Про деток, от рождения до школы

11 мая (28 апреля по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). Пятница 5-й седмицы по Пасхе (пятой недели после Светлого Христова Воскресения). День постный . На трапезе благословляется рыба . Сегодня совершается память множества христианских святых, лишь около 20 из которых известны нам по именам. Далее коротко расскажем о них.

Святитель Кирилл, епископ Туровский . Один из самых почитаемых русских святых, совершавших свое служение в землях Белой Руси. Архипастырь Церкви Христовой, очень многое сделавший для утверждения Святого Православия в землях, прилегающих к городу Турову (ныне - небольшой городок в Гомельской области Белоруссии). Туровская епархия в XI - XII столетиях была одним из самых значимых русских духовно-культурных центров того времени (именно здесь появилась одна из первых русских богослужебных книг - Туровское Евангелие).

Сам будущий святитель родился в Турове в богатой и знатной семье в 30-х годах XII века , однако с юных лет стремился уйти из мира и посвятить себя служению Христу и Его Церкви. Получив прекрасное образование (причем как у русских, так и у греков), он отказался от родительского наследства и принял монашеский постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. В эти годы отец Кирилл проявил себя не только как ученый монах, но и подлинный аскет, пример послушания и нестяжания. Именно к этому периоду относится книга будущего святителя "Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового", в которой отец Кирилл подробно разобрал то, какой должна быть настоящая монашеская жизнь по Священному Писанию. Вот как описывает Житие святителя годы его архипастырского служения:

Святость жизни и высокая просвещенность святого Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на Туровскую кафедру. В 1169 году от Рождества Христова святитель Кирилл принимал участие в соборе, осудившем епископа Феодора, который занял Владимиро-Суздальскую кафедру и пытался отделиться от Киевской митрополии. Святитель Кирилл обличил ересь Феодора и составил много посланий к святому князю Андрею Боголюбскому, в которых поучал его и наставлял по поводу церковных нестроений в Ростовской земле. По любви к уединению святитель Кирилл оставил кафедру (до 1182 года, под которым упоминается уже епископ Туровский Лаврентий) и полностью посвятил себя писанию духовных сочинений".

Святитель Кирилл Туровский. Фото:www.icon-art.ru

Святитель отошел ко Господу около 1183 года от Рождества Христова. К сожалению, большинство из трудов епископа Кирилла не сохранилось, однако сохранилась память о том, что именно он первым получил имя "Русского Златоуста". При этом святитель всегда осознавал, что это - не его заслуга, но дар Божий:

Я не жнец, а собираю колосья; я не художник в книжных делах... Если бы говорил я от себя, вы делали бы хорошо, не приходя в храм. Но я возвещаю вам Слово Господа, читаю вам грамоту Христову... Я раздаю слова Божий, лучшие золота и дорогих каменьев, более сладкие, чем мед и сот, и вы лишаетесь их, не приходя в церковь, но вас, приходящих, хвалю и благословляю".

Апостолы от 70-ти Иасон и Сосипатр, мученики Керкира дева и иные, с ними пострадавшие: Саторний, Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий, Маммий, Мурин, Зинон, Евсевий, Неон и Виталий . Раннехристианские святые страдальцы I (апостольского) века - ученики первоверховного апостола Петра Иасон и Сосипатр и их духовные чада, принявшие мученические венцы от язычников за проповедь Слова Божия и верность Христу и Его Церкви.

Мученики Дада, Максим и Квинтилиан . Святые, пострадавшие в период трагически известных диоклетиановских антихристианских гонений в 286 году от Рождества Христова.

Мученица Анна Шашкина . Православная мирянка, пострадавшая за верность Христу в период советских богоборческих гонений в 1939 году . Прославлена в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!" Нашим же усопшим родным и близким - вечная память!

Христос Воскресе!

Крупнейший древнерусский мыслитель и писатель Кирилл Туровский (ум. до 1182 г.) всю свою жизнь прожил в Турове, небольшом городе на реке Припяти, центре Турово-Пинского княжества. К сожалению, остается неизвестным время рождения владыки Кирилла - вероятно, 1110-е годы, - ни его мирское имя -«рекло». Сын состоятельных родителей, он не любил, однако же, богатства и тленной славы сего мира; но прежде всего старался постигнуть учение Божественных книг и достиг совершенного их познания». Получил хорошее домашнее воспитание, позднее постигал высшие науки и искусства от греческих учителей. Искусно владел образным народным и старославянским языками, глубоко знал византийскую культуру, особенно поэзию и красноречие. От дней безмятежной юности он не суетного, временного богатства и славы земной при дворах власть предержащих, хотя для мирской карьеры у любознательного и приятного обликом юноши были все возможности.

Уже в зрелые годы Кирилл ушел в монастырь. Вероятно, это была обитель во имя святителя Николая, на что указывает рукопись XV-XVI столетия, полученная, пс сведениям епископа Евгения (Творения св. отца нашего Кирилла епископа Туровскаго. К. 1880. C.LXXX), из Почаевской Лавры, в которой помещено пять молитв под названием "Молитвы умиления Кирилла монаха недостойнаго и многогрешнаго паче всех у Святаго Николы в Турове. В 1161 году принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. После чего, как пишет автор его жития, «стремясь к большему подвигу, он ушёл в затвор на столп и прожил там некоторое время, работая в посте и молитвах, написал здесь многие Писании божественные». Кирилл Туровский был первым известным на Руси «столпником» (закрылся в монастырской келье, чтобы полностью предаться размышлениям и молитвам). Там он не только созерцал мир Божий и молился: в затвор молодой послушник перенёс богатую по тем временам библиотеку и написал там свои первые произведения. Авторитет туровского затворника был столь велик, что, по инициативе местного князя Юрия Ярославича, Кирилл возводится в сан епископа города Туров. Согласно сообщению Ипатьевской летописи, это произошло в 1169 году. По сообщению Агиографа, новопоставленный иерарх "добре подвизается в Церкви Божией": умело управляет епархией, заботится о церковном благоустройстве, надзирает за городскими монастырями, поучает в своих проповедях мещан и священников. Многие проповеди этого времени проникнуты эсхатологическим пафосом ("Слово о страхе Божием", "Слово о втором пришествии", "Слово о мытарствах"), облеченным в понятные простому народу образы.

Став епископом, Кирилл принимает активное участие в очередном акте церковно-политической борьбы. В конце 1160-х годов Русскую митрополию сотрясает новая смута. Брат киевского тысяцкого Петра Борисовича, суздальский игумен Феодор, прозванный Федорцем, поначалу поддержанный князем Андреем Боголюбским, отправился Царьград и, не испросив согласия Киевского митрополита, обманом добился у патриарха назначения на Ростовскую кафедру. Митрополит отказался признать поставление Феодора и "писал игуменам и презвитерам, чтобы ему объявили: если он по его грамоте не приедет и благословения не примет - чтобы его тогда за епископа не почитали, с ним не служили и благословения от него не принимали" (В.Н. Татищев. Цит. соч. Т. З Стр. 91). Однако Федорец, ссылаясь на то, что он поставлен самим патриархом, отказался придти под благословение Киевского митрополита. Князь Андрей вскоре отказался от связи с Федорцем - вероятно под влиянием обращенных к нему посланий Кирилла Туровского, с которым, скорее всего, он был лично знаком, и получил в 1151 году от отца во владение среди иных городов Туров. В житии Туровского святителя непосредственно после общения о роли святого Кирилла в деле Федорца утверждается, что святой иерарх "Андрею Боголюбскому много посланий написал". Эти послания были связаны, видимо, с попытками примирения Киевского митрополита Константина с Федорцем, предпринимавшимися князем Андреем Юрьевичем. Однако Ростовский епископ не прекращал противостояния и "начал области церковные и монастырские грабить силою и противящихся людей побивать".

Князь Андрей, несмотря на свое прежнее уважение к Феодору, ибо тот "весьма учен был и сладкоречив, знал все предании и уставы церковные", арестовал его 8 мая 1169 года и отослал на митрополичий суд. Федорец был осужден и послан на покаяние в монастырь на Песий остров, где "начал... более злоречить митрополита и тяжкие ереси произносить, из-за чего он был отдан под суд Великому князю, который осудил его как богохульника, велел ему язык урезать, очи исторгнуть и руку правую, а потом главу отсечь" (В.Н.Татищев. Цит. соч. Т. З. Стр. 91). После столь суровой даже для того жестокого времени кары митрополитом был созван собор, на котором Федорец был проклят, а написанные им книги сожжены на торжище перед народом. Летопись не называет присутствовавших на этом соборе, но есть все основания предполагать, что Туровский епископ

Кирилл выступал на нем с обвинительной речью, ибо именно в этом смысле можно истолковать сообщение автора жития: "Ересь же Федорца, за укоризну его так нареченного, блаженный Кирилл от божественных писаний обличил и проклял его". Точно неизвестно, в чем заключалась ересь Федорца, изложенная в его книгах. Летописец говорит: «Не только как прежде, посты отвергал и монашество осуждал и отметал, но более того дерзнул хульные слова на Пресвятую Богородицу и святых Божиих угодников произносить дома и в поучениях церковных". Возможно, ересь эта была связана с учением Ария.

Кирилл Туровский оставил большое литературное наследство, несравнимое с наследием иных отечественных мыслителей того времени. За свои таланты уже вскоре после смерти он был прозван "вторым Златоустом", "просиявшим на Руси". Большой корпус произведений Кирилла Туровского, который дошел до нашего времени, свидетельствует о значительной популярности сочинений этого древнерусского мыслителя в русском обществе. И это, конечно, не случайно, ведь Кирилл Туровский, как яркий, талантливый художник, великолепно владеющий словом, образом, стилем, умеющий так выстроить композицию, что на протяжении всего времени чтения внимание читателя не ослабевает. Не стоит забывать и другого факта -- Кирилл Туровский писал как прямой преемник школы византийских проповедников, чьи трактовки христианского вероучения набирали все большую силу в XII--XIII вв. Из сочинений Кирилла Туровского особый интерес представляет его "Притча о человеческой душе и теле" (другое название -- "Повесть о слепце и хромце"). Это и другие произведения Кирилла Туровского неоднократно исследовались и публиковались.

Произведения Кирилла Туровского пользовались такой популярностью и авторитетом, что включались в рукописные сборники наряду с творениями отцов Церкви. И это было вполне заслуженно, ведь его сочинения отличались не только глубиной содержания, но и высочайшим литературным мастерством. Один из первых исследователей его творчества И.П. Еремин отмечал, что именно Кирилл Туровский довел до совершенства метод символически-аллегорического толкования Священного Писания, сочетая смелую образность изложения с изысканной стилистикой и настоящей художественностью слова.

Причем, Кирилл не ограничивал себя лишь цитированием ветхо- и новозаветных сюжетов. Нередко он домысливал их, дописывал, превращал в пространное повествование. Так, используя небольшой эпизод об исцелении Иисусом Христом человека, страдающего параличом (Ин, 5:1-19), Кирилл Туровский пишет "Слово о расслабленном". В этом "Слове", домыслив евангельский эпизод, он создает грандиозную картину взаимоотношений человека с Богом, по сути дела, обобщенный портрет человечества.

Интересно, что в своих произведениях Кирилл порой использовал тексты неканонические, а то и нехристианские. Например, в основе "Притчи о человеческой душе и о теле" лежит сюжет, взятый Кириллом из Вавилонского Талмуда ("Беседа императора Антонина с раввином"). Где могла возникнуть славянская переработка этого сюжета, которой, судя по всему, и воспользовался Кирилл Туровский, в Болгарии Х в. или в Древней Руси, хорошо знакомой с иудеями и иудаизмом, сказать сегодня трудно.

Главная тема религиозно-философского творчества Кирилла Туровского -- проблема человека и его служения Господу. Ведь, в самом деле, лишь человек, как "венец Творения" способен бороться за торжество Божией правды на земле.

Кирилл создает в своих сочинениях настоящую похвальную песнь человеку, ради которого Господом создан весь мир. "Аз бых человек, да Богомь человека сътворю! -- восклицает Кирилл Туровский устами Иисуса Христа в "Слове о расслабленном". -- …И кто ин Мене верней служай тобе? Тобе всю тварь, на работу створих; небо и земля тобе служита -- оно влагою, а си плодомь. Тебе ради солнце светом и теплотою служить, и луна съ звездами нощь обеляеть!.. Тебе ради реки рыбы носять и пустыни звери питаеть!" И, главное: "Тебе ради, бесплътьн сы, плътию обложихъся, да всех душевныя и телесныя недугы ицелю! Тебе ради, невидим сы ангельскым силам всем, человеком явихъся, не хощю бо Моего образа в тлении презрети лежаща, нъ хощю и спасти и в разум истиньный привести. И глаголеши: Человека не имам!"

Но именно потому, что человек есть Божие творение, он обязан подавлять в себе все земное, плотское и греховное ради чистоты духовной. В "Притче о человеческой душе и о теле" (второе название -- "Слово о слепце и хромце") Кирилл в символически-аллегорической форме раскрывает перед читателями существо взаимоотношений тела и души.

Суть притчи такова. Некий домовитый человек, устроив виноградник, посадил охранять свои владения слепца и хромца, понадеявшись на то, что эти убогие люди не смогут проникнуть за ограду. За исполнение работы он пообещал им плату, за воровство -- наказание. И все же сторожа соблазнились легкой добычей, хромец сел на слепца, они вдвоем вошли в виноградник и обокрали все добро, за что и были наказаны.

Кирилл Туровский насыщает эту притчу многочисленными образами. Домовитый человек -- это Бог Отец, Его Сын -- это Иисус Христос, виноградник -- это земля и мир, а то, что внутри виноградника -- рай, ограда вокруг виноградника -- Закон Божий и заповеди, слуги домовитого человека -- ангелы, пища -- Слово Божие, незапертые ворота -- устроенный Господом порядок и возможность познания "Божия сущьства". Наконец, образы хромца и слепца. "Хромець есть тело человече, а слепец есть душа", а вместе они -- образ человека. При этом, "тело без душа хромо ест и не наричеться человек, но труп".

В толковании Кирилла, смысл притчи в том, что Господь, создав мир и землю, обещал даровать ее в свое время человеку, но человек, преступив закон Божий, решил сам взять обещанное.

Интересно, что в интерпретации Кирилла Туровского инициатором преступления становится слепец (т.е. душа) -- именно слепец услышал сладкий запах из виноградника и уговорил хромца обокрасть виноградник, именно он несет на себе хромца. Туровский специально комментирует этот сюжет: "Вижь душевное бремя грехъ".

Однако виновен и хромец, даже, быть может, более виновен, нежели слепец. Ведь это хромец расписывает прелести виноградника и соблазняет ими слепца, перед чем слепец не может устоять. Иначе говоря, тело -- это непосильное бремя для души, которая не может устоять перед телесными соблазнами и, тем самым, обрекает человека на преступление перед Господом. "Се помышления суть ищющехъ не о Бозе света сего санов и о телеси токмо пекущихся, не чающихъ ответа о делехъ въздати, но акы суетну пару свою душу в ветръ полагающем".

Но в результате виновны оба -- и хромец, и слепец. Первый -- потому, что искушал, второй -- потому что не устоял перед искушением. Причина же тому -- забвение Божиих заповедей, излишняя забота о теле и безразличие к своей душе: "бестрашие Божия заповеди и о телеси печение нерожение же о своей души".

Однако и это не главная причина. Основная причина совершения греха -- забвение страха Божиего, ибо все искренне верующие и жаждущие посмертного воскресения, руководствуются именно страхом Божиим: "Никто же бо страх Божий имея, в плотскых прельститься… -- никто же смерти чая и по смерти пакы въскресения". В другом месте Туровский пишет: "Покайся о злобе, о зависти, о льсти, о убийстве, о лжи, смирися, постися, бди, на земле лежи. Но понеже сего створи, но изыде от лица Божия -- недальствомь земля, но неименьемь страха Божия при свои души".

В этом случае, Кирилл Туровский явно является продолжателем "линии Феодосия", развивающим именно византийскую традицию в русском православии. Это тем более заметно в сюжетах, посвященных Церкви. Вообще в толковании "Притчи о человеческой душе" Кирилл Туровский постоянно проводит идею Церкви, как главного вместилища Господней благодати. При этом в его толкованиях появляются трактовки роли Церкви, которых не было в сочинениях, например, Илариона, Климента Смолятича или Иакова Мниха. Так, говоря о крещении Иларион и Иаков Мних пишут, прежде всего, о роли князя Владимира и, конечно же, Самого Господа, просветившего русского князя. Кирилл Туровский делает уже совсем другие акценты. "Рай бо место есть свято, яко же церкви олтарь, -- пишет Кирилл Туровский. -- Церкви бо всемъ входна. Та бо ны есть мати, поражающи вся крещениемъ и питающи живущая в ней нетрудно, одевающи же и веселящи вся вселшаяся в ню".

Следовательно, теперь, в XII в., в жизни русского общества значительно возрастает роль самой Церкви и именно с ней связывается сам факт крещения, а значит и возможности посмертного спасения. Более того, смысл служения Господу начинает связываться не с столько добрыми делами, сколько с ревностным исполнением обетов и ритуалов. Да и само служение Господу, восходящее к идее страха Божиего, приобретает более мрачные черты, нежели это понималось в раннем русском христианстве.

Нельзя не рассмотреть и еще одну проблему, которая выражена Кириллом Туровским в аллегорических образах "Притчи о человеческой душе и о теле" -- проблему познания. Как можно заметить, у Кирилла, в полном соответствии с догматами, Господь дает человеку знания только в форме Откровения и запрещает ему преступать те пределы познания, которые Он установил. Однако человек то и дело впадает в "Адамово высокомыслие" и, побуждаемый греховными желаниями, постоянно нарушает Божественный запрет. Тем самым человек обкрадывает сам себя, как обокрали сами себя слепец и хромец. Поэтому Кирилл резко осуждает любые попытки своеволия в области познания и признает абсолютную непознаваемость "внутренней сущности" Бога.

Вывод же, который делает Кирилл Туровский из своих рассуждений, однозначен, -- каждый человек должен крепить свою душу и изгонять телесные искушения. Только тогда перед ним откроются врата Царства Небесного, и он будет достоин вечного спасения.

В этом смысле мировоззренческие устои Кирилла Туровского были более чем крепки. И в жизни, и в своих сочинениях он выступает как сторонник "печерской идеологии", мистико-аскетической трактовки христианского вероучения. "Что есть древо животное? -- спрашивает Кирилл и отвечает: -- Смиреномудрие, ему же корень исповеданье… Того корене стебло -- благоверье… Того стебла многи и различны ветви -- мнози бо, рече, образи покаяния: слезы, пост, молитва чиста, милостыни, смирение, вздыхания и прокая. Тех ветвий добродетелий плод: любы, послушанье, покорение, нищелюбье -- мнози бо суть путье спасения".

Следовательно, не само крещение открывает путь человеку к спасению, но постоянная, каждодневная, ежесекундная забота о душе, чистая молитва, смиренность, покаяние, смирение и т.д. Иначе говоря, истинный путь спасения открыт только иноку, причем иноку, соблюдающему самые жесткие правила монашеского жития. Более того, Кирилл приверженец самых суровых форм монашества -- затворничества и столпничества. Ибо только абсолютный отказ от мирских, плотских забот и полное смирение отождествлялись у него с идеей служения Господу, чему человек обязан посвятить свою земную жизнь.

В "Слове о бельцах и монашестве" Кирилл Туровский утверждает, что монах должен быть носить самую грубую одежду -- власяницу, суконные одежды или облачения из козьих шкур, ибо "всяка бо добра риза и плотьское украшенье чюжь есть игумена и всего мнишьскаго уставленья". Монастырский устав должен быть таков, чтобы "никтоже своевольство имать, но всеем вся обьща суть, суть бо вси под игуменом, аки уди телеснии под единою главою, съдеръжыми духовными жилами". И Кирилл Туровский далее усиливает аскетический аспект монашеской жизни, говоря, что истинный монах -- это полный аскет и молчальник: "А иже в нем седяй мужь, в последний нищете, -- се есть весь чернечьскый чин. Седение же безмолвие являеть…".

Поэтому монастырь, в его понимании, -- это идеал, образец земного существования, единственное место, где человек может справиться с дьявольскими искушениями. Более всего Кирилл Туровский прославляет Киево-Печерский монастырь и его игумена Феодосия Печерского, говоря, что он больше всех возлюбил Бога, но и Бог его за это возлюбил больше всех: "И все яве есть от Федоса игумена Печерьского, иже в Киеве, понеже нелицимерно мнишьствова възлюбив Бога и братью свою акы своя уды; темже и Бог възлюби и место его ради прослави паче всех, иже монастырь в Руси".

И недаром сам Кирилл Туровский считается духовным наследником Феодосия Печерского, самым ярким и талантливым представителем византийской традиции в отечественной религиозно-философской мысли XII века.

Так же как и Феодосий Печерский, Кирилл Туровский был непримирим ко всякого рода ересям и инакомыслию. Так, в "Слове и похвале святым отцам Никейского собора" он яростно обличает арианство, которое, видимо, еще таилось в каких-то русских христианских общинах. Особое неприятие вызывало у Кирилла какое-либо покушение на единство Церкви. Поэтому "Притча о человеческой душе и о теле" -- это, помимо прочего, острый памфлет, написанный в конце 60-х -- начале 70-х годов XII века по мотивам "дела Феодорца" ("слепец" -- это ростовский епископ Феодор, "хромец" -- Андрей Боголюбский, который и в самом деле был хромым).

Но, если вспомнить, поучения преподобного Феодосия были направлены, прежде всего, к монашеской братии и к киевским князьям. Кирилл Туровский идет дальше -- он формулирует "печерский идеал" как идеал общественный, как нравственный призыв, обращенный уже ко всему русскому обществу.

Современники называли Кирилла Туровского «русским Златоустом». Автор торжественных «Слов», поучений, молитв, канонов (сохранилось около 70 произведений). Один из первых просветителей на территории Белоруссии.

Литературные произведения святого Туровского иерарха были безусловным открытием для большинства его современников. Это обусловило их распространение во многочисленных рукописных копиях, а после - тиражирование в печатнях, благодаря чему более 60 произведений, "кои и до сих пор держат верные русские люди" - почти невероятное для средневекового русского автора количество - сохранилось до нашего времени. И все же, по нашему мнению, маловероятно, что святитель Кирилл Туровский, строгий наставник христиан, мог быть автором проникнутого языческими мотивами "Слова о полку Игореве", как об этом все чаще говорят.

В житии святого Кирилла не упоминается о какой-либо деятельности блаженного иерарха, кроме дидактической, однако мы можем судить, что именно его усилиями в Турове был возведен большой собор, остатки которого найдены археологами и датируются концом XII столетия.

Нам ничего не известно о том, как и когда скончался святитель Кирилл. Мы знаем лишь, что в 1184 году (В.Н. Татищев. Цит. соч. Т. З. Стр. 130) на поставлении игуменом Киевской Лавры Василия присутствовал уже преемник Кирилла на туровской кафедре - епископ Лаврентий. Обыкновенно считается, что самого белорусского Златослова в это время уже не было среди живых, однако факты свидетельствуют о противоположном. Известны два послания святого Кирилла к игумену Василию и, как свидетельствует их стиль, отношения духовной любви между этими праведными мужами были достаточно давними. В одном из этих поучений владыка Кирилл упоминает, что Василий построил вокруг монастыря каменную ограду, а поскольку для такой трудоемкой работы требовалось немалое время, следует признать, что Туровский святитель был жив в середине 80-х, а возможно и в 90-е годы, хотя уже и не являлся епископом. Из этого закономерно следует вывод (если, разумеется, считать аутентичными послания к Василию), что святитель Кирилл оставил кафедру и удалился в один из городских монастырей, вероятно, Борисоглебский. Причины этого неизвестны, о них можно только догадываться, читая проникнутое горечью Слово, в котором святой Кирилл молит не забывать своих наставников, молиться о них, быть благодарными им, не уподобляться псу, замерзавшему от мороза, который, когда его накормили и обогрели, стал лаять на своего благодетеля.

Церковное почитание святого Кирилла, епископа Туровского, началось вскоре после его блаженной кончины, что подтверждает рукописный "Соборник" ХШ века, в котором помещены некоторые Слова святителя и где их автор называется уже святым монахом. Термин "монах" может свидетельствовать о том, что во время написания этих творений Кирилл уже не был епископом. Однако могло случиться и так, что сам автор в смирении своем не именовал себя епископом, а слово "святой" дописано последующими переписчиками. Не позднее XIV века было написано и проложное житие русского Златоуста, а вместе с ним - и служба святому, древние списки которой не сохранились. Житие и служба были написаны в Турове, ибо свя¬титель Кирилл почитался, очевидно, только местно. Неизвестно также, произошла ли его официальная канонизация.

Облик святого Туровского иерарха описан в "Подлиннике" так: "Подобием надсед, власы с ушей, брада с Николину, но не курчевата - проста, риза святительская, во амофоре".

Кириллу Туровскому поставлены памятники в Турове, Гомеле и Минске, его имя носит Минская духовная академия. Наряду с Ефросиньей Полоцкой является одним из наиболее почитаемых белорусских святых.

11 мая Православная церковь чтит память святителя Кирилла Туровского. Его называли Русским Златоустом, но он сам не видел собственной заслуги в умении сочетать слова - и говорил о себе лишь как о проводнике «слов Божиих».

Столпник

«Сей блаженный Кирилл родился и вырос в городе Турове. Сын состоятельных родителей, он не любил, однако же, богатства и тленной славы сего мира; но прежде всего старался постигнуть учение Божественных книг и достиг совершенного их познания», - так сообщает житие о начале подвижнического пути Русского Златоуста.

Он обучался богословию дома от приглашенных греков и, достигнув зрелости, решил посвятить себя Богу. Его постригли в монахи приблизительно в 1161 году в Туровском монастыре (ныне - Гомельская область). Житие говорит: обычных монашеских трудов ему вскоре стало мало, и он затворился на столпе - отказавшись от людского общения, проводил свои дни на каменной башне с выстроенной наверху шаткой хижиной. Традиция столпничества пришла на Русь с Востока: Кирилл, как считают историки, стал первым русским столпником.

Епископ

Уже в затворе Кирилл стал писать первые слова-проповеди. Усилиями переписчиков они распространялись в Турове и его окрестностях, чем снискали автору большую славу. Житие говорит, что туровчане просили князя поставить затворника Кирилла им во епископы - пораженные мудростью написанных им слов. Князь испросил на то разрешения Киевского митрополита и получил положительный ответ. Так затвор в жизни подвижника сменился попечением о пастве целого города и окрестностей.

В годы епископства Кирилла случилась и первая попытка северной Руси отделиться от церковного влияния южной, пишет историк Петр Знаменский. При великом князе Андрее Боголюбском северо-восточная Русь усилилась и стала заводить у себя новые самодержавные порядки. Владимирский князь был сильнее киевского, но в Киеве был митрополит, а во Владимирском княжестве только епископ. Стремясь иметь и церковную власть себе по статусу, князь Андрей отправил посла в Константинополь с просьбой поставить ему во Владимир особого митрополита - у него имелся уже и кандидат, некий монах Феодор. Византия отказала в просьбе русскому князю и посвятила Феодора только во епископа. Феодор, удрученный отказом, впал в настоящее безумие: он самовольно провозгласил себя митрополитом и попытался освободиться от подчинения Киеву. Тех же, кто увещевал его покаяться, он взялся «обирать, казнить и мучить».

В 1169 году Собор епископов осудил Феодора - одним из тех, кто выступил против его преступной деятельности, был святитель Кирилл, епископ Туровский. Феодора выдали Киевскому митрополиту, где его «обвинили его всеми винами и велели отвезти на Песий остров, где урезали язык, руку правую отсекли и глаза выкололи», - сообщают летописные источники.

Златоуст

На исходе жизни святитель Кирилл вернулся к уединенной жизни, с которой начал свое монашество. Он оставил Туровскую кафедру и посвятил себя написанию духовных сочинений - проповедей, притч, толкований на Евангелие и молитв.

На Руси сочинения Кирилла пользовались огромной популярностью: уже при его жизни их включали в рукописные сборники вместе с творениями святых отцов. Обученный в детстве учителями-греками, святитель усвоил от них и греческую традицию литературного мастерства. Он свободно обращался ко многим источникам - от Ветхого Завета до малоизвестных тогда на Руси работ египетских подвижников. Оттуда он черпал свои сюжеты, облекал их в причудливую аллегорическую форму, но в тоже время мысль его была ясна и понятна, отмечают исследователи его творчества. За умение слагать слова Кирилла прозвали Русским Златоустом. Спустя много веков, его даже прочили в авторы «Слова о полку Игореве», впрочем, эту версию современная наука считает несостоятельной.

Подобно святым отцам русский Златоуст наставлял: прежде всего, нужно искать ответов в священном Писании. «Это и душу делает целомудренной, и к смирению направляет ум… и к духовным трудам тело укрепляет, и пренебрежение к этой земной жизни, и богатству, и славе дает, и все житейского мира печали отводит. Потому и прошу вас, постарайтесь прилежно читать святые книги, чтобы, Божьим насытясь словом, вечной жизни несказанного блаженства достичь… Давайте не просто проговорим, языком написанное произнося, но, с рассужденьем вчитавшись, постараемся делом исполнить это». Эти слова, сказанные девять веков назад, нередко звучат в пастырских проповедях и сегодня.

Святитель закончил земную жизнь в 1183 году, завещав похоронить себя в родном Туровском монастыре. Русский Златоуст, он до последнего дня отрицал наличие у себя особого проповеднического дара: «То не от себя говорю, но раздаю слова Божии…»

Церковный календарь. 11 мая (28 апреля по ст. стилю)

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!

И мы творим память:

Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра, мц. Керкиры девы и иных, с ними пострадавших в I веке; мчч. Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия, Мурина, Зинона, Евсевия, Неона и Виталия.

Мчч. Дады, Максима и Квинтилиана (III в.).

Свт. Кирилла, епископа Туровского (XII в.).

Мц. Анны Шашкиной, почившей в 1940 году.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

Братья и сестры, сегоднямы познакомимся с древним белорусским святым. Святитель Кирилл, епископ Туровский, родился в 30-х годах XII века в городе Турове на реке Припяти у богатых родителей.

С малых лет святой Кирилл с усердием читал священные книги и достиг глубокого понимания их. Он учился не только у русских, но и у греков. В зрелом возрасте святой Кирилл отказался от наследства и принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. Он много подвизался в посте и молитве и учил иноков полному послушанию игумену. По его представлениям, инок, который не находится в послушании у игумена, не исполняет своего обета и потому не может спастись.

Сохранилось три сочинения святого Кирилла об иноческой жизни, одно из которых - «Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового» - может быть отнесено ко времени пребывания его в монастыре.

Через некоторое время святой Кирилл удалился в затвор, где еще более усилил подвиги. Он стал первым известным на Руси представителем этого монашеского делания. Но в затворе он не только созерцал мир Божий и молился. В свое уединение молодой послушник перенес богатую по тем временам библиотеку и написал там свои первые произведения. Многие обращались к нему за советом в духовной жизни.

Святость жизни и высокая просвещенность святого Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на Туровскую кафедру. Согласно сообщению Ипатьевской летописи, это произошло в 1169 году. В том же году святитель Кирилл принимал участие в соборе, осудившем епископа Феодора, который занял Владимиро-Суздальскую кафедру и пытался отделиться от Киевской митрополии. Святитель Кирилл обличил ересь Феодора и составил много посланий к святому князю Андрею Боголюбскому, в которых поучал его и наставлял по поводу церковных нестроений в Ростовской земле.

По любви к уединению святитель Кирилл оставил кафедру (еще до 1182 года, под которым упоминается уже епископ Туровский Лаврентий). Владыка полностью посвятил себя писанию духовных сочинений. Он, вероятно, составил слова на весь годичный круг Господских праздников, но не все они сохранились. Поучения святителя Кирилла помещались в сборниках наряду с древними святоотеческими творениями.

Почил святитель Кирилл 28 апреля около 1183 года. От современников он получил именование русского Златоуста. Сознавая высоту святительского служения, на которое поставил его Господь, сам святитель о себе смиренно говорил: «Я не жнец, а собираю колосья; я не художник в книжных делах», «Если бы говорил я от себя, вы делали бы хорошо, не приходя в храм. Но я возвещаю вам Слово Господа, читаю вам грамоту Христову... Я раздаю слова Божии, лучшие золота и дорогих каменьев, более сладкие, чем мед и сот, и вы лишаетесь их, не приходя в церковь... но вас, приходящих, хвалю и благословляю». Святителю Кириллу Туровскому поставлены памятники в Турове, Гомеле и Минске, его имя носит Минская духовная академия. Наряду с преподобной Евфросинией Полоцкой он является одним из наиболее почитаемых белорусских святых.

Давайте мы приобщимся к трудам святителя и прочтем хотя бы небольшой отрывок из его слова на Святую Пасху: «Евангелист Лука повествует, что в едину от суббот зело рано жены, неся приготовленные ароматы, пришли ко гробу Иисуса, дабы помазать Его тело, но нашли камень отваленным от гроба. И вошедши, не нашли Господа Иисуса. Когда же они недоумевали о сем, вдруг предстали пред ними два мужа в блистающих одеждах и сказали: Что ищете Живаго с мертвыми? Несть зде, но воста. Вспомните, как Он говорил вам о Своем Воскресении в третий день. Теперь же ступайте к ученикам Его и скажите: “Христос воскресе!”... Тогда жены, возвратясь от Гроба, возвестили все сие одиннадцати Апостолам, но те не поверили им, ибо не приняли еще Духа Святого и потому были и непостоянны, и трусливы, и маловеры. Но Петр и Иоанн, встав, побежали ко гробу. Иоанн скорее Петра пришел ко гробу, но не входил в него до прихода Петра, который первым вошел во гроб и увидел в нем только пелены лежащие. Иоанн, первым пришедший ко гробу, не вследствие страха не вошел в него, но повинуясь Божию определению и Божественному Писанию, ибо сии два Апостола прообразовали собой Ветхий и Новый Закон: Иоанн образовал собою Ветхий Закон, а Петр - Новый.

Ветхий Закон, предшествовавший Новому, хотя предварял Христа своим ожиданием, но по Пришествии Его не вошел в веру Его; новый же Закон хотя и после пришел, но прежде уверовал во Христа, усмотрев, как тщетна надежда на прежний Закон, не могущий более спасать державшихся его. Ибо птенец уже отлетел, а безумные продолжают сидеть в пустом гнезде; Христос воскрес, а жрецы и фарисеи подкупают стражу, приказывая оболгать Его Воскресение. О, горе тебе, грешный народ, что ты прельстился, что, читая пророков, писавших о Христе, не разумел их и, ожидая света, не перестаешь находиться во тьме... А мы, братие, видев Воскресение Христово, поклонимся Ему и воскликнем: “Ты Бог наш, и кроме Тебя иного не знаем. Человече видимый и Боже разумеваемый! Вся земля да поклонится и да поет Тебе: помилуй нас, Господи, верующих в Тебя! Тебе молимся и умиляемся: очисти грехи наши, отпусти долги душам нашим, славящим Тебя!”»

Святителю отче Кирилле, моли Бога о нас!

Христос Воскресе, дорогие телезрители! Всего вам доброго!

Диакон Михаил Кудрявцев

Святой родился и вырос в Турове, в богатой семье. Точные даты его рождения и смерти не известны, предположительно время его жизни заключается между 1110–1190 годами. Еще в молодости Кирилл ушел в монастырь, отказавшись от обеспеченной жизни в миру и родительского наследства. Он принял монашеский постриг и священный сан и через некоторое время стал настоятелем одного из туровских монастырей, где попытался ввести более строгий Студийский устав монашеской жизни.

Вполне возможно, что эти попытки игумена вызвали недовольство братии, и в 1147 году Кирилл оставил настоятельство и ушел в затвор. Существует также предположение, что на уход Кирилла с настоятельства могли повлиять и церковно-политические события истории Древней Руси. В затворе, т.е. в полной изоляции от мира, святитель принял подвиг столпничества. Именно здесь он написал значительную часть своих произведений, поскольку никакие заботы не отвлекали его от любимого им богословского творчества.

В 1159 г. он по настоянию князя и народа был вынужден покинуть затвор, чтобы стать епископом Турова. Именно на поприще архиерейского служения стал широко известен «русский Златоуст». Его проповеди, слова, послания распространялись не только в Туровском княжестве, но и повсюду в Древней Руси. Его эрудиция и образованность были очень ярким явлением на небосклоне древнерусской мысли. В житии святителя сохранилось упоминание о посланиях, адресованных им святому князю Андрею Боголюбскому, который ранее занимал и туровский княжеский престол. Ни одно из них не сохранилось, но мы можем предположить, что тематика этих писем касалась непростых церковных и политических событий, происходивших вокруг Владимирского княжества в то время. Около 1177 года святитель Кирилл оставил кафедру и удалился в один из монастырей, где, очевидно, принял великую схиму и продолжал литературное творчество. Точное время смерти святителя Кирилла не известно. Очевидно, он скончался в 90-х годах XII века.

Святитель Кирилл, вероятно, единственный древнерусский автор, который оставил такой значительный объем литературных произведений. Целый ряд церковных исследователей, а также нецерковных специалистов новейшего времени – лингвистов, философов, культурологов, филологов – в разное время обращались к литературному творчеству туровского Златоуста, признавая его большую начитанность, огромную богословскую и церковно-историческую эрудицию. Но для того, чтобы полностью понять этого автора, необходимо спокойно признать всего лишь один непреложный факт. Святитель Кирилл – автор, в первую очередь, церковный, поэтому понять его произведения, его мировоззрение можно только обладая церковной культурой. Церковный исследователь, обратившись к произведениям святителя, достаточно быстро может определить стилистическое и лексическое тождество трудов святителя Кирилла с текстами Священного Писания, богослужебными текстами и внебогослужебными молитвословиями Православной Церкви, творениями отцов Церкви. Все это церковное наследие, которым жил святитель, осталось неизменным и сейчас. Вместе со Священным Писанием церковное богослужение и творения отцов Церкви составляют Предание Церкви. Общая укорененность в церковном Предании и богослужебной культуре автора и читателей является ключом к пониманию произведений автора, стихией, объединяющей первого и последних.

Среди произведений великого Туровлянина поучения монахам, толкования на Священное Писание (не сохранились), послания святому князю Андрею Боголюбскому (не сохранились), проповеди на Господские праздники и другие дни церковного года, молитвы к Господу и святым суточного и дневного круга, Покаянный канон Господу, поучения на различные темы.

Имя святителя Кирилла все чаще стало звучать на телевидении и радио, в печатных изданиях, книгах, в аудиториях университетов, на представительских научных форумах. Но самое большое внимание, которое мы можем уделить личности святителя Кирилла, – это подражание его жизни, его любви к Богу, его неравнодушию к происходящим вокруг него событиям, его вдохновению и желанию трудиться во славу Божию. Личность святителя – дивный пример сочетания самоотверженного духовного подвига и благоговейной любви к знанию и науке. Вот на что мы, как кажется, должны обратить внимание в первую очередь. Святитель Кирилл являет собой образ целостного христианина, идущего средним, царским, путем. Своей обширной ученостью он отрицает крайность невежества, а своим напряженным подвигом веры обличает духовную близорукость расслабленного грехом ума.

Восемь веков отделяют нас от времени жизни святителя Кирилла, но время и расстояние истончаются, когда вновь и вновь встречаемся с ним в богослужении, в Литургии, объединяемся во Христе, признаем святого Кирилла своим духовным вождем.

Текст приводится по материалам

Официального сайта Синодального паломнического отдела Белорусской Православной Церкви:

http://piligrim.by/content/view/251/503/



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы