радость, хорошее
настроение, удачу, а выдохнем разочарование, неуверенность, плохое настроение, уныние.
И так у нас с вами хорошее настроение и мы с улыбкой принимаемся за
Организационный момент.
Ребята, вы знаете, я сегодня в почтовом ящике детского сада нашла письмо.
Оно адресовано детям подготовительной группы «Капелька» , то есть нам, от старичка – звуковичка , поэтому мы можем смело его прочитать.
(Распечатывают и читают письмо)
«Здравствуйте, ребята подготовительной группы «Капелка» .
Пишет вам старичок – звуковичок . Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. Как у вас состоят дела со звуками и буквами ? Хотел бы проверить ваши знания. Я надеюсь, что вы готовы пройти испытания…
Я посылаю вам задания, если все выполните, вас ждет сюрприз.
Задания получите у воспитателя.
Я желаю вам успехов.
С уважением старичок-звуковичок »
Основная часть
И так ребята мы с вами знаем что, звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.
Послушайте стихотворение и скажите, про какой звук мы будем сегодня говорить? Какой звук чаще всего встречается?
Редьку, репку, огурец
Ест для крепости борец!
Канарейка ест варенье.
Говорит, для оперенья. (Ответы детей)
Правильно! Сегодня мы будем говорить про звук Р .
Какие слова вы запомнили с данным звуком ? (дети по очереди отвечают)
Воспитатель. А теперь, ребята, вы готовы выполнить задания старичока – звуковичока ? (ответы детей) .
Ну тогда приступим. И так первое задание.
Надо охарактеризовать звука «Р» :
- Звук «Р» какой : гласный или согласный (ответы детей) (согласный) .
(при образовании согласного звука выдыхаемый воздух во рту встречает различные препятствия, и от этого получается шум; при образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно)
А ещё какой? Звонкий или глухой (ответы детей) (звонкий)
Почему он звонкий? (ответы детей) (Потому, что он произносится с голосом)
Он мягкий или твёрдый? (ответы детей) (Твёрдый)
Каким цветом мы обозначаем согласный твёрдый?
Каким цветом мы обозначаем согласный мягкий?
А гласные?
Скажите, кто или что может рычать? (ответы детей)
А давайте попробуем все вместе порычать?
Молодцы! Справились с первым заданием.
Воспитатель. А вот второе задание.
Сейчас мы поиграем в игру «Эхо» . Я буду называть слова, а вы будете повторять за мной, как эхо, последний слог :
Нора (ра, шторы (ры, ведро (ро, игра (ра, кенгуру (ру, горы (ры,
кобра (ра, метро (ро, шары (ры, кора (ра) .
И это задание выполнено.
Воспитатель. Третье задание. Если вы услышите в слове звук [Р] надо хлопать в ладоши, а если не услышите то поднять руки вверх.
Ура, нора, зима, кора, весна, гора, дыра, шапка, гитара, пантера, детвора, жара, музыка, баран, блины, пироги, рыба, города, пират, парад, окно, Марат, аромат, кофта, ураган, метель, Буратино, барабан, шкаф, таракан, пароход, телефон, хоровод, муравей.
И это задание вы выполнили.
Физминутка
А теперь давайте немного отдохнем и разомнемся.
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Повтори еще разок!
Воспитатель.
Давайте присядем за столы и выполним четвертое задание и поиграем в игру «Где спрятался звук ?» Поиграем? Итак я называю вам слово, а вы определяете к какой части слова находится звук [Р] в начале , середине или в конце. Кто готов, поднимаем руку.
1Родина 2Курок 3Тигр
1Ручей 2Норка 3Театр
2Крокодил 2Курица 3Забор
1Река 2Карамель 3 Светофор
2Трамвай 2Барабан 2Зебра
И с этим заданием справились.
Воспитатель. И последнее задание.
(Звуковой анализ слова : рыбак.)
Пальчиковая гимнастика на букву «Р» - Рыбки (старшая, под. группы )
Пять маленьких рыбок играли в реке,
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Лежало большое бревно на песке, Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.
И рыбка сказала : "Нырять здесь легко!" Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
Вторая сказала : "Ведь здесь глубоко". Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест) .
А третья сказала : "Мне хочется спать!" Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. Быстро качаем ладонями – дрожь.)
А пятая крикнула : "Здесь крокодил!
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!» Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Из чего состоит слово? (из слогов) . А как определить сколько слогов в слове? (Ответы детей) (Надо посчитать гласные) .
Правильно, ведь мы знаем правило : сколько в слове гласных, столько и слогов. Сейчас мы с вами сделаем схему слова : рыбак. Положите перед собой длинную «полосочку - слово» .
А теперь давайте все произнесём слово рыбак на распев. Сколько вы услышали гласных? (ответы детей) Значит, сколько слогов в слове? -А теперь прохлопаем слово рыбак по слогам : ры-бак. Сколько слогов? (два) Положите две короткие полоски под длинной.
Какой первый слог? «ры» . Какой первый звук в слоге «ры» ? (звук «Р» ).
- «Р» - какой звук ? Каким цветом мы его обозначаем (ответы детей) (синим) . Положите синий кубик под первой короткой полоской.
Какой второй звук в слоге ры ? (звук «ы» ).
- «ы» – какой звук ? (ответы детей) (гласный) . Каким цветом обозначим? (ответы детей) (красным) .
Второй слог - бак разбираем по аналогии.
Сколько слогов в слове? (два) . Сколько гласных звуков ? (два) . Сколько согласных? (три) . Кто скажет, от какого слова произошло слово РЫБАК?
Дети : От слова РЫБА.
А какие ещё слова можно придумать от слова РЫБА? (ответы детей)
(рыбалка, рыбный)
Ребята, мы со всеми заданиями справились.
Заданий больше нет и старичок - звуковичек прислал вам разукрашки с буквой Р.
Рефлексия.
1. А каком звуке мы сегодня говорили ?
2. Как вы думаете, мы справились с заданием?
3. А что для вас было самым интересным?
Задачи.
Звуковая культура речи: учить дифференцировать звуки «р» и «рь», чётко произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом.
Закрепить умение делить слова на слоги, определять ударение в словах, определять место нахождение звуков «р» и «рь» в словах и делать звуковой анализ слов.
Связная речь - закреплять умение составлять рассказ-описание, развивать творчество, воображение.
Грамматика: учить использовать в речи глаголы в сослагательном наклонении. (Если бы я был художником)
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развивать память в игре » Мама купила в магазине…»
Ход занятия.
1 часть.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, скажите, какой сегодня день недели?
Какой этот день по счёту?
Сколько всего дней в неделе?
Правильно, среда, и 1 занятие мы проведём занятие
» Развитие речи и обучение грамоте.»
Сегодня мы с вами будем:
1. Говорить о звуках, о том что они бывают твёрдыми и мягкими, определять их местонахождение
2. Будем делить слова на слоги, ставить ударение в словах, составлять схемы звукового анализа слов.
3. Составим рассказ на тему » Если бы я был художником «.
4. Поиграем в игру на развитие внимания и памяти » Мама купила в магазине…»
5. Проведём графический диктант - т.е. закрепим умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Воспитатель: Вчера я была в гостях у художника и попросила его нарисовать картинку для нас, но ему позвонили и он срочно уехал в город. Я сначала огорчилась, но потом решила » Возьму ка я её в садик» - ведь вы тоже любите рисовать. Любите?
Дети: Да!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот она - незаконченная картинка. Скажите, что успел нарисовать художник? Что это? Как вы думаете, что хотел нарисовать художник?
Дети: Домик!
Воспитатель: Вот и сейчас, ребята, Вы будете художниками и вы дорисуете этот дом. Но дорисуем мы те части дома, в которых встречается звук «р».
Для начала скажите, какие звуки бывают?
Дети: Гласные, согласные.
Звук «р» какой звук? (согласный)
Почему? (он не поётся)
А согласные, какие бывают? (твёрдые и мягкие)
Воспитатель: Ребята, назовите, какие части дома мы будем дорисовывать, но чтобы в этих словах слышался звук «р» или «рь». Назвать слово нужно чётко произнося звук «р» и определить какой он в этом слове твёрдый или мягкий.
Что нарисуем сначала?
Саша: Крышу: в слове крррыша - звук «р» - твёрдый, согласный.
Воспитатель: Молодец Саша! (получает счётную палочку)
Кто пойдёт нарисует крышу? Иди Ирина.
Воспитатель: Что ещё нарисуем?
Дети: - труба - звук «р» - согласный, твёрдый.
Дверь - звук «рь» - согласный, мягкий.
Раму - звук «р» - согласный, твёрдый.
Крыльцо - звук «р» - согласный, твёрдый.
Воспитатель: А теперь подумайте: из какого материала будет сделан дом? Какой он будет? Не забывайте про звуки «р» и «рь».
Дети: дерревянный - звук «рь» - согласный, твёрдый.
Воспитатель: А ещё какой может быть?
Дети: киррпичный - звук «р» - согласный, твёрдый.
Воспитатель: Подумайте, какой краской можно покрасить дом? Используйте в ответах звуки «р» и «рь».
Дети: кррасной - звук «р» - согласный, твёрдый.
Серрой - звук «р» - согласный, твёрдый.
Корричневой - звук «рь» - согласный, мягкий.
(если дети называют другие краски, где нет звуков «р» и «рь» - воспитатель просит быть внимательными и поощряет тех детей, которые правильно назвали слова и даёт им счётные палочки)
Воспитатель: Дом готов! А теперь подумаем и назовём с Вами какую мебель поставим и другие предметы необходимые в доме. Вы должны назвать слова со звуком «р» и «рь» и определить, где находится звук. (в начале слова, в середине, в конце)
Дети: сервант - звук «р» - твёрдый, находится в середине слова.
кровать - звук «р» - твёрдый, находится в начале слова.
телевизор - звук «р» - твёрдый, находится в конце слова.
картина - звук «р» - твёрдый, находится в середине слова.
Воспитатель: Подумайте, кто будет жить в доме?
Дети: рребята - звук «р» - твёрдый, находится в начале слова.
рродители - звук «р» - твёрдый, находится в начале слова.
Воспитатель: назовите имена со звуками «р» и «рь» и определите местонахождение.
Дети: Маррина, Иррина, Ррома и т.д.
Воспитатель: Ребята, скажите - что можно нарисовать около дома (со звуком «р» и «рь»), назовите слово и определите количество слогов и на какой слог падает ударение?
Дети: тррава - 2 слога, ударение падает на 2 слог.
деррево - 3 слога, ударение падает на 1 слог.
доррожка - 3 слога, ударение падает на 2 слог.
И т.д. (даются счётные палочки).
Воспитатель: А сейчас ребята, такое задание: нужно на доске составить схему звукового анализа слова «трава». Иди Дима.
Дима составляет и анализирует. (в слове 5 звуков: 1 звук «т»-согласный, твёрдый, 2 звук «р»-согласный, твёрдый, 3 звук «а»-гласный, 4 звук «в»-согласный, твёрдый, 5 звук «а»-гласный.
Аналогично слово «дорога».
Подводится итог 1 части.
Воспитатель: Ребята, кем вы были в 1 части занятия? (художниками). Что делали? (придумывали слова со звуками «р» и «рь», определяли их местонахождение, делили слова на слоги, определяли ударение, составляли схему звукового анализа слов).
Определяется самый активный ребёнок (подсчитываются палочки).
Физкультминутка.
2 часть.
Воспитатель: Во 2 части занятия ребята, вы должны придумать рассказ на тему «Если бы я был художником…». Вы должны составить сложный рассказ, но помните чтобы в рассказе было начало, середина и концовка.
Выслушивается 2-3 рассказа и оцениваются самими детьми. (чем понравился? Что можно изменить? Почему?)
Итог 2 части занятия. Поощрение детей.
3 часть.
Воспитатель: А сейчас ребята мы с Вами поиграем в игру на развитие памяти «Мама купила в магазине…». Ребята в 1 части занятия мы рисовали дом, в котором живут ребята и родители. Представьте, что к ним в гости едет бабушка и мама пошла в магазин за покупками. Она купила…
(каждый ребёнок называет по одному слову - 10 слов. Затем 1 ребёнок должен назвать все слова. Выигрывает тот, кто больше назовёт названных слов)
Воспитатель: Поощряем детей.
Воспитатель: Ребята, помните Ксюша составила рассказ о зверях в зимнем лесу. Вот сейчас мы поиграем в игру «Угадай какой зверь спешил домой?». Для этого у каждого из вас на столе лежит лист бумаги в клетку, где нарисованы, что?
Дети: дерево, конура, нора.
Воспитатель: Вы знаете, что у каждого зверька своё жилище:
В конуре живёт?
В дупле?
Но в своё жилище придёт только один зверёк. А кто это? Вы должны догадаться сами, если правильно выполните графический диктант.
Графический диктант.
Итог 3 части.
Итог всего занятия.
Воспитатель: Ребята, что мы делали на занятии.
1. Составляли словесный рассказ «Если бы мы были художниками…»
2. Говорили о том, что звук «р»- бывает твёрдым и мягким.
3. Делили слова на слоги, ставили ударение, составляли звуковой анализ слов.
4. Играли в игру «Мама купила в магазине…»
5. Писали графический диктант.
Программные задачи:
Минутка вхождения в занятие (хоровое проговаривание)
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре —
Говорим всё чётко, внятно,
Чтобы было всем понятно.
— Ползёт жук по дорожке. А навстречу ему комар. Решил жук познакомиться с комаром и запел свою песенку: Ж – Ж – Ж…
Комар был вежливым и ответил своей звонкой песней: З – З – З…
Так пожужжали, позвенели они и разбежались в разные стороны.
Догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
2.1 Артикуляционная и дыхательная гимнастика:
Упражнение на активизацию мышц губ:
“Улыбка”- удерживать сильно растянутые губы в улыбке.
“Трубочка” — вытянуть губы вперёд, как у слонёнка. Чередование.
«Чашечка»- загибание краёв и кончика языка в виде чашки. Удерживать на счет до пяти.
“Вкусное варенье” — языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.
“Чистим зубы” — кончиком языка “почистить” зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
“Маляр”- широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу.
Упражнение для формирования правильного речевого выдоха.
Вдох через нос, выдох через рот.
Звукоподражание: Жук: ж-ж-ж… Комар: з-з-з… (контроль ладонью, потом - без опоры).
Сопровождение пальчиковыми фигурами.
“Комар – сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это “хоботок”. Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это “лапки”.
“Жук” — сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (“усы”). Пошевелить “усами”.
Установление сходства и различия между звуками (использование зеркал)
Воспитатель: Что делают губы, когда мы произносим звуки З и Ж?
Дети: При произнесении звука [З] губы в улыбке, а при произнесении звука [Ж] губы округлены.
Воспитатель: Что делают язык и зубы, когда мы произносим звуки [З] и [Ж]?
Дети: При произнесении звука [З] язык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука [Ж] язык широкий, вверху.
Воспитатель: А что делает горлышко? Давайте приложим ладошку к горлышку и почувствуем дрожание голосовых связок.
Дети: При произнесении звуков [З] и [Ж] горлышко дрожит.
2.2 Работа со звуками :
Проговаривание чистоговорок
За – жа – за – открываю я глаза.
Жу – зу – жу – Тузика я привяжу.
Зы – жи – зы – испугались мы грозы.
Зда – жда – зда – ходят часто поезда.
Жди – зди – жди – Женю с Лизой подожди.
Проговаривание слогов по графическому обозначению (карточки по количеству детей, разной степени сложности)
“З” — символ зелёного цвета.
“Ж” —
символ синего цвета.
2.3 Физкультминутка
Воспитатель называет слова-паронимы.
Дети на слова со звуком “З” делают махи руками, как комары, издавая звук “з-з-з…”, на слова со звуком “Ж” — прыжки, имитация движений жука “ж-ж-ж…”.
Пожар – базар
лежать – лизать
разок – рожок
зевать – жевать
коза – кожа
звать – ждать
2.4 Игра «Назови слова со звуком З или Ж»
Правило: дети по очереди называют слова со звуком З или Ж. За правильно названное слово ребенок получает фишку. В конце игры все участники подсчитывают полученные фишки.
2.5 Игра « Продолжи по образцу»
Правило: воспитатель называет слово, дети называют слово соответственно образцу. Образец: кружить – закружить.
Бежать – (забежать),
визжать – (завизжать),
жать – (зажать),
ржать – (заржать),
ржаветь – (заржаветь),
жмуриться – (зажмуриться),
журчать – (зажурчать),
жечь – (зажечь),
жужжать – (зажужжать).
2.6 Разучивание скороговорки по мнемотаблице
На зеленой на лужайке
Очень дружно жили зайки,
Жили змеи, медвежата,
И ужата, и ежата.
В звездном небе светляки
Зажигали огоньки,
Чтоб ни зверю и ни птице
В том лесу не заблудиться.