Про деток, от рождения до школы

Несмотря на то что множество традиций, пришедших к нам из глубины веков, уже забыто, на сегодняшний день большинство детей на территории стран бывшего СССР крестят. При этом принято выбирать крёстных отца и мать. От правильного выбора кума и кумы зависит, будет у малыша в будущем два дополнительных близких ему человека или нет.

Кумовья - это, по сути, родные люди

Перед крестинами родители малыша обычно достаточно долго задумываются над тем, кто именно будет крёстным для ребёнка. Кумовья - это именно крёстные родители. Причем данная степень родства устанавливается не только между кровными и крёстными родителями, но также и между самими новоиспечёнными папой и мамой.

Кумовья - это не кровные родственники, скорее - духовные. Именно по данной причине подобные отношения не регистрируются в официальных документах и актах.

Откуда взялось кумовство?

Данное явление уходит своими корнями в историю раннего христианства. Изначально крестить ребёнка мог даже сам кровный родитель. В дальнейшем подход к крестинам и устанавливаемым в результате данного таинства духовным связям несколько изменился.

На территорию восточных славян кумовство пришло из Византии вместе с самим христианством. Следует считать, что только в X-XII веках на территории современной России и прочих стран СНГ появились первые кумовья. Это связано с тем, что ранее христианство на Руси было явлением единичным и встречало серьёзное сопротивление со стороны народных масс.

Как становятся кумовьями?

Для этого необходимо крестить ребёнка. В результате данного события устанавливаются духовные связи кума и кумы между собой, а также их родство с ребенком и его родителями. При этом крещеному они становятся вторыми родителями и называются крёстными.

Что должны сделать кум и кума в церкви?

Ранее было принято, что таинство крещения не должен видеть никто посторонний. Даже родных папу и маму не допускали к данной процедуре. В храме находились только батюшка, прочие служители церкви, малыш, а также будущие крёстные папа и мама. В настоящее время чаще всего священнослужители идут навстречу родным ребёнка и допускают на обряд всех приглашённых.

Во время проведения таинства крёстные родители поочерёдно держат ребёнка на руках. Принято, что они перед крещением должны приобрести для малыша крестик и праздничную одежду. Иногда все траты на себя берут кровные родители ребёнка.

После окончания таинства обычно устраивают застолье. Кум и кума, а также их новоиспеченный подопечный - главные виновники торжества. Они чаще прочих участвуют в конкурсах, а также собирают деньги для родителей ребёнка. Одной из наиболее распространенных традиций является битьё горшка с кашей. Для того чтобы каша не рассыпалась, а глиняные осколки не разлетелись в стороны, горшок заворачивается в платок или простынку. В дальнейшем кум и кума раскладывают по тарелкам кашу и дают каждому по кусочку горшка на счастье. При этом все должны дать какую-то сумму за угощение. Самые крупные куски горшка и особенно большие ложки каши получают те, кто оказался наиболее щедрым.

Обязанности крёстных

Ранее все, кого выбирали кумовьями, достаточно серьёзно относились к выполнению своих обязанностей. Дело в том, что в случае если ребёнок лишался кровных родителей и прочих близких родственников, то именно крестные брали на себя его воспитание. В настоящее время сироты уже в достаточной степени защищены со стороны государства, поэтому столь серьёзной необходимости в таком опекунстве нет.

Мы говорили, что, по сути, родными становятся кумовья. Как родство это не закреплено ни в каких документах и актах, однако не стоит считать назначение на такую высокую "должность" формальным. Дело в том, что право стать крёстными имеют только те люди, которые сами в своё время прошли это же таинство. В итоге они берут на себя определённые духовные обязанности, которые многие считают гораздо более важными, чем даже юридические.

Чаще всего сейчас обязанности крёстных сводятся к периодическим посещениям ребёнка и своих кумовьёв. При этом малышу обычно дарят подарки.

Как выбрать крёстных родителей правильно?

В настоящее время при решении вопроса о том, кого брать в кумовья, чаще всего выбор падает на лучших друзей матери и отца ребёнка. На самом деле подобный подход является не совсем верным. Дело в том, что далеко не каждый друг, пусть и лучший на данный момент, сможет с достоинством выполнять те задачи, которые на него будут возложены. Поэтому, прежде чем сделать выбор, необходимо хорошо поразмыслить. Кроме того, достаточно важно, чтобы у крёстных родителей была физическая возможность хотя бы один раз в 2-3 месяца посещать ребёнка. В противном случае сложно будет говорить о какой бы то ни было связи между ними и их подопечным.

Большую роль в процессе воспитания девочки играет кум. Кто такой кум в данном случае? Крестный для малышки - второй отец. Именно на примере этих двух мужчин, если, конечно, крёстный принимает достаточное участие в воспитании девочки, она и будет узнавать, как должны вести себя молодые люди по отношению к ней. В итоге, если крёстный и кровный отцы подают пример не очень хороший, велика вероятность, что и будущий муж у неё будет грешить теми же недостатками.

Что касается кумы, то она должна стать для своих крёстных детей настоящей второй матерью. Если она не станет посещать своих подопечных с первых месяцев и лет их жизни, то в дальнейшем те не будут воспринимать её в качестве родственницы. Её задачей является помощь кровной матери детей в их воспитании. При этом для многих тесные отношения со своими крестниками становятся первым опытом общения с детьми. В данном случае новоиспечённая кума будет набираться знаний, которые помогут ей в воспитании её собственных детей.

Отношения между кумовьями

Многие терзаются вопросом о том, можно ли вступать в брак людям, крестившим одного и того же ребёнка. С юридической стороной вопроса никаких сложностей, естественно, не возникает. Кумовство не является кровным родством, поэтому не может выступать в качестве препятствия.

Что касается духовного родства, то оно на документы не влияет. Трудности могут возникнуть при желании двух крёстных венчаться. Многие священнослужители считают, что между кумовьями уже имеются духовные отношения и их нельзя разрушить под напором плотских желаний. На самом деле никаких запретов на венчание между крёстными одного и того же ребёнка не существует. Так что отказывать в проведении данного таинства у священнослужителей нет оснований. Естественно, не стоит настаивать на проведении венчания, если батюшка считает его невозможным. Здесь один выход - искать другого батюшку.

Отсутствие препятствий обосновано тем, что ранее, к примеру, вообще нужен был всего один взрослый для крещения ребёнка. Он должен был быть того же пола, что и малыш. Одной из главных обязанностей, которые ему вверялись, являлось обучение ребёнка христианским ценностям. К примеру, если крестили мальчика, то нужен был только кум. Кто такой кум в данной ситуации? Восприемник. А ребёнка называли воспринимаемым.

Стоит отметить, что некоторые ограничения по браку таинство крещения всё-таки накладывает. К примеру, крёстные родители не должны вступать в брак с кровными родителями ребёнка. Помимо этого, запрещён брак между крёстными и их крестниками. Никаких других ограничений, согласно канонической литературе, не существует.

Совсем недавно в епархии Русской Православной Церкви для рассмотрения был направлен проект документа «О церковном браке». Обсуждение данного документа также ведется на сайте и блоге Межсоборного Присутствия и на портале «Богослов.Ру ». Это важное событие, поскольку документ, настолько подробно исследующий институт церковного брака, в нашей Церкви появляется впервые.

Священник Максим Горожанкин

Если мы посмотрим на историю развития брачного права, то увидим, что многие его положения базируются на законодательной основе Римской империи, а позднее – Византии. Документ, который будет принят, рождается в недрах церковной мысли, и его появление неразрывно связано с возникновением такого института в нашей Церкви, как Межсоборное Присутствие.

Когда проект документа был опубликован, первое, что обрадовало, – это то, что в обсуждение включились не только представители духовенства, но и миряне. Если посмотреть комментарии на сайтах, анализирующих проект документа, то хорошо видно, что комментариев активных мирян даже больше, чем комментариев священников. Это значит, что этот документ востребован в нашей Церкви сегодня, и многие ее чада, независимо от чинов и званий, готовы размышлять над теми вопросами, которые предложены к осмыслению Межсоборным Присутствием.

А как же ЗАГС?

По мере прочтения данного документа возникают те или иные вопросы, касающиеся его содержания. Например, в тексте есть такие слова:

«В современной практике совершение венчания до государственной регистрации брака возможно в качестве исключения по благословению епархиального архиерея – к примеру, в случаях предстоящего участия в военных действиях, тяжкого заболевания или длительного расставания будущих супругов ».

Не совсем понятно из текста, почему в данных случаях возможно венчание без регистрации в ЗАГСе.

Если эти положения прописываются, то, может быть, стоит в самом документе объяснить, почему эти условия считаются допустимыми для венчания до государственной регистрации. Может быть, если, например, молодого человека призывают в армию, уместнее было бы обручиться? Ведь в древней Церкви обручение и венчание не совершались в один день. Почему бы не вернуться в таких ситуациях к подобной традиции?

Если у людей, желающих связать себя узами брака, нет по объективным причинам времени на оформление отношений в соответствии с законодательством, они могут обручиться, а когда ситуация нормализуется – вступить и в гражданский, и в церковный брак. Данное положение в документе могло бы быть прописано подробней.

Крестный – один

Важный пункт, о котором говорится в проекте документа в одной из сносок – это то, что восприемникам одного и того же ребенка можно вступать в церковный брак.

Не секрет, что сегодня во многих храмах собирающиеся венчаться мужчина и женщина, если они были крестными одного и того же ребенка, могут услышать, что это – каноническое препятствие для заключения церковного брака. Особо ревностный духовник вообще может сказать людям, оказавшимся в такой ситуации, что их брак невозможен и, если они расписывались в ЗАГСе, должен быть расторгнут. Но он окажется глубоко неправ.

Из чинопоследования таинства святого крещения видно, что крестный у ребенка один. У мальчика – мужчина, у девочки – женщина. На этом настаивали многие отцы Церкви. В одном из своих декретов об этом с ясностью пишет папа Лев Великий. В XV веке об этом же пишет митрополит Киевский Фотий.

«Указом Святейшего Синодa от 31 декaбря 1837 года было признано несуществующим родство между восприемником и восприемницей».

Из сноски данное положение обязательно должно перейти в основной текст, чтобы у нас не возникало тех вопросов, на которые Церковь давно и авторитетно дала свой ответ.

Православный брак – понять суть

Установление обязательных подготовительных бесед перед совершением Таинства Венчания – еще одно из важных положений документа. Многие люди, вступающие в брак, либо не понимают смысла венчания, либо понимают его очень по-своему. (Как и в случае с крещением – «чтобы ребеночек не болел».) На собеседованиях возможно подробное объяснение текстов чина Венчания, чтобы желающие вступить в брак понимали всю значимость и глубину предстоящего таинства.

Когда проводишь беседы перед крещением, часто задаешь вопрос, кто из присутствующих венчан. Часто оказывается, что из тридцати человек нет ни одного венчанного. На вопрос «почему» люди говорят, что боятся венчаться или не венчаются потому, что потом сложно будет разводиться.

Часто венчание воспринимается в негативном, а не в положительном смысле. Собеседования помогут верующим понять, и что происходит во время самого таинства, и что такое по своей сути православный брак.

Можно ли кумовьям жениться или нельзя?

Ответ! Да, можно!

Совсем недавно в епархии Русской Православной Церкви для рассмотрения был направлен проект документа «О церковном браке». Обсуждение данного документа также ведется на сайте и блоге Межсоборного Присутствия и на портале «Богослов.Ру ». Это важное событие, поскольку документ, настолько подробно исследующий институт церковного брака, в нашей Церкви появляется впервые.

Если мы посмотрим на историю развития брачного права, то увидим, что многие его положения базируются на законодательной основе Римской империи, а позднее - Византии. Документ, который будет принят, рождается в недрах церковной мысли, и его появление неразрывно связано с возникновением такого института в нашей Церкви, как Межсоборное Присутствие.

Когда проект документа был опубликован, первое, что обрадовало, - это то, что в обсуждение включились не только представители духовенства, но и миряне. Если посмотреть комментарии на сайтах, анализирующих проект документа, то хорошо видно, что комментариев активных мирян даже больше, чем комментариев священников. Это значит, что этот документ востребован в нашей Церкви сегодня, и многие ее чада, независимо от чинов и званий, готовы размышлять над теми вопросами, которые предложены к осмыслению Межсоборным Присутствием.

А как же ЗАГС?

По мере прочтения данного документа возникают те или иные вопросы, касающиеся его содержания. Например, в тексте есть такие слова:

«В современной практике совершение венчания до государственной регистрации брака возможно в качестве исключения по благословению епархиального архиерея - к примеру, в случаях предстоящего участия в военных действиях, тяжкого заболевания или длительного расставания будущих супругов ».

Не совсем понятно из текста, почему в данных случаях возможно венчание без регистрации в ЗАГСе.

Если эти положения прописываются, то, может быть, стоит в самом документе объяснить, почему эти условия считаются допустимыми для венчания до государственной регистрации. Может быть, если, например, молодого человека призывают в армию, уместнее было бы обручиться? Ведь в древней Церкви обручение и венчание не совершались в один день. Почему бы не вернуться в таких ситуациях к подобной традиции?

Если у людей, желающих связать себя узами брака, нет по объективным причинам времени на оформление отношений в соответствии с законодательством, они могут обручиться, а когда ситуация нормализуется - вступить и в гражданский, и в церковный брак. Данное положение в документе могло бы быть прописано подробней.

Крестный - один

Важный пункт, о котором говорится в проекте документа в одной из сносок - это то, что восприемникам одного и того же ребенка можно вступать в церковный брак.

Не секрет, что сегодня во многих храмах собирающиеся венчаться мужчина и женщина, если они были крестными одного и того же ребенка, могут услышать, что это - каноническое препятствие для заключения церковного брака. Особо ревностный духовник вообще может сказать людям, оказавшимся в такой ситуации, что их брак невозможен и, если он расписывались в ЗАГСе, должен быть расторгнут. Но он окажется глубоко неправ.

Из чинопоследования таинства святого крещения видно, что крестный у ребенка один. У мальчика - мужчина, у девочки - женщина. На этом настаивали многие отцы Церкви. В одном из своих декретов об этом с ясностью пишет папа Лев Великий. В XV веке об этом же пишет митрополит Киевский Фотий.

«Указом Святейшего Синодa от 31 декaбря 1837 года было признано несуществующим родство между восприемником и восприемницей».

Из сноски данное положение обязательно должно перейти в основной текст, чтобы у нас не возникало тех вопросов, на которые Церковь давно и авторитетно дала свой ответ.

Православный брак - понять суть

Установление обязательных подготовительных бесед перед совершением Таинства Венчания - еще одно из важных положений документа. Многие люди, вступающие в брак, либо не понимают смысла венчания, либо понимают его очень по-своему. (Как и в случае с крещением - «чтобы ребеночек не болел».) На собеседованиях возможно подробное объяснение текстов чина Венчания, чтобы желающие вступить в брак понимали всю значимость и глубину предстоящего таинства.

Когда проводишь беседы перед крещением, часто задаешь вопрос, кто из присутствующих венчан. Часто оказывается, что из тридцати человек нет ни одного венчанного. На вопрос «почему» люди говорят, что боятся венчаться или не венчаются потому, что потом сложно будет разводиться.

Часто венчание воспринимается в негативном, а не в положительном смысле. Собеседования помогут верующим понять, и что происходит во время самого таинства, и что такое по своей сути православный брак.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Дилемма, касающаяся вопроса «Могут ли жениться крестные родители, крестившие одного малыша?» волнует немало народа. В этом списке находятся как сами крестные родители, так и кровные родители ребенка. Если при выборе крестных руководствоваться тем принципом, что находящиеся в отношениях люди не могут стать крестными родителями, то, в таком случае, между свободными от отношений крестными вполне вероятно могут завязаться теплые и нежные отношения.

Молодая полюбившая друг друга пара начинает строить свои отношения и уже планировать свою свадьбу, как вдруг узнает о страшном факте, что им запрещено жениться. Как же поступить с образовавшейся проблемой? Могут ли пожениться кумовья или все-таки не стоит играть с судьбой? Недаром ведь подобного рода союзы на протяжении долгого времени считают запрещенными.

Почему крестным нельзя жениться? Стоит ли звать куму замуж

  • Важно понимать, что подобного рода ситуацию нужно рассматривать, в первую очередь, базируясь на законах церкви, а не руководствуясь в принятии такого судьбоносного решения на всякого рода суевериях. Стоит отметить, что церковь крайне неоднозначно относится к отношениям интимного характера, а также непосредственно к заключению брака между крестными родителями одного ребенка. Доподлинно известно, что в давние времена подобные браки находились под запретом со времен правления Юстиниана. Он аргументировал это тем, что в момент проведения таинства крещения, крестные родители вступают между собой в духовное родство ровным счетом так же, как и со своим крестником.
  • Сложившаяся ситуация была в корне изменена указом Синода РПЦ. Этот приказ был введен в действие в январе 1810 года. Там говорилось лишь о том, что узы брака запрещены между крестными родителями и их крестниками. Так же, под запрет попали и браки между мужчиной и женщиной, имеющих в лице крестного одного и того же человека. Снятие запрета с бракосочетания между кумовьями было объяснено тем фактом, что они не состоят в кровном родстве, а значит церковью такого рода отношения не запрещены.

Можно ли выходить замуж за кума

Во время проведения обряда крещения, новоиспеченные крестные родители дают клятву перед Богом, что ни при каких обстоятельствах не будут вступать друг с другом в отношения, носящие интимный характер. Этот обряд имеет место и по сей день, невзирая на принятый в 1810 году Синодом указ, о котором говорилось ранее.

Несмотря на то, что с момента принятия указа прошло уже более двух столетий, церковь все еще не может принять единое решение касательно факта, могут ли все-же крестные родители (крестившие одного ребенка) вступать в брачный союз. В связи с этим, прежде чем принять окончательное решение о заключении подобного рода брака, нужно обратиться в церковь и получить разрешение на данный союз. Хотя, если подумать, выполняется данный «ритуал» скорее для успокоения собственной совести, нежели для соблюдения каких-либо законов. Ведь если бракосочетание между кумовьями и правда грех, то, по меньшей мере, странно просить на это разрешения.

В заключении

Подводя итог всему вышесказанному хочется сказать следующее: если в жизни сложилось так, что между крестными все-таки появились некоторые чувства, то выход лишь один: или следовать законам Бога или же велению разума и голосу сердца. Помните о том, что какой бы выбор Вы ни сделали, на дальнейшей судьбе Вашего крестника это ни коим образом не отразится. Однако, если довериться слухам, подобные браки могут быть чреваты только для женившихся крестных родителей. Говорят, что эти браки отличаются своей непродолжительностью.

Наверное, нет такого жителя СНГ, который бы не знал о том, кто такие кума и кум. Но всегда ли эти слова трактуются правильно? Давайте разбираться!

Научное определение слова «кум»

Кумовьями, как правило, именуют крестных родителей ребенка, то есть тех, кто держал его над купелью во время совершения Таинства и приносил обеты. Эти люди в процессе процедуры Крещения отрекаются от Сатаны и принимают на себя ответственность за младенца, которого держат на руках. Причем не только (и не столько) в материальном плане, сколько в духовном. Их еще называют воспреемниками.

Крестные родители должны понимать, что они должны научить малыша тому, как правильно жить, помочь ему не допустить ошибок. Поэтому, отвечая на вопрос о том, кто такие кума и кум, необходимо понимать, что это не просто люди, которые присутствовали в церкви в момент Крещения. Это, по сути, вторые родители малыша. Ответственность здесь очень велика! Крестные родители должны подавать малышу пример, поддерживать его. К слову, кумовьями зовут друг друга и жены/мужья крестных родителей, хотя, по факту, таковыми не являются.

Кто такие кума и кум родителям крестника?

Они становятся духовными родственниками физическим родителям ребенка. Собственно, эти люди становятся членами семей друг друга, наравне с кровными родственниками. Поэтому не стоит приглашать быть крестными родителями пустых и праздных людей. Или, того хуже, откровенных бездельников и асоциальных элементов общества.

Лучше пусть крестный родитель будет один, чем приглашать на эту «должность» кого угодно, просто потому, что принято иметь крестного отца и мать. Кстати, церковь на этом вовсе не настаивает! Воспреемник может быть один.

Какие отношения должны связывать крестных родителей?

В народе можно часто услышать фразу о том, что стоящая кума должна, так сказать, побывать под кумом. Так намекают на половую связь между кумовьями. На самом деле, это явление не приветствуется церковью. Существуют церковные акты, которые запрещают браки (и сожительство!) крестных родителей с крестником, а также крестных и физических родителей ребенка. Муж и жена не могут крестить одного ребенка! По мнению церковных служителей, такие отношения приравниваются к инцесту.

Ну, а в остальном отношения должны быть теплыми, дружескими и родственными. То есть с днем рождения кума просто обязана поздравить своего кума, как и он ее! Можно шутить, развлекаться, веселиться! Быть крестными - не тяжкая обязанность. Ведь они должны научить малыша радоваться, любить и дружить! А как еще это сделать, как не личным примером?

Так что если вас зовут стать крестным или крестной, начинайте заучивать тосты и поздравления, адресованные новому родственнику и начинающиеся с фразы «С днем рождения, кум!» (прикольные поздравления приветствуются, только без пошлости!). Допустим, например, такой текст: «Кум! Желаю тебе быть таким же здоровым и красивым, какой ты сейчас, еще 100 лет! А потом стать еще лучше!» Или такой вариант: «Милая кума! Мы знаем твою любовь к шоппингу, ты могла бы скупить ГУМ, но он не поместится у тебя дома, а мы любим твою семью и тебя, поэтому дарим всего лишь сертификат на 1000 рублей! Купишь себе что-то небольшое, но красивое или полезное!»

Успехов в важном деле воспитания крестников! Так как теперь вы знаете, кто такие кума и кум, запасайтесь силами, терпением и знаниями!



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы