Про деток, от рождения до школы

Тема: Единицы измерения времени - час и минута.

Цели: познакомить с единицами измерения времени — часом и минутой;

учить узнавать время по часам;

показать важность ориентирования во времени как одно из средств самоконтроля.

развивать логическое мышление, память, внимание, познавательные и математические способности, речь;

прививать любовь к предмету.

Оборудование: пословицы, иллюстрации часов, коллаж «Время идёт», числовой тренажёр, сигнальная карточка, индивидуальные карточки, плакаты «Единицы времени», «Измеряем время», индивидуальные циферблаты, иллюстрации к сказке, портрет Шварца.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

1. Оргмомент

Начинаем наш урок.

Мы уложим его в срок.

Все примеры мы решим и задачи тоже.

Дружно вместе отдохнём.

Своё время сбережём.

2. Постановка целей и задач урока

Подумайте, о чём говорит такая пословица?

«Поздно поднялся –день потерял»

— Ребята, а почему иногда говорят: потерял время? Разве можно потерять время, например, как ручку или карандаш? (Можно)

«Потерял минуту –потеряешь и час»- русская пословица.

Евгений Шварц даже сказку написал «О потерянном времени».

Главный герой – Петя Зубов – ученик третьего класса четырнадцатой школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица третьего класса, ученик второго класса Зайцев Вася и ученица третьего класса Наденька Соколова.

Учитель: Какое же несчастье их объединило?

Дети: “Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками”.

Но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет”.

Учитель: Тогда не будем сегодня на уроке терять время – будем работать и поможем тем, кто его потерял, что же им так и оставаться старичками?

3. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме:

Устный счёт:

Девиз урока: Время не стоит на месте.

Нас зовёт с собою вместе.

Откройте тетради, запишите дату урока.

Прочтите числовой ряд: 12 23 34 45 53

Найдите лишнее.

Какую закономерность заметили?

Запишите числовой ряд.

Увеличьте каждое на 1

Уменьшите каждое на 10

Назовите кол-во дес и ед.

«Блицтурнир» («Шепни на ушко»)

1. У Ернара 9 машинок, а у Самира на 3 машинки больше. Ск. машинок у Самира.

2. В гараже стояло 18 машин. Из них 9 грузовиков. Ск.легковых?

3. На 1 книжной полке стояло 7 книг, а на второй на 3 книги больше. Ск. книг стояло на двух полках?

4. В зоопарке 3 льва и 8 львиц. Ск. хищников в зоопарке?

Повторим состав чисел второго десятка и узнаем, над чем будем работать сегодня на уроке. Найдите значения числовых выражений.

Сегодня будем знакомиться с единицами измерения времени.

ЧАС МИНУТА

Отгадайте загадку:

Точно мы должны ходить,

Можем рано разбудить.

Бить умеем, но не вас,

Отбиваем каждый час.

Громко, весело мы бьём:

Бим –бом, бом, бим-бом, бим-бом! (Часы)

Для чего нужны часы? (по ним определяют время)

Выставка иллюстраций «Разные часы»

За весь период существования человеческой цивилизации было изобретено множество различных часов. Сначала был «живой» будильник (петух)

Потом люди замечали время по цветам. Цветы в определенное время открывают и закрывают венчики цветов.

Появились песочные часы. В колбу заключено определенное количество песка равное 1 минуте или 5 минутам.

Механик из Голландии Христиан Гюйгенс изобрел первые часы, механизм которых приводил в движение качающийся маятник, он изобрел их в 17-м веке. Это были самые точные часы.

Потом изобрели высокоточные переносные часы – хронометр.

В современных часах с жидкокристаллическим дисплеем, порой можно встретить массу дополнительных функций: секундомер, будильник, или даже глубиномер. Такие часы иногда напоминают небольшой компьютер.

Сейчас существует много разных часов. Есть кварцевые часы, электронные.

Часы, которые стоят на полу называются «напольные», есть настенные.

Еще есть часы на башнях. Их называют… (башенные). В новогоднюю ночь мы слушаем главные башенные часы – на Красной Площади. Они называются «куранты».

Слушаем в записи «бой курантов»

Часы на театре кукол им. Образцова в Москве.

Цветочные часы в Астане.

Наручные часы, карманные.

А у вас дома, какие часы?

А как же по ним определить время?

Отгадайте загадку:

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом

Коротышка только раз

Та, что выше каждый час

О чем здесь идет речь? (о стрелках)

— Что за коротышка бегает по кругу (часовая стрелка)

Что за сестра (минутная стрелка) она бегает быстрее.

— А что происходит с минутной стрелкой? Она бегает от черточки к черточке.

Ск.таких черточек на часах? 60

Выводим формулу: 1 час = 60 минут

А кто умеет определять время?

Работа с циферблатами:

Покажите 3 часа.

Покажите, как показать, что прошел час.

Работа по учебнику: с.90 №2, №3

Знакомство с римскими цифрами.

Покажите, как прошла 1 минута.

— Предлагаю вам решить примеры ровно за одну минуту (время замеряется по песочным часам).

Работа с тренажёром под тихую музыку.

15-5 15-9 18-9 17-8

11-6 3+9 4+7 9+8

13-7 8+5 3+8 7+7

20-20 16-8 13-4 12-4

4+8 14-7 12-6 5+7

Ск. успели решить примеров?

— Минута — небольшое время. Когда мы говорим о какой-нибудь лёгкой работе, говорят: «Минутное дело».

— Для врачей — это спасённая жизнь, для учёных открытие нового, да и пожарные, и сапёры совсем по-другому относятся к минутам. Минуты бегут друг за другом, а догнать их или вернуть нельзя.

Вы бережете своё время?

Кто старается жить по режиму дня?

Сейчас проверим. Игра «Расставь правильно»

Иллюстрации вывешены на доске, ученик выбирает время и подставляет к иллюстрации.

Обсуждение.

Зачитываю личные наблюдения родителей «Где наши дети теряют время?»

Вывод: дети загружены, живут по режиму дня, время не теряют. Молодцы!

Физминутка: «Вышли мышки»

Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

А время идёт неумолимо вперёд. Посмотрите, как вы выросли, а когда-то были вот такими.

Коллаж детских фотографий «Время идёт»

Дом.задание: №5 с.90

9. Итог урока

— Интерактивный метод «Незаконченное предложение»

Мы освободили ребят, потому что….

Я не буду терять время, потому что….

Чтение стихотворения учеником

Если умеешь жить по часам,

Время тебе послушно,

Не опоздаешь никогда и сделаешь что нужно.

Затикян Нуне
Конспект занятия «Измерение времени. Час. Минута. Секунда»

Тема : Измерение времени . Час. Минута . Секунда .

Цель : Вызвать интерес к понятию «время » через отдельные интересные факты и сведения о разных способах измерения , фиксирования времени .

Задачи :

1. Дать более глубокие и точные знания о том, какие функции выполняют секундные и минутные стрелки в часах .

2. Формировать общие представления о процедурах измерения времени .

3. Учить точно определять время по модели часов .

Материал :

1. Персонаж «Королева часов» ;

2. Образцы различных часов : будильник, настенные, песочные, ручные;

3. Иллюстрации с изображением различных видов часов;

4. листы бумаги;

5. Карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель :

Тихо-тихо, не шумите, только ушки на вострите.

Кто загадку отгадает, тот самым умным в группе станет.

День и ночь они идут.

Никогда не устают.

Монотонно шепчут в такт :

Тик, так, тик и так.

Стрелки, будто как усы.

Называются…

(часы)

Вы хотите совершить путешествие в одну сказочную страну? Там нас ждут интересные встречи.

Дети : Хотим!

Воспитатель : тогда встаем друг за другом и делаем один большой паровоз!

Едет,едет паровоз

Мимо елок и берез,

Мимо утренних полей,

Мимо красных снегирей.

Мимо дуба и сосны,

Мимо лета и весны.

Чух,чух,чух,чух,чух пыхтит

И колесами стучит.

Свистит громко ту-ту-ту,

Разгоняя детвору.

Пассажиров тут и там

Он везет по городам.

(Входит Королева часов)

Воспитатель : Как вы думаете, кто эта волшебная королева? Посмотрите внимательно.

Дети : Королева часов!

Воспитатель : Правильно! Как вы догадались?

Дети : На ее короне нарисованы часы!

Королева : Мне подчиняются самые главные часы в нашей стране. Они находятся в нашей столице, городе Москва. Вы знаете как они называются? Они называются Кремлевские куранты! По мне сверяют время , все жители нашей страны. По моим часам наступает новый день и Новый год. По моим часам у вас наступает день рождения. Но у меня есть помощницы : мои сестренки и братишки, без которых бы я не справилась.

Показывает образцы часов

Королева : Посмотрите на часы и скажите мне, из чего состоят часы?

Дети : Корпус, циферблат, стрелки.

Королева : Сколько стрелок на часах?

Дети : Три.

Воспитатель : Самая тоненькая стрелочка – как ее зовут?

Дети : Секундная .

Входит ребенок в костюме Секунды .

Секунда : Я – Секунда , и я очень важна для спортсменов, только от меня зависит, кто станет победителем. Спортсмены всегда брали на тренировку с собой специальный прибор – секундомер (показывает) и старались опередить меня. Но это было не легко, потому что я очень быстрая.

Вот смотрите (прыгает, как только я попрыгаю 60 раз, появляется моя сестра – Минута

Входит ребенок в костюме Минуты .

Минута : Пока моя сестра прыгает 60 раз, я делаю только один шаг. Я отсчитываю минуты . Деловые люди очень следят за моими шагами и стараются за каждый мой шаг успеть что-то сделать.

Королева : Минута не спешила и все-таки шла очень быстро. Когда минута обходила один круг циферблата – приходил их старший брат Час.

Входит ребенок в костюме Часа.

Час : Я старший брат – очень солидный. Минута делает 60 шагов , а я делаю один шаг. Ой, сколько же раз за это время успевает прыгать Минута – 3 600 раз . Я не суечусь по пустякам.

Воспитатель : Но люди говорят, что и он ходит слишком быстро. Дети, а как вы думаете, что будет, если исчезнут все часы?

Дети : Начнется беспорядок! Мы не будем знать, сколько времени ! Родители будут опаздывать на работу!

Воспитатель : Давайте посмотрим, какие еще бывают часы, в которых живут наши друзья и помощники. Посмотрите, а где у нас в группе часы и как они называются?

Показ и анализ образцов часов.

Ответы детей

Воспитатель : А это настольные. почему их так называют? А как они отбивают каждый час? (ку-ку)

Ответы детей.

Воспитатель : Карманные, наручные и песочные. А с какой целью их используют?

Ответы детей.

Воспитатель : Молодцы! ох, и устали же с вами путешествовать, давайте отдохнем.

Физ. минутка :

Часы нам время измеряют (дети стоят)

Стоят на месте, но шагают. (Дети шагают на месте)

Шагают часики все в такт,

Тик-так, тик-так, тик-так. (Наклоны головы)

И стрелки вертятся вперед (Круговые движения руками)

За часом час, за годом год.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Измерение длины» Тема: «Измерение длины» Цели: 1) Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины. 2) Формировать умение.

Клубный час «Умники и умницы. Путешествие в историю времени. А. Суворов» КЛУБНЫЙ ЧАС «Умники и умницы. Путешествие в историю времени. А. Суворов» Воспитатель И. В. Хайбулина 06.12.2017 Цель: ознакомить с героическими.

Конспект НОД «Измерение длины» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №72 «Калинка» города Калуги Сценарий педагогического мероприятия.

Конспект НОД по РЭМП «Измерение» Материал: Линейка, сантиметр, рулетка, деревянный метр, полоски картона по количеству человек (условная мерка, кубики). Предварительная.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Измерение» Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Измерение» Воспитатель: Виктория Сергеевна Свистунова Цель: измерение сыпучих.

Конспект занятия по ФЭМП «Измерение. Длина. Метр» Конспект занятия по ФЭМП Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет) Воспитатель: Титова.

Тема: Единицы времени. Час. Минута.

Цели: познакомить с новой величиной; формировать представление о единицах времени- часе и минуте; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать умения наблюдать, сравнивать и делать выводы.

Оборудование: часы песочные, электронные, карманные, наручные .

Ход урока.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас.

Пожелаем вам удачи-

За работу, в добрый час!

2.Актуализация знаний.

* Логическая разминка.

Случай странный, случай редкий:

Цифры в ссоре! Вот те на!

Со своей стоять соседкой не желает ни одна!

Труд не легкий, труд не малый:

Сделай так, чтоб на листке

Цифра каждая стояла от соседок вдалеке.

Цифры от 1 до 8 разместить в кругах так, чтобы ни одну цифру нельзя было соединить прямой линией от круга до круга с ее соседками в порядковом ряду. Две цифры уже поставлены.

Найдите сумму всех чисел по кругу (7+4+6+2+5+3=27)

Найдите сумму чисел по вертикали.

Найдите сумму чисел по горизонтали.

Какие из полученных сумм можно заменить суммой разрядных слагаемых?

Какие получатся фигура, если мысленно соединить цифры:

3,7,4.8,3 (четырехугольник)

3,7,4,6,2,5,3 (шестиугольник)

5,1,6,5 (треугольник)

2.Индивидуальная работа по карточкам.

*. Устный счет.

Сосчитайте, ответы показывайте с помощью веера.

*Сумму чисел 5и6 уменьшить на 8 (3)

*К разности чисел 13и5 прибавьте 4 (12)

*Из 12 вычтите разность чисел14 и 7 (5)

*К 20 прибавить разность чисел 11 и 6 (25)

*Из 48 вычесть сумму чисел 20 и 20 (8)

3.Самоопределение к деятельности .

Назовите величины, которые вы знаете. (длина, масса, объем)

Соедините каждую величину с единицами, в которых измеряют.

ВЕЛИЧИНЫ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

Длина сантиметр

Объем час

Метр

Литр

Минута

Дециметр

Миллиметр

Какие единицы измерения остались? (час, минута)

Что они измеряют? (время)

Сформулируйте тему урока.

4. Работа по теме.

* Знакомство с единицами времени.

Посмотрите, Математик снова у нас в гостях. Что это он нам принес? (будильник)

И еще какой-то листик с записью. Давайте прочтем, что здесь написано.

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка только раз,

Та, что выше, каждый час.

О чем здесь идет речь? (о стрелках часов)

Что за коротышка бегает по кругу? (часовая стрелка)

Почему ее сестрица, что повыше, бегает быстрее? (это минутная стрелка)

Как двигается часовая стрелка? (от одной цифры к другой, от одной большой черточки до другой большой черточки)

Что происходит с минутной стрелкой? Как движется она? (от одной маленькой черточки до другой маленькой черточки)

Сколько таких маленьких черточек? Сосчитайте. (60)

Как называют расстояние от одной маленькой черточки до другой маленькой черточки? (минута)

А весь круг, который она проходит? (час)

Так сколько в часе минут?

Запись на доске, а дети в тетрадях. 1 ч= 60мин

*Работа по учебнику.

Откройте учебник на с.31 Проверьте, правильно ли вы ответили на вопросы Математика?

Сколько в часе минут?

Как движется часовая стрелка? А минутная?

Чтение правила на с.31.

5.Практическая работа, знакомство с разновидностями часов.

Часы не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть сейчас.

Кто знает, какие часы существовали раньше? (водяные, песочные,солнечные, огневые) ИКТ

Из одного отделения в другое песок пересыпается ровно за 1 минуту. Давайте проверим, до какого числа можно сосчитать за 1 минуту.

Измерять время с помощью песочных часов было неудобно, ведь их приходилось часто переворачивать. Но песочные часы используют и сейчас. Кто знает, где?

Еще существуют и электронные часы. Они сами показывают время цифрами. А мы с вами работали по механическим часам.

Кто знает, где находятся самые знаменитые механические часы? (На одной из башен Кремля- на Спасской башне.)

Покажите на модели часов часовую стрелку.

Покажите минутную.

Поставьте минутную на цифру 12, а часовую на цифру 1. Какое время показывают часы? (1час)

Обойдите минутной стрелкой 1 круг. Сколько времени прошло? (1час)

На какую цифру встанет часовая стрелка?(2)

Поставьте минутную стрелку на цифру 1.Сколько времени прошло? (5мин)

Назовите время. (2часа 5минут)

Минутная стрелка стоит на цифре 2. Сколько это минут?(10мин)

Передвиньте минутную стрелку еще на 5 минут. На какую цифру поставили стрелку? (3)

*№2 стр.31 устно

Стихотворение о значении времени. (уч-ся читает отрывок и показывает на модели часов время) ИКТ

6.Физминутка.

ИКТ

7.Закрепление.

Задача 3 стр.31

Из каких частей состоит задача? Найдите условие. Какой вопрос у задачи? Измените вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.

Краткая запись задачи на доске.1 ученик у доски, а остальные самостоятельно. Проверка.

Дайте ответ к задаче.

Какие еще варианты вопроса могут быть? (На сколько минут вторая партия была короче, чем первая. На сколько минут первая партия была длиннее второй?)

№ 5 самостоятельно с дальнейшей проверкой по образцу на доске.

Задача 4. Прочитайте задачу (хором, а затем 1ученик)

Разбор задачи и запись краткой записи.

Те, кто знает,как решать решает самостоятельно, а остальным оказывается индивидуальная помощь.

Составьте задачи обратные данной. Если есть время записываем и решаем.

8. Итог.

Что нового узнали на уроке?

Чему учились?

9.Д/З : р.т.

Открытый урок

по математике

во 2 «В» классе

Тема: Единицы времени.

Час. Минута.

Учитель: Дзобаева И. В.

Владикавказ 2013г.


Цели урока:

  1. расширить и уточнить знания учащихся о сутках;
  2. формировать умение определять время;
  3. формировать конкретные представления об отношении между единицами измерения времени;
  4. учить детей использовать разумно каждый час, каждую минуту;
  5. познакомить учащихся с историей создания часов;
  6. повторить преобразование крупных единиц измерения в более мелкие и выполнять обратную операцию;
  7. формировать вычислительные навыки, умение решать задачи с новыми единицами измерения.

Оборудование урока:

  1. модели часов, индивидуальные часы;
  2. выставка книг Э.Котляр «Часы-часики», Я. Шур «Сколько стоит минута», И.Мельников «Про часы и о часах», Е.Шварц «сказка о потерянном времени».

Ход урока

1. Организационный момент.

Итак, урок математики.
- Над какой темой работали на предыдущем уроке?
- Вспомните загадки, которые относятся к теме «Время».
- Сегодня мы сможем расширить наши знания о времени. А девизом нашего урока будет такое высказывание «Больше дела, меньше слов».

2. Актуализация знаний.

Какой предмет помогает определить дату? (Календарь ).
- Какие календари существуют?
- Какой год начался 1-го января? Какой был предыдущий? Какой год последует за 2007 годом? К какому веку они относятся?
- Сколько составит четвертая часть месяца?
- Восстанови последовательность: сутки, секунда, неделя, год, час, месяц, минута, век, тысячелетие.

Работа по табелю-календарю.

Мы поедем в театр во второй вторник февраля. Когда это будет?
- Веселые старты запланированы в 1-ый месяц весны, на 3-ей неделе, в четверг. Какого числа состоится это мероприятие?
- Расскажите нам о своем дне рождения по аналогии, а мы попробуем определить его дату.

3. Постановка темы урока.

Объясните смысл поговорки, и вы определите тему урока.

Когда так говорят: «Делу время – потехе час». Отгадайте загадку «Они все время идут, но никуда не уйдут». (Часы).

Определение темы урока.

Какие задачи вы ставите перед собой сегодня на уроке? А моя задача?

4. Знакомство с новым материалом.

Я хочу рассказать вам историю…

Эти события произошли в далекой волшебной стране Времени. Правил этой страной

честный и справедливый король, и жили в ней очень добрые и трудолюбивые люди, о которых в дальнейшем сложили поговорку «Работают как часы».

Наблюдая за сменой дня и ночи, за движением солнца и луны, люди стали делить год на месяцы, месяцы на дни, а дни на часы. Но как отсчитывать время? Первыми устройствами для этого были:

Солнечные часы
всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит,
А по нему солнышко бежит!
Они бывали на площадях,
На лужайке. В саду –
У солнышка на виду!<Рисунок 1 .>

Но такие часы были удобны лишь в солнечную погоду. А ночью и в пасмурную они не работали.

И люди решили изобрести такие часы, которые показывали бы время в любую погоду. А как они называются, вы узнаете, отгадав математический кроссворд.

Групповая работа.

Расположите ответы в порядке убывания. Как называются эти часы?

Это водяные часы, греки называли их «клепсидрой». «Теряешь воду!» - замечали древние, если кто-то говорил не по делу.

Первая клепсидра представляла собой простой цилиндрический сосуд, из которого переливалась по каплям вода. Поплавок со стрелкой поднимался или опускался. А по отметкам на сосуде определяли, сколько воды вытекло, столько времени и прошло. Такие часы показывали время и днем и ночью – не забывай только воды подливать.

Но и такие часы были неудобны. И вот часовых дел мастер, живший в стране Времени, придумал новые часы -

Песочные часы – точные!
В них песчинки текут –
Секунды бегут!
Как песчинки собрались,
Холмиком улеглись
в колбочке из стекла,
так и минутка истекла!(Показ песочных часов.)

Но и эти часы были неудобны, почему? Правильно, их все время надо было переворачивать.

Были изобретены и часы, работающие с использованием свечи. <Рисунок 3 >

Долго трудились люди, искали и создали первые механические часы с одной часовой стрелкой, вскоре догадался мастер о несовершенстве этого изобретения и соорудил на королевской башне новые часы, с двумя стрелками – минутной и часовой, которые стали называться механическими.

Кто не слышал,
Как бьют
На королевской башне часы-гиганты
Времени точные гаранты?
Работа у этих часов славная,
А в королевстве они главные. <Рисунок 4 .>

Слава об этих часах разнеслась по всем сказочным королевствам. Злой повелитель соседней страны, у которого не было таких часов, решил во что бы то ни стало заиметь эти часы. Послал он коварного Тролля, который с помощью заклинания уменьшил часы и унес. И поселился в стране хаос и беспорядок. Люди, привыкшие жить по часам и умевшие ценить каждую минуту, решили вернуть верного друга-помощника.

В погоню за коварным Троллем, похитителем волшебных часов, отправились дети короля Времени: сын – час и дочь – минута. Но Тролль предвидел, что будет погоня, поэтому подготовил различные ловушки.

Дорога, выходящая из королевства, начиналась с улицы Умножения, и там необходимо было преодолеть первую трудность, но дети легко справились с этими заданиями.

5. Работа под руководством учителя.

Математический диктант.

а) 1 множитель 365, второй множитель 1, найдите произведение?
б) если в неделе 7 дней, сколько дней в месяце?
в) сколько лет в 3 веках?
г) сколько месяцев содержится в полутора годах?

Чтобы попасть на улицу Деления, необходимо спуститься по крутой лестнице, на которой вновь была ловушка для детей.

а) полгода - сколько это месяцев?
б) в году 365 (366) дней, сколько это недель?
в) 60 месяцев, сколько это лет?
г) найдите число, равное 1/6 от 3600?

Пройдя улицу Деления, Час и Минутка спустились к пристани, где ждала их лодка, но детям надо было найти значение выражений:

320:80х3 (4800-1200):60

Найдя значение выражений, дружные ребята запрыгнули в лодку и поплыли, но вскоре приплыли к дремучему лесу. Навстречу вышел лесовичок. Он приготовил для ребят загадки:

1. Выходило 12 молодцев, 12 молодцев – это 12 месяцев.
Выносили 52 сокола, 52 сокола – это количество недель в году.
Выпускали 365 лебедей. 365 лебедей – это количество дней в году .

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка только раз,
Та, что выше, - каждый час.

О чем это загадка? (О стрелках часов). Что узнают по часам? (Используется модель часов.)

Практическая работа.

Возьмите в руки модель циферблата и расскажите о нем.

Как называется маленькая стрелка?

А большая?

Что показывают 5 маленьких делений между двумя большими? (Это 5 минут, которые проходит минутная стрелка).

Сколько всего таких маленьких штрихов на циферблате? (60 штрихов, т.к. всего в одном часе 60 минут.)

Сколько времени пройдет, если часовая стрелка пройдет полный оборот? (12 часов.)

6. Физкультминутка.

Зря мы время не теряли:
Умножали и делили.
А сейчас мы отвлечемся
Физминуткою займемся.

Кто не знает, что для нас
Очень дорог каждый час.
Зря мы время не проводим,
И как стрелки быстро ходим.

С нами преданно дружны
Всем известные часы,
Чтоб всегда все успевать,
Их устройство надо знать!

7. Работа под руководством учителя.

Работа по учебнику.

1) № 2, стр.60

2) № 3, стр.60

Работа с моделью часов.

3) Сегодня мы не только будем определять время, но и научимся говорить по-разному.

7 ч 15 мин – 5 минут восьмого.

7 ч 30 мин – половина восьмого.

7 ч 15 мин – четверть восьмого.

7 ч 45 мин – без 15 минут восемь, без четверти восемь.

Давайте вспомним о наших сказочных героях. Они тем временем почти были у цели, тихо войдя во дворец, Час и Минутка увидели злого Тролля, который тщетно бормотал заклинание, он забыл часть слов, и поэтому не мог увеличить часы. Заметив детей короля Времени, он расстроился и сказал: «Не ожидал я, что вы так быстро справитесь со всеми моими ловушками, но я признаю себя побежденным лишь тогда, когда вы справитесь со следующими заданиями».

8. Самостоятельная работа.

Задание 1. Восстановите временную последовательность:

завтра, позавчера, послезавтра, сегодня, вчера

Работа в тетрадях.

Задание 2.

1. Дождь начался в 6 утра и длился 2часа 15 минут. Во сколько дождь закончился?

2. Произносить заклинание я начал в 8 часов 15 минут и продолжал 40 минут. Во сколько должно было произойти волшебство, если бы я не забыл слова?

3. Свой путь вы начали в 7 часов утра, а сейчас 7 часов вечера. Сколько времени вы были в пути?

Задание 3.

Запишите, какое время покажут часы через 10 минут, если сейчас они показывают:

1ч 25 мин; 2ч 55 мин; 6 ч 40 мин.

1 телефонистка принимала 25 телеграмм в час, а вторая на 4 телеграммы больше, чем первая, а третья – в 2 раза больше, чем вторая. Сколько телеграмм принимала третья телеграфистка? Какие вопросы можно еще задать?

Задание 5.

№ 10, стр.61.

Самопроверка по эталону.

Справившись с заданиями Тролля, дети забрали часы, принадлежавшие их королевству, и отправились в свою страну. И вновь в стране Времени воцарился порядок и счастье. А трудолюбивые люди продолжали изобретать все новые часы. Так закончилась эта волшебная история.

И давно знакомы нам уже часы без стрелок и циферблата. На плоскости часов – окошечко, в котором, сменяя друг друга, появляются цифры. Кто знает, как называются такие часы?

А есть и новые – электронные,
Часы неугомонные!
Только раз их заведи,
Заведешь и год ходи! <Рисунок 5 .>

В Англии на одной из королевских башен находятся сложные механические часы – астрономические , которые показывают не только время, но и ход планет вокруг солнца.

Современная наука и техника требуют от часов все большей точности. Механические часы это обеспечить не могут. Изобрели кварцевые часы , они убегают или отстают лишь на 1 секунду за 30 лет.

А самые точные часы – молекулярные . Они считаются эталоном времени.

9. Подведение итогов урока.

Чем заинтересовал вас урок? Что новое вы узнали?
- Какие часы появились первыми?
- Какие появились позже?
- Перечислите все виды часов, о которых вы узнали сегодня на уроке?
- Чем отличаются механические часы от электронных часов?
- Какие единицы измерения можно назвать по модели часов? (Час, минута, секунда).
- За какое время минутная стрелка проходит расстояние между двумя маленькими штрихами? (За одну минуту).
- Выполнение каких заданий вызывало у вас затруднение? Почему? С чем это связано?

10. Домашнее задание:

  1. с. 61, № 11, 13.
  2. творческого характера – по желанию подготовить сообщение о знаменитых или старинных часах; подобрать пословицы о времени и объяснить их смысл;
  3. прочитать книги, представленные на выставке.


Конспект урока математики на тему: «Час, минута. Определение времени по часам»
Место урока в теме: №5 в теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание».
Цели:
1. Сформировать представление о единицах времени (час, минута), соотношении между ними, учить определять время по часам.
2. Развивать умения ориентироваться во времени, оценивать работу себя и своих товарищей.
3. Воспитывать уважение друг к другу во время работы в паре.
Тип урока: комбинированный урок.
Технология: элементы технологии проблемного и личностно-ориентированного обучения, использование ИКТ.
Методы обучения: словесный, демонстрационный, практический, постановка проблемного вопроса, упражнения.
Форма: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: учебник, тетрадь, текст «Это интересно» , карточки с выражениями для счета; модель циферблата, презентация учителя.
Карта урока
Деятельность учителя Деятельность уч-ся УУД Примечание
1.Организационный этап
Проверка готовности учащихся к уроку, насколько комфортно чувствуют себя учащиеся, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха
Ну – ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
Учащиеся готовы к уроку 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Постановка проблемного вопроса
- Сегодня на уроке мы откроем новое знание. А какое? Поможет нам это предложение. Что- то с ним произошло, наверно, был сильный ветер, все слова смешались, посмотрите внимательно, постарайтесь расставить слова на свои места.
Делу - время, а потехе - час. (час, делу -, время, потехе -, а).
- Молодцы! Это пословица. Как вы понимаете эту пословицу?
Отгадайте загадку
Что всегда идет,А с места не сойдёт?
Целевая установка
- На уроке о чём мы будем говорить?
- Чему будем учиться?.Учащиеся исправляют предложение, объясняют смысл пословицы.
Отгадывают загадку. (Часы)
-О времени. О часах.
-Определять время по часам. Познавательные УУД
- делать выводы на основе обобщения умозаключений.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
самостоятельно формулировать цели урока после
предварительного обсуждения;
Слайд
Слайд
Слайд
3. Актуализация знаний
Устный счёт
Задача 1
Длина лепестка розы 6 см, а лепестка тюльпана 8 см. На сколько см лепесток тюльпана длиннее лепестка розы?
Задача 2
На салат купили 7 кг огурцов, а помидоров на 3 кг меньше. Сколько кг весит вся покупка?
Задача 3
В бидоне было 15л молока, когда из части молока приготовили творог, то в бидоне осталось 8 л. Сколько л молока ушло на творог?
-Что измеряют в см, дм, м, км? Каким прибором?
-Что измеряют в кг? Каким прибором?
- Что измеряют в литрах?
Учащиеся поднимают (по хлопку учителя)ответ задачи на цифровом веере. И объясняют решение задачи.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
-Длину. Линейкой.
-Массу. Весами
-Объём.
Познавательные УУД
Развиваем умения:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Слайд
Слайд
Слайд
4. Первичное усвоение новых знаний
-Вспомните поговорку,которую мы собрали в начале урока.
-С помощью какого прибора измеряется время?
- Вы знаете, как были изобретены часы, а как выглядели первые часы? Я предлагаю вам познавательный текст. Он лежит у вас на парте. Прочитайте его, и тогда вы сможете ответить на мои вопросы. (Приложение.).
- Итак, какие часы были первыми?
- Почему люди отказались от этих часов?
- Какие часы появились позже?
- Молодцы, читали внимательно.
- Послушайте следующую загадку.
Две сестрицы друг за другомПробегают круг за кругом.Коротышка только раз,Та, что выше, - каждый час.
- О чем это загадка? Если дети затрудняются, подсказка (Слайд)Давайте рассмотрим модель часов.– А где находятся эти часы?
– Как выглядят часы?
– Числа на часах называются циферблат
В ней используются две стрелки: маленькая
- Как называется она?.- А как называется большая?
- Время, за которое длинная стрелка часов проходит расстояние от одной маленькой черточки до другой называется?
- Давайте сосчитаем на ваших моделях, сколько маленьких черточек от одного числа до другого?
– Посчитаем, сколько минут потребуется большой стрелке, чтобы совершить путь по кругу?
(Показываю на макете и считаем через 5.)
- А сколько всего этих чёрточек? Время, за которое минутная стрелка проходит весь круг, называется час.
– Маленькая стрелка какое расстояние в это время пройдёт?
–Значит какой вывод мы можем сделать, вспомнив то, о чём сейчас говорили?
. Работа с учебником Моро.
– А теперь проверим по учебнику правильность нашего вывода, страница 27. Прочитайте правило про себя.
– Правильный вывод мы сделали?
– Прочитайте правило в учебнике вслух.
-Запишите в тетрадях число, классная работа и вывод из учебника.
-Делу время, а потехе- час.
-Часов.
Учащиеся читают текст «Это интересно»
-Солнечные
- Ночью, в пасмурную погоду плохо или совсем не видно
-Водяные и песочные
-Часовая.
-Минутная
Работа учащихся с моделями часов
-На Спасской башне
-На них есть стрелки и цифры
--Минутная
-Минутой
-5
Учащиеся на макете передвигают стрелки и считают через 5
-60
-1 час
– В одном часе – 60 минут
Сверка учащимися своего вывода с эталоном в учебнике.
-Да, правильный
Учащиеся записывают в тетрадях:1ч = 60 мин
Познавательные УУД
Развиваем умения:
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- делать выводы на основе обобщения умозаключений Слайд
Слайд
5. Первичная проверка понимания
Тренировочные упражнения
а) Поставь стрелки часов по заданному времени
- Перед вами лежит модель часов. Покажите на часах путем передвижения стрелок:
- 4 часа
- 6 часов 30 минут
- 8 часов 15 минут (или 15 минут девятого)
- 2 часа 45 минут (без пятнадцати три)
б) Определение времени по часам;(слайды)
в) работа по учебнику: задача №3 стр.27
Учащиеся работают в парах с моделями часов
(показывают путём передвижения стрелок на моделях часов)
Учащиеся устно отвечают
-Один ученик у доски, остальные в тетрадях. Коммуникативные УДД
– доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения;
Личностные:-придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
Слайды
6.Первичное закрепление
-Я буду показывать время на модели часов, а вы записывать в тетрадь.
«Это интересно»
- Я думаю, ребята, вам интересно будет узнать, что можно сделать за 1 минуту:
За 1 минуту в нашей стране выпускают:
1 трактор4 автомобиля12 телевизоров1500 пар обуви
- Минута - небольшое время. Когда мы говорим о какой-нибудь лёгкой работе, говорят: «Минутное дело».
- Для врачей - это спасённая жизнь, для учёных открытие нового, да и пожарные, и сапёры совсем по-другому относятся к минутам.
- А сейчас посмотрим, сколько примеров вы сможете решить за 1 минуту. У вас есть карточки с примерами, по моей команде начинаете все одновременно, а время покажут нам песочные часы. Вы подпишете свои работы, а я их потом проверю и оценю. -Все учащиеся записывают в тетрадь, а 1 ученик у доски и все сверяются с эталоном(записью на доске).
Учащиеся решают примеры на карточках Познавательные УУД
Развиваем умения:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
- делать выводы на основе обобщения умозаключений.
Слайд
7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
-Запишите домашнее задание:
с.31 № 4, №5.К задаче №4 составить две обратные, вспомните, как их составлять?(Слабым ученикам карточка-опора).
Записывают домашнее задание.
-Взять за неизвестное то, что было известно или то, что мы нашли. 8. Рефлексия (подведение итоговурока)
- Молодцы: (перечисляю имена ребят, которые успели больше всех).
- Минута - это совсем не маленькая единица измерения времени, если ее использовать разумно. Подведём итог.
- Ребята, а с какой пословицы мы начали урок?
- Чему учились?
- Где нам пригодится новое умение?
-
- С каким настроением вы уйдёте с урока? Нарисуйте солнышко, если считаете, что у вас всё получилось, солнышко с тучкой, если считаете, что некоторые моменты урока вам были непонятны и тучку, если вы ничего не поняли.
-Делу –время, а потехе – час.
-Определять время по часам.
-. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.
Рисуют на обратной стороне карточек с примерами. Регулятивные УУД:
в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы