Роман «Обломов» - это классика, к которой интерес то стихает, то, наоборот, разгорается с огромной силой. Дело в персонаже Ильи Ильича, который становится символом одних эпох, и отрицательным героем других.
Гости Обломова и цель их прихода помогут понять характер сложного персонажа.
На протяжении романа к Обломову приходит немного гостей. Все они разные по натуре, внешности и возрасту. Чаще и усерднее приходят к Илье Ильичу Алексеев и Тарантьев. Это на первый взгляд два противоположных персонажа: шумный и тихий, грубый и робкий, наглый и кроткий. Но на самом деле в них много общего: неумение строить карьеру, желание поесть за счет других.
Остальные гости были нечастыми посетителями Ильи. Их заносили к нему случайные обстоятельства. Они залетали на минуту и, не видя смысла в общении, быстро покидали неуютный дом. Такие гости понимали, что не могут отплатить взаимностью хозяину, сообщали какую-нибудь не очень важную новость и уходили. Приятели были раздражением в жизни Обломова. Они пытались вернуть его к бурной и кипучей жизни, но взгляды их не совпадали. Обломову они все больше становились не по душе. Он отталкивал их, не желая даже нелепых дружеских соприкосновений. От них тянуло холодом с улицы, причем это был холод не только в прямом смысле слова, но и в переносном.
Жизнерадостный молодой человек беспечен и весел. Он делится с Ильей последними новостями, хвастается новыми вещами. Гость – модник, любящий щегольнут одеждой из последних коллекций. У него красивая прическа. Жизнь Волкова – бурный праздник. Он успевает за один день посетить 10 разных мест:
«В десять мест в один день – несчастный!».
Волков пытается изменить у Обломова отношение к женщинам. Мысли, а не влюбиться ли, посетили хозяина и тут же растаяли. Насыщенная жизнь не вызвала у Ильи зависти. Он посчитал, что его уравновешенный и спокойный образ жизни, лучше.
Гость – бывший коллега Обломова, они вместе служили в канцелярии. Судьбинский имеет говорящую фамилию. Он строитель своей судьбы: делает карьеру, стремится к повышениям, получает награды. Судьбинский пришел проведать друга, позвать его в съездить вместе с ним в Екатерингоф. Рассказ о делах по службе не вызвал интереса у Обломова. Он рад тому, что ему не нужно, как гостю увязать по уши в карьерной «возне». В разговоре друзей поднимается тема сущности человека, которая уходит на задний план, оставляя на поверхности стремление к чинам и выслуживанию. Хороший заработок и вечная занятость – то, к чему хотел призвать Судьбинский сослуживца.
С предложением поехать в Екатерингоф, пришел к Обломову молодой писатель Пенкин. Но до произнесения цели визита гость рассказал о своей статье, о литературе в целом. Он взбудоражил Илью мыслями о падших людях и изменениях в обществе. Илья даже вскочил с удобной кровати, но это был минутный всплеск. Писать даже ночью - это уж слишком неправильно. Продавать свои мысли – тоже абсурдно. Пенкин сравним у Обломова с машиной, которая крутится, не останавливаясь, каждый день. Жизнь без сна и отдыха - у Ильи Ильича синоним несчастного существования.
Цель его посещения Обломова, как и всей жизни, – поесть. Он приглашает Илью на обед к общему знакомому, а после обеда поехать с друзьями в Екатерингоф. Обломов предлагает остаться и отобедать с ним. Алексеев - робкий человек, боящийся самого себя. Он не продвигается по службе, не имеет своего мнения, подстраиваться под других, теряя постепенно лицо. Становится непримечательным внешне и внутри. Но только этому тихому гостю Обломов смог озвучить свои проблемы.
Земляк и приятель Ильи Ильича Тарантьев - шумный и грубый гость. Он не спрашивая согласия, пытается поднять Обломова с кровати. По требованию Тарантьева слуга Захар одевает барина. Обломов садится в кресло. Тарантьев был приглашенным гостем, его позвали на обед, но еще одна цель визита – выпросить черный фрак. Помешал наглости гостя только слуга. Тарантьев постоянно бранится, ворчит и ругается. Он недоволен всем на свете, ищет выгоду, возможность обмануть и смошенничать.
Цель посещения доктора – здоровье Обломова. Он предупреждает Илью о возможности удара (инсульта), о необходимости смены образа жизни, но тот не прислушивается к его советам. Доктор элегантен и привлекателен. Он вхож в дома богатых пациентов, поэтому сдержан и спокоен. Врач имеет хороший доход, поведение его вызывает интерес.
Летнее заседание Пенсил-клуба погрязло в тотальной обломовщине.
На мою долю выпало выписывать гостей Ильича.
Регламент почти отсутствовал.
Единственное условие - в текст должно внедрить слово "Горелово"
.
Получилось так...
0. Первомайская демонстрация
Бывало, он ещё в постели,
Прокисший дух в обрюзгшем теле,
Но прерван вечный сон звонком,
И гость заходит косяком.
Гость первомайский бодр и перист.
Идёт он, как лосось на нерест.
Он тороплив и деловит,
И разве лавром не увит.
Ведь нынче в Екатерингофе –
Гулянье, скачки, чай и кофе,
Ливреи, ассигнации –
Короче: день монстрации.
И все своим считают долгом
Позвать Обломова в двуколку.
Но недвижим и твёрд Илья –
Не хочет ехать низачто.
1. Как волка ни корми
Известно, волка кормят ноги –
Чужие паче, чем свои.
Вот возникает на пороге,
Внося весенния струи,
Младой самец, прозваньем Волков –
Франт, попрыгунчик, бонвиван –
Треща без умолку и толку,
Как он любовью обуян
К соседней Лиде, то ли Даше
(А в общем – всё равно к кому),
Что всех румянее и краше,
И принимает на дому.
– Здесь – утренник, там – званный ужин.
Взгляните – новые lacets –
Оказией из Мулен Ружа;
Буквально некогда присесть!
Присел – и вляпался голубчик,
Вскочил, отряхивая пыль,
И ускакал, взбивая чубчик,
Топча паркет, что твой ковыль…
А приходил чего, однако?
Да похвалиться новым фраком.
(Примечание: Волков считает, что «lacets» – это перчатки,
хотя на самом деле это переводится как шнурки.)
2. Не та судьба
Пришёл чиновный друг Судьбинский,
Едва Обломов снова лёг.
Когда-то – социально близкий,
А нынче – призрачен, далёк.
Портфель, присутственное место,
Казённый слог, сургучный стиль,
Мундир, сановная невеста –
Всё, что Обломов сдал в утиль
Давно и радостно, карьеру
Не посчитав своей судьбой.
У барина – свой символ веры:
Лежать бревном и быть собой.
Был позван шафером на свадьбу.
(Не путать с шОфером.) Увы…
Уж сослуживцу ли не знать бы
Про обещанья трын-травы…
3. Пена дней
Припёрся пописатель Пенкин,
Принёс журнальную статью.
Обломов, растопырив зенки,
Чуть сразу не сказал: «Адью!»
Однако же, ввязался в диспут –
О ком/о чём писать/читать.
И быстро втюхал модернисту,
Что вся его стряпня – тщета.
– Там городничий двинул в зубы,
Сям взяточник пошёл в бордель –
Что мне рассейская Гекуба,
Что мне французский Куршавель?
А где же человек, любезный?
Чем так – хоть вовсе не пиши.
Где взлёты и паденья в бездну
Его всклокоченной души?
Скроив эпическую мину,
Он вытолкал за дверь писца
И ухмыльнулся половиной
Незагорелова лица.
4. Человек-мебель
Потом пришёл Андреев,
А может, не Андреев,
А может, Алексеев,
А может, Иванов.
Зовут его Иваном,
А может, не Иваном.
Пришёл с пустым карманом
Поесть чужих блинов.
Он – человеко-мебель,
То человек, то мебель,
Но о насущном хлебе
Печётся, как любой.
А значит, он согласен,
Во всём всегда согласен.
Посмотришь справа – красен,
А слева – голубой.
Хотя, вообще-то, серый
Убогий недомерок,
Введённый для примера
Отсутствия всего.
Ни мяса и ни меха,
Кругом одна прореха.
Обломовское эхо,
Его альтер-эгО.
5. Арлекин
Ура! Последняя картина!
Мужайся слушатель(ница).
Осталось встретить Арлекина
И влагу отереть с лица.
И вот он, палкой виртуальной
Лупася всех, кого ни лень,
Явился, вздорный и брутальный.
Михей Андреич – добрый день.
Тарантьев – редкостная сука.
Он прессовал Илью давно.
Его пример – другим наука,
Как скушать ближнего с говном.
Что Алексеев, что Обломов –
При нём играли роль Пьеро.
Но первый пуст, как клок соломы.
Второй, считай, платил оброк.
Однако, впрок. Ведь тот орешек,
Что Штольцу был не по зубам,
Успешен, хоть и не безгрешен,
Разгрыз провинциальный хам.
Вот так случается порою:
Червонец унося в зобу,
Сосватал Арлекин герою
Отнюдь не худшую судьбу…
(16 )
Характеристика Ильи Ильича Обломова весьма неоднозначна. Гончаров создал его сложным и таинственным. Обломов отделяет себя от внешнего мира, отгораживается от него. Даже его жилье мало похоже на обитаемое.
С раннего детства он видел подобный пример у своих родных, которые также отгораживались от внешнего мира и оберегали его. В его родном доме было не принято работать. Когда он, будучи еще ребенком, играл с крестьянскими детьми в снежки, то его потом несколько дней отогревали. В Обломовке с опаской относились ко всему новому – даже письмо, пришедшее от соседа, в котором тот просил рецепт пива, боялись открывать три дня.
Но Илья Ильич с радостью вспоминает свое детство. Он боготворит природу Обломовки, хотя это обычная деревня, ничем особо не примечательная. Он воспитан деревенской природой. Эта природа привила ему поэтичность и любовь к красоте.
Илья Ильич ничего не делает, только все время на что-то жалуется и занимается словоблудием. Он ленив, ничего не делает сам и ничего не ждет от других. Он принимает жизнь такой как она есть и не пытается ничего в ней изменить.
Когда к нему приходят люди и рассказывают про свою жизнь, он чувствует, что в суете жизни они забывают о том, что они напрасно растрачивают жизнь… А ему не нужно суетиться, действовать, не надо никому и ничего доказывать. Илья Ильич просто живет и наслаждается жизнью.
Его трудно представить в движении, он выглядит смешно. В покое, лежа на диване, он естественен. Выглядит непринужденно — это его стихия, его природа.
Подведем итоги прочитанного:
План характеристики:
1. Как встретил визитора Обломов
2. Поднимался ли Обломов с дивана навстречу
3. Каким размышлениям придался Обломов после ухода визитора
4. Зачем визитор приходит к Обломову
1) Волков:
1. Как только раздался звонок в дверь, Обломова охватило любопытство, и он стал смотреть. Увидев, что его гость - Волков, он поздоровался и, только тот хотел подойти, сказал: "Не подходите, не подходите: вы с холода!"
Не было попыток приподняться с кровати.
3. Обломов начал удивляться: "В десять мест в один день - несчастный!". Но также подумал, что было бы неплохо тоже влюбиться в какую-нибудь девушку. Но в итоге пришел к выводу, что его жизнь намного лучше и спокойнее и она его устраивает.
4. Волков пришел повидать Обломова и рассказать последние новости, а также похвастаться своими новыми вещами.
2) Судьбинский:
1. Обломов обрадовался приходу старого сослуживца, весело поздоровался с ним, но также сказал, как и Волкову: "Не подходи, не подходи! Ты с холоду".
2. По приходу Судьбинского Обломов даже не пошевелился, но был один момент во время разговора, когда он вскочил с постели.
3. Обломов рассуждал: "Увяз, любезный друг, по уши увяз. И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. У нас это называется тоже карьерой!". Также Илья Ильич затрагивает тему сущности человека, что при такой жизни, как у его товарища, "мало тут человека-то нужно". После всех размышлений Обломов остановился на том, что был рад, что он мог целый день сидеть дома и не возиться с работой в отличие от Судьбинского, которого называет несчастным.
4. Судьбинский пришел навестить бывшего сослуживца, упомянул, что "Давно собирался к тебе". Он рассказал о своих служебных делах и ближайших планах, также пытался позвать Обломова с собой в Екатерингоф.
3) Пенкин:
1. Перед тем как пришел Пенкин, Обломов еще был в раздумьях после ухода Судьбинского, и получилось, что по началу он даже не заметил нового гостя. Но после того, как тот поздоровался, он очнулся, и снова прозвучали слова: "не подходите, не подходите: вы с холода!".
2. На приход Пенкина Обломов особо не отреагировал, но во время разговоров Пенкин смог расшевелить немного Илью Ильича, тот сперва привстал, а после и вовсе вскочил с кровати. Но после снова лег.
3. Когда Пенкин ушел, Обломов начал недоумевать, как можно все время писать, тем более ночью. Так же он думал: "Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться...". Он не понимал этого, хотя ранее сам рассуждал, что человек - не человек, если он не живет, не чувствует, не использует свой ум и воображение. Он сравнивает Пенкина с машиной: "все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра. Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный".
4. У Пенкина была цель визита: "Я, знаете, зачем пришел к вам? Я хотел предложить вам в Екатерингоф; у меня коляска". Но до того, как он об этом сказал, он успел завести разговор с Обломовым о своей новой статье, потом о литературе, а после о "падших людях" и об обществе в общем, чем смог взбудоражить Обломова.
4) Алексеев:
1. После очередного звонка в дверь Обломов задался вопросом: "Что это сегодня за раут у меня?". После того, как зашел Алексеев, он поздоровался с ним и сразу же предупредил: "Не подходите, не подходите: я вам не дам руки: вы с холода!".
2. Во время разговора Обломов почти не двигался с места, хоть его и упрашивали встать, умыться и начать собираться.
3. Алексев не уходил из квартиры Обломова до тех пор, пока не пришел Тарантьев, и ушел уже после него. Обломов в момент ухода Алексеева не слушал его и, сидя в кресле, "погрузился не то в дремоту, не то в задумчивость".
4. Алексеев приехал за Обломовым, чтобы увезти на обед к Овчинину, а после с ним, Овчинины, Альяновым, Пхайло и Колымягиным поехать в Екатерингоф. Он пытался заставить Обломова подняться и начать собираться, но Илья Ильич отговорил его идти на обед к Овчинину, а пообедать у него вместе с Тарантьевым. Еще Обломов наконец-то смог рассказать о двух своих несчастьях, и Алексеев выслушал его.
5) Тарантьев:
1. Как только Тарантьев пришел, он поздоровался с Обломовым и протянул свою руку, но Илья Ильич, как и всем предыдущим визиторам, сказал: "Не подходи, не подходи: ты с холода!", и прикрылся одеялом.
2. Обломов встретил гостя лежа на кровати, но Тарантьев попытался приподнять его с постели, "но тот предупредил его, опустив быстро ноги и сразу попав ими в обе туфли". Тарантьев стал звать Захара, чтобы тот одевал барина. Обломов с помощью Захара поднялся и сел в кресло.
3. После ухода Тарантьева Обломов начал размышлять о своих проблемах: "Обломов был расстроен и письмом старосты и предстоящим переездом на квартиру и отчасти утомлен трескотней Тарантьева".
4. Тарантьев был приглашен на обед Обломовым. И так как приглашенный пришел пораньше, Илья Ильич решил посоветоваться с ним по поводу своих несчастий. Тарантьев решил нажиться на помощи, что ему и удалось. Также он приехал, чтобы попросить у Обломова одолжить ему на время его черный фрак, но настоявший на своем Захар не дал фрак Тарантьеву.
герой обломов штольц
Не обошел стороной И.А. Гончаров и гостей Ильи Ильича. У каждого из них есть свой портрет, хоть и не очень полный. Благодаря этому, у читателя создается образ тех людей, с кем общался главный герой. Познакомимся с некоторыми из них.
Первым приходит Волков: «…молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него».Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. - М.: Художественная литература, 1984. - 493 с. - С. 32 Он ослеплял и свежестью лица, и белья, и фрака. У него была глянцевитая шляпа и лакированные сапоги. И как верно назвал его сам Обломов - «блестящий господин».
Судьбинский предстает в ином образе перед читателем. Это «господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый… с утружденным, но покойно-сознательным выражением в глазах, с сильно потертым лицом, с задумчивой улыбкой». Там же. - С. 36 Эти черты не случайны, ведь данный гость является начальником отдела.
Другой гость, Алексеев, был человеком «…неопределенных лет, с неопределенной физиономией…не красив и не дурен, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет…». Там же. - С. 44 Как замечает писатель, природа не дала этому персонажу никаких заметных черт.
Более полно дан портрет Михей Андреевича Тарантьева. Это «человек лет сорока…высокий, объемистый в плечах и во всем туловище, с крупными чертами лица, с большой головой…коротенькой шеей, с большими на выкате глазами, толстогубый». Там же. - С. 52 За изяществом костюма он не гнался, не всегда был побрит… Но все это, кажется, не смущало самого героя. Тарантьев недоброжелателен ко всему окружающему, бранит все и вся. Уже на протяжение двадцати пяти лет он работает в канцелярии. Порой он как ребенок: что-то недоглядит, что-то упустит.
Именно это описание гостей Обломова особенно подробно, так как И.А.Гончаров сближает данного героя с Обломовым. Дело даже не в том, что у них одна малая родина, но и то, что и Тараньтьев, и Обломов так и остались со своими несбыточными надеждами, хотя где-то внутри они были полны дремлющих сил.
И.А. Гончаров ставит портреты вышеперечисленных героев в самое начало главы, что позволяет читателю сразу представить образ гостя Обломова, а затем следить уже за беседой персонажей.
Захар - слуга Ильи Ильича. Несмотря на то, что это простой человек, низкого сословия, И.А.Гончаров создал и его портрет. Слуге было лет за пятьдесят, с «необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами». Образ дополняется и одеждой: серый сюртук и жилет, которые очень нравились персонажу, но это все в начале романа. В конце же дается печальный портрет: «…у него появились заплаты на локтях; он смотрел так бедно, голодно, как будто плохо ел, мало спит и за троих работает». Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. - М.: Художественная литература, 1984. - 493 с.- С.427 Вот как изменился Захар, находясь в доме Пшеницыной.
Интересно, что И.А. Гончаров дополняет портрет и некоторыми чертами характера, привычками слуги. Например, читатель узнает, что Захар сплетник, готов обругать барина при всяком удобном случае, любит выпить, иногда и подворовывает у Обломова.
Захар неприятен (бреется редко). Очень неловок, медлителен, неуклюж. Даже когда старается угодить барину, происходит все совершенно наоборот. «Бедам и убыткам не бывает конца» от такого слуги.
Несмотря на все свои недостатки и отталкивающие свойства, Захар страстно предан барину, он умер бы вместо барина, если было бы нужно, так как считал это своим долгом.