25
янв
2013
Формат:
FB2, OCR без ошибок
Жан-Анри Фабр
Год выпуска:
1963
Жанр:
Природа и животные
Издательство:
Москва
Язык:
русский
Количество страниц:
460
Описание:
Жан-Анри Фабр (1823–1915) был чем-то похож на тех, чьи обычаи, повадки и тайны он неутомимо изучал всю свою долгую жизнь, - на насекомых. Сухонький человек с острым носом и внимательным взглядом, от которого не ускользало ничего, Фабр всего в жизни добился сам: выбрал призвание по душе и заставил поверить в себя весь мир; исключительно собственными усилиями создал великолепную лабораторию по изучению насекомых; вывел науку о насекомых из пыльных залов с засушенными жуками и бабочками на прокаленные солнцем просторы, где все экспонаты ученых коллекций рыли норки, охотились, размножались и заботились о потомстве.
Упорный, настойчивый, бесконечно трудолюбивый, Фабр совершил настоящий переворот в науке, но широкая публика его узнала и полюбила благодаря вдохновенным историям о жизни бабочек, пауков, жуков, ос и других мелких обитателей нашего мира. На его рассказах о насекомых, стоящих в одном ряду с «Жизнью животных» Альфреда Брема, выросло не одно поколение любителей природы и просто увлекающихся людей.
«Насекомые. Они - истинные хозяева земли. Их - миллиард миллиардов, больше, чем звёзд в нашей галактике... Фабра должен прочесть каждый, так же как один раз в жизни надо заглянуть в микроскоп и поглядеть в телескоп на звёзды» (В.Песков).
ФАБР, ЖАН АНРИ (Fabre, Jean Henri) (1823–1915), французский энтомолог и писатель. Родился 22 декабря 1823 в Сен-Леоне. По окончании педагогического училища (1842) работал школьным учителем. С 1849 преподавал в лицее Аяччо (о.Корсика). В 1852 стал преподавателем физики и химии в Авиньонском лицее. В 1871 был отстранен от преподавания и поселился в маленьком домике на окраине Оранжа. Когда Фабру было уже 55 лет, он наконец приобрел участок земли в небольшой деревне Сериньян-дю-Конта в Провансе, примерно в 80 км от побережья. Фабр превратил эту землю в настоящую полевую лабораторию для изучения жизни насекомых.
В 1878 ученый начал публиковать результаты исследований пчел-каменщиц, роющих ос, гусениц соснового походного шелкопряда, богомолов, бабочки психеи и многих других насекомых. В том же году вышел из печати первый том Энтомологических воспоминаний (Souvenirs Entomologiques). Прежде чем на свет появился последний, 10-й том этого сочинения, прошло почти тридцать лет. Некоторые его исследования, например жуков скарабеев, продолжались около 40 лет. Поначалу книги Фабра не привлекали широкого внимания публики, хотя В.Гюго и назвал его «Гомером насекомых», а Ч.Дарвин отзывался о нем как о «неподражаемом наблюдателе». Только с выходом последнего тома Энтомологических воспоминаний Фабр получил признание в научном мире. Энтомологические воспоминания были удостоены специальной премии Института Франции.
Принципиальная новизна вклада Фабра в энтомологию заключалась в том, что объектами исследований стали живые существа, тогда как ранее главным источником знания в этой науке были мертвые экземпляры, наколотые на булавки. «Пустырь», на котором Фабр сделал свои открытия и названный им «Раем», получил всемирную известность и теперь находится под охраной Музея естественной истории.
Литература:
Фабр Ж.А. Жизнь насекомых. М., 1963
Васильева Е.Н., Халифман И.А. Фабр. М., 1966
Фабр Ж.А. Инстинкт и нравы насекомых, тт. 1–2. М., 1993
17
июн
2012
Автор: Виктор Пелевин
Год выпуска: 2012
Жанр: Фантастика
Издательство: Нигде не купишь
Продолжительность: 06:34:08
Описание: Действие романа разворачивается в небольшом курортном городке неподалеку от Феодосии. Автор помещает своих героев в условия постоянных социальных бурь и катаклизмов постсоветского времени. С едким остроумием описывается наша действительность, фантасмагория перемешивается с реальностью, ирония с интеллектуальной игрой. Главы романа перетекают одна в другую, соединенные героями и мыслями о превратности окружаю...
23
июл
2007
«Жизнь насекомых» - (авт. Виктор Пелевин)
Жанр: мистика философия
Автор: Виктор Пелевин
Исполнитель: Макавецкий
Описание: «Жизнь насекомых» - (авт. Виктор Пелевин) аллегория на человеческую жизнь, достугнутая путём её сопоставления с жизнью насекомых. Персонажи выбранные автором, являются представителями общества середины 90-х, однако этот факт сам по себе роли не играет, поскольку типажи весьма универсальны и адекватны для любого времени. Имеет глубокий подтекст с ссылками на учение Марка Аврелия и буддизм.
Тип: аудиоспектакль
Аудио: MP3 audio_bitrate: 160 кбит/cек
13
мар
2007
Формат: аудиокнига, mp3, 160 kbpc
Год выпуска: 2005
Жанр: Фантастика
Автор: Виктор Пелевин
Издательство: Радио России
Исполнитель: Сергей Маковецкий
Продолжительность: 06:24:00
Описание: Действие романа разворачивается в небольшом курортном городке неподалеку от Феодосии. Автор помещает своих героев в условия постоянных социальных бурь и катаклизмов постсоветского времени. С едким остроумием описывается наша действительность, фантасмагория перемешивается с реальностью, ирония с интеллектуальной игрой. Главы романа перетекают одна в другую, соединенные героями и мыслями о превратности окружающе...
18
июл
2011
Формат: аудиокнига, MP3, 160kbps
Автор: Виталий Забирко
Год выпуска: 2008
Жанр: фантастика
Издательство: аКнига
Исполнитель: Михаил Росляков
Продолжительность: 15:50:20
Описание: Произведения Виталия Забирко отличаются непредсказуемым сюжетом и легкостью изложения, в них удачно сочетаются мягкий юмор, ирония и философский подтекст - в традициях мэтров отечественной фантастики. На экзопарусников - инопланетных существ, внешне напоминающих земных бабочек, Алексан Бугой охотится в космосе не ради научных целей, а ради спортивного интереса. Своей навязчивой идеей и отсутствием щепетильности уперты...
04
июн
2016
Формат: аудиокнига, MP3, 112kbps
Автор: Александр Степанович Грин
Год выпуска: 2015
Жанр: Классика
Издательство: Bibe
Исполнитель: Елена Хайдурова
Продолжительность: 02:55:35
Описание: Герой рассказов Грина – человек. Но человек не обычный, а поставленный в различные экстремальные ситуации. Грин исследует его внутренние порывы, причины, повлекшие тот или иной поступок. Описания переживаний, эмоций у Грина настолько сильные, что не поддается осмыслению, как удается настолько тонко прочувствовать внутренний мир человека. Прослушав данные рассказы, вы будете удивлены, насколько полные и закончен...
22
мая
2008
Тип: аудиокнига
Жанр: Фантастика
Автор: Забирко Виталий
Издательство: Акнига
Год выпуска: 2007
Исполнитель: Михаил Росляков
Время звучания: 15 час 52 мин
Аудио: MP3 audio_bitrate: 96kbps
Описание: Главный герой трилогии "Путевые заметки эстет-энтомолога" - Александр Бугой, известный всей Галактике коллекционер экзопарусников - инопланетных существ, внешненапоминающих земных бабочек. Он без тени сомнения приносит в жертву что угодно и кого угодно ради пополнения своей коллекции, включающей, к примеру, такие удивительные экземпляры, как питающийся человеческой психоэнергией и обитающий в n-мер...
19
янв
2013
Формат: аудиокнига, MP3, 96kbps
Автор: Кувыкина Ольга
Год выпуска: 2011
Жанр: познавательное для детей
Издательство: Нигде не купишь
Исполнитель: Вячеслав Герасимов
Продолжительность: 03:25:00
Описание: Жизнь любой мухи интереснее телевизионного сериала! Она полна страстей, опасностей и проблем. Поэтому нет ничего удивительного в том, что насекомые и пауки пишут письма, в которых жалуются и задают вопросы известному писателю-биологу и любителю всяких "таракашечек" Ольге Кувыкиной. Письма не останутся без внимания, каждый "корреспондент" получит ответ, а читатели узнают о проблемах и интересах...
12
фев
2011
Год выпуска: 2008
Жанр: фэнтези, приключения, детское
Издательство: АрМир
Исполнитель: Павел Моргунов
Продолжительность: 03:18:17
Автор: Валентин Постников
Формат: MP3
Описание: Волшебный художник Карандаш и мастер Самоделкин снова пускаются в далекое путешествие - на этот раз на воздушном шаре. Им предстоит перелететь Индийский океан и очутиться на таинственном острове, населенном дикими племенами и гигантскими насекомыми. Узнав тайну острова, Карандаш и Самоделкин вместе со своими друзьями делают необыкновенные открытия. Даже козни их заклятых врагов, прирата Буль-Буля и шпиона Дырки, не пом...
12
июн
2012
Автор: Кит Лаумер
Год выпуска: 2009/2010
Жанр: фантастика
Издательство: АудиоКнига своими руками
Исполнитель: digig, Elance, DrLutz и др.
Продолжительность: 13:40:00 + 12:12:00
Описание: Будни земных посольств и консульств на далеких планетах. Тупость дипломатов-назначенцев и ограниченность старых послов, козни инопланетных недругов и интриги земных служб. В этом бурном и зачастую опасном водовороте как рыба в воде чувствует себя молодой сотрудник земного консульства Ретиф. Не очень озабоченный вопросами карьеры, мало обращающий внимание на субординацию и чино...
20
фев
2017
Формат: аудиокнига, MP3, 128kbps
Автор: Питер Уоттс
Год выпуска: 2017
Жанр: Фантастика
Издательство: Аудиокнига своими руками
Исполнитель: BlackTracktorist
Продолжительность: 13:08:52
Описание: В 2082 году человечество убедилось, что оно не одиноко во Вселенной. Бесчисленные зонды светящейся паутиной окутали Землю. На установление контакта с внеземной цивилизацией направлен корабль «Тезей», несущий на борту команду специалистов в количестве 9 человек. Один из них, синтет Сири Китон и рассказывает эту историю. Но, по достижении цели, исследователям предстоит понять, что самые невероятные фантаз...
08
июн
2007
Джеральд Дарелл - Рассказы о животных
Жанр: Рассказы о животных
Автор: Джеральд Дарелл
Описание: Великобритания, 7.1.1925 - 30.1.1995 Родился в Джамшедпуре (Индия). Детство провел на греческом острове Корфу, где и увлекся изучением природы. Когда семейство Дарреллов вернулось в Англию, Джералд устроился помощником смотрителя в зоопарк Уипснейд в графстве Бедфорд. По совету старшего брата Лоуренса Даррелла Джералд попробовал написать о своей любви к природе. Так появилась книга "Перегруженный ковчег" (1953), мгновенно ставшая бестселлером. За ней последовали не менее популярные "Три билета до...
28
авг
2015
29
янв
2014
Формат: аудиокнига, MP3, 128kbps
Автор: Крупин Владимир
Год выпуска: 2012
Жанр: Современная проза
Издательство: Радио Благовещение
Исполнитель: Екатерина Краснобаева
Продолжительность: 00:22:36
Описание: Владимир Крупин - автор более 30 книг. К одной из них Валентин
Распутин написал: «По работам Владимира Крупина когда-нибудь будут судить о температуре жизни в окаянную эпоху конца столетия и о том, как эта температура из физического страдания постепенно переходила в духовное твердение. Творческий опыт В. Крупина в этом смысле уникален: он был решительнее большинства из нас, нет, даже самым реш...
06
мар
2014
Формат: Литературные чтения, MP3, 160kbps
Автор: О. Генри
Год выпуска: 2012
Жанр: рассказы
Издательство: Радио "Культура"
Исполнитель: М. Суханов, В. Скворцов, А. Яновская, А. Данилюк, В. Чилап, В. Степашкин, Л. Мошарова, А. Быков, М. Данилюк
Продолжительность: 03:18:26
Описание: Композитор – Андрей Попов Звукорежиссер – Наталья Замиралова Продюсер – Ольга Хмелева "Налет на поезд" - читает Владимир Скворцов (перевод Зиновия Львовского) "Без вымысла" - читает Максим Суханов "Мишурный блеск" - читает Анна Яновская "Дары волхвов" - читает Андрей Данилюк (перевод Евгении Калашниковой) "Пока ждет...
Несмотря на то, что другие энтомологи предпочитали основываться в своих заключениях на исследованиях мертвых насекомых, Фабр наблюдал за насекомыми непосредственно в их естественной среде обитания. Его работы имела огромную ценность, однако его «самой важной заслугой является внедрение экспериментального метода в исследовании среды обитания животных, который практически полностью упускался из виду [другими учеными].»
«Этот метод стал особенно эффективным в гениальных руках рьяного исследователя [Фабре], который был лидером в этой сфере. Использование этого метода характерно для всех его энтомологических работ…. И имеет полное признание во Франции и Америке, где его применяют многие биологи».
Несмотря на то, что самые важные достижения Фабра были сделаны в сфере энтомологии, его пытливый ум и любовь к науке позволяли ему работать в качестве физика, химика, зоолога и ботаника. Он даже получил несколько патентов на разработанные им методики получения естественных красителей, самым ценным из которых стал гарансин.
Фабр отметил, что эволюция требует «невероятного» отказа от логики и разума, добавив, что эволюционисты верят в фантастические идеи.
Фабр сыграл необычайно важную роль в популяризации науки. Его книги использовались «в школах по всей Франции, и были настолько привлекательны, что по ним учились не только ученики, но и их родители» . Его десятитомник «Souvenirs Entomoligiques » стал основополагающей энциклопедией для всей этомологической науки. Несмотря на то, что научные обоснования, изложенные в этих десяти томах, были беспрецедентны, эти важные тексты были написаны в простом и популярном стиле, как и большинство других его работ. В результате его книги хорошо продавались и оказывали глубокое влияние на целое поколение его студентов.
В 55-летнем возрасте Фабр приобрел участок земли, ставший главной сценой для его научных исследований и наблюдений до конца его жизни. Его имение “Harmas de Sérignan” на данный момент служит музеем, посвященным его жизни и трудам.
Коллега Жана Анри Фабра, Чарльз Дравин, называл его «непревзойденным наблюдателем» . Вердикт Дарвина заключался в словах о том, что «этот ведущий французский энтомолог не посмел противоречить… теориям известного английского натуралиста» . В своем труде «О происхождении видов » Дарвин цитировал слова Фабра в поддержку своих (Дарвина) выводов, ссылаясь на его слова: «не вижу никакой сложности в том, чтобы в ходе естественного отбора временная среда обитания стала постоянной» - и с этим выводом Фабр был совершенно не согласен» .
В еще одном примере Дарвин цитировал слова Фабра в поддержку своей (Дарвина) теории о сексуальном отборе (являющейся, по мнению Дарвина, движущей силой эволюции). И с этим выводом Фабр также был не согласен. Он излил свои чувства относительно Дарвина, написав следующее:
«Моя задача заключалась в том, чтобы сообщить [Дарвину] результаты некоторых своих экспериментов, провести которые он предложил мне в ходе нашей переписки: это было очень приятное задание, однако [факты]…лишили меня желания принять его теории… Я как раз писал ему письмо, когда до меня дошла печальная новость: Дарвин умер. Он исследовал глубочайший вопрос происхождения видов, теперь же ему придется вступить в схватку с последней и самой темной проблемой потустороннего мира».
Хотя Дарвин «безбоязненно» развязал войну с идеями креационизма, которых твердо придерживался Фабр, Жан Анри просил у Бога «не дать ему поступать так же [недоброжелательно] с теми, кто придерживается [идей эволюционизма]» . Несмотря на битву против идей дарвинизма, он жил своей целью: каждый раз, когда он писал имя Чарльза Дарвина, он употреблял его «со свидетельством… уважения и симпатии».
Посвятив всю свою жизнь изучению природы, Жан Анри Фабр пришел к заключению о том, что изначально сотворенные Богом роды были установившимися и неизменными, подчеркивая: «нам не удержаться от провозглашения своей потребности в превосходящем Разуме, Создателе и инициаторе порядка и гармонии… потребности в Боге-Творце» .
Генри Моррис называл Фабра «великим биологом-христианином», который всю свою жизнь был ярым оппонентом… теории эволюции» . Сын Жана Анри, Августин Фабр, ставший его биографом, написал, что его отец обнаружил «все характеристики гениальности» во многих исследуемых им насекомых.
Еще один биограф Жана Анри Фабра, Перси Бикнелл, писал: «Теорию эволюции, для критики которой он нашел многочисленные поводы в поздние годы своей жизни, он подсознательно отвергал, еще будучи ребенком» . Во взрослом возрасте Фабр «отчаянно критиковал саму идею эволюции» и, в результате, «его всестороння критика, подтвержденная детальными фактами» , постоянно держала эволюционистов в тонусе, поскольку они пытались отвечать на нее; она не давала им «почить на лаврах великих мастеров, разработавших теорию [эволюции].»
Фабр отмечал, что в каждом из периодов истории были свои «научные сумасшествия; на сегодняшний день это эволюция». Фабр также писал, что, благодаря своим исследованиям естественного мира он относился к атеизму, как к «болезни современности».
Отвечая одному «эволюционисту, при чем эволюционисту с крайне оригинальной позицией», Фабр отметил, что эволюция требует «невероятного» отказа от логики и разума, добавив, что эволюционисты верят в фантастические идеи, например:
Фабр детально отвечал, на все идеи эволюционистов (которые он называл «сумасшедшими идеями»), например, на их заявления о том, что Pithecanthropus был предком человека. Фабр считал этот вывод безответственным предположением. Жан Анри выражал удивление тем, что «существуют люди, которые абсолютно серьезно говорят нам о том… что полностью доказано, будто человек произошел от какой-то непонятно нарисованной обезьяны» .
Фабр отмечал, что в каждом из периодов истории были свои «научные сумасшествия; на сегодняшний день это эволюция». Раньше это было «спонтанное зарождение жизни», но «Пастер навсегда похоронил сумасшедшую идею о том, что жизнь возникла из-за химического конфликта в разлагающейся массе» .
На основании этих исторических уроков Фабр хотел продемонстрировать, что эволюция не основана на «достаточных многочисленных и прочных основаниях», чтобы можно было прийти к заключению об ее истинности. А там, где не хватает достаточного количества оснований, используются обобщения. Иными словами, эволюционист «обобщает до крайности, упрощая все в своей неспособности видеть комплекс… и будет поступать так все в большей степени, по мере того, как будет применять свою способность к наблюдению» . Фабр также писал, что, благодаря своим исследованиям естественного мира он относился к атеизму, как к «болезни современности». Вы «можете содрать с меня кожу с большей легкостью, чем отобрать у меня мою веру в Бога» .
«Вы можете содрать с меня кожу с большей легкостью, чем отобрать у меня мою веру в Бога»
Фабр «оказал, и будет оказывать «огромнейшее позитивное влияние на науку»». Он «был профессором в самом высоком значении этого слова, и, более того, учителем совершенно особенного свойства, который воспитывал последователей магией своего стиля, сильнейшего интереса к его работам» . Все работы Фабра были не только оригинальны, но и еще соответствовали высочайшим стандартам. Его биограф и симпатик доктор Г. В. Легрос справедливо писал, что «он мало чем обязан другим ученым и авторам, ведь его стиль, а также секрет его мастерства уникальны»» .
В работах Фабра, которые называют «научными трудами, написанными в стиле литературной классики» , не только детально описываются удивительные насекомые, а также выражается абсолютное восхищение строением, величием и гениальностью всего в природе. Все его многочисленные книги, посвященные насекомым, фактически, являются учебниками по сотворению, написанными с целью воздать славу Создателю и задокументировать вывод о том, что эволюция не может объяснить и не объясняет естественный мир. Работы Жана Анри Фабра важны для прочтения каждым, кто любит природу и науку.