Про деток, от рождения до школы

Человек начинает развиваться с первых дней своей жизни, но если изначально ему хватает тех знаний и навыков, которые предлагают родители, то с возрастом появляется потребность в профессиональном педагогическом участии, когда потенциал ребенка может быть не просто правильно оценен, но и направлен в нужное русло. Именно поэтому сегодня мы поговорим о ментальной арифметике.

Ментальная арифметика – одна из наиболее молодых, стремительно развивающихся и перспективных методик детского образования. Благодаря ей можно развить умственные, в первую очередь математические способности ребенка, так, что любая арифметическая задача превратится для него в быстрый и простой процесс вычисления (кстати, здесь вы узнаете, ). Причем сделать это можно даже в домашних условиях. Однако сегодня ведутся ожесточенные споры на тему того, что такое ментальная арифметика – просто инновационная идея, способная принести хороший доход, или очень полезная методика для обучения?

Далее мы вкратце расскажем об истории ментальной арифметики, поговорим о том, зачем она нужна детям, рассмотрим ее цели и результаты, которые она приносит, а также осветим основные способы, посредством которых осуществляется обучение. Представленная информация позволит определить плюсы и минусы ментальной арифметики и будет полезна для детей и родителей, заботящихся об умственном развитии своего ребенка.

Краткая история

Методика под интересным названием «ментальная арифметика» была разработана турецким исследователем Халитом Шеном. Ее основой послужил древний абакус – созданные еще 5 тыс. лет назад в Китае счеты, позже модифицированные японцами и ныне известные, как обычный калькулятор. Но, несмотря на востребованность последнего в наши дни, ученые сочли, что устройство абакуса гораздо полезнее для развития детей. Так счеты стали применяться в процессе обучения и послужили причиной появления особой методики, которая сейчас известна, как ментальная арифметика или менар.

Старт обучения менару состоялся в 1993 г. На сегодняшний день функционирует около пяти тысяч образовательных центров, обучающих устному счету, в 50 государствах. Наибольшее распространение метод получил в странах Ближнего Востока, Китае, Таиланде, Австралии, Канаде, Австрии и США. Кроме того, постепенно появляются специализированные организации в Киргизии, Казахстане и России, например, в Астане и Москве, где для детей и родителей ментальная арифметика стала настоящим открытием.

Зачем ментальная арифметика детям?

Согласно общеизвестному мнению, ответственно за образное мышление, восприятие и творчество, а левое – за логическое мышление. Кода человек работает левой рукой, он активизирует работу правого полушария, а когда правой – левого. Таким образом, гармоничная и одновременная работа двух полушарий создает идеальные условия для развития ребенка.

Задача менара – сделать так, чтобы мозг принимал участие в образовательном процессе полностью. А достигается это посредством выполнения математических операций с использованием абакуса обеими руками. В результате ментальная арифметика способствует освоению способности к быстрому счету и развитию аналитических навыков. Сравнивая абакус с калькулятором, можно сделать вывод, что второй расслабляет мозговую активность, а абакус, напротив, тренирует и оттачивает деятельность мозга. По схожим причинам также актуальны и популярны методики, обучающие устному счету в домашних условиях, такие, к примеру, как .

А что касается возраста, когда лучше всего начинать обучение менару, то рекомендуется делать это в период с 4-х до 12-ти лет (в некоторых случаях – до 16-ти), когда мозг находится в состоянии самого активного развития. Исходя из того же посыла, в это время эксперты советуют прививать детям базовые навыки, изучать иностранные языки, учиться игре на музыкальных инструментах, осваивать боевые искусства и заниматься другими видами деятельности.

Но давайте продолжим разговор о менаре.

Суть ментальной арифметики

Вся программа по освоению ментальной арифметики построена на двух этапах. Первый этап включает в себя овладение техникой счета на косточках с одновременным применением обеих рук, благодаря чему в процесс включаются правое и левое полушария. Так достигается максимально быстрое выполнение и усвоение действий. Используя в работе абакус, ребенок учится совершенно свободно выполнять арифметические операции (сложение, вычитание, деление и умножение, вычисление квадратного и кубического корня).

Второй этап предполагает переход учеников у счету в уме, т.е. к ментальному счету. Постепенно проходя занятия, ребенок отходит от привязки к абакусу, тем самым стимулируя также и свое воображение. Левым полушарием воспринимаются цифры, а правым – образ косточек абакуса. На этом и построено обучение проведению умственных расчетов – в воображении ребенка появляются счеты, на которых он мысленно проделывает требуемые вычисления. В процессе работы с воображаемым абакусом мозг воспринимает числа в виде картинок, а выполнение математических операций ассоциируется с тем, как на счетах двигаются косточки.

Обучение ментальной арифметике – это очень увлекательный и интересный процесс, по достоинству оцененный сотнями тысяч людей, но плюсы и минусы для себя вы, конечно же, должны определять сами. Но чтобы сделать это вам было проще, мы скажем еще несколько слов, о том, на что направлен менар и какие приносит результаты.

Цели и результаты ментальной арифметики

Основными целями этой уникальной методики можно назвать концентрацию внимания, и логического мышления, наблюдательности, слуха, творческого мышления и фотографической памяти. Если для овладения менаром был применен профессиональный подход и поставленные задачи были достигнуты, ребенок учится выполнять и простые и сложные математические задачи в уме. Он становится способен, к примеру, за несколько секунд складывать десятизначные числа, умножать сотни и тысячи и осуществлять другие арифметические действия быстрее, чем это делает калькулятор.

А благодаря тому, что как образовательная программа, менар касается не только области математики, но и других сфер, ребенок становится в принципе умнее и увереннее в себе, а также учится эффективно и без ущерба для результата заниматься разными делами в одно и то же время. Надеемся, что теперь определить для себя плюсы и минусы ментальной арифметики вы сможете без особых затруднений.

Теперь же давайте поговорим о том, где можно научиться ментальной арифметике.

Школы ментальной арифметики

К сожалению или к счастью, но сегодня обучение ментальной арифметике проводится хоть и во многих странах мира, но только в специализированных образовательных центрах. Обучение в них длится, как правило, два-три года. Кроме этапов освоения методики, существует также десять ступеней, каждая из которых проходится учениками за 2-3 месяца. Несмотря на то, что в каждом центре есть свои программы, действуют и общие для всех правила.

Группы учеников формируют, исходя из их возраста. Есть три базовых вида групп – это junior, kids и kinder. Занятия проводятся опытными высококвалифицированными педагогами-психологами, прошедшими надлежащую подготовку и аттестацию.

В дополнение к центрам по обучению ментальной арифметике можно встретить и школы, где готовятся специалисты соответствующего профиля. В большинстве случаев преподавателями менара являются люди, имеющие педагогическое и психологическое образование и опыт работы. Важно это по той простой причине, что внимание уделяется не просто уровню преподавания математических знаний и навыков работы с древними счетами, но и методам, которыми пользуются педагоги, ведь всегда должны учитываться психологические особенности развития детей.

В школах по подготовке специалистов по ментальной арифметике постоянно проводятся тренинги и семинары, позволяющие повышать квалификацию, поддерживать высокий уровень профессионализма, отслеживать динамику образовательных процессов и статистику преподавателей и их подопечных. После прохождения обучения будущие учителя проходят экзамены, успешная сдача которых позволяет получить нужные для работы документы (свидетельства, сертификаты, дипломы и т.д.).

Кто-то, конечно, может огорчиться, узнав, что обучить свое любимое чадо менару можно только, отправив его в соответствующее учебное заведение, но на самом деле это не повод расстраиваться. Для детей и родителей есть и другая новость – при желании можно найти учебники и пособия по обучению ментальной арифметике, а это значит, что овладеть ей вполне реально и в домашних условиях.

Обучающие материалы по ментальной арифметике

Сегодня многими обучающими центрами создаются авторские методики по обучению менару, которые выстраиваются с основой на психологические, возрастные и когнитивные особенности детей. Благодаря этому обеспечиваются положительные результаты и эффективность. Эти методики понятным и простым языком излагаются в обучающих материалах.

Всего же существует несколько категорий обучающих материалов. Во-первых, это пособия, предназначенные для преподавателей, включающие в себя пояснения к учебникам, видеоматериалы и методическую литературу. Пособия регулярно обновляются и снабжаются различными вспомогательными сборниками.

А во-вторых, это учебники по ментальной арифметике, обычно представленные двумя вариантами – теоретическим и практическим. Из теоретического учебника ребенок может узнать правила и познакомиться с приемами вычислений на абакусе и всяческими операциями с косточками этих счетов. В практических же учебниках предлагаются упражнения, позволяющие закрепить полученные знания и отточить новые навыки. Все учебники имеют деление по возрастным категориям.

Найти учебники по ментальной арифметике вы можете на просторах интернета, в специализированных онлайн-точках продаж и, конечно же, в традиционных книжных магазинах. Также заметим, что помимо менара для детей и родителей, желающих обучить их считать в уме и вообще приобщить к математике, будет крайне полезно пройти и наш . К тому же и ходить никуда не надо – сидите себе за компьютером и обучайтесь в домашних условиях.

Ну и напоследок – несколько слов о том, как отзываются люди о ментальной арифметике. Возможно, это поможет вам более четко определить для себя плюсы и минусы менара и решить, стоит ли заниматься этим.

Немного об отзывах

Невзирая на то, что ментальная арифметика является довольно новой программой обучения устному счету, за немногочисленные годы своего существования она успела снискать большую популярность и показать превосходные результаты. Отзывы детей и их родителей говорят о том, что она очень даже полезна и эффективна. Взять во внимание нужно и то, что менар может быть успешно внедрен и в традиционные образовательные программы, став для ребенка дополнительным инструментом освоения арифметических навыков.

Всего несколько часов в неделю приносят отличные результаты уже по прошествии пары-тройки месяцев. Многие родители говорят о том, что у их детей , мышление стало более креативным, повысились способности к сосредоточению. Дети, изучающие ментальную арифметику, более уверены в школе, быстрее делают уроки, становятся более внимательными и наблюдательными, получают на обычных уроках больше положительных оценок.

Из всего этого можно сделать вывод, что менар стал не просто новым способом освоить навыки вычисления, но и результативной методикой для всестороннего развития личности ребенка. Потенциал, активизирующийся при занятиях ментальной арифметикой, способствует формированию успешной и здоровой натуры, имеющей надежный фундамент для вступления во взрослую жизнь.

Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Евгения Климкович. Я рада видеть вас на страничках блога «ШколаЛа»!

Чем сегодня займемся? Может быть, посчитаем? Не хотите? Да ладно вам! Это же очень интересно! Особенно если не просто ворон считать, а считать на абакусе. А вы, кстати, знаете, как считать на абакусе? Вот и я не знаю. Счеты в руках не держала, на курсы не ходила. Но понять, как же все-таки это делается, очень хочется. Вот и решила попробовать хотя бы немножко приоткрыть завесу тайны.

Вы со мной?

Тогда присаживайтесь поудобнее, включайте мозг. Наш ментально-арифметический поезд отправляется!

Предлагаю начать с главного! С абакуса или, как его еще называют, соробана. Что это за штуковина такая?

План урока:

Что такое абакус?

Вот она – эта загадочная счетная машинка.


Чем-то напоминает известные многим советские счеты с костяшками. И, насколько я поняла, принципы работы на этих двух приспособлениях очень похожи. Отличаются эти счеты количеством костяшек на спицах и, собственно говоря, удобством эксплуатации. На абакусе приходится делать намного меньше движений руками.


Итак, абакус состоит из рамки, в которую установлены спицы. Причем спиц может быть разное количество. А на спицах нанизаны костяшки. По 5 штук на каждую. Спицы проходят сквозь разделительную планку. Над планкой остается по одной костяшке, под планкой по четыре.

Важную роль при счете на абакусе играет то, как именно человек двигает пальцами. Используются в работе только большой и указательный пальцы. Все движения путем многократных повторений доводятся до автоматизма. Этот навык легко потерять, поэтому при занятиях ментальной арифметикой не желательно пропускать уроки.

Расположение чисел

Теперь о том, как же располагаются числовые линейки.


Справа у нас находятся единицы. Затем десятки, потом сотни, тысячи, десятки тысяч и т.д. Каждому разряду своя спица. Костяшки, которые находятся под разделительной планкой, означают «1», над планкой – «5». Трудновато понять, да?

Давайте посмотрим на примере. Я нарисовала абакус!


Десятичные линейки рисовать не стала. То есть, крайняя правая линейка на моем рисунке – это единицы.

Так будет выглядеть на абакусе число 3.


Поднимаем к разделительной планке три костяшки на линейке единиц.

Попробуем взять двойное число, например, 15.


На линейке десятков поднимаем 1 костяшку, то есть, получаем 1 десяток. А на линейке единиц опускаем к разделителю верхнюю костяшку, которая и означает 5.

А вот это какое число получилось? Догадаетесь?


А давайте чего-нибудь посущественнее наберем. Например, 6482!


На линейке тысячи у нас верхняя костяшка опущена к разделителю – это пять тысяч и одна нижняя поднята вверх, плюс еще тысяча. Получаем 6 тысяч. С сотнями полегче, просто четыре костяшки поднимаем вверх. Десятки: верхняя опущена, три нижних подняты. Получается сверху 5 десятков, снизу 3. Это 80. Ну и еще 2 единицы. Не так уж сложно, правда?

Как складывать?

А теперь переходим к сложению и посмотрим, что из этого получится. Предлагаю взять что-нибудь попроще, чтобы не взорвать себе мозг) Например, сложим 33 и 14.

Откладываем на абакусе 33.


К трем десяткам прибавим еще один. Получим 4 десятка или 40.


Теперь единички. К трем единицам прибавим еще 4. Так как четырех свободных единиц снизу на спице нет, то сначала прибавим пять, опустим верхнюю косточку. А потом отнимем 1, опустим одну нижнюю. Получилось у нас 7 единиц.


В результате получилось 47! Может на калькуляторе проверим?) Шучу, и так ясно, что результат мы получили верный!

Дополнительная литература

В общем, примерно вот по такой схеме на абакусе и считают. Я показала все самое простое. А ведь можно еще и вычитать, и умножать, и делить, и в степень возводить. И работать с огромными числами. Хотите знать больше? Пожалуйста! Обнаружила в интернете инструкцию по работе с соробаном. Вот здесь ее можно скачать.

Если не поможет инструкция, то может быть стоит обратить внимание на книгу «Ментальная арифметика. Знакомство»? Насколько я поняла, она ориентирована на обучение детишек. Такой своеобразный учебник. Нашла я ее в магазине «My-shop». Ссылка на эту книжку чуть ниже.

Ментальная арифметика. Знакомство — Багаутдинов Р. | Купить книгу с доставкой | My-shop.ru
[|urlspan]

Думаю, что и взрослым людям не повредят занятия с абакусом. Особенно бухгалтерам. Представляете, все коллеги на калькуляторах считают или на компьютерах. А вы такой деловой с абакусом) И батарейки-то не садятся, и кнопки не западают, и костяшки так приятно пощелкивают) Красота!

Уф, наверное, хватит на сегодня счета. Теперь давайте посмотрим, как другие считают. Настоящие маленькие абакус-мастера, только они уже на том уровне подготовки, когда хватает и воображаемых счет. Смотрим видео.

На сегодня, пожалуй, все. А завтра на блоге «ШколаЛа» вас ждет новая интересная информация!

Кстати, если есть желание каждое воскресение по почте получать анонсы статей на следующую неделю, то обязательно подпишитесь на новости блога. Тогда вы точно ничего не пропустите!

И не забудьте вступить в нашу группу «ВКонтакте» , там вас тоже ждет много всего интересного!

Удачи вам и вашим маленьким школьникам!

Евгения Климкович.

Ментальная арифметика сегодня - это новая методика обучения детей, но она имеет древние корни. Результаты японских и китайских школьников доказывают, что такие занятия не только учат детей прекрасно считать без калькулятора, но и развивают их воображение. Что же это за методика, как проходят занятия, кому она нужна и можно ли заниматься дома с родителями? Эти вопросы журналист портала сайт задал руководителю центра развития интеллекта «Пифагорка» в Новокузнецке Екатерине Илясовой.

Екатерина Илясова, психотерапевт. Руководитель центра развития интеллекта «Пифагорка» в Новокузнецке. Педагог по ментальной арифметике.

Общение со специалистами по ментальной арифметике началось с того, что меня пригласили присутствовать на занятии. Лера Ворошилова, одна из первых учениц «Пифагорки», занимается ментальной арифметикой больше четырех месяцев и с нетерпением ждет начала урока. Учебный класс - уютный и душевный, здесь все продумано до мелочей: стулья и парты регулируются по высоте, между ними много свободного пространства. Понятно, почему ребенок с таким энтузиазмом рвется сесть за свою парту: учебный класс располагает не только к работе, но и к игре.

Занятие уже началось. Лера с удовольствием отдает свою тетрадь на проверку и ждет результат. Она выполнила домашнее задание самостоятельно, но допустила несколько ошибок. Преподаватель не ругает Леру, а лишь предлагает девочке самой найти ошибку и исправить ее. Лера с интересом уходит в работу, а у меня появляется возможность задать вопросы преподавателю.

Воображение и счет

Ментальная арифметика - это методика, которая пришла к нам из Азии. В Японии это методика входит в обязательную общеобразовательную программу, и дети обучаются по ней столько, сколько хотят. В «Пифагорку» она пришла из Турции. Сейчас по России открыто больше 70 центров. Что же такое ментальная арифметика, и как работает эта методика?

Быстрый счет в уме - это «побочный эффект» данной методики, - смеется педагог Екатерина Илясова. - Ценность в том, что у ребенка развивается не только левое полушарие, но и правое. На занятиях дети учатся использовать свое воображение. Оно нужно не только для того чтобы быстро считать, но и для многих других задач. Воображение необходимо детям для творческого мышления, для принятия нестандартных решений.

На занятиях дети учатся использовать свое воображение: в процессе обучения они формируют образ счетов соробан в уме, а потом - так же в уме - считают на них. Поэтому на многих видеороликах по теме видно, как дети совершают некие манипуляции пальцами, а затем выдают правильный ответ.


Ментальная арифметика и школьная математика

Математика как школьная дисциплина имеет мало общего с ментальной арифметикой, но это ничуть не мешает ребенку из «Пифагорки» успешно учиться в школе. Напротив, с помощью ментальной арифметики он знакомится с другой стороной этой сложной для многих науки.

Часто к нам приходят дети, у которых уже есть установки насчет себя и своих отношений с математикой. Они говорят: «Математика это сложно», «Я математику не знаю», «Я не знаю таблицу умножения», «Я не люблю математику», - рассказывает Екатерина. - Но в процессе они обучаются счету в уме, сложению, вычитанию, умножению, делению, простым законам, которые дает и общеобразовательная система, но по-другому. Хотя здесь тоже есть свои правила и свои законы, свои сложности и даже очень непростые примеры.

Методика помогает развивать и наращивать объем нейронных связей в головном мозге и поэтому подходит не для всех, а только для детей от 4 до 16 лет, когда идет активное формирование клеток головного мозга.

В центре «Пифагорка» первое занятие бесплатное, оно проводится с диагностической целью. Педагогу важно понимать потребности ребенка и свои возможности, ответить на вопросы: «Могу ли я ребенка научить чему-то, готов ли он к образовательной деятельности, нет ли психологических проблем, связанных с обучением в принципе?»

Кроме этого, на первом занятии мы знакомим ребенка со счетами и числом пять, - объясняет Илясова. - Почему именно с этим числом? Потому что счеты соробан (иногда их еще называют «абак») не похожи на те счеты, что мы помним из детства. На них два поля, в которых расположены 13 или более спиц: в верхнем поле на спицы надето по одной косточке, в нижнем еще по 4. Таким образом, числа от одного до четырех - это единицы, а 5 - это уже отдельная косточка. 7 - это сочетание 5 и двух единичек. 9 - это 5 и четыре единички, и так далее. Это непросто понять взрослым, но малыши справляются легко.

Первые занятия посвящены знакомству со счетами как с предметом. Дети учатся работать с ними, выставлять правильно числа, считать на них. У ребенка формируется образ счетов в воображении, затем счеты постепенно убираются, и ребенок начинает совершать арифметические действия уже в уме.

Концентрация внимания и как ее достичь

Перед началом каждого занятия я обязательно провожу зарядку. Их много и все они разные, но основная задача - научить детей концентрировать внимание. Ведь мы знаем, что недостаток внимания и есть самая большая проблема школьников. Такие зарядки особенно полезны при гиперактивности, - уточняет Екатерина. - Педагогам трудно работать с такими детьми, на них просто не хватает времени. Поэтому ребенок с гиперактивностью легко может стать лидером таблицы аутсайдеров. В нашем центре мы особое внимание уделяем такому ребенку. И, как правило, дети уходят с занятий спокойными, это и отзывы родителей подтверждают.

Тут Екатерина засекает время и говорит ученице: «Давай потренируем пальчики. Большим пальцем правой руки подними все косточки, а указательным левой опусти. Готово. А теперь одновременно двумя руками по направлению к центру опусти все косточки».

Когда мы на время работаем со счетами - мы работаем сразу и с мелкой моторикой, и учимся концентрации внимания. Все это развивает мозг, - теперь Екатерина обращается уже ко мне. - Чем быстрее ребенок работает пальцами, тем быстрее он считает. При этом важно не путаться, какими пальцами нужно работать: большим поднимаем, указательным опускаем. Это надо держать в голове. Первое время дети путаются, а потом начинают делать автоматически.


Домашние задания: право на ошибку

Домашние задания нужны ребенку для того, чтобы он постепенно научился самостоятельно справляться без помощи родителей. Дети не любят делать школьные задания, в том числе из-за страха совершить ошибку, - рассказывает педагог по ментальной арифметике Екатерина Илясова. - Я стараюсь сделать так, чтобы благодаря этим домашним заданиям у детей сформировалось ощущение, что они имеют право совершать ошибки. За ошибки я никогда не ругаю ребят и, что тоже важно, ничего не исправляю в тетрадях. Вы заметили, что у меня нет карандаша? Потому что ребенок в любом возрасте в состоянии осознать и исправить совершенную ошибку самостоятельно. Таким образом он учится сам себя контролировать и сам себя проверять.

Большинство родителей берут на себя слишком большую ответственность, контролируют домашние задания и жалуются на то, что очень устают от этого.

Здесь мы учим, что ответственность за учебу и за результаты лежат только на ребенке, - продолжает Екатерина. - В «Пифагорке» домашние задания обязательны только для школьников. Я не требую неукоснительного выполнения домашних заданий. Дети, как правило, сами выполняют их с радостью и в конце урока спрашивают: «А домашнее задание будет?» Кстати, даже дошколята очень любят выполнять домашку. Объем заданий небольшой, но есть важное условие - родители не должны вмешиваться. Ребенок все делает только сам.

Английский, рисование и арифметика

Тем временем Лера исправила свои ошибки, и занятие продолжается. Екатерина предлагает ученице: «Посчитаем на счетах и по-английски до двадцати? One, two, three…»

Одновременный счет на счетах и вслух на английском языке задействует нейронные связи разных отделов головного мозга. Таким образом ребенок увеличивает объем памяти и расширяет кругозор.

Я как мама понимаю, что каждый ребенок - личность со своими особенностями. Поэтому в нашем учебном центре главное и центральное место занимает личность ребенка, - объясняет Екатерина. - Особенно это касается дошкольников. Надо понимать, что они малыши и учиться им непривычно, поэтому мы используем много игровых приемов, но все они связаны с образовательным процессом. Некоторые игры могу предложить я, иногда дети сами являются генераторами идей. В голове у меня всегда есть план занятия, конструктор урока, но он гибкий, а значит, его легко подстроить под конкретного ребенка.

Лера, а сейчас приступим к зарядке. Вытяни ручки вперед, соедини их в замок и рисуй ими знак бесконечности. Внимательно следи за большими пальцами. Очень внимательно следи.

Лера смеется, у нее не очень получается, она отвлекается.

А если мы здесь нарисуем рожицы? - педагог рисует фломастером рожицы на ноготках. Лера смеется еще больше, но зато взгляд точно фокусируется именно на этих пальцах. Миссия выполнена!

А теперь потри ушки пальчиками. Сверху вниз, снизу вверх, чтобы они стали теплыми.

Можно ли заниматься дома

Ментальная арифметика в домашних условиях - вполне реальное занятие. Для этого нужны счеты соробан, рабочие тетради и взрослый, который будет эту идею поддерживать. У методики масса своих особенностей, поэтому для начала освоить ментальный счет должен сам родитель.

Мне известны случаи, когда мама проходила обучение методике и занималась со своим ребенком. Это возможно и реально. Просто вопрос - для чего мы это делаем? - рассуждает Екатерина. - Если дело только в навыке счета в уме, то, конечно, это можно делать дома. Было бы время у мамы и желание достичь цели. Развивающие центры дают детям больше, чем образование. Это и социализация, и личностный рост. Я считаю, что мама не должна быть педагогом своих детей. Я сама мама, и первыми моими учениками были мои дети. Но сейчас я передала их другому педагогу. Потому что детям сложно воспринимать маму как педагога, они не могут достичь того, что достигают другие. Кроме того, это правильно с точки зрения тех же границ - мама должна оставаться мамой.

Несмотря на естественную конкуренцию и развитие отношений в группе, дети соревнуются не друг с другом. Единственный человек, с которым они ведут спор - они сами. Сегодня они выполнили один объем работы, завтра сделают больше. Так они учатся ставить цели и добиваться их. А также формируют понимание, что сравнивать себя с другими - это пустое занятие. Мы никогда не станем кем-то. Только собой. У каждого из нас свой неповторимый рисунок жизни, и важно следовать своему заданному курсу.

Когда мы ориентируемся на других - мы тратим свою жизненную энергию не туда. И в результате сильно устаем и впадаем в депрессию.

Поработаем в тетрадях. Лера, сколько за 15 минут ты сможешь выполнить заданий?

Четыре страницы.

Хорошо, начинаем.

Занятия для школьников и дошколят

Для каждого возраста в «Пифагорке» своя программа обучения. Это связано с тем, что у школьников уже сформирован образ числа. Но все дети учатся ментальному счету два года. В первый год изучают вычитание и сложение, во второй год - умножение и деление.

В конце каждого занятия педагог обязательно получает от ребенка обратную связь. Это очень важно, чтобы ребенок научился говорить о том, что он чувствует, называть свои эмоции, говорить о том, что не нравится. Уметь говорить о том, что не нравится - это важное качество. В дальнейшем детям становится проще понимать себя и свои потребности.

Я все закончила.

Лера, посмотри на время. 15 минут. Видишь, какая ты молодец? Ты поставила себе цель и выполнила ее. Понравилось тебе занятие? Какое у тебе сейчас настроение?

Понравилось, но мне немножко грустно.

Почему тебе грустно?

Потому что занятие кончилось.

Меня довольно часто спрашивают: ментальная арифметика - это развивающие занятия или полноценное обучение? Скажу так: развивайки, особенно, если речь идет о занятиях для детей от 6 месяцев - это в большей мере способ занять маму. Оценить результат очень сложно. Занятия веселые, разнообразные и интересные и помогают подготовить ребенка к детскому саду, - рассуждает Екатерина. - А ментальная арифметика - это совсем другое направление. Мы работаем с уже сформировавшейся личностью и помогаем ребенку в развитии его способностей. Занятия влияют на самооценку, на умение выстраивать коммуникацию, на самостоятельность, на усидчивость и концентрацию внимания. И самое приятное, что здесь можно получить ощутимый результат. Показатель - это не только навык счета в уме, но и интерес ребенка к учебе!

Справедливости ради надо сказать, что и отрицательные отзывы о ментальной арифметике тоже есть. Основная причина, по которой методика кого-то не устраивает - это боязнь перегрузить ребенка. Действительно, в 4 года малышу, не нужен навык складывания в уме трехзначных чисел. Но если ребенок сам проявляет интерес, а финансы родителей позволяют - почему нет? Главное, следить, чтобы занятия шли не через силу и не отбили у ученика тягу к дальнейшему обучению. Впрочем, этот совет касается не только ментальной арифметики, но и любых занятий с ребенком.

Распечатать

Большинство родителей желают видеть своих детей умными, развитыми и успешными. Кто-то довольствуется тем, что их детям подарила природа, а кто-то, в поисках модных методов обучения, записывает ребенка во всевозможные кружки и школы раннего развития.

Для нестандартного развития детей в наше время существует большое количество методик, одной из самых популярных в последние годы стала ментальная арифметика. О популярности методики ментальной арифметики свидетельствует все большее количество детских развивающих центров, работающих по этому методу. Так, в 2017-18 учебном году в Нижнем Новгороде не менее девяти предлагают занятия ментальной арифметикой, как одно из направлений обучения.

Сегодня такую методику развития обоих полушарий головного мозга практикуют более чем в 50 государствах мира. Что это за методика, откуда она к нам пришла и чем она так популярна?

Ментальная арифметика: новое или хорошо забытое старое?

Корни ментальной арифметики нужно искать в древности. Методика основана на использовании древнего «калькулятора» - абакуса, который был создан в Китае еще 5 тыс. лет назад. Он представляет из себя прямоугольную рамку, в которой натянуто 13 вертикальных струн, на каждой из которых нанизано 5 косточек. Каждая из пяти косточек имеет свое назначение. Верхняя называется пятеркой, а остальные обозначают единицы. На первой спице справа находятся разряды: единицы, затем десятки и так далее.

Из Китая абакус стал распространятся по всему миру и в 16 веке попал в Японию. Японцы усовершенствовали этот инструмент счета и назвали свое изобретение - счеты соробан, которые и в наше время, ввиду своей эффективности, используются в начальной школе для обучения детей счету.

Ментальная арифметика: в чем суть метода?

Ментальная арифметика - это эффективная программа развития умственных способностей при помощи арифметических вычислений на счетах. Отличие метода от обычной арифметики в том, что при использовании счет задействованы оба полушария головного мозга.

Методика ментального счета основывается на использовании указательного и большого пальца. Все движения должны быть доведены до автоматизма, чему содействует их многократное повторение. На начальном этапе детей учат с помощью счет выполнять сложение и вычитание. Со временем дети уже должны представлять абакус мысленно и все вычисления производить в «голове», при этом к сложению и вычитанию прибавляются умножение и деление. Левое полушарие ребенка воспринимает цифры, а правое – образ костяшек. На этом и основана методика ментального счета.

В общей сложности обучение ментальной арифметике состоит из 10-12 уровней, на каждый из которых уходит, в среднем, по 4 месяца. Чтобы навык закрепился, специалисты советуют заниматься не реже двух раз в неделю. Уже через полтора года ребенок способен делать разные вычисления с 4-х или 5-тизначными числами в уме.

Обучение метальной арифметике рассчитано на детей в возрасте от 4 до 16 лет.

Ментальная арифметика: плюсы и минусы

Ментальная арифметика помогает детям:

  • Научиться нестандартно мыслить.
  • Способствует развитию логики, мышления, памяти.
  • За счет задействования обоих полушарий мозга развивает творческие способности.
  • Ребенок учится быстро решать в уме.
  • Повышается успеваемость по другим предметам.

Но у ментальной арифметики существуют и отрицательные стороны:

  • Из-за привычки быстро считать, ребенок может ошибиться на уроке.
  • Вычисления в уме часто отнимают много времени, которого потом может не хватить на выполнение задания.
  • Высокая стоимость обучения.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы