Про деток, от рождения до школы

Как экономическая категория финансы обладают функциями. Можно выделить две основные, диалектически взаимосвязанные функции – распределительную и контрольную, осуществляющиеся одновременно.

1. Распределительная функция финансов заключается в том, что:

  • через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики , достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ;
  • вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств , содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство , формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

  • контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
  • контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти .

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т. п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

  1. контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
  2. контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
  3. контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства. Она осуществляется с помощью множества методов и приемов (инвестирование, налогообложение, лимитирование и др.).

Возникновение и развитие финансов

Термин «финансы» появился в XIII в. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Финансы

Финансы - (financia – лат.) – доход, платеж при сделке

Финансы – (соврем.) – денежные потоки и фонды, возникающие в процессе хозяйственной деятельности

Основные этапы развития финансов:

1. Докапиталистический характеризуется:

Возникновением государства;

Выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха;

Появлением денежных отношений и началом развития товарного производства;

Началом формирования фондов денежных средств;

Возникновением и началом развития финансовых отношений, государственных финансов.

2. Капиталистический характеризуется:

Товарно-денежные отношения приобретают всеобщий характер;

Финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода станы;

Концентрацией основных финансовых средств капиталистических государств в бюджете страны.

Факторы возникновения финансов как исторической категории:

Общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;

Развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличением ВВП и НД;

Место финансов в системе товарно-денежных отношений

В широком смысле слова, финансы рассматриваются зарубежными экономистами как наука об управлении расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени. Финансовые решения характеризуются тем, что расходы и доходы:



1) разнесены во времени;

2) как правило, не могут быть точно предсказаны ни теми, кто принимает решения, ни кем-либо другим.

Финансовая система- это совокупность рынков и других инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Эта система включает в себя рынки акций, облигаций и других финансовых инструментов, финансовых посредников (таких как банки и страховые компании), фирмы, предлагающие финансовые услуги (например, финансовые консультационные компании), органы, регулирующие деятельность всех этих учреждений.

Такая расширительная трактовка в современных условиях связана с господством денежного хозяйства. Денежная форма выражения является для финансов признаком сущностным. В историческом измерении деньги появились раньше финансов в результате перехода от натурального хозяйства к производству и обмену товарами.

Непосредственными предпосылками возникновения денег послужили:

Переход от натурального хозяйства к производству товаров и обмену товарами;

Имущественное обособление производителей товаров - собственников изготовляемой продукции;

Наличие потребности в приобретении товаров, производимых другими производителями.

Каждый из двух начальных типов денег создал свою собственную культуру, которая заметно отличалась от всех предшествующих. Теперь, в начале ХХI в., мир вступает в третий этап монетарной истории - эру электронных денег и виртуальной экономики. Деньги сделали возможной организацию общества на более высоком и сложном уровне по сравнению с тем, какой можно было достичь родственными связями или применением силы. Финансы возникают как результат развития таких функций денег как средство платежа и как средство сохранения ценности (стоимости). Но было бы ошибкой считать, что другие функции денег не имеют к финансам отношения. Финансы - это, прежде всего, движение денежных доходов, а денежные доходы - это обычные деньги, обладающие всеми функциями. Особенность денег, распределяемых (перераспределяемых) финансовой системой, заключается в другом: они имеют целевое назначение, которое определяет собственник этих доходов. А поскольку это назначение может быть теоретически каким угодно, то для его реализации, разумеется, нужны полноценные деньги с набором всех имеющихся функций денег. Так что и в данном случае имеется теснейшая зависимость между финансами и функциями денег.

Функциональность в двойственности финансов:

1) функция аккумуляции плановых денег - суть финансовой энергии на будущий период. Плановые деньги, оформленные расчетными суммами в таблице финансового плана, фонда или бюджета задают параметры (величины по месяцам) для движения реальных денег в процессе исполнения финансового плана в доходной и расходной части;

2) долговые отношения:

функция установления отношений участия в производстве дохода; - функция распределения дохода между заинтересованными лицами в рамках финансового права.

Формы финансов. Финансы существуют в определенных формах организованной аккумуляции и целенаправленного действия финансовой энергии. Финансы являются плановой категорией - это плановые деньги, в которых представлено распределение и перераспределение дохода на плановый период. В практической экономической работе финансовые планы имеют форму таблиц. Структурными формами финансов являются фонды, бюджеты и резервы.

Сущность финансов

Финансы – это денежные отношения, возникающие между экономическими субъектами в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Сущность финансов , закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного производства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Теория финансов – это часть экономической теории, т.е. учение о специфических производственных отношениях, вызванных развитием и функционированием товарно-денежных отношений, а также существованием государства.

Финансы – определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным либо безналичным путем.

Финансовые отношения – это часть денежных отношений, т.к. сфера денежных отношений шире.

Отличительные признаки финансов:

1. Деньги- основа финансов.

2. Финансы – основной инструмент распределения созданной стоимости между разными экономическими субъектами(гос-вом, орг-ми и домохозяйствами)

3. В процессе распределения формируются фонды ден.средств (централизованные – у гос-ва, децентрализованные – у орг-ий).

4. Отношения между разными эконом. субъектами чаще всего имеют неравный характер.

Деньги

Всеобщий эквивалент , с помощью которого измеряются затраты ассоциированных производителей

Выполняют пять функций

Возникают раньше финансов

Охватывают более широкие экономические отношения

Финансы

Экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств

Имеет свои особые функции

Возникают позже денег

Охватывают более узкие отношения, связанные с формированием денежных фондов.

Таким образом, финансы играют значительную роль в общественном воспроизводстве.

Функции финансов как проявление их сущности.

1. Распределительная функция финансов выражается через процесс исп-я ранее мобилизованных ден. средств для удовлетворения целевых потребностей хоз. системы фин. ресурсов. На уровне мировых фин. отношений при осуществлении фин. программ межнациональных фин. институтов. На уровне госуд. финансов – при исполнении расходной части бюджета. На уровне субъекта хозяйствования – при распределении полученной прибыли. На уровне частных финансов - при распределении доходов домашних хозяйств.

2. Контрольная функция финансов выражается через фин.контроль за колич-ми и качеств-ми параметрами процессов как мобилизации, так и исп-я фин.ресурсов. Основными контролирующими органами явл: Счетная палата РФ; Мин.финансов; Казначейство; Фед.служба фин-бюджетного надзора (ФС ФБН). Контрольная функция реализуется через: фин.хоз. контроль; фин-бюдж. контроль; фин-банковский контроль.

3. Регулирующая функция финансов тесно связана с вмешательством гос-ва с помощью финансов в процесс воспроизводства. На микроуровне , эта ф-я стимулирует деят-ть орг-ии, создавая различные фонды, что способствует улучшению кач-ва производственного процесса, увеличению его объема, улучшению матер. положения работающих. На макроуровне, эта ф-ция, исп-я госуд. доходы, налог, кредит, способствует удовлетворению общегосударственных потребностей.

Финансовая система РФ

Финансовая система – совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовую систему государства можно рассматривать с позиции ее функций или ее институтов.

Функциональная характеристика:

Финансовая система – совокупность денежных отношений, функционирующих в государстве.

Институциональная характеристика:

Финансовая система – совокупность финансовых учреждений (банков, бирж и т.п.)

Типы финансовых систем:

1. Банковский тип финансовой системы - Основная часть национального дохода страны перераспределяется через рынок ссудных капиталов (большинство стран Европы)

2. Рыночный тип финансовой системы - Основная часть национального дохода страны перераспределяется через фондовый рынок.

3. Бюджетный тип - Основная часть национального дохода в централизованном порядке перераспределяется государством через систему бюджетов и внебюджетных фондов. (используется в России, Швеции, Китае в ряде других стран)

В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить ее разное структурное понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

1. По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы включают:

· государственные бюджеты;

· государственные социальные внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· государственное страхование.

К децентрализованным финансам относят:

· финансы коммерческих предприятий и организаций;

· финансы некоммерческих организаций;

· финансы домохозяйств.

По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:

· финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;

· финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;

· фонды страхования: государственного, частного;

· финансы домохозяйств.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

Никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один - валовый внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция

Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

  • 1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
  • 2) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуется вторичная, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Распределительная функция финансов. Через нее реализуется назначение финансов: обеспечить каждого субъекта хозяйствования и государство необходимыми им финансовыми ресурсами, аккумулируемыми посредством перераспределения первичных доходов владельцев экономических ресурсов.

Регулирующая функция финансов. Она показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста. Ее действие связано с государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, госкредита, изменения налогового бремени. Контрольная функция финансов. В основе ее действия лежит движение финансовых ресурсов, объем которых, их состав и структура дают обобщающую характеристику всех сторон деятельности хозяйствующих субъектов и государства. В финансовых отношениях участвуют все субъекты экономики, поэтому с помощью финансовых ресурсов можно систематически контролировать складывающиеся в экономике пропорции, соблюдение финансовой дисциплины. Совокупность распределительной, регулирующей и контрольной функций раскрывает сущность финансов, показывая, какие элементы стоимости и как могут перераспределяться, каким образом осуществляется контроль за объемом и направлениями движения финансовых ресурсов. денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием у хозяйствующих субъектов и государства денежных доходов и накоплений, образованием и использованием денежных фондов целевого назначения. Финансовые отношения возникают в подразделениях обществ, производства, во всех его секторах, на всех этапах стоимостного распределения. Они опосредуют связи между: государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами - с другой (по поводу платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды и финансирования из них); государством и его кредиторами на внутренних и внешних финансовых рынках; органами государственного управления и самоуправления по оказанию друг другу финансовой помощи; хозяйствующими субъектами по поводу уплаты штрафов, пени, неустоек, обусловленными нарушениями платежной, договорной и финансовой дисциплины; предприятиями и их работниками по поводу оплаты труда и материального стимулирования и т.д. Многообразию финансовых отношений содействует и государство, которое разрабатывает различные формы их использования (например, вводит или отменяет конкретные виды платежей и т.д.). Формы финансовых отношений устанавливаются государством в соответствии с общими задачами развития страны, особенностями исторического этапа и т.д. Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Рассмотрение финансовых ресурсов в качестве материальных носителей финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связанны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим для финансовых отношений любых общественно – экономических формаций, где бы они ни функционировали. При этом формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества. В условиях рынка появляются и принципиально новые виды финансовых отношений, связанные с несостоятельностью (банкротством) предприятий, возникающей в связи с приостановлением его текущих платежей; возникающих при слиянии, поглощении и разделении предприятий (корпораций). Сущность финансов проявляется в первую очередь с помощью распределительной функции. Через нее реализуется общественное назначение финансов обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов. Распределительная функция финансов заключается в первую очередь в создании основных или первичных доходов путем распределения общего, национального дохода среди участников материального производства. Следующая функция финансов заключается в создании вторичных или производственных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в денежной форме), а так же часть национального богатства (принявшая денежную форму). Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

Благодаря распределительной функции финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадии. С помощью распределительной функции осуществляется возмещение стоимости потребленных средств производства и образование доходов в различных формах, а так же формируются фонды целевого назначения. На основании данной функции также обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются ресурсы для содержания и развития непроизводственной сферы, осуществляется перераспределение национального дохода. Финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Названные виды распределения обслуживаются разными звеньями финансовой системы: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций; межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами. На основе данной функции обеспечиваются также общегосударственные потребности, формируются ресурсы для содержания и развития непроизводственной сферы, осуществляется внутриотраслевое, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение национального дохода и т.д. Создаваемые с помощью распределительной функции бюджетные резервы, страховые и внебюджетные фонды используются для предупреждения возможных диспропорций на отдельных участках хозяйственного строительства, обеспечения необходимой маневренности в использовании ресурсов. Контрольная функция заключается в контроле за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Контрольная функция осуществляется государством, перед финансовым контролем стоят следующие задачи: 1) проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств); 2) проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы; 3) проверка соблюдения правил учета и отчетности. Осуществлением соблюдения пропорций в распределительном процессе занимается контрольная функция финансов. Пропорции для разных отраслей различны и складываются при разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления. Из распределительной функции финансов вытекает контрольная функция которая основывается на возможности оценки величины фондов денежных средств и их предусмотренной направленности движения, происходящей как в фондовой, так и в нефондовой формах. Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования, при использовании доходной и расходной частей бюджетной системы. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а так же взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Функции распределения и контроля это две стороны экономического процесса. Эти функции реализуются через финансовый механизм являющийся частью хозяйственного механизма. Как уже было отмечено, контрольная и распределительная функции финансов осуществляются финансами одновременно. Так как с помощью финансов государство осуществляет распределение созданного в обществе продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости, становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели(выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность, оборачиваемость, платежеспособность и др.) позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Еще по теме 40. Функции финансов как проявление их сущности.:

  1. 1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ, ИХ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  2. 3.1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ І1ГЕД11ГИЯ1НЙ
  3. Экономическая сущность и функции финансов. Роль финансов в условиях рынка.
  4. Кредит и кредитные отношения. Необходимость и сущность кредита
  5. №2. Функции финансов и их проявление в системе финансовых отношений.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право -

1. Распределительная функция финансов заключается в том, что:

– через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ;

– вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

– контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

– контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т. п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства. Она осуществляется с помощью множества методов и приемов (инвестирование, налогообложение, лимитирование и др.).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы