Про деток, от рождения до школы

Чтение сказок просто необходимо для жизни ребенка, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире, для его последующей духовной самореализации. Дело в том, что в образном и сюжетном ряду сказок зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания. Причем знания эти охватывают все жизненные сферы человека:

  • Область отношений между людьми;
  • Инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов;
  • Сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним;
  • Рекомендации по противостоянию стрессу;
  • Типологии людей и способы влияния на них;
  • Духовное развитие человека;
  • Мужская и женская психология.

Образный, символический язык сказки обращен напрямую к подсознанию, минуя сознательные барьеры. Сказка за сказкой в подсознании создается символический банк жизненных ситуаций, ценностей. И чем больше сказок впитает подсознание ребенка, тем более успешным он будет во взрослой жизни.

Какую книгу выбрать для ребенка, чтобы она ему была интересной, развивала его и учила хорошему вкусу? Самое главное - начать читать ребенку как можно раньше. Книга развивает ребенка любого возраста, будь то книжка-гармошка из пары страниц, или трехсотстраничный приключенческий роман без картинок.

Без преувеличения можно сказать, что никогда не слишком рано начать читать детям. Для самых маленьких подойдут скороговорки, стихотворения и детские стишки, которые должны быть мелодичными, ритмичными и делать акцент на повторении. Монотонный ритм помогает развивать языковую интуицию и, к тому же, хорошо усыпляет. Позже можно читать короткие повести и сказки.

Самыми традиционными являются народные сказки, переходящие из поколения в поколение, но практически оставшиеся без изменений. Ребенок через сказку проживает фрагменты жизни любимых героев. Таким образом, как бы программируется на определенные поступки в подобных ситуациях в своей жизни. Через сказку проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым к горестям других, не быть простаком и суметь распознать обман, намерения навредить тебе. Как бы ни пестрели витрины книжных магазинов изданиями современных авторов, не следует лениться отыскать для самых юных слушателей именно народные сказки, сказки классиков русской литературы, не обходить стороной и сказки народов мира. Тем более, эти книги переиздаются регулярно, к их оформлению добавляются более яркие иллюстрации. Слушая сказки, ребенок испытывает наслаждение, ребенок хочет слышать, прежде всего, мамин голос. Старайтесь, чтобы интонация и тембр голоса излучали тепло и вызывали приятные ощущения. Подключите все чувства ребенка. Показывайте пальцем на картинке в книге и называйте их. Кроме этого сказка заставляет ребенка думать, подключать воображение и фантазию. При этом в сказке отсутствует прямое нравоучение, сказка учит, но не навязчиво. Для старших деток можно регулярно использовать такую игру: читаем сказку, останавливаемся перед развязкой и предлагаем ребенку самому придумать концовку. Играть таким образом с одной и той же сказкой можно сколько угодно раз, пока не иссякнет интерес ребенка к процессу. Этот метод широко используется в сказкотерапии, кроме этого часто психологи рекомендуют дать ребенку возможность самому придумать сказку, в которой герои подчас могут совершать весьма нелогичные, где-то неправильные, по мнению родителей, поступки.

Волшебные истории(сказки) - кладезь всевозможных случаев из реальной жизни. Их можно считать отличной учебной методичкой. С их помощью ребенок познает мир и его непростые законы. Возможно, услышанная история поможет решить малышу важную для него проблему.

Сделаем выводы, зачем ребенку нужны сказки:

  • Сказка – это золотой ключик к душе ребенка.
  • Сказочные персонажи помогают ребенку стать добрее, отзывчивее и смелее.
  • Пополняется словарный запас, развивается логика, фантазия и воображение.
  • Учат разбираться, что такое добро и зло.
  • Сопереживание герою формирует милосердие и сострадание.
  • Тренировка памяти и формулировка мыслей при обсуждении прочитанного.
  • Самостоятельное чтение помогает усвоить пунктуацию и орфографию в дальнейшем.
  • Чтение спокойных сказок со счастливым концом могут решить проблемы со сном.
  • Семейные чтения вслух и обсуждение произведений сближают детей и родителей.

Оказывается, не все родители осознают значение сказок для детей. В Великобритании 25 % недавно опрошенных родителей заявили, что они не читают сказки детям в возрасте до пяти лет, потому что они ничему их не учат, учат плохому или просто слишком страшные. Например, одна из причин, по которой некоторые родители не читают своим детям сказку «Три медведя», заключается в том, что эта сказка, по их мнению, исподволь учит детей тому, что воровать - это хорошо. Вряд ли. Скорее, трактовать заложенный в ней посыл можно несколько иначе: не врывайся в чужой дом, потому что там может жить семья медведей. Или же трактовать более позитивным образом.

Значение сказок

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им больше сказок» (Альберт Эйнштейн).

1. Сказки учат детей справляться с проблемами. Мы учимся у сказочных персонажей даже во взрослом возрасте. Сказочные герои помогают нам, потому что мы связываем их перипетии с нашей собственной жизнью, мечтами, тревогами и размышляем над тем, как бы мы поступили на их месте. Сказки помогают детям учиться понимать эту жизнь и ориентироваться в ней.

«Сказки не рассказывают детям о существовании драконов. Дети уже знают, что драконы существуют. Сказки рассказывают детям, что драконов можно победить» (Гилберт Кит Честертон).

2. Сказки развивают эмоциональную устойчивость. Сказки рассказывают о реальных проблемах, с которыми сталкивается практически каждый человек, и делают это деликатно, с помощью фантастических сюжетов, в которых главный герой чаще всего торжествует (за исключением сказок братьев Гримм.) Пребывая в безопасной среде родной семьи, дети должны уяснить для себя, что плохое может случиться с каждым. Почему? Никто не застрахован от проблем - именно поэтому нам так необходимо раскрывать потенциал наших детей. По сути, есть два варианта: либо мы помогаем им накачать их «эмоциональные мышцы», чтобы они могли использовать их в трудные времена, либо мы постоянно защищаем детей, делая их настолько слабыми, что они становятся неспособными справиться с любой проблемой, требующей душевных сил.

3. Сказки учат нас разговорному языку (культурной грамотности и правилам). Мы встречаем сказки в различных парафразах и пантомимах, они помогают нам понимать иносказательные выражения и деликатно высказывать свое мнение. Мы дышим ими. Мы знаем их.

4. Сказки стирают межкультурные границы. Во многих культурах есть общие для всех сказки, такие как, например, «Золушка», имеющие свой особый культурный колорит. Мы читаем разные версии и понимаем, что для всех нас характерна очень важная черта - необходимость обретения смысла жизни посредством определенной истории и надежды на победу добра над злом.

5. Сказки учат понимать структуру рассказа. Сказки учат понимать основы любого рассказа - времени и места действия, персонажей и сюжета (завязки, кульминации и развязки), а также понимать разницу между художественной и научной литературой. Когда ребенок понимает принципы рассказа, это развивает его способность предугадывать и понимать смысл других рассказов, которые он читает.

6. Сказки развивают воображение ребенка.

«Когда я анализирую себя и свои методы мышления, то прихожу к выводу, что дар фантазии значит для меня больше, чем любой талант к абстрактному, позитивному мышлению» (Альберт Эйнштейн).

7. Сказки дают возможности обучать детей навыкам критического мышления. Можно просто ненавидеть диснеевскую «Русалочку». Девушка, которая отказывается ради мальчика от самой жизни, вряд ли должна стать примером для подражания для дочерей. Даже оригинальная версия показывает, на первый взгляд, слабую женщину, которая погибает ради мужчины (по крайней мере, страдает от последствий!).

Но… Это не значит, что нужно запрещать детям читать истории о русалке. Родительская попытка защитить ребенка не научит его навыкам критического мышления . А раскрытие информации и направляемый в нужное русло разговор непременно научат!

8. Сказки преподают уроки. Используйте сказки, чтобы преподавать ребенку уроки нравственности . Что ребенок может почерпнуть из «Руслана и Людмилы»? А из «Золушки» и «Кота в сапогах»?

Итак, бывают ли слишком страшные сказки для детей? Иногда.

  • Вы должны учитывать возраст и уровень развития ребенка . Мы не читаем двухлетним детям сказку «Рапунцель» в оригинале, где принц слепой и окровавленный, потому что дети не поймут ее в любом случае. Используйте вашу логику родителя. Пусть дети также высказывают свои собственные суждения - они могут рассказать вам, считают ли они эту сказку слишком страшной или нет.
  • При чтении сказок необходимо учитывать время дня. Возможно, некоторые сказки не следует читать на ночь. Что ж, читайте их днем!

Не нужно исключать сказки из жизни ребенка только потому, что некоторые из них страшные или неполиткорректные. Всегда можно найти адаптированные версии сказок, которые больше подойдут именно вашему ребенку и вашей семье.

Султанова Асемгуль Бахтваевна
Консультация для родителей «Почему необходимо читать сказки детям»

В наше время книги отошли на второй план, их заменили, компьютеры, планшеты, телефоны, гаджеты. Родители тоже предпочитают дать ребёнку своему планшет, как хорошо – тишина, никто не мешает им заниматься своими делами. А потом встаёт неожиданно вопрос : ребёнок не умеет общаться, писать правильно – по русскому языку сплошные «2» . Почему это происходит ? Может - быть родителям нужно вспомнить своё детство и научить ребёнка полюбить книгу.

Дети дошкольного возраста склонны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают язык сказок . Герои сказок просты и типичны : их характеристика исчерпывается двумя, тремя качествами (небывалая доброта, храбрость и находчивость) . При этом герои сказок делают всё то , что делают обыкновенные люди : едят, пьют, работают, женятся. Прежде чем сказка была записана , над ней трудились миллионы людей, передавая из уст в уста, отбрасывая несущественное, оставляя самое главное. Это сделало сказку носителем человеческой мудрости. Рассказы , сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины.

Если мы, взрослые, хотим приобрести какие-то знания, у нас для этого существует много путей и каналов. Интернет, книги, в конце концов можно проконсультироваться у специалиста в данной области, получить сведения из газетных и журнальных статей, послушать лекции, принять участие в семинарах. Наконец, поговорить с друзьями и обменяться информацией и мыслями. Дети же, особенно маленькие, не могут получить знания этими же путями, а между тем проблемы, занимающие их, не менее важны. Как помочь им в приобретении знаний?

А какова же польза сказок ?

1) Сказки развивают внимание .

Слушая описание событий, происходящих чудес и приключений персонажей, ребенок задействует все свое внимание и удерживает его на протяжении всей истории. Это, в свою очередь, на уровне эмоций, поощряет ребенка к размышлению, порождает в его голове множество разных вопросов, на которые он будет искать ответы.

2) Развивают руки. И это не нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю» . Детям предлагается что-то сделать : вырезать, склеить, изобразить сказку схематично , показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.

3) Прививают понятия о добре и зле. В сказках все персонажи делятся на хороших и плохих, добрых и злых. Слушая сказки , ребенок понимает, что такое хорошо и что плохо, как поступать правильно, а как не нужно. Кроме того, дети склонны подражать своим любимым героям. Нет необходимости убеждать , что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Каким мы представляем себе доброго человека - любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т. д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют именно сказки : дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

4) Знакомят с окружающим миром и взаимоотношениями людей.

В сказках описаны взаимоотношения и взаимодействия людей. В раннем возрасте ребенок еще не умеет анализировать, сопоставлять и логически мыслить. Поэтому польза сказок очевидна . В них все описывается простым языком и простыми словами., Таким образом, ребенку становится понятен окружающий его мир.

5) Учат справляться с трудными ситуациями. Ребенок, который сталкивается с какой- либо трудность, может найти для себя решения или идею, опираясь на сказочный сюжет . Дети и сами подсознательно используют сказку для решения своих проблем. Почему дети придумывают и рассказывают леденящие душу «ужастики» и почему они пользуются такой популярностью в детской среде? Потому что это защитная реакция, помогающая преодолеть страх и растерянность, возникающие в детской душе при столкновении с большим и непонятным миром, полным опасностей и неожиданностей. Вот дети и избавляются от своих страхов и беспокойств с помощью страшилок.

6) Утешают. Благодаря сказочным историям ребенок понимает, что другие тоже испытывают трудности. Не только он один может огорчаться, плакать, боятся, это же делают и другие. Осознание того, что он не одинок в своих трудностях, может поддерживать ребенка в раннем возрасте.

7) Развивают речь и фантазию детей. Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку , ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани» , «Нет лучшего дружка, чем родная матушка» ). Не случайно педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития. Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Ставя себя на место положительного героя, ребенок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Марс в ракете из сдвинутых стульев. Психологи говорят, что фантазия помогает ребенку в развитии интеллекта, поэтому фантазировать ребенку очень полезно.

8) Польза сказок перед сном . Сказка испокон веков использовалась, как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Самый яркий пример этого воздействия – сказка на ночь . Ребенок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов, слышит родной голос – все хорошо, мама рядом, сказочная история уводит его все дальше от дневных печалей и радостей и наконец он засыпает. Кстати, если вашего ребенка беспокоят плохие сны, то сказка легко поможет вам справиться с этой проблемой.

Вместе с ребёнком станьте сказочником . Ведь никакая аудио и видеотехника, никакое профессиональное исполнение не заменят малышу вашего присутствия и внимания. Не стесняйтесь, придумывайте и рассказывайте сказки своим детям , тем более что слушатели вам достались внимательные и благодарные. При помощи сказок , взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.

Сказка воздействует на чувства ребёнка. Слушая сказку , ребёнок неосознанно в своём воображении отождествляет и идентифицирует себя с героями, если они ему симпатичны.

Вместе с героями ребёнок учится проявлять доброту и благородство, рисковать собой ради других, совершать подвиги, становиться смелым, верным, справедливым. Сказки передают нравственные понятия и чувства малышу не в виде голой морали или нудной проповеди, а в прозрачной, ясной по смыслу и одновременно захватывающей форме. Кроме того, слушая сказку , ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки , стихи. Потешки, гораздо быстрее начинают правильно говорить.

Без сказок не обойтись . Как иначе ребенку объяснить, что нельзя пить из лужи, (козленочком станешь, что нельзя дверь открывать, не посмотрев в щелочку или глазок (серый волк украдет, что надо жить дружно (и никакой волк вас вообще не вытащит из надежного каменного дома, построенного совместными усилиями). Сказки дают базовое представление о мире, в котором оказался человек, об отношениях между людьми, о вещах, типах личностей, с которыми потом придется сталкиваться ребенку в жизни. То есть, пусть незаметно, с шутками, прибаутками, или наоборот, страшилками. Они создают, как говорят психологи, систему ценностей. Поэтому, если вы с ребенком прочитали какую-то книжку , не забывайте ее героев, периодически возвращайтесь к ним в различных жизненных ситуациях. До 5-6 лет не надо заставлять ребенка читать самого , пусть он научится слушать вас и смотреть книги самостоятельно. Пусть самые маленькие разглядывают книжки, где только картинки с подписями, года в два можно смело начинать изучать буквы, уже в три можно покупать первые энциклопедии (только смотрите, чтобы они были написаны все же доступным языком - если в них будет много незнакомых слов, ребенок быстро потеряет интерес). Но если вы с детства читали ребенку , ему потом будет самому легче научиться читать , потому что он будет знать, что это интересно, а ведь когда что-то интересно, то учиться гораздо приятнее.

Современные дети часто не понимают, что человек умирает один раз и навсегда. Привыкшие к компьютерной игре, они считают , что у них девять жизней. А рядом нет никого, кто мог бы объяснить ситуацию. Ребёнок играет один. В то время, когда слушая сказку , которую читает мама , он может задавать вопросы и получать на них вопросы. На сказках С . Михалкова, К. Чуковского, А. Пушкина, Н. Носова и многих других авторов выросли десятки поколений, среди которых множество смелых, честных и талантливых людей. Ими гордится страна. Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее близки детскому мироощущению. В отличие от мифов, где нередко гибнут главные герои, в сказке всё заканчивается хорошо. Ребёнок учится сопереживать персонажу. Дети по многу раз любят слушать, смотреть одни и те же сказки , так как их интересует не только сюжет, сколько нравственная сила героя. Сказка даёт опору в развитии определённых личностных качеств. Прочитайте ребенку сказку . Поговорите с ним : о чем сказка , кто главный персонаж, кто понравился ребенку и почему . Не навязывайте своего мнения, пусть ребенок рассуждает и думает, ведь он испытывал море чувств, когда слушал сказку . Помогите ему осознать их. Если вам даже что-то не понравиться в рассуждениях ребенка, не торопитесь. Задавайте вопросы, спрашивайте о том, что он чувствует и, сами тоже постарайтесь почувствовать все происходящее в сказке . Проживайте сказку вместе , и вы получите необыкновенное удовольствие от общения со сказкой и своим мудрым ребенком. Вероятно, он попросит еще раз прочитать туже сказку , сделайте это. Для него в этой сказке есть что-то очень важное. Полезно читать короткие сказки и вместе с ребенком переделывать их в большие сказочные истории . Помимо усвоения духовных ориентиров, ваш ребенок начнет развивать воображение и станет маленьким творцом сказочного мира . И, я надеюсь, со временем, он захочет претворить свою добрую сказку в жизнь . Читайте детям сказки , возвращайтесь к ним в любом возрасте. И вы всегда будете находить в старых сказках что-то новое , иначе и быть не может, ведь в них живет душа. В дошкольном возрасте воспитательное воздействие сказки не уступает воспитательному воздействию ролевой игры. Овладевая действиями игры, изобразительной деятельностью и слушая сказки , ребёнок одновременно осваивает произвольные стороны психических процессов, подготавливая себя к следующему насыщенному жизненному периоду.

Что мы читаем малышам? Сказки. Что бабушки рассказывают внукам? Сказки. Какие представления нравятся детям больше всего? Сказочные. Какие герои сопровождают в детстве? Из сказок!

Почему именно сказки так важны и нужны? Рассказывают эксперты издательства "Клевер".

1. Сказка - это самый понятный для ребенка способ узнать, что же такое жизнь и как с ней «обращаться».

2. Именно в сказке прописаны отношения между людьми и жизненные ситуации - любовь, дружба, обман, радость, грусть…

3. Сказочные образы очень однозначны - хороший, плохой, добрый, злой, жадный, щедрый, умный, глупый. Никаких «полутонов», непонятных малышу.

4. В сказке всегда побеждает добро. А это необходимо ребенку для того, чтобы не бояться. Когда ты уверен, что добро победит, ты смело идешь вперед!

5. В сказке правят хорошие дела - трудолюбие, ум, щедрость. Ребенку просто понять, каким нужно быть, чтобы все получалось.

6. В сказках много повторений. Колобок одинаково «уходил» от всех по очереди, репку тянули, постепенно увеличивая «команду» (мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку и т.д.), в Теремок звери одинаково стучались и заходили (кто-кто в теремочке живет?). Дети любят повторения. Во-первых, повторения помогают им запоминать сказку, а во-вторых, детям нравится узнавать что-то уже известное - это говорит о стабильности и предсказуемости, которые так успокаивают малышей.

7. Ребенок, который верит в сказки, верит в хорошее, а это помогает ему улыбаться миру и не бояться.

8. В сказках - мудрость веков, которой так не хватает в современном немного «материальном» мире.

Что из сказок узнает девочка?

Нужно быть доброй и трудолюбивой, как Настенька из «Морозко». Нужно уметь заботиться, помогать другим, желать людям счастья. Потому что лентяйки и завистливые злые девушки в конце сказки всегда получают по заслугам.

Нужно быть благодарной. Как девочка из сказки «Гуси-Лебеди», которая благодарила яблоньку за яблочки, печку - за пирожки. Современные дети привыкают получать все и сразу. А в сказках ничто не дается просто так, и нужно уметь говорить «спасибо».

Жениху нужно устроить проверку. Сможет ли принц ради принцессы пройти все сложные испытания? (Это, конечно, не для малышей, но в голове полезная мудрость все равно отложится).

Что из сказок узнает мальчик?

Нужно быть благородным. Помогать слабым, заботиться. Тот принц, который поможет щуке, отдаст свой обед и спасет кого-то, в конце обязательно получит взаимную помощь в испытаниях.

Не бояться трудностей. Во всех сказках мужчины без раздумий отправляются в путешествия, на поиски или проходят испытания. Мужчина не боится, мужчина готов преодолевать трудности, рисковать, даже тот, который сначала лежал на печи. Именно такие качества помогут мальчику почувствовать себя мужчиной в будущем.

Так же, как и девочек сказка учит проверять женихов, мальчиков сказка учит испытывать невест. Сможет ли испечь каравай, сможет ли прибраться в доме, сможет ли сшить платье? Женщина должна быть хозяйственной и умной. Вот чему учит сказка.

Несколько советов родителям

Читайте сказку вместе с ребенком хотя бы по 10-15 минут каждый день и не обязательно перед сном. Пусть чтение сказки станет вашей традицией.

После прочтения обязательно задавайте вопросы: какие выводы сделал ребенок, какой момент ему понравился, а какой нет.

Попробуйте превратить сказку в игру. В этом вам с легкостью поможет набор "Театр на столе" от издательства "Клевер ". В нем не просто книги, это целая коробка, с помощью которой мир сказок оживает. Там и сцена, и кулисы, и фигурки героев, и сами сказки. Прочитайте их вместе с ребенком, а затем устройте настоящий театр на столе.

Предложите ребенку нарисовать любимых героев из сказок так, как он их себе представляет. Это упражнение развивает фантазию, помогает учиться мыслить нестандартно и креативно.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы