Про деток, от рождения до школы

Амфитеатры, колоннады, античные храмы… Чтобы рассказать о Древней Греции WeLoveUA не придется покидать пределы Украины, а всего лишь отправиться на юг нашей страны, где когда-то находился древний город.

Ольвия Понтийская или просто Ольвия (в переводе с греческого – «счастливая») – это один из четырех крупнейших древних государств, существовавших на территории северного черноморского побережья. В VI столетии до н.э. его основали греки из малоазийского города Милета. Город-государство просуществовал около 1000 лет – до 370-х годов.

Поселение находилось в районе нынешнего села Парутино в Николаевской области. Место расположения Ольвии считалось идеальным – высокое плато, по форме напоминающее треугольник, окруженное оврагами и лиманами и плодовитыми землями. Первыми жителями города это место было выбрано не случайно, поскольку имело природные оборонные линии. Немаловажным было и то, что окружавшие реки Южный Буг и Днепр обеспечивали ольвийцев рыбой и благоприятно влияли на торговые отношения как с другими древними центрами, доходя до Египта и современной Италии, так и соседними кочевыми племенами.

В период наибольшего развития площадь города составляла примерно 50 гектаров. Со стороны лиманов город окружало полторы сотни сел – это была сельская окраина Ольвии. Населяли город-государство не менее 20 тысяч человек. На плато был построен верхний город, а на склонах – торговые и ремесленные районы нижнего города. Главным ремеслом считалось гончарство, что доказывают многочисленные кувшины и амфоры, сохранившиеся до сегодняшних дней.

Каждый дом в городе имел внутренний двор, по периметру которого располагались жилые и хозяйственные постройки, и был огражден высоким каменным забором. Таким образом, жилища ольвийцев представляли собой маленькие крепости. Все городские улицы приводили к главной городской площади – Агоре (в переводе – «центр»), размером около 1000 кв.м.

В Ольвии жили ученые, философы, поэты и музыканты. В городе работал театр, ипподром, а горожане активно занимались спортом, проводя соревнования, по метанию копья и диска, стрельбы из лука и бега. Было и свое священное место, центр которого – храм Аполлона.

Греческий город стал приходить в упадок в средине II века до н.э. В первой половине I века в Ольвии разместился римский легион гарнизон. С конца II века город находился в составе Римской империи. Под ударами кочевников сперва была уничтожена жизнь сельской окраины Ольвии, а в самом городе жизнь прекратилась во второй половине IV века.

При строительстве Очаковской крепости турки разобрали часть городских построек на стройматериалы. Но даже несмотря на это, не раскопанной остается большая часть Ольвии. Например, еще не найдены театр и несколько храмов.

Сегодня на месте древнего города – наибольший в Украине археологический заповедник, площадью почти 300 гектар. В наилучшем состоянии сохранились до наших дней ольвийские курганы. По городским руинам можно рассмотреть принципы строительства античных городов. Отдельный интерес представляет сохранившаяся система водоснабжения Ольвии. На территории заповедника действует музей, фонды которого насчитывают около 50 тысяч экспонатов.

Кстати, расстояние он Николаева до заповедника – 40 км, что меньше часа езды.

Ольвия – Древняя Греция в Украине обновлено: Май 25, 2016 автором: Миша Герасименко

Министерство образования РФ

Стерлитамакский Государственный Педагогический Институт

Кафедра всеобщей истории

«Политическая история и культура

Ольвийского полиса»

Курсовая работа

Научный руководитель: Денисов И. В.

Студент исторического факультета

1 курса группа «Г»

Васильева С. А.

Стерлитамак 2000

Введение

2. История Ольвии от скифов до завоевания Митридата (V – I вв. до н.э.)

3. Культура Ольвии

Заключение

Введение 2

1. История Ольвии с VII по V вв. до н.э.

1.1 Архаическая эпоха

1.2 Историческая ситуация в Северном Причерноморье

на рубеже VI-V вв. 19

2. История Ольвии от скифов до завоевания Митридата

(V – I вв. до н.э.) 30

2.1 Ольвия в эпоху поздней классики и раннего

эллинизма (IV – первая половина III в.) 30

2.2 Эпоха кризиса

(вторая половина III – первая половина II в. до н.э.) 38

2.3 От Скилура до Буребисты 46

3. Культура Ольвийского полиса 52

Заключение

Список используемых источников

Введение

Ольвийский полис – одно из самых значительных античных государств Северного причерноморья. Среди многочисленных колоний Милета Ольвия выделяется необычайным богатством памятников материальной культуры, нумизматики и особенно эпиграфики, позволяющих с желаемой полнотой воссоздать ход ее исторического развития, политический строй, социальную структуру и культурный облик.

Интерес ученых к Южной России вообще и к Ольвии в частности стал проявляться в отечественной науке после включения Крыма и Новороссии в состав Российской империи. В конце XVIII в. туда отправляются П. Сумароков и П. С. Паллас, правильно локализовавшие в своих трудах местоположение Ольвии у села Ильинское (соврем. Парутино) в низовьях Буга и описавшие остатки ее развалин .

Первая попытка создать краткий очерк истории Ольвии на основании известий древних авторов и данных нумизматики принадлежит голландскому эмигранту И. П. Бларамбергу . Практически одновременно с ним выпустили свои труды Д. Р. Рошетт и П. Кёппен, не бесполезные для своего времени главным образом тем, что они ввели в научный оборот новые эпиграфические памятники.

Однако все перечисленные работы, несмотря на отдельные удачные наблюдения, ни по охвату источников, ни по методическому уровню их изучения нельзя признать в полном смысле научными исследованиями. Первым, кто поставил изучение ольвийских надписей и свидетельств древних авторов о городе на подлинно научный уровень, был "отец греческой эпиграфики", выдающийся немецкий историк и эпиграфист Август Бёк, который в вводной главе к надписям Сарматии своего "Корпуса греческих надписей" дал монографически связный очерк истории Ольвии .

Образцовые для своей эпохи в археологическом и нумизматическом отношении сочинения А. С. Уварова и Б. В. Кёне в своих исторических разделах выглядят очень слабыми и не соответствуют даже уровню современной им науки.

В целом антикварный период не прошел для науки бесплодно: он положил начало собиранию, систематизации и публикации нумизматических, эпиграфических и археологических памятников из Ольвии. В эту пору предпринимаются и робкие попытки проводить раскопки на Ольвийском городище ", а также первые опыты обобщения ее истории.

Начало систематического изучения Ольвии и ее истории происходило в 1885-1917 гг. 1885 год ознаменовался крупным событием в науке о классических древностях Юга России: недавний выпускник Петербургского университета, питомец школы Ф. Ф. Соколова, тридцатилетний ученый Василий Васильевич Латышев, которому Русское археологическое общество в 1882 г. по возвращении его из командировки и Грецию поручило собрать и издать греческие и латинские надписи античных городов Северного Причерноморья, выпускает том I своего корпуса "Inscriptiones antiquae orae septentrionalis Ponti Euxini Graecae et Latinae", включивший эпиграфические памятники Тиры, Ольвии и Херсонеса.

«Исследования об истории и государственном строе города Ольвии» стали образцовым трудом, в котором использованы все и наличествующие к тому времени письменные источники, включая эпиграфические, извлечен из них максимум информации и на основании ее построена предельно возможная историческая картина развития Ольвии от основания колонии до ее окончательной гибели.

Большую роль в развитии изучения истории Ольвии и всего Северного Причерноморья сыграла составлявшаяся много лет Латышевым хрестоматия "Scythica et Caucasica" , вобравшая в себя практически все свидетельства греческих и латинских авторов о Северном Причерноморье и Кавказе.

Эти планомерные изыскания привели к накоплению большого количества нового материала, потребовавшего оперативной обработки и исследования. Латышев регулярно публикует в разных изданиях вновь прибывающий эпиграфический материал.

В советской историографии также предпринимаются попытки составления кратких очерков по истории Ольвии: В. Ф. Гайдукевичем, Д. П. Каллистовым, Т. Н. Книпович, Д. Б. Шеловым. Всех их объединяет одно: они основаны не на собственных исследованиях, но лишь резюмируют выводы предшественников.

Современный этап изучения истории Ольвии качественно отличается от предшествующих неуклонным стремлением не только стремлением к расширению круга источников, но и к совершенствованию методики, к выведению ее на комплексный уровень.

Источники по политической истории Ольвии разнообразны, но не равнозначны как по своему количеству, так и по уровню информативности.

Надо откровенно и с сожалением признать, что свидетельства древних авторов об Ольвии весьма скудны. Из более или менее связных рассказов можно назвать только два: новеллу Геродота о Скиле (Herod. IV. 78-80) и вступительный раздел Диона Хрисостома (Dio Chrys. XXXVI. 1-18). Они бесценны для нас тем, что оба - объективные свидетельства очевидцев, однако целью их не было специальное описание города: для «отца истории» Ольвия служит декорацией, перед которой разыгрывается драматическая история скифского царя-вероотступника, для бродячего ритора-изгнанника из Прусы-это экзотический фон, на котором ему удобнее, как Орфею перед фракийцами, излагать свое философское credo о "хорошо устроенном городе".

Остальные свидетельства отрывочны и разрозненны. Это объясняется тем, что Ольвия за редкими исключениями не была втянута в мировые катаклизмы древней истории.

Наибольшее значение имеют данные греческих надписей, как аутентичные и наиболее объективные. Преимущество их перед свидетельствами авторов еще и в том, что они зачастую заполняют собой лакуны, оставленные античными писателями. Так, например, об ольвийской истории III в. до н. э. мы узнаем исключительно из таких замечательных документов, как декреты в честь Протогена, Антестерия, сыновей херсонесита Аполлония и др. Для воссоздания политической истории наиболее важны постановления, надписи почетные, посвятительные, строительные, каталоги, да и все прочие категории надписей. Особенно же ценны для нас те редкие случаи, когда надписи подтверждают либо даже дополняют нарративную традицию о тех или иных событиях; для Ольвии можно назвать пока только две такие счастливых случайности: декреты в честь Тимесилея и в честь Каллиника.

Тем не менее и надписи, несмотря на всю их объективность, неравнозначны по информативности, а потому и они оставляют пробелы в наших знаниях об ольвийской истории. В силу какого-то магического закона в Ольвии это почти все первые половины столетий: из-за стандартного характера документов они пока скрывают от нас во мгле "событийную" историю первых половин V-II вв., для реконструкции которой мы вынуждены прибегать к другим источникам либо к косвенным данным, что особенно характерно для архаического периода. На помощь приходят здесь памятники малой эпиграфики: многочисленные и как нигде разнообразные по содержанию граффити на керамике, а также уникальные, свойственные почти исключительно данному региону и не такие уж теперь редкие документы - частные письма на свинцовых пластинках. Они дают бесценную информацию о социальной, экономической, а отчасти и о политической истории Ольвийского полиса. Сюда же следует присовокупить и называемое условно "письмом жреца" многострочное граффито на остраконе.

Ольвийское монетное дело уходит своими корнями в VI в. до н. э., а прекращается только с окончательным упадком города в III в. н. э. Отсюда понятно и значение монет: они документируют практически всю историю полиса. Естественно, памятники нумизматики, чутко реагировавшие на любые изменения экономической конъюнктуры, дают бесценную информацию о состоянии хозяйства полиса и его финансов. Но при сопоставлении с другими источниками они могут пролить дополнительный свет и на ход исторического процесса, как, па-пример, это произошло с событиями конца IV и второй четверти II в. до н. э. Однако в исключительных случаях монеты выступают и непосредственным источником по политической истории. Так, преимущественно на материалах ольвийского литья и серебряной чеканки V в. удается гипотетически реконструировать генезис ольвийской тирании и порядок чередования ее с властью варварских наместников. Наконец, сами эти уникальные в античном мире литые фигурные и круглые монеты VI -IV вв. позволяют сделать вывод о культурных контактах между Ольвией и варварским миром, с одной стороны, и греческими полисами Понта - с другой. Не менее важны и результаты, получаемые при изучении денежного обращения Ольвийского полиса: так, наблюдения над притоком туда понтийской меди в эпоху Митридата позволяют уточнить время вхождения Ольвии в состав его панпонтийской державы, формы подчинения ему полиса и дату выхода из-под власти Митридата.

д. (G) 46.683333 , 31.9

Ольвийский цирк

Ольвия, остатки старинного жилого квартала

Ольвия, стела с гербом Ольвии при входе в музей-заповедник

Ольвия (?λβια - счастливая) (Сабия, позже Борисфен, еще позже Ольвия или Ольвиополис) - важнейшая греческая колония в Нижнем Побужье, в дельте Гипанис (Буга) и Борисфена (Днепра) , основанная выходцами из Милета в - 646 г. до н.е.

Ее политическим и экономическим центром был одноименный город, остатки которого расположены на правом берегу Бугского лимана возле с. Парутино Очаковского района Николаевской области .

В период своего расцвета в III в. до н. е. площадь города составляла около 50 га .


1. Планировка города

По предположениям, до греков здесь существовало небольшое скифское поселение. Об этом свидетельствуют археологические находки вылепленных посуды, бронзовых зеркал и украшений в зверином стиле , присущих скифам.

Ольвия (греков) делилась на гористую и Долины части, была окружена прочными стенами и оборонительными башнями, имела прямолинейное планирование и была застроена крытыми черепицей каменными сооружениями общественного, жилого, хозяйственного и производственного назначения (некоторые с мозаичными дворами). Площади и центральные улицы, вымощенные каменными плитами, были украшены статуями богов и героев , резными в камне портретами заслуженных горожан и мраморными плитами с декретами управы города-государства. В центре горной части Ольвии была главная городская площадь - агора , на ней - 7-комнатный общественный дом для культовых обрядов и купеческих собраний, стены которого были покрыты раскрашенной штукатуркой, монументальный алтарь и искусственные каменные водоемы как часть большой ГТС. Вокруг агоры размещались дома государственных учреждений, гимназий (школа для юношества), театр и ипподром. С севера к агоры примыкал теменос (священное место), где были храмы, святилища, алтари, жертвенники; жилые дома строились из камня и кирпича-сырца, богатые украшались колоннами, фресками , мозаиками . В городе существовала разветвленная система водопровода из труб. Вокруг города был некрополь - кладбище . На севере и юге от Ольвии существовали десятки городищ и неукрепленных поселков греческих переселенцев и местного населения.

Практически город был расположен на двух террасах, соединенных лестницами. Нижняя терраса граничила с лиманом и имела порт . Агора была на верхней террасе.


2. Государственный строй

Ольвия была рабовладельческой республикой. Законодательные органы (например - собрание, совет) и исполнительная власть (коллегии архонтов , стратегов, агораномы и др.). были в руках рабовладельческой части населения. Значительное развитие получили земледелие , скотоводство , рыболовство , виноградарство , которыми занимались греки и выходцы из местных племен, населявших городище и поселки сельскохозяйственной округи Ольвии. В самом городе развивались ремесла: металлообрабатывающее, гончарное, деревообрабатывающее, каменщиков, кисткоризне, прядильно-ткацкое и др., продукция которых сбывали населению Ольвии, а также скифам , сарматам и другим племенам, населявшим тогда значительную часть территории современной Украины. В обмен на ремесленную продукцию в Ольвию поступали хлеб , скот, шерсть, рыба , а главное - рабы . Многое из этого ольвийские купцы продавали в государствах греческой метрополии , откуда вывозили вино , оливковое масло, высококачественный посуду, ткани, украшения, произведения искусства и т.д.. Для нужд внутренней и внешней торговли Ольвия выпускала свою монету - в основном медную и серебряную , реже золотую . Население Ольвии поддерживало связи с Афинами , Коринфом , Родосом , Пергамом , Александрией и Малой Азией .


3. Ольвия в 6 - 4 вв. до н. е.

В период между 6 - 4 вв. до н. е. Ольвия установила тесные торговые отношения с материковой Грецией, греческими городами в Малой Азии и в Северном Египте. Об этом свидетельствуют изделия терракоты , раскрашенные вазы, ювелирные изделия из поселений на островах Родос , Самос , Хиос , с Коринфа и Клазомен. В Ольвии найдены редкие вазы из алебастра, которые производили в греческом городе Навкратис в Северном Египте. Из Афин сюда привозили скульптуры, архитектурные детали (потому что рядом с Ольвией не было залежей природного камня), керамику с чернофигурным вазописи . Терракотовые карнизы с яркой раскраской привезенные из города Милет . Эта часть археологических достижений еще в 19 ст. передана в Императорский Эрмитаж.


4. Панегирик Клеомброт

В честь важных услуг, произведенных гражданами - господами города, правительство ставило мраморные плиты с посвящениями. Посвящения иногда высекали и на надгробных стелах. Среди них - панегирик - эпитафия Клеомброт (хранится в Эрмитаже).


5. Монеты из Ольвии

Вместе с монетами пользовался спросом и местный денежный эквивалент - "рыбка". "Рыбки" отливали из бронзы и они служили за мелкую монету. На некоторых деньгах - "рыбках" даже чеканили имена местных чиновников, за срок управления которого изготавливали этот денежный эквивалент.


6. Ольвия в сутки эллинизма


7. Варварская нашествие

Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург.

В конце 3 ст. до н. е. идут военные столкновения с варварскими племенами. Город покорили скифские цари , а их изображения чеканят на ольвийских монетах этого периода. В Ольвии был найден очередной мармуровиий декрет в честь богатого торговца Протогена. Именно он выделил деньги на строительство новых крепостных стен вокруг города, чтобы как-то защитить Ольвию от варварской нашествия (камень с надписью - в сборнике письменных памятников Российской национальной библиотеки , бывшей Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург).


8. Эпоха Римской империи

В - 1 ст.до н.е. Ольвия постигла глубокий экономический и социальный кризис. В то время Ольвия постоянно находилась под угрозой нападений враждебных племен. Некоторое время была под главенством Скифского государства, а затем - понтийского царя Митридата VI Евпатора привели к окончательному уничтожению Ольвии.Херсонесе Таврическом под Севастополем, в Ольвии - нет. Охраны - археологический памятник не имела десятилетия.

С Ольвийская экспедиция ИА АН УССР проводила систематические исследования (научн. Руководитель д.психол.н. - С. Крыжицкий).


10. Национальный историко-археологический заповедник "Ольвия"

Статус заповедника Ольвия вступила в 1926 году. С провозглашением независимости Украины начались медленные мероприятия по поводу охраны археологического памятника и исследования руин и некрополей города, определены границы памятника. В 2002 году заповедник получил статус национального.

Обустроены музей-заповедник с охраной и запретом на ведение несанкционированного раскопок. Музей-заповедник до сих пор имеет ряд нерешенных проблем из-за малой внимание к его потребностям со стороны правительства.


Ольвия Понтийская являлась одним из четырех наиболее крупных античных государств Северного Причерноморья и сыграла огромную роль в истории региона.

Она была основана греческими переселенцами из г. Милета (Малая Азия) во второй четверти 6 в. до н.э. на высоком правом берегу Бугского лимана, неподалеку от его соединения с Днепровским (соврем. с. Парутино Очаковского р-на, Николаевской обл.) и просуществовала около тысячи лет - до 70-х годов 4 в. н.э. В переводе с древнегреческого "Ольвия" значит "Счастливая". Это официальное название города, засвидетельствованное в изданных городом декретах, надписях на монетах, а также в большинстве литературных источников. В некоторых произведениях античных авторов город назван Борисфеном (греческое название реки Днепр), а его жители - борисфенитами, что может объясняться тем, что Ольвия располагалась поблизости от устья Днепра. На протяжении всей своей истории Ольвия была тесно связана с античным миром. В 5 в. до н.э. ее, вероятно, посетил "отец истории" Геродот, а в конце I в. н.э. - известный философ и оратор из г. Пруса Дион Хрисостом. Многие античные авторы упоминают Ольвию в своих описаниях Северного Причерноморья - Страбон, Плиний и др. Она входила в Афинский морской союз, подвергалась осаде войск Александра Македонского во главе с полководцем Зопирионом, входила в состав провинции Римской империи. Кроме того, Ольвия оказала большое культурное влияние на окружающий варварский мир - скифов, сарматов, носителей черняховской культуры. В период своего расцвета территория города составляла около 50-55 га (20-25 га затоплены водами лимана), а его некрополя - около 500 га, а по берегам Бугского, Днепровского, Березанского лиманов располагались полторы сотни сельских поселений, составлявших сельскую округу города. В истории Ольвии выделяется три основных периода - 1 - эллинский (от основания города во второй четверти 6 в. до н.э. - до середины 1 в. до н.э. - времени гетского нашествия); 2 - греко-римский (от момента восстановления Ольвии в конце 1 в. до н.э. - до второго готского нашествия в 269-270 гг.); 3 - позднеантичний (от времени возобновления жизни на месте Ольвии в последней четверти 3 в. - до ее полного прекращения в третьей четверти 4 в.). Расцвет полиса длился примерно до середины - последней четверти 3 в. до н.э., когда Ольвия вступает в полосу затяжного и тяжелого социально-экономического и военно-политического кризиса. Усиливается процесс нарастания имущественного неравенства и расслоения внутри общины ольвиополитов. Происходит обнищание средних слоев населения и скопление значительных богатств в руках отдельных граждан. В полисе происходят социальные волнения. Со второй четверти 3 в. расцвет Ольвии постепенно начинает угасать. В значительной степени это было связано с общей ситуацией в античном мире - Римскую империю потрясают социальные обострения, массовые вторжения варварских племен.

Боспорское царство.1 . Возникновение Боспорского царства. Боспорское царство возникло в 480 г. до н.э. в результате объединения городов, расположенных по обе стороны Боспора Киммерийского (так тогда называли Керченский залив) на территории Керченского и Таманского полуостровов. Во времена подъема (IV век до н.э.) в состав царства вошли Восточное Приазовья, низовья Кубани и дельта Дона. Столицей царства был город Пантикапей (ныне - Керчь). Кроме греков, в Боспоре проживали местные племена скифов, синди, меотов и другие, которые признавали власть царя и платили ему дань. Формой государственного управления была монархия. Цари выступали верховными правителями, распоряжались землями, руководили вооруженными силами.

  • 2. Развитие экономики. Экономическую основу Боспорского царства составляло развитое земледелие, продуктами которого обеспечивалось населения царства, а их экспорт приносил большую материальную выгоду. Особенно важное значение в экономическом прогрессе царства имело виноградарство, которое способствовало развитию виноделия и превращению его продукции в доходную статью экспорта.3 IV века: до н.э. Боспор становится основным поставщиком античных товаров в северо-черноморские степи; разворачивается торговля с местными племенами, формируется прослойка богатых людей, которые занимаются торговлей и работорговлей.
  • 3. Социальные отношения. В обществе господствовало рабовладение. Рабский труд широко использовался в ремесленном производстве и сельском хозяйстве. Рабами становились пленные, захваченные во время стычек с местными племенами; рабов покупали и у вождей племен.
  • 4. Упадок экономической жизни.3 III в. до н.э. в Боспорском царстве начала приходить в упадок экономическая жизнь. Усиление социальных противоречий привело в 107 г. до н.э. к восстанию части обездоленного и угнетенного населения под руководством раба Савмака. Восставшие овладели Пантикапеем, Феодосией и другими городами, а своего предводителя возвели на трон правителя Боспора. Но его триумф оказался кратковременным, так как восстание было подавлено войском правителя Понтийского царства, расположенного в северо-восточной части Малой Азии.
  • 5. Римский период. В этот период (с I века до н.э.) Боспорское царство оказалось в вассальной зависимости от Рима. При вступлении на престол боспорский царь обязательно утверждался римским императором, от которого получал символ царской власти - скипетр. Римские правители занимались Боспором, держали здесь свои гарнизоны. Известно, что в первых столетиях новой эры Рим ежегодно давал деньги боспорским правителям на содержание войска, состоявшее в основном из наемников - греков и фракийцев. В этом войске римляне видели надежную защиту всего рабовладельческого мира от "варварских племен" на крайнем северо-востоке черноморских степей. В IV в. н.э. территория Боспорского царства была опустошена племенами гуннов.

Херсонес Таврический. Херсонес Таврический - один из центров античной цивилизации Северного Причерноморья. Основан в 422-421 г. г. до н.э. выходцами из Гераклеи Понтийской, находившейся на малоазиатском побережье Черного моря. Экономической основой Херсонеса было собственное развитое, многоотраслевое сельское хозяйство, в первую очередь виноградарство и производство хлеба. Херсонес был также важным рыбопромысловым центром. В лиманах и озерах добывалась соль. В городе развивались ремесла: керамическое, ткацкое, металлообрабатывающее. Оживленная торговля велась с городами южного берега Черного моря, восточного Средиземноморья, Афинами, Ольвией. Предметами ввоза являлись различное сырье, цветные и драгоценные металлы, оливковое масло, мрамор, ткани, краснолаковая керамика, стеклянная посуда, украшения. Предметами вывоза - сельскохозяйственные продукты, соленая рыба, рыбные соусы. Херсонес вел также широкую посредническую торговлю. В обмен на вино, рыбу, изделия ремесленников жители Херсонеса получали от скифов и других племен хлеб, скот, кожи, рабов, которые в значительной степени направлялись в другие древнегреческие города. Большое развитие в Херсонесе получили наука, искусство, архитектура, военное дело. Просуществовав более 17 веков, в 1299 г. в период монголо-татарского нашествия город был разрушен и со второй половины XV в. прекратил свое существование.

Древнегреческая колония Ольвия в Николаевской области является одним из самых популярных туристических объектов. Раскопки под открытым небом, музей и красивые степные пейзажи на берегу Днепро-Бугского лимана привлекают любителей истории.

«Счастливая» древнегреческая колония

Древний город Ольвия располагался на землях Причерноморья с шестого по четвертый век до нашей эры. Колонию основали выходцы из Милета, переплывшие на кораблях Понт Эвксинский (так греки называли Черное море). Слово «Ольвия» переводится как счастливая. И, действительно, в городе мирно уживались эллины и скифы, процветали ремесла, торговля, культура. Расцвет колонии пришелся на пятый век до н. э.

Древняя Ольвия была не единственной греческой колонией на причерноморских землях. До нашего времени сохранились остатки поселений в Белгород-Днестровском (Тира), Севастополе ( Таврический), Евпатории (Керкинитида), Черноморском (Калос-Лимен), Керчи (Пантикапей). Сейчас это популярные туристические объекты.

История Ольвии заинтересовала ученых, получивших в свое распоряжение дошедшие до нас древности. Они частично восстановили быт древних греков, рассказав о жизни полиса. Раскопки Ольвии начались в двадцатых годах прошлого века. Археологи изучали руины древнегреческого города, обнаруженные возле села Парутино на берегу Днепро-Бугского лимана.

Раскопки Ольвии

Основная часть построек была раскопана на прилегающих к лиману землях, часть находок поднята с речного дна. И сейчас, купаясь в лимане или прогуливаясь по берегу, можно обнаружить глиняные ручки от амфор и сосудов, расписанные черепки и прочую старинную мелочь.

Как было заведено у древних греков, город делился на верхний, средний и нижний (имел форму неправильного треугольника). Археологи нашли сердце греческого полиса — агору. Были обнаружены Западный и Восточный теменосы (места поклонения божествам). Ученые раскопали остатки башен и стен, окружавших Ольвию, двойные ворота закрывавшие вход в город.

Часть нижнего города затоплена водами лимана и пока недоступна для исследований. Предполагается, что именно там находится амфитеатр Ольвии, его все еще не нашли.

До наших дней сохранились руины храмов, посвященных Зевсу, Аполлону и Асклепию, этих богов больше всего почитали ольвиополиты. Перед храмом Аполлона находился небольшой алтарь, он хорошо сохранился. В наше время его символично поливают вином.

На большой территории разбросаны фундаменты домов горожан, общественных построек и мастерских. Частично сохранился даже городской некрополь. Все это можно увидеть во время экскурсии по Ольвии.

Культурные ценности, предметы быта (амфоры, килики и прочую утварь) можно увидеть в небольшом музее Ольвии. Там же хранятся древние статуи, барельефы, надгробные плиты. Самые большие объекты выставлены под открытым небом (возле маяка, построенного в 19 веке). Самые ценные находки и золотые украшения хранятся в музеях Украины и России.

На территории поселения был создан историко-археологический заповедник Ольвия. Раскопки продолжают по сей день. Для экскурсионных групп доступна законсервированная часть раскопок, в том числе и подземные сооружения. К сожалению, на раскопках активно работают и «черные археологи» вывозящие из страны исторические ценности. Так что территория заповедника находится под вооруженной охраной.

Вход в заповедник Ольвия платный. Приобрести билеты и заказать экскурсию можно в кассе. Самое лучше время для посещения заповедника с начала мая и до середины октября. В мае перед туристами предстает цветущая Ольвия, экскурсии проходят по раскопкам утопающим в маках и зеленой траве. Основные объекты экспозиции снабжены указателями с наименованиями и датами. Подробнее о достопримечательностях и истории и Ольвии можно узнать от экскурсоводов.

На территории заповедника есть уникальная фисташковая роща. А на берегу лимана, в тени деревьев, есть родник с питьевой водой, возле него можно поставить палатку и провести выходные на природе. Таким образом совместив поездку в древнегреческий город Ольвия и отдых на берегу лимана.

В состав заповедника Ольвия входит расположенный неподалеку остров Березань, на нем также проводились археологические раскопки. Ученым удалось обнаружить еще одно греческое поселение, основанное жителями Милета.

Оно появилось раньше Ольвии и получило имя Борисфинида – по названию реки Борисфен (древнегреческое название Южного Буга). Самыми интересными находками стали святилище Афродиты, богини любви, и Ахилла Понтараха. Кроме того, на острове нашли следы пребывания древних шведов. Предполагается, что через Березань проходил путь из варяг в греки. Если есть возможность, следует посетить остров.

Много лет подряд на территории заповедника проходил фестиваль авторской песни, греческой культуры и туристического отдыха «Ольвия». Двухдневная программа включала соревнования музыкантов, певцов и бардов из разных стран, парусную регату по Южному Бугу и конкурс красоты «Ольвийская Афродита». Фестиваль проходил в конце августе. С наступлением темноты над Ольвией был виден Млечный путь, можно было наблюдать за падающими звездами и загадывать желания.

Как добраться в Ольвию из Николаева или Одессы

Основным видом транспорта, проезжающего по улицам Парутино, являются туристические автобусы. Автобусные экскурсии в Ольвию из Николаева очень популярны, их предлагают практически все городские турагенства. Такие же предложения можно найти на сайтах туристических бюро Одессы. Причина такой популярности – географическая близость и популярность Ольвии.

Из Николаева можно доехать на автомобиле по Одесскому шоссе, свернуть на Очаковскую улицу (район Варваровка). Дальше трасса идет через Большую Корениху, Старую Богдановку до села Парутино. К заповеднику ведет поворот с Ольвийской улицы (ехать в сторону реки).

Из Николаева до Парутино можно добраться на рейсовом автобусе с автостанции «Дачная». Автобус идет несколько раз в сутки (в интернете можно найти расписание, узнать стоимость и приобрести билет).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы