Про деток, от рождения до школы

Ольга Фёдоровна Берггольц (3 мая 1910 – 13 ноября 1975) – советская поэтесса и автор множества невероятно красивых стихотворений о родине и любви.

Детство

Ольга Фёдоровна родилась 3 мая в Ленинграде, в семье военного хирурга и по совместительству акушера в одной из городских больниц. Отец будущей поэтессы был человеком известным и уважаемым, поэтому семья жила в достатке и не нуждалась в деньгах. Мать Ольги не работала, а только приглядывала за детьми. Кроме Ольги, была вторая девочка, её младшая сестра Мария, у которой с детства были проблемы с сердечно-сосудистой системой. Иронично, но отец мог лишь облегчить страдания Марии, поскольку справиться с подобным хроническим недугом на тот момент не мог ни один врач.

В 1918 году семья переезжает в маленький городок Углич, на территории которого находится бывший Богоявленский монастырь. Поскольку на тот момент отец девочки теряет работу и скопленные сбережения (из-за серьезных проблем с начальством), семья вынуждена довольствоваться бывшими кельями монастыря, поскольку приобрести собственное жилье они больше не могут. Однако никто не падает духом. Мать старательно обустраивает жилище, а отец семейства полон сил и стремится быстрее найти новую работу.

Когда маленькой Ольге приходит время идти учиться, родители, посовещавшись, отдают её в трудовую школу, поскольку позволить себе домашнее обучение ребенка, как было модно на тот момент, они не могут из-за финансовых трудностей. Так, будущая поэтесса оказывается в самом бедном и, к слову, единственном учебном заведении, которое располагается в Угличе. Но это ничуть не смущает девочку. Она практически сразу находит себе новых друзей и начинает новую жизнь, несмотря на семейные проблемы и неурядицы.

Юность и начало поэтической карьеры

Поскольку трудовая школа была чересчур скучна для маленькой девочки, даже несмотря на многочисленных друзей и подруг, она начала увлекаться поэтической деятельностью. Еще в детстве она обнаружила у себя талант достаточно легко и просто придумывать рифмующиеся строчки, которые отражали её настроение и всё, что творилось вокруг. И здесь, в окружении друзей и учителей, Ольга впервые начала сочинять стихи.

В 1925 году поэтесса заканчивает работу над своим первым стихотворением «Ленин». А поскольку оно выходит достаточно интересным и достойным признания, школьные учителя решают помочь ей и просят одну из редакций газеты «Красный ткач» опубликовать стих под авторством Ольги Берггольц. Уже на второй день редактор начинает принимать восторженные письма от читателей, которые говорят об исключительном таланте юной особы.

В конце этого же года юное дарование заканчивает работу над еще одним творением и в прозе сочиняет рассказ «Заколдованная тропинка», который практически сразу же с радостью публикует журнал «Красный галстук».

В 1926 году Ольга решает, что для поэтессы она слишком мало знает о «теоретической части создания произведений» и идет в литературное объединение рабочей молодежи под названием «Смена», где надеется не только познакомиться с уже более опытными коллегами, но и с их помощью изучить профессию и состояться в качестве настоящей поэтессы. Там она знакомится с Маяковским и Багрицким и даже перенимает опыт у таких литературных идолов того поколения, как Эйхенбаум, Тынянов и другие. К слову, именно там, в «Смене», Ольга Берггольц впервые выходит на сцену в один из вечеров для декламирования стихотворения своего собственного сочинения. В этот вечер в зале находился Корней Чуковский, прибывший туда по приглашению лучшего друга. Услышав невероятно хорошо подобранные рифмы, прочувствовал стих с начала и до конца, Чуковский крайне положительно отозвался о творчестве Берггольц, заявив даже о том, что в будущем именно она станет всемирно популярной поэтессой.

Работа редактором и судьба во время войны

В 1930 году Ольга из-за неприятностей в творческой жизни уезжает в Казахстан, где устраивается на работу редактором газеты «Советская степь». Казалось бы, идеальное место для того, чтобы доносить до народа правду и одновременно публиковать собственные произведения. Но спустя год Ольга снова возвращается в Ленинград и становится редактором газеты завода «Электросила». В это время она публикует там свои произведения «Годы штурма», «Ночь в новом мире», а также первый сборник стихотворений.

13 декабря 1938 года Ольгу Берггольц обвиняют в сговоре с врагами и заключают под стражу. На тот момент поэтесса беременна своим вторым ребенком, но из-за постоянных разбирательств, стресса и допросов с многочисленными побоями она теряет ребенка. Позже женщину отпускают и полностью реабилитируют, однако она до последнего дня своей жизни ненавидит тех, кто забрал у нее малышку.

С августа 1941 года Ольга Берггольц работает радиоведущей. Несмотря на свою собственную боль и сложную судьбу, ей удаётся вселять в слушателей уверенность в победе. Как отмечали многие библиографы, поэтесса всегда обладала отличным даром успокоения, но сама никогда не отличалась спокойным и послушным характером. В это же время Ольга узнает о том, что её отец, отказавшись сотрудничать с представителями НКВД, ссылается в Минусинск. Будучи в страшной депрессии и подавленном состоянии от столь страшного события, Ольга Берггольц посвящает любимому отцу такие произведения, как «Ленинградская поэма» и «Февральский дневник».

Личная жизнь

С первым своим мужем, поэтом Борисом Корниловым, поэтесса знакомится на одном из вечеров в литературном объединении «Смена». Они официально женятся в 1928 году, и на свет появляется дочка. Но, к несчастью, из-за хронических проблем с сердечно-сосудистой системой, которые, предположительно, были «проклятием» рода Берггольц, она умирает в семилетнем возрасте от ослабленного иммунитета. Но Ольга и Борис не сдаются. В 1932 году у пары рождается второй ребенок – девочка Майя, у которой также обнаруживается порок сердца, и через год малышка умирает. История пары заканчивается 21 февраля 1938 года. Бориса Корнилова расстреливают также по подозрению в сговоре с врагами народа.

В годы Второй Мировой войны поэтесса выходит замуж второй раз за литературоведа Молчанова. Из-за прошлых неудач, связанных с деторождением, Ольга Берггольц уже не хочет иметь детей, а спустя год её второй муж умирает в блокадном Ленинграде от голода.


Департамент образования гор. Москвы

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Колледж Автоматизации и Информационных Технологий №20

Реферат

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Поэтесса Ольга Берггольц.

Свидетелница Великой Отечественной Войны.

Выполнил:

студент группы П-21

Бородавкин О.М.

Проверила:

Преподаватель

Алёхина О. В.

Вступление……………………………………………………………….…3

Биография Ольги Берггольц…………………………………………….…3

Поэтесса в годы Великой Отечественной войны………………………...5

Значение творчества в русской литературе……………………………..10

Библиография……………………………………………………………..11

Приложение 1. Ольга Берггольц, фотографии военных лет…………..12

Приложение 3. Основные произведения Ольги Берггольц…………….14

Приложение 4. Сложный план…………………………………………...16

Вступление

Ольга Бергголь была смелой женщиной, пережившей блокаду Ленинграда,

смерть дочерей. Была знаменитой поэтессой «Муза блокадного города», написавшей множество произведений, вселявших в сердца людей и помогавших жить.

"Никто не забыт и ничто не забыто"

Биография Ольги Берггольц

Российская писательница, поэтесса. Ольга Федоровна Берггольц родилась 16 мая (по старому стилю - 3 мая) 1910 года в Петербурге, в семье заводского врача, жившего на рабочей окраине Петербурга в районе Невской заставы. Мать - Мария Тимофеевна Берггольц, младшая сестра - Мария.

В 1924 году в заводской стенгазете были опубликованы первые стихи Ольги Берггольц. В 1925 году Ольга Берггольц вступила в литературную молодежную группу "Смена", а в начале 1926 года познакомилась там с Борисом Петровичем Корниловым (1907-1938) - молодым поэтом, незадолго до этого приехавшим из приволжского городка и принятым в группу. Через некоторое время они поженились, родилась дочь Ирочка. В 1926 году Ольга и Борис стали студентами Высших государственных курсов искусствоведения при Институте истории искусств. Борис на курсах не задержался, а Ольга несколько лет спустя была переведена в Ленинградский университет. В 1930 году Ольга Берггольц окончила филологический факультет Ленинградского университета и по распределению уехала в Казахстан, где стала работать разъездным корреспондентом газеты "Советская степь". В это же время Берггольц и Корнилов развелись ("не сошлись характерами") и Ольга вышла замуж за Николая Молчанова, с которым училась вместе в университете. (Сборник статей "Вспоминая Ольгу Берггольц") Вернувшись из Алма-Аты в Ленинград, Ольга поселилась вместе с Николаем на улице Рубинштейна, 7 - в доме, называвшемся "слезой социализма". Тогда же была принята на должность редактора "Комсомольской страницы" газеты завода "Электросила", с которой сотрудничала в течении трех лет. Позднее работала в газете "Литературный Ленинград". Через несколько лет умерла младшая дочь Ольги Берггольц - Майя, а спустя два года - Ира. В декабре 1938 года Ольгу Берггольц по ложному обвинению заключили в тюрьму, но в июне 1939 года выпустили на свободу. Беременная, она полгода провела в тюрьме, где после пыток родила мертвого ребенка. В декабре 1939 года она писала в своем тщательно скрываемом дневнике: "Ощущение тюрьмы сейчас, после пяти месяцев воли, возникает во мне острее, чем в первое время после освобождения. Не только реально чувствую, обоняю этот тяжелый запах коридора из тюрьмы в Большой Дом, запах рыбы, сырости, лука, стук шагов по лестнице, но и то смешанное состояние... обреченности, безвыходности, с которыми шла на допросы... Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули ее обратно и говорят: "живи". (С. Шульц, "Главная улица Санкт-Петербурга"; "Наука и жизнь", 2001). В годы блокады 1941-1943 годов Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер и Ольга Федоровна осталась в городе. "В.К.Кетлинская, руководившая в 1941 Ленинградским отделением Союза писателей, вспоминала, как в первые дни войны к ней пришла Ольга Берггольц, Оленька, как ее все тогда называли, видом - еще очень юное, чистое, доверчивое существо, с сияющими глазами, "обаятельный сплав женственности и размашистости, острого ума и ребячьей наивности", но теперь - взволнованная, собранная. Спросила, где и чем она может быть полезна." Кетлинская направила Ольгу Берггольц в распоряжение литературно-драматической редакции ленинградского радио. Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось "это мило, славно, приятно - не больше", Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда." (Сборник "Вспоминая Ольгу Берггольц"). В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу "Говорит Ленинград". Ольга Берггольц была награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Умерла Ольга Федоровна Берггольц 13 ноября 1975 в Ленинграде. Похоронена на Литераторских мостках. Несмотря на прижизненную просьбу писательницы похоронить ее на Пискаревском мемориальном кладбище, где высечены в камне ее слова "Никто не забыт и ничто не забыто", "глава" Ленинграда г.Романов отказал писательнице. В 1936 года Б.П.Корнилов был исключен из Союза писателей, а 19 марта 1937 года арестован. Официальной датой смерти первого мужа Ольги Берггольц считается 21 ноября 1938 года, но место его захоронения неизвестно. "20 февраля 1938 года Выездной сессией Военной Коллегии Верховного Суда СССР под председательством корвоенюриста Матулевича Корнилов был приговорен к исключительной мере наказания. В приговоре содержится следующая формулировка: "Корнилов с 1930 г. являлся активным участником антисоветской, троцкистской организации, ставившей своей задачей террористические методы борьбы против руководителей партии и правительства". Приговор приведен в исполнение 20 февраля 1938 г. в Ленинграде." (Константин Поздняев, "Расстрел по лимиту. Мифы и правда о трагической гибели Бориса Корнилова"; "Литературное Обозрение", 1993) 20 лет имя поэта Бориса Корнилова было под запретом. Книги его внесли в список подлежащих изъятию, и только "Песня о встречном" ("Нас утро встречает прохладой, Нас ветром встречает река..."), написанная им в содружестве с Дмитрием Шостаковичем к кинофильму "Встречный", продолжала жить, но имя поэта-"врага народа" не сообщалось. 5 января 1957 года Борис Петрович Корнилов был реабилитирован ("за отсутствием состава преступления").

Поэтесса в годы Великой Отечественной Войны

Ольгу Берггольц называли и называют “музой блокадного города”. Это очень высокая и почетная аттестация. И вполне заслуженная. Блокадные стихи Берггольц появились в тоненьком сборнике “Ленинградская поэма” еще в блокаду. Именно с тех пор запечатлелись в памяти пронзительные в своей простоте строки:

Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова?
Я тоже ленинградская вдова.
Мы съели хлеб,
что был отложен на день,
в один платок закутались вдвоем,
и тихо-тихо стало в Ленинграде.
Один, стуча, трудился метроном...

От этих строк и сейчас мороз по коже. Все узнаваемо, все так и было - кроме одной, пожалуй, детали: метронома. Значение этой подробности блокадного быта, пожалуй, преувеличено в позднейших воспоминаниях. Никакого метронома в квартирах рядовых ленинградцев не было слышно. Большинство домашних радиоточек было реквизировано или по крайней мере отключено. Где-то они, конечно, сохранялись - в том числе, вероятно, и у постоянного сотрудника блокадного радио поэта Ольги Берггольц: это была не привилегия, а производственная необходимость. Кстати, при всем при том сами-то радиопередачи летели в эфир не напрасно: услышанное где-нибудь на работе, на дежурстве потом передавалось из уст в уста, пересказывалось, помогало жить.

А стихи запоминались наизусть:

Вставал рассвет балтийский ясный,
когда воззвали рупора:
“Над нами грозная опасность.
Бери оружье, Ленинград!”
А у ворот была в дозоре
седая мать двоих бойцов,
и дрогнуло ее лицо,
и пробежал огонь во взоре.
Она сказала: “Слышу, маршал.
Ты обращаешься ко мне.
Уже на фронте сын мой старший,

и средний тоже на войне.
А младший сын со мною рядом,
ему семнадцать лет всего,
но на защиту Ленинграда
я отдаю теперь его...

Блокадные стихи Берггольц можно цитировать бесконечно. Но в них - еще не вся Берггольц. В другие, “оттепельные” годы люди читали друг другу, передавали из уст в уста совсем иные стихи:

Нет, не из книжек наших скудных,
подобья нищенской сумы,
узнаете о том, как трудно,
как невозможно жили мы.
Как мы любили - горько, грубо.
Как обманулись мы, любя,
как на допросах, стиснув зубы,
мы отрекались от себя.

И равнодушны наши книги,
и трижды лжива их хвала.

И, может быть, самая поразительная строка - набранная курсивом дата: 22.V - 24.V. 1941. “Мы о многом в пустые литавры стучали, мы о многом так трудно и долго молчали”, - писал Владимир Луговской, поэт тоже замечательный. И стихотворение, из которого эти строки взяты, - “В сельской школе” - одно из лучших в период его последнего творческого взлета. И все-таки это - 1956 год, “оттепель”. А стихи Берггольц написаны задолго до всех “оттепелей” и тем более перестроек. В самый канун войны. Прошел всего месяц - и вырвались из-под пера совсем другие строки, теперь они напечатаны рядом, на обороте того же книжного листа:

Мы предчувствовали полыханье
Этого трагического дня.
Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.
Родина, возьми их у меня!..
Я люблю Тебя любовью новой,
горькой, всепрощающей, живой,
Родина моя в венце терновом,
с темной радугой над головой...

Товарищ юный, храбрый и веселый,
тебя зовет Великая Война, -
так будь же верен стягу Комсомола
и двум его прекрасным орденам...
И главная - незыблемая - верность
непобедимой Партии своей.
На первый зов ее, на самый первый
вперед за ней, всегда вперед за ней!

Качество стихов, уровень их литературной отделки могут быть различны - одно складывалось, возможно, месяцами и годами, другое выплеснулось на бумагу спонтанно, в ответ на требование момента. Но нет ощущения, что одно писалось “для себя”, а другое - “для газеты”, “для цензора” или просто “потому, что так надо”. Даже вообразить такое в отношении Берггольц было бы немыслимым цинизмом. Такое было время. Оно испытывало не только блокадным холодом и голодом. Оно в буквальном смысле испытывало душу на разрыв. И каждый пишущий переживал это испытание по-своему. Кто-то приспосабливался, кто-то замолкал, кто-то продолжал работать, гоня от себя “неудобные” мысли, боясь не только реальных житейских неприятностей, но и - инстинктивно - разрушительного внутреннего раздвоения. У Берггольц раздвоения, распада личности не ощущается. Взаимоисключающие, казалось бы, стихи отнюдь не перечеркивают друг друга, наоборот: каким-то непостижимым образом даже самые риторичные, безнадежно, казалось бы, устаревшие для сегодняшнего дня строки обретают в этом противостоянии некую новую драматичность и остроту. Слово “Колыма” мы запомнили много раньше, чем поняли, что изначально это - просто река, хотя и очень далеко на севере. Но казалось, что все это - совсем другая материя, не связанная напрямую с сегодняшним праздником созидания и преображения природы. Но сама-то Берггольц знала, что писала. В том числе и тогда, когда обращалась к теплоходу, который скоро пройдет от Дона к Волге:

Держи спокойно небывалый путь!
На каждом шлюзе, у любых причалов
будь горд и светел, но не позабудь
о рядовых строителях канала...

Казалось бы, все тут хрестоматийно правильно. Как в известном тогда стихотворении о простом советском человеке, который “по полюсу гордо шагает, меняет движение рек”. Откуда же тогда эта мольба к тому, кто будет “горд и светел”: не позабудь! Разве ж кто забывает? И не было это эзоповым языком, не было кукишем в кармане. Было честное стремление охватить время в целом, с его величием и ужасом. И слово “трагедия” подходило здесь больше всего:

Друзья твердят: “Все средства хороши,
чтобы спасти от злобы и напасти
хоть часть Трагедии,
хоть часть души...”
А кто сказал, что я делюсь на части?

Только что процитированные строки - начало одного из “Пяти обращений к трагедии” - датированы 1949 годом. Стихотворная трагедия Ольги Берггольц “Верность” была посвящена обороне Севастополя. “Если пафосом ленинградской эпопеи было терпение, то пафосом севастопольской трагедии было исступление, - сказала Берггольц, тогда же, в пятидесятых. - Но при всем различии в судьбах двух городов-героев было нечто общее. Потому я и обратилась к севастопольской теме...” Это общее, как можно было понять, - подлинная трагедийность, “предельность” ситуации. Поэта притягивали люди, живущие на пределе своих возможностей: каковы они, эти пределы, каков в человеке запас прочности, в том числе и нравственной? Достаточен ли он, чтобы пробиться через все преграды и испытания в светлое будущее, которое должно же наконец когда-нибудь наступить? Ольга Федоровна верила, как идеалистка, и сомневалась, как реалистка. На вопрос о “загадке Берггольц” можно сказать самым общим и гипотетическим образом: в основе ее все-таки - масштаб личности, сила характера, неистовый максимализм во всем. В одном из обращений к Родине (том самом, где “ты - дикая, ты - не со зла”) есть примечательное словечко:

Не знай, как велика надменность
любви недрогнувшей моей.

Недаром и в стихах о человеческой, земной любви у нее звучат те же максималистские, “железные” интонации:

Ни до серебряной и ни до золотой,
всем ясно, я не доживу с тобой.
Зато у нас железная была -
по кромке смерти на войне прошла.
Всем золотым ее не уступлю:
все так же, как в железную, люблю...

Она ведь и в жизни была такой: бескомпромиссной максималисткой. Даже на партийном учете в течение многих лет упрямо считала своим долгом состоять не в писательской организации, а в рабочем коллективе “Электросилы”. Сегодня это многим покажется чуть ли не причудой. Но это не было причудой. Ну, а что до цены, так об этом в нынешней книге сказано много. И беспощадней, откровенней всего - в упоминавшемся “Триптихе”:

Лгать и дрожать: а вдруг - не так солгу?
И сразу - унизительная кара.
Нет. Больше не хочу и не могу.
Сама погибну.
Подло - ждать удара!
Не женское занятье - пить вино,
по кабакам шататься в одиночку...
Но я - пила.
Мне стало все равно:

продлится ли позорная отсрочка...

Казалось бы, все, предел. Ведь было десятью годами раньше сказано:

Все, что пошлешь: нежданную беду,
свирепый искус, пламенное счастье, -
все вынесу и через все пройду.
Но не лишай доверья и участья.
Как будто вновь забьют тогда окно
щитом железным, сумрачным и ржавым...
Вдруг в этом отчуждении неправом
наступит смерть - вдруг станет все равно?

И вот - “стало все равно”. Но ведь и после сумрачного “Триптиха” было еще четверть века жизни и творчества, внутренней борьбы, отзвуки которой слышны даже в разрозненных, незавершенных, впервые опубликованных фрагментах самых последних лет. Один из них печатается непосредственно по автографу - беглому, черновому, оставленному на обложке одного из ежегодных сборников “День поэзии”:

А я вот подтверждаю -
Мне идти
по этому прекрасному пути,
по бешеным дорогам Дон Кихота
.

А вот внутреннее содержание поэзии Ольги Берггольц, ее трагический внутренний конфликт остаются живыми и актуальными. В былые времена “широкий читатель” знал лишь одну сторону творчества поэта: многое писалось “в стол”. Сегодня мог бы возникнуть соблазн представить ее исключительно как “поэта подполья”. “А кто сказал, что я делюсь на части?” - снова могла бы гневно возразить Берггольц. Сами нонконформистские стихи ее проиграли бы в своей глубине, лишившись “противовеса”. В парадоксальной цельности, в соединении несовместимого - трагическая неповторимость ее феномена. Впрочем, такая ли уж абсолютная неповторимость? Меняются времена, меняются идеи, но время отнюдь не перестает испытывать человеческие души на разрыв. И никогда, наверное, не перестанет. Надеяться на это было бы непростительной иллюзией.

Значение творчества Ольги Берггольц в русской литературе

Литературный дебют Берггольц (лирические стихи, в т.ч. первые сборники Стихотворения, 1934, и Книга песен, 1936, с воодушевлением и искренностью рассказывающие о «республике, работе и любви», счастливой комсомольской семье, и рассказы для детей и юношества – сб. Как Ваня поссорился с баранами, 1929, повесть Углич, 1932, и др.) с одобрением встретили С.Я.Маршак, К.И.Чуковский, А.А.Ахматова, М.Горький. Ольгу Берггольц называли и называют “музой блокадного города”. Дни и ночи напролёт она сидела в помещении, откуда на весь город звучали стихи этой смелой женщины, эти произведения вселяли отвагу и надежду в сердца людей. Сборник «Ольга. Запретный дневник», посвященный 100-летию со дня рождения легендарной ленинградской поэтессы Ольги Берггольц и включающий ее ранее не публиковавшиеся дневники, материалы из архивов ФСБ, редкие фотографии и документы, выйдет в России в конце апреля, сообщила директор издательства «Азбука» Ольга Чумичева.

Сто лет со дня рождения Ольги Берггольц исполняется 16 мая 2010 года. Дневники, которые поэтесса вела много лет, при ее жизни не были опубликованы, а архив после смерти Берггольц в 1975 году был конфискован властями. «Помимо дневников Берггольц 1939-1949 годов, писем, фотографий и документов, в книгу вошли материалы следственного дела Берггольц 1938-1939 годов из архивов ФСБ. Эти материалы считались утерянными и стали доступны только осенью 2009 года», - рассказала Чумичева.

В 1938 году уже известную поэтессу Ольгу Берггольц арестовали по обвинению «в связи с врагами народа». Она провела год в заключении, где в результате побоев родила мертвого ребенка. А в июле 1939 года ее освободили и полностью реабилитировали. По словам Чумичевой, в сборник «Ольга. Запретный дневник» включены избранные стихотворения и поэмы Берггольц, а также фрагменты второй, так и не оконченной части прозаической книги «Дневные звезды», которую она писала в 1959 году и посвятила судьбе своего поколения. Ольга Берггольц училась на Высших курсах при Институте истории искусств, где ее преподавателями были Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский, там юная поэтесса слушала выступления Багрицкого, Маяковского. Поэтическая известность к Берггольц пришла в начале 30-х годов прошлого века, тогда вышли ее очерки «Годы штурма», сборник рассказов «Ночь в Новом мире», сборник «Стихотворения». В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, поэтесса работала на радио. Во время блокады умер от голода ее второй муж, литературовед Николай Молчанов. В это время Берггольц создала свои самые известные поэмы, посвященные защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» /1942/ и «Ленинградскую поэму». После войны вышла книга «Говорит Ленинград» о работе на радио во время войны. Берггольц также написала пьесу «Они жили в Ленинграде», поставленную в театре Таирова. В середине 1950-х - начале 1960-х годов несколько стихотворений Берггольц были распространены в самиздате. В 1960-е годы вышли ее поэтические сборники «Узел», «Испытание», в 1970-е годы - «Верность», «Память».

Библиография

1. О. Берггольц. Верность: Стихи и поэмы - Л.: Сов. писатель, 1970.- 358с.

2. О. Берггольц. Дневные звезды. - М.: Сов. Россия, 1977.- 206с: ил..

3. О. Берггольц. Ленинградская поэма: Поэмы, стихотворения / Предисл.

4. М.Дудина - Л.: Худ. лит., 1976.- 204с.: ил.

5. О. Берггольц. Стихи и поэмы / Худож. Г.А.В.Траугот - Л.: Сов. писатель, 1979.- 463с.: ил.

6. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

7. Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск-Москва, "Полифакт", 1995.

Приложение 1. Фотографии Ольги Берггольц в годы

Великой Отечественной Войны .

Ольга Федоровна Берггольц родилась 3 (16) мая 1910 в Санкт-Петербурге, на старой питерской окраине - Невской заставе, в семье заводского врача. В 1930 окончила филологический факультет Ленинградского университета, работала корреспондентом казахской газеты "Советская степь", редактором "комсомольской страницы" газеты ленинградского завода "Электросила" (впечатления этих лет отразились в книге очерков Глубинка, 1932, сб. рассказов Ночь в "Новом мире", 1935, повестях Журналисты, 1934; Зерна, 1935). Литературный дебют Берггольц (лирические стихи, в т. ч. первые сборники Стихотворения, 1934, и Книга песен, 1936, с воодушевлением и искренностью рассказывающие о "республике, работе и любви", счастливой комсомольской семье, и рассказы для детей и юношества - сб. Как Ваня поссорился с баранами, 1929, повесть Углич, 1932, и др.) с одобрением встретили С.Я.Маршак, К.И.Чуковский, А.А.Ахматова, М.Горький.

В 1938 погиб первый муж Берггольц, известный комсомольский поэт Б.П.Корнилов, репрессированный по ложному обвинению; саму ее заключают в тюрьму, где она находилась с декабря 1938 по июнь 1939. Ноты трагизма появляются в стихах конца 1930-х годов, большинство которых опубликовано в сб. Узел (1965, в т.ч. Не может быть, чтоб жили мы напрасно!..), а наиболее острое, посвященное тем, кто "обманулся… любя" свою страну и декларированные ею идеалы, - Нет, не из книжек наших скудных (1939) - вышло в свет только в 1987. В годы Великой Отечественной войны Берггольц, оставаясь в родном городе все 900 дней блокады, работала на Ленинградском радио (выступления вошли в кн. Говорит Ленинград, 1946, 1-е изд. было изъято в связи с т. н. ленинградским делом после разгрома журналов "Звезда" и "Ленинград"). Часто, обессиленная от голода, ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами (Письма на Каму, Разговор с соседкой, поэмы Февральский дневник, Ленинградская поэма, обе 1942; Памяти защитников, 1944, Твой путь, 1945; сборники Ленинградская тетрадь, 1942, Ленинград, 1944, в которых картины блокадного города соседствуют с раздумьями о героизме, верности и любви, побеждающими страдания и смерть). Среди других произведений Берггольц - героико-романтическая поэма Первороссийск (1950; Государственная премия СССР, 1951), посвященную петроградским рабочим, в 1918 отправившимся на Алтай для создания там коммуны; книга лирически-исповедальной прозы Дневные звезды, 1959 (не завершена), написанные совместно с А.Г.Макороненко пьесы Они жили в Ленинграде (1944) и У нас на земле (1947), киносценарий Ленинградская симфония (1945), цикл стихов о Сталинграде (1952), трагедия Верность (1954) - о днях обороны Севастополя в 1941-1942. Строки О.Берггольц высечены на гранитной стене Пискаревского мемориального кладбища: "Никто не забыт и ничто не забыто". Умерла Берггольц в Ленинграде 13 ноября 1975.

Приложение 3. Основные произведения Ольги Брггольц

«Аленушка»

«Бабье лето»

«Беатриче»

«Бессонница»

«Блокадная ласточка»

«В Сталинграде»

«Вечерняя станция...»

«Взял неласковую, угрюмую...»

«Во имя лучшего слова...»

«Вот затихает, затихает...»

«Два стихотворения дочерям»

«Детскосельский парк»

«Должно быть, молодости хватает...»

«Дорога в горы»

«Друзья твердят: Все средства хороши...»

«Еще редактор книжки не листает...»

«Заметь»

«Знаю, знаю - в доме каменном...»

«Из блокнота сорок первого года»

«Испытание»

«К песне»

«Как много пережито в эти лета...»

«Как на озерном хуторе...»

«Какая темная зима...»

«Когда ж ты запоешь, когда...»

«Колыбельная другу»

«Ласточки над обрывом»

«Ленинград - Сталинград - Волго-Дон...»

«Листопад»

«Марш оловянных солдатиков»

«Международный проспект»

«Мой дом»

«Молодость»

«Мы предчувствовали полыханье...»

«На Ивана-Пьющего»

«На собранье целый день сидела...»

«Надежда»

«Не сына, не младшего брата...»

«Не утаю от Тебя печали...»

«Нет, не из книжек наших скудных...»

«Нет, не наступит примирения...»

«Ни до серебряной и ни до золотой...»

«Ничто не вернется...»

«О гончарах»

«О друг, я не думала, что тишина...»

«О, где ты запела...»

«О, если б ясную, как пламя...»

«О, наверное, он не вернется...»

«О, не оглядывайтесь назад...»

«Обещание»

«Обращение к поэме»

«Озерный край»

«Осень сорок первого»

«От сердца к сердцу...»

«Откуда такое молчание?..»

«Песня дочери»

«Побратимы»

«Подбирают фомки и отмычки...»

«Полынь»

«Порука»

«Посвящение»

«Потеряла я вечером слово...»

«Предчувствие»

«Призывная»

«Приятелям»

«Прошло полгода молчанья...»

«Путешествие. Путевка...»

«Разведчик»

«Романс стойкого оловянного солдатика»

«Романс»

«Севастополь»

«Сегодня вновь растрачено души...»

«Сейчас тебе всё кажется тобой...»

«Слепой»

«Стихи о себе»

«Стихи о херсонесской подкове»

«Третья зона, дачный полустанок...»

«Ты будешь ждать, пока уснут...»

«Ты в пустыню меня послала...»

«Ты у жизни мною добыт...»

«Феодосия»

«Чуж-чуженин, вечерний прохожий...»

«Это всё неправда. Ты любим...»

«Я люблю сигнал зеленый...»

«Я никогда не напишу такого...»

«Я сердце свое никогда не щадила...»

«Я тайно и горько ревную...»

Приложение 4. Сложный план

I. Вступление

II . Жизнь поэтессы

    Семья Ольги Берггольц

    Доклад >> Физкультура и спорт

    Рассмотрели 60 стихотворных вариантов. Победила поэтесса Ольга Голубева Музыка гимна была написана...

  1. Ответы на экзаменационные вопросы по литературе 11 класс 2006г.

    Шпаргалка >> Литература и русский язык

    Хранитель. Какая же она Ольга Ильинская? Ольга - умная, гордая, самолю­бивая... отвечает Илья. - Обломовщина!" Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому... , и это всели­ло в юную поэтессу уверенность в своих силах. В частности...

  2. Ответы на экзаменационные вопросы по литературе 11 класс 2005г.

    Шпаргалка >> Литература и русский язык

    Ответы на экзаменационные вопросы по литературе 11 класс. Для удобства пользования вопросы и ответы размещены в хронологическом порядке. В этом списке совмещены вопросы из двух коллекций: 48 и 57ответов, часть вопросов (18) совпали, и данный список...

  3. Билеты 2003 год литература

    Сочинение >> Иностранный язык

    Смотрят "ястребиным жарким оком". Поэтесса размышляет о любимой родине, о России... , считает зависимость " Любовь Обломова. Ольга Ильинская и Агафья Пшеничная. А было... поэтическом идеале свадьбы...Обломов "испугался" Ольги , он боялся той ответственности, ...

Имя: Ольга Берггольц (Olga Bertgolts)

Возраст: 65 лет

Деятельность: писатель, поэт, драматург, журналист

Семейное положение: вдова

Ольга Берггольц: биография

Ее стихи помогли ленинградцам выжить в насквозь промерзшем блокадном городе и не потерять человеческого достоинства. Умирающие от истощения люди слушали обращения поэтессы из черных «тарелок» репродукторов и укреплялись в вере дожить до победы. Голос Ольги Берггольц не зря назвали символом Победы, а поэтессу – «блокадной Мадонной» и музой осажденного города.

Детство и юность

Родилась поэтесса весной 1910 года в городе на Неве. Ольга, или Ляля, как ее называли родные – первый ребенок выпускника Дерптского университета, хирурга Федора Христофоровича Берггольца, обрусевшего немца. Мама Ольги – Мария Тимофеевна Грустилина, женщина интеллигентная и образованная, «из бывших». В браке родились две девочки – Ольга (Ляля) и Мария (Муся). Присматривать за детьми и домом женщине помогали няня и гувернантка.


Семья обитала в старинном доме у Невской заставы. Революция и гражданская война вырвали доктора Берггольца из мирной жизни – полевой хирург отправился на фронт. Голод и разруха заставили семью покинуть Питер и перебраться в Углич. Берггольцы поселились в холодной комнате, когда-то келье бывшего монастыря. Недоедание, нищета, вши – Ляля и Муся с матерью испытали все тяготы военного времени. В Угличе Ольга Берггольц пошла в школу. Родных из Углича в Петроград забрал отец, вернувшийся с фронта.


Дочерей Мария Тимофеевна воспитывала тургеневскими девушками: играла им произведения классиков, читала стихи. Если бы не революция, Ляля и Муся непременно стали бы гимназистками, ученицами института благородных девиц. Но правила и моду диктовало послереволюционное время. Внес лепту в воспитание детей и Федор Христофорович, атеист, учивший девочек, что религия – предрассудок, а верующие кисейные барышни – пережиток прошлого.


Ломка в сознании юной Ольги Берггольц произошла быстро: девочка отправилась в трудовую школу №117, в 14 лет стала пионеркой и пролетарской активисткой, вступила в ряды ВЛКСМ. Тогда же написала первые стихи под названием «Пионерам».

В 15 девушка пришла в рабочий клуб, где образовалось молодежное литературное объединение «Смена». Молодежь и подростки, упражнявшиеся в написании стихов, встречались с мэтрами. В клуб заходили Эдуард Багрицкий, Иосиф Уткин. Мастера поэтического слова делились опытом, слушали юных стихоплетов, давали советы.

Литература

Первые стихи 14-летней Ольги Берггольц появились в 1925 году в заводской стенгазете. А в 15 пламенные строчки «Песни о знамени» напечатала советская газета для детей и подростков «Ленинские искры».


Ольга Берггольц (третья слева в среднем ряду) со студентами филологического факультета

Первая похвала литературному таланту Ольги Берггольц прозвучала из уст уважаемого мэтра . На поэтическом вечере литобъединения «Смена» тоненькая светловолосая Ольга декламировала «Каменную дудку» – одно из первых авторских сочинений. Корней Иванович, обняв девочку за плечи, напророчил ей большое будущее.

Но творческая биография Ольги Берггольц развивалась не так стремительно, как хотелось. В 1920-е юных поэтесс с горящими глазами, стриженых, одетых в штурмовки цвета хаки было более чем достаточно. Берггольц мало отличалась от коллег, слава обходила ее стороной. В 1926 году Ольга вместе с талантливым коллегой из «Смены» Борисом Корниловым, в которого влюбилась без памяти, стала студенткой курсов искусствоведения. После их закрытия пара перешла на филологический факультет ленинградского университета.


Преддипломная практика Берггольц прошла во Владикавказе. Вчерашняя студентка восхищалась Кавказом, чувствуя неимоверное вдохновение. Она объездила Осетию, побывала на строительстве гидроэлектростанции, сутками бродила в горах и без устали сочиняла стихи – пока еще слабые, невыразительные.

Спустя два с половиной месяца творческая копилка Ольги Берггольц обогатилась тремя десятками публикаций, которые взяла в печать газета «Власть труда». Журналистка исколесила по Военно-Осетинской дороге города и поселки от Владикавказа до Тифлиса. Газетная работа помогла Берггольц узнать жизнь, изучить людей, сформировать мировоззрение. Молодая журналистка так влюбилась в Кавказ, что планировала вернуться в эти края после окончания университета.


Судьба распорядилась иначе: получив диплом, Ольга Берггольц отправилась в Казахстан. Она работала корреспондентом газеты «Советская степь», со вторым мужем Николаем Молчановым жила в тяжелых бытовых условиях, но чувствовала себя счастливой. Ольга писала статьи, очерки, рассказы. Вышел первый поэтический сборник для детей, названный «Зима-лето-попугай».

В Ленинград Ольга Берггольц вернулась в 1931 году и устроилась в заводскую газету предприятия «Электросила». В 1935-м вышла книга стихов, названная просто - «Лирика». Берггольц приняли в Союз писателей. Но этот период жизни литератора ознаменовался цепью трагических событий.


Книга Ольги Берггольц с ее автографом

После убийства в северной столице начались «чистки». Весной 1937 года советская пресса назначила «врагами народа» группу литераторов, в том числе и бывшего мужа поэтессы Бориса Корнилова. Берггольц за связь с опальным поэтом исключили из Союза писателей. Через три месяца журналистку уволили с работы. Она устроилась в школу, где преподавала детям русский язык и литературу.

В январе 1938-го вышло постановление «об ошибках парторганизаций», позволившее Ольге Берггольц надеяться на послабление травли. После заявления литератора ее восстановили в СП, в начале осени приняли в заводскую газету, на прежнее место. Бывшего мужа Бориса Корнилова расстреляли (реабилитировали в 1957).

Как оказалось, Берггольц «берегли» для более серьезного обвинения: в конце 1938 года Ольгу арестовали, назвав троцкисткой и участницей террористической группы, готовившей покушение на и . На допросах женщину избивали, она потеряла ребенка. Из Берггольц выбили признательные показания, ей грозила расстрельная статья.

Помощь пришла от того, от кого Ольга Берггольц не ожидала: помог выбраться из застенков . В деле писательницы появилась запись о даче показаний под давлением. Пережить случившееся помог муж Николай Молчанов. Но тихому семейному счастью помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

Война

Муж Ольги Берггольц отправился на фронт, хотя имел инвалидность. В январе 1942-го у Молчанова обострилась эпилепсия, он попал в госпиталь и 29 января скончался. Весной 1942 года отца Ольги Берггольц назвали социально опасным элементом (причиной стала немецкая фамилия) и выслали в Красноярск. У поэтессы диагностировали дистрофию, друзья переправили ее в Москву, спасая жизнь. Женщина вернулась через 2 месяца. Она работала на радио, ее голос для изможденных ленинградцев стал родным.


Радиопередачи Берггольц, олицетворявшей мужество ленинградцев, после войны вошли в сборник «Говорит Ленинград». В «Ленинградской поэме» Берггольц перед читателями встает образ осажденного города. Это лишь одно из нескольких десятков произведений о , наиболее пронзительное. Под пером Ольги Федоровны в те страшные годы родились поэмы «Февральский дневник» и «Памяти защитников».

После войны Берггольц написала книгу «Дневные звезды» – философский дневник, обобщивший пережитое. Наконец страна оценила заслуги литератора, осыпав Ольгу Берггольц орденами и медалями. Но главной наградой стала народная любовь и звание «ленинградской Мадонны». Известные всем строчки поэтессы высекли на мемориале Пискаревского кладбища:

«Никто не забыт и ничто не забыто».

Но трудности в жизни Ольги Берггольц не прекратились и после Победы. Ей вменяли в вину дружбу с , книгу «Говорит Ленинград» изъяли из библиотек. Зимой 1948 года не стало отца поэтессы. Совокупность пережитых страданий сказалась на израненной трагедиями психике женщины: Берггольц попала в больницу для душевнобольных.


После выхода из больницы Ольга Федоровна писала пьесы, которые ставились в театрах Ленинграда. В конце 1950-х в Москве вышел двухтомник. Дневники Берггольц после смерти писательницы конфисковали в спецхран. Опубликовали в трехтомнике сочинений в 1990 году. В них Ольга Федоровна безжалостно бичевала власть, допустившую страшные людские жертвы в войне. О судьбе «блокадной Мадонны» снята документальная лента «Как невозможно жили мы».

Личная жизнь

Счастье улыбалось Ольге Берггольц редко. Юношеская любовь к талантливому Борису Корнилову окончилась расставанием: звездная болезнь мужа переросла в алкоголизм. Расставания и примирения измотали Ольгу. Муж ушел, оставив дочь Ирину. В последний раз они увиделись незадолго до смерти Корнилова. Тогда Ольга Берггольц вышла замуж во второй раз. Николай Молчанов оказался главным мужчиной в ее жизни, он прощал мимолетные романы и боготворил жену.


В браке с Молчановым родилась вторая дочь – Майя. Спустя год, в 1932-м девочка умерла. А через 4 года скончалась старшая дочь Ира, у которой обнаружилась болезнь сердца. Все последующие беременности Ольги Берггольц прерывались. Последний раз женщина потеряла ребенка в застенках НКВД.


Ольга Берггольц с дочерью

Женское счастье ненадолго улыбнулось «блокадной Мадонне» после смерти Николая Молчанова. Сотрудник радиокомитета Георгий Макогоненко позаботился об Ольге, когда она, изможденная голодом и горем, утратила желание цепляться за жизнь. Позже эту последнюю любовь Ольга вылила в стихах, назвав «Бабье лето». Будни и рутина перемололи чувство. Георгий оставил Ольгу, в его жизни появилась другая женщина. До самой смерти на ночном столике Ольги Берггольц стоял портрет второго мужа – Николая Молчанова.

Смерть

Ольги Берггольц не стало 13 ноября 1975 года. Музе блокадного Ленинграда исполнилось всего лишь 65.


Похоронили поэтессу не там, где она завещала – на Пискаревском кладбище, среди друзей, умерших в блокаду. Могила Ольги Берггольц - на Волковом кладбище, на Литераторских мостках. Памятник установили через 30 лет, в 2005-м.

Именем писательницы назвали улицу в Невском районе. Еще одна носит имя Берггольц в центре Углича.

Библиография

  • 1935 - «Лирика»
  • 1944 - «Ленинградский дневник»
  • 1946 - «Говорит Ленинград»
  • 1960 - «Дневные звезды»
  • 1967 - Избранные произведения в 2-х томах
  • 1967 - «Дневные звезды»
  • 1970 - «Верность»


16 мая исполняется 108 лет со дня рождения известной советской поэтессы Ольги Берггольц . Ее называли «блокадной Мадонной» и «музой осажденного Ленинграда», так как во время ВОВ она работала в Доме Радио, и ее голос во многих вселял надежду и веру в спасение. Это ей принадлежат строки, высеченные на граните Пискаревского мемориала: «Никто не забыт, и ничто не забыто». Поэтессе довелось пережить смерть близких, репрессии, блокаду, войну и уйти из жизни в мирное время, в полном одиночестве и забвении.



Ольга родилась в 1910 г. в Петербурге в семье врача-хирурга. Стихи она начала писать в детстве, а с 15 лет активно публиковалась. Когда Корней Чуковский впервые услышал ее стихи, сказал: «Ну какая хорошая девочка! Товарищи, это будет со временем настоящий поэт».



В литературном объединении рабочей молодежи «Смена» Ольга познакомилась с молодым поэтом Борисом Корниловым и вышла за него замуж, а вскоре у них родилась дочь Ирина. После окончания филологического факультета Ленинградского университета Ольга работала корреспондентом в газете «Советская степь» в Казахстане, куда ее направили по распределению. В это же время распался ее брак с Корниловым. А в жизни Берггольц появился другой мужчина – однокурсник Николай Молчанов. В 1932 г. они поженились, и у них родилась дочь Майя.





И тут на семью обрушились несчастья, которые с тех пор словно преследовали Ольгу Берггольц. В 1934 г. умерла дочь Майя, а еще через 2 года – Ирина. В 1937 г. Бориса Корнилова объявили врагом народа по нелепому поводу, а Ольгу как его бывшую жену «за связь с врагом народа» исключили из Союза писателей и уволили из газеты. Вскоре Бориса Корнилова расстреляли, только в 1957 г. признали, что его дело было сфальсифицировано. Лидия Чуковская писала, что «беды ходили за ней по пятам».





В 1938 году Ольгу Берггольц арестовали по ложному доносу как «участницу троцкистско-зиновьевской организации и террористической группы». В тюрьме она потеряла еще одного ребенка – ее постоянно били, требуя признаний в причастности к террористической деятельности. После этого она больше не могла стать матерью. Только в июле 1939 г. ее освободили за отсутствием состава преступления.



Спустя месяцы Ольга писала: «Я еще не вернулась оттуда. Оставаясь одна дома, я вслух говорю со следователем, с комиссией, с людьми – о тюрьме, о постыдном, состряпанном «моем деле». Все отзывается тюрьмой – стихи, события, разговоры с людьми. Она стоит между мной и жизнью… Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули ее обратно и говорят: «Живи». Пророческими оказались ее строки:
А уж путь поколения
Вот как прост –
Внимательно погляди:
Позади кресты.
Кругом – погост.
И еще кресты – впереди…





В 1941 г. началась Великая Отечественная война, а в начале 1942 г. ее муж погиб. Ольга осталась в блокадном Ленинграде и работала на радио, став голосом осажденного города. Именно тогда ее поэтический талант проявился в полную силу. Многим людям она дарила надежду, поддерживала и спасала. Ее называли поэтом, олицетворяющим стойкость и мужество ленинградцев, «блокадной Мадонной», «музой блокадного Ленинграда». Это она стала автором строк про «сто двадцать пять блокадных грамм, с огнем и кровью пополам».





Но после войны поэтесса снова оказалась в опале: ее книги изъяли из библиотек из-за того, что она общалась с неугодной властям Анной Ахматовой, и из-за «зацикленности автора на уже решенных партией вопросах о репрессиях». Ольга чувствовала себя сломленной и разбитой, в 1952 г. она даже попала в психиатрическую лечебницу из-за появившейся еще до войны алкогольной зависимости.

Легендарная поэтесса Ольга Берггольц, ставшая музой осажденного Ленинграда, родилась 16 мая 1910 года.

Стихами Берггольц, пронизанными признанием к жителям блокадного города, зачитывались миллионы людей. Она не бросила Ленинград, когда была возможность эвакуироваться, став одним из главных символов Северной столицы. Почти все 900 дней блокады она поднимала дух изможденных голодом людей, работая на ленинградском радио.

Ольга Берггольц в 1930 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Однако мало кто знает, что советский режим практически сломил дух гениальной поэтессы, лишил возможности иметь детей, о чем сама Берггольц мечтала всю свою жизнь. сайт рассказывает, как сложилась судьба ленинградской Мадонны, навечно вписавшей своё имя в историю города.

Потеря под пытками

Будущая поэтесса появилась на свет 16 мая 1910 года в семье врача-хирурга Федора Берргольц и Марии Грустилиной. Её отца, в годы войны не пожелавшего стать осведомителем, сослали в Красноярский край.

Ольга Берггольц очень рано вышла замуж. В 18 лет она вступила в брак с поэтом Борисом Корниловым. В 1928 году у них родилась дочь, но уже через два года пара рассталась. Причиной, по воспоминаниям биографов, стала ревность супруга. Тогда Берггольц оставила дочь Ирину на попечение бабушки, а затем отправилась работать профессиональным журналистом в Казахстан. Затем она написала об этом путешествии книгу «Глубинка».

В родной город Берггольц возвратилась в 1930 году, а вскоре встретила новую любовь - поэтесса вышла замуж на своего экс-однокурсника по филологическому факультету Ленинградского университета Николая Молчанова. В ту пору Ольга трудилась над детскими книгами, родила вторую дочь, которую родители назвали Майя.

Вскоре молодую семью постигает горе - в 1934 году в возрасте двух лет умирает второй ребенок поэтессы. Спустя еще два года Берггольц теряет старшую дочь Ирину. Ольга тяжело переживала потерю детей. Страшная депрессия подталкивала её к сведению счетов с жизнью. В 1937 году репрессии власти коснулись её бывшего супруга Николая Корнилова. Поэта арестовали по подозрению в антисоветской агитации, а вскоре пришли и за Берггольц. Писательница проходила по делу Корнилова в качестве свидетельницы, при этом, согласно рассекреченному в 2009 году личному делу поэтессы, зачастую показания из неё выбивали. Пытки и жестокие избиения зафиксированы документами. В июле 1937 года из-за этого у неё начались преждевременные роды - выяснилось, что Ольга была к тому моменту беременна ещё раз. Третья дочь уже лишившейся двух малышей женщины была мертворожденной.

Борис Корнилов был расстрелян в феврале 1938 года, а Берггольц исключили из партии и лишили работы. В декабре же поэтесса была обвинена в связи с врагами народа и участии в контрреволюционном заговоре, после чего арестована. Под пытками её оклеветал один из друзей. В тюрьму она попала, когда была вновь беременна, в апреле 1939 года после побоев она потеряла последнего своего ребенка. Больше Берггольц стать матерью было уже не суждено. Этот приговор врачей лишил поэтессу счастья, о котором она мечтала всю жизнь.

Впоследствии выяснилось, что Берггольц невиновна. Её отпустили в июле 1939 года и полностью реабилитировали. Любопытно, что к Сталину Ольга не испытывала ненависти и отвращения. В пытках, истязаниях и последовавшем за всем этим медицинском приговоре она обвинила чекистов.

Осталась, чтобы бороться

Страшные жизненные потрясения и болезнь супруга Николая Молчанова вынудили поэтессу топить горе в бутылке. Пила Ольга Федоровна много, случались у поэтессы и любовные интриги на стороне.

Всё изменилось с приходом войны. Берггольц должна была эвакуироваться с мужем, но в январе 1942 года Николай Молчанов умер от голода. Тогда поэтесса приняла решение остаться в осажденном городе. Будучи идейной коммунисткой, Берггольц пришла в Ленинградское отделение Союза писателей и оттуда получила направление на литературно-драматическую редакцию ленинградского радио, где ей и суждено было стать легендой, музой блокадного города.

Измученные голодом и войной ленинградцы всегда ждали её живого голоса - слабого, но не сдающегося. За стихами Берггольц чувствовалась несгибаемость, ведь она не сдалась под тюремными пытками, перенесла потери любимых супругов и детей. Она помнила о них. «Никто не забыт, и ничто не забыто», - именно Берггольц принадлежит это знаменитое изречение.

После войны на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся 470 000 ленинградцев, умерших во время Ленинградской блокады и в боях при защите города, были высечены её слова:

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто

В 1949 году Ольга Берггольц вышла замуж в третий раз. Её избранником стал советский литературовед Георгий Макогоненко. Но и ему не суждено было остаться с поэтессой до последних дней - пара рассталась за 13 лет до смерти блокадной Мадонны.

Памятник Берггольц Петербург поставил в мае 2015 года. Фото: Пресс-служба Смольного

Берггольц умерла в абсолютном одиночестве в доме на набережной Черной речки поздней осенью 1975 года. Поэтессу похоронили на Волковском кладбище. Страна увековечила имя гениальной писательницы в названиях улиц, скверов, а также на мемориальных досках и в бронзовых барельефах. Памятник Ольге Берггольц в Петербурге появился в мае 2015 года. Поэтесса возвышается теперь в Палевском саду Невской стороны.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы