Про деток, от рождения до школы

Тема урока: «Введение в органическую химию»
Предмет : Химия Класс: 9
Цель урока : Создание условий для «погружения» в органическую химию.
Задачи урока:
Образовательные . Изучить химический состав органических веществ, выявить отличие органических веществ от неорганических, определить предмет изучения органической химии, цели и задачи органической химии.
Развивающие. Развивать умение работать с первоисточником и дополнительной информацией: выделять главное и составлять опорный конспект. Формировать навыки проведения химического эксперимента, соблюдая правила техники безопасности. Формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Развивать память, логическое мышление, внимание.
Воспитательные . Воспитывать аккуратность, трудолюбие, патриотические, эстетические и нравственные качества.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Техническое обеспечение урока: Мультимедийный проектор, компьютер, оборудование и реактивы для проведения химического эксперимента.
Ожидаемый результат:
- определять понятия: предмет органической химии, органические вещества
- сравнивать органические и неорганические вещества
- знать цели и задачи органической химии,
- называть имена учёных - органиков
- уметь определять органические вещества в растительных объекта.

Ход урока

Орг момент.

Доброе утро, ребята. Доброе утро, уважаемые гости! Улыбнёмся друг другу! И с хорошим настроением начнем наш урок.Надеюсь урок будет для вас продуктивным, а самое главное - полезным!

Урок я хочу начать словами М. Горького: «Прежде всего и внимательнее всего изучайте химию. Это изумительная наука, знаете…Ее зоркий, смелый взгляд проникает в огненную массу солнца и во тьму земной коры, в невидимые частицы вашего сердца, и в тайны строения камня, и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни…»

I .Стадия вызова и целеполагания

Сегодня вы будете работать в группах и парах. И обратите внимание у нас на третьем ряду сидят 11-классники. Зачем они здесь? Да, чтобы вам помочь в изучении химии. Ну а какой они раздел изучают мы с вами узнаем по ходу урока.

Откройте тетради, запишите число.

Ребята, составим кластер -напишите в центре тетради слова «химические вещества». Работаем в парах. Каждая пара составляет свой кластер.

Кластер заготовлен на доске слайд1

Какие ассоциации у вас связаны с этими словами? Подпишите примеры химических веществ, которые вам хорошо знакомы из повседневной жизни вокруг слов «химические вещества».

Слайд 2

В течении двух лет мы с вами изучали один раздел химии под названием «неорганическая химия». Посмотрите на схему и перечислите вещества, которые относятся к неорганическим веществам.

Называют неорганические вещества (вода, кислород и др…)

Какие вещества мы с вами еще не изучали, назовите их? Сахар, крахмал, жиры, белки…

Перед вами две коллекции посмотрите внимательно, чем они похожи и чем отличаются? На какие группы вы можете разделить эти коллекции?

Как вы думаете, какой раздел химии изучает эти вещества? органическая химия.

Давайте вспомним, что мы изучали в разделе неорганической химии.- 9 класс.

Какие классы веществ существуют в неорганической химии? Оксиды, кислоты, соли, основания

А какие классы изучает раздел органической химии? - 11 класс

С сегодняшнего урока мы начинаем изучать раздел - органические вещества и тема нашего урока (сформулируйте): «Предмет органической химии».

Вернемся к кластеру.

Эти органические вещества вам знакомы. Что входит в их состав ? Знаем? - 9 класс

Какое они имеют строение ? Знаем? - 9 класс

Отличительные признаки , чем они отличаются от неорганических веществ?

Каких веществ больше - органических или неорганических?(причины многообразия ) - 9 класс

Посмотрите на стр 214. Каких веществ больше?

II . Стадия осмысления содержания

Посмотрите сколько у нас вопросов! Поиском ответов на поставленные вопросы мы и займемся на уроке!

Предлагаю воспользоваться помощью 11 класса.

Работа с 11 клаасом

Группа 1. Как в древности получали органические вещества? Почему данные вещества назвали органическими?

Ответ: Все органические вещества получали исключительно из продуктов жизнедеятельности растительных и животных организмов или в результате их переработки. Отсюда и произошло название «органические вещества».

Группа 2. Что изучает органическая химия?

Ответ: Раздел химии, который изучает органические вещества, стали называть органической химией.

Группа 3. Какой химический элемент в обязательном порядке входит в состав органических веществ?

Ответ: В состав всех органических веществ входит химический элемент углерод.
В о п р о с 4. Какое еще можно дать определение органической химии?
О т в е т. Органическая химия - это химия соединений углерода (записать формулировку в тетрадь).
В о п р о с 5.
Помимо углерода какой химический элемент входит в состав органических веществ?
О т в е т. Помимо углерода в состав всех органических веществ входит химический элемент водород. Могут еще входить О, S, N и другие элементы (написать знаки химических элементов на доске).
В о п р о с 6.
Какое химическое свойство может быть общим для органических веществ?
О т в е т. Все органические вещества горят.

Какие же вещества образуются при горении органических веществ? углекислый газ и вода (запись в тетради словами и реакцию ) вывод о сказанном

Ребята, еще одно интересное свойство органических веществ - способность обугливаться, разлагаться при нагревании. Возьмем примеры из жизни. Что происходит с продуктами, содержащими крахмал, белок? Образуется уголь.

Если пережарить картошку, оладьи, блины, хлеб, происходит обугливание крахмала, входящего в состав картофеля и муки. При подгорании яиц или мяса обугливается белок, содержащийся в этих продуктах.

Ребята, а что произойдет, если на раскаленную сковороду положить поваренную соль, сахар?

Проведем опыт (инструкция) Как вы думаете, почему поваренная соль и сахар ведут себя по-разному при нагревании?

Данные вещества имеют разное строение кристаллических решеток.

Какая кристаллическая решетка у поваренной соли и у сахара? В поваренной соли NaCl - ионная кристаллическая решетка, а в сахаре С 12 Н 22 О 11 - молекулярная.

Какой тип химической связи характерен для органических веществ. Ковалентная полярная химическая связь ) вывод о сказанном

Ребята, давайте запишем признаки органических веществ:

1) содержат углерод;
2) горят и (или) разлагаются с образованием углеродсодержащих продуктов;
3) ковалентная химическая связь;
4) молекулярная кристаллическая решетка

Реактивы

Описание или схема опыта

Оборудование

Оксид меди ( II ) CuO , сахарный песок, известковая вода

Известковая вода

Смесь сахара и оксида меди (II)

2 пробирки, пробка с газоотводной трубкой, штатив, спиртовка, спички, асбестовая сетка, сухое горючее.

Меры предосторожности

Ход опыта

Примечания

Сначала прогреть всю пробирку, а затем ее конец. По окончанию опыта вытащить газоотводную трубку из известковой воды, затем потушить спиртовку.

В сухую пробирку насыпать 0,2 г сахарного песка и в 2-3 раза больше оксида меди (II ), все тщательно перемешать и начать нагревание. Записать свои наблюдения.

1. Какой газ вызвал помутнение известковой воды? Написать уравнение реакции.

2. Какое вещество образовалось на холодных стенках внутри пробирки?

3. Какое вещество образовалось из оксида меди (II )? Написать уравнение реакции между оксидом меди (II ) и углеродом.

Сделать вывод о принадлежности сахарного песка к органическим или неорганическим соединениям. ) вывод о сказанном

Опыт прекратить, как только известковая вода помутнеет.

Давайте вспомним строение атома углерода. Сколько у него энергетических уровней, в какой группе он находится? Сколько у него электронов на внешнем слое?

В возбужденном состоянии валентность углерода равна 4. И во всех органических соединениях атом углерода всегда четырехвалентный.

Самая простая формула в органической химии СН 4 - метан. Используем структурные формулы. (Составляем структурную формулу- 11 класс) C лайд3

Валентность обозначается черточками: одна черточка соответствует единице валентности атома химического элемента.

Какие органические вещества, изученные на уроке, можно еще дописать в составленный нами «кластер»? нефть, свеча, пропан, глюкоза, бутан, дихлорметан, уксусная кислота, ацетилен, этан и т.д.

Какова валентность углерода в органических соединениях? В органических соединениях углерод всегда четырехвалентен

Какое химическое свойство является общим для органических соединений? Многие органические вещества горят или разлагаются при нагревании без допуска воздуха.

Какое значение имеют органические вещества в жизни общества? Это продукты питания, одежда, обувь, синтетические материалы, полимеры, энергоносители, лекарственные препараты, синтетические моющие средства, различные краски, лаки, красители, зубная паста, шампуни и т.д.

Какое влияние оказывают органические вещества на организм человека? (Роксана, Рита)

III . Рефлексия

Ребята, сегодня мы узнали, что изучает органическая химия. Какие химические вещества называются органическими. Раскрыли понятие валентности химических элементов. Рассмотрели значение органических веществ и показали с помощью дополнительной литературы отрицательное влияние некоторых из них на окружающую среду.

Ответили мы на вопросы, которые поставили в начале урока?

Ребята, у вас на столе лежат тесты по изученной теме. Давайте проверим ваши знания(2-3мин)
Выбери один правильный ответ. C лайд 4

1. Что изучает органическая химия?

А) Все соединения, образующиеся в живых организмах.

Б) Соединения углерода с водородом.

В) Соединения углерода, за исключением оксидов, карбидов, солей.

2. Какое соединение относится к органическим?

А) Уксусная кислота.

Б) Пищевая сода.

В) Поваренная соль.

3. К 2005 году число известных органических соединений составляет......

А) Около 1 млн.

Б) Около 15 млн.

В) Около 2 млн.

4. Как называются соединения, состоящие только из водорода и углерода?

А) Органические вещества.

Б) Минеральные вещества.

В) Углеводороды.

5. Массовая доля углерода в метане СН 4 равна

А) 75%

Б) 80%

В) 25%

C лайд 5

IV . Подведение итогов

Ребята, у каждого на столе находится таблица «Рефлексия деятельности учащегося на уроке».

Я прошу вас заполнить таблицу и передать мне.

V . Домашнее задание C лайд 6

Изучить § 48+ конспект,*задание №1,2 стр. 216 (для всех), *задание № 36 стр. 216 для углубленного изучения.

А теперь представьте, что будет, если исчезнут органические вещества.

Не станет больше деревянных предметов, не будет шариковой ручки, сумки для книг, самих книг и тетрадей, сделанных из органического вещества - целлюлозы. В классе не будет линолеума, от парт останутся лишь металлические ножки. По улице не будут ездить машины - нет бензина, а от самих машин останутся лишь металлические части. Исчезнут корпуса компьютеров и телевизоров. В аптеках не будет большинства лекарств, и нечего будет есть (вся пища тоже состоит из органических соединений). Нечем будет помыть руки и нечего надеть на себя, ведь и мыло и хлопчатобумажные, шерстяные, синтетические волокна, кожа и кожезаменители, красители для тканей - все это производные углеводородов. Да и смотреть на этот мир будет некому - от нас останется лишь соленая вода да скелет, ведь организмы всех живых существ состоят из органических соединений.

Теперь вы понимаете какова роль органических соединений в природе и нашей жизни

C лайд 6 это интересно

Пока Вы читаете данную статью, Ваши глаза используют органическое соединение - ретиналь , который преобразует световую энергию в нервные импульсы. Пока Вы сидите в удобной позе, мышцы спины поддерживают правильную осанку благодаря химическому расщеплению глюкозы с высвобождением требуемой энергии. Как Вы понимаете, пробелы между нервными клетками так же заполнены органическими веществами - медиаторами (или нейространсмиттерами), которые помогают всем нейронам стать одним целым. И данная слаженная система работает без участия Вашего сознания! Так глубоко, как биологи, только химики-органики понимают, насколько филигранно создан человек, как логично устроены внутренние системы органов и их жизненный цикл. Отсюда следует, что изучение органической химии - основа понимания нашей жизни! А качественное изучение - это путь в будущее, ибо новые лекарства создаются прежде всего в химических лабораториях.

Самоанализ урока

учителя химии и биологии Уткина А.И.

Урок проводился в 9 классе МБОУ «Пролетарская СОШ».

Тема урока « » . Класс по наполняемости стандартный, средний по своим способностям, шесть учащихся отнесены к 7 виду обучения. Поэтому главной развивающей задачей я поставил задачу дать возможность детям быть активными участниками образовательного процесса, через включение их в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления и поддерживание внимания через смену учебной деятельности и рефлексию отдельных этапов урока.

Урок « Введение в органическую химию » является первым уроком при переходе к изучению органической химии и призван дать общий обзор и расставить основные акценты и понятия. Это особенно важно, так как мы начинаем новый раздел в химии «Органические соединения», на изучение которого отведено 10 часов.

Тип урока - урок усвоения нового материала

Место урока в учебном плане - урок введения нового материала.

Уровень проведения урока: прогнозирование способов перевода учащихся к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе.

Главная цель (для учащихся) - в процессе практической деятельности на основе анализа состава веществ разделить вещества на органические и неорганические и подтвердить прогноз экспериментально. Главная задача, связанная с формированием опыта деятельности - обогащение личного опыта ученика посредством учебного эксперимента и установление логическими средствами свойств органических веществ.

Тема и содержание урока предопределили постановку воспитательных задач:

  • Воспитывать аккуратность, трудолюбие, патриотические, эстетические и нравственные качества.
  • Продолжить формирование толерантности через выполнение определённых видов коллективной работы: актуализации знаний, практического задания, лабораторного опыта.

Эти задачи решались в комплексе на всех этапах урока. Все этапы логически между собой связаны:

Организационный момент настроил учащихся на достижение цели: была сообщена цель урока, объявлен прогнозируемый результат, мотивация на реализацию цели. Все это позволило включить учащихся в ход урока.

На втором этапе урока, актуализации знаний и анализа информации, был использован дифференцированный подход: учащиеся 11 класса выполнили задание взаимодействие сахара с оксидом меди и известковой водой. Задание на систематизацию и интеграцию знаний (работа - поиск и развертывание информации) и находку творческого решения (задание на составление уравнений реакций). Учащиеся среднего уровня знаний сделали аналитические задания на сжигание неорганических и органических веществ. Во время работы я проводил необходимые консультации с целью создания «ситуации успеха».

Большую часть учебного материала я предпочел давать дедуктивно. Для этого учащимся предложила ответить на вопросы, при ответе на которые были озвучены ранее приобретенные знания и в то же время мы приступили к изучению нового материала. Это позволило мне использовать такие важнейшие принципы дидактики, как научность и доступность.

Реализованы межпредметные связи посредством применения во время презентации материалов из биологии и технологии «Это интересно». Соблюдая принцип систематичности, мы шли путем от известного к неизвестному (учащиеся знали вещества, но не могли их объяснить), от простого к сложному. Нельзя было обойтись без демонстрационного эксперимента, поскольку он способствовал выработке умений и навыков проведения химического эксперимента.

Для проверки уровня усвоения знаний учащиеся выполнили тестовый контроль.

При работе использовались следующие методы обучения:

  • Словесный (роль органических веществ для человека и т. д.);
  • Наглядный (демонстрация слайдов, теста);
  • Проблемно-поисковый (индивидуальных и групповых заданий на прогнозирование свойств веществ)
  • Эвристический
  • Исследовательский (эксперимент);
  • Лабораторный метод.

Сочетание данных методов на уроке показало высокую эффективность. Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока и спокойной доброжелательной обстановкой. Всё это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся.

Инструктажу по выполнению домашнего задания было уделено особое внимание, так как оно требует понимания темы в целом.

Завершающим этапом стала оценка результатов урока, подведение итогов и комментирование деятельности учащихся.

Цель урока выполнена, задачи реализованы.


Алгоритм построения доказательства: 1.Излагается мысль, требующая доказательства или опровержения (тезис); 2.Приводятся доводы, суждения, объяснения, доказывающие или опровергающие ранее высказанную мысль (аргументы); 3.Формулируется вывод об истинности или ложности ответа.




Аргументы… Предстоит изучить 13 классов веществ… Чтобы получить 7-10 баллов по химии необходимо уметь размышлять… Мы должны будем уметь писать формулы метилциклопентадеканона, метилфенхилового эфира, аспартиламиномалоновой кислоты… Мы столкнёмся с самыми сладкими и самыми пахучими веществами… Будем составлять уравнения реакций, позволяющих превратить целлюлозу в искусственный шёлк, бензин низкого качества – в высококачественный высокооктановый…












Теория строения органических соединений Атомы в молекулах органических веществ соединяются в определённой последовательности, согласно их валентности. Свойства органических веществ зависят не только от качественного и количественного состава, но и порядка соединения атомов в молекулах. Атомы и группы атомов в молекулах органических веществ взаимно влияют друг на друга.

Органическая химия
Понятие органической химии и причины её выделения в самостоятельную дисциплину

Изомеры – вещества одинакового качественного и количественного состава (т.е. имеющие одинаковую суммарную формулу), но разного строения, следовательно, различными физическими и химическими свойствами.

Фенантрен (справа) и антрацен (слева) - структурные изомеры.

Краткий очерк развития органической химии

Первый период развития органической химии, называемый эмпирическим (с середины XVII до конца XVIIIвека), охватывает большой промежуток времени от первоначального знакомства человека с органическими веществами до возникновения органической химии как науки. В этот период познание органических веществ, способов их выделения и переработки происходило опытным путем. По определению знаменитого шведского химика И. Берцелиуса, органическая химия этого периода была «химией растительных и животных веществ». К концу эмпирического периода были известны многие органические соединения. Из растений были выделены лимонная, щавелевая, яблочная, галловая, молочная кислоты, из мочи человека – мочевина, из мочи лошади – гиппуровая кислота. Обилие органических веществ послужило стимулом для углубленного изучения их состава и свойств.
Следующий период, аналитический (конец XVIII - середина XIX века), связан с появлением методов установления состава органических веществ. Важнейшую роль в этом сыграл открытый М. В. Ломоносовым и А. Лавуазье закон сохранения массы (1748), положенный в основу количественных методов химического анализа.
Именно в этот период было установлено, что все органические соединения содержат углерод. Кроме углерода, в составе органических соединений были обнаружены такие элементы, как водород, азот, сера, кислород, фосфор, которые в настоящее время называют элементами-органогенами. Стало ясно, что органические соединения отличаются от неорганических прежде всего по составу. К органическим со­единениям существовал тогда особое отношение: их продолжали счи­тать продуктами жизнедеятельности растительных или животных организмов, которые можно получить только с участием нематериальной «жизненной силы». Эти идеалистические воззрения были опровергнуты практикой. В 1828 г. немецкий химик Ф. Велер синтезировал органическое соединение мочевину из неорганического цианата аммония.
С момента исторического опыта Ф. Велера начинается бурное развитие органического синтеза. И. Н. Зинин восстановлением нитробензола получил , положив тем самым начало анилинокрасочной промышленности (1842). А. Кольбе синтезировал (1845). М, Бертло – вещества типа жиров (1854). А. М. Бутлеров – первое сахаристое вещество (1861). В наши дни органический синтез составляет основу многих отраслей промышленности.
Важное значение в истории органической химии имеет структурный период (вторая половина XIX - начало XX века), ознаменовавшийся рождением научной теории строения органических соединений, основоположником которой был великий русский химик А. М. Бутлеров. Основные положения теории строения имели большое значение не только для своего времени, но служат научной платформой и для современной органической химии.
В начале XX века органическая химия вступила в современный период развития. В настоящее время в органической химии для объяснения ряда сложных явлений используются квантово-механические представления; химический эксперимент все больше сочетается с использованием физических методов; возросла роль различных расчетных методов. Органическая химия превратилась в такую обширную область знаний, что от нее отделяются новые дисциплины – биоорганическая химия, химия элементоорганических соединений и др.

Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова

Решающая роль в создании теории строения органических соединений принадлежит великому русскому ученому Александру Михайловичу Бутлерову. 19 сентября 1861 года на 36-м съезде немецких естествоиспытателей А.М.Бутлеров обнародовал ее в докладе "О химическом строении вещества".

Основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова:

  1. Все атомы в молекуле органического соединения связаны друг с другом в определенной последовательности в соответствии с их валентностью. Изменение последовательности расположения атомов приводит к образованию нового вещества с новыми свойствами. Например, составу вещества С2Н6О отвечают два разных соединения: - смотрите .
  2. Свойства веществ зависят от их химического строения. Химическое строение – это определенный порядок в чередовании атомов в молекуле, во взаимодействии и взаимном влиянии атомов друг на друга - как соседних, так и через другие атомы. В результате каждое вещество имеет свои особые физические и химические свойства. Например, диметиловый эфир – это газ без запаха, нерастворимый в воде, t°пл. = -138°C, t°кип. = 23,6°C; этиловый спирт - жидкость с запахом, растворимая в воде, t°пл. = -114,5°C, t°кип. = 78,3°C.
    Данное положение теории строения органических веществ объяснило явление , широко распространенное в органической химии. Приведенная пара соединений – диметиловый эфир и этиловый спирт – один из примеров, иллюстрирующих явление изомерии.
  3. Изучение свойств веществ позволяет определить их химическое строение, а химическое строение веществ определяет их физические и химические свойства.
  4. Атомы углерода способны соединятся между собой, образовывая углеродные цепи различного вида. Они могут быть как открытыми, так и замкнутыми (циклическими), как прямыми, так и разветвленными. В зависимости от числа связей, затрачиваемых атомами углерода на соединение друг с другом, цепи могут быть насыщенными (с одинарными связями) или ненасыщенными (с двойными и тройными связями).
  5. Каждое органическое соединение имеет одну определенную формулу строения или структурную формулу, которую строят, основываясь на положении о четырехвалентном углероде и способности его атомов образовывать цепи и циклы. Строение молекулы как реального объекта можно изучить экспериментально химическими и физическими методами.

А.М.Бутлеров не ограничился теоретическими объяснениями своей теории строения органических соединений. Он провел ряд экспериментов, подтвердив предсказания теории получением изобутана, трет. бутилового спирта и т.д. Это дало возможность А.М.Бутлерову заявить в 1864 году, что имеющиеся факты позволяют ручаться за возможность синтетического получения любого органического вещества.

1. приветствие

2. проверка готовности учащихся к уроку

3. сообщение темы урока и его основные задачи

С глубокой древности человечество использовало для удовлетворения своих потребностей вещества растительного и животного происхождения: продукты питания, одежду, вещества для выделки кож, растительные» и эфирные масла. По мере развития цивилизации люди заучились выделять и использовать природные красители, лекарственные и душистые вещества, натуральные волокна, яды, опьяняющие и дурманящие средства.

Древние рукописи, летописи и рукописные книги донесли до нас знания наших далеких предков о способах выделения и использовании веществ «растительного и животного мира». Алхимики, например, умели получать концентрированную уксусную кислоту и ее соли: ацетат меди (II) (ярь-медянку) и ацетат свинца (II) (свинцовый сахар).

Первые попытки классификации веществ на органические и неорганические были предприняты еще IX-X вв. Арабский алхимик Абу Бакр ар Рази (865-925) впервые разделил вещества на представителей «минерального, растительного и животного царств». Эта классификация просуществовала почти 1000 лет!

На чем основывалось подобное разделение веществ? Давно было замечено, что «растительные и животные» вещества обладают похожими свойствами: легко разрушаются при нагревании, горят, многие из них растворяются в спиртах и в маслах. Систематическое изучение этих «нежных» веществ началось с работ выдающихся ученых: шведского химика К. Шееле и создателя научной химии француза А. Лавуазье. Они выделили в чистом виде из растительных и животных тел многие органические кислоты (щавелевую, яблочную, лимонную, молочную), глицерин, сложные эфиры уксусной и бензойной кислот.

В конце XVIII - начале XIX в. в науке господствовало учение под названием витализм (от лат. vita - жизнь). Сторонники витализма утверждали, что любые вещества живой природы могут образовываться в живых организмах только под действием особой «жизненной силы». Виталисты утверждали, что важнейший основополагающий синтез на нашей планете - фотосинтез невозможен вне зеленых растений. 6С0 2 + 6Н 2 0 С 6 Н 12 0 6 + 60 2 .

В начале XIX в. назрела необходимость выделить химию веществ растительного и животного происхождения в самостоятельную науку. Возникновение этой науки связано с именем знаменитого шведского химика .. Иенс Якоб Берцелиуса, давшего ей название «органическая химия». Органическая химия - это химия соединений углерода (кроме простейших: оксидов углерода, угольной кислоты и ее солей).

Природные, искусственные и синтетические органические соединения почти всегда состоят из атомов углерода и водорода. Органические соединения нередко содержат также атомы кислорода, азота и некоторых других элементов. Органических соединений, построенных этими элементами (в первую очередь углеродом и водородом). б учитывается около 30 млн. тогда как неорганических веществ, образованных всеми 110 элементами таблицы Д. И. Менделеева, насчитывается всего 100 тыс.

Однако дальнейшее развитие химии и накопление новых научных фактов доказало, что виталисты глубоко заблуждались. В 1828 г. немецкий химик Ф.Вёлер синтезировал органическое соединение мочевину из неорганического вещества цианата аммония. цузский ученый М. Бертло в 1854 г. получил в пробирке жир. В 1861г. русский химик А. М. Бутлеров синтезировал сахаристое вещество. В последствии химик Велер в письме к Берцелиусу в 1835г. Писал: «органическая химия может сейчас кого угодно свести с ума. Она представляется мне дремучим лесом, полным удивительных веществ, безграничной чащей, из которой нельзя выбраться, куда не осмеливаешься проникнуть». Витализм потерпел крах

Все многообразие органических соединений по происхождению можно условно разделить на три типа: природные, искусственные и синтетические.

Природные органические соединения - это продукты жизнедеятельности живых организмов (бактерий, грибов, растений, животных). Это хорошо известные вам белки» жиры, углеводы, витамины, гормоны, ферменты, натуральный каучук и др. (рис. 2 в учебнике).

Искусственные органические соединения - это продукты химически преобразованных природных веществ в соединения, которые в живой природе не встречаются. Так, на основе природного органического соединения целлюлозы получают искусственные волокна (ацетатное, вискозное, медно-аммиачное), негорючие кино- и фотопленки, пластмассы (целлулоид), бездымный порох и др. (рис 3 в учебнике).

Синтетические органические соединения получают синтетическим путем, т. е. соединением более простых молекул в более сложные. К ним относятся, например, синтетические каучуки, пластмассы, лекарственные препараты, синтетические витамины, стимуляторы роста, средства защиты растений и др. (рис. 4 в учебнике).

Для неорганической химии ведущей теоретической основой являются Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, а для органической химии такой основой служит теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова.

Что же такое химическое строение? напоминаю, что под химическим строением понимают порядок соединения атомов в молекулы согласно валентности. А что такое валентность. Следовательно, валентность определяется числом ковалентных связей, т.е. числом общих электронных пар, вне зависимости от того, по какому механизму образовались эти пары - по обменному или донорно-акцепторному.

Заметим, что в органической химии понятие «валентность» является аналогом понятия «степень окисления», которое вы широко использовали в неорганической химии. Но эти понятия не равнозначны, так как валентность не имеет знака и не может быть нулевой, тогда как степень окисления обязательно характеризуется знаком и может иметь значение, равное нулю.

Для того чтобы показать различие между валентностью и степенью окисления, учитель просит учащихся рассмотреть вещества, образованные химическим элементом азотом:

В органической химии порядок соединения атомов в молекулах веществ по валентности, т. е. их химическое строение, отражают с помощью структурных формул - полных и сокращенных.

И так определите степени окисления углерода метана СН 4 , этана С 2 Н 6 и пропана С 3 Н 8 с учетом того, что углерод в органических соединениях всегда четырехвалентен.

И так запишем что такое орг.химия

Органическая химия есть химия углеводородов и их производных,(т. е. продуктов, образующихся при замене водорода в молекулах этих веществ другими атомами или группами атомов)

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №14

им.Героя Советского Союза Белого С.Е.

х.Бейсужек Второй

РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ТЕМЕ: « ОРГАНИЧЕСКАЯ

ХИМИЯ.

ПРЕДМЕТ ХИМИИ.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ

ХИМИИ».

Учитель: Грекова Маргарита Анатольевна

Направление: Естественно-научное

2013г

Пояснительная записка.

Данная работа представлена по естественнонаучному направлению. Тема урока «Органическая химия. Предмет химии. История развития органической химии».

В 10м классе обучаются 8 учащихся: 3 мальчика, 5 девочек. По социальному положению:4 учащихся из полных семей, 1 из неполных, 3 учащихся из опекаемых семей. Психоэмоциональное состояние класса нормальное, средний уровень развития.

Курс программы Органической химии в 10 классе разработан на основе авторской программы по химии (Авторы и составители программы Новошинский И. И., Новошинская Н. С, М. «Русское слово» 2008г. ), составленной на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии 10 класса в соответствии с существующей концепцией химического образования и реализующей принцип концентрического построения курса. Авторы учебника Новошинский И.И., Новошинская Н.С. «Русское слово» 2009г. Раздел: Введение в органическую химию. Органическая химия в 10 классе изучается 2 часа в неделю. В год 68 часов.

Цели урока:

образовательные: Раскрыть пред­мет органической химии. Дать первоначальное понятие об органических веществах, их особенностях в строении, свойствах в сравнении с неорганическими. И

воспитательные: Показать роль органи­ческой химии в жизни современного общества. Формирование научной картины мира. Формирование мировоззренческих понятий: о материальном единстве веществ, причинно-следственной зависимости между строением и свойствами органических веществ.

развивающие: Развивать умения учащихся сравнивать, обобщать, проводить аналогию между неорганическими и органическими веществами.

Тип урока : урок объяснения нового материала

Методы ведения :

общие: объяснительно-иллюстративный

частные : словесно-наглядный

конкретные : беседа

Межпредметные связи.

Биология. Тема: «Органические вещества клетки»

Химия в медицине. Тема: «Значение химии в медицине»

Оборудование: Демонстрационные образцы: коллекции органических веществ, материалов и изделий из них. Презентация, проектор, мультимедийное оборудование, ноутбук

Сценарий урока

План

1.Организационный момент

2.Введение в тему урока

3.Объяснение нового материала

4. Закрепление

5.Домашнее задание

6.Итоги урока

Ход урока

1.Организационный момент: Приветствие, проверка посещаемости, сообщение темы урока (слайд1)2.Введение в тему урока Начиная с сегодняшнего занятия приступаем к изучению нового раздела химии – органической, которую будем изучать до конца учебного года. Сегодня на занятии мы должны будем рассмотреть понятие органической химии и особенности органических веществ. Давайте посмотрим на какие два типа делятся все вещества: органические и неорганические (слайд2)

3.Объяснение нового материала:

Органическая химия - раздел химии, изучающий соединения углерода,

их структуру, свойства, методы синтеза.

Органическими называют соединения углерода с другими элементами.

Органические вещества – это соединения углерода с водородом, кислородом, азотом и некоторыми другими элементами.

На сегодняшний день органическая химия - один из самых крупных и важных разделов химии. Это объясняется следующими обстоятельствами: (слайд3)

    Число известных органических соединений увеличивается в геометрической прогрессии и на сегодняшний день превышает 18 млн., в то время как неорганических веществ известно немногим более 100 тысяч.

    Большинство современных промышленных процессов в химической индустрии - это реакции и получение органических веществ. Это лекарственные препараты, средства повышения производительности сельского хозяйства, полимерные материалы, красители, пищевые добавки, косметические средства, пластмассы, строительные
    материалы, бытовая химия и многое другое – все это продукция основного
    (многотоннажного) или тонкого органического синтеза.

    Большинство процессов, протекающих в живых организмах и обеспечивающих их существование, - химические реакции органических веществ. Органическая химия - это химия жизни.

    Химики научились синтезировать очень сложные природ­ные вещества: углеводы, белки, нуклеиновые кислоты. На помощь органическому синтезу в этих случаях приходит биотехнология : крупные молекулы конструируют из более простых «кирпичиков» «специально обученные» микроорганизмы и клеточные культуры. На основе достижений органической химии развивается генная инженерия , которая находит всё более широкое применение в биологических и медицинских целях.

Особенности строения и свойств органических соеди­нений (слайд4)

    Углерод - единственный элемент Периодической системы, атомы которого способны образовывать очень длинные цепочки, соединяясь друг с другом. Этим объясняется великое множество органических веществ. В отличие от неорганических молекул, органические могут иметь огромную относительную молекулярную массу, достигающую нескольких миллионов.

    Наиболее важными с теоретической точки зрения считают соединения углерода и водорода (углеводороды) . Все остальные классы органических веществ можно рассматривать как производные углеводородов, в которых часть атомов водорода замещена на другие атомы или группы атомов.

3.Поскольку органические вещества, как правило, содержат по­мимо углерода водород, то при горении они образуют углекислый газ и воду.

? Давайте вспомним какие существуют типы химической связи и в каких случаях они образуются?

4.Наиболее распространенным типом связи между атомами в органических веществах является ковалентная связь. Ковалентная полярная связь образуется между атомами С и О, С и Н, С и N, ковалентная неполярная связь образуется между атомами углерода С и С. В органических соединениях также иногда встречается ионная связь (в солях карбоновых кислот - между кислотным остатком и металлом) и межмолекулярная водородная связь (между молекулами спиртов, карбоновых кислот и т.д.).

Классификация ОВ (слайд 5-7)

Природные образованы естественным путем, без вмешательства человека. Природные органические вещества и их превращения лежат в основе явлений Жизни. Поэтому органическая химия является химическим фундаментом биологической химии и молекулярной биологии - наук, изучающих процессы, происходящие в клетках организмов на молекулярном уровне. Исследования в этой области позволяют глубже понять суть явлений живой природы.

Искусственные условиях, похожие на природные вещества, но в живой природе не встречаются. Так на основе природного органического соединения целлюлозы получают искусственные волокна (ацетатное, вискозное и др.)

Синтетические создает человек в лабораторных условиях, схожих веществ в природе нет. К ним относятся, например, синтетические каучуки, плстмассы, лекарственные препараты, красители и т.п.

История развития органической химии (слайд 8-10)

Предпосылки возникновения.

В конце XVIII - начале XIX в. в науке химии господствовало учение под названием «витализм» (от лат. - жизнь). Сторонники витализма утверждали, что любые вещества живой природы могут об­разовываться в живых организмах только под действием особой «жизненной силы». Благодаря этому учению исследования строения и свойств растительных и животных веществ выделились в отдель­ный раздел химии. Шведский химик Йене Якоб Берцелиус 1807г. назвал его органической химией, а предмет ее изучения - органическими веще­ствами (находятся в живых организмах). С развитием и совершенствованием химического эксперимен­та стало ясно, что органические вещества могут быть синтезированы из неорганических (или, как их называли раньше, минеральных) вне всякого живого организма, в колбе или пробирке, но название органических веществ осталось.

Развитие органической химии (слайд 11)

Основные этапы:

    1824г. – синтезирована щавелевая кислота (Ф.Вёллер);

    1828г. – мочевина (Ф.Вёллер);

    1842г. – анилин (Н.Н.Зинин);

    1845г. – уксусная кислота (А.Кольбе);

    1847г. – карбоновые кислоты (А.Кольбе);

    1854г. – жиры (М.Бертло);

    1861г. – сахаристые вещества (А. Бутлеров)


В 1928 году Вёллер показал, что неорганическое вещество-циановокислый аммоний-при нагревании превращается в продукт жизнедеятельности животного организма-мочевину.


В 1845 г. Кольбе синтезировал органическое вещество-уксусную кислоту, в качестве исходных веществ он использовал древесный уголь, серу, хлор и воду. За сравнительно короткий период были синтезированы и другие органические кислоты, которые раньше выделялись только из растений.


В 1854 г. Бертло удалось синтезировать вещества, относящиеся к классу спиртов.


В 1861 г. А.М.Бутлеров действуя известковой водой на параформальдегид впервые осуществил синтез метиленитана, которое относится к сахарам, которые играют важную роль в процессах жизнедеятельности организмов.

Сравнение свойств органических неорганических веществ

(таблица). Самостоятельная работа учащихся с таблицей.

4.Закрепление

Вопросы для закрепления знаний:

1. Как в древности получали органические вещества? Почему данные вещества назвали органическими?

О т в е т. Все органические вещества получали исключительно из продуктов жизнедеятельности растительных и животных организмов или в результате их переработки. Отсюда и произошло название «органические вещества».

2. Что изучает органическая химия?

О т в е т. Раздел химии, который изучает органические вещества, стали называть органической химией.

3. Кто ввел понятия «органические вещества» и «органическая химия»?

Ответ. Й. Я. Берцелиус.

4. Какой химический элемент в обязательном порядке входит в состав органических веществ?

О т в е т. В состав всех органических веществ входит химический элемент углерод.

5. Какое еще можно дать определение органической химии?

О т в е т. Органическая химия – это химия соединений углерода.

6. Помимо углерода какой химический элемент входит в состав органических веществ?

О т в е т. Помимо углерода в состав всех органических веществ входит химический элемент водород. Могут еще входить О, S, N и другие элементы.

А теперь представьте, что будет, если исчезнут органические вещества.

Не станет больше деревянных предметов, не будет шариковой ручки, сумки для книг, самих книг и тетрадей, сделанных из органического вещества – целлюлозы. В классе не будет линолеума, от парт останутся лишь металлические ножки. По улице не будут ездить машины – нет бензина, а от самих машин останутся лишь металлические части. Исчезнут корпуса компьютеров и телевизоров. В аптеках не будет большинства лекарств, и нечего будет есть (вся пища тоже состоит из органических соединений). Нечем будет помыть руки и нечего надеть на себя, ведь и мыло и хлопчатобумажные, шерстяные, синтетические волокна, кожа и кожезаменители, красители для тканей – все это производные углеводородов. Да и смотреть на этот мир будет некому – от нас останется лишь соленая вода да скелет, ведь организмы всех живых существ состоят из органических соединений.

Теперь вы понимаете какова роль органических соединений в природе и нашей жизни

5. Домашнее задание:

Введение п.1, конспект, таблица

Рефераты на тему «А.М.Бутлеров», «Значение органической химии»

6. Итоги: Таким образом, сегодня мы познакомились с органическими веществами, чем они отличаются от неорганических, изучили историю развития органической химии. И убедились в том, что органические вещества играют огромную роль в нашей жизни. Оценки за урок.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы