Про деток, от рождения до школы

Большинство из нас считают воскресенье выходным днем, когда можно отдохнуть и ничего не делать. Но в Церкви отношение к нему несколько иное. Как нужно проводить седьмой день недели по православной традиции, узнаем у клирика Христорождественского кафедрального собора г. Уварово священника Владимира Крючкова.

- Отец Владимир, расскажите, какой духовный смысл имеет воскресный день для православных людей?

— Воскресный день берет свои истоки из Ветхого Завета (это Книга Бытия, Пятикнижие Моисея). Там сказано о том, что, когда шло сотворение мира, Господь оставил седьмой день как день отдохновения. Шесть дней творения, а в седьмой день Господь почил от трудов Своих. Помимо этого, на скрижалях Завета, которые были вручены Пророку Моисею, были написаны заповеди о том, как надо чтить день субботний: «Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой – день субботний посвящай Господу Богу твоему» (Исход 20:8-10). Поэтому ветхозаветная суббота - это прообраз сегодняшнего воскресенья. Мы все знаем, что Господь Иисус Христос, воскрес в этот день. И поэтому воскресенье чтится православными христианами как малая Пасха, малое Воскресение.

В народе бытует мнение, что в воскресенье «ничего нельзя делать», по крайней мере, до обеда. Как по Уставу Православной Церкви необходимо проводить воскресный день?

На этот вопрос можно ответить, ссылаясь и на Ветхий, и на Новый Завет. Потому что субботу в ветхозаветное время иудеи свято чтили, но чтили ее так, что, в конце концов, доходило до смешного. Они ничего не делали, и это было для них самое главное. Ничего нельзя было делать - это был грех, это было преступление. А что же Новый Завет? В Святом Евангелии повествуется о том, как Иисус Христос со Своими учениками шел полем, и ученики взалкали, то есть захотели есть. Они стали срывать колосья, растирать их в руках и кушать. И тут же фарисеи, которые были в рядах учеников Его, возроптали: почему Твои ученики делают это в субботу? Суббота - это святой день, ничего нельзя делать, а растирание колосьев, это, по их мнению, уже была работа. Тогда Господь сказал такие слова: «Не человек для субботы, а суббота для человека» (Мк. 2,27).

Также очень много раз Иисуса Христа фарисеи пытались уловить в том, что в субботу Он делал добрые дела: исцелял сухорукого, бесноватого. Тогда Он, видя лукавство сердец их, однажды спросил: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?» (Мф. 18, 12) Поэтому на вопрос - можно ли исцелять в субботу или нельзя, можно ли делать добрые дела в субботу или нельзя, вопрос, конечно, однозначный -можно.

Отец Владимир, бывает, что воскресенье из-за работы или неотложных дел – не удается освободить для посещения храма, чтения святых книг, молитвы. Как в таком случае сохранить настрой воскресного дня, чтобы не забыть о его христианском значении?

Конечно, наше время очень лукавое, очень быстрое. И порой накапливаются дела за шесть дней, не у всех бывает по два выходных, а только один — воскресенье. И те дела, которые накопились за неделю, хочется сделать. Необходимо все-таки соблюдать день воскресный так: если у человека в храм нет возможности придти, то нужно тогда дома помолиться, помянуть о здравии, о упокоении своих близких, почитать какие-то духовные книги. После этого можно заняться и делами.

И любое дело надо начинать с молитвы. Наши предки так всегда и делали, и успевали они гораздо больше, чем мы. И суеты-то не было, и гонки не было, в которой мы все сейчас живем вольно или невольно. Дело в том, что каждое дело, которое начинали наши дедушки и бабушки, начиналось со святой молитвы, с Божьего благословения. И заканчивали они маленькое или большое дело тоже молитвой, но уже благодарственной. Затем, принимаясь за другое дело, тоже самое: «Царю Небесный» читали. А когда человек заканчивал день, он зажигал лампадку и молился, прочитывал вечернее правило, и у него было такое ощущение, такое чувство, что он весь день провел в храме. Потому что молитва, переплетаясь с нашими светскими и физическими делами, шла непрерывно, и человек сделал два дела: он был и в социальном служении, делал физические дела, и одновременно молился Богу, то есть делал духовные дела. Нам тоже необходимо этому следовать.

- Как можно определить, что человек правильно выполняет заповедь о хранении дня воскресного?

Воскресный день дан нам, в первую очередь, для почитания Бога. А второе - для отдохновения. Потому что человек, если взять с физической точки зрения, не будет себе давать отдыха, рано или поздно он сломается, заболеет тяжко или какая-то еще его немощь посетит. Не надо загружать себя большими делами, но и от одной крайности к другой не надо переходить, потому что если воскресенье - то уж тут русская душа всегда стремится разгуляться. Безобразий никаких творить нельзя в этот день, памятуя о том, что этот день Господень. День этот благочестивый, тихий и святой.

— Отец Владимир, спаси Вас Господь за советы.

- Да благословит вас вех Господь. До свидания.

(как надлежит проводить его?)

Как день воспоминания величайшего акта в искупительном деле Спасителя мира, воскресный день более всякого другого должен быть проводим в молитве и делах благочестия. Богослужение со всеми его особенностями, совершаемое церковью в воскр. день, приспособлено к воспоминаемому в последний центральному моменту, как нельзя более разносторонне. Стоя в храме и прислушиваясь к молитвам, произносимым священником.., к чтению, пению, мы воспоминаем о Спасителе, искупившем нас, спасшем нас, призывающем нас к жизни в духе взаимной любви и проч. Занятые в течение шести дней недели мирскими делами и хлопотами и не имея достаточного времени на удовлетворение своих духовных потребностей, теперь - в воскр. день, мы можем удовлетворить последние в достаточной степени: получив обильнейшую духовную пищу и духовное назидание в храме и чрез это настроившись известным образом, мы и дома продолжаем размышлять о том же, о чем думали в храме. А чтоб такие размышления были более плодотворны, чтоб они оставили в нас более глубокие следы, мы занимаемся чтением книг соответствующего характера и содержания, читаем их сами, читаем их и другим: членам своей семьи, а также и своим знакомым и проч., беседуем с окружающими о тех или иных нравственно-религиозных вопросах и т. д. В таких и подобных им занятиях и проходит у нас - христиан - весь воскр. день: в то время как тело наше отдыхает от тяжелого шестидневного труда, ум наш, в течение шести дней отвлекаемый в сторону мирских забот, насыщается теперь здоровою, крайне необходимою для него, духовною пищею... Отсюда по окончании воскресного дня мы бодро и энергично снова принимаемся за будничные занятия, укрепленные и телесно, и духовно. Такое провождение воскр. дня, как нельзя более желательное, в действительности, однако, является по большей части лишь идеалом, наблюдаемым только издали. Часто приходится наблюдать, что не все, именующие себя христианами, посещают в воскресные дни храм Божий, а посещающие не все держат себя и настраивают себя в нем надлежащим образом, - что вне храма не все проводят время в чтении хороших религиозно-нравственных книг или в подобного рода беседах и пр. Подобные явления, как рассеянность в храме Божием, как пустое бездельничанье дома или чтение дурных книг, дурные беседы, пьянство и пр., разумеется, нежелательны и несогласны с духом христианства. Здесь смысл воскр. дня утрачивается или извращается совершенно. Однако, нельзя впадать и в противоположную крайность, т. е., думать, что в течение воскр. дня будто бы уже совсем нельзя заниматься никакими делами, кроме выше намеченных нами; дела христианской любви, напротив, не только могут, но должны быть совершаемы нами во всякое время; могут быть исполняемы нами и наши личные - неотложные - дела, если только от этого не произойдет какого-либо ущерба для наших душ, т. е., если будем совершать их с молитвою на устах и в сердце. Впрочем, такого рода занятия могут быть допускаемы нами лишь в самых крайних случаях, потому что иначе мы недостаточно уважали бы воскр. день, установленный церковью, как мы видели, для иной цели. С особенною заботливостью празднуется воскр. день в Шотландии, в Англии и в некоторых других странах (напр., в многострадальном Трансваале). Но самое важное в праздновании воскр. дня - то, чтоб не телом только своим мы проявляли здесь свое участие, а и духом и прежде всего духом, чтоб праздновали этот день, проникнутые истинно-христианским пониманием дела. Одна же буква, одно внешнее исполнение предписаний и желаний церкви - нечто, не имеющее никакого в сущности смысла. Подражать евреям в данном случае было бы верхом нелепости. Но, с другой стороны, мы всеми силами должны стараться о том, чтоб недостаточный класс (фабричные рабочие, прикащики в лавках...), ныне работающие в течение воскр. дня, иногда всего, иногда - той или иной его части, и чрез то лишенные возможности не только посетить храм, помолиться здесь, побывать на какой-нибудь религиозно-нравственной беседе и проч., но и вообще хоть сколько-нибудь телесно отдохнуть, - был освобожден от работы в этот день: стыдно фабрикантам, купцам и проч. до такой степени проникаться грубыми материальными заботами, чтоб, в увлечении ими, совершенно игнорировать и подавлять даже высшую, духовную сторону я их рабочих. Пусть и они проведут этот день в кругу своей семьи, в религиозно-нравственных беседах, в чтении хороших, назидательных книг, а всего лучше, в общественной молитве в храме Божием или хотя бы - в физическом только отдыхе (конечно, последний, рассматриваемый сам по себе, далеко не отвечает прямому смыслу установления воскресного дня, но, в крайнем случае, нельзя отказать в большом значении и ему в виду необходимости рабочим - без оглядки трудиться день за днем и не иметь никакой возможности сколько-нибудь сознательно подумать о своей душе, разобраться в насущных духовных запросах...)! В похвалу нашего русского общества нужно сказать, что мысль о воскресном отдыхе для прикащиков и проч. в последнее время начинает проникать в его сознание все более и более и в некоторых случаях сопровождается существенными практическими результатами (особенно в нашей столице устраиваются для рабочего класса полезные чтения и беседы, театры с назидательными пьесами..., причем магазины, фабрики, типографии и пр. иногда закрываются на весь воскр. день).

* Александр Александрович Бронзов,
доктор церковной истории,
ординарный профессор
С. Петербургской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 3, стлб. 979. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1902 г. Орфография современная.

Суббота или воскресенье святой день?

    ВОПРОС ОТ ЕВГЕНИЯ
    В Новом Завете несколько раз упоминается, что первые христиане собирались в первый день недели, под которым подразумевается воскресенье. Разве этого не достаточно, что бы перенести день богослужения с субботы, как это было во времена Христа, на воскресенье, как это принято в современном христианстве?

Добрый день, Евгений. Ранняя церковь жила общиной, поэтому они могли собираться для молитв и преломления хлеба ежедневно. Однако, как тогда, так и сейчас главное собрание любой общины проходит один раз в неделю.

Давайте рассмотрим тексты, о которых вы говорите, но прежде обратим внимание вот на что: как известно, в Новом Завете мы не находим повеления об отмене субботней заповеди. С этим утверждением согласно большинство мировых церквей, включая католичество и православие. Не находим мы ничего и об освящении и благословении воскресенья, как это сделал Господь по отношению к седьмому дню, субботе (Быт. 2:2-3, Исх. 20:11).

Этот факт выглядит особенно удивительным, если принять во внимание, что на страницах Священного Писания Бог всегда лично устанавливает Свой Закон, ритуалы и праздники поклонения. Так было в Эдемском саду, когда при ликовании утренних звезд был заключен завет с Адамом и Евой, так было у горы Синай при заключении Завета с Израилем, так было в Иерусалиме и его окрестностях, когда по этой земле ступал Христос. Вам должно быть известно, что главные обряды христианской веры – крещение и вечеря (евхаристия) были лично заповеданы и соблюдены нашим Спасителем. Есть лишь «Един законодатель» , – пишет апостол Иаков, а люди – исполнители Закона (Иак. 4:11-12).

Как правило, каждая христианская деноминация называет свои причины, по которым соблюдение субботы, четвертой заповеди, на практике заменяется воскресеньем, библейским первым днем недели. Действительно, многие противники седьмого дня указывают на четыре эпизода в Новом Завете, как основание для введения воскресной доктрины. В данной статье будут рассмотрены все эти тексты.

Подробности воскресения Христа

«В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно , и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» (Ин. 20:1-2).

Комментарий : Если время ареста, суда, истязаний и распятия Христа, имевших место в пятницу, зафиксировано в Библии со всеми мельчайшими подробностями, момент воскресения скрыт от взора читателя. Известно только, что оно происходит за некоторое время до рассвета, из чего можно предположить, что Бог намеренно ожидал окончания субботы и последовавшей ночи. Таким образом, даже после распятия Иисус продолжал соблюдать священный субботний покой!

Затем, когда воскресное солнце взошло, Евангелия упоминают лишь краткую встречу Спасителя с Марией, после с Петром (вообще без подробностей) и двумя путниками на дороге в Эммаус. Первая же встреча Христа со всеми апостолами в верхней горнице (за отсутствием Иуды и Фомы), при внимательном изучении Библии, состоялась с наступлением темноты, а значит в следующий день – т.е. уже во второй день недели (по-нашему понедельник). Дело в том, что библейский календарь (Быт. 1:5,8, Лев. 23:32) предполагает переход от одного дня к другому с момента захода солнца текущего дня (ведь раньше часов не было). Стоит отметить, то такая практика исчисления дней присуща и некоторым популярным христианским церквям, будучи перенятой от иудаизма и первых христиан.¹

Согласно Лк. 24:28-36, к концу воскресного дня Христос находился в небольшом селении под названием Эммаус, где попутчики уговорили Его зайти к ним в дом: «Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру . И Он вошел и остался с ними» (Лк. 24:29; в это время года в Иерусалиме солнце заходит около 18:00). Далее, после того как был преломлен хлеб и Он исчез, эти двое успели преодолеть довольно длительное расстояние до Иерусалима (по разным данным от 12 до 15 километров по горной, каменистой местности), найти там апостолов и пересказать все происшедшее с ними. И только затем в горнице появляется Христос: «И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам» (Лк. 24:35-36).

О том, что первое явление Христа своим последователям состоялось после захода солнца свидетельствует и Иоанн: «В тот же первый день недели вечером , когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев , пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Ин. 20:19-20). Ученики Христа боялись провокации от иудеев именно после того как стемнело, так как в темное время суток более безопасно творить злые дела, а именно нападать на религиозных сектантов – раскольников, коими иудеи считали последователей Иисуса из Назарета.

Слово «вечер» в Библии в большинстве случаев используется для описания наступившей темноты, причем евангелисты не всегда обращают внимание на то, что с заходом солнца сменяется календарный день. Буквально два дня до этого Христос и двенадцать учеников также «вечером» (см. Мф. 26:20, отсюда у обряда принятия хлеба и вина есть название «Вечеря»), т.е с появлением первой звезды, приступили к пасхальной трапезе. В своем труде «Из Иерусалима в Эммаус и обратно» священник православной церкви Федор Людоговский указывает, что это событие произошло «среди ночи»; такого же мнения придерживаются и многие другие комментаторы Нового Завета.

Таким образом, первая соборная служба первоапостольской церкви, когда к ученикам в первый раз явился воскресший Христос, по иудейскому канону, признаваемому и перенятому многими христианскими церквями, состоялась после окончания воскресного дня. То есть ее нужно классифицировать, как первую службу понедельника. Следовательно, с богословской точки зрения, этот евангельский эпизод некорректно приводить в качестве доказательства воскресной доктрины.

¹ Вот как это положение изложено в официальном издании Русской Православной Церкви (РПЦ):

«В православном богослужении многое заимствовано от богослужения ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня» (книга «Первые шаги в храме», www.orthodoxy.pro).

«В православном богослужении до сих пор сутки идут от вечера к утру… Эта особенность библейского календаря сохраняется до сих пор в православной богослужебной традиции. Поэтому, например, в субботу вечером служится «воскресная всенощная», а в сам воскресный вечер служба будет уже вполне будничной…» (Андрей Кураев, книга «Протестантам о православии»).

Преломление хлебов в первый день

«В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников . Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета , и потом вышел» (Деян. 20:7-11).

Комментарий : На основании этого текста защитники богослужений и отдыха по воскресеньям делают вывод, что раз преломление хлебов с участием апостола Павла состоялось в первый день недели, это означает, что церковные службы ранних христиан проходили именно по воскресеньям. Однако такое утверждение рассыпается при внимательном изучении данного и других текстов, имеющих отношение к Вечери Господней:

a) В рассматриваемом отрывке ясно указано, что встреча началась в вечернее время, а преломление хлебов с участием руководителя общины и вовсе состоялось за полночь (т.е. в понедельник, как по светскому, так и по библейскому календарям), после того как Павел исцелил выпавшего из окна юношу. Таким образом, данный текст свидетельствует, что у Павла и христиан Троады не было особого намерения провести общую трапезу и обряд вечери именно в воскресенье, иначе это было бы сделано утром или днем, до захода солнца.

b) Как известно, первая Вечеря Господня состоялась с заходом солнца в четверг, т.е., по библейскому исчислению недели – в пятницу, день в день с распятием и смертью Христа. Именно поэтому апостол Павел учил, что Вечеря символизирует смерть, а не воскресение Спасителя: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.» (1 Кор. 11:26).

c) Устанавливая обряд Вечери Христос не говорил Своим ученикам, что его необходимо проводить в какой-то конкретный день недели и тем более во время богослужений. Поэтому неудивительно, что все эпизоды преломления хлебов в книгах Нового Завета происходят вне храма, во время домашних трапез или общих собраний. Следующий текст из книги Деяний апостолов ясно показывает, что преломление хлебов в иерусалимской общине не было закреплено за каким-то конкретным днем, а имело место ежедневно, во время коллективных трапез и использовалось на благо распространения Евангелия:

«И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб , принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2:46).

Хозяйственные вопросы воскресного и субботнего дня

«В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает , сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду » (1 Кор. 16:2).

Комментарий : Сторонники воскресных богослужений приводят этот стих апостола Павла к верующим Коринфа в подтверждение того, что первые христиане осуществляли дела благотворительности в воскресенье, первый день недели. Однако этот текст, как правило, не цитируется полностью и повеление откладывать деньги «у себя» , т.е. дома, опускается. Согласитесь, актом благотворительности является фактическое принесение денег в церковь, а не планирование этого, что описано в данном стихе Библии.

Обратим внимание, что в подстрочном, дословном переводе Нового Завета с древнегреческого, Павел просит Коринфян сберегать деньги «в первый день после субботы», что как раз указывает на святость седьмого дня, во время которого возбраняется заниматься финансовыми делами.

Святой День Господень – суббота, а не воскресенье

Прочитаем дословный перевод с оригинала отрывка из книги Откровения:

«В день Господень, я, будучи во власти Духа, услышал за спиной громкий голос, звучавший как труба. Он [Христос] говорил: “Запиши в свиток все, что видишь, и пошли семи Церквам: в Эфес, в Смирну, в Пергам, в Тиатиру, в Сарды, в Филадельфию и в Лаодикею”» (Откр. 1:10-11).

«И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его ; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» (Откр 11:19).

Комментарий : Суббота является днем Господним по той же причине, по которой Господней является и Вечеря. На протяжении всей Библии она называется днем, принадлежащим Богу, но никогда человеку. Сравним некоторые аналогичные тексты: «святой день Господень» (Ис. 58:13), «святая суббота Господня» (Исх. 16:23), «Мои субботы» (Исх. 31:13, Лев. 19:30, Ис. 56:4, Иез. 20:13), «день седьмый - суббота Господу, Богу твоему» (см. Исх. 20:8-11), «Господин субботы» (Мк. 2:28).

Таким образом, приведенный выше текст (Откр. 1:10-11) убедительно свидетельствует, что даже по прошествии многих лет после распятия (книга Откровение была написана в 80 — 100 годах по Р.Х.), апостолы Христа продолжали чтить седьмой день и учить этому новообращенных христиан из язычников (апостол обращается к семи церквям Малой Азии, расположенным на территории современной Турции). Что еще важней, Дух Господень изливается на апостола именно в этот день.

В некоторых старых изданиях Библии данный отрывок ошибочно переведен следующим образом: «был я в духе в день воскресный». Однако такой перевод не считается корректным по нескольким причинам:

a) Дословный перевод этих слов (hemera kuriake ) с древнегреческого не оставляет сомнений, что там написано «день Господень».

b) Нигде в Библии нельзя встретить слово «воскресенье» применительно к дню недели, оно во всех случаях подчеркнуто безлико именуется «первым днем». В своем Евангелии, написанном, по мнению большинства ученых, в один промежуток времени с книгой Откровение, апостол Иоанн упоминает воскресенье исключительно как «первый день», в том числе и после воскресения Христа. Свое имя собственное в Библии из всех дней недели имеет только суббота («шаббат»).

c) Далее по тексту книги Откровение мы встречаем два стиха, которые свидетельствуют о том, что суббота, день Господень, будет иметь силу вплоть до событий последнего времени: открытие взору вселенной ковчега завета, содержащего скрижали с десятью заповедями (Откр. 11:19) и призыв ангела поклониться «создавшему небо, землю, море и источники вод!» (Откр. 14:7), что является практически дословным цитированием «мотивационной» части заповеди субботнего покоя («Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмый почил», Исх. 20:11). Оба приведенных стиха относятся ко времени непосредственно перед вторым пришествием Христа.

d) Выражение «день Господень» в Библии имеет два значения: суббота (Ис. 58:13-14) и второе пришествие Иисуса Христа (Деян. 2:20). Таким образом, в книге Откровение эти значения соединяются, так как именно в субботний день Иоанну приходит видение о возвращении Христа.

Почему суббота, а не воскресенье?

Большая часть проповедей на тему переноса субботы на воскресенье, как правило, начинается со стиха в книге Второзаконие, в котором Бог заповедует евреям соблюдать субботу в память об их исходе из Египта. Однако такой подход нельзя назвать объективным, так как первый раз о седьмом дне мы узнаем в книге Бытие: в течение шести дней Бог творит небо, землю и все воинство их, а в седьмой день отдыхает (Быт. 2:2). Поэтому Всевышний благословляет и освящает субботу (Быт. 2:3), причем во всей Библии это единственный пример одновременного благословения и освящения кого-либо или чего-либо. Что более важно, каждое из этих понятий имеет конкретный богословский смысл: благословить означает вознести хвалу, наделить благодатной силой, а освятить – посвятить на служение Богу. Из этого становится понятным, что Бог благословляет и освящает субботу не для самого себя, но для сотворенных им людей.

Именно поэтому, главной причиной, по которой народ Божий должен помнить о субботе названо творение нашего мира, «ИБО в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил» (Исх. 20:8-11).

Слово Божье убедительно свидетельствует нам о том, что община Христа соблюдала субботу по заповеди Декалога (Лк. 23:55-56). И в этом заключается главное: в течение сорока дней после Своего воскрешения, а не конкретно по первым дням недели, Христос являлся ученикам. Он лично установил крещение и вечерю, однако нигде в Писаниях мы не находим, что бы Господь освятил, благословил или просто заповедал приходить к нему на поклонение в иной день, кроме того, который от самого начала назван днем Господним, субботой, священным собранием.

«Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших» (Лев. 23:3).

Более подробно вопрос субботы в Библии разобран в книге « ».

Александр Константинов



(по Платону, архиепископу Костромскому)

Принуждай себя вставать рано и в определенное время. Как только пробудишься, тотчас обрати свою мысль к Богу и, осенив себя крестным знамением, поблагодари Его за прошедшую ночь и за все Его милости к тебе. Попроси Его руководить твоими мыслями, чувствами и желаниями, чтобы все, что ты будешь говорить и делать, было угодно Ему.

Одеваясь, помни о присутствии Господа и Ангела-Хранителя. Проси Господа Иисуса Христа облечь тебя в ризу спасения.

Умывшись, приступи к утренней молитве. Преклонив колена, сосредоточенно, благоговейно и со смирением молись, как должно перед взором Всемогущего. Проси у Него веры, надежды и любви, а также сил спокойно принять все, что принесет тебе наступающий день – всякие трудности и неприятности. Проси, чтобы благословил твои труды и чтобы помог тебе совершить именно такое-то дело и избежать именно такого-то греха.

Если можешь, прочти что-нибудь из Библии, преимущественно из Нового Завета или Псалмов. Читай с намерением получить духовное озарение, склоняя свое сердце к умилению. Прочитав немного, размысли об этом, потом читай далее, внимая тому, что Господь внушает твоему сердцу.

Старайся хоть четверть часа посвящать духовным размышлениям об истинах веры и о том, что прочел душеполезного.

Всегда благодари Господа за то, что не дал тебе погибнуть в грехах, но заботится о тебе и всячески ведет к Царству Небесному.

Каждое утро настраивай себя так, будто только сейчас ты решил стать христианином и жить по заповедям Божиим.

Приступая к своим обязанностям, стремись все делать во славу Божию. Ни одного дела не начинай без молитвы, ибо то, что мы делаем без молитвы, оказывается потом или напрасным или вредным. Истинны слова Господни: “Без Меня не можете делать ничего.”

Подражай Спасителю, Который трудился, помогая Иосифу и Своей пречистой Матери. Среди трудов благодушествуй, надеясь на помощь Господа. Хорошо постоянно повторять молитву: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного.

Если твои труды совершаются успешно, то благодари Господа; если же неуспешно, то предай себя Его воле, ибо Он заботится о нас и все направляет к лучшему. Все трудное принимай, как епитимью за грехи – в духе послушания и смирения.

Перед едой помолись, чтобы Бог благословил пищу и питье, а после еды поблагодари Его и попроси не лишить тебя духовных благ. Хорошо вставать из-за стола несколько голодным. Во всем избегай излишества. По средам и пятницам постись по примеру древних христиан.

Не будь жадным: имея пищу и одежду, будь доволен этим, подражая Иисусу Христу, обнищавшему ради нас.

Старайся во всем угождать Господу Богу, чтобы совесть твоя ни в чем не укоряла тебя. Тщательно бодрствуй над своими чувствами, мыслями и сердечными движениями, помня, что Бог везде видит тебя.

Избегай даже самых малых грехов, чтобы не впасть в большие. Всякий помысел, удаляющий от тебя Господа, особенно нечистый помысел, немедленно изгоняй из сердца, как искру огня, попавшую на одежду. Если хочешь, чтобы тебя не тревожили худые помыслы, то со смирением принимай унижения от людей.

Не говори лишнего, помня, что за каждое слово мы дадим отчет Богу. Лучше слушать, чем говорить, ибо при многословии не избежать греха. Не любопытствуй о новостях, они развлекают дух. Никого не осуждай, но считай себя хуже всех. Кто осуждает другого, тот его грехи возлагает на себя. Лучше поскорби о согрешающем и помолись, чтобы Бог Своими путями исправил его. Если кто не слушается тебя, не вступай с ним в прения. Но если его поступок соблазняет других, тогда прими нужные меры, потому что общее благо важнее частного.

Никогда не спорь и не оправдывайся. Будь кроток, тих и смирен; все терпи по примеру Иисуса. Он не возложит на тебя креста, превышающего твои силы. Он же и поможет тебе нести крест.

Проси у Господа благодать исполнять как можно лучше Его святейшие заповеди, хотя бы они и казались трудными. Сделав доброе дело, не ожидай благодарности, но искушения, ибо любовь к Богу испытывается препятствиями. Не думай приобрести какую-нибудь добродетель без скорби. Среди искушений не отчаивайся, а обращайся к Богу краткими молитвами: “Господи, помоги … вразуми … не оставь … защити …” Господь попускает испытания, но Он же и дает силы преодолеть их.

Проси Бога, чтобы Он отнял у тебя все, питающее твое самолюбие – хотя бы это было и горько. Избегай суровости, мрачности, придирчивости, мнительности, подозрительности, лицемерия, соперничества. Со всеми будь искренен и прост в обращении. Со смирением принимай наставления от других, хотя бы ты был и умнее и опытнее.

Чего не хочешь себе, того не делай другому, а делай им то, чего желаешь себе. Если кто посетит тебя, будь с ним ласков, скромен, благоразумен, а иногда, смотря по обстоятельствам, – слеп и глух.

Во время расслабления или охлаждения не оставляй обычной молитвы и установленных добрых занятий. Все, что ты делаешь во имя Господа Иисуса, даже малое и несовершенное, становится делом благочестия.

Если желаешь обрести мир, то всего себя предай Богу. До тех пор ты не обретешь душевный мир, пока не успокоишься в Боге, любя лишь Его единого.

Время от времени уединяйся по примеру Иисуса – для молитвы и богомыслия. Размышляй о бесконечной любви Господа Иисуса Христа, о Его страданиях и смерти, о Его вокресении, о втором пришествии и страшном суде …

Как можно чаще ходи в храм. Почаще исповедуйся и причащайся Святых Таин. Поступая так, будешь пребывать в Боге, а это – величайшее благо. На исповеди откровенно и с сокрушением кайся во всем, ибо нераскаянный грех ведет к смерти.

Воскресные дни посвящай делам милосердия и любви, например: посещению больного, утешению скорбящего, спасению заблудившегося. Если кто поможет погибающему обратиться к Богу, тому будет великая награда и в этом и в будущем веке. Поощряй знакомых читать духовную литературу и участвовать в духовных беседах.

Господь Иисус Христос да будет твоим учителем во всем. Постоянно обращайся к Нему своим мысленным взором, спрашивай себя, как бы в данном случае поступил Он.

Перед сном искренне и тепло помолись, испытывай себя, в чем ты согрешил в течение дня. Надо всегда понуждать себя каяться с болью в сердце и со слезами, чтобы не повторять прежние грехи. Ложась, перекрестись, поцелуй крест и поручи себя Господу Богу – твоему Доброму Пастырю, размышляя, что, может быть, в эту ночь тебе придется предстать перед Ним.

Помни о любви Господа к тебе и сам люби Его всем сердцем, душой и разумом твоим.

Поступая так, ты достигнешь блаженной жизни в Царстве вечного света.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с тобой. Аминь.

- Отче, просветите, пожалуйста, имеют ли дни недели особые посвящения?

Богослужебная жизнь Православной Церкви циклична. Существует три богослужебных круга: годовой, седмичный и суточный. Годовой содержит в себе подвижные и неподвижные праздники, повторяющиеся из года в год; седмичный состоит из дней недели, которые посвящены самым важным событиям земной жизни Спасителя и наиболее чтимым святым; суточный круг составляют девять богослужений. Они повторяются каждый день.

Таким образом, каждый из семи дней недели в Православной Церкви имеет свое повящение. Некоторые из них, как то воскресение, среда и пятница, особо чтились еще во времена Древней Церкви, и их смысловая нагрузка не менялась на протяжении веков. Итак, понедельник посвящен Небесным Силам, вторник - Иоанну Предтече, среда - день предательства Иудой Спасителя, потому особо чтится Крест Христов, четверг посвящен святым апостолам и Святителю Николаю, пятница - день Крестной Жертвы Спасителя, в субботу особо почитаются все святые, первая среди которых Богородица, а также поминаются все усопшие. Воскресенье - малая Пасха - день Светлого Христова Воскресения, благодаря которому дарована вечная жизнь всему человечеству.

- Что значит: понедельник посвящен Ангелам?

В понедельник Церковь особо почитает святых Ангелов. Это почитание выражается в молитвенном призывании Небесных Сил бесплотных. За богослужением понедельника звучат молитвословия, в которых верующие просят помощи у своих Ангелов Хранителей, а также и у прочих Ангелов, чтобы они сопутствовали человеческой жизни и помогали спасти душу христианскую. В Православной Церкви есть учение, согласно которому у каждого христианина есть Ангел Хранитель, который дается человеку во время Таинства Крещения. Да и вся жизнь человеческая тесно связана с невидимым ангельским миром. Некоторые благочестивые христиане, усугубляя свой подвиг, берут в этот день на себя бремя поста. Такая же практика существует и в некоторых монастырях. Монахи подражают Ангелам, посвящая жизнь служению Богу и восхвалению Его Небесной Славы, потому и отмечают особо день почитания Небесных Сил бесплотных.

- А как понять: вторник посвящен Иоанну Крестителю? Как посвятить этот день ему?

Во вторник Церковь прославляет всех ветхозаветных праведников и пророков, которые своей верностью Богу сделали возможным пришествие Спасителя мира. Святой Иоанн Креститель является олицетворением верности Богу, праведности и подвижничества. По словам Спасителя, Предтеча «Больший среди рожденных женами». Посвятить день святому - значит, прежде всего, если вы не знакомы с его житием, то поинтересоваться главными вехами жизни и подвига святого. Основой подвига Иоанна Крестителя является аскеза и служение Богу. Исследуя жизнь Предтечи, каждый христианин увидит яркий пример для подражания. Потому, посвящая день святому, проанализируйте свою жизнь и определите те добродетели, которые объединяют нас. Если таких нет, перед вами большое поле для духовного делания.

- Среда посвящена Кресту. Чем отличается этот день от других?

В среду заканчивается воспоминание Церковью Ветхого Завета и начинается прославление новозаветных событий. Среда и пятница являются днями воспоминания о страданиях и крестной смерти Спасителя. В среду Иуда предал Спасителя. С этого дня фактически начались страдания Спасителя. В святи с этим особенно почитается Крест как орудие нашего спасения. В этот день на протяжении всего года нужно держать пост.

- Четверг посвящен апостолам и Святителю Николаю Чудотворцу. Как вести себя в этот день?

В четверг Церковь вспоминает святых апостолов, трудами которых христианство утвердилось на земле. В этот же день мы почитаем преемника апостолов, одного из самых почитаемых святых Православной Церкви - Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. Сегодня фактически в каждом православном доме находится иконка этого великого Угодника Божьего. И потому почтение Святителя должно выражаться не просто в памятовании, а в живой и реальной молитве.

В пятницу мы как-то особенно должны вспоминать Распятие Христа? Служат ли особые молитвы в храмах в этот день?

Пятница - день вспоминания страстей и Крестной смерти Спасителя. День постный. Церковь молитвенно состраждет и прославляет искупительный подвиг Христа.

- Суббота посвящена всем святым. Как ее отметить?

В субботу мы чтим всех святых. Первая среди них Богородица. В традиции русской Церкви каждому христианину нарекается имя в честь какого-то святого. Таким образом, в субботу, почитая всех святых, мы прибегаем к молитвенному предстательсвтву своего святого, а также и к другим святым, близким нашему сердцу, но для которых нет особо установленного дня на протяжении недели.

В этот день христиане особо молятся об упокоении усопших, вспоминая своих родных, близких и всех, от века почивших. Поминание может выражаться как в келейной молитве, так и через участие в панихиде, совершаемой традиционно в храмах в этот день.

- Воскресенье посвящено Господу. Как правильно провести этот день?

Воскресный день - малая Пасха. Он посвящен Господу и почитается христианами с апостольского времени. В этот день каждый верующий должен посетить храм для участия в Божественной литургии. Поскольку воскресение Христово является надеждой для всех людей, то и почитание этого дня особо. Лучше всего после богослужения провести день в доброделании: посетить больных, помочь нуждающимся, проведать престарелых. Также в воскресенье следовало бы посвятить несколько часов чтению Священного Писания и совершению молитвы. Правильно было бы проанализировать события прошедшей недели (что доброго и плохого случилось за этот период) и постараться выстроить определенный план действий в духовной жизни на следующие семь дней. Таким образом, стержень духовной жизни, который формируется благодаря участию человека в богослужении и нравственному совершенствованию, поможет человеку даже в трудных жизненных обстоятельствах не сходить из пути, ведущего к Истине.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы