Про деток, от рождения до школы

Явление I

Г-жа Простакова, Митрофан, Еремеевна.


Г-жа Простакова (осматривая кафтан на Митрофане) . Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку. (Еремеевна отходит.) Он, вор, везде его обузил. Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. Позови сюда отца.


Митрофан отходит.

Явление II

Г-жа Простакова, Еремеевна, Тришка.


Г-жа Простакова (Тришке) . А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?

Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному.

Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!

Тришка. Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет.

Г-жа Простакова. Ища он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот.

Тришка. Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего.

Митрофан (вбегает) . Звал батюшку. Изволил сказать: тотчас.

Г-жа Простакова. Так поди же вытащи его, коли добром не дозовешься.

Митрофан. Да вот и батюшка.

Явление III

Те же и Простаков.


Г-жа Простакова. Что, что ты от меня прятаться изволишь? Вот, сударь, до чего я дожила с твоим потворством. Какова сыну обновка к дядину сговору? Каков кафтанец Тришка сшить изволил?

Простаков (от робости запинаясь) . Ме… мешковат немного.

Г-жа Простакова. Сам ты мешковат, умная голова.

Простаков. Да я думал, матушка, что тебе так кажется.

Г-жа Простакова. А ты сам разве ослеп?

Простаков. При твоих глазах мои ничего не видят.

Г-жа Простакова. Вот каким муженьком наградил меня Господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.

Простаков. В этом я тебе, матушка, и верил и верю.

Г-жа Простакова. Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…

Явление IV

Те же и Скотинин.


Скотинин. Кого? За что? В день моего сговора! Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою. Да за что ж ты так прогневалась?

Г-жа Простакова. Да вот, братец, на твои глаза пошлюсь. Митрофанушка, подойди сюда. Мешковат ли этот кафтан?

Скотинин. Нет.

Простаков. Да я и сам уже вижу, матушка, что он узок.

Скотинин. Я и этого не вижу. Кафтанец, брат, сшит изряднехонько.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, Мати Божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова. Как же это?

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо…

Г-жа Простакова. Так авось-либо Господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.


Митрофан с Еремеевною отходят.

Явление V

Г-жа Простакова, Простаков, Скотинин.


Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают ее замуж?

Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может еще подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.

Простаков (Скотинину) . Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как ее матушке, а моей сватьюшке, сделался удар…

Г-жа Простакова (показывая, будто крестит сердце) . С нами сила крестная.

Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка ее, господин Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нем ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли ее в нашу деревеньку и надзираем над ее имением, как над своим.

Г-жа Простакова. Что, что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ища братец может подумать, что мы для интересу ее к себе взяли.

Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.

Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.

Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.

Г-жа Простакова. Хотя бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!

Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.

Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?

Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.

Простаков. Так по соседству ее деревеньки?

Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота.

Г-жа Простакова. До чего же, братец?

Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.

Простаков. Странное дело, братец, как родня на родню походить может. Митрофанушка наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости.

Скотинин. Это подлинно диковинка! Ну пусть, братец, Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Тут есть какое-нибудь сходство; да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?

Простаков. И тут есть же какое-нибудь сходство, я так рассуждаю.

Явление VI

Те же и Софья.

Софья вошла, держа письмо в руке и имея веселый вид.


Г-жа Простакова (Софье) . Что так весела, матушка? Чему обрадовалась?

Софья. Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперь получила.

Г-жа Простакова (испугавшись, с злобою) . Как! Стародум, твой дядюшка, жив! И ты изволишь затевать, что он воскрес! Вот изрядный вымысел!

Софья. Да он никогда не умирал.

Г-жа Простакова. Не умирал! А разве ему и умереть нельзя? Нет, сударыня, это твои вымыслы, чтоб дядюшкою своим нас застращать, чтоб мы дали тебе волю. Дядюшка-де человек умный; он, увидя меня в чужих руках, найдет способ меня выручить. Вот чему ты рада, сударыня; однако, пожалуй, не очень веселись: дядюшка твой, конечно, не воскресал.

Скотинин. Сестра, ну да коли он не умирал?

Простаков. Избави Боже, коли он не умирал!

Г-жа Простакова (к мужу) . Как не умирал! Что ты бабушку путаешь? Разве ты не знаешь, что уж несколько лет от меня его и в памятцах за упокой поминали? Неужто-таки и грешные-то мои молитвы не доходили! (К Софье.) Письмецо-то мне пожалуй. (Почти вырывает.) Я об заклад бьюсь, что оно какое-нибудь амурное. И догадываюсь от кого. Это от того офицера, который искал на тебе жениться и за которого ты сама идти хотела. Да которая бестия без моего спросу отдает тебе письма! Я доберусь. Вот до чего дожили. К деушкам письма пишут! деушки грамоте умеют!

Софья. Прочтите его сами, сударыня. Вы увидите, что ничего невиннее быть не может.

Г-жа Простакова. Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря Бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай.

Простаков (долго смотря) . Мудрено.

Г-жа Простакова. И тебя, мой батюшка, видно воспитывали, как красную девицу. Братец, прочти, потрудись.

Скотинин. Я? Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.

Софья. Позвольте мне прочесть.

Г-жа Простакова. О матушка! Знаю, что ты мастерица, да лих не очень тебе верю. Вот, я чаю, учитель Митрофанушкин скоро придет. Ему велю…

Скотинин. А уж зачали молодца учить грамоте?

Г-жа Простакова. Ах, батюшка братец! Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин. Оба они приходят сюда из города. Вить от нас и город в трех верстах, батюшка. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют. Куда надобно – лошадь. За столом стакан вина. На ночь сальная свеча, и парик направляет наш же Фомка даром. Правду сказать, и мы им довольны, батюшка братец. Он ребенка не неволит. Вить, мой батюшка, пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится. Как кому счастье на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри – тка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка? Ба! да вот пожаловал кстати дорогой наш постоялец.

Явление VII

Те же и Правдин.


Г-жа Простакова. Братец, друг мой! Рекомендую вам дорогого гостя нашего, господина Правдина; а вам, государь мой, рекомендую брата моего.

Правдин. Радуюсь, сделав ваше знакомство.

Скотинин. Хорошо, государь мой! А как по фамилии, я не дослышал.

Правдин. Я называюсь Правдин, чтоб вы дослышали.

Скотинин. Какой уроженец, государь мой? Где деревеньки?

Правдин. Я родился в Москве, ежели вам то знать надобно, а деревни мои в здешнем наместничестве.

Скотинин. А смею ли спросить, государь мой, – имени и отчества не знаю, – в деревеньках ваших водятся ли свинки?

Г-жа Простакова. Полно, братец, о свиньях – то начинать. Поговорим-ка лучше о нашем горе. (К Правдину.) Вот, батюшка! Бог велел нам взять на свои руки девицу. Она изволит получать грамотки от дядюшек. К ней с того света дядюшки пишут. Сделай милость, мой батюшка, потрудись, прочти всем нам вслух.

Правдин. Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны.

Софья. Я вас о том прошу. Вы меня тем очень одолжите.

Правдин. Если вы приказываете. (Читает.) «Любезная племянница! Дела мои принудили меня жить несколько лет в разлуке с моими ближними; а дальность лишила меня удовольствия иметь о вас известии. Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу…»

Скотинин и оба Простаковы . Десять тысяч!

Правдин (читает) . «…которым тебя, моя любезная племянница, тебя делаю наследницею…»

Г-жа Простакова. Тебя наследницею!

Простаков. Софью наследницею!

Скотинин. Ее наследницею!

Г-жа Простакова (бросаясь обнимать Софью) . Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя! Я вне себя от радости! Теперь тебе надобен жених. Я, я лучшей невесты и Митрофанушке не желаю. То – то дядюшка! То-то отец родной! Я и сама все-таки думала, что Бог его хранит, что он еще здравствует.

Скотинин (протянув руку) . Ну, сестрица, скоряй же по рукам.

Г-жа Простакова (тихо Скотинину) . Постой, братец. Сперва надобно спросить ее, хочет ли еще она за тебя выйти?

Скотинин. Как! Что за вопрос! Неужто ты ей докладываться станешь?

Скотинин. А на что? Да хоть пять лет читай, лучше десяти тысяч не дочитаешь.

Г-жа Простакова (к Софье) . Софьюшка, душа моя! пойдем ко мне в спальню. Мне крайняя нужда с тобой поговорить. (Увела Софью.)

Скотинин. Ба! так я вижу, что сегодня сговору-то вряд и быть ли.

Явление VIII

Правдин, Простаков, Скотинин, слуга.


Слуга (к Простакову, запыхавшись) . Барин! барин! солдаты пришли, остановились в нашей деревне.


Простаков. Какая беда! Ну, разорят нас до конца!

Правдин. Чего вы испугались?

Простаков. Ах, отец родной! Мы уж видали виды. Я к ним и появиться не смею.

Правдин. Не бойтесь. Их, конечно, ведет офицер, который не допустит ни до какой наглости. Пойдем к нему со мной. Я уверен, что вы робеете напрасно.


Правдин, Простаков и слуга отходят.


Скотинин. Все меня одного оставили. Пойти было прогуляться на скотный двор.

Конец первого действия

Действующие лица

Простаков.

Г-жа Простакова , жена его.

Митрофан , сын их, недоросль.

Еремеевна, мама Митрофанова.

Правдин.

Стародум.

Софья , племянница Стародума.

Милон .

Скотинин , брат г-жи Простаковой.

Кутейкин , семинарист.

Цыфиркин , отставной сержант.

Вральман , учитель.

Тришка , портной.

Слуга Простакова.

Камердинер Стародума.

Действие в деревне Простаковых.

Денис Фонвизин. Гравюра из собрания портретов Платона Бекетова. Издание 1821 года

Действие первое

ЯВЛЕНИЕ I

Обложка первого издания пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», 1783 год

Г-жа Простакова, Митрофан, Еремеевна.


Г-жа Простакова (осматривая кафтан на Митрофане) . Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку. (Еремеевна отходит.) Он, вор, везде его обузил. Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. Позови сюда отца.


Митрофан отходит.

ЯВЛЕНИЕ II

Г-жа Простакова, Еремеевна, Тришка.


Г-жа Простакова (Тришке) . А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?

Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному.

Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!

Тришка. Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет.

Г-жа Простакова. Ища он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот.

Тришка. Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего.

Митрофан (вбегает) . Звал батюшку. Изволил сказать: тотчас.

Г-жа Простакова. Так поди же вытащи его, коли добром не дозовешься.

Митрофан. Да вот и батюшка.

ЯВЛЕНИЕ III

Те же и Простаков.


Г-жа Простакова. Что, что ты от меня прятаться изволишь? Вот, сударь, до чего я дожила с твоим потворством. Какова сыну обновка к дядину сговору? Каков кафтанец Тришка сшить изволил?

Простаков (от робости запинаясь) . Ме… мешковат немного.

Г-жа Простакова. Сам ты мешковат, умная голова.

Простаков. Да я думал, матушка, что тебе так кажется.

Г-жа Простакова. А ты сам разве ослеп?

Простаков. При твоих глазах мои ничего не видят.

Г-жа Простакова. Вот каким муженьком наградил меня Господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.

Простаков. В этом я тебе, матушка, и верил и верю.

Г-жа Простакова. Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…

ЯВЛЕНИЕ IV

Те же и Скотинин.


Скотинин. Кого? За что? В день моего сговора! Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою. Да за что ж ты так прогневалась?

Г-жа Простакова. Да вот, братец, на твои глаза пошлюсь. Митрофанушка, подойди сюда. Мешковат ли этот кафтан?

Скотинин. Нет.

Простаков. Да я и сам уже вижу, матушка, что он узок.

Скотинин. Я и этого не вижу. Кафтанец, брат, сшит изряднехонько.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, Мати Божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова. Как же это?

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо…

Г-жа Простакова. Так авось-либо Господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.


Митрофан с Еремеевною отходят.

ЯВЛЕНИЕ V

Г-жа Простакова, Простаков, Скотинин.


Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают ее замуж?

Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может еще подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.

Простаков (Скотинину) . Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как ее матушке, а моей сватьюшке, сделался удар…

Г-жа Простакова (показывая, будто крестит сердце) . С нами сила крестная.

Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка ее, господин Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нем ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли ее в нашу деревеньку и надзираем над ее имением, как над своим.

Г-жа Простакова. Что, что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ища братец может подумать, что мы для интересу ее к себе взяли.

Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.

Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.

Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.

Г-жа Простакова. Хотя бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!

Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.

Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?

Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.

Простаков. Так по соседству ее деревеньки?

Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота.

Г-жа Простакова. До чего же, братец?

Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.

Простаков. Странное дело, братец, как родня на родню походить может. Митрофанушка наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости.

Скотинин. Это подлинно диковинка! Ну пусть, братец, Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Тут есть какое-нибудь сходство; да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?

Простаков. И тут есть же какое-нибудь сходство, я так рассуждаю.

Рассмотрим комедию "Недоросль" (краткое содержание по действиям). Ее автор - Фонвизин Денис Иванович. Первая постановка этого произведения состоялась в 1782 году.
Действие первое

Явление 1
"Недоросль" (краткое содержание по действиям") начинается тем, что г-жа Простакова осматривает кафтан на Митрофане, ругает портного Тришку, который сшил его не так, и велит Еремеевне позвать его.
Явление 2
Г-жа Простакова продолжает ругать Тришку. Тот, оправдываясь, говорит, что для того, чтобы шить хорошо, нужно сначала научиться этому. Простакова в бешенстве - Тришкины оправдания она называет "скотскими рассуждениями".
Явление 3
Появляется Простаков. Простакова спрашивает мужа, что он думает по поводу сшитого кафтана. Простаков запинается от робости, ничего толком ответить не может - боится гнева супруги. Простакова: "Вот каким муженьком наградил меня Господь..."
Явление 4
Появляется Скотинин. Разговор опять идет о кафтане. Скотинин считает, что кафтан "сшит изряднехонко".
Простакова велит Еремеевне накормить Митрофанушку, на что та отвечает, что Митрофанушка уже "пять булочек скушать изволил". Простакова набрасывается на Еремеевну - неужели няньке жаль для детя шестой булочки. Нянька говорит, что вечером Митрофанушка съел очень много и "протосковал до самого утра". Простакова с тревогой спрашивает сына, что с ним случилось. Тот отвечает, что "ночь всю така дрянь в глаза лезла" - то матушка мерещилас, то батюшка. Митрофанушке снилось, что матушка бьет батюшку, и ему стало жаль Простакову: она себе все руки отбила, пока била мужа. Митрофан с Еремеевной отходят.
Явление 5
Скотинин спрашивает, где его невеста, говорит, что ей пора сказать, что она выходит за него замуж. Речь идет о Софье. Простаков говорит, что они поступили с этой девушкой, как с сироткой. Она была еще маленькой, когда умер ее отец, а затем и мать. Господин Стародум, ее дядюшка, поехал в Сибирь, и о нем уже несколько лет ничего не известно. Он считается покойником. Далее Простаков говорит, что так как эта девушка осталась одна, они решили ее взять в свою деревню, а над имением ее надзирают, как над своим.
Скотинин хвалится тем, как умеет вести хозяйство. Любой убыток этот человек покрывает за счет своих крестьян. Простакова просит научить и ее этому мастерству, так как она уже отобрала у своих крестьян все, что было. Скотинин говорит, что обязательно научит, только вначале пусть женят его на Софье, так как ему нравятся принадлежащие ей деревни. Там, в деревнях Софьи, Скотинин планирует развести свиней, поскольку он их очень любит.
Явление 6
Появляется Софья с письмом в руке. Сообщает, что ее дядюшка Стародум жив, приехал недавно в Москву. Г-жа Простакова не верит, что Стародум жив. Она отбирает у Софьи письмо, при этом возмущается, что "девушки грамоте умеют". Простакова подозревает, что письмо от какого-нибудь офицера. Софья предлагает ей прочесть письмо, но та не умеет читать и говорит, что она "не так воспитана". Простакова говорит, что придет Митрофан и прочтет письмо. Она рассказывает о том, что ее сын уже четыре года учится. Для обучения грамоте к нему ходит дьячок Кутейкин. Цыфиркин, отставной сержант, учит его арифметике. По-французски и различным наукам обучает Митрофана немец Адам Адамыч Вральман. Все они не очень-то нагружают своего ученика.
Явление 7
Появляется Правдин. Читает по просьбе Простаковой письмо. Из письма становится известно, что Стародум решил сделать Софью наследницей своего состояния. Простакова сразу бросается обнимать Софью и говорит, что лучшей невесты для Митрофана, чем она, Софья, и не надо. Уводит Софью для того, чтобы поговорить наедине.
Явление 8
Слуга сообщает Простакову, что в их деревню пришли солдаты. Простаков и Правдин отходит.
Действие второе ("Недоросль", краткое содержание по действиям)

Явление 1
Правдин и Милон встречаются. Они старые знакомые. Правдин говорит, что он "определен членом в здешнем наместничестве". Он восхищается наместником, считает его человеком справедливым, который выполняет "самые человеколюбивые виды вышней власти". Правдин сообщает, что живет здесь уже три дня и характеризует Простакова как дурака, а его жену - фурию с адским нравом. Милон говорит, что уже через несколько часов должен уезжать отсюда. Милон рассказывает, что влюблен и его чувство взаимно, но не знает, где находится в данный момент его любимая, и он ищет ее. Милон видит входящую Софью и говорит, что это и есть его возлюбленная.
Явление 2
Софья и Милон радуются встрече. Софья жалуется, что за время разлуки ей пришлось перенести немало бед, в частности от родственников. Она говорит о том, как подхалимски стала вести себя Простакова, узнав о решении Стародума. Софья говорит, что Простакова хочет выдать ее замуж за Митрофана. Девушка передает Милону те слова, которые сказала Простаковой, - что ее судьба зависит от воли Стародума, что он обещал сам приехать в своем письме.
Явление 3
Приходит Скотинин. Он говорит, что его сестра наскоро отправила его назад, в свою деревню. Сообщает, что Простакова хочет женить его. Скотинин говорит Софье, что она будет жить с ним припеваючи. Он хочет выкупить на деньги девушки всех свиней. Правдин говорит, что Простакова хочет теперь Митрофана на Софье женить. Скотинин грозит при встрече Митрофанушку побить.
Явление 4
Появляются Митрофанушка с Еремеевной. Та уговаривает Митрофана поучиться "хоть немножко". Скотинин подзывает Митрофанушку к себе. Вначале угрожает ему, но тот не может понять, в чем провинился. Затем Скотинин спрашивает племянника, хочет ли тот жениться. Когда Митрофан отвечает, что хочет, Скотинин бросается на него. Еремеевна заступается за сына Простаковой.
Явление 5
Появляются оба Простаковых. Мать Митрофана заводит разговор с Милоном и Правдиным, жалуется, что муж ее - рохля и ей одной приходится вести хозяйство: "то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится". Простакова льстиво говорит о Стародуме. Правдин замечает, что то, что в нем называют грубостью, угрюмостью, - это следствие его прямодушия. Простакова замечает, что вся надежда ее жизни - сын, которого она готовит в люди.
Появляются Кутейкин и Цыфиркин - учителя Митрофанушки. В Цыфиркине Милон узнает отставного солдата своего гарнизона. Цыфиркин говорит Милону, что уже третий год пытается обучить Митрофанушку дробям, но безуспешно. Кутейкин сообщает о себе, что недоучился в семинарии, так как "убоялся бездны премудрости".
Явление 6
Г-жа Простакова просит Митрофана прочитать заданное. Тот не читает, жалуется на дядюшку, говорит, что тот его хотел побить. Простакова ругает Еремеевну за то, что та не заступилась за сына. Еремеевна оправдывается. Простакова и Митрофан уходят. Кутейкин жалеет Еремеевну, спрашивает, как платят ей за ее работу. Еремеевна: "По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день".
Действие третье

Явление 1
Правдин и Стародум сердечно приветствуют друг друга. Стародум говорит, что получил хорошее воспитание, которое ему дал отец. Отец его непрестанно повторял, что нужно иметь душу, сердце, и тогда будешь человеком в любое время. Стародум рассказывает, как он служил и воевал. Он замечает, что чины часто выпрашиваются, а настоящее почтение необходимо заслужить. После отставки Стародума приглашают ко двору. Но придворная жизнь его не устраивает. Он решил, что лучше жить у себя дома, чем "в чужой передней".
Явление 2
Появляется Софья. Стародум объясняет причину своего приезда: он узнал о том, что Софья живет здесь против своей воли. Стародум признается, что только эта девушка - утешение в его старости, и он должен опекать ее. Он говорит, что в Сибири сделал большое состояние и Софья теперь может выбирать жениха даже бедного. Девушка отвечает, что воля Стародума для нее - закон. Тот говорит Правдину, что не наличие денег определяет, хорош ли человек. Слышен шум.
Явление 3
Появляются дерущиеся Простакова со Скотининым и Милон, который разнимает их. Стародум смеется, глядя на дерущихся, говорит, что еще ничего смешнее не видел. Простакова напускается на Стародума. Говорит, что дерется потому, что Скотинин обидел ее сына.
Узнает, что перед ней дядя Софьи, и сразу меняет тон, называет Стародума "отцом родным", что на него вся надежда.
Явление 4
По зову Простаковой является Еремеевна. Простакова говорит, что звала Палашку. Еремеевна отвечает, что та заболела, у нее жар. Простакова в ярости: "Бредит, бестия! Как будто благородная". Она суетится из-за приезда важного гостя.
Явление 5
Простакова, Простаков и Митрофан лезут обниматься к Стародуму. Представляются. Ведут себя раболепно. Стародум говорит Софье, что завтра уезжает с ней в Москву. Простакова обескуражена известием. Стародум говорит, что у него есть на примете жених для Софьи. Милон и Софья поражены. Стародум говорит Софье, что она сама вольна в своем выборе. Скотинин начинает хвалить сам себя в надежде, что девушка выберет его. Простакова же описывает достоинства своего сына. Она говорит, что они не жалеют денег, чтобы его учить, что он целыми сутками не встает из-за книги. Представляет учителей Митрофанушки. Стародум говорит, что не в состоянии оценить достоинства ее сына, и уходит отдыхать после дороги.
Явление 6
Кутейкин и Цыфиркин обсуждают свою жизнь. Жалуются на Митрофана, которому учение не дается. Приходят к выводу, что им мешает заниматься с недорослем Вральман. Решают проучить немца.
Явление 7
Простакова просит Митрофана поучиться хотя бы "для вида". Митрофан произносит знаменитую фразу: "Не хочу учиться, хочу жениться". Цыфиркин пытается вести урок, но Митрофан грубит, а Простакова заступается за сына. Решение задач так и не увенчалось успехом. Урок с Кутейкиным также бесплоден.
Явление 8
Появляется Вральман, который начинает говорить, что ребенка хотят уморить эти учителя. Простакова соглашается с ним и отпускает Цыфиркина и Кутейкина. Вральман всячески убеждает Простакову, что Митрофанушка и без этой учебы молодец. Госпожа благоволит Вральману: он умеет сказать то, что ей будет приятно слышать. Он говорит, что Митрофан сумеет и свет посмотреть, и себя показать и так.
Явление 9
Кутейкин и Цыфиркин подкарауливают Вральмана. Ругаются с ним, а потом набрасываются на него с побоями.
Действие четвертое

Явление 1
Софья ожидает Стародума, читает книгу, размышляет.
Явление 2
Стародум появляется. Он дает Софье советы, что нужно уметь различать людей. Стародум говорит, что люди завидуют не только знатности и богатству, но и добродетели. Он призывает Софью слушать свою совесть, которая остерегает человека прежде чем судья наказывает. Благонравие дает цену уму. Умный человек без него - чудовище.
Явление 3
Приходит камердинер и подает письмо из Москвы Стародуму.
Явление 4
Стародум размышляет, что не знает Милона, но если дядя говорит, что это честный человек, то он может стать женихом Софьи.
Явление 5
Стародум говорит Софье, что письмо, по большей части, для нее - речь идет, возможно, о ее будущем муже.
Явление 6
Появляются Милон и Правдин. Правдин представляет Стародуму Милона. Выясняется, что это тот самый молодой человек, про которого говорилось в письме, адресованном Стародуму. Стародуму Милон нравится, и он рад, что Софья выбрала именно его.
Явление 7
Появляется Скотинин.Он настаивает на том, чтобы Софья вышла за него. Стародум смеется над ним.
Явление 8
Появляются Простакова, Простаков, Митрофан и Еремеевна. Митрофан демонстрирует свои "успехи" в учебе. Он говорит, что "дверь" - имя прилагательное, так как приложена к своему месту. А та дверь, которая стоит у чулана еще не навешена, - еще существительна.
Сама Простакова науки считает занятием пустым и бесполезным - "без наук люди живут и жили".
Явление 9
Г-жа Простакова спрашивает у Стародума, жених ли Митрофан Софье. Тот отвечает, что нет и что она уже сговорена. Простакова решает насильно выдать Софью за Митрофана.
Действие пятое

Явление 1
Правдин показывает Стародуму пакет, пришедший накануне. Стародум отвечает, что у него теперь есть способ прекратить бесчеловечье Простаковой. Правдин и Стародум говорят о том, что государь, достойный престола, должен возвышать души подданных. Слышится шум.
Явление 2
Софья бросается к Стародуму с просьбой о защите - ее пытались насильно увезти. Еремеевна признается, что собирались обвенчать Софью с Митрофанушкой.
Явление 3
Простакова и Митрофан просят прощения у Стародума.
Явление 4
Стародум говорит, что прощает помещицу. Простакова угрожает всем своим слугам расправой - те были нерасторопны в деле похищения. Правдин говорит, что именем правительства приказывает собрать крестьян и людей для объявления приказа о том, что за бесчеловечье помещицы Простаковой правительство повелевает ему принять в опеку деревни и ее дом. Простакова считает, что это гибель для нее.
Явление 5
Г-жа Простакова никак не может прийти в себя - она теперь не хозяйка в собственном доме. Говорит, что у нее много долгов - еще не доплачено учителям. Зовут учителей.
Явление 6
Стародум узнает в учителе географии Вральмане своего бывшего кучер. Отдают долги учителям. Вральман снова нанимается кучером к Стародуму.
Явление 7
Камердинер сообщает, что карета готова.
Явление последнее
Стародум прощается с Правдиным. Собираются уезжать. Г-жа Простакова говорит сыну, что он у нее один остался. Митрофан отвечает: "Да отвяжись, матушка". Затем Простакова падает в обморок.
На этом завершается "Недоросль" (краткое содержание по действиям).

Использованы материалы книги: Зубова Е.Н., Мошенская О.В. и др. Произведения школьной программы в кратком изложении. ООО "Дом Славянской книги", 2015

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

ЯВЛЕНИЕ I

Стародум и Правдин.

Правдин. Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила.

Стародум. Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы?

Правдин. Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.

Стародум. Благодарение богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно... и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.

Правдин. Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!

Стародум. Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами.

Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать...

Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов...

Правдин. Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец.

Стародум. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.

Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми...

Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, - тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.

Правдин. Справедливо. Великий государь дает...

Стародум. Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин.

Правдин. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...

Стародум. Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.

Правдин. Но особы высшего состояния просвещают детей своих...

Стародум. Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему и ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.

Правдин. Надобно действительно, чтоб всякое состояние людей имело приличное себе воспитание; тогда можно быть уверену... Что за шум?

Стародум. Что такое сделалось?

ЯВЛЕНИЕ II

Те же, Милон, Софья, Еремеевна.

Милон (отталкивая от Софьи Еремеевну, которая за нее было уцепилась, кричит к людям, имея в руке обнаженную шпагу). Не смей никто подойти ко мне!

Софья (бросаясь к Стародуму). Ах, дядюшка! Защити меня!


Милон. Злодеи! Идучи сюда, вижу множество людей, которые, подхватя ее под руки, несмотря на сопротивление и крик, сводят уже с крыльца к карете.

Софья. Вот мой избавитель!

Стародум (к Милону). Друг мой!

Правдин (Еремеевне). Сейчас скажи, куда везти хотели, или как с злодейкой...

Еремеевна. Венчаться, мой батюшка, венчаться!

Г-жа Простакова (за кулисами). Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти!

ЯВЛЕНИЕ III

Те же, г-жа Простакова, Простаков, Митрофан.

Г-жа Простакова. Какая я госпожа в доме! (Указывая на Милона). Чужой погрозит, приказ мой ни во что.


Правдин. Злодеяние, которому я сам свидетель, дает право вам, как дяде, а вам, как жениху...


Г-жа Простакова. Ах я, собачья дочь! Что я наделала!

ЯВЛЕНИЕ IV

Те же и Скотинин.

Скотинин. Ну, сестра, хорошу было шутку... Ба! Что это? Все наши на коленях!

Г-жа Простакова (стоя на коленях). Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечет. Мой грех! Не губите меня. (К Софье.) Мать ты моя родная, прости меня. Умилосердись надо мною (указывая на мужа и сына) и над бедными сиротами.

Скотинин. Сестра! О своем ли ты уме?

Правдин. Молчи, Скотинин.

Г-жа Простакова. Бог даст тебе благополучие и с дорогим женихом твоим, что тебе в голове моей?

Софья (Стародуму). Дядюшка! Я мое оскорбление забываю.

Г-жа Простакова (подняв руки к Стародуму). Батюшка! Прости и ты меня, грешную. Вить я человек, не ангел.

Стародум. Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом.

Милон. И преступление и раскаяние в ней презрения достойны.

Правдин (Стародуму). Ваша малейшая жалоба, ваше одно слово пред правительством... и уж спасти ее нельзя.

Стародум. Не хочу ничьей погибели. Я ее прощаю.

Все вскочили с коленей.

Г-жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.

Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?

Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?

Правдин. А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?

Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?

Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.

Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?

Стародум. Мастерица толковать указы!

Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову... (Порывается идти.)

Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.

Простаков. А! До чего мы дожили!

Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа...

Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.

Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?

Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!

Скотинин. Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку... Уберусь же я отсюда подобру-поздорову.

Г-жа Простакова. Все теряю! Совсем погибаю!

Скотинин (Стародуму). Я шел было к тебе добиться толку. Жених...

Стародум (указывая на Милона). Вот он.

Скотинин. Ага! так мне и делать здесь нечего. Кибитку впрячь, да и...

Правдин. Да и ступай к своим свиньям. Не забудь, однако ж, повестить всем Скотининым, чему они подвержены.

Скотинин. Как друзей не остеречь! Повещу им, чтоб они людей...

Правдин. Побольше любили или б по крайней мере...

Скотинин. Ну?..

Правдин. Хоть не трогали.

Скотинин (отходя). Хоть не трогали.

ЯВЛЕНИЕ V

Г-жа Простакова, Стародум, Правдин, Митрофан, Софья, Еремеевна.

Г-жа Простакова (Правдину). Батюшка, не погуби ты меня, что тебе прибыли? Не возможно ль как-нибудь указ поотменить? Все ли указы исполняются?

Правдин. Я от должности никак не отступлю.

Г-жа Простакова. Дай мне сроку хотя на три дни. (В сторону.) Я дала бы себя знать...

Правдин. Ни на три часа.

Стародум. Да, друг мой! Она и в три часа напроказить может столько, что веком не пособишь.

Г-жа Простакова. Да как вам, батюшка, самому входить в мелочи?

Правдин. Это мое дело. Чужое возвращено будет хозяевам, а...

Г-жа Простакова. А с долгами-то разделаться?.. Недоплачено учителям...

Правдин. Учителям? (Еремеевне.) Здесь ли они? Введи их сюда.

Еремеевна. Чай, что прибрели. А немца-то, мой батюшка?..

Правдин. Всех позови.

Еремеевна отходит.

Правдин. Не заботься ни о чем, сударыня, я всех удовольствую.

Стародум (видя в тоске г-жу Простакову).

Сударыня! Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно.

Г-жа Простакова. Благодарна за милость! Куда я гожусь, когда в моем доме моим же рукам и воли нет!

ЯВЛЕНИЕ VI

Те же, Еремеевна, Вральман, Кутейкин и Цыфиркин.

Еремеевна (введя учителей, к Правдину). Вот тебе и вся наша сволочь, мой батюшка.

Вральман (к Правдину). Фаше фысоко-и-плахоротие. Исфолили меня к сепе прасить?..

Кутейкин (к Правдину). Зван бых и приидох.

Цыфиркин (к Правдину). Что приказу будет, ваше благородие?

Стародум (с приходу Вральмана в него вглядывается). Ба! Это ты, Вральман?

Вральман (узнав Стародума). Ай! ай! ай! ай! ай! Это ты, мой милостифый хосподин! (Целуя полу Стародума.) Старофенька ли, мой отес, пошифать исфолишь?

Правдин. Как? Он вам знаком?

Стародум. Как не знаком? Он три года у меня был кучером.

Все показывают удивление.

Правдин. Изрядный учитель!

Стародум. А ты здесь в учителях? Вральман! Я думал, право, что ты человек добрый и не за свое не возьмешься.

Вральман. Та што телать, мой патюшка? Не я перфый, не я послетний. Три месеса ф Москфе шатался пез мест, кутшер нихте не ната. Пришло мне липо с голот мереть, липо ушитель...

Правдин (к учителям). По воле правительства став опекуном над здешним домом, я вас отпускаю.

Цыфиркин. Лучше не надо.

Кутейкин. Отпускать благоволите? Да прежде разочтемся...

Правдин. А что тебе надобно?

Кутейкин. Нет, милосливый господин, мой счетец зело не мал. За полгода за ученье, за обувь, что истаскал в три года, за простой, что сюда прибредешь, бывало, по-пустому, за...

Г-жа Простакова. Ненасытная душа! Кутейкин! За что это?

Правдин. Не мешайтесь, сударыня, я вас прошу.

Г-жа Простакова. Да коль пошло на правду, чему ты выучил Митрофанушку?

Кутейкин. Это его дело. Не мое.

Правдин (Кутейкину). Хорошо, хорошо. (Цыфиркину.) Тебе много ль заплатить?

Цыфиркин. Мне? Ничего.

Г-жа Простакова. Ему, батюшка, за один год дано десять рублей, а еще за год ни полушки не заплачено.

Цыфиркин. Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года. Мы и квиты.

Правдин. А за ученье?

Цыфиркин. Ничего.

Стародум. Как ничего?

Цыфиркин. Не возьму ничего. Он ничего не перенял.

Стародум. Да тем не меньше тебе заплатить надобно.

Цыфиркин. Не за что. Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму.

Стародум. Вот прямо добрый человек!

Стародум и Милон вынимают из кошельков деньги.

Правдин. Тебе не стыдно, Кутейкин?

Кутейкин (потупя голову). Посрамихся, окаянный.

Стародум (Цыфиркину). Вот тебе, друг мой, за добрую душу.

Цыфиркин. Спасибо, ваше высокородие. Благодарен. Дарить меня ты волен. Сам, не заслужа, век не потребую.

Милон (давая ему деньги). Вот еще тебе, друг мой!

Цыфиркин. И еще спасибо.

Правдин дает также ему деньги.

Цыфиркин. Да за что, ваше благородие, жалуете?

Правдин. За то, что ты не походишь на Кутейкина.

Цыфиркин. И! Ваше благородие. Я солдат.

Правдин (Цыфиркину). Поди ж, мой друг, с богом.

Цыфиркин отходит.

Правдин. А ты, Кутейкин, пожалуй-ка сюда завтре да потрудись расчесться с самой госпожою.

Кутейкин (выбегая). С самою! Ото всего отступаюсь.

Вральман (Стародуму). Старофа слуха не остафте, фаше фысокоротие. Фосмите меня апять к сепе.

Стародум. Да ты, Вральман, я чаю, отстал и от лошадей?

Вральман. Эй, нет, мой патюшка! Шиучи с стешним хоспотам, касалось мне, што я фсе с лошатками.

ЯВЛЕНИЕ VII

]Те же и камердинер.

Камердинер (Стародуму). Карета ваша готова.

Вральман. Прикашишь мне дофести сепя?

Стародум. Поди садись на козлы.

Вральман отходит.

ЯВЛЕНИЕ ПОСЛЕДНЕЕ

Г-жа Простакова, Стародум, Милон, Софья, Правдин, Митрофан, Еремеевна.

Стародум (к Правдину, держа руки Софьи и Милана). Ну, мой друг! Мы едем. Пожелай нам...

Правдин. Всего счастья, на которое имеют право честные сердца.

Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!

Простаков. Да отвяжись, матушка, как навязалась...

Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.)

Софья (подбежав к ней). Боже мой! Она без памяти.

Стародум (Софье). Помоги ей, помоги.

Софья и Еремеевна помогают.

Правдин (Митрофану). Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.

Митрофан. Ды она как будто неведомо...

Правдин. Грубиян!

Стародум (Еремеевне). Что она теперь? Что?

Еремеевна (посмотрев пристально на г-жу Простакову и всплеснув руками). Очнется, мой батюшка, очнется.

Правдин (Митрофану). С тобой, дружок, знаю что делать. Пошел-ко служить...

Митрофан (махнув рукою). По мне, куда велят.

Г-жа Простакова (очнувшись в отчаянии). Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!

Стародум (указав на г-жу Простакову) Вот злонравия достойные плоды!

Бессмертная комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» является выдающимся произведением русской литературы XVIII века. Смелая сатира и правдиво описанная действительность — основные составляющие мастерства этого писателя. Спустя столетия то и дело в современном обществе всплывают горячие споры о главном герое пьесы Митрофанушке. Кто он: жертва неправильного воспитания или же яркий пример нравственного разложения общества?

Написанная Фонвизиным комедия «Бригадир», имевшая ошеломляющий успех в Петербурге, стала основой одного величайших мировых литературных памятников. После ее опубликования писатель более десяти лет не возвращался к драматургии, все больше и больше отдаваясь государственным вопросам и задачам. Однако мысль о создании новой книги будоражила воображение автора. Не будем скрывать, что, по мнению ученых, первая заметка, относящаяся к «Недорослю», была начата еще в 1770х годах, задолго до его выхода в свет.

После поездки во Францию в 1778г. у драматурга сложился точный замысел написания будущего произведения. Интересный факт — изначально Митрофанушка был Иванушкой, что само собой говорило о схожести двух комедий (Иваном был персонаж в «Бригадире»). В 1781 году пьеса была завершена. Само собой, постановка такого типа означала освещение одного из самых проблемных вопросов дворянского общества того времени. Однако, несмотря на риск, Фонвизин стал непосредственным «зачинщиком» литературного переворота. Премьера откладывалась из-за неприязни императрицы к какой бы то ни было сатире, но она все-таки состоялась 24 сентября 1782 года.

Жанр произведения

КОМЕДИЯ - вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта. Он имеет ряд признаков:

  1. не влечет смерть одного представителей из враждующих сторон;
  2. направлен на «ничего не несущие» цели;
  3. повествование живое и яркое.

Также в произведении Фонвизина очевидна сатирическая направленность. Это значит, что автор ставил себе задачу высмеять общественные пороки. Это попытка завуалировать жизненные проблемы под маской улыбки.

«Недоросль» — произведение, построенное по законам классицизма. Одна сюжетная линия, одно место действия, и все события происходят в течение суток. Однако данная концепция согласуется и с реализмом, о чем говорят отдельные предметы и места действий. Кроме того, действующие лица очень уж напоминают настоящих помещиков из глубинки, осмеянных и осужденных драматургом. Фонвизин добавил в классицизм нечто новое – беспощадный и острый юмор.

О чем произведение?

Сюжет комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» кружится вокруг семьи помещиков, которая полностью погрязла в безнравственности и самодурстве. Дети становились похожими грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их представление о морали. Шестнадцатилетний Митрофанушка изо все сил пробует закончить обучение, но ему не хватает желания и способностей. Мать смотрит на это спустя рукава, ей безразлично, будет ли ее сын развиваться. Она предпочитает, чтобы все оставалось, как есть, всякий прогресс ей чужд.

Простаковы «приютили» дальнюю родственницу — сироту Софью, которая отличается от всей семьи не только взглядами на жизнь, но и благовоспитанностью. Софья — наследница большого поместья, «заглядывается» на которое и дядя Митрофанушки — Скотинин, который является большим охотником. Женитьба — единственный доступный способ завладеть хозяйством Софьи, поэтому окружающие ее родственники стараются склонить ее на выгодный брак.

Стародум — дядюшка Софьи, присылает племяннице письмо. Простакова жутко недовольна такой «выходкой» родственника, которого считали погибшим в Сибири. Свойственная ее натуре лживость и надменность проявляется в обвинении «обманного» письма, якобы «амурного». Неграмотные помещики вскоре узнают истинное содержание послания, прибегнув к помощи постояльца Правдина. Он открывает всей семье правду об оставленном сибирском наследстве, которое дает аж десять тысяч годового дохода.

Тут-то у Простаковой и созревает идея — выдать Софью за Митрофанушку, чтобы присвоить наследство себе. Однако в ее планы «врывается» офицер Милон, идущий через деревню с солдатами. Он встретился со старым другом Правдиным, который, как оказалось, является членом наместнического правления. В его планы входит наблюдение за помещиками, плохо обращающимися со своими людьми.

Милон говорит о своей давней любви к милой особе, которую перевезли в неизвестное место из-за кончины родственника. Внезапно он встречает Софью — она и есть та самая девушка. Героиня рассказывает о будущем замужестве с недорослем Митрофанушкой, от чего жених «вспыхивает», как искра, но потом постепенно «ослабевает» при подробном рассказе о «суженном».

Приехал дядя Софьи. Познакомившись с Милоном, он принимает выбор Софьи, при этом осведомившись о «правильности» ее решения. В тоже время имение Простаковых передано в государственную опеку из-за жестокого обращения с крестьянами. Ища поддержки, мать обнимает Митрофанушку. Но Сын не намерен был учтивым и вежливым, он грубит, отчего почтенная матрона падает в обморок. Очнувшись, она причитает: «Погибла я совсем». А Стародум, указывая на неё, говорит «Вот злонравия достойные плоды!».

Главные герои и их характеристика

Правдин, Софья, Стародум и Милон — представители, так называемого «нового» времени, эпохи Просвещения. Нравственные составляющие их души – ничто иное, как добро, любовь, тяга к знаниям и сострадание. Простаковы, Скотинин и Митрофан — представители «старого» дворянства, где процветают культ материального благополучия, грубость и невежество.

  • Недоросль Митрофан – юноша, чьи невежество, глупость и неспособность к адекватному анализу ситуации не позволяют ему стать деятельным и разумным представителем дворянского сообщества. «Не хочу учится, а хочу жениться» — жизненный девиз, который полностью отображает характер молодого человека, ничего не воспринимающего всерьез.
  • Софья — образованная, добрая девушка, которая становится белой вороной в обществе завистливых и алчных людей.
  • Простакова — хитрая, безалаберная, грубая женщина с множеством недостатков и отсутствием любви и уважения ко всему живому, кроме любимого сына Митрофанушки. Воспитание Простаковой — это лишь подтверждение стойкости консерватизма, который не дает развиваться русскому дворянству.
  • Стародум воспитывает «свою кровиночку» иным методом – Софья для него уже не маленький ребенок, а сформировавшийся член социума. Он дает девушке свободу выбора, тем самым учит ее правильным основам жизни. В нем Фонвизин изображает тот тип личности, который прошел через все «взлеты» и падения», став при этом не только «достойным родителем», но и несомненным примером для будущего поколения.
  • Скотинин — точно так же, как и все остальные, является примером «говорящей фамилии». Человек, чья внутренняя сущность более похожа на какой-то грубый, неотесанный скот, нежели на благовоспитанного человека.

Тема произведения

  • Воспитание «нового» дворянства – основная тема комедии. «Недоросль» — это своеобразный намек на «пропадающие» нравственные начала в людях, которые боятся преобразований. Помещики воспитывают отпрысков по старинке, не уделяя должного внимания их образованию. Но те, кого не учили, а лишь избаловали или запугали, не смогут взять на себя заботу ни о семье, ни о России.
  • Тема семьи. Семья – это социальный институт, от которого зависит развитие личности. Несмотря на грубость и неуважение Простаковой по отношению ко всем жителям, она лелеет любимого сына, который нисколько не ценит ни ее заботу, ни ее любовь. Такое поведение — типичный пример неблагодарности, которая является последствием избалованности и родительского обожания. Помещица не понимает, что сын видит ее обращение с другими людьми и повторяет именно его. Так, погода в доме определяет характер юноши и его недостатки. Фонвизин подчеркивает важность сохранения тепла, нежности и уважения в семье по отношению ко всем ее членам. Только тогда дети будут почтительными, а родители – достойными почтения.
  • Тема свободы выбора. «Новый» этап — это отношения Стародума с Софьей. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая ее своими убеждениями, которые могут повлиять на ее мироощущение, тем самым воспитывая в ней идеал дворянского будущего.

Основные проблемы

  • Основная проблема произведения — последствия неправильного воспитания. Семейство Простаковых — семейное древо, которое своими корнями уходит в далекое прошлое дворянства. Этим и кичатся помещики, не понимая, что слава предков не прибавляет им достоинств. Но сословная гордость затуманила их разум, они не хотят двигаться вперед и добиваться новых достижений, думают, что все и всегда будет по-старому. Оттого они не осознают надобность образования, в их закрепощенном стереотипами мирке оно и вправду не нужно. Митрофанушка также будет сидеть всю жизнь в деревне и жить за счет труда своих крепостных.
  • Проблема крепостного права. Нравственное и интеллектуальное разложение дворянства при крепостном праве – абсолютно логичный итог несправедливой политики царя. Помещики совсем обленились, им не надо работать, чтобы себя обеспечивать. Все за них сделают управляющие и крестьяне. При таком общественном устройстве у дворян нет стимула трудиться и получать образование.
  • Проблема алчности. Жажда материального благополучия перекрывает доступ к морали. Простаковы зациклены на деньгах и власти, им не важно, будет ли их ребенок счастлив, для них счастье – синоним богатства.
  • Проблема невежества. Глупость лишает героев духовности, их мир слишком уж ограничен и привязан к материальной стороне жизни. Их не интересует ничего, кроме примитивных физических удовольствий, ведь ничего другого они и не знают вовсе. Фонвизин видел истинный «человеческий облик» лишь в том человеке, которого воспитали грамотные люди, а не недоучившиеся дьячки.

Идея комедии

Фонвизин был личностью , поэтому не принимал грубости, невежества и жестокости. Он исповедовал веру в то, что человек рождается «чистым листом», поэтому только воспитание и образование могут сделать его нравственным, добродетельным и умным гражданином, который принесет пользу отечеству. Таким образом, воспевание идеалов гуманизма — главная идея «Недоросля». Юноша, повинующийся зову добра, ума и справедливости, — вот истинный дворянин! Если же его воспитают в духе Простаковой, то он никогда не выйдет за тесные рамки своей ограниченности и не поймет красоты и многогранности мира, в котором живет. Он не сможет трудиться во благо общества и ничего значимого не оставит после себя.

В конце комедии автор говорит о торжестве «возмездия»: Простакова теряет поместье и уважение собственного сына, воспитанного в соответствии с ее духовными и физическими идеалами. Такова плата за неправильное воспитание и невежество.

Чему учит?

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль», прежде всего, учит уважению к ближним. Шестнадцатилетний юноша Митрофанушка совершенно не воспринимал заботу ни матери, ни дядюшки, он считал это само собой разумеющимся фактом: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил». Закономерным результатом грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.

Уроки комедии «Недоросль» на этом не заканчиваются. Не столько уважение, сколько незнание показывает людей в том положении, которое они тщательно пытаются скрыть. Глупость и невежество витают в комедии, как птица над гнездом, они обволакивают деревню, тем самым не отпуская жителей из собственных оков. Автор жестоко наказывает Простаковых за ограниченность, отнимая у них имение и саму возможность продолжать праздный образ жизни. Таким образом, учиться нужно всем, ведь даже самое устойчивое положение в обществе легко потерять, будучи необразованным человеком.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы