Про деток, от рождения до школы

В большинстве учебников истории написано, что в XIII-XV веках Русь страдала от монголо-татарского ига. Однако в последнее время все чаще раздаются голоса тех, кто сомневается, что нашествие вообще имело место? Действительно ли огромные полчища кочевников нахлынули на мирные княжества, порабощая их жителей? Давайте проанализируем исторические факты, многие из которых могут шокировать.

Иго придумали поляки

Сам по себе термин «монголо-татарское иго» придумали польские авторы. Хронист и дипломат Ян Длугош в 1479 году назвал так время существования Золотой Орды. За ним в 1517 году повторил историк Матвей Меховский, работавший в Краковском университете. Данную трактовку взаимоотношений Руси с монгольскими завоевателями быстро подхватили в Западной Европе, а уже оттуда она была заимствована отечественными историками.

Причем в ордынских войсках самих по себе татар практически не было. Просто в Европе хорошо знали название этого азиатского народа, и поэтому оно распространилось и на монголов. Между тем Чингисхан попытался истребить все татарское племя, разгромив их армию в 1202 году.

Первая перепись населения Руси

Первую в истории Руси перепись населения провели представители Орды. Они должны были собрать точную информацию о жителях каждого княжества, об их сословной принадлежности. Главной причиной такого интереса к статистике со стороны монголов была необходимость рассчитать размер налогов, которыми облагались подданные.

В 1246 году перепись прошла в Киеве и Чернигове, Рязанское княжество подверглось статистическому анализу в 1257 году, новгородцев пересчитали еще через два года, а население Смоленщины – в 1275 году.

Причем жители Руси подняли народные восстания и прогнали со своей земли так называемых «бесерменов», собиравших дань для ханов Монголии. А вот наместники правителей Золотой Орды, именуемые баскаками, долгое время жили и работали в русских княжествах, отправляя взысканные налоги в Сарай-Бату, а позднее в Сарай-Берке.

Совместные походы

Княжеские дружины и ордынские воины часто совершали совместные военные походы, как против других русичей, так и против жителей Восточной Европы. Так, в период 1258-1287 годов войска монголов и галицких князей регулярно нападали на Польшу, Венгрию и Литву. А в 1277 году русские участвовали в военной кампании монголов на Северном Кавказе, помогая своим союзникам завоевать Аланию.

В 1333 году москвичи штурмовали Новгород, а в следующем году брянская дружина ходила на Смоленск. Каждый раз в этих междоусобных бранях участвовали и ордынские войска. Кроме того, они регулярно помогали великим тверским князьям, считавшимся в те времена главными правителями Руси, усмирять непокорные соседние земли.

Основу орды составляли русские

Арабский путешественник Ибн Баттута, посетивший город Сарай-Берке в 1334 году, в своем сочинении «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий» написал, что в столице Золотой Орды много русских. Причем они составляют основную массу жителей: как работающих, так и вооруженных.

Этот факт упомянул и белоэмигрантский автор Андрей Гордеев в книге «История казаков», которая была издана во Франции в конце 20-х годов ХХ века. По мнению исследователя, большую часть ордынских войск составляли так называемые бродники – этнические славяне, населявшие Приазовье и донские степи. Эти предшественники казаков не желали подчиняться князьям, поэтому перебирались на юг ради вольной жизни. Название данной этносоциальной группы, вероятно, произошло от русского слова «бродить» (скитаться).

Как известно из летописных источников, в битве на Калке 1223 года на стороне монгольских войск сражались бродники, которыми руководил воевода Плоскыня. Возможно, его знание тактики и стратегии княжеских дружин имело большое значение для победы над объединенными русско-половецкими силами.

Кроме того, именно Плоскыня хитростью выманил правителя Киева Мстислава Романовича вместе с двумя турово-пинскими князьями и передал их монголам для казни.

Однако большинство историков полагают, что монголы заставляли русских служить в их армии, т.е. захватчики насильно вооружали представителей порабощенного народа. Хотя это кажется неправдоподобным.

А старший научный сотрудник Института археологии РАН Марина Полубояринова в книге «Русские люди в Золотой Орде» (Москва, 1978 г.) предположила: «Вероятно, позднее прекратилось принудительное участие в татарской армии русских воинов. Остались наемники, уже добровольно вступавшие в татарские войска».

Захватчики-европеоиды

Есугэй-багатур, отец Чингисхана, был представителем рода Борджигин монгольского племени кият. По описаниям многих очевидцев, и он сам, и его легендарный сын, были высокими светлокожими людьми с рыжеватыми волосами.

Персидский ученый Рашид-ад-Дин в своем труде «Сборник летописей» (начало XIV в.) написал, что все потомки великого завоевателя были в основном белокурыми и сероглазыми.

Это значит, что элита Золотой Орды принадлежала к европеоидам. Вероятно, и среди других захватчиков преобладали представители данной расы.

Их было немного

Мы привыкли считать, что в XIII веке Русь заполонили несметные полчища монголо-татар. Некоторые историки говорят о 500-тысячном войске. Однако это не так. Ведь даже население современной Монголии едва превышает 3 миллиона человек, а если учесть жесточайший геноцид соплеменников, устроенный Чингисханом на пути к власти, численность его армии не могла быть такой внушительной.

Сложно представить, как прокормить полумиллионное войско, к тому же передвигавшееся на лошадях. Животным просто не хватило бы подножного корма. А ведь каждый монгольский всадник вел с собой как минимум трех скакунов. Теперь представьте себе 1,5-миллионный табун. Кони воинов, едущих в авангарде армии, съели бы и вытоптали все, что только могли. Остальные лошади пали бы от голода.

По самым смелым подсчетам, армия Чингисхана и Батыя никак не могла превышать 30 тысяч всадников. Тогда как численность населения Древней Руси, по оценке историка Георгия Вернадского (1887-1973 гг.), перед началом нашествия составляла около 7,5 миллиона человек.

Бескровные казни

Людей незнатных или неуважаемых монголы, как и большинство народов того времени, казнили, отрубая им головы. Однако если приговоренный пользовался авторитетом, то ему переламывали позвоночник и оставляли медленно умирать.

Монголы были уверены, что кровь – это вместилище души. Пролить ее – значит усложнить загробный путь покойного в иные миры. Бескровную казнь применяли к правителям, политическим и военным деятелям, шаманам.

Поводом для смертного приговора в Золотой Орде могло послужить любое преступление: от дезертирства с поля боя до мелкого воровства.

Тела покойников бросали в степи

Способ захоронения монгола тоже напрямую зависел от его социального статуса. Богатые и влиятельные люди находили покой в специальных погребениях, в которые вместе с телами умерших зарывали ценности, золотые и серебряные украшения, предметы быта. А бедняков и погибших в бою рядовых воинов часто просто оставляли в степи, там где заканчивался их жизненный путь.

В тревожных условиях кочевой жизни, состоящей из регулярных стычек с врагами, сложно было устраивать похоронные обряды. Монголам нередко приходилось быстро двигаться дальше, без промедления.

Считалось, что труп достойного человека быстро съедят животные-падальщики и стервятники. А вот если птицы и звери не притрагивались к телу долгое время, по народным поверьям это означало, что за душой покойного числился тяжкий грех.

Ганнибал и Суворов предприняли переход через Альпы ввиду крайней, жесточайшей необходимости. Этот неожиданный маневр оба раза застает противника врасплох и является решающим во всей военной кампании. Жертвы, понесенные во время перехода, оправданы последующим оглушительным успехом. Впоследствии это позволило спасти тысячи жизней солдат и в конечном итоге принесло победу.

Какие же мотивы могли толкнуть монголов совершить горный переход? Переходить горы им никто не приказывал. Они ни за кем не гнались. Их никто не преследовал. Военной либо какой другой необходимости не было. Тогда зачем?

Это как раз тот случай, когда любопытство или даже глупость не может стать объяснением поступка. Причины просто НЕ БЫЛО! Или, говоря научно, мотивация отсутствовала. Если бы речь шла об одном человеке, можно было свалить на паранойяльный синдром (монотематический бред без галлюцинаций) или синдром олигофрении, но чтобы двадцать тысяч разом вот так ни с того, ни с сего…

А вы лично что-нибудь слышали о переходе монголов через Кавказский хребет? Нет? И не услышите. И знаете почему? Потому что, если о нем узнают, например, кавказские жители, которые сегодня свято верят в монголо-татарское иго, они же первые возмущенно спросят: «Какой идиот такой переход придумал?» Знают местные жители, что через хребет перейти невозможно. Вот и весь ответ. Это невозможно! Придуманный переход могли совершить только придуманные монголы.

Поэтому в учебниках истории вы никогда не наткнетесь на его описание. Историки стыдливо об этом не упоминают. Так появились монголы в районе современной Осетии и поехали к реке Калке. Откуда появились? Да какая разница. Кто где хочет, тот там и появляется. Запрещено, что ли? Главное же не в этом. Чего к мелочам цепляться?
Раз уж мы завели речь об этих двух «замечательных» туменах, необходимо обратить внимание еще на одну особенность. Ведь это те самые знаменитые тумены, которые добрались до Калки и нанесли сокрушительное поражение всей Киевской Руси, включая ее союзников половцев.

Битва на Калке, как мы помним, состоялась в 1223 году, а отправились в путь указанные тумены в 1220 году из стана самого Чингиз-хана. За три года они прошли большой и славный путь. В северном Иране они захватили города: Хар, Симнан, Кум, Зенджан, Хамадан, Казвине, Рей и многие другие. Прошлись по территории Ирака, Армении, Азербайджана, Грузии. Им постоянно приходилось вести кровопролитные сражения.

Если взять географическую карту и посмотреть, где проводились битвы и штурмы крепостей, то мы увидим сплошь горный ландшафт. Причем горы очень высокие достигают четырех тысяч метров высотой и более. Каждая крепость в горах является узлом караванных горных троп. Своего рода преграда на входе в ущелье. Всего в хорезмской цепи укреплений таких крепостей было более тысячи. Строительство многих крепостей по своим масштабам не уступало египетским пирамидам. Строились крепости в таких местах, что подходить к ним можно было только поодиночке, т.е. к крепости подходила одна-единственная тропа. И полноценно сражаться мог только «передний» нападающий. Сама же тропинка хорошо просматривалась защитниками крепости и легко простреливалась из нескольких десятков бойниц.

Такое расположение крепости позволяло держать неприступную оборону независимо от количества нападавших и исключало применение нападавшими камнебитных машин и штурмовых приспособлений.

Тем не менее, как нас убеждают историки, монголам не составляло никакого труда захватывать эти крепости. Что ж, пусть так. Но каковы при этом были людские потери у монголов? Быстрый захват таких крепостей требует огромных человеческих затрат. Даже не военному человеку должно быть понятно, что наступательный бой требует больше человеческих жертв, чем оборонительный. Оборонительный бой более экономичный и менее затратный.

Наступательный бой может иметь успех, если имеется хотя бы шестикратный перевес в живой силе. А когда речь идет о штурме крепостей, тут людей жалеть не приходится, и шестикратный перевес в данном случае мал. К обороне переходят, чтобы спасти людей и когда нет сил для наступления. Монголы же используют только наступательную тактику. Сколько должно остаться монголов после столь интенсивной военной кампании? Ведь монголы действуют автономно. Только через три года Чингиз-хан посылает на их поиски третий тумен, который настигает пропавших на Калке. Значит, все это время, т.е. три года, пополнение личным составом данных туменов не происходило.

Само по себе это уже странно. Довольно небольшое подразделение (20 000 чел.) ведет интенсивные боевые действия на территории семи враждебных государств и не получает пополнения в живой силе. Аналогов этому в мировой истории нет.

Но вернемся к захвату крепостей. Мы уже упоминали, что штурм крепостей — самое сложное из военных искусств того времени. В последующем, с изобретением дальнобойных пушек, задача несколько облегчилась, но не кардинально.

Например, в 1803 году русские войска, под командованием князя Цицианова, штурмовали крепость Ганжа (Азербайджан). В состав русских сил входил пехотный корпус, Севастопольский мушкетерский и 15-й егерский полки. Уместно вспомнить, что в составе армейского корпуса проходили службу 700 конных татар. Данная операция прошла успешно. Крепость была взята. Турки потеряли 1700 человек убитыми. Русские потери составили 380 человек.

Но это скорее исключение. Чаще всего крепости оставались неприступными. В 1552 году венгерская крепость Эгер продержалась 33 дня. Турки, не глядя на применение самых совершенных штурмовых механизмов, вынуждены были отказаться от дальнейшей осады из-за потерь. Точные данные о потерях турок не приводятся. Сообщается только, что они были огромны.

Осовецкую крепость в 1915 году безуспешно осаждали 40 немецких батальонов. По крепости непрестанно били 68 тяжелых орудий. Ничего не помогло. Крепость продержалась 190 суток и была оставлена только по приказу высшего российского командования.

Подобных примеров можно приводить тысячи. Остается удивляться, что для монгольского двадцатитысячного отряда неприступной оказалась всего одна крепость — Дербент. При этом не следует забывать, что дальнобойных пушек еще не изобрели, а протащить камнебитные орудия по горным тропам невозможно.

Но главная тема нашего разговора — это не крепости. Мы пытаемся установить, какие же потери понес 20 000-й отряд за три года ведения войны. Ведь ему пришлось встречаться еще в открытых сражениях с армиями целых государств. Например, с армией Грузии. Грузин, по данным ученых, в первом сражении погибло 13 000. Данные о монгольских потерях не приводятся, хотя можно предположить, что потери с монгольской стороны также должны исчисляться тысячами.

Затем в северокавказских степях монголы столкнулись с аланами. Далее они вступили в сражение с войсками половецкого хана Котяна. Мы уже не считаем, что люди, бывает, мрут от болезней и несчастных случаев (попал под камнепад, снежную лавину, унесло горным потоком и т.д.). Давайте установим хотя бы размеры боевых потерь.
Конечно, потери эти можно подсчитать только приблизительно. И численный разнос в полученных данных из-за разности методик подсчета будет велик. Данные потерь у нас получились такие:

минимальные потери должны составлять 30 000 человек;
потери, рассчитанные путем сравнения с потерями других армий в похожих ситуациях, могли составить 200 000 человек.

Исходя из полученных данных, указанное войско монголов должно было подойти к Калке (просим прощения за отрицательные величины) в составе: от минус 10 000 до минус 180 000 человек.«Плюсовых» величин, еще раз просим прощения, никак не получается. Так что монголы разбили русов отрицательными числами, что еще обиднее для Руси.

Вернемся еще раз в Среднюю Азию. Осталась там невыясненная одна техническая деталь. Монголы все скачут и скачут по горам и песчаным пустыням, а если на их пути встает неприступный город-крепость, они начинают его обстреливать из камнебитных орудий. Откуда же берутся огромные, тяжеленные машины, если они скакали во весь опор, не останавливаясь, и даже спали, не слезая с лошадей? Чувствуется, как Ян пишет и сам удивляется, действительно, откуда? Но потом он находит выход: «А с ними были китайцы, они в срочном порядке «настругивают» катапульт, когда надо».

Читаешь и думаешь: «Действительно, напилили деревьев твердых пород, шурупы с собой были, чего еще надо?» Но! Как бы объяснить жителю средней полосы? Нету там деревьев твердых пород. И нетвердых тоже нет. И вообще никаких нет. Песчаная пустыня сменяет глинистую, дальше опять песчаная. В пустынях дубы не растут. В пустынях самые «могучие» стволы — это стволы верблюжьей колючки. Но их не строгают, их заваривают от поноса, а остальное — все из глины. Забор, метр толщиной, из глины. Стены дома — из глины. Крыша, подумали, из соломы? Нет — из глины. Полукругом, как банка от «Пепси», распиленная вдоль. Посуда из глины. И детские игрушки из глины. Из мебели у зажиточного афганца-таджика сегодня кремневое ружье 17 века; «Тойота-Датсон», судя по внешнему виду, ровесница ружья и магнитофон на батарейках. Все! Остальное глина.

Поэтому слепить из глины камнеметательные машины даже искусные китайцы были не в силах. И длинных крепких лестниц, чтобы лезть на крепостную стену, изготовить было не из чего. Это все обычно готовится заранее, не спеша. Медленно транспортируется к месту использования. Средства транспортировки тоже требуют специального изготовления, и тоже из твердых пород. Уж такие-то мелочи Ян должен был понимать.

Монгольская конница для степи — это сила. Монголы могли покорить огромные, но открытые пространства. Восточные города брали хитростью и обманом. Самое сильное оружие на востоке — это подкуп. Против него ни одна крепость не устоит. А что касается гор, северных лесов и «некоррумпированных» крепостей, тут монголам делать нечего. Не их стихия. Понавешали на монголов явно лишку.

Большие разногласия с остальными историками имеются у Яна в отношении смерти — ритуала захоронения и способов погребения. К могилам у историков, особенно у археологов, отношение особое. Они «живые» свидетели прошлого. По месторасположению могильников получили названия былые культуры: хвалынская, репинская, суворовская, новоданиловская, константиновская, нижнемихайловская, михельсбергская, кемиобинская и т.д. По могилам определяют уровень культуры, быта, религиозности населения, знакомятся с мифологией, а главное, по захоронениям четко прослеживается маршрут движения того или иного народа.

Способ захоронения монголов, описываемый Яном, единственный и уникальный в своем роде. Его никогда не существовало до монгольского ига, и после ига монголы резко переменили «способы» похорон. Способ монгольских похорон можно назвать, как «никакой». Ян описывает, что монголы своих погибших вообще не хоронят.
Понимая, насколько глупо это звучит, вынуждены привести литературное описание Яна из романа «Чингиз-хан».

«Вокруг Гурганаджа монголы потеряли очень много своих воинов, и кости павших образовали целые холмы, которые потом много лет были видны между развалинами».

Не будем приводить рассказы Яна о том, как ожиревшие собаки обгладывали кости убитых монголов. И так наглядно видно. Ян утверждает, что погибших монголов вообще не хоронят. А ведь в этой, казалось бы, явной глупости скрыт большой смысл. Ведь раз монголов не хоронят, значит, нет могил. Значит, нельзя определить маршрут их движения. Это очень важный момент для радетелей монгольского ига, это их «больное место». Пиши про монголов любую залипуху. Доказать ничего нельзя и опровергнуть тоже. Когда их спрашивают: «Где же монгольские могилы?», они округляют глаза и говорят: «Какие могилы? Всех собаки съели». Но опять вынуждены огорчить Яна. На Востоке даже сегодня настолько плохо с питанием, что бродячих собак там нет. Бродячая собака такой же продукт питания, как джейран или кролик. Не Москва там, ребята! Поэтому спрятаться за бродячими собаками не удастся, ввиду отсутствия самих бродячих собак.

Ян с удовольствием бы написал, что самого Чингиз-хана тоже сожрали бродячие собаки, но постеснялся, все-таки «владыка мира». Даже «владыки мира» помельче всегда интересовались, как будет выглядеть их могилка — Хеопс, Тимур, Ленин, наконец. Каждому хочется иметь пирамидку, гробницу, мавзолей. Хочется, чтоб твоим именем город назвали или улицу на худой конец. Римские императоры — те в свою честь месяцы называли: июль — Юлий Цезарь, август — Август Цезарь. Очень такие вопросы всех великих царей интересовали. Как же объяснить, что начиная с Чингиз-хана не известно захоронения ни одного монгольского «владыки мира»? Вы сможете это объяснить? Нет. А Ян смог. Хоть, понятно, было не просто. Ян нашел объяснение. Оказывается, все монгольские владыки обладали удивительной, беспредельной, непомерной, космической суперскромностью.

Когда Чингиз-хан помирал, он, по словам Яна, попросил: «Закопайте меня там, чтоб никто не догадался где». Вот такой скромный монгольский парень.

Другие историки описывают, что, когда везли тело Чингиз-хана, то убивали всех, кто попадался по пути, для сохранения секретности. Это-то как они узнали, объясните, пожалуйста? Если всех убили, кто же тогда об этом смог рассказать?

В 21 веке, когда монголы обнаружили, что у них полностью отсутствует история, они поставили памятник Чингиз-хану размером с десятиэтажный дом. А раньше чего-то руки не доходили. Забавная история про 800-летнюю скромность.
В 2008 году в Монголии произвели раскопки погребального кургана. Курган действительно оказался погребальным. Достали множество предметов, костей и даже золотую колесницу. Казалось бы, вот они, следы монгольского великолепия. Как назло, и предметы, и кости, и даже колесница оказались китайскими — династии Минь. А с монгольскими пока напряг, причем полный!

Теперь Ян подводит нас к еще одной замечательной теме. Хочется обозначить ее, как «изнанка желтого следа». Дело в следующем. Ян описывает тяжелую жизнь мусульман, а затем и славян в монгольском рабстве. Сахарный тростник, как неграм в Америке, конечно, корчевать не требуется. Да и вообще делать особо ничего не требуется. Нечего у них, монголов, рабам делать. Так, за стадом приглядеть, самому с коня не свалиться. Но все равно жизнь тяжелая.

В каждой монгольской семье, по словам Яна, набирается до двадцати рабов. По всей Монголии строятся ремесленные городки, куда привозят самых искусных мастеров. И все везут и везут рабов. И так не одну сотню лет. Судя по темпам, рабское население должно в 5-10 раз превышать коренное. Куда там Риму со своей жидкой рабовладельческой структурой? При этом в Монголию увозятся только лучшие ремесленники. При таком количестве разнообразных мастеровых Монголия к 15 веку должна была обрасти мегаполисами. К 18-му — создать ядерное оружие. К 19-му — освоить Луну.

Ладно, мы не спрашиваем, где монгольские «Тойоты» и «Челенджеры». Но скажите, куда белые рабы подевались? Где потомки рабов европеоидной расы? По данным Министерства обороны РФ, в Монголии на сегодня проживают свыше 80% — монголы, остальной процент делят: казахи, буряты, дэрбэты и дариганги. А где русские, украинцы, курды, белуджи, осетины, карелы, мордва, удмурты, абхазы, адыгейцы, кабардины, ингуши, аварцы? В конце концов, где татары?

Не хочется снова про Америку, но там же никто не спрашивает, куда черные рабы делись? На месте они все. Живут себе, размножаются. Правами обзавелись, теперь их «качают». Не пропали, стало быть.

Можно еще пример привести. Может, не столь наглядный, но такой же нехороший. Венгрия 100 лет находилась под игом Турции. Турки в течение всего этого периода вывозили в Турцию самых красивых венгерских девушек. Оставшихся насиловали. И хотя турки (тюрки) и мадьяры (финно-угры) относятся к европеоидной расе, следы столетнего турецкого ига видны по сей день. Венгров (мадьяр) обзывают цыганами за смуглую кожу, черные волосы и характерный изгиб носа (явно турецкий). А турчанки считаются одними из самых красивых женщин мира. Мировые конкурсы красоты это неоднократно подтвердили. Так что перемешивай, как хочешь, а от своего биологического отца не замаскируешься. Значит, как по пути монгольских войск должен был тянуться«желтый след», так и по всей Монголии от «белых» рабов должен тянуться «белый след».

Где потомки рабов-европеоидов, привезенных монгольскими узурпаторами? Где их резервации? Где душераздирающие рассказы о восстаниях белых рабов в Монголии? Где громкие заявления общественности о тяжелом положении монгольских рабов? Где декларация об отмене рабства в Монголии?

А при наличии в Монголии такого количества «европеоидных» рабов, как описывает Ян, большая часть населения вообще должна иметь европеоидные признаки. Чего опять нет! Хоть ты тресни!

Известнейший итальянский путешественник Марко Поло также оставил записи о Чингиз-хане. Мы хотим привести их. Записи итальянца не стыкуются с мнением «отечественных» историков. Но это повод не отвергать их, а наоборот, внимательнее к ним присмотреться.

Книга Марко Поло:

«Глава 114. Татары (в точности перевода этого слова мы не уверены. Возможно, в перевод вместо монголов татары вставлены умышленно), нужно знать, жили на севере, в Чиорчие; в той стране большие равнины, и нет там жилья, ни городов, ни замков, но славные там пастбища, большие реки и воды там вдоволь. Не было у них князей, платили они великому царю и звали его по-своему Унекан, а по-французски это значит поп Иван; это тот самый поп Иван, о чьем великом могуществе говорит весь свет. Татары платили ему дань, из десяти скотов одну скотину.

Случилось, что татары сильно размножились; увидел поп Иван, что много их, и стал он думать, не наделали бы они ему зла; решил он расселить их по разным странам и послал воевод своих исполнить то дело. Как услышали татары, что поп Иван замышляет, опечалились они, да все вместе пустились в степь, чтобы поп Иван не мог им вредить. Возмутились против него и перестали ему дань платить. Так они прожили некоторое время.

Глава 115. Случилось, что в 1187 году татары выбрали себе царя, и звался он Чингиз-хан, был человек храбрый, умный и удалой; когда, скажу вам, выбрали его в цари, татары со всего света, что были рассеяны по чужим странам, пришли к нему и признали его своим государем. Страною этот Чингиз-хан правил хорошо. Что же вам еще сказать? Удивительно даже, какое тут множество татар набралось.

Увидел Чингиз-хан, что много у него народу, вооружил его луками и иным оружием и пошел воевать чужие страны. Покорили они восемь областей; народу зла не делали, ничего у него не отнимали, а только уводили его с собою покорять других людей. И так-то, как вы слышали, завоевали они множество народу. А народ видит, что правление хорошее, царь милостив, и шел за ним охотно. Набрал Чингиз-хан такое множество народу, что по всему свету бродят, да решил завоевать побольше земли.

Вот послал он своих послов к попу Ивану, и было то в 1200 г. по Р.Х.; наказывал он ему, что хочет взять себе в жены его дочь. Услышал поп Иван, что Чингиз-хан сватает его дочь, и разгневался:

«Каково бесстыдство Чингиз-хана! — стал он говорить. — Дочь мою сватает! Иль не знает, что он челядинец и раб! Идите к нему назад и скажите, сожгу дочь, да не выдам за него; скажите ему от меня, что следовало бы его как предателя и изменника своему государю смертью казнить!»

Говорил он потом послам, чтобы они уходили и никогда не возвращались. Выслушали это послы и тотчас же ушли. Пришли к своему государю и рассказывают ему по порядку все, что наказывал поп Иван.

Глава 116. Услышал Чингиз-хан срамную брань, что поп Иван ему наказывал, надулось у него сердце и чуть не лопнуло в животе; был он, скажу вам, человек властный. Напоследок заговорил, да так громко, что все кругом услышали; говорил он, что и царствовать не хочет, коли поп Иван за свою брань, что ему наказывал, не заплатит дорого, дороже, нежели когда-либо кто платил за брань, говорил, что нужно вскорости показать, раб ли он попа Ивана. Созвал он свой народ и зачал делать приготовления, каких и не было видно и не слышно было. Дал он знать попу Ивану, чтобы тот защищался, как мог, идет-де Чингиз-хан на него, со всею своею силою; а поп Иван услышал, что идет на него Чингиз-хан, посмеивается и внимания не обращает. Не военные они люди, говорил он, а про себя решил все сделать, чтобы, когда Чингиз-хан придет, захватить его и казнить. Созвал он своих отовсюду и из чужих стран и вооружил их; да так он постарался, что о такой большой рати никогда не рассказывали.

Вот так-то, как вы слышали, снаряжались тот и другой. И не говоря лишних слов, знайте по правде, Чингисхан со всем своим народом пришел на большую, славную равнину попа Ивана, Тандук, тут он стал станом; и было их там много, никто, скажу вам, и счету им не знал. Пришла весть, что идет сюда поп Иван; обрадовался Чингиз-хан; равнина была большая, было где сразиться, поджидал он его сюда, хотелось ему сразиться с ним.
Но довольно о Чингиз-хане и об его народе, вернемся к попу Ивану и его людям.

Глава 117. Говорится в сказаниях, как узнал поп Иван, что Чингиз-хан со всем своим народом идет на него, выступил он со своим против него; и все шел, пока не дошел до той самой равнины Тандук, и тут, в двадцати милях от Чингиз-хана, стал станом; отдыхали здесь обе стороны, чтобы ко дню схватки быть посвежее да пободрее. Так-то, как вы слышали, сошлись на той равнине Тандук две величайшие рати.

Вот раз призвал Чингиз-хан своих звездочетов, христиан и сарацинов и приказывает им угадать, кто победит в сражении — он или поп Иван. Колдовством своим знали то звездочеты. Сарацины не сумели рассказать ему правды, а христиане объяснили все толком; взяли они палку и разломили ее пополам; одну половинку положили в одну сторону, а другую в другую, и никто их не трогал; навязали они потом на одну половинку палки чингисханово имя, а на другую попа Ивана.

«Царь, — сказали они потом Чингиз-хану, — посмотри на эти палки; на одной твое имя, а на другой попа Ивана; вот кончили мы волхование, и чья палка пойдет на другую, тот и победит».

Захотелось Чингиз-хану посмотреть на то и приказывал он звездочетам показать ему это поскорее. Взяли звездочеты-христиане псалтырь, прочли какие-то псалмы и стали колдовать, и вот та самая палка, что с именем была Чингиз-хана, никем не тронутая, пошла к палке попа Ивана и влезла на нее; и случилось это на виду у всех, кто там был.

Увидел то Чингиз-хан и очень обрадовался; а так как христиане ему правду сказали, то и уважал он их завсегда и почитал за людей нелживых, правдивых.

Глава 118. Вооружились через два дня обе стороны и жестоко бились; злее той схватки и не видно было; много было бед для той и другой стороны, а напоследок победил-таки Чингиз-хан. И был тут поп Иван убит.

С того дня пошел Чингиз-хан покорять свет. Процарствовал он, скажу вам, еще шесть лет от той битвы и много крепостей и стран покорил; а по исходе шести лет пошел на крепость Канги, и попала ему тут стрела в коленку; от той раны он и умер. Жалко это, был он человек удалой и умный».

Чувствуется, не знаком Марко Поло с современными историческими трудами. Ну очень не похоже это на нынешние рассказы про Чингиз-хана. Выходит, это русы собирали с монголов дань, а Чингиз-хан освободил монголов от русского ига. Что делать? Марко Поло информацию от самих монголов получал, в отличие от наших ученых.

О.Ю. Кубякин, Е.О. Кубякин «Криминал как основа происхождения Русского государства и три фальсификации тысячелетия»

Это череп русского воина, найденный недавно во Владимире при вскрытии санитарного захоронения времен монгольского нашествия. На черепе видны три травмы, две не смертельные, первая от стрелы, вторая от сабли и лишь последняя, смертельная в висок от булавы. Воин, истекая кровью, бился до последнего...

Однако, данные последних археологических открытий вряд ли попадут в путинский "единый учебник истории", в котором сами понятия "татаро-монгольское иго" и "татаро-монгольское нашествие" стыдливо заменены безобидной травоядной "системой зависимости русских земель от ордынских ханов". И это несмотря на то, что словосочетание "татарское иго" впервые появилось еще в 1660 году (в "Сказании о Мамаевом побоище").

Однако идеологическая целесообразность в очередной раз взяла верх над здравым смыслом и исторической правдой. Уж очень не хочется власти и её евразийским приспешникам признавать, что русские дрались с татарами, превосходящими русских числом, по сути один на один, без союзников. Вот, видимо, и решили современных татар (потомков волжских булгар) и среднеазиатских гастарбайтеров не обижать. Евразийцы и Фоменко рукоплещут. Наконец-то их фантасмагории о союзе Руси и Орды, отрицание факта нашествия и последующего за ним татаро-монгольского ига приняты в качестве официальной исторической доктрины. А что до истины - им плевать.

Что ж, вернемся, однако, в реальность. А реальность такова: в последние несколько лет были обнаружены несколько так называемых санитарных захоронений времен "Западного" похода Батыя на Русь , которые красочно демонстрируют, какой это был "союз". Но сначала, для затравки, цитата из Льва Николаевича Гумилева ("В какое время мы живем"):

Углич не сопротивлялся татарам. Все население попряталось в лесу, за исключением купцов, которым жалко было бросать свое имущество и которые заключали соглашение с татарами о выплате небольшой контрибуции лошадьми и продуктами в обмен на пайдзу - охранную грамоту от татар. Так уцелел Углич, и не он один, уцелела Кострома, Тверь, Ярославль - все города по Волге уцелели именно потому, что они заключили мир с татарами и монголами. Какое там завоевание! Какое там иго - не было его!

К Ярославлю мы еще вернемся. Итак,

Владимир

Летом 2011 г. сотрудниками «Владимирского областного центра археологии при ВлГУ» были проведены исследования на участке строительства по ул. Златовратского д.1. Впервые было обнаружено массовое захоронение большого количества людей, с огромной долей вероятности погибших в результате осады города монголо-татарами в феврале 1238 г.

Захоронение было осуществлено в хозяйственной яме внутреннего двора древнерусской усадьбы, сожженной во время взятия города. Об этом свидетельствует большое количество элементов сгоревших деревянных конструкций и зерна, также найденных в этой яме.

Общее число погребенных – не менее 50 человек. Из них не менее 36 – взрослые, возраст которых 20-25 – 40-50 лет. 13 – дети и подростки (28% от общего числа погребенных), от новорожденных (до 3 месяцев) до детей 11-12 лет. 1 – подросток возрастом от 12-15 лет. Травмы у детей сравнимы по характеру с травмами взрослых, но единственным типом травм являются переломы костей черепа. Практически все детские черепа находятся во фрагментированном состоянии.

Обращает на себя внимание половой состав: количество мужчин чуть больше (53%), чем количество женщин (47%), что косвенно подтверждает отсутствие врагов в захоронении, поскольку примерно соответствует обычной пропорции полов русского города. Особенностью данного захоронения является практически полное отсутствие людей пожилого возраста, что отличает данное захоронение от захоронений так называемых "палеонтологических" (курганных). Анализ полученных данных позволяет заключить, что в представленной выборке также довольно обычное для Владимира тех времен соотношение взрослого и детского компонента.

Череп женщины-славянки 30-40 лет, настигнутой и убитой всадником сзади (рубленая рана).

Следует отметить, что данное захоронение характеризуется очень высоким процентом травм, несовместимых с жизнью. Характер травм позволяет однозначно интерпретировать их как полученные в результате нападения отряда вооруженных всадников.

Все травмы могут быть разделены на 2 большие группы: рубленые и колотые, нанесенные острыми предметами, и переломы костей черепа при действии тяжелого тупого предмета. У мужчин преобладают рубленые, у женщин и детей раны тяжелым тупым предметом. Травмирующий предмет был небольшого диаметра (около 5-6 см), но большой разрушительной силы, по-видимому, тяжелый, что вызывало сквозной пролом костей черепа (предположительно, булава или палица).

Обнаружены останки воина славянского антропологического типа, у которого помимо рубленого удара (саблей), не ставшего смертельным, отмечена не смертельная рана, нанесенная небольшим заостренным предметом (стрелой), а также смертельный перелом костей черепа в височной области, череп в результате удара был разрушен до глазного яблока (см. фото сверху и снизу). Количество и характер травм воина доказывает отчаянную стойкость, упорство и героизм защитников города. Жители, похоже, понимали, что обречены, но не сдались, спасая свою жизнь.

У многих погребенных на черепах отмечены сразу 2 травмы, каждая из которых могла быть смертельной. Такая ситуация возможна, если практиковалось «добивание» жертвы.

У детей единственным типом травм во владимирском захоронении являются переломы костей черепа.

Таким образом, можно провести реконструкцию трагических событий, следствием которых стало появление массового единомоментного захоронения в санитарных целях. Очевидно, что имело место нападение хорошо вооруженного отряда всадников (рубленые раны нанесены сверху), в задачу которого входило тотальное истребление населения.

Все останки относятся к славянскому антропологическому типу, свойственному городскому населению Владимира.

По всей видимости, часть захоронения пострадала и была случайно уничтожена в ходе строительства жилого дома в 60-е годы.

Монгольская версия нападения подтверждается (в том числе) находками большого количества уникальных наконечников стрел (стрела-вилка), используемых только степняками. А также появлением признаков присутствия татар в более позднем по хронологии культурном слое (см. ниже, усадьба на ул. Гагарина)

Монгольская стрела-"вилка".

Русские стрелы.

Город отчаянно сопротивлялся, но был обречен, поскольку основные силы (дружина) были стянуты Владимирским князем Юрием Всеволодовичем к реке Сить для решающего сражения , которое состоялось 4 марта 1238 года и было русскими проиграно.

Татарское присутствие на завоеванных землях (Владимир)

В 2005 году во Владимире в районе ул. Гагарина, д.2 вышеуказанной группой владимирских археологов была обнаружена сгоревшая татарская усадьба, свидетельствующая о присутствии богатой татарской семьи (по всей видимости, наместника). Усадьба построена в самом "престижном" для того времени районе Владимира (в данном районе найдено самое большое количество кладов). По словам археологов, это "владимирская рублевка XIV века". По характеру находок с огромной долей уверенности можно утверждать, что в усадьбе проживал ордынский татарин, поскольку найденные предметы никогда не использовались русскими и русские ими не торговали. К найденным предметам относятся:

1) фрагмент стеклянного кубка, изготовленного в Сирии (г. Алеппо, XIII-XIV век) в стиле "мамлюк":

2) фрагмент фляги с тисненным орнаментом в форме "калыпе", изготовленный в Хорезме (XIV век), распространенной в Средней Азии и странах Востока:

3) чаша или блюдо из керамики "Цзюнь-яо", Китай XII-XIII (первые находки подобной посуды на территории Восточной Европы):

И снова генетика нанесла удар по позициям сторонников татаро-монгольского ига, раскопав новые подтверждения чистоты русской расы. В плане того, что влияние монголов на русский генотип не просматривается.

Понятно, что с генетиками смысла спорить нет. Однако лично для меня этот аргумент по поводу татаро-монгольского ига соотносим с спорами о норманнской теории. В 18-м веке по этому вопросу не только спорили, но и морды били. И ведь быстро поняли вредность её. Только способ защиты выбрали неправильный. И вместо того, чтобы просто обосновать естественноисторический подход в развитии общества, согласно которому не может быть создано государство там, где для этого не сложились исторические условия, начали утверждать, что история с приглашением Рюрика - подделка. Но тогда это было понятно. А сейчас? После "Золотой ветви" Фрэзера тема уже была снята.

Теперь про татаро-монгольское иго. Отмечу, что, несмотря на все старания, позиция, что татаро-монгольского ига не было, не убеждает. Просто оно было не таким, как его подавали во времена Карамзина и Яна. Поэтому зависимость Руси от Орды сильно напоминает военно-политический союз. Но дань-то платили и тяготы несли. И разве у гуннов было как-то иначе? Впрочем материал по генетике стоит знать по любому.

Смотрим у staryiy в Вся правда о чистокровных русских


Усредненный портрет современных русских, полученный наложением тысяч фотографий и последующей компьютерной обработкой

Генетики опровергают расхожие теории о влиянии татаро-монгольского нашествия на «коренной» генофонд. Существует расхожее мнение, что русских как народа просто нет и все они остались в преданиях старины глубокой, а в настоящее время страну населяют метисы тысячи и одной крови. И, естественно, ссылаются на то что Русь 250 лет пробыла под монголо-татарским игом. На самом деле это не совсем так.

Кто наследил?

Надо сказать, что за последние десять лет генетика русских от Смоленска до Владивостока исследовалась весьма подробно. Огромный вклад в изучение вопроса внесли доктора биологических наук Елена Балановская и ее сын Олег Балановский.

Монография Балановской «Русский генофонд на русской равнине» считается одним из фундаментальных трудов по данному вопросу.

Важные исследования провел руководитель лаборатории генетики Института биологических проблем севера, доктор биологических наук Борис Малярчук.

Ученые отмечают, что в русском геноме, при исследовании наследуемой по женской линии митохондриальной ДНК обнаруживается всего 2% монгольских признаков. Для сравнения, у поляков и чехов этот показатель составляет 1,5%. Изучение наследственности по мужской линии (так называемой Y-ДНК) и вовсе показывает, что монголоидная примесь составляет порядка 0,2–0,5% русского генома.

Исследователи прямо утверждают, что татаро-монгольское нашествие не оставило в геноме русских заметных следов. «Русский генофонд не является промежуточным между типичным европейским и азиатским генофондом. Русский генофонд является самым восточным из типично европейских», – отмечают Белановские.

Согласен с ними и Малярчук: «Установлено, что в структурном отношении митохондриальные генофонды чехов и других славянских народов (русских, поляков, словенцев) практически не различаются».

Генетики обратили внимание, что частота монгольских маркеров в европейской части страны нарастает не с запада на восток, а с юга на север. Это натолкнуло их на предположение, что даже те восточные признаки, которые обнаруживаются в генах русских, связаны отнюдь не с нашествием XIII века, а с более ранними процессами смешения славян с финно-угорскими племенами, имевшими сходные с монголами признаки. В поддержку этого предположения говорит и сильная гетерогенность (разнородность) русского генетического кластера.

Реалии средневековой войны

Что же получается: никакого татаро-монгольского ига никогда не было? Неужели прав великий писатель и историк Лев Николаевич Гумилев, а его оппоненты, все эти скучные археологи и лишенные фантазии специалисты по летописям, облажались?

Нет, увы. Иго, к сожалению, было, и Русь действительно долгое время находилась в зависимости от Орды.

Проблема в том, что рассуждающие о генетических последствиях этого завоевания переносят на средневековье представления о войнах современного типа. При этом под «перемешиванием» подразумеваются два процесса: массовые изнасилования женщин в захваченных городах и перекрестные браки между завоевателями и покоренным населением в последующие годы.

Современному человеку бывает сложно представить нравы того времени. Однако они очень хорошо видны при изучении санитарных захоронений времен нашествия хана Батыя. В 2004 – 2005 годах экспедиция Института археологии РАН под руководством Аси Энговатовой исследовала массовые захоронения в историческом центре Ярославля.


Санитарное захоронение жителей Ярославля, погибших при нападении войска Батыя

Ученые обнаружили, что мужское население было перебито на оборонительных валах и окраинах города. А вот женские и детские скелеты были массово обнаружены в ямах в центре поселения. Криминалистическая экспертиза показала, что большинство мужчин погибли от рубящих и дробящих ран, нанесенных в лицо, а большинство женщины были убиты стрелами.

Многие горожанки были ранены в спину – это говорит о том, что они пытались спастись бегством. Большинство детей погибли от ударов по голове; многих застрелили из луков, некоторых поднимали на копья (на позвоночниках и ребрах нескольких детских скелетов остались характерные повреждения).

В 2011 году аналогичное открытие было сделано в городе Владимире. При раскопках в центре города перед археологами предстала такая же картина. Останки людей, беспорядочно сваленные в колодцы и хозяйственные ямы, мужские костяки со следами двух-трех тяжелых ранений – русские воины дрались до последнего, – женские и детские скелеты с пробитыми головами.


Череп жительницы Владимира XIII века, убитой татарским воином

В могилах ученые нашли не только фрагменты зимней одежды, но и большое количество женских украшений: завоевателей интересовало не обогащение, и уже не тем более не сексуальные утехи. Верные заветам Чингисхана воины Батыя целенаправленно истребляли население непокорных городов.

Нетолерантная Московия

Что же касается смешанных браков, то и здесь у покорителей не получилось «наследить». Первые десятилетия после завоевания золотоордынские ханы пытались осуществлять прямой контроль над русскими городами.

Для этого в них поселялись сборщики налогов – баскаки, которых сопровождали небольшие отряды ордынцев. Однако эта практика оказалась неудачной. Русские Суздаля, Твери, Ярославля и Ростова систематически восставали, вырезая оккупационные отряды.

Орда неизменно отвечала карательными походами, в ходе которых население восставших княжеств уничтожалось так же безжалостно, как и при Батые. В общем, не задалось на Руси с ассимиляцией по болгарскому сценарию.

Позже, когда маятник истории качнулся в противоположную сторону, и уже Московское царство начало поглощать распавшуюся на отдельные ханства Орду, отношение к татарам было весьма и весьма негативным.

В отличие от Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (союзного польско-литовского государства), московские правители не разрешали вчерашним врагам селиться на своей территории компактными группами. От татарских перебежчиков требовали крещения и языковой ассимиляции. Говорящий факт: первая мечеть в Минске, который тогда находился под контролем Речи Посполитой, появилась в 1599 году, а в Москве – лишь в 1744-м.


Китаб – текст, записанный на белорусском языке арабскими буквами. Наследие массового переселения татар в Речь Посполитую

В целом, русские правители XV – XVI веков вели такую политику, которая делала Московию очень неприятным местом для переселения из Орды. Татарские кланы, не сумевшие удержаться в степи, предпочитали перебираться в более гостеприимное польско-литовское королевство. По некоторым оценкам, туда переселилось до 200 тысяч степняков.

К Московии же на службу переходили относительно немногочисленные представители татарской знати, которые, естественно не оставили заметного следа в русском генофонде.

После XVI века значительных перемещений крупных этнических групп не происходило. Русские и татары жили как соседи, не ассимилируя, но и не истребляя друг друга. Перекрестные браки, конечно, бывали и позднее, однако ни к Орде, ни к игу это уже отношения не имело. Да и большого влияния на генофонд русских не оказало.

Останки ста человек, найденные в исторической части Ярославля, позволили археологам восстановить правду о встрече жителей города и войска Батыева в феврале 1238 года.

В 2004-2006 годах ученые из отдела охранных раскопок Института археологии РАН проводили раскопки на территории Рубленого города в Ярославле. Это древнейшая часть города, которая в плане похожа на треугольник, образованный двумя реками – Волгой и Которослью.

Исследование так называемой Cтрелки началось после того, как администрация Ярославской области решила воссоздать Успенский собор XVII века. Ученые должны были выяснить местоположение и планировку древнего собора.

За три года археологи во главе с руководителем отдела охранных раскопок Асей Энговатовой и научными сотрудниками ИА РАН Дмитрием Осиповым и Натальей Фараджевой изучили участок площадью в 2,5 тыс. кв. м. В ходе раскопок историки обнаружили фундамент не только последнего Успенского собора, но и следы более древних церквей, стоявших на том же месте. Ведь первый Успенский собор на территории Ярославского кремля 1215 году построил ростовский князь Константин Всеволодович (1186-1218). А затем собор перестраивался в 1504 и 1646 годах.

Историки обнаружили не только следы религиозных построек. Они нашли множество жилых и хозяйственных помещений XII-XVIII веков, более 350 хозяйственных и строительных ям.

Массовые захоронения

Среди построек домонгольского периода интерес ученых вызвал заглубленный подклет, найденный в 2005 году. Изначально он использовался для хозяйственных целей: об этом говорят обнаруженные там жернова, топор, замки, ключи и остатки сгоревшего зерна. Вскоре после того, как сооружение сгорело, его решили использовать как братскую могилу. Археологи обнаружили в котловане останки не менее 97 человек. Четверо, судя по всему, находились внутри здания и погибли еще во время пожара. Остальных побросали туда вскоре после пожара и в большой спешке. Люди лежали в яме на боку, на спине, согнувшись пополам, некоторых бросили туда вниз головой. Среди множества костей антропологи определили также останки животных – коров и коз. Затем могильщики завалили погребение бревнами, плахами (расколотыми пополам бревнами) и камнями.

Археологи нашли в этой яме фрагменты бронзовых височных колец, стеклянные бусы-браслеты и другие элементы украшений, распространенных на территории Северной Руси в X-XIII веках. Им также удалось обнаружить остатки различных тканей – шерстяных, льняных, шелковых и кусочки меха, которые могли быть частью верхней одежды. Скорее всего, говорят ученые, похороненные здесь люди погибли в холодное время года (возможно, зимой).

Однако не только эта постройка стала могилой для местных жителей. Позднее археологи нашли еще один хозяйственный подклет или погреб, в котором лежали останки 11 человек, а также хозяйственную яму с останками еще семерых.

Кого похоронили на территории города более 700 лет назад?

Судя по всему, все эти люди погибли одновременно и произошло несчастье в первой половине XIII веке. Причины смерти более 100 человек могли быть самыми различными: эпидемия, междоусобица, стихийное бедствие (пожар) или результат нападения монголо-татар.

Почему погибли люди, выясняли антропологи Александра Бужилова и Наталья Гончарова, научные сотрудники ИА РАН. Прежде всего они определили, что большинство погибших -- женщины и дети. В крупном захоронении около 30% погребенных составляли дети, а мужчин оказалось вдвое меньше, чем женщин. Большинство мужчин не относились к наиболее активному возрасту (от 15-18 до 30-35 лет). В яме, где лежали 11 человек, оказались шесть женщин в возрасте от 18 до 55 лет, трое мужчин 20-50 лет и два ребенка. Судя по всему, мужчин в момент трагедии в Рубленом городе почти не оказалось.

Погибшие относились к вятическому населению и были, судя по всему, местными жителями. Среди людей в самом крупном погребении оказались и родственники. У некоторых остались следы заживших травм и переломов. А у четверых ученые обнаружили характерные сломы зубных коронок – этот признак часто встречался у людей, которые занимались рукоделием, то есть у портных. Всех погибших либо перезахоронили, либо погребли уже полуистлевшие трупы, причем все это происходило в большой спешке.

От чего умерли мирные жители древнего Ярославля?

Большинство людей погибли в результате различных травм – некоторых обезглавили, кто-то в момент смерти находился возле горящих зданий. Ученые определили три группы травм: дырчатые переломы (от ударов колющим оружием с острым краем), рубленые и колотые раны. У многих повреждены черепа в затылочной части – создается впечатление, что рубили уже поверженного человека. У некоторых видны следы ударов в районе лопаток – возможно, воины настигали убегающих людей и наносили им удары сзади. Сохранились следы и от ранений копьями, пиками и стрелами.

Проанализировав все останки, антропологи пришли к выводу, что большинство ударов наносилось сверху и сзади, а приходились они в основном на голову, спину или живот. Некоторых уже поверженных на землю людей добивали. Так, один человек, например, получил сразу две смертельные раны. Возможно, нападавшие собирались полностью уничтожить все население города.

Трагедия военного времени

В целом вырисовывается следующая картина: в момент нападения в городе по каким-то причинам почти не осталось молодых мужчин, а только старики, женщины и дети. На них напал профессиональный конный отряд воинов с четко поставленной задачей: полностью вырезать город. Некоторое время погибшие лежали там, где погибли. Затем уже полуразложившиеся тела в срочном порядке захоронили в одном месте. Сколько лежали трупы на улицах, осталось загадкой (напомним, что, судя по одежде на телах, стояли холода). Причиной трагедии не могла стать ни эпидемия, не местный междоусобный конфликт, категорически утверждают антропологи.

Похожая история случилась в древнем поселении, расположенном недалеко от современного села Городище (Хмельницкий район, Украина), во время нашествия Батыя на Русь. Археологи нашли там в конце 1950-х годов множество останков людей, сваленных в кучи (костищи). Треть погибших составляли дети, а умерли люди от рубленых ран, нанесенных мечами или саблями. Там удары тоже наносились сверху и сзади. Возможно, многих пойманных связывали, бросали на землю и добивали.

Набег 1238 года

Историки попытались соотнести сделанные ими находки с письменными источниками, в том числе с Лаврентьевской летописью. Возможно, отсутствие мужского населения в городе связано с тем, что великий владимирский князь Юрий Всеволодович (1188-1238), сын Всеволода Большое Гнездо, собирал в это время дружину на реке Сить для отпора монгольскому нашествию. В той битве, произошедшей 4 марта 1238 года, владимирское войско было полностью разгромлено, а князь Юрий и ярославский князь Всеволод Константинович погибли. В Лаврентьевской летописи Ярославль мельком упоминается среди других городов, взятых монголами в феврале 1238 года. Однако до сих пор было неизвестно, пал ли Ярославль после осады или сдался без боя, чтобы избежать погрома.

А в Троицкой летописи рассказывается о разоренной и сожженной после набега хана Тохтамыша Москве. И среди прочего упоминается, что князь Дмитрий Донской (1350-1389) распорядился выплатить определенные суммы тем, кто занимался массовыми захоронениями погибших.

Погребения в Ярославле сходны по описанию с московскими. Похожие могилы с останками тысяч людей были обнаружены еще в начале XIX века в Киеве (город разорили и посекли в 1240 году), а позднее в Старой Рязани и других поселениях, подвергшихся нападению татаро-монголов.

Поэтому вполне возможно, что археологи обнаружили трагические следы набега 1238 года. Бойня могла происходить именно в феврале, о чем свидетельствуют остатки теплой одежды на захороненных. В случае междоусобного конфликта погибших погребли бы сразу, а здесь они некоторое время еще лежали там, где их убили. Кроме того, татары сжигали захваченные города, что произошло и в Ярославле. Судя по всему, жители города собрались в одном месте (возможно, в храме) в укрепленной части города, поэтому и массовые захоронения находились недалеко друг от друга – не более чем в 20-40 м. Сделанные археологами находки и выводы антропологов говорят о крайней жестокости завоевателей по отношению к мирному населению края.

Результаты исследования массовых захоронений в Ярославле опубликованы в журнале «



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы