Про деток, от рождения до школы

В романе «Обломов» Гончаров впервые в русской литературе описал такое разрушающее социальное явление, как «обломовщина», изобразив его на примере жизни главного героя произведения – Ильи Ильича Обломова. Автор не только показал отрицательное влияние «обломовщины» на судьбу Обломова и окружающих его людей, но и обозначил истоки явления, лежащие в устаревших, основанных на феодальных нормах и ценностях воспитании и образовании Обломова.

Детство Обломова

С детскими и отроческими годами Обломова автор знакомит нас в девятой главе первой части – «Сне Обломова». Герой родился в классической старопомещицкой семье, живущей в отдаленном живописном уголке – деревне Обломовке. Маленький Илья рос в атмосфере любви и чрезмерной опеки, любая его прихоть сиюминутно исполнялась, любое желание было равнозначно закону. И если ребенок пытался самостоятельно исследовать мир, брался за какое-то дело, то родители сразу отговаривали его от любых проявлений труда, аргументируя это тем, что для работы есть слуги. Гулять жители Обломовки также не очень любили – им была чужда любая активность, кроме заботы о еде, любовь к которой в поместье являлась особым культом. Вообще Обломовка жила в атмосфере лености, безделья, полудремающей скуке и тишине, здесь не привыкли трудиться, а любую работу считали наказанием и всячески старались ее избежать. Размеренная жизнь обломовцев прерывалась только сменами пор года и обрядами – свадьбами, похоронами, днями рождения.

Умиротворяющая, тихая природа, сон которой не нарушался ни величием высоких гор, ни буйством шумящего моря, ни неистовыми ветряными бурями или ливнями, способствовала восприятию маленьким Ильей именно такого, размеренного, спокойного, пассивного образа жизни, где за него всегда все делает кто-то другой, не нарушая спокойствия непрерывной лени.

Особое место в воспитании Обломова сыграли сказки и предания, которые маленькому Илье рассказывала няня. Вдохновляющие, фантастические истории о всемогущих героях воспламеняли воображение мальчика, который начинал представлять себя одним из таких сказочных, всегда побеждающих богатырей. И уже взрослый Обломов, понимая, что рассказы няни были всего лишь вымыслом, подчас бессознательно грустил, что «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка», он мечтал о прекрасных царевнах и том далеком мире, где можно лежать на печи, пока за тебя все сделает добрый волшебник.

Образование Обломова

Живя в Обломовке, Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни – книги и образование ему не нужно, как ненужно было его отцу и деду. Повторяющаяся, основанная на обрядах жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию. В большие праздники или в непогоду родители сами оставляли мальчика дома, считая, что школа всегда может подождать.

Школьные уроки были для Ильи сущим мучением и он только для вида продолжал сидеть там ровно, внимательно следя за речью учителя, – на самом деле герой не понимал ни то, зачем ему нужен весь даваемый в школе багаж знаний, ни когда он ему понадобиться в жизни. И главным вопросом, которым задавался Обломов еще в подростковом возрасте было то, что если человек обязан сначала долго учиться, а затем много работать – когда же ему суждено жить полной жизнью? Илье казалось неестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было тяжело и непонятно.

Впрочем, единственной отдушиной для Обломова становились сборники поэзии. С раннего детства чувствительный к красоте природы, поэтичный, рефлексирующий Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировосприятие – только поэтичные сроки пробуждали в его сердце активность и деятельность, присущую его близкому другу Андрею Штольцу. Однако даже самые интересные книги не захватывали Илью Ильича полностью, он не спешил прочитывать их одну за одной, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, порой ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение необходимостью пойти поспать или поесть. Даже тот факт, что Обломов все-таки закончил школу, а затем прослушал курс наук в Москве говорит скорей о послушании и безвольности героя, во всем слушавшего родителей и не желающего самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Для Ильи Ильича было проще, когда кто-то решал все за него, а ему достаточно было лишь повиноваться чужой воле.

Заключение

В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную судьбу человека, драма жизни которого берет свое начало в неправильном, отжившем себя воспитании. Деятельная, рефлексирующая натура Обломова погрязает в болоте «обломовских» традиций и норм, в буквальном смысле умерщвляющих активное начало личности героя.

Проблема воспитания Обломова в романе «Обломов» не заканчивается со смертью главного персонажа, оставаясь острым камнем преткновения для российского мещанства 19 века, не желающего менять привычные, старые нормы воспитания детей. Более того, вопрос «обломовского» воспитания остается открытым и в наше время, обнажая разрушающее влияние чрезмерно опекающих родителей на жизнь своих детей.

Тест по произведению

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Образование Обломова, отношение к хозяйственным вопросам, отношение к учебе, науке

2 слайд

Описание слайда:

Илюша воспитывался в дворянской семье в родовом селе Обломовка, где жизнь проходила по своим особым законам. В Обломовке царил культ еды, сна, и полного безупречного спокойствия.

3 слайд

Описание слайда:

Родители Обломова давали ему образование не ради знаний. Это делалось для вида. Родители хотели, чтобы Илюша как-нибудь получил аттестат, но не серьезные знания: всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, а так, чтобы только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства.

4 слайд

Описание слайда:

Учеба в пансионе Обломов поступил на учебу в пансион. Директором пансиона был отец Штольца - немец Иван Богданович Штольц. В этом пансионе Илюша Обломов проучился до 15 лет: "...мальчиком лет тринадцати или четырнадцати. Он уж учился в селе Верхлёве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян..." "...он учился, как и другие, как все, то есть до пятнадцати лет в пансионе..."

5 слайд

Описание слайда:

Отношение Обломова к учебе было безразличным и даже негативным. Илюша не хотел учиться. Родители с трудом и слезами заставили его учиться в пансионе: ...Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. В пансионе Обломов учился кое-как. Его друг, Андрей Штольц, помогал Обломову с уроками: ...Дело в том, что сын Штольца баловал Обломова, то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы..."

6 слайд

Описание слайда:

Родители Обломова находили предлоги не отпускать Илюшу на учебу к Штольцу. Поэтому образование Обломова в пансионе было поверхностным и несерьезным: "...нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома. Зимой казалось им холодно, летом по жаре тоже не годится ехать, а иногда и дождь пойдет, осенью слякоть мешает..."

7 слайд

Описание слайда:

Учеба в университете После пансиона Обломов поступил на учебу в Москву. Обломов учился в университете. В тексте романа не говорится точно, университет это был или училище. Но, судя по изучаемым предметам, Обломов закончил Московский Университет. В университете Обломов так же не любил учиться. Обломов учил лишь то, что было положено. Он никогда не учил больше, чем от него требовали. Обломов не проявлял любопытства и особого интереса к наукам.

8 слайд

Описание слайда:

Образование Обломова и его знания. Образование Обломова дало ему массу знаний. Но все его знания - теоретические. На практике Обломов не знает ничего. Он не может применить знания в жизни: "...Странно подействовало ученье на Илью Ильича: у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе..." С виду кажется, что Обломов много учился и получил приличное образование. Но при этом он плохо владеет французским и английским языком: "...Обломов не совсем свободно владеет французским языком..."

образование Обломова? отношение к учебе и науке?

  1. Образование у Обломова было следующим: частный пансион Ивана Штольца, папаши лучшего друга. Затем Московский университет, факультет права (юридический то есть). Есть в спорах со Штольцем отголоски идей известного профессора этого университета Надеждина, о гуманизме, есть и такая версия, что здесь биографии Гончарова и Обломова "пересекаются".Об этом в книге: Постнов"Эстетика Гончарова" Цитаты: Между тем он учился, как и другие, как все, то есть до пятнадцати лет, в пансионе; потом старики Обломовы, после долгой борьбы, решились послатьИлюшу в Москву, где он волей-неволей проследил курс наук до конца.. .

    "Он по необходимости сидел в классе прямо, слушал, что говорили
    учителя, потому что другого ничего делать было нельзя, и с трудом, с потом,
    со вздохами выучивал задаваемые ему уроки. "

    "Все это вообще считал он за наказание, ниспосланное небом за наши грехи.. .
    Дальше той строки, под которой учитель, задавая урок, проводил ногтем
    черту, он не заглядывал, расспросов никаких ему не делал и пояснений не
    требовал. Он довольствовался тем, что написано в тетрадке, и докучливого
    любопытства не обнаруживал, даже когда и не все понимал, что слушал и учил. Если ему кое-как удавалось одолеть книгу, называемую статистикой,
    историей, политической экономией, он совершенно был доволен. Серьезное чтение утомляло его. Мыслителям не удалось расшевелить в нем жажду к умозрительным истинам.
    Зато поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. И для него
    настал счастливый, никому не изменяющий, всем улыбающийся момент жизни,
    расцветания сил, надежд на бытие, желания блага, доблести, деятельности,
    эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких
    слез. Ум и сердце просветлели: он стряхнул дремоту, душа запросила
    деятельности. Штольц помог ему продлить этот момент, сколько возможно было для такой
    натуры, какова была натура его друга. Он поймал Обломова на поэтах и года
    полтора держал его под ферулой мысли и науки. Пользуясь восторженным полетом молодой мечты, он в чтение поэтов вставлял другие цели, кроме наслаждения, строже указывал в дали пути своей и его жизни и увлекал в будущее. Оба волновались, плакали, давали друг другу торжественные обещания идти разумною и светлой дорогою. "

Меню статьи:

Период детства и события, произошедшие с нами в этот период развития, существенно влияют на формирование личности человека Исключением не становится и жизнь литературных персонажей, в частности, Ильи Ильича Обломова.

Родное селение Обломова

Все детство Илья Ильич Обломов провел в родном селении – Обломовка. Прелесть этого селения состояла в том, что оно находилось далеко от всех населенных пунктов, и, что самое важное, очень далеко от крупных городов. Такое уединение способствовало тому, что все жители Обломовки жили как бы в консервации – они редко куда выезжали и к ним практически никто никогда не приезжал.

Предлагаем ознакомиться с в романе Ивана Гончарова “Обломов”

В былые времена Обломовка могла вполне называться перспективным селением – в Обломовке изготавливали холсты, варили вкусное пиво. Однако, после того, как хозяином всего стал Илья Ильич – все это пришло в запустение, и со временем Обломовка стала отсталой деревней, из которой периодически сбегали люди, так как условия жизни там были ужасны. Причиной такого упадка стала лень его владельцев и нежелание проводить даже минимальные изменения в жизни селения: «Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну».

Однако в воспоминаниях Обломова его родное селение так и осталось раем на земле – он после своего уезда в город так никогда и не приехал в родное селение больше.

В воспоминаниях Обломова селение осталось как бы застывшим вне времени. «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их».

Родители Обломова

Воспоминания детства любого человека неотрывно связаны с образами родителей или воспитателей.
Илья Иванович Обломов был отцом главного героя романа. Он был сам по себе человеком хорошим – добрым и искренним, но абсолютно ленивым и бездейственным. Илье Ивановичу не нравилось заниматься каким-либо делом – вся его жизнь была фактически посвящена созерцанию действительности.

Все необходимые дела им откладывались до самого последнего момента, в результате в скором времени все постройки имения начали рушиться и были похожи больше на развалины. Такой участи не минул и господский дом, который существенно перекосило, но исправить это никто не спешил. Илья Иванович не модернизировал свое хозяйство, он понятия не имел о фабриках и их устройствах. Отец Ильи Ильича любил долго поспать, а потом долго смотреть в окно, даже если за окном ничего ровным счетом не происходило.

Илья Иванович не стремился ни к чему, его не интересовал заработок и увеличение своих доходов, он также не стремился и к развитию личности – время от времени отца можно было застать за чтением книги, но это делалось для галочки или от скуки – Илье Ивановичу было все-равно что читать, порой он даже не особо вникал в текст.

Имя матери Обломова неизвестно – она умерла намного раньше отца. Несмотря на то, что фактически Обломов знал мать меньше, чем отца, он все же горячо ее любил.

Мать Обломова была под стать своему мужу – она также лениво создавала видимость ведения хозяйства и предавалась этому делу только в случае крайней необходимости.

Воспитание Обломова

Так как Илья Ильич был единственным ребенком в семье, то вниманием он не был обделен. Родители баловали мальчика с самого детства – они его излишне опекали.

За ним было закреплено много слуг – настолько много, что маленький Обломов не нуждался ни в каких действиях – все, что было необходимо, ему приносилось, подавалось и даже одевалось: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание».

В результате Илья Ильич даже не одевался самостоятельно – без помощи своего слуги Захара он был абсолютно беспомощен.


В детстве Илью не пускали играть с ребятами, ему запрещали все активные и подвижные игры. Сначала Илья Ильич сбегал без разрешения из дому, чтобы пошалить и побегать вдоволь, но затем за ним стали смотреть более усиленно, и побеги стали сначала трудным делом, а потом и вовсе невозможным, поэтому в скором времени его естественная любознательность и активность, которая присущая всем детям, угасла, ее место заняла лень и апатия.


Родители Обломова старались уберечь его от любых сложностей и неприятностей – они хотели, чтобы жизнь ребенка была легкой и беззаботной. Это им удалось вполне совершить, однако такое положение вещей стало губительным для Обломова. Период детства быстро прошел, а Илья Ильич не приобрел даже элементарных навыков, позволяющих приспособиться к реальной жизни.

Образование Обломова

Вопрос об образовании также неотрывно связан с детством. Именно в этот период дети приобретают элементарные навыки и знания об окружающем мире, что позволяет им в дальнейшем углубить свои знания в той или иной отрасли и стать успешным специалистом в своем деле.

Родители Обломова, так усилено опекавшие его все время, не придавали значения образованию – они считали его больше мучением, чем полезным занятием.

Обломова отдали на обучение только потому, что получение хотя бы элементарного образования было необходимым требованием в их обществе.

Качество знаний их сына их также не волновало – главное было получить аттестат. Для разнеженного Ильи Ильича обучение в пансионе, а потом университете было каторгой, это было «наказание, ниспосланное небом за наши грехи», которое, впрочем, периодически облегчали сами родители, оставляя сына дома в то время, когда процесс обучения был в полном разгаре.

«Штольц и Обломов» - Обломов и Штольц.

«Обломов» - Что такое портрет? М. Ю. Лермонтов. Материалы к урокам. Семейное счастье Обломова. Выявите сходства и различия между Обломовым и Штольцем и заполните таблицу. Ольга Ильинская и Илья Обломов. Ольга Ильинская. А. П. Чехов: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Прочитайте главы 5 – 6 и расскажите об Обломове по плану:

«Гончаров роман Обломов» - Как ильюша стал ильей ильичем. Вот и все. Какая иллюстрация вам кажется достовернее? Трилогия о русской жизни. IX). Рай. Судьбинский. Чего там искать? интересов ума, сердца? Обломовщина. Выборгская сторона. Н.Михайловский. Вспомните, в каком призведении автор использовал такой же прием? А. Григорьев 1859 г.

«Обломов Гончарова» - А. В. Дружинин, либеральный критик. Портрет героя. Из истории создания р. Н. А. Добролюбов. Обыкновенная история (1844 – 1846). В течение 1958 г. идет работа над романом. Илья Ильич Обломов. План анализа эпизода. Обломов в системе авторских рассуждений. Обрыв (1868). Современники о романе «обломов».

«Обломов в романе Гончарова» - Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. Один день из жизни Обломова. В 1849 году была написана первая часть романа. Вторая и третья части посвящены истории любви Обломова и Ольги Ильинской. История создания романа. Сон Обломова. Штольц. Самые большие изменения происходят с Ольгой после встречи с Обломовым.

«Роман Обломов» - Роман И.А.Гончарова «Обломов» Илл. Трилогия Ивана Александровича Гончарова: Захар – А.Попов; Обломов – О.Табаков. Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова». Илл. Кадр из фильма. В гостиной перед ужином. Ю.Гершкович 1982. Режиссер Н.С.Михалков. 1980. С.М.Шор.

Всего в теме 8 презентаций



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы