Про деток, от рождения до школы

Комитет по вопросам образования администрации г. Березники

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15»

Экологический проект
«Покормите птиц зимой»

(для детей старшего возраста)

Проект составили и приготовили :

Колосова Е.В. воспитатель

I квалификационной категории;

Зыкова В.Б. воспитатель

высшей категории;

г. Березники 2012г.

«Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо…

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну».

Основные цели проекта – воспитание у детей интереса к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, спасти птиц зимой от гибели.

Тип проекта : информационный практико–ориентированный.

Вид проекта : групповой.

Задачи:

1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях

2. Расширить представление о жизни зимующих птиц нашего города, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

3. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц и их поведением.

4. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям зимой.

5. Научить детей правильно их подкармливать.

Срок реализации проекта : ноябрь, декабрь 2012 г.

Участники проекта: дети дошкольного возраста 5-6лет, родители воспитанников, воспитатель группы.

Этапы реализации проекта и основные мероприятия:

I этап – подготовительный (1-2 неделя ноября).

Анкетирование родителей по проблеме.

Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Разработка маршрута для участников проекта.

Обоснование, предсказание путей реализации проекта.

Знакомство детей дошкольного возраста с зимующими птицами нашего города через художественно – иллюстративный материал.

Чтение произведений М. Горького «Воробьишко», С. Маршак «Где обедал воробей», рассказ М. Зощенко «Умная птичка»,

Рассказ Е. Чарушина «Воробей»

Изучение особенностей жизни птиц в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде.

II этап – основной (практический) 3-4 неделя ноября.

Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

Заготовка корма для птиц.

С помощью родителей приготовить кормовую смесь из: пшена, перловой крупы, пшеницы, плоды рябины, овса, семечек подсолнуха и корма для волнистых попугайчиков, а также добавление белого хлеба и свиного несоленого сала.

Изготовление кормушек (из пластиковых бутылок; тетра паки от сока; картонные коробки от новогодних подарков; а также деревянные конструкции).

Изготовление листовок, плакатов «Покормите птиц зимой».

Оформление групповой газеты «Чтобы летом пели птицы вокруг, покорми ты их зимой милый друг!», «Не забывай о птицах зимой».
- Круглый стол «Как зимой помочь птицам»,

Игры – путешествия «По морям и океанам за птицами» ,

Конкурс чтецов стихов о птицах, конкурс рисунков о птицах,

Экологический КВН «Птичьи разговоры».

Викторина «Кто лучше знает птиц».

Подкормка и наблюдение за птицами.

Выставка детских работ.

Разработка и накопление методических материалов

III этап - заключительный (1-2 неделя декабря).

Обработка результатов по реализации проекта

Презентация проекта.

Организация птичьей столовой» на участке д/с.

Акция «Птицы – наши соседи на земле».

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

Заинтересованность 80 % детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Комплексно – тематическое планирование проекта.

1. Беседа «Синичка-невеличка».

Область: познание (окр. мир).

Срок: ноябрь 1 неделя.

2. Занятие «Где обедал воробей? »

Познание; коммуникация;

Срок: ноябрь 2 неделя.

3. Анкетирование для родителей .

Социализация.

Срок: ноябрь 3 неделя.

4. Беседа «Меню птиц».

Познание (окр. мир), математика.

Срок: ноябрь 3 неделя.

5. Консультация для родителей «Приучите птиц зимой к своему окну»;

Коммуникация.

Срок: ноябрь 3 неделя.

6. Совместно с родителями изготовление и развешивание кормушек.

Конструирование; труд.

Срок: ноябрь 3 неделя.

7. Наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушках.

Познание.

8. Подкормка птиц во время прогулки.

Труд, социализация.

Срок: ноябрь 4 неделя.

9. Коллективное рисование «Птицы на кормушке».

Худ. творчество.

Срок: ноябрь 4 неделя.

10. Лепка «Прилетели воробьи».

Худ. творчество.

Срок: ноябрь 4 неделя.

11. Экскурсия по территории детского сада.

Познание, социализация.

Срок: Декабрь 1 неделя;

12. Аппликация «Как розовые яблоки сидят на ветках снегири»

Худ. творчество.

Срок: Декабрь 1 неделя.

13. Изготовление листовок «Покормите птиц зимой».

ИЗО

Срок: декабрь 1 неделя.

14. Оригами «Птицы прилетели».

Конструирование.

Срок: Декабрь 2 неделя.

15. Наблюдение за птичьими следами.

Познание.

На протяжении всего проекта.

16. Конкурс рисунков «Птичье кафе ».

ИЗО.

Срок: Декабрь 2 неделя.

17. Чтение художественной литературы по теме проекта

Худ. Лит - ра, познание.

Срок: на протяжении всего проекта.

18. Дидактические игры: «Добавь слово», «Закончи предложение», «Дорисуй птицу», «Отгадай, что за птица», «Чья птица улетит? », мнемотаблицы, схемы.

Познание, окр. мир, коммуникация.

Срок: Декабрь 1-2 недели.

19. Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Стайка», «Птички и кошка».

Физкультура, безопасность, здоровье.

Срок: Декабрь на протяжении всего проекта.

20. Фотоконкурс «На кормушке».

Познание, социализация.

Срок: Декабрь 1 – неделя.

21. Экологический праздник «Птицы на земле».

Познание, социализация, здоровье.

Срок: Декабрь 2 неделя.

Сценарий экологической праздника «Птицы на Земле».

Подготовила и провела: Воспитатели группы.

Цель:

1)Воспитание любви и бережного отношения к птицам.

2)Активизировать и обогащать умение родителей осуществлять экологическое воспитание детей.

3)Создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей.

4)Учить замечать красоту зимнего леса, формировать эмоциональное отношение к природе.

5)Закрепить название зимующих птиц, узнавать их по описанию.

Участники акции : родители, педагоги, дети.

Подготовка:

Провести анкетирование родителей.

Организация и проведение конкурса «Кормушки для птиц».

Оформление плакатов и листовок «Покормите птиц зимой».

Оформление выставки «Меню для птиц».

Изготовление костюмов, атрибутов для театрально-игровой деятельности.

Ход проведения:

На экране появляется фотография зимнего леса.

Ведущий читает стихотворение:

Лес

Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский

Значение природы трудно переоценить. Человек общаясь с птицами, животными, растениями становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Мы взрослеем и чаще вспоминаем о детстве. Невозможно забыть то чудное ощущение, когда мы подкармливаем зимующих птиц, когда идём в сказочный зимний лес!

Сегодня мы поговорим о птицах, наших соседей по планете.

Назовите зимующих птиц (ответы детей).

Почему их называют зимующими? (ответы детей).

Почему птицы летят зимой ближе к человеку? (ответы детей).

Как мы помогаем зимующим птицам? (ответы детей).

Ведущий:

Птицы - наши верные помощники и друзья, защитники наших лесов. А сейчас вы попробуйте их отгадать!

Задания родителям «Придумай загадку», используя способ показа и описания птиц.

Ведущий:

Молодцы! Загадки составлены и отгаданы. Сколько на свете удивительных птиц! Важно помнить: все птицы интересны, все нужны, всех надо беречь, ведь они наши соседи на планете, наши друзья.

Инсценировка «Праздник птиц» (играют взрослые и дети)

Ведущий:

Зима очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Мы все вместе можем им помочь.

«Показ кормушек» (дети демонстрируют изготовленные кормушки)

Ведущий: Зимой необходимо кормить птиц, чтобы помочь пернатым. Птицы выживут зимой, если вокруг много корма. Ваша кормушка может спасти жизнь многим птицам.

Сегодня мы отправимся в зимний лес на открытие птичьей столовой (экскурсия в лес).

Ведущий :

Зимушка-зима

По дороге по прямой
Шла зима с морозами,
Шла зима к себе домой –
Снег стелила розовый.
За зимою две метели
Снег тот веяли, мели,
Снег взвивали, как хотели,
И кидали хрустали.
А. Прокофьев

Ведущий : Посмотрите кругом, как красиво вокруг! А что вам нравится здесь? (ответы детей).

Ведущий: В лесу человек – гость, он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушать жизнь леса и его обитателей (не задевать ветки кустов- зимой они очень хрупкие и легко ломаются; не шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса и шорохи; не оставлять после себя мусор).

Игра «Отгадай, кто кричит? »

Ведущий предлагает родителям и детям отгадать по голосу птиц. Назвать имя зимующей птицы.

Здравствуйте! Угадайте моё имя. Участники называют птицу. Какую пищу едят эти зимующие птицы, передают внешнее описание. Молодцы! А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад.

Воспитатель предлагает выйти на улицу и развесить кормушки.

Конспект интегрированного занятия

по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.

Викторина «Кто лучше знает птиц?»

Задачи:

1)Закрепить знание детей о зимующих и перелётных птицах.

2)Умение их различать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями, анализировать внешний облик птиц, их поведение;

3)Совершенствовать грамматический строй речи – образование прилагательных (длинный хохолок), употребление в речи предлогов (у кормушки);

4)Развивать связную речь – употреблять сложноподчиненные предложения. 5)Воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Материалы:

Таблицы, карточки с изображением птиц, картинка с изображением кормушки, плоскостные изображения птиц, схемы, мнемотаблицы.

Предварительная работа:

Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход занятия:

I этап : Актуализация:

Воспитатель загадывает детям загадку:

Они летать умеют, их пух и перья греют. (Птицы.)

II этап: Ознакомить детей с правилами проведения викторины.

Задания для проведения викторины: «Кто лучше знает птиц?».

1.Вопросы:

Чем отличаются птицы от других животных?

Дети: Птица летает, у нее есть перья и клюв.

Птиц очень много и живут они в разных местах.

Дети: Птицы, которые остаются у нас зимовать – это зимующие, а те, которые улетают – перелетные.

2. Задание. «Кто быстрее разделит птиц на перелетных и зимующих?»

(Дети должны разделить птиц и назвать их).

Материал: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц в двух экземплярах.

3. Упражнение «У кормушки».

Воспитатель помещает на доску изображение кормушки и выполняет различные действия с изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя и выделяют предлоги. Например: Снегирь летит к кормушке. Синица улетает от кормушки.

4. Упражнение «Продолжи предложение, найди причину».

Педагог читает предложения, дети заканчивают их.

Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).

Зимой погибло много птиц, потому что….(была холодная зима).

Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что….

Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…

Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что…

У цапли длинные ноги и клюв, потому что…

Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…

У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что…

Все люди любят слушать соловья, потому что…

2 этап:

5. Физкультминутка. Подвижная игра «В птицу превратись».

Воспитатель говорит слова: «Раз, два, три в птицу превратись». Например, в воробья – дети имитируют походку, повадки и голоса воробьев.

6. Упражнение «Кто, где спрятался?

На игровом поле картинки леса и города Пермского края. Необходимо расположить птиц в зависимости от проживания. Например: синичку в город, свиристель в лес.

7. Упражнение «Четвертый лишний».

Детям раздаются карточки с изображением четырех птиц. Каждый ребенок называет лишнюю птицу и говорит, чем она отличается от других. Например: Лишний снегирь, потому что это зимующая птица, которая прилетает на зиму, но не живёт у нас.

8. Упражнение « Кто здесь спрятан, назови».

Используя мнемотаблицы определить части птиц, составить птицу, назвать её.

3 этап: Подведение итогов викторины, награждение победителей.

Беседа о птицах зимой

Игра «Отгадай загадку»

1)- Воспитатель:

А у нас игра сейчас.
Я прочту стихи для вас.
Я начну, а вы кончайте.
Дружно вместе отвечайте.

Вещунья – белобока,
А зовут её …
(Сорока)

Жёлтое брюшко у маленькой птички,
А зовут её …
(Синичка)

Чёрная, как вар,
Кричит: «Карр!»
(Ворона)

Чик-чирик! К зёрнышкам - прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)

Всю ночь летает.
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать ляжет в дупло.
(Сова)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,

А только лечит.
(Дятел)

Ребята - молодцы, все загадки отгадали.

2) Беседа о внешнем виде птиц.

Воспитатель обращает внимание на кормушку, висящую в группе и на изображения птиц на доске.

Посмотрите, сколько птиц прилетело на кормушку.

Чем похожи все птицы? (У птиц есть клюв, крылья, перья).

Чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев).

А для чего птицам нужны перья?

Все ли перья у птицы одинаковые?

В крыльях маховые перья – помогают во время полёта.

В хвосте рулевые перья – направляют полёт

Пуховые перья – защищают от ушибов, царапин, от жары, от холода, от намокания, пересыхания.

Наука, которая изучает жизнь птиц, называется ОРНИТОЛОГИЕЙ.

А как мы назовём учёного, который занимается этой наукой?

(ОРНИТОЛОГ)

Дети вспоминают другие общие признаки и отличия птиц.

3) Беседа о жизни птиц в зимний период.

Не все птицы улетают от нас, некоторые остаются.

Какие? (Дети перечисляют и выбирают картинки с изображением птиц.)

А что произойдёт, если у нас не будет птиц?

Как мы можем помочь птицам?

Как мы можем помочь птицам зимой, весной (повесить кормушки, построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха)

Какой зимний месяц самый трудный для птиц? Почему? (Февраль. В феврале вьюги, метели, весь корм уже съеден.)

Инсценировка отрывка по произведению В. Бианки «Синичкин календарь. Февраль».

«Зинь-зинь-зинь!» – запела синичка. «Рано, пташечка, поешь», – сказал ей старый воробей. – «Смотри, сколько еще морозу будет. Еще наплачешься». «Ну, да», – не поверила синичка. Вдруг зашипело вокруг, откуда ни возьмись, налетел ветер, деревья закачались, снег завился – началась пурга. Синичка присмирела, сжалась в комочек, а ветер так и рвёт её с ветки, перья ерошит и леденит под ними сердце. (Дети высказывают свои предположения.)

В старину февраль ещё называли «снеговеем». В народе говорят: у февраля два друга – метель и вьюга. Февраль месяц – дотерпи до весны. В конце зимы все наши пернатые нуждаются в помощи человека. Каждая кормушка, каждая горсть зерна может спасти от гибели не одного пернатого певуна. Ягоды почти уже склевали, от сильного ветра слетают с деревьев оставшиеся семена, под толстым слоем снега нелегко корм добывать, голодному и замерзнуть недолго. При голодании, особенно у мелких птиц, понижается температура и они быстро гибнут, особенно зимой, когда день короток и времени на поиски корма мало.

Вот и тянутся птицы поближе к человеческому жилью, рассчитывают на его доброту, сострадание. Они ждут помощи.

О чём они просят?

Дети читают стихи.

КАК ПТИЦЕ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?

Как птице перезимовать?

Известно, что у птах,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:
Они в грозу и град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.

Но кто же им дает приют,
Когда снега метут?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.

Сидят вороны по столбам,

Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.

Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”

4) Подведение итогов конкурса кормушек.

Мы объявляли конкурс кормушек и сейчас подведем его итоги. Какая кормушка наиболее удобная для птиц?

Проводится награждение победителей грамотами.

5. Физкультминутка

Игра «Сова»

В лесу темно, все спят давно.
Одна сова не спит, на суку сидит.
Во все стороны глядит,
Да как полетит!

Дети ходят по кругу, приседают, изображая спящих птиц. «Сова» сидит на стуле в середине стула. Дети разбегаются, а «сова» их догоняет.

6) Дидактическая игра на закрепление

Ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям, являются украшением природы, а как они красиво поют! (Дети слушают в аудиозаписи голоса птиц.)

7)Проводится игра « Узнай птиц по голосу ».

8) Подвешивание кормушек на участке детского сада.

Ребята, устройте для ваших питомцев кормушки и птичьи столовые. Можно прямо из окна вывесить на верёвках дощечку и сыпать на неё корм: крошки белого хлеба, семена различных растений: подсолнуха, тыквы, просо, овёс, пшено.

И мы, ребята, можем помочь птицам в холодное время года – откроем для них столовую, смастерим кормушки.

Повешу на ветку простую кормушку,

В неё положу я печенье и сушку.

Съедят угощенье весёлые птицы

И песнями будут, с нами делится.

Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?

Воспитатель показывает корм, и рассказывают о них:

Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.

Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.

Овес, если нет ничего лучше, едят воробьи, синицы.

Пшено и просо – любимая еда воробьев.

Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

Хлебные крошки едят синицы и воробьи.

Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. (Сало и мясо подвешивают на ниточках).

Ребята, вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим! 9) Объявляется игра «Определи корм».

Необходимо определить корм и вспомнить, кто им питается.

В игре участвует 4-6 человек.

Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц, какой корм любит. Сейчас мы вместе составим правила друзей природы:

1 правило : Укрепляя кормушку, не обламывай ветки, не повреждай стволы деревьев.

2 правило : Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.

3 правило : Следи, чтобы в кормушке не было снега.

4 правило : Следи, чтоб в кормушке корм был постоянно.

5 правило : Начинай подкармливать птиц поздней осенью и продолжай до весны.

6 правило : Не бросай возле кормушки пакеты и банки, в которых носишь корм.

7 правило : Не клади в кормушки куски ржаного хлеба, они закисают в зобу у птиц, особенно в морозы, что может привести к гибели.

8 правило : Сало развешивай на тонких ветках, обвязывай ниткой, на толстые ветки эти лакомства класть бесполезно – утащат вороны.

10) -Выполняйте эти правила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих друзей.

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов.

К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна.

Будет им зима.

Приручите птиц в мороз.

К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Давайте посмотрим на книги, стоящие на выставке. Вы их можете посмотреть, позже мы почитаем их. Они помогут подробнее узнать о жизни птиц. Но это после праздника. А сейчас развесим кормушки на игровой площадке.

11) Итог

Чем мы занимались сегодня? О чем говорили?

Даже если наша жизнь и профессия не будут связаны с природой и птицами – не забывайте о них. Беречь природу – охранять свою жизнь. Любить животных – значит любить своих близких. Каждая кормушка, каждая горсть зерна поможет спасти от гибели не одного пернатого певуна.

Использованная литература:

Беляков И.В. Вертишейка. Краснодарское книжное издательство, 1983.

Землянова О.В., Козлова Н.Б., Патрушева Л.И., Носова М.Н., Гарьюнг С.Г., Погудина Н.А. Листая экологический календарь: сценарии массовых мероприятий, посвященных датам экологического календаря. Барнаул: АКДЭЦ, 2003.

Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.

ШорыгинаТ.А. Птицы. Какие они? М., 2005.

Птицы населяют все материки и большую часть островов земного шара. Они живут везде, где есть растения и животные, пригодные им для пищи: в лесах, горах, на лугах и болотах, в степях, тундрах и пустынях. Есть птицы, которые большую часть жизни проводят в открытом море. В настоящее время в мировой фауне известно свыше 9000 видов птиц. Они наиболее разнообразны в тропических лесах, а в суровых условиях Арктики и Антарктики видов птиц немного, но они представлены большим числом особей. Роль птиц в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и очень большой численности. Посчитано, что на земном шаре живёт около 100 млрд. птиц. Все они поедают большое количество растительной и животной пищи, оказывая этим существенное влияние на живую природу. Особенно велико значение птиц в регулировании численности насекомых и мелких грызунов. Подчас птицы сами служат пищей другим животным. Таким образом, птицы являются важным звеном в цепях питания живых организмов. Велико значение птиц в распространении семян. Склевывая сочные плоды рябины, бузины, брусники, черемухи, черники и многих растений, они перелетают с места на места и выбрасывают вместе с пометом неповреждённые семена. Именно благодаря деятельности птиц тяжёлые плоды дуба – желуди – оказываются вдали от дерева, на котором они выросли. Цветки некоторых тропических растений опыляют птицы колибри и нектарницы. Значение птиц для человека зависит главным от той роли, которую они играют в природе. Все насекомоядные птицы считаются полезными, так как они истребляют насекомых, в первую очередь различных массовых вредителей культурных и ценных дикорастущих растений. Поэтому так важно охранять птиц и привлекать их на поля, огороды, в сады. Несомненно полезны для человека и хищные птицы, во множестве уничтожающие мелких грызунов – вредителей полевых культур и распространителей многих инфекционных заболеваний (например, чумы, желтухи). На многих диких птиц существует промысловая и спортивная охота. Птицы – первые и самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Если мы будем беречь насекомоядных птиц, у нас всегда будет огромная армия неутомимых работников, которые не допустят поражения лесов и садов вредными насекомыми. Для того чтобы сохранить наших крылатых помощников, нужно прежде всего не губить их самих, а также не трогать их гнезда и яйца. Закон об охране и использовании животного мира запрещает убивать певчих птиц и разорять их гнезда. Под охраной закона находятся и хищные птицы. Редкие виды птиц охраняются в заповедниках. Для разумного использования промысловых птиц сохранения возможно большего их числа установлены строгие сроки охоты. В период размножения птиц охота на них запрещена. Привлечение птиц поближе к полям, садам и огородам положительно сказывается на урожае. Птица часто не хватает удобных мест для гнездования. Поэтому следует уже осенью или зимой развешивать в лесу, на огородах и в садах скворечники и другие искусственные гнездовья, а также сажать кустарники – укрытие для гнезд. Зима – трудное время, в особенности для мелких птиц. В сильные морозы или в метель не всегда можно найти пищу. Птиц можно прикармливать не только в сельской местности, но и в городе, если вблизи дома есть кустарники или деревья. В поисках скудной зимней добычи синицы, а иногда и снегири, и свиристели залетают на людные улицы города, обследуют каждое дерево и куст, очень быстро замечают выставленные для них кормушки на подоконниках или в палисадниках. Птиц нужно любить и беречь не только потому, что они приносят пользу человеку, но и потому, что они веселы, красивы и одним своим бодрым видом и поведением украшают и оживляют природу. Кроме того, многие из них прекрасно поют и приводят человека в хорошее, радостное настроение. 1 Цель проекта: Изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Задачи проекта: 1. расширить представления о жизни зимующих птиц нашего города; 2. провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц; 3. практическое выполнение кормушек; 4. сделать анализ и обобщить результат. Гипотеза: если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.

Цель проекта:

Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.

Задачи проекта:

1. расширить представления о жизни зимующих птиц нашего посёлка;
2. провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
3. практическое выполнение кормушек;
4. сделать анализ и обобщить результат.

Гипотеза: если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.

Эмблема проекта:

Местообитание птиц: сады и огороды п. Красное поле.

Сроки работы: октябрь – январь.

Методы и приёмы:

1. наблюдения;
2. сбор информации;
3. работа с литературой;
4. экскурсии;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа.

Этапы работы:

1. Теоретический (1–я группа учащихся).

Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Мы составили презентацию “Зимующие птицы нашего посёлка” и листовку – обращение к ребятам (приложение №1).

Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших суровых Уральских зимах.

2. Практический (2–я группа учащихся).

Задачи: сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

Мы составили памятку “Как подкармливать птиц” (приложение №2) и раздали ребятам начальных классов.

Вывод: зимующие птицы постоянные гости кормушек. (Приложение №3)

3. Наблюдение (3–я группа учащихся).

Задачи: отмечать в дневниках наблюдений температуру воздуха; подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдать за поведением птиц.

Пример из таблицы наблюдений за погодой и птицами Имарс Александры.

Выводы: в холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.

Заключение:

проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы

1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.
2. Сытой птице мороз не страшен.
3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Птицы наши друзья!

Приложение №1.

Листовка – обращение.


Дорогие ребята!

Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.

Ученики 4 класса.

Приложение №2.

Памятка “Как подкармливать птиц”.

1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4. Кормушки нужно держать в чистоте.

5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Проект на тему «Покормите птиц зимой»

Цель проекта:
Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц
3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
4. Научить детей правильно их подкармливать
Актуальность проекта:
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям

Познавательная
деятельность Трудовая
деятельность Природоохранная
деятельность Пропагандистская
деятельность Работа с
родителями Работа с другими
сотрудниками
Наблюдение «Какие птицы прилетают к кормушке?»
Цель: учить детей, рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.

Обследовательская деятельность «Чьи следы птиц на участке»
Цель: расширить знания детей

Подвижные игры
«Перелёт птиц»;
«Птички в гнёздышках»;
«Совушка – сова»;
«Куры и ястреб»;
«Собачка и воробьи»
Цель: закрепить особенности повадки птиц

Чтение худ.литературы
А. Яшина «Покормите птиц зимой»; А.Александрова «Столовая для птиц»; Т. Евдошенко «Берегите птиц»
Цель: Расширять знания детей о жизни птиц.

Рассматривание зимующих птиц в альбоме «Птицы» в книгах, в журналах.
Цель: познакомить и выяснить, каких птиц знают дети

Изобразительная деятельность:
Аппликация «Снегирь»;
Лепка «Зимующие птицы»
Рисование «Снегирь на ветке»
Цель: учить детей изображать снегиря

Рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов
Цель: обогащать знания детей о зимующих птицах

Отгадывания загадок про зимующих птиц.
Заучивание считалок, пальчиковых игр, пословиц о птицах.
Цель: расширять знания детей о зимующих птицах

Заучивание стихотворений о зимующих птиц
Авторов: Т.Зайцева; М.Пляцковский; Г.Ладонщикова; Л.Татьяничева; В.Берестов; Э.Мошковская.
Цель: вызвать интерес у детей к птицам, расширить знания детей, развить любознательность

Дидактические игры:
«Птицы»
«Какие птицы прилетают к кормушке»
«Четвертый лишний»
«Птичье лото»
«Кто чем питается»
«Узнай по описанию»
Цель: закреплять названия зимующих птиц, способы передвижения

Презентация
«Покормите птиц зимой»
Цель:
Формировать у детей представления о зимующих птицах, вызвать желание помогать им в трудную минуту

Беседа на тему:
«Птицы зимой»;
«Как живут наши пернатые друзья зимой»;
«Кто заботится о птицах»
Цель: систематизировать знания детей о птицах, которые живут у нас зимой, недолгое время, дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди

Пригласить в ДОУ Орнитолога
Цель: расширить, обогатить знания детей о зимующих птицах, изучить маршруты их перелетах, образ жизни в различных климатических условиях

Коллективный труд (рядом): «Сбор семян для птиц»
Цель: закрепить умения правильно собирать семена

Ручной труд: «Изготовление пакетиков для хранения корма»
Цель: применять умения и навыки, полученные на занятиях по конструирования, использовать в изготовлении пакетиков, закрепить умения правильно хранить семена.


Ручной труд: «Изготовление кормушек»
Цель: формировать у детей умения и навыки в изготовлении кормушек.

Труд в природе: «Разложить на кустах окружающих деревьев со скворечником, строительный материал для гнезда.
Цель: приучать детей заботиться о птицах

Труд в природе : «Чистка кормушек от снега»
Цель: учить выполнению трудовых действий, воспитание трудолюбия.

Дежурство по: «Птичьей столовой»
Цель: приучать самостоятельно, заботиться о птицах

Поручение:
«Попросить у няни ломтики булочек»
Цель: запомнить, уметь общаться, выполнить правильно поручения

Труд в природе: «Заготовка корма для птиц»
Цель: дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.

Поручение:
«Сходить к плотнику и попросить повесить кормушки»

Труд в природе: «Расчистка дорожек от снега к кормушке»
Дежурство:
« Следить, чтобы в кормушке не было снега»
Цель: приучать выполнять самостоятельно работу, приучать заботиться о птицах.

Поручение:
«Сделать дома кормушку с взрослым»
Цель: запомнить, уметь передать, выполнить

Поручение:
«Сходить к дворнику и попросить расчистить дорожки от снега к кормушке»
Цель: запомнить, уметь ориентироваться, уметь общаться
Использование ИКТ:
«Спасти птицу от гибели»
Цель: учить оказывать птице помощь (сломано крыло), наложение лангетки, воспитать гуманные чувства к птице

Рассматривание картин по наложению лангетки птице.
Цель: научить детей накладывать лангетку

Пригласить Ветеринара «Показ на муляже птице, накладывание лангетки»
Цель: Учить правильно, накладывать лангетку.

Рассказывание ветеринара и показывание на муляже птице: «Как перебинтовать лапку птице»
Цель: учить правильно, перебинтовывать лапку, воспитывать гуманные чувства к птице Оформление выставки детских рисунков «Помогите птицам перезимовать»
Цель: вызвать интерес к птицам и через художественно- эстетической деятельности развивать гуманные чувства к птицам

Проведение викторины «Зимующие птицы Ульяновской области»
Цель: развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, вызвать у детей интерес к птицам родного края

Изготовление кормушек и их развешивание
Цель: формировать у детей чувство переживание и сочувствие к зимующим птицам.


Цель: развивать познавательные и интеллектуальные способности детей о зимующих птиц


Цель: развивать интерес к птицам,
формирование гуманного отношения к птицам

Выпуск газеты: «Мимо не проходите!»
Цель: вызвать интерес, расширить знания о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц

Оформление фотовыставки «Перелётные и зимующие птицы»
Цель: показать красоту птиц и развить эмоциональное отношение человека направленное к птицам, выражающееся в сочувствии, сострадании, милосердии, помощи

Проведение КВН «Птичьи разговоры»
Цель: формировать познавательные и интеллектуальные способности детей о зимующих птиц

Папки- передвижки
«Птицы – наши друзья»
Цель: расширить знания о птицах

Показ открытого занятия: «Зимовье птиц»
Цель: расширить знания о птицах, формирование гуманного поведения.

Показ презентации на родительском
собрание:
«Берегите птиц зимой»
Цель: заинтересовать и привлечь родителей к проблемной ситуации

Статья в газету «Антошка»;
в Журнал «Симбик»
«Птицы – наши друзья»
Цель: привлечь, как можно больше народа к проблемной ситуации, формирование гуманного отношение к птицам.

Домашние задание родителям
Рекомендации на совместные прогулки
Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»
Совместно с ребенком сделать кормушку
Фото-видеосъемка птиц на кормушке
Развешивание кормушки

Консультация для родителей «Как научить ребенка заботиться о птицах»; «Покормите птиц зимой»

Подкормка птиц
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Читать рассказы и стихи про птиц
Загадывание и отгадывание загадок про птиц
Просмотр мультфильма «Серая шейка»

Совместное партнерство воспитателя с родителями
Посещение краеведческого музея
Посещение Эколого-биологического центра (на территории школы №86)
Проведение анкетирование
Проведение конкурса «Лучшая кормушка»
Конкурс фотовыставки «Перелётные и зимующие птицы»
Изготовление газеты: «Мимо не проходите!»
Проведение родительского собрания на тему: «Берегите птиц зимой», показ презентации.
Изготовление листовок: «Берегите птиц зимой»; «Зернами кормите»
Развешивание листовки
Оформление плаката: «Покормите птиц зимой»; «Перелётные и зимующие птицы»

Проведение Викторины
«Зимующие птицы Ульяновской области»
Проведение КВН
Проведение спортивного досуга «Птицы»
Организовать познавательный вечер с Орнитологом
Статья в газету «Антошка»
«Птицы – наши друзья»
Цель:
формировать познавательные и интеллектуальные способности детей о зимующих птиц, развивать интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое, делиться информацией, воспитание гуманных чувств и отношение к птицам

С воспитателем:
Оформление выставки книг «Звери, птицы зимой»

Выставка книг «Птицы - наши друзья»

Оформление книжного уголка «Пернатые друзья»
Цель: воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.
Оформление альбома «Перелётные и зимующие птицы»
Оформление картотеки загадок, стихов о птицах.
Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно)

Проведения с детьми занятия «Домики для птиц»
Цель: учить детей заботливому отношению к птицам. Приучать их ответственно относиться к серьёзному и нужному делу-изготовлению гнездовий.

С музыкальным работником:
Прослушивание музыки: аудиозапись «Голоса птиц»

Музыкально-дидактическая игра: «Птицы и птенчики»,
муз. и слова Е.Тиличеевой

Проведение праздника: «День птиц»
Разучивание и прослушивание песенок о птицах.

Разучивание танца «Птицы»
Цель: развивать музыкальный слух, в соответствии с изменением динамики, темпа музыки выполнять определенные музыкально – ритмические движения, воспитывать интерес и любовь к музыкально-эстетическому творчеству.

С дворником:
Почистить дорожки к кормушкам
Цель: воспитывать положительное отношение к труду

С инструктором по физической культуре:
Проведение физкультурного досуга «Птицы»
Цель: воспитывать интерес к птицам

С плотником:
Развешивание кормушек
Цель: привлечь к проблемной ситуации.

С помощником воспитателя:
Приготовить ломтики булочек
Цель: развить понятие, что делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.

Цель проекта:

Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.

Задачи проекта:

1. расширить представления о жизни зимующих птиц нашего посёлка;
2. провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
3. практическое выполнение кормушек;
4. сделать анализ и обобщить результат.

Гипотеза: если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.

Эмблема проекта:

Местообитание птиц: г.Нижний Новгород.

Сроки работы: октябрь – январь.

Методы и приёмы:

1. наблюдения;
2. сбор информации;
3. работа с литературой;
4. экскурсии;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа.

Этапы работы:

1. Теоретический (1–я группа учащихся).

Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Мы составили презентацию “Зимующие птицы нашего посёлка” и листовку – обращение к ребятам (приложение №1).

Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших суровых Уральских зимах.

2. Практический (2–я группа учащихся).

Задачи: сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

Мы составили памятку “Как подкармливать птиц” (приложение №2) и раздали ребятам начальных классов.

Вывод: зимующие птицы постоянные гости кормушек. (Приложение №3)

3. Наблюдение (3–я группа учащихся).

Задачи: отмечать в дневниках наблюдений температуру воздуха; подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдать за поведением птиц.

Пример из таблицы наблюдений за погодой и птицами Кулаковой Анастасии.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы