Про деток, от рождения до школы

Барма

Барма – русский зодчий XVI века. Трудился в составе псковской артели зодчих на строительстве храмов в Москве. В русской летописи XVII века говорится: «…дарова ему (Ивану Грозному) Бог двух мастеров русских по реклу Постника и Барму и была премудри и удобни таковому чудному делу». Имена мастеров древней архитектуры Бармы и Постника в летописях упоминаются вместе. По мнению некоторых исследователей, речь может идти об одном человеке. Барма и Постник - авторы выдающегося произведения русской архитектуры 16 века – храма Покрова «на рву» на Красной площади в Москве, в честь взятия Казани 2.10.1552 года. Но народ назвал его храмом Василия Блаженного, в память юродивого Василия, снискавшего всенародную любовь. Храм был построен в годы.

Иван Грозный повелел на месте деревянного собора соорудить восемь (по числу святых) каменных престолов. Но разместить семь приделов вокруг центрального, не представлялось возможным, не нарушая законов элементарной симметрии. Поэтому Барма и Постник осмелились ослушаться царского указа и основали девять церквей. Этот храм-памятник имеет праздничный, ликующий вид, смелый по композиции, причудливый по внешнему облику, почти скульптурное произведение с минимальной внутренней площадью. Современники-иностранцы отмечали, что он построен «скорее как бы для украшения, чем для молитвы». Древние зодчие под руководством Бармы и Постника создали монумент славы и торжества Руси. Это высшая точка развития русского зодчества XVI века. Собор воплотил всю мощь русского архитектурного гения и национальной школы зодчества древнего Русского государства.

Библиография

Брунов, древнерусского зодчества / . - М.: Гос. изд-во по строительству и архитектуре, 1953.
О псковских строителях Барме и Посникове, их работе в Москве. Казани, в Подмосковьес. Фото храмов. Воронин, Н. Сказочное творение Бармы / Н. Воронин // Комсомольская правдафевраля.
О соборе Василия Блаженного в Москве, построенном псковским зодчим Бармой. Творение псковича Бармы.- Псковская правдафевраля.
О соборе Василия Блаженного и посвященной ему статье И. Воронина в газете «Комсомольская правда». Артемов, В. Барма и Посник / В. Артемов // История№ 29. - С. 14-16.
О строительстве Храма Василия Блаженного. Литвинова, архитекторы / . - М.: Росмэн, 20с. : ил. - (Великие русские). - С. 23-25.
О творчестве зодчих Бармы и Постника. Ляхова, и Постник / // Ляхова архитекторы: История русского зодчества в биографиях его творцов.- Челябинск: Аркаим, 200с.: ил.- С. 52-54.

Постник Иван Яковлевич (Посник Иван)

Постник – псковский зодчий середины XVI века, строитель церквей и городских крепостных стен. Принимал участие в возведении Покровского собора на Красной площади. Имена мастеров древней архитектуры Бармы и Постника в летописях упоминаются вместе. По мнению некоторых исследователей, речь может идти об одном человеке. Имена Постника (Посника Ивана) связывают с Постником Яковлевым. Постник и Барма - авторы выдающегося произведения русской архитектуры XVI века – храма Покрова «на рву» на Красной площади в Москве, в честь взятия Казани 2.10.1552 года, но народ назвал его храмом Василия Блаженного, в память юродивого Василия, снискавшего всенародную любовь. Храм был построен в годы. В русской летописи XVII века говорится: «…дарова ему (Ивану Грозному) Бог двух мастеров русских по реклу Постника и Барму и была премудри и удобни таковому чудному делу». Иван Грозный повелел на месте деревянного собора соорудить восемь (по числу святых) каменных престолов. Но разместить семь приделов вокруг центрального, не представлялось возможным, не нарушая законов элементарной симметрии, поэтому Постник и Барма осмелились ослушаться царского указа и основали девять церквей. Они создали монумент славы и торжества Руси. Этот храм-памятник имеет праздничный, ликующий вид смелый по композиции, причудливый по внешнему облику, почти скульптурное произведение с минимальной внутренней площадью. Современники-иностранцы отмечали, что он построен «скорее как бы для украшения, чем для молитвы». Собор воплотил всю мощь русского архитектурного гения и национальной школы зодчества древнего Русского государства.

Библиография

Романов, Новгород и Москва в их культурно-художественных взаимоотношениях / // Известия Российской Академии истории материальной культуры. Т. 4.- Л., 1925.-С. 209-241.
О творчестве псковского зодчего Постника Яковлева. Воронин, по истории русского зодчества 16-17 вв. / .- М.;Л.: ОГИЗ, 1934.- С. 21.
О Поснике Яковлеве, каменщике Ивашке Ширяеве «с товарыщи», их работе в Казани и в Москве. Брунов, древнерусского зодчества / .- М.: Гос. изд-во по строительству и архитектуре, 19с.- С. 34-48.
Об архитекторах Барме и Постнике, построивших храм Василия Блаженного. Лобачев, В. Мнимая трагедия и настоящая тайна Ивана Постника: иностранец или русский? / В. Лобачев // Наука и религия.- 1993.- № 11.- С. 2
Краткие биографические данные по летописным материалам об Иване Постнике. Ляхова, и Постник / // Ляхова архитекторы: История русского зодчества в биографиях его творцов.- Челябинск: Аркаим, 200с.: ил.- С. 52-54.

Культура земли Псковской: [Электронный ресурс]. Вып. 1. : Мастера псковской архитектуры / Псков. обл. универс. науч. б-ка. ; сост. гл. библиотекарь Бутук Т. Д. - Электрон. дан. и прогр. (700 MB). - Псков: ПОУНБ, 20электрон. опт. диск (CD-ROM).

Барма и Постник (XV век) – архитекторы, авторы Покровского собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади в Москве .

Во время строительства храма Барма и Постник не пользовались рабочим чертежом в современном смысле этого слова, они строили по «размерам», нарисованным на строительной площадке, а также по гигантской модели будущего собора, сделанной из дерева в натуральную величину.

Впоследствии, в кирпичной кладке храма были обнаружены деревянные конструкции, оставшиеся от этого огромного натурного макета.


Многим известна страшная легенда, связанная с создателями храма Василия Блаженного.

Когда царь Иван Грозный впервые увидел построенный храм, то пришел в восторг от его красоты и великолепия. Грозный вызвал к себе зодчих, построивших храм, и спросил, смогут ли они создать такой же или, может быть, даже еще более красивый? «Сможем», - ответили зодчие. «А вот и не сможете!» - злорадно воскликнул царь и приказал выколоть зодчим глаза.



Поэт Д. Б. Кедрин посвятил целую поэму строителям Покровского собора, которая так и называется - «Зодчие».

В поэме Иван Грозный вопрошает мастеров.

«А можете ль сделать пригожей,

Благолепнее этого храма

Другой, говорю?»

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

Прикажи, государь!»

И ударились в ноги царю.

И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих, чтоб в земле его

Стояла одна такова,

Чтобы в Суздальских землях

И в землях Рязанских

Не поставили лучшего храма, чем храм Покрова!..

Барма и Постник

Клобуков доложил царю, к чему привели розыски. Макарий вспомнил имя Бармы, похвалил дьяковский храм; хотя митрополит не видел его много лет, но воспоминание о величавом строении сохранилось у него прочно.

– Да, такой зодчий сможет выполнить великое дело… – задумчиво сказал Макарий.

Царь указал: разыскать Барму и Постника. Осмотр дьяковского храма решили произвести позднее, в присутствии самого строителя.

Перед Клобуковым встала новая задача, спешно разыскать зодчих. А где их искать? Русь обширна, и никто не знает, в каком краю строят Барма и Постник.

Но царь торопил, и ко всем наместникам поскакали гонцы с наказами:

«Буде в той области, коей ты, боярин, правишь, сыщутся знаменитые зодчие Барма и Постник, не мешкая ни единого дня, отправить оных в Москву под строгим смотрением, и если в том государевом деле покажешь ты, боярин, небрежение, то ответ с тебя будет спрошен по всей строгости…»

На местах царский наказ наделал немало переполоха. Иные наместники вообразили, что Постник и Барма сбегут, если узнают, что их ищут, а потому и розыск велся тайно. Другие рассудили более здраво: если зодчие названы знаменитыми, значит их ждет царская милость, и надо искать их всенародно. По городам и селам пошли бирючи, громогласно обещая награду тому, кто доведет до сведения властей о местопребывании Постника и Бармы.

След зодчих отыскался под Ярославлем, в Толгском монастыре; там исправляли они монастырские стены.

Обрадованный наместник отправил за зодчими целый отряд во главе с приставом. Приказ был такой: немедленно забрать Постника и Барму и везти в Москву под строгим присмотром.

Наместник так долго внушал приставу важность порученного ему царского дела, что тот хотел сковать зодчих по рукам и ногам, опасаясь злоумышленного их побега. Постник долго убеждал его, что они бежать не собираются, и сунул щедрое подношение; тогда пристав обошёлся со строителями более мягко: усадил каждого в отдельную телегу и окружил плотным кольцом стрельцов.

Так Постник с Бармой и были доставлены в Москву и водворены в избе Посольского приказа. Иван Тимофеевич Клобуков навестил зодчих в тот день, как они приехали, и долго беседовал с ними.

О жизни своей зодчие рассказывали скупо.

– О чем много говорить! – удивлялся Барма, коренастый старик с кудрявой седой головой. – Ходили по Руси, строили. Там годик проработал, там другой, с места на место, из города в город, из села в село – глянул на себя, а уж и старость подошла, и голова в серебре… Так и прожил я век бобылем, за работой жениться не поспел. Вот говорю Постнику: «Эй, парень, пока не поздно, обзаводись семьей, а то останешься одиночкой, как я!» Так и ему все некогда да недосуг…

Постник, русоголовый, мощного сложения мужчина, уже доживавший четвертый десяток лет, добродушно улыбался:

– Нейдут за меня невесты: кочую я с молодых лет с наставником, гнезда доселе не свил. Вот ужо надо съездить на родину, в Псков, там домишко поставить – может, тогда и семьянином сделаюсь…

Зато о своих стройках Барма и Постник говорили много и охотно. Барма подробно рассказал, как строил он для великого князя Василия Ивановича храм в Дьякове. Василий Иванович, хоть и был обременен государственными делами, все же очень интересовался строительством, частенько наезжал в Дьяково. А когда построен был храм, щедро наградил Барму и хотел подарить каменные палаты в Москве.

– Мне воля дорога, государь, – ответил тогда Барма, – и эти палаты будут мне, как железная клетка птице…

И зодчий снова пошел странствовать по Руси. Привлеченный его славой псковитянин Иван Яковлев, по прозванию Постник, пришел к нему учеником, и с тех пор в продолжение многих лет они неразлучны. Постник не оставлял старого наставника, хоть давно сравнялся с ним мастерством.

Клобуков не скрыл от зодчих, с какой целью привезли их в Москву и какие надежды на них возлагаются, но просил никому не говорить о царских замыслах.

Разговором с зодчими Клобуков остался доволен и доложил о их прибытии царю. Через два дня состоялся прием.

Сбоку царя сидел митрополит в простой, не пышной рясе; позади стоял Клобуков, поглаживая окладистую рыжую бороду и делая Постнику успокоительные знаки.

– Вот мы, твои слуги, государь! – сказал Барма. – Требовал нас перед свои светлые очи?

– Жалую вас на прибытии, – ответил царь. – Как тебя земля, старче, носит?

– Как твоему батюшке, великому князю Василию Ивановичу, служил, так и твоему царскому величеству могу еще послужить! – Голос Бармы был спокоен и радостен.

– Я чаю, рассказывал вам Тимофеевич, зачем призвали мы вас. По долгом рассуждении приговорили мы построить на Москве пречудесный храм в память великого казанского похода…

– Слыхали, государь!

– Такой надо памятник поставить, чтоб века стоял, напоминал о воинах безвестных, положивших голову за дело русское, хрестьянское! – Голос царя гремел, щеки пылали.

– Великое дело, государь!.. – согласился Барма.

– Не все еще сказано! – прервал его царь. – Надо такой храм поставить, какого на Руси не бывало с начала времен и чтоб иноземцы, на оный посмотрев, диву бы дались и сказали бы: «Умеют русские строить!» Вот что мы держим с преподобным владыкой на мысли! Понятно вам сие, зодчие?

Митрополит кивком выразил полное согласие с царем. Клобуков из-за царской спины поощрительно улыбался.

– Рад слышать такие речи, государь! – сказал Барма.

– А ты что молчишь, Постник?

– В чину учимых я, государь, – скромно ответил Постник. – Решать подобает наставнику, а я из его воли не уклонюсь…

– Мнится, государь, это те мастеры, какие нам надобны, – молвил Макарий.

– Возьмешься, Барма? Ответствуй! – обратился к зодчему царь.

Барма низко поклонился:

– Коли не в труд будет, великий государь, повремени до завтра. Тяжек ответ. Возьмемся – пятиться некуда!

– Дело большое, подумайте, – согласился Иван Васильевич.

На другой день разговор возобновился.

– Беремся строить, государь, – заявил Барма, поприветствовав царя. – Как от счастья отказываться!

– Супротивничать не смеем, – сказал и свое слово Постник.

– Шубейками со своих плеч вас жалую! – воскликнул довольный царь. – Будете у меня в приближении.

Барма смело возразил:

– За тем не гонимся, государь! Но и не отнекиваемся от милости, ибо коли не будем у тебя в чести, то бояре твои помехи нам станут строить.

Лицо царя потемнело, глаза взглянули сердито:

– Уж эти мне бояре! Сидят у себя во дворах, как сомы в омутах, думают – я их не достигну. Да нет, шалят, у Ивана Московского руки длинные!.. И вы бояр не опасайтесь. Но… работать у меня!

– С делом не справимся – ответ будем держать! – твердо сказал Барма. – Только и ты нам препон не чини: чтоб мы были делу хозяева. А то ежели сей день так, а завтра иначе, то и зачинать не станем…

Речь Бармы понравилась царю:

– Владыко, слышь, как поговаривает? Это ермолинский дух в нем! Помнишь, ты мне про Ермолина рассказывал и мы гадали, есть ныне таковые мастера али нет?

Макарий смотрел одобрительно:

– Прав он, государь. Кому много дано, с того много и спрашивается. Но чтобы спрашивать, надо дать.

– Смел, смел ты, Барма! – оживленно продолжал Иван Васильевич. – За такие дерзостные речи голову отрубить али помиловать? Помилую: не убоялся ты моего гнева и молвил прямое слово!

Барма сказал:

– Дозволь, государь, сказать: строить будем из камня?

– А вы как полагаете?

– Дерево – бренно, камень – вечен.

– Строить будем из камня, – решил царь.

– На такой храм оклады сделать и всю видимость изобразить – дело долгое, государь, – сказал Барма. – И хоть Постник на это великий искусник, а все же много месяцев понадобится. И упреждаю, государь: ты нас не торопи – излишним поспешением делу повредим.

– Будь по-вашему, – согласился царь. – Все благо-потребное получите. Знаю, многие найдутся у вас ко мне дела, посему определяю: доступ вам в мой дворец во всякое время открыт.

* * *

Через несколько дней царь в сопровождении митрополита, ближних бояр и зодчих Постника и Бармы совершил поездку в село Дьяково осмотреть тамошний храм.

Барма водил царя Ивана по приделам, объяснял, как строил храм, почему расположил его именно так.

Больше двух десятков лет прошло с тех пор, как Барма в последний раз оглядывал прекрасное создание своего гения. Ему тогда казалось, что он уже старик. Но теперь Барма понял, как был в то время молод и как умудрила его жизнь за прожитые с тех пор годы.

– Расположение этого храма, государь, – говорил Барма, – взято из древних образцов деревянных наших церквей. Мы, русские зодчие, не хотели следовать образцам византийским, с их четырехугольным видом, более пригодным для палат. Древним русским церквам с прирубами, с шатровым покрытием подобен сей храм; он сложен из камня, но, по желанию строителей, мог быть и древян…

Пятиглавый дьяковский храм очень понравился царю и сопровождавшим его лицам. Храм не был увенчан пятью шатрами, но намечался переход к ним. Центральная, самая высокая глава опиралась на восемь коротких колонн, которые скрадывали переход от восьмигранника центральной башни к световому круглому барабану.

– Зело благолепен вид сего храма, – говорил митрополит. – Знаю его давно, но после твоих разъяснений, Барма, новыми глазами на него взираю.

– В таком роде думаете строить? – спросил Иван у зодчих.

– Намного и больше и лучше постараемся, государь, сделать! – заверили зодчие. – Все силы положим в новый собор, чтобы дивен он был и красовался на удивление и хвалу…

Богата древняя русская культура мастерами, чей самобытный талант воплотился в замечательных произведениях литературы, живописи, архитектуры. Но слишком мало имен сохранила нам древняя история.

Развитие русского зодчества в XVI веке отражало общегосударственный подъем, связанный с успешной борьбой за единство всей Русской земли, с ростом национального самосознания. Массовый рост городов и крепостей по всей территории государства, обширное внутригородское строительство способствовали численному и качественному росту строительных артелей. Почетным становится ремесло строителя, формируется личность зодчего. Их называют «государевыми мастерами», самых выдающихся даже упоминают в летописях. В ХVI веке их насчитывается более десяти. Среди них встречаются еще имена-легенды, которые до сих пор таят загадку. К таким мастерам относятся авторы выдающегося произведения русской архитектуры XVI века - храма Покрова «на рву» (Василия Блаженного).

Это мастера Барма и Постник. Вот как сообщает о них русский летописец в XVII веке: «...дарова ему (Ивану Грозному) бог дву мастеров русских по реклу Постника и Барму и была премудры и удобни таковому чудному делу». Оба эти имени встречаются в летописных источниках в разной интерпретации. Есть упоминание только одного имени Бармы. А в одном из древних документов названо имя псковского «городовых и церковных дел мастера» Постника Яковлева, направленного Иваном Грозным в 1556 г. в числе других псковских строителей в Казань - «новый город Казань делать». Есть и такое летописное известие, где имя Постник и прозвище Барма совмещаются в одном лице - «сын Постникова, по реклу Барма».

При сопоставлении различных письменных источников и на основе изучения сохранившихся построек почти все исследователи сходятся на. том, что зодчий Постник Яковлев, руководитель строительныx работ в Казани и один из авторов Покровского собора в Москве,- одно и то же лицо. По второму вопросу - является ли он единственным автором знаменитого храма или же с соавтором - мастером Бармой - мнения расходятся. Наиболее распространенной и устоявшейся точкой зрения является та, которая признает авторство за двумя зодчими. Строительство храма, начатое совместно в 1555 г., через год после отъезда Постника в Казань продолжалось в течение четырех лет под руководством Бармы. Возможно, что основное композиционное и художественное решение тоже принадлежит последнему. Так это или нет, в настоящее время сказать с большой достоверностью трудно. Лишь в одном мнении сходятся все исследователи - созданное Бармой и Постником в середине XVI века произведение является величайшим творением.

Его возникновение связано с героическими событиями в русской истории - победой русских войск в 1552 г. под Казанью. Возвратившемуся из Казани войску была устроена триумфальная встреча, которая вылилась в народный праздник. Автор «Повести о Казанском взятии» с восхищением описывает народное ликование. Торжественное шествие русского войска во главе с царем Иваном Грозным запечатлено на иконе «Церковь воинствующая». А в центре древней столицы, у стен Кремля на Красной площади, вознесся храм, равного которому ни до, ни после него не было создано на Русской земле. Он должен был прославить победу русского оружия и увековечить память всех погибших на полях сражений.

Все это определило характер архитектуры храма. Необычная композиция вызвала конкретной задачей, поставленной перед зодчими,- соорудить восемь церквей во имя святых, в дни празднования которых происходили основные события Казанского похода. Но уже при закладке храма зодчие внесли свои изменения, чтобы добиться большей органичности и совершенства композиции. Восемь церквей, расположенных вокруг девятой, центральной, поставлены на высоком подклете. Через несколько десятилетий с восточной стороны был пристроен десятый придел над могилой юродивого Василия Блаженного, чтимого в народе. Центральная церковь посвящена празднику покрова, совпавшему по времени со взятием Казани. Храмы-приделы, расположенные по сторонам света, имеют форму восьмигранных столпов. Они значительно выше четырех других, поставленных между ними. Это постройки кубической формы с бесстолпным внутренним пространством. Они во многом напоминают маленькие посадские церкви, в обилии строившиеся в Москве в то время. Особенность четырех последних состоит в том, что два восточных придела не имеют алтарных выступов - апсид, а два других, у западной стены, примыкающей к центральной церкви Покрова, имеют диагональный скос. Отличительной чертой плана Покровской церкви является вытянутость внутреннего объема по оси запад-восток. Гармоничная композиция всей группы церквей, высотная соподчиненность их между собой создают сложный, но удивительно органичный архитектурный ансамбль. Снаружи все церкви, за исключением центральной, увенчаны рядами кокошников, взбегающих вверх к основаниям вытянутых барабанов. Иногда кокошники чередуются с архитектурной декоративной формой, напоминающей фронтоны. Центральная церковь перекрыта высоким граненым шатром, на звездчатом основании которого первоначально были поставлены восемь декоративных главок, как бы повторяющих общую архитектурную композицию. Все церкви богато и причудливо украшены. Цельность декоративного убранства достигается благодаря применению единого набора элементов, характерных для кирпичной архитектуры XVI века.

Первоначально в цветовом отношении собор был более простым - на краснокирпичных стенах выделялись белые детали. Пестрая раскраска глав и роспись фасадов появилась в XVII - XVIII веках; тогда же были сооружены крытые наружные галереи, окружающие собор, и шатровая колокольня.

Необычен интерьер храма. Небольшое внутреннее пространство, отсутствие алтарей в некоторых приделах свидетельствуют о второстепенности его церковного назначения. Обращают на себя внимание своды приделов, выложенные из маломерного кирпича; некоторые из них украшены необычной кладкой в виде спиралевидных звезд. По периметру основания шатра выложена из изразцовых плит надпись, рассказывающая о создании храма. Весь яркий облик памятника подтверждает предположение, что все внимание зодчих было сосредоточено на внешних формах постройки, на бросающихся в глаза конструктивных новшествах, на сочной скульптурности масс и живописности фасада.

Велико градостроительное значение этого храма. Он вынесен с территории государева двора за стены Кремля на торговую площадь. И размерами, и архитектурными формами храм господствовал над всем пространством площади и примыкающими к ней районами Китай-города и Замоскворечья.

Архитектура Покровского собора стоит особняком в ряду памятников XVI века. По сложности композиции, по художественной обработке фасадов и интерьеров храму близка церковь Иоанна Предтечи в Дьякове близ Коломенского, построенная предположительно в 1547-1553 (или 1554) гг. Это дало основание некоторым исследователям приписать авторство постройки строителям Покровского собора.

Как уже упоминалось, Постник Яковлев в 1556 г. в числе многочисленной артель псковской строителей по распоряжению Ивана Грозного был направлен в Казань для возведения новых крепостных стен. Имя его впоследствии многократно упоминается в Казанских писцовых книгах. Поэтому можно предположить, что он был руководителем строительных работ. Помимо построек в Казани по близкому сходству с ними псковским мастерам приписывается и создание двух храмов в Свияжске. Это два храма в Успенском монастыре - собор и Никольская трапезная церковь. Оба здания были значительно перестроены в последующие эпохи. Но и сейчас в них, как и в церкви Благовещения в Казанском кремле, можно видеть явно выраженные черты псковской архитектурной школы XVI века: завершение основного объема здания восьмискатным покрытием с трехчастным членением фасадов, оканчивающихся многолопастными арками, характерные декоративные мотивы из поребриков, бегунков, арочных тяг на апсидах, бровок над щелевидными окнами.

Значение сооружений, созданных русскими мастерами Бармой и Постником, и особенно самого прекрасного из них - Покровского собора в Москве, переоценить нельзя. Оно прежде всего в том, что в них утверждается талант и большое мастерство зодчих национальной архитектурной школы древнего Русского государства.

Люди приезжают на дачу не для того, чтобы сидеть в четырех стенах. Но для комфортного отдыха на свежем воздухе нужны дополнительные постройки, такие, как беседка. Разбираемся, крытая постройка какого типа подойдет именно вам?

Беседка на даче – не просто оригинальная конструкция, гармонирующая с общим стилем сада, но и место для отдыха всей семьи. Если вы решили украсить участок этой малой архитектурной формой, то знайте, что сегодня разнообразие беседок богато, как никогда. Можно купить готовое строение, привлечь специалистов для постройки либо соорудить беседку своими руками. Какой из вариантов предпочтительней?

Типы конструкции беседок

Беседку для дачи нужно подбирать в зависимости от размеров участка, оформления ландшафта и общего архитектурного ансамбля. Она не должна выглядеть чужеродным элементом, а гармонично вписываться в концепцию оформления участка и являться его логическим продолжением. Любое подобное архитектурное украшение в первую очередь должно нравиться хозяевам и отвечать их представлениям о красоте и функциональности.

Обычно выделяют три вида беседок:

  • открытые – ротонды, навесы;
  • полуоткрытые – традиционные дачные беседки;
  • закрытые – летние кухни, павильоны, домики-гриль.

Открытые летние беседки – это простые, легкие и недорогие постройки, которые продают в готовом виде либо возводят своими силами. Их основу составляют четыре металлических или деревянных столба и компактная крыша. Это наиболее удобный вариант для владельцев небольших участков: такое строение не будет закрывать другие постройки, грядки и теплицы, а располагают его обычно под тенью плодовых деревьев или вблизи дома. Лучшее украшение открытой беседки – неприхотливое вьющееся растение – лиана или дикий виноград. Со временем оно оплетает всю постройку, превращая ее в "живую".


Полуоткрытые беседки – конструктивные особенности таких беседок состоят в том, что по периметру каркаса установлены бортики или ограждения. Они также в достаточной мере "открыты все ветрам", но их внутреннее пространство имеет четкие границы. "Окошки" в таких беседках завешивают шторами, реже устанавливают стеклопакеты или вставки из поликарбоната. Это довольно популярный вариант для дачного участка средних размеров, где можно разместить такую постройку без ущерба для остальных элементов.


Закрытые беседки – это почти полноценные домики. Их возводят из дерева или кирпича, оборудуют окнами и дверями, а также освещением, отопительными приборами, полками и т.д. В беседке закрытого типа устанавливают летнюю кухню, мангал, печь-барбекю и другие принадлежности для комфортного отдыха в любую погоду. Разновидностью такого капитального сооружения является застекленная беседка для дачи – каркасная конструкция из металла, дерева или кирпича с безрамным остеклением в проемах. Такие "домики" понадобятся радушным хозяевам – обладателям больших участков.


Форма и размер беседки

Разнообразие форм и размеров современных беседок поражает воображение. Но даже среди этого "фейерверка" конструкций можно выделить несколько типичных форм:

  • прямоугольные – такую форму чаще всего придают навесам, кирпичным и деревянным строениям, сварным или металлокаркасным конструкциям;


  • многоугольные – в основе таких конструкций лежит шести- или восьмиугольник. Обычно такую форму придают полуоткрытым беседкам из кованого металла или дерева;


  • круглые – цилиндрическая или округлая форма обычно характеризует классическую беседку-ротонду. Крыша таких беседок выполнена в форме купола, их часто украшают вьющимися растениями;


  • комбинированные – подобную разновидность применяют при строительстве беседок – "летних домиков". Она сочетает в себе навесы, многоугольную основу и дополнительные аксессуары.


Общее правило при подборе формы беседки такое же, как и для типа конструкции в целом – гармоничное сочетание всех элементов. Например, прямоугольные беседки обычно декорируют резьбой по дереву, коваными металлическими элементами или каменной кладкой. В открытых беседках такого типа лучше всего размещать мангалы и барбекю. Круглые беседки гармонируют с арками, плавными линиями, сводчатыми окнами и т.д. А многоугольные постройки вписываются в любой экстерьер.

Что касается размеров беседки, то они напрямую зависят от параметров участка и свободного места на нем. Самый практичный и универсальный вариант для небольшой семьи – многоугольник 3х3 м. Если дача в вашем понимании – это, прежде всего, место отдыха, выбирайте прямоугольный вариант беседки площадью 6-12 кв.м. Также на небольшом пространстве выгоднее смотрятся воздушные и ажурные легкие конструкции, а на обширных участках – "летние домики".

Для чего нужна беседка

При возведении беседки следует учитывать, для чего она будет использоваться. Если для небольших посиделок в тесном кругу, то лучшего варианта, чем открытый "многоугольник" или простой навес не придумать. Беседку, в которой будет установлен мангал, сооружают из кирпича или камня, как лучших огнеупорных материалов. Такое строение получится довольно объемным, поскольку очаг должен располагаться минимум в 3 м от места застолья.


Универсальным вариантом, который избавит от забот о размерах беседки, станет разборная конструкция. Все просто – устанавливаете такую беседку только на лето, а по окончании сезона убираете. И фундамент такой постройке не нужен, в отличие от остальных видов беседок.

Фундамент для беседки

Определившись со всеми характеристиками, следует выбрать подходящий для беседки фундамент:

  • плитный – подойдет для небольших беседок, расположенных на ровной поверхности, она же будет служить полом;
  • столбчатый – построенная на таком фундаменте беседка приподнимается над уровнем земли. Это основание подойдет для почвы любого типа;
  • свайный – самый сложный тип фундамента, который не всегда целесообразно возводить для беседки. Но он отлично подходит для установки беседок на склоне;
  • мелкозаглубленный ленточный – без такого фундамента нельзя будет построить "летний" домик.


Какие материалы для беседки считаются лучшими

И в заключение упомянем несколько самых распространенных материалов, которые обычно выбирают при создании беседки на участке.

1. Дерево. Натуральный и податливый природный материал позволяет превращать беседки в настоящие произведения искусства. Выбрав дерево в качестве исходного материала, вы сможете выстроить беседку в одном из следующих стилей:

  • прованс –полуоткрытуюбеседку в таком стиле отличают столбики из бруса, деревянная решетка или вагонка. Элегантность подчеркнет светлая мебель ;
  • шале – такое сооружение выделяется своей массивностью, его строят из обрезных досок, бруса и толстых бревен;
  • итальянская классика – фигурные столбики, парапет из балясин, точеная мебель и изящные линии – типичные признаки итальянской беседки;
  • японский (восточный) стиль – для сооружения японской беседки используют четыре вертикальных столба из массивного бруса, односкатную крышу с мощными стропилами и декоративную решетку со строгими прямоугольными ячейками;
  • средиземноморский – для этого стиля характерно использование бруса, досок и песчаника мягких природных оттенков. Также беседку обычно драпируют шторами-парусами;
  • рустикальный – беседки в стиле "жилище лесовика" сооружают из бревен, пней, коряг и других лесных материалов и украшают бутовым камнем.


2. Металл. Беседки данного типа лучше спрятать в тени густых деревьев или на участке с обильной растительностью. Кованые беседки, как правило, имеют основание в виде многоугольника и легкую многоскатную крышу.


3. Кирпич или камень. Крупные и прочные сооружения такого типа выбирают для сооружения летних кухонь, домиков для гостей, зон барбекю и т.д.


Беседка на даче – это комфортная зона отдыха и расслабления, где можно быстро восстановить и накопить силы. Помните, что главный фактор уюта – не материал, из которого изготовлена беседка, а хорошая компания. Поэтому, выбирая конструкцию, форму и материал для беседки, позаботьтесь прежде всего о том, чтобы в открытом летнем строении удобно было всем домочадцам и друзьям.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы