Про деток, от рождения до школы

Один из самых знаменитых и значимых архитекторов и дизайнеров XX века, самый авторитетный из мастеров современного зодчества, «великий урбанист», называвший дом «машиной для жилья», «великий диктатор от архитектуры», французский архитектор и теоретик искусства Ле Корбюзье был очень разносторонней творческой личностью. Он успевал делать и настенные росписи, эскизы скульптурных композиций и даже ковров. Его постройки можно обнаружить в разных странах - в Швейцарии, Франции, США, Аргентине, Японии, России. Он верил в то, что архитектура способна творить чудеса.

Архитектор

Настоящее имя Ле Корбюзье - Шарль Эдуард Жаннере. Он родился 6 октября 1887 года в швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон в семье часовщика-гравера.

Сначала будущий архитектор хотел продолжать семейную традицию, но зодчество настолько увлекло его, что он оставил освоенное им ремесло и занялся добычей необходимых ему знаний. Ле Корбюзье, пожалуй, единственный из известных архитекторов XX века, который не имел специального профессионального образования. Зато он много путешествовал, посещал музеи, подолгу засиживался в библиотеках.

Архитектуру он изучал глубоко и системно. Главным же для него всегда оставалось общение с ведущими архитекторами-практиками. В 1925 году взял себе псевдоним Ле Корбюзье - такую фамилию носил один из предков матери великого архитектора. Избран почётным доктором (honoris causa) университетов Цюриха, Кембриджа, Нью-Йорка, Женевы. Почётный член многих Академий искусств.

Награжден французским Орденом Почётного легиона: орден Рыцаря; орден Командора; орден Офицера высшего ранга, французский орден «За Заслуги». Золотые медали Королевского института Британских архитекторов, Американского института архитекторов, города Флоренция.

Характерные особенности имиджа Ле Корбюзье - строгий темный костюм, галстук-бабочка, а также круглые роговые очки, ставшие его своеобразным фирменным знаком. Умер 27 августа 1965 года. Портрет Ле Корбюзье размещен на современной банкноте номиналом 10 швейцарских франков.

В Москве скоро появится памятник Ле Корбюзье, который в 30-е годы работал в столице по приглашению советского правительства. Предлагается установить скульптурный портрет или памятный знак архитектору на улице Мясницкой (бывшей Кирова), вблизи дома, построенного по его проекту.

Люди долго привыкают ко всему новому, даже если создано оно исключительно для их же блага. А между тем именно Ле Корбюзье разработал теорию воссоздания «очищенных» от деталей предметных форм, так называемого пуризма. Он верил в то, что общество можно усовершенствовать, рационально преобразуя структуру города и жилища.

Свой первый архитектурный проект Э. Жаннере начал в неполные 18 лет. Это был жилой дом, построенный для гравёра Луи Фалле, члена совета Художественной школы. Проект был реализован с помощью профессионального архитектора. Когда строительство было закончено, на заработанные деньги Жаннере совершил свою первую образовательную поездку - по Италии и странам Австро-Венгрии.

Только в 35 лет Ле Корбюзье смог позволить себе уйти с наемной работы и вместе с двоюродным братом Пьером Жаннере открыл в Париже проектную мастерскую. Особенности творчества Ле Корбюзье можно проследить на материале создания архитектурной композиции.

Он создал свои самые значительные произведения только после длительных и трудных поисков первичной архитектурной формы. Как бы ни был сложен план и объем здания, его укладывают из простых пространственных элементов. Эту возможность Корбюзье обрел в железобетоне, а идеальным для стены материалом было стекло.

Самые известные работы - вилла Савой (1931), Швейцарский павильон (1932), Марсельский блок (1951), капелла Роншан (1954), здания комплекса Капитолия в г.Чандигарх, Индия (1951—1957). Архитектор создал систему гармонических величин, которая основывается на пропорциях человеческого тела, так называемый модулор, и предложил ее как исходную в строительстве и художественном конструировании.

Одной из главных заслуг Ле Корбюзье считается то, что в 1926 году он сформулировал свои знаменитые «Пять отправных точек современной архитектуры», которые прекрасно иллюстрировал созданный им в 1926 году план перестройки Парижа «Вуазен» и другие его проекты этого времени:

  • Дом должен устанавливаться на опорах, чтобы внизу продолжалась зеленая зона.
  • Планировка дома должна быть свободной - внутренние перегородки могут размещаться по-разному.
  • Несущая фасадная стена, или, более точно, - фасад должен оформляться в зависимости от гибкой планировки.
  • Обязательным является ленточное окно, в которое сливаются оконные проемы. Таким образом не только улучшается освещение помещений, но и формируется геометрический рисунок фасада.
  • Наверху должна быть плоская крыша-терраса с садом, которая как бы возвращает городу зелень, которую забирает объем здания.

В 1925 году, во время работы над Павильоном «Эспри Нуво», Корбюзье обратился к дизайну мебели. Он создал несколько эскизов мебели, и на осеннем салоне в 1929 году показал несколько моделей, включая кресло LC2 и шезлонг LC4. В период модернизма зародился принцип стандартизации мебели, основоположником которого стал именно Ле Корбюзье.

Он разделил всю мебель на три функциональные категории: столы, стулья и полки - открытые или закрытые - разработал для каждой из этих категорий стандартные формы, которые должны были определять универсальность мебели. Стандартный стол Ле Корбюзье - это многоцелевой стол, стул предназначен и для отдыха и для работы, а шкаф - это система блоков, которые можно группировать по своему усмотрению.

Ле Корбюзье знаменит и своими церковными сооружениями. Ему, протестанту по вероисповеданию, принадлежат проекты церкви Нотр-Дам-Дю-О в Роншане и доминиканского монастыря близ Лиона. Не все проекты Ле Корбюзье были осуществлены. Так, предложенный им в 1927 году на международный конкурс проект здания Лиги Наций в Женеве хотя и набрал наибольшее количество голосов, был объявлен вне конкурса лишь потому, что не был вычерчен китайской тушью.

Первым реализованным проектом общественного сооружения стало для Ле Корбюзье здание Центрального союза потребительских обществ СССР, построенное в 1929-1935 годах. Здесь стеклянная «навесная стена» фасада превращена в огромный экран, в котором отражается вечно изменяющееся небо. Это здание по праву считают самым поэтичным из всех сооружений функциональной архитектуры.

Ле Корбюзье излагал свои мысли так же, как строил: кратко, емко, глубоко. «Большое искусство живет бедными средствами», - не уставал повторять Ле Корбюзье и, отказываясь от форм и приемов традиционного зодчества, активно использовал в своих проектах его основные средства - ритм, пропорции, масштабность. Он упразднил шкалу значимости зданий и считал, что дом может выглядеть как дворец, а дворец как дом.

В зданиях, спроектированных Ле Корбюзье, никогда не было излишней помпезности. Как отмечал один из исследователей его творчества Д. Саймондс, он проектировал «не места и не предметы», а эмоции. До сих пор построенные по его проектам здания остаются своеобразным камертоном развития архитектуры. И если в 50-60-е годы исследователей архитектуры в работах Ле Корбюзье интересовала прежде всего пластическая свобода, то теперь все говорят о «классической» подоснове его творчества.

В каждом проекте Ле Корбюзье гармонично сосуществуют два начала - строгий рационализм и, как сам он говорил, «пластическая страсть». Именно поэтому архитектура Ле Корбюзье и теперь остается современной.

Ле Корбюзье – французский архитектор швейцарского происхождения, бывший также дизайнером, художником, писателем и публицистом. Является пионером модернизма, представителем архитектуры интернационального стиля, в архитектуре воплощал идеи функционализма. Здания, сконструированные им, находятся по всему миру: в Европе, Америке, Индии, Японии.

Стремясь облегчить жизнь жителям перенаселенных городов, Ле Корбюзье активно занимался городским планирование и был одним из основателей Международного конгресса современной архитектуры (CIAM).

Биография

Шарль-Эдуар Жаннере-Гри родился 6 октября 1887 года в швейцарском городке Ла-Шо-де-Фон в семье часовщика-эмальера.

С детства молодого Шарля привлекали изобразительные искусства и он поступил в Школу искусств в Шо-де-Фоне на курс Шарля Леплатенье, его преподавателем архитектуры был Рене Шапалла, который сильно повлиял на раннее творчество. С момента поступления в школу он начинает самостоятельно заниматься ювелирным делом, создает эмали и гравирует монограммы на крышках часов.

В юности он старался покидать провинциальную атмосферу родного города и путешествовал по Европе. В сентябре 1907 он предпринял первую поездку в Италию, затем через Будапешт в Вену, где он остался на четыре месяца и познакомился с Густавом Климтом и Йозефом Хоффманом. Затем в 1908 году он едет в Париж, где находит работу в офисе Августа Перре, французского пионера в области армированного бетона. Все эти поездки повлияли на него и начал вырабатываться собственный архитектурный стиль. Между октябрем 1910 и мартом 1911 он работал под Берлином на известного архитектора Питера Беренса, где возможно встречался с Людвигом Мис ван дер Роэ и Вальтером Гропиусом. В то время он посетил Дом престарелых и монастырь при нем в долине Эма и это сильно сказалось на его жизненной позиции. Отныне он стал считать, что все люди должны иметь возможность жить тихо и спокойно, как монахи в своей обители.

Позже, в 1911 он совершил поездку на Балканы и посетил Сербию, Болгарию, Турцию и Грецию, вернулся он с примерно 80 блокнотами, полными набросков того, что он видел, в частности Парфенона. Его формы он затем будет восхвалять в своей книге «К архитектуре».

Во время Первой мировой войны Ле Корбюзье преподавал в своей родной школе искусств в Швейцарии и вернулся в Париж лишь когда война была окончена. За эти четыре года в Швейцарии он работал в области теоретической архитектуры, используя современные техники. Среди прочего был проект Дом-ино Хаус – модель, предлагающая открытый план, состоящий из бетонных плит, поддерживаемых минимальным количеством железобетонных колонн по краям. Этот дизайн стал основой для большинства его сооружений на ближайшие 10 лет.

Вскоре он начал свою собственную архитектурную практику, вместе со своим кузеном Пьером Жаннере. Это сотрудничество продлилось до 1950-х, с перерывом на годы Второй мировой войны.

В 1918 году Ле Корбюзье познакомился с художником-кубистом Амеде Озанфаном, в котором нашел родственную душу. Озанфан сподвиг его на живопись и они начали сотрудничать. Отбросив кубизм как иррациональный и «романтический» они опубликовали свой манифест «После кубизма» и основали новое художественное движение, пуризм. Озанфан и и Ле Корбюзье учредили журнал L"Esprit nouveau (Новый дух).

В первом выпуске журнала в 1920 году Шарль-Эдуард Жаннере взял псевдоним Ле Корбюзье (слегка измененная фамилия его деда), под эгидой мысли о том, что каждый может создать нового себя.

В период с 1918 по 1922 Ле Корбюзье не строил зданий, полностью сосредоточившись на теории пуризма и живописи. А в 1922 году он вместе с кузеном Пьером открыли в Париже архитектурную студию. В 20-е годы Ле Корбюзье спроектировал несколько вилл,которые принесли ему известность. Почти все они расположены в окрестностях Парижа. Все они являются постройками в модернистском стиле. О Корбюзье заговорили, новая эстетика вилл будоражила умы европейской публики. Наиболее заметные работы - вилла Ла Роша/Жаннере (1924), вилла Штейн в Гарш (теперь Вокресон, 1927), вилла Савой в Пуасси (1929). Все они отличаются простыми геометрическими формами, белыми гладкими фасадами, горизонтальными окнами, использованием железобетонного каркаса. В этих сооружениях Корбюзье применял свой кодекс архитектора - «Пять отправных точек архитектуры».

В 1925 году Корбюзье с Пьером представили «План Вуазен» - предложение по перестройке Парижа. План предусматривал снесение около 240 гектаров старых построек и возведение на их месте восемнадцати одинаковых небоскребов в 50 этажей. В этом и последующих планах Ле Корбюзье предлагал новые планировочные методы, позволяющие повысить комфорт проживания в городах, создать в них зеленые зоны и сеть транспортых магистралей.

В 1940 году Ле Корбюзье закрыл парижскую мастерскую и перебрался на ферму в Пиренеях. В это время он занимался теоретическими разработками, в частности системы пропорций Модулор, которую затем активно применял в постройках.

После окончания Второй мировой войны во Франции начались восстановительные работы и Ле Корбюзье участвовал в них по приглашению властей. В частности, им были выполнены планы реконструкции городов Сен-Дьё (1945) и Ла-Рошель (1946), ставшие новым оригинальным вкладом в градостроительство.

Для Сен-Дьё Ле Корбюзье спроектировал здание мануфактуры Клод и Дюваль (1946-1951) - четырёхэтажный блок с производственными и офисными помещениями, со сплошным остеклением фасадов. При строительстве мануфактуры Дюваль были применены так называемые «солнцерезы» (фр. brise-soleil) - изобретённые Корбюзье особые навесные конструкции, защищающие остеклённый фасад от прямых солнечных лучей. Впоследствии «солнцерезы» стали своеобразным фирменным знаком построек Корбюзье, где они выполняют одновременно и служебную и декоративную роль.

В 1947 году было начало строительство знаменитой «Марсельской жилой единицы» – многоквартирного дома с полной инфраструктурой, расположенной внутри одного здания.

В 1950 году Корбюзье начал осуществление самого масштабного своего проекта – новой столицы штата Пенджаб, города Чандигарх. Корбюзье разработал административный центр, жилые кварталы с инфраструктурой, школами, гостиницами. Город строился в течение примерно 10 лет. Непосредственно сам Корбюзье спроектировал Капитолий, административный центр города. Это здания Секретариата, Дворца Правосудия и Ассамблеи. Каждое из них отличается яркой характерностью образа, мощной монументальностью и представляет собой новое слово в архитектуре того времени.

В 50-х и 60-х годах Ле Корбюзье уже пользовался признанной славой архитектурного гения. Он был завален заказами, его имя гремело по всему миру. В это время он построил несколько сооружений, которые закрепили его звание европейского архитектора-авангардиста номер один. Это капелла Роншан во Франции (1955), Бразильский павильон в студенческом городке в Париже, комплекс монастыря Ля Туретт (1957-1960), здание Музея западного искусства в Токио (1959).

Одна из последних крупных работ Корбюзье - построенный в США культурный центр Гарвардского университета, Карпентер-центр визуальных искусств (1959-1962).

В 1928 году Корбюзье участвовал в конкурсе на строительство здания Наркомлегпрома (Дом Центросоюза) в Москве. Он впоследствии было построено по его проекту. Здание Центросоюза явилось совершенно новым для Европы примером решения современного делового здания. Строительство осуществлялось под руководством архитектора Николая Колли.

В 1928, 1929, в начале тридцатых архитектор часто приезжал в Москву в связи со строительством. Здесь он встречался с советскими деятелями культуры, в частности с Мейерхольдом и Эйзенштейном, и восхищался творческой атмосферой, царившей в стране в то время. Особенно его впечатляли достижения советского архитектурного авангарда - братьев Весниных, Моисея Гинзбурга, Константина Мельникова. Позже, Ле Корбюзье участвовал в международном конкурсе на здание Дворца Советов для Москвы (1931), для которого сделал чрезвычайно смелый, новаторский по замыслу проект.

«Пять отправных точек архитектуры»

«Пять отправных точек архитектуры» Ле Корбюзье были опубликованы в журнале «L’Esprit Nouveau» в двадцатые годы. В этих несложных на первый взгляд правилах Корбюзье пытался сформулировать свою концепцию архитектуры нового времени. Вот их свободный пересказ:

Столбы-опоры. Дом приподнят над землей на железобетонных столбах-опорах, при этом освобождается место под жилыми помещениями - для сада или стоянки автомобиля.

Плоские крыши-террасы. Вместо традиционной наклонной крыши с чердаком под ней, Корбюзье предлагал устраивать плоскую крышу-террасу, на которой можно было бы развести небольшой сад или создать место для отдыха.

Свободная планировка. Поскольку стены больше не являются несущими (в связи с применением ж/б каркаса), внутреннее пространство полностью от них освобождается. В результате внутреннюю планировку можно организовать с гораздо большей эффективностью.

Ленточные окна. Благодаря каркасной конструкции здания и отсутствию, в связи с этим, несущих стен, окна можно сделать практически любой величины и конфигурации, в т.ч. свободно протянуть их лентой вдоль всего фасада, от угла до угла.

Свободный фасад. Опоры устанавливаются вне плоскости фасада, внутри дома (буквально у Корбюзье: свободно расположены внутри помещений). Наружные стены могут при этом быть из любого материала - легкого, хрупкого или прозрачного, и принимать любые формы.

Модулор

Модулор - это система пропорций, разработанная Ле Корбюзье. Он описал её как «набор гармонических пропорций, соразмерных масштабам человека, универсально применимых к архитектуре и механике».

У каждой эпохи есть свои выдающиеся личности, гениальные первооткрыватели, владеющие умами. В двадцатом веке такой культовой фигурой в архитектуре был француз Ле Корбюзье. Наряду с такими его современниками, как Фрэнк Ллойд Райт, Ричард Нейтра, Вальтер Гропиус, Мис ван Дер Роэ, Алвар Аалто, он был первооткрывателем новых дорог, пионером современной архитектуры. Почти целое столетие прошло под знаком его идей и его имени.


Современный город по Корбюзье. Архитектурная фантазия 20-х годов

Начало творческой карьеры Корбюзье-архитектора совпало с технической революцией нового времени, главными моментами которой было появление таких технических новшеств, как электричество, телефонная связь и радио, появление автомобиля, возникновение авиации, а также строительство судов-гигантов нового поколения, океанских лайнеров вроде "Аквитании", "Олимпика" или "Куин-Мэри-1". На стыке традиционных искусств - театра, литературы, изобразительного искусства и только лишь изобретенной фотографии зародилось совершенно новое искусство, кино.

Марсельский Блок в зеленом антураже. Кстати, ЛОДЖИИ квартир в таком вот представлении мир впервые увидел именно на этом объекте.

Было изобретено (только в своих зачатках, конечно) телевидение. Изобилие новаций и преобразований во всех областях заставляло говорить о наступлении какой-то новой эпохи. В строительстве поворотным моментом стало использование таких материалов как металл, стекло и недавно лишь изобретенный армированный бетон, железобетон, - они открывали строителям и архитекторам такие перспективы, которые казались ошеломляющими, на грани фантастики. Все эти достижения научной мысли, техники и дизайна - феноменальные для своего времени - стали для Корбюзье главным вдохновляющим моментом его творчества.

Марсельский блок. Терраса на крыше здания: здесь есть солярий, беговая дорожка, помещение детской студии, бассейн. 1947-52

Ле Корбюзье (фр. Le Corbusier; настоящее имя Шарль-Эдуар Жаннере-Гри (фр. Charles-Edouard Jeanneret-Gris); 6 октября 1887, Ла-Шо-де-Фон, Швейцария — 27 августа 1965, Рокебрюн — Кап-Мартен, Франция) — французский архитектор швейцарского происхождения, пионер модернизма, представитель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер.

Ле Корбюзье — один из наиболее значимых архитекторов двадцатого века, его место в одном ряду с такими реформаторами архитектуры, как Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Мис ван дер Роэ. Достиг известности благодаря своим постройкам, всегда самобытно оригинальным, а также талантливому перу писателя-публициста.

Heidi WeberMuseum

Здания по его проектам можно обнаружить в разных странах — в Швейцарии, Франции, США, Аргентине, Японии и даже в России. Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье — объёмы-блоки, поднятые над землёй; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы («сады на крыше»); «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады («свободный фасад»); шероховатые неотделанные поверхности бетона; свободные пространства этажей («свободный план»). Бывшие некогда принадлежностью его личной архитектурной программы, сейчас все эти приёмы стали привычными чертами современного строительства.

Carpenter center

Необыкновенную популярность творчества Ле Корбюзье можно объяснить универсальностью его подхода, социальной наполненностью его предложений. Нельзя не отметить его заслуги и в том, что он открыл глаза архитекторам на свободные формы. В большой степени именно под впечатлением его проектов и построек произошёл сдвиг в сознании архитекторов, в результате чего свободные формы в архитектуре стали применять гораздо шире и с гораздо большей непринуждённостью, чем раньше.

Centre LeCorbusier

Черты его личности неоднозначны: это и человек открытого сознания, и мистик, это и общественный лидер, организатор Международных Конгрессов современных архитекторов CIAM — и рак-отшельник, прячущийся ото всех в своём крошечном домике-мастерской на мысе Кап-Мартен, это апологет рационального подхода, и одновременно архитектор, создававший сооружения, которые современникам казались верхом эксцентричности и иррациональности.

Среди сильных мира сего его покровителями были Андре Мальро и Джавахарлал Неру. Характерные особенности имиджа Ле Корбюзье — строгий тёмный костюм, галстук-бабочка, а также круглые роговые очки, ставшие его своеобразным фирменным знаком.

Centre Le Corbusier

Биография и творческая деятельность

Швейцарский период 1887—1917

Ле Корбюзье, — настоящее имя Шарль-Эдуард Жаннере-Гри, — родился 6 октября 1887 года в Швейцарии, в городе Ла-Шо-де-Фон, франкоязычного кантона Невшатель, в семье, где традиционным было ремесло часовщика-эмальера. В 13 лет он поступает в Школу искусств в Шо-де-Фоне, где учится декоративно-прикладному искусству у преподавателя Шарля Леплатенье.

Обучение в Школе искусств базировалось на идеях движения «искусств и ремёсел», основанного Дж. Рёскином, а также на популярном в то время стиле ар нуво. С момента поступления в эту школу Эдуард Жаннере начинает самостоятельно заниматься ювелирным делом, создавая эмали и гравируя монограммы на крышках часов.

Свой первый архитектурный проект Э. Жаннере предпринял в неполных 18 лет, с помощью профессионального архитектора. Это был жилой дом для гравёра Луи Фалле (дом Фалле), члена совета Школы искусств. Когда строительство было закончено, на заработанные деньги Жаннере совершил свою первую образовательную поездку — по Италии и странам Австро-Венгрии

Около полугода Жаннере находился в Вене, где был занят новыми двумя проектами жилых домов для Шо-де-Фона, изучал архитектуру венского сецессиона, встречался с художниками и архитекторами этого города, в частности с очень популярным тогда Йозефом Гофманом.

Увидев рисунки, сделанные Жаннере в путешествии, Гофман предложил ему работать у него в мастерской, от чего тот отказался, поскольку полагал, что сецессион (или стиль модерн, как его называют в России) уже не отвечает современным задачам. Путешествие завершилось в Париже, где Жаннере провёл более двух лет, работая стажёром-чертёжником в бюро архитекторов братьев Огюста и Густава Перре (1908—1910), новаторов, пропагандировавших недавно открытый железобетон. В 1910-м около полугода стажируется (вместе с Людвигом Мис ван Дер Роэ и Вальтером Гропиусом) в мастерской известного немецкого мастера архитектуры Петера Беренса под Берлином (Нойбабельсберг).

Позже с целью самообразования Жаннере предпринял ещё одно путешествие, на Восток (1911) — по Греции, Балканам и Малой Азии, где он имел возможность изучать древние памятники, фольклор и традиционное народное строительство Средиземноморья. Эти путешествия стали его университетами и во многом сформировали его взгляды на искусство и архитектуру.

Возвратившись на родину, Жаннере стал работать преподавателем в Школе искусств, той самой, где учился. В 1914 году открыл свою первую архитектурную мастерскую. В Ла-Шо-де-Фон им спроектировано несколько зданий, в основном это жилые дома, в частности, построенная для родителей вилла Жаннере-Перре (1912). Заказ местного часового магната вилла Швоб (или «Турецкая вилла», 1916—1917), по словам самого Ле Корбюзье, была первым проектом, в котором он почувствовал себя архитектором в полной мере.

В этот же период Жаннере создал и запатентовал весьма существенный для его творческой биографии проект Дом-Ино (1914) (совместно с инженером М. Дюбуа). В нём предугаданы возможности строительства из крупноразмерных сборных элементов, что по тем временам было новаторским шагом. Концепцию Дом-Ино Корбюзье реализовал позже во многих своих постройках.

В начале 1917 года Эдуард Жаннере покидает Ла-Шо-де-Фон и Швейцарию, чтобы обосноваться в Париже насовсем.

Период пуризма 1917—1930

По приезде в Париж Эд. Жаннере работает архитектором-консультантом в «Обществе по применению армированного бетона» Макса Дюбуа.

За время работы в нём (апрель 1917 — январь 1919), он выполнил довольно много проектов, в основном технических сооружений, — водонапорная башня в Поденсаке (Жиронда), арсенал в Тулузе, электростанция на реке Вьен, скотобойни в Шаллюи и Гаршизи, и другие.

Эти проекты, не отмеченные ещё особой оригинальностью, не включались Ле Корбюзье в его «Полное собрание произведений». Работая в упомянутом «Обществе…», Эд. Жаннере закладывает фабрику по производству строительных изделий в г. Альфортвиль и становится её директором. Преподаёт также рисование в детской художественной студии.

В Париже Эд. Жаннере повстречал Амеде Озанфана (фр. Amédée Ozenfant), художника, который познакомил его с современной живописью, в частности, с кубизмом. Озанфан знакомит с Браком, Пикассо, Грисом, Липшицем, позже с Фернаном Леже. Под влиянием этих знакомств Эд. Жаннере сам начинает активно заниматься живописью, которая становится его второй профессией.

Architects (from left): Erik Lallerstedt, Le Corbusier and Ivar Tengbom 1933 in Stockholm

Вместе с Озанфаном они устраивают совместные выставки своих картин, декларируя их как выставки «пуристов». В 1919 году Жаннере и Озанфан, с финансовой поддержкой швейцарского бизнесмена Рауля Ла Роша, начинают выпускать философско-художественный журнал «Эспри Нуво» (фр. «L’Esprit Nouveau» - "Новый дух"). Архитектурный отдел в нём ведёт Эд. Жаннере, подписывая свои статьи псевдонимом «Ле Корбюзье». В журнале «Эспри Нуво» впервые опубликованы «Пять отправных точек современной архитектуры» Ле Корбюзье, своеобразный свод правил новейшей архитектуры.

В 1922 году Эд. Жаннере открывает своё архитектурное бюро в Париже, в сотрудники он берёт своего двоюродного брата Пьера Жаннере, который становится его постоянным компаньоном. В 1924 году они арендуют под офис крыло старого парижского монастыря по адресу ул. Севр, 35 (фр. rue de Sevre, 35). В этой импровизированной мастерской создано большинство проектов Корбюзье, здесь работала группа его помощников и сотрудников.

Haus Citrohan (Weißenhofsiedlung)

Stuttgart Germany

В 20-е годы Эд. Жаннере (теперь уже Ле Корбюзье) спроектировал и построил несколько богатых вилл, создавших ему имя; большинство из них расположены в Париже или его окрестностях. Это постройки яркого модернистского стиля; их совершенно новая и даже вызывающая для своего времени эстетика заставила говорить о Корбюзье как о новом лидере европейского архитектурного авангарда.

Главные из них — вилла Ла Роша/Жаннере (1924), вилла Штейн в Гарш (теперь Вокресон, 1927), вилла Савой в Пуасси (1929). Характерные особенности этих построек — простые геометрические формы, белые гладкие фасады, горизонтальные окна, использование внутреннего каркаса из железобетона. Отличает их также новаторское использование внутреннего пространства — так называемый «свободный план». В этих сооружениях Корбюзье применил свой кодекс архитектора — «Пять отправных точек архитектуры».

Geneve immeuble Clarte

Для выставки «Осенний Салон» 1922 года братья Жаннере представили макет «Современного города на 3 млн жителей», в котором предлагалось новое видение города будущего. Впоследствии этот проект был преобразован в «План Вуазен» (1925) — развитое предложение по радикальной реконструкции Парижа. Планом Вуазен предусматривалось строительство нового делового центра Парижа на полностью расчищенной территории; для этого предлагалось снести 240 гектаров старой городской застройки.

Maison Blanch

Восемнадцать одинаковых небоскрёбов-офисов в 50 этажей каждый располагались по плану свободно, на расстоянии друг от друга. Высотные здания дополняли горизонтальные структуры у их подножия — с функциями всевозможного сервиса и обслуживания. Застраиваемая площадь составляла при этом всего 5 %, а остальные 95 % территории отводились под магистрали, парки и пешеходные зоны (по сопроводительной аннотации Л. К.) «План Вуазен» широко обсуждался во французской прессе и стал своего рода сенсацией.

В этом и других подобных проектах — это планы для Буэнос-Айреса (1930), Антверпена (1932), Рио-де-Жанейро (1936), «План Обюс» для Алжира (1931) — Ле Корбюзье развивал совершенно новые градостроительные концепции. Общая их суть в том, чтобы посредством новых планировочных методов повысить комфорт проживания в городах, создать в них зелёные зоны (концепция «зеленого города»), современную сеть транспортных магистралей — и всё это при значительном увеличении высоты зданий и плотности населения. В этих проектах Корбюзье проявил себя как последовательный урбанист.

В 1924 году по заказу промышленника Анри Фрюже в пригороде Пессак под Бордо был возведен по проекту Корбюзье городок «Современные дома Фруже» (фр. Quartiers Modernes Frugès). Этот городок, состоящий из 50-ти двух-трёхэтажных жилых домов, был одним из первых опытов строительства домов сериями во Франции.

Здесь применены четыре типа здания, различные по конфигурации и планировке — ленточные дома (тип «аркада»), отдельно стоящие (тип «небоскрёб») и блокированные. В этом проекте Корбюзье пытался предложить различные типы современного дома по доступным ценампростых форм, несложного в строительстве, и обладающего при этом современным уровнем комфорта.

National museum of western art , Tokyo

На Международной выставке 1925 года в Париже по проекту Корбюзье был выстроен павильон «Эспри Нуво». По своей эстетике и внутренней структуре павильон являл собой своеобразую модернистскую архитектурную декларацию — как и павильон Советской России архитектора К. Мельникова для той же выставки. Павильон «Эспри Нуво» включал в себя жилую ячейку многоквартирного дома в натуральную величину — экспериментальную квартиру в двух уровнях. Похожую ячейку Корбюзье использовал позже, в конце 40-х годов, при создании своей Марсельской Жилой Единицы.

1930-е годы — начало «интернационального» стиля

Жилой дом в поселке Вейссенгоф, Штутгарт, Германия. 1927

К началу 1930-х годов имя Ле Корбюзье становится широко известным, к нему начинают поступать крупные заказы. Один из первых таких заказов — Дом Армии спасения в Париже (1929—1931). В 1928 году Корбюзье участвует в конкурсе на здание Наркомлегпрома (Дом Центросоюза) в Москве, которое затем и было построено (1928—1935). Центросоюз явился совершенно новым, по сути, беспрецедентным для Европы примером решения современного делового здания. Строительство осуществлялось под руководством архитектора Николая Колли.

Дом Центросоюза

В связи со строительством Центросоюза Ле Корбюзье неоднократно приезжал в Москву — в 1928, 1929, в начале тридцатых. Встречался с Таировым, Мейерхольдом, Эйзенштейном, восхищался творческой атмосферой, царившей в стране в то время, и особенно достижениями советского архитектурного авангарда — братьев Весниных, Моисея Гинзбурга, Константина Мельникова. Завязал дружескую переписку с А. Весниным. Участвовал в международном конкурсе на здание Дворца Советов для Москвы (1931), для которого сделал чрезвычайно смелый, новаторский по замыслу проект.

Palace of Assembly Chandigarh

Архитектурным открытием был и построенный в 1930—1932 годах Швейцарский павильон в Париже — общежитие швейцарских студентов на территории Интернационального студенческого городка. Его оригинальность — в новизне композиции, наиболее неожиданным моментом которой были открытые опоры-колонны первого этажа, необычные по форме, эффектно сдвинутые к продольной оси здания. Сразу после завершения строительных работ Швейцарский павильон привлек внимание критики и прессы, заставил говорить о себе.

Chandigarh High Court

В послевоенные годы на одной из стен библиотечного холла Корбюзье создал большую настенную роспись в абстрактно-символическом ключе.

В 1935 году Ле Корбюзье посещает Соединенные Штаты, с лекциями совершает турне по городам страны: Нью-Йорк, Йельский университет, Бостон, Чикаго, Мэдисон, Филадельфия, опять Нью-Йорк, Колумбийский университет. В 1936 году вновь совершает подобную поездку, теперь уже в Южную Америку. В Рио-де-Жанейро, помимо чтения лекций, Корбюзье принимает участие в разработке проекта здания Министерства просвещения и образования (арх. Л. Коста и О. Нимейер).

По его инициативе на высотном офисном блоке этого комплекса было применено сплошное остекление, а также наружные солнцезащитные жалюзи-солнцерезы, — один из первых опытов такого рода.

Ле Корбюзье был одним из основателей международных конгрессов CIAM — съездов современных архитекторов разных стран, объединённых идеей обновления архитектуры. Первый конгресс CIAM состоялся в Ла Сарраз, Швейцария, в 1928 году. Градостроительные концепции Корбюзье легли в основу «Афинской хартии», принятой на IV Международном конгрессе CIAM в Афинах, 1933. Теоретические взгляды Ле Корбюзье изложены им в книгах «К архитектуре» (1923), «Градостроительство» (1925), «Лучезарный город» (1935) и других.

Chandigarh Secretariat

Все эти годы (1922—1940) в мастерской Корбюзье в Париже на улице Севр работали в качестве стажеров-учеников молодые архитекторы из разных стран. Некоторые из них стали впоследствии весьма известными и даже знаменитыми, как например, Кунио Маэкава (Япония), Дзюндзо Сакакура (Япония), Хосеп Луис Серт (Испания—США), Андре Вожански (Франция), Альфред Рот (Швейцария—США), Максвелл Фрай (Англия) и другие.

New York City United Nations UNO Генеральная Ассамблея ООН

Корбюзье был женат на Ивон Гали (фр. Yvonne Gallis), из Монако, с которой познакомился в Париже в 1922 году, официально брак был оформлен в 1930-м. В том же году Корбюзье принял французское гражданство.

Japanese Peace Bell of United Nations

Период 1940—1947

В 1940 году мастерская Корбюзье была закрыта, а сам он с женой перебирается на ферму вдали от Парижа, (Ozon, Пиренеи). В 1942 году Корбюзье совершил официальную поездку в Алжир, в связи с градостроительным проектом города Алжир. Вернувшись в том же году в Париж, ввиду отсутствия заказов, он занимался теорией, рисовал, писал книги.

К этому времени относится начало систематической разработки «Модулора» — изобретённой Ле Корбюзье системы гармонических пропорций, которую он применил в первых же больших послевоенных проектах. В Париже им было основано научно-исследовательское общество «Ascoral» (Ассамблея строителей ради обновления архитектуры), в котором он и председательствовал. В различных секциях общества дискутировались темы, так или иначе связанные с проблемами строительства, жилища и здорового обитания.

После освобождения во Франции начались восстановительные работы и Корбюзье был приглашен властями для участия в них, как проектировщик-градостроитель. Им были выполнены, в частности, планы реконструкции городов Сен-Дьё (1945) и Ла-Рошель (1946), ставшие новым оригинальным вкладом в градостроительство.

В этих проектах впервые появляется так называемая «жилая единица» Ле Корбюзье — фр. Unité d"habitation, прообраз будущего Марсельского Блока. В этих, как и в других градостроительных проектах, осуществляемых в то время, последовательно проводится идея «зелёного города», или, по Корбюзье, — «Лучезарного города» (фр. «La Ville radieuse»).

Corbusierhaus Berlin

В Сен-Дьё по заказу промышленника Дюваля Ле Корбюзье возводит здание мануфактуры Клод и Дюваль (1946—1951) — четырёхэтажный блок с производственными и офисными помещениями, со сплошным остеклением фасадов. В мануфактуре Дюваль были применены так называемые фр. brise-soleil («солнцерезы», — изобретённые Корбюзье особые навесные конструкции, защищающие остеклённый фасад от прямых солнечных лучей. С этого момента солнцерезы становятся своеобразным фирменным знаком построек Корбюзье, где они выполняют одновременно и служебную и декоративную роль.

Villa Anatole Schwob

В 1946 году Корбюзье вместе с другими известными архитекторами из разных стран (Нимейер, Ричардсон, Маркелиус и др.) приглашён для проектирования комплекса штаб-квартиры ООН на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке. Он работал над ним с января по июнь 1947 года. По некоторым причинам ему не пришлось участвовать в проекте до полного завершения и официально Корбюзье в списке авторов не фигурировал. Тем не менее, общая планировка комплекса и особенно высотное 50-этажное здание Секретариата (построено — 1951) в значительной степени отражают его проектные предложения.

Провокационный писатель, одарённый живописец, новатор в современной архитектуре, автор градостроительных теорий и непревзойдённый полемист 20 века - Ле Корбюзье, работы которого можно увидеть практически в любом городе мира.

Ле Корбюзье: краткая биография и главные принципы современной архитектуры


Ле Корбюзье, Нью-Йорк, 1947

1887

Шарль Эдуард Жаннере-Гри родился в городе Шо-Де-Фоне (Швейцария) . Позже взял псевдоним Ле Корбюзье.

1904

Корбюзье окончил школу искусств и выполнил свой первый архитектурный проект для одного из членов совета школы. На тот момент ему было 17 с половиной лет.

«В 17 с половиной лет я спроектировал свой первый дом. Он просто ужасен! Всегда обхожу его стороной.»


Вилла Фалле (Villa Fallet), Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds), Швейцария. 1905

1907

На заработанные деньги Корбюзье покинул провинциальный городок и отправился в образовательную поездку по Италии, Австрии, Венгрии, завершив путешествие во Франции.

1908 - 1909

В Париже он работал стажёром-чертёжником у Огюста и Гюстова Перре (Auguste and Gustave Perret) , которые были новаторами в своём деле и пропагандировали использование недавно открытого железобетона. Впоследствии они отказывались называть Корбюзье своим учеником за его «слишком крайние идеи».

1910

В течение 2 лет работы в Париже Корбюзье выучил немецкий язык и переехал под Берлин для стажировки у мастера архитектуры Петера Бернеса (Peter Behrens) , которого часто упоминают как первого в мире промышленного дизайнера.


Портреты Ле Корбюзье

1911

Шарль отправился в ещё одну образовательную поездку, на этот раз на восток - по Греции, Балканам и Малой Азии. Там он изучал древние памятники и традиционное народное строительство Средиземноморья.

1912 - 1916

После путешествия он вернулся в родной город и на протяжении 4 лет преподавал в школе, где учился сам.

В этот же период Корбюзье спроектировал и запатентовал проект Дом - Ино (Dom-Ino: dumos - дом, ino - инновация). Он основывается на концепции строительства из крупноразмерных сборных элементов. В то время это был значимый новаторский шаг в архитектуре. Концепцию Дом - Ино архитектор реализовал позже во многих своих постройках.

1917 - 1920

Шарль никогда не скрывал своей неприязни к родному городу, поэтому, когда появилась возможность, он сразу переехал в Париж. Там он встретил Амеде Озанфана (Amede Ozenfant) , который познакомил его с современной живописью. Тогда же Корбюзье нарисовал свою первую картину.

«Я предпочитаю рисовать, нежели разговаривать. Рисунок быстрее, и оставляет меньше места для лжи.»

Вместе с Озанфаном они устраивали совместные выставки картин, называя их выставками «пуристов» - сторонников лаконизма, борцов с эклектикой и декором. И создали философско-художественный журнал-обозрение «L’esprit Nouveau» (Новый дух) .


Номера журнала «L’esprit Nouveau»

1925

«В доме всё должно быть белого цвета. Каждый гражданин теперь обязан заменить шторы, постельное бельё, обои и всё остальное на вещи белого цвета. Очищая свой дом, вы очищаете себя.»

В этом же году Шарль создал «План вуазен» (Plan Voisin) или «Современный город на 3 млн жителей» - план по радикальной модернизации Парижа, который он считал «построенным на перекрестках дорог и протоптанным копытами ослов».

Архитектор планировал разрушить половину зданий, увеличить высоту новых (до 20 этажей), создать современную систему дорог и разбить город «на квадраты», тем самым повысить комфорт проживания в городе.

«Моя задача, моё стремление - вытащить современного человека из хаоса и катастроф, поместив его в счастливую атмосферу и гармонию.»

1928

В этот год Шарль построил здание Центросоюза в Москве. Оно стало новым, беспрецедентным для Европы примером решения современного делового здания.

1929

В своём журнале «L’esprit Nouveau» Корбюзье опубликовал «Пять отправных точек современной архитектуры» - свод правил новейшей архитектуры.

1. Дом должен стоять на опорах. За счёт этого помещения избавляются от сырости, имеют достаточно света и воздуха, строительный участок становится садом, который проходит под домом.

2. Внутренние стены располагаются в любых местах: планировка одного этажа не зависит от другого. Капитальных стен нет, вместо них - мембраны любой крепости.

3. Фасад выдвигается вперед от несущей конструкции. Таким образом, он теряет несущие свойства, и окна могут тянуться на любую длину без прямого отношения к внутреннему членению здания.

4. Ленточное окно, в которое сливаются оконные проёмы - обязательно. За счёт этого не только улучшается освещение помещений, но и формируется геометрический рисунок фасада.

5. Наверху дома должна быть плоская крыша-терраса с садом, «возвращающая» городу зелень, которую забирает объём здания. Сточные трубы размещаются внутри дома.

Корбюзье не баловал своих заказчиков декором. Цвет был единственным видом украшательства, которое он допускал.


Портреты Ле Корбюзье

Для многих молодых архитекторов «нового движения» свод правил стал «отправным пунктом» в творчестве, а для некоторых и своеобразным профессиональным кредо.

Вилла Ла Рош (Villa La Roche) и вилла Савой (Villa Savoye) , которые спроектировал Корбюзье, являются яркими иллюстрациями этих правил.

В Вилле Ла Рош с 1968 года располагается Фонд Ле Корбюзье, который занимается сохранением и популяризацией наследия архитектора.

Виллу Савой владельцы покинули 75 лет назад, измученные борьбой с протеч­ками. Сейчас вилла является памятником архитектуры.

1940

Во Франции начались восстановительные работы, и власти пригласили Корбюзье как проектировщика-градостроителя. Он создал планы по реконструкции французских городов Сен-Дьё и Ла-Рошель, в которых следовал своей идее «зелёного города».

1946

Ле Корбюзье возвёл здание мануфактуры Клод и Дюваль - четырёхэтажный блок с производственными и офисными помещениями, со сплошным остеклением фасадов.

При строительстве были применены «солнцерезы» (rise-soleil) - особые навесные конструкции, защищающие остеклённый фасад от прямых солнечных лучей, которые изобрёл сам Шарль. С этого момента солнцерезы становятся фирменным знаком построек Корбюзье. Они выполняют одновременно служебную и декоративную роль.

1948

Ле Корбюзье разработал систему пропорционирования в архитектуре «Модулор», основанную на золотом сечении и пропорциях человеческого тела. При разработке системы Шарль взял три анатомические точки: макушку, солнечное сплетение и верхнюю точку поднятой руки человека.

Сам архитектор описал её как «набор гармонических пропорций, соразмерных масштабам человека, универсально применимых к архитектуре и механике».


«Модулор» Ле Корбюзье

1950

Индийские власти штата Пенджаб пригласили Корбюзье и других архитекторов спроектировать новую столицу штата. Этот проект стал самым масштабным в его жизни.

К наиболее целостным и оригинальным работам относят Дворец Ассамблеи, Дворец Юстиции и монумент «Открытая рука».

Дворец Ассамблеи

«Открытая рука»

Дворец Юстиции

1952

Начало нового периода Корбюзье: он уходит от аскетизма и пуристской сдержанности. Теперь его почерк отличается богатством пластических форм и фактурной обработкой поверхностей.

«Марсельский блок» стал одним из известнейших проектов в новом стиле. Это многоквартирный жилой дом в Марселе, который распологается на просторном озеленённом участке.

Большинство общественных мест спроектированы на крыше. На ней есть сад, беговая дорожка, клуб, детский сад, спортзал и небольшой бассейн. Магазины, медицинские учреждения и небольшая гостиница расположены внутри самого здания. Этот дом, который Корбюзье называл «город внутри города», пространственно и функционально оптимизирован для его обитателей.

Проект был задуман как экспериментальное жилище с идеей коллективного проживания (своего рода коммуна).

«Я имею честь, радость и удовлетворение представить вам идеального размера жилой блок, образцовую модель современного жилого пространства.»

1950 - 1960

Корбюзье проектирует ряд зданий, которые закрепляют его славу европейского архитектора-авангардиста № 1.

Главные из них:

Капелла Роншан

Атеист Ле Корбюзье взялся за работу при условии полной творческой свободы. Вдохновение он нашел в найденной на пляже большой раковине, которая показалась ему выражением абсолютной защищенности.

Комплекс монастыря Ля Туретт

Здание построено в форме прямоугольника с внутренним двором, которое разделено крытыми галереями.

Здание Музея западного искусства в Токио

Через 19 лет после завершения строительства ученик Ле Корбюзье Кунио Макаева пристроил к музею несколько дополнительных помещений.

1965

Корбюзье скончался в возрасте 77 лет. Он утонул во время заплыва предположительно из-за сердечного приступа. Это произошло у мысау Рокебрюн, где он жил в своём летнем домике Le Cabanon площадью 15 кв/м. Le Cabanon - крошечная резиденция, которая построена как образец минимального жилища по Корбюзье.

«Юность и здоровье гарантируют возможность много производить, но требуются десятки лет опыта, чтобы производить хорошо.»

2003 - 2006

Жозе Убрери - ученик Ле Корбузье закончил строительство церкви Сен-Пьер де Фирмини, план которой великий архитектор разработал ещё в 1963 году. Тогда нехватка денег стала причиной заморозки проекта. Жозе не терял надежду на завершение работы и в начале 1990-х он создал фонд для сбора средств. В 2003 году строительство было начато вновь.

Ещё больше работ Ле Корбюзье

Швейцарский павильон, Франция, 1932

Дом культуры, Франция, 1965

Дом Guiette, Бельгия, 1926

Здание Объединённых Наций, США, 1952

Дом доктора Куручет, Аргентина, 1949

Вилла Сарабхаи, Индия, 1951

Дом в поселке Вейссенгоф, Германия, 1927

Здание Секретариата, Индия, 1958 (Tomo Yasu) , официальный сайт

Уловить параллели между работами Корбюзье и отечественным архитектором Александром Жуком можно в нашей статье про в Санкт-Петербурге.

А также, вам могут быть интересны биографии о:
- - легенде уличной фотографии

Одной из самых известных современных архитекторов

Промышленном дизайнере Braun

Ле Корбюзье – это такой же популярный бренд в наше время, как Coca-Cola или Nike. Когда речь заходит об архитектуре, имя Ле Корбюзье (Le Corbusier, 1885−1965) произносится так же часто, как речёвки фанатов во время футбольного матча.

Современных архитекторов часто сравнивают с мэтром архитектуры, его советы чтят и воплощают в жизнь, а посредственных дизайнеров характеризуют фразой «Не Корбюзье» (аналог - «Не торт»).

Так кто же он, этот великий архитектор начала XX столетия?

Художник, дизайнер, архитектор, первопроходец стиля «модерн», талантливый публицист приобрел популярность во всем мире благодаря своему фирменному почерку: свободному фасаду и свободному плану, блокам, парящим над землей, и необработанному бетону. Именно он подарил архитекторам и дизайнерам творческую свободу, уничтожил рамки, позволил строить так, как «они видят».

«Каждый великий архитектор - обязательно - великий поэт. Он должен быть большим оригиналом, переводчиком своего времени, своей эпохи» , − говорил американский архитектор .

Так вот, Ле Корбюзье и был как раз таким поэтом своего времени.

За исследование математических порядков Ле Корбюзье избран почетным доктором университетов в Цюрихе, Кембридже, Колумбии и Женеве. Он награжден множеством орденов: Рыцаря, Командора, Офицера высшего ранга. А также у него есть целых четыре золотых медали за разные заслуги.

Ле Корбюзье, урождённый Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, сформировал свои архитектурные принципы в пяти пунктах. Они назывались «Пять отправных точек архитектуры» , и были опубликованы в его собственном журнале L’Esprit Nouveau.

  • Первый − столбы-опоры, что-то типа домов на сваях, приподнятых над поверхностью.
  • Второй – плоские крыши-террасы, на которых можно разбить сад.
  • Третий – свободная планировка, доступная благодаря бетонным не несущим стенам.
  • Четвертый – ленточные окна, которые можно растянуть от угла до угла.
  • Пятый – свободный фасад из самых разнообразных материалов.

Любимый цвет дизайнера – белый. Он считал, что белый очищает, а очищая своё жилище, человек очищает и самого себя. Гармония – вот то, к чему так упорно стремился в своих проектах Ле Корбюзье.

Исследователи отмечают несколько периодов в жизни архитектора: Швейцарский (1887 – 1917), Период Пуризма (1917-1930), Интернациональный стиль (30-е годы), Период Нового Пластицизма (1950-1965).

Свой первый дом Ле Корбюзье спроектировал в неполные 18 лет. Всю жизнь архитектор считал его неприлично ужасным. Это Вилла Фалле (Villa Fallet, 1905) в Швейцарии.



Зато гонорар от «чудовищного дома» позволил молодому человеку отправиться в путешествие по Европе с целью образования. На стиль великого архитектора существенно повлияли его учителя. Ими были Перре, французские новаторы в железобетонной архитектуре, и первый в мире промышленный дизайнер немец Питер Бернес. У них Ле Корбюзье работал в начале века.

Другой учитель, художник Амеде Озанфан, повлиял на Корбюзье-художника. Под впечатлением от дружбы с ним была нарисована первая картина.

Известна цитата архитектора, в которой он говорит, что изображение предпочитает разговору, потому что оно гораздо честнее. Молодые люди нарекли себя пуристами, устраивали выставки своих лаконичных картин и выпустили собственный философский журнал.

Один из самых крупных проектов в творческой жизни мастера – индийский период (1950). По заказу властей он создал в штате Пенджаб Дворец Ассамблеи, Дворец Юстиции и монумент «Открытая рука», которая поворачивалась, как флюгер.

Затем появился другой знаковый проект – так называемая «Марсельская жилая единица» (1952) или город внутри города. Это экспериментальный, гармоничный жилой дом, по сути проживания в нем напоминающий коммуну. Ле Корбюзье спроектировал не только спальни и гостиные, он поместил внутрь постройки магазины, поликлиники и даже гостиницу.

Нечто похожее было у советского масштабного проекта «Дома на набережной» (1931) или «Дома советов» архитектора Б.М. Иофана. Там тоже подразумевались парикмахерские, кинотеатры и другие объекты различного предназначения. Сейчас эта идея в какой-то мере реализовалась в современных элитных жилых комплексах. Кстати, Ле Корбюзье неоднократно бывал в Москве, дело в том, что именно он был автором смелого, но, к сожалению, нереализованного проекта Дворца Советов в Москве, выигравшего в международном конкурсе. Кроме того, именно он выступил автором Здания Центросоюза. Так что жители столицы могут насладиться его творением, не тратя много времени на дорогу.



Но вернемся к Марсельскому блоку. Внешне он напоминает самую обычную многоэтажку с безликими квадратными окнами, правда, окрашенными в разные цвета. Одна из бетонных коробок, которые сейчас все так дружно ругают. Но внутри дом очень современный, стильный и яркий. Ле Корбюзье говорил о своем творении так:

«Я имею честь, радость и удовлетворение представить вам идеального размера жилой блок, образцовую модель современного жилого пространства»



На самом деле дом был всего лишь малой крупицей в масштабных планах архитектора. Он мечтал о постройке идеального города, в котором люди смогут жить гармонично и красиво. Он даже представил три действующих проекта − «Проект города на 3 миллиона жителей» (1932), «План Вуазена» (1925) и «Лучезарный город» (1930).

Очень сложно рассказать в одной обзорной статье обо всех проектах, мыслях и идеях одного из самых гениальных людей XX века. Их так много, что они становятся темами для диссертаций и целых курсов лекций.

Хочется верить, что нам удалось заинтересовать вас яркой и неординарной личностью Ле Корбюзье, и что после прочтения этого материала вам захочется «погуглить» об этом удивительном человеке и узнать о нем как можно больше. А если кому-то повезет – обязательно посетите Фонд Ле Корбюзье в Париже и Центр Ле Корбюзье в Цюрихе.

Мета-описание: Ле Корбюзье – самый выдающийся архитектор 20 века, строит в стиле модерн.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы