Про деток, от рождения до школы

История павловопосадского платка начинается с конца 17 века, и именно благодаря российским мастерам, этот головной убор стал известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России. Но, в отличие от русской матрешки, павловопосадские платки кроме эстетической ценности обладают также широчайшим практическим применением.

Впервые о Павлово-Посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Как и многие подобные производства, это было основано зажиточным крестьянином — Иваном Лабзиным. В те годы крестьяне охотно начинали собственный бизнес, но не каждый разрастался так, как предприятие, основанное Лабзиным, а уж тем более далеко не каждый приобретал такую славу.

В 50-х годах XIX века промысел по изготовлению платочных изделий развернулся в торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов», производящий набивные шали и платки. Многокрасочные платки прославили Павловский Посад на весь мир.

Роскошная роза, переливающаяся всевозможными цветами радуги, стала символом павловопосадского платка. А сложившийся стиль — от крупного рисунка по краям к мелкому в центре, а по углам — броские цветы — и сегодня является визитной карточкой фабрики.

Число тонов в рисунке от 10 до 18, но может доходить и до 30. Компоновка узоров овалами, звездами, «медальонами», фигурами из цветочных гирлянд или орнаментальных полос добавляют рисунку оригинальность. Примечательно, что русские художники позаимствовали элементы для росписи платков из других культур: это и лотос, и ромашка, и античные вазы, и букетики цветов, и птицы, и древние символы, и многие другие образы…

Однако, главным лейтмотивом павловопосадских платков все равно остается жизнь российского народа: на ткани художники умудряются запечатлеть и нелегкую судьбу, и тут же рядом - радостные и веселые эпизоды из жизни людей.

Изначально искусные мастера расписывали платки вручную, что требовало особого мастерства. Однако, на рубеже 18-19 веков производство было автоматизировано московскими фабрикантами Гучковыми. И тут же русские платки стали получать высочайшие награды за качество на ярмарках и выставках. Уже тогда техника производства позволяла делать узоры на платках одно — и двухсторонними, предлагался огромный выбор платков: и по разнообразию узоров, и для разной погоды, и для разных случаев. Конечно, доступны они были изначально женщинам из более высоких сословий купцов.

В то время было несколько известных фабрик: в Калужской губернии фабрика Александровых и в Московской губернии павловопосадская мануфактура Лабзина и Грязнова, в дальнейшем получившая наибольшую известность из всех российских платочных производств. У каждой фабрики есть своя визитная карточка: узор, по которому сразу видно, какая фабрика выпустила платок. Например, павловопосадские платки знамениты густым цветочным рисунком: по краям платка это пышные цветы (как правило, полевые, садовые, которыми богата земля русская; также это лилии, однако, рисунок хоть и считается классическим, но встречается реже, чем, например, розы), в центре чаще всего располагаются небольшие гирлянды. Также в павлопосадских платках используются восточные орнаменты (восточный огурец или пейсли - декоративный орнамент каплевидной формы), которые пришли в Россию из Азии. В любом случае, это всегда разнообразие узоров, фактуры ткани и несомненное качество.

На фабрике сложилась авторская школа создания платочных рисунков. Художники, работающие на предприятии, — члены Союза художников и Союза дизайнеров. В 1981 году они были удостоены Государственной премии РСФСР имени Ильи Репина, а в 1999 году — Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

Современные павловопосадские платки изготавливаются не только из шерсти, но также из шелка и хлопка. Кроме платков, выпускается большой ассортимент шалей и шарфов. Всю эту продукцию можно узнать безошибочно — даже самые современные рисунки выполнены в традиционном стиле Павловского Посада: многоцветные, яркие, с филигранной проработкой деталей.

Может быть, популярности павловопосадских платков способствует то, что один из ее основателей был святым. Василий Грязнов (тот самый, который участвовал в основании торгового дома «Яков Лабзин и Василий Грязнов», живший в 1816-1869 годах) был канонизирован в августе 1999 года Русской православной церковью в лике святого Московской епархии как Праведный Василий Павлово-Посадский.
Не удивительно, что искусство изготовления павловопосадских платков обладает высокой духовностью. Без нее просто не создать уникальные рисунки, делающие продукцию фабрики популярной во всем мире.

Изначально платок представлял собой элемент национального костюма, его надевали по случаю праздника или торжества или, наоборот, в печали (недаром фабрики производили платки для разных житейских ситуаций). Платки испокон веков были обязательным атрибутом традиционного костюма русской женщины. По традиционному обычаю замужняя русская женщина обязательно прятала волосы под головным убором.

Со временем павловопосадские платки получили более широкое применение: сегодня они являются любимым головным убором и украшением многих модниц, его носят в повседневной жизни, в любое время года. Павловопосадские платки и по сей день считаются самыми красивыми, качественными и шикарными. Для многих женщин - это лучший подарок.

Павлопосадские платки не нуждаются в представлении. Это не просто удобная одежда и яркий аксессуар. Это настоящий символ русской культуры, уникальное произведение прикладного искусства, получившее мировую известность и признание.

Немного истории

История посадской продукции насчитывает более 200 лет. Первую фабрику открыли русские купцы Лабзин и Грязнов в 1795 году. Но до появления настоящих, привычных нам, платков прошло еще почти 50 лет. Именно тогда на предприятии было открыто новое производство, а павлопосадская шаль стала традиционным элементом дворянского костюма, которая к концу 19 века стала доступна и крестьянам.

С приходом к власти большевиков мануфактура была национализирована, первые года выпускала в основном хлопчатобумажные платки. Но к середине 20-х годов большую часть производства уже занимали шерстяная продукция, созданные по дореволюционным эскизам, а в дальнейшем разработки советских художников и оформителей. После Отечественной войны фабрику пришлось заново отстраивать. Началось возрождение павловопосадских платков как российского бренда, участие в международных выставках. Расцвет предприятия прочно связан с именами таких известных советских художников, как Е. И. Штыхин, Е. П. Регунова, Л. С. Шаховская и другие.

Виды и размеры

В настоящее время фабрика выпускает более 400 видов продукции. Основные из них следующие.

  1. Шерстяные шали изготавливаются из чистой шерсти, которая не подвергается дополнительной обработке.
  2. Шелковые шали. Материал – 100% шелк из Китая.
  3. Изделия из шелка и шерсти в разных пропорциях. Такие ткани обладают высокими потребительскими свойствами, шелковисты, приятны на ощупь.
  4. Палантины.
  5. Хлопковые скатерти, платки.
  6. Льняные скатерти (материал – российский лен).

Стоит отметить, что искусственные волокна не используются при изготовлении павлопосадских шалей. Все компоненты ткани только натуральные.

Также все платки могут быть с бахромой или без нее. Бахрома обычно состоит или из натуральных шерстяных волокон, или из искусственного шелка. Для дорогих изделий используется оригинальная вязаная шелковая бахрома.

Размеры платков от маленьких (52 на 52 см) до больших (140 на 140 см).

Отличия шелковых и шерстяных посадских платков

Кроме материала, есть некоторые отличия, которые заметили потребители.

  1. Шерстяные шали все же более теплые. Поэтому в сильные морозы стоит отдавать предпочтение именно им.
  2. Шелковые шали более мягкие, лучше «ложатся на тело».
  3. Товары из шерсти более объемные. Это стоит учитывать при выборе гардероба, с которым вы их планируете носить. Если шуба или пальто сшита строго по фигуре, то такой платок будет создавать «горб», если часть его спрятать под одеждой.
  4. Шелковые изделия можно носить даже в теплое время года (до +10 градусов), так как этот материал обладает «холодящим» эффектом.

Технологии окраски постоянно совершенствуются, сочетают традиционную ручную работу и промышленные технологии. Над эскизами (кроками) работают лучшие художники предприятия. Все рисунки рассматриваются коллегиально, утверждаются Художественным советом, на который приглашаются эксперты, а также представители министерства культуры России.

В годы социализма частым сюжетом на павловопосадских платках были сцены из жизни советских людей и символика СССР. После перестройки художники вернулись к традиционным сюжетам, пользующимся значительно большим спросом. Это растительные орнаменты, композиции на основе ярких цветов – роз, тюльпанов, пионов. Часто используются сочетание геометрических фигур и декоративных элементов. Рисунки для скатертей выдержаны в светлой цветовой гамме, имеют в своей основе композиции из растений.

Как носить платки и шали

Павлопосадские платки стали привычным аксессуаром в гардеробе российских женщин. Вот несколько советов, чтобы выглядеть завораживающе.

  1. Обмотать концы вокруг шеи, заправить под одежду. Отлично смотрится с шубой или дубленкой.
  2. Завязать концы под подбородком.
  3. Накинуть на плечи, расправив шаль или платок. Этот способ позволит окружающим оценить рисунок и фактуру изделия.
  4. Завязать вокруг талии в виде пояса или юбки.
  5. Повязывать как бандану.

Посадские платки, яркие, красочные, не стоит их носить с тренировочными костюмами, джинсами в стразах, кедами. Также они не подходят к строгим стилям – офисному, деловому, военному и т.д.

Стоимость павлопосадских платков

Факторы, определяющие цену – материал и размер. В производстве часто применяется ручной труд (для пришивания бахромы, раскрашивания отдельных элементов красками и т.д.), что также влияет на конечную цену. Большое значение имеет «эксклюзивность» изделия. Если продукция создана по эскизу ведущего художника всего в нескольких экземплярах, он будет стоить дороже.

Условия покупки и доставки

Приобрести павловопосадские изделия можно у нас. Они снабжены подробным описанием, фотографиями. Для получения консультации можете позвонить нам или заказать обратный звонок. Желаем приятной покупки!

Обычно доставка по Москве происходить на следующий день после покупки. Стоимость 250 руб. Возможно срочная доставка. Стоимость для покупателей из Московской области зависит от удаленности от столицы. Также возможна доставка " ЕМС Почта России " по территории страны и за рубеж.

Читать далее

Павловопосадские платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус. В семнадцатом веке убрус, которым русские женщины покрывали голову в повседневной жизни уступает место платку, позже в русском языке появляется позаимствованное в персидском языке слово «шаль» означающее большой узорчатый платок носимый на теле.

Платок всегда являлся одним из обязательных атрибутов русского национального традиционного костюма, как повседневного, так и праздничного. Показаться на людях с непокрытой головой (простоволосой) считалось верхом неприличия на Руси, этот обычай сохранился до наших времен в православных храмах, посещая которые женщина обязательно должна покрывать голову платком.

В традиционных рисунках платков всегда присутствовали древние языческие образы и символы, такие как певчие птицы, дерево жизни, образ лебедя. Позже в эти орнаменты виртуозно вписываются позаимствованные в Европе античные вазы и французские букетики, виноградная лоза и вазоны с крупными цветами. Так же в платке всегда присутствовала (как одно из направлений) тема восточных орнаментов — бобов и пейсли.

История Павловопосадской Платочной Мануфактуры насчитывает уже более двух веков, но известные во всем мире павловопосадские платки начали выпускать здесь не сразу. Известное производство было открыто двумя купцами: Яковом Лабзиным и Василием Грязновым в 60-х годах девятнадцатого, века- через пятьдесят лет после открытия фабрики. На протяжении всего девятнадцатого века предприятие постоянно модернизировалось и богатело, вместе с тем постоянно борясь с жесткой конкуренцией, т.к. широко востребованная в России продукция выпускалась на многих фабриках. Благодаря таланту художников и мастеров предприятию удалось не только выстоять, но и занять ведущее место в индустрии.

Постепенно предприятие разрасталось и уже в начале двадцатого века «Товарищество мануфактур Лабзина и Грязнова» крупнейшее предприятие в России по производству шерстяных платков, на котором работало более 2000 работников.

После революции 1917 года предприятие было национализировано и преобразовано в Старо-Павловскую фабрику. На протяжении советского периода фабрика выпускала платки в основном используя рисунки старых мастеров, но и изделия с «современной» тематикой (портреты вождей революции, индустриализация, коллективизация страны) пользовались популярностью. Но постепенно стилистика павловопосадских платков вернулась в классическое русло, и на платках снова заиграли яркими красками цветочные орнаменты и восточные узоры.

Мастера и художники Павловопосадской Платочной Мануфактуры и по сей день радуют глаз своих почитателей изысканными рисунками и орнаментами, которые постоянно совершенствуются и модернизируются, но сохраняют стилистику и традиции старых мастеров.

В музее платков можно увидеть всё разнообразие павловопосадских платков, от старинных классических образцов ручной набойки девятнадцатого века, авангардно-пропагандистских платков тридцатых годов прошлого века до современных платков и шалей выпускаемых предприятием в настоящее время.


В начале XIX века наши русские шали и платки ничуть не уступали кашмирским шалям и европейским образцам, а порой превосходили их. Они по праву заслужили международную славу, и не раз на выставках им присуждалась пальма первенства. Но всё же, техника выполнения была сложной – в отличие от европейских и индийских шалей они не имели изнанки. Позднее и в других странах освоили эту технику. Но цена на эти шали делала их недоступными для большей части населения.


Чтобы женщины всех сословий могли порадоваться, глядя на себя в зеркало, и покрасоваться «на людях», с середины ХIХ века в России начали производство шалей с набивным рисунком. Они стали гораздо дешевле тканых. Вот теперь шаль становится доступной для всех слоёв российского общества.


Самой большой популярностью стали пользоваться Павловопосадские платки из города Павловский Посад (Московская область). Здесь с середины ХIХ века начали производство шалей с набивным рисунком. Павлово-Посадские платки отмечались не раз призами российских и международных выставок.




Павловопосадские платки и шали фото






Надо отметить, что набивка, или набойка рисунка на ткани на Руси известна давно. Это ремесло было знакомо нашему народу еще в XI-XII веке. Из набивной ткани шили и одежду, и церковное облачение, а также занавески, шатры и знамена.


Павловопосадские платки украшали и согревали женщин до начала ХХ – го века. Затем они уступили место шапочкам и шляпкам. Вместо платков остался шарф.



Сейчас шали и платки снова вернулись и, похоже, не собираются уступать своё место – они всё чаще появляются в коллекциях лучших модельеров.



Павловопосадские платки - история, технологии производства в прошлом и в наши дни.


В городе Павловский Посад уже не первый год проводится в сентябре фестиваль - карнавал, который собирает не только жителей города, но и гостей. Именно здесь можно увидеть яркие и павловопосадские платки, и не только платки, но и множество других изделий, которые сшиты из платков: палантины, платья, корсеты, жилеты, куртки, сумки, шапочки и т.д.



Разные изделия, сделанные из павловопосадских платков





















Русская красавица в павлопосадском платке

Культура того или иного народа многокомпонентна. Кухня, быт, традиции и особенности в одежде — все это составляет целостную картину, делая узнаваемой ту или иную народность. Именно мелочи, нюансы, особенности и отдельные детали традиционного костюма являют всему миру народный образ. Без преувеличения, одной из самых ярких и многоликих считается российская культура. Симбиоз трудолюбия искусных ремесленников и мастерства художников дал начало такому уникальному произведению прикладного искусства, как павлово-посадские шали (платки).

История платка

Сегодня каждый иностранец — гость великой и необъятной России, почтет за честь приобрести в качестве сувенира необыкновенные посадские платки или шали. Но мало кто знает, что история такого уникального и популярного во всем мире аксессуара насчитывает уже более 200 лет.

Павлопосадский платок можно встретить на многих картинах

Истоки берут свое начало в середине ХIХ века. Город на Руси Павловский Посад, ранее именованный Богородским уездом, издавна считался своего рода центром талантливых и искусных ремесленников, а в особенности текстильного мастерства. В те далекие времена именно в Павловском Посаде насчитывалось бесчисленное множество текстильных цехов, которые сохранились с еще более старинных времен. В ХVII столетии богородские шали уже имели широкую известность, благодаря узнаваемому рисунку-орнаменту из золоченых нитей.


Да и как такая красота могла не стать популярной

Позже производство стремительно набирало обороты и уже посадские платки изготавливались из различных тканей, а характер рисунка приобрел более характерные национальные черты и узнаваемый русский характер.

Мануфактурное производство расширялось, появилось направление шелкоткачества, платки изготавливались также из шерстяных и полушерстяных тканей.

История павлопосадских платков

Традиционные посадские платки имели одну особенность — необычный и уникальный в своем роде набивной рисунок. Узоры были настолько эксклюзивные, что невозможно было отыскать два идентичных платка.

Техника нанесения рисунка

Великолепие цвета, сложного и единственного в своем роде цветочного узора или орнамента достигается непростой технологией нанесения. Изначально узор переносился на материал при помощи резных деревянных форм. Такие доски-формы назывались «цветками» и «манерами». Доска «цветки» вырезалась из дерева, с ее помощью на ткань наносились краски, а вот досками «манерами» набивался контур орнамента или узора.


«Манера» для нанесения узоров

Эволюция коснулась и технологий набивания принтов, поэтому уже в 70-х годах прошлого столетия рисунок стал наноситься на посадские платки и шали способом трафаретной печати и специальных нейлоновых шаблонов. Более современные павлопосадские текстильные изделия несколько видоизменились: рисунок стал менее детализированным, а контуры орнаментов приобрели менее затейливые и несколькострогие очертания.


Промышленное производство отнюдь не сыграло в пользу красоты платка

Некоторое время для нанесения рисунка применялась техника ручной набойки, но в силу особой трудоемкости процесса, популярным он так и не стал. Хотя именно в этот период были созданы настоящие эксклюзивные модели, достойные звания культурной ценности России.

В 90-х годах прошлого столетия, в то время, когда многие отрасли поразил кризис, производство не только не сошло на нет. Павлопосадские изделия стали еще более красочными и самобытными. Количество красок на один платок или шали достигло 23-х. Сегодня трафаретная технология сохранилась, уникальный рисунок предварительно разрабатывается художниками, после чего изготавливаются трафареты, затем шали и платки запускаются в производство.


Разработка рисунка будущего платка — задача не из простых

Создание павлопосадских платков

Особенности узоров

С давних времен по сегодняшний день посадские платки и шали делятся на два основных вида:

  • Первые — это платки и шали, которые изготавливаются из тонкой полупрозрачной шерсти. Такие павлопосадские изделия могут иметь шелковую праоснову. Рисунок на такой шали или платке набивался на кремовом, черном, темно-вишневом или алом цветовом грунте. Орнамент представлял собой крупные цветы или букеты, строго подобранные стилевые узоры. Как говорится, награда нашла своего героя. Такие посадские платки получили в 1896 году высшую государственную награду, что дало право изображения Национального Герба на этикетке или вывеске.
  • Вторые — это павлопосадские изделия, которые выполнялись из плотной шерсти. Такие модели, как правило, отличались от первых не только тканями, но и орнаментом. Заглавным узором был позаимствован у восточного народа «огурец», заключенный в цветочные узоры. Акцент в таких платках делался на края, и точнее, углы платка, оставляя в центральной части небольшую фигуру средника.

В послевоенные период посадские платки приобрели большую яркость, нежели модели военного периода. Колорит павлово-посадской шали строится на контрастах желтого, зеленого, красного и синего. В рисунке появляются светотеневые обработки, которые придают реалистичности и осязаемости цветочным принтам.

Такой принцип ярких и необычных контрастов, национального орнамента или цветочных узором настолько уникален в своем роде, что делает посадские платки и шали вне веяний моды.


Подобная красота не может выйти из моды

Как носить павлово-посадский платок или шаль?

Современные тенденции в моде — это дань уважения и даже преклонения перед мастерством наших предков. Поэтому павлопосадские палантины, шали и платки невероятно популярны и сегодня среди модниц. Такой яркий и необычный аксессуар несомненно обладает своим характером, историей и душой, что придает образу самобытные народные ноты в необычном современном обрамлении, словно драгоценный бриллиант.


Образ русской красавицы будет не полным без такого платка

Есть несколько советов, как одеть павловопосадский аксессуар:

  1. Традиционным способом, как носили на Руси, одевая на голову и завязывая под подбородком. Такой способ подойдет красавицам с четкими и правильными чертами лица.
    Повязать платок традиционным способом очень просто
  2. Одевая на голову, а концы платка обматывая вокруг шеи. Идеально смотрится с шубой или дубленкой. Нужно быть осторожной с образом, состоящим из шубы в пол и павлопосадского платка, чтобы не принять облик боярыни Морозовой.
  3. Можно надеть на голову в виде банданы или тюрбана, а концы закрепить вокруг головы. Такой способ выглядит необычно и современно.
    Павлопосадский платок в виде банданы
  4. Просто накидывая на плечи, произвольно завязывая концы платка, чтобы окружающие могла восхищаться красотой рисунка.
    Оригинальная юбка из павлопосадского платка

Способов, как и с чем надевать посадские платки, палантины и шали немало. Можно смело отпускать фантазию и экспериментировать с таким необыкновенным аксессуаром, создавая свой собственный яркий и оригинальный образ.

Умелое сочетание или шали поможет придать облику не только народной самобытности. Павлопосадские изделия — это не просто модные аксессуары, они обладают душой, преображая облик женщины не только внешне, но и внутренне. Такие яркие расписные аксессуары никогда не выйдут из моды, формируя настоящий русский стиль вне модных тенденций.

Интересная информация о павлопосадских платках



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы