Про деток, от рождения до школы

Городская усадьба состоит из главного дома, расположенного в глубине участка, двух боковых флигелей (Западного и Восточного), соединённых с домом полукруглыми в плане декоративными стенками, образующими парадный двор, отделённый от улицы оградой с воротами, а также каретного сарая, расположенного у юго-восточного угла главного дома.

Главный дом представляет собой трёхэтажное кирпичное прямоугольное в плане здание с двумя подвальными помещениями. Главный фасад имеет пятичастную структуру с тремя ризалитами – в центре и по бокам. В центральной части главного фасада расположен ризалит в три окна, увенчанный фронтоном. Над окнами второго этажа расположен горельеф, окна оформлены сандриками с кронштейнами и лепными барельефами. Боковые ризалиты акцентированы полукруглыми оконными проёмами первого этажа, на втором этаже размещаются лоджии, фланкированные колоннами с коринфскими капителями. В семи парадных залах второго этажа сохранились живописные плафоны начала XIX в., в интерьерах сохранились лепные, местами позолоченные карнизы, лепные розетки, филёнчатые двупольные двери с позолотой, оконные переплёты, латунные петли, ручки, а также печи, облицованные белыми кафельными изразцами. В здании сохранились кирпичные своды первого этажа, мраморная парадная лестница с металлическими балясинами XIX в. и деревянная лестница, ведущая на третий этаж.

Западный и восточный двухэтажные флигели, обращённые торцом к Малой Никитской ул., соединены с главным домом полукруглой стенкой, которая в 1960-е гг. была превращена в крытую галерею. Первый этаж флигелей кирпичный, второй – деревянный. В западном флигеле частично сохранились деревянные перекрытия, на втором этаже сохранился паркет конца XIX – начала ХХ вв. В восточном флигеле сохранились деревянные перекрытия, четыре филёнчатые двери в помещениях второго этажа, две печи, облицованные белыми кафельными изразцами.

История дома известна с 1715 г., когда Данила Остафьевич Томилин продал свой двор за Никитскими воротами дьяку Михайлову. В это время на дворе уже стояли обширные каменные постройки. В XVIII в. двор принадлежал княгине Анне Петровне Гагариной, её брату барону Исаю Шафирову, И.И. Вельяминову, М.М. Нарышкиной, затем её племянникам Василию, Петру и Дмитрию Александровичам Новосильцевым. В 1795 г. усадьбу купил князь Алексей Николаевич Долгоруков, при котором ансамбль подвергся перестройке. Чертеж фасада, планы первого и второго этажей вошли в «Альбомы партикулярных строений Москвы» М.Ф. Казакова. Дом, показанный без флигелей и дворовых построек, в «Альбомах» представлен уже после капитальной перестройки конца XVIII в. На плане 1806 г. возведены деревянные пристройки к обоим флигелям (с внешней стороны). К западному флигелю была пристроена кухня, вероятно, пристройка ко второму флигелю предназначалась для этого же.

В 1808 г. А.Н. Долгоруков продал свой двор «со всяким в нём деревянным и каменным строением и с садом» князю Н.А. Голицыну, который надстроил вторые деревянные этажи на каменных флигелях.
В 1811 г. усадьбу купил П.Ф. Соковнин. Осенью 1812 г. в усадьбе Соковнина сгорели деревянные постройки, в том числе и выстроенные князем Голицыным вторые этажи на флигелях. Соковнин в короткое время восстановил ансамбль после пожара 1812 г. и много занимался надворными постройками, был восстановлен восточный флигель и «проезды», уже в 1813 г. были выстроены в дереве вторые этажи жилых флигелей.

В 1819 г. Соковнин умер, оставив дом дочери Софье Прокофьевне. Краткая опись 1820 г., сделанная для Дворянской опеки, указывает, что «нижний и верхний этажи как должно отделанные, а средний бельэтаж весь без отделки». На плане 1816 г. видно, что главный дом остался в очертаниях начала XIX в., исчезли деревянные пристройки на торцах, но были воссозданы закруглённые проезды, соединяющие главный дом с флигелями. В описании дома 1820 г. коротко отмечено: «во всех верхнего этажа комнатах стены и потолки расписные». Была создана вся хозяйственная зона на территории, выходящей на Гранатную улицу, где были возведены обширные кирпичные флигели, в восточной части двора была поставлена «кухня каменная... , в ней очаг», к северо-западному углу дома была пристроена каменная конюшня и каретный сарай с сушильней. Сохранялся и сад.
По документам графиня Софья Прокофьевна Соковнина-Бобринская была хозяйкой дома на Малой Никитской 50 лет. При ней в доме прошло несколько ремонтов. Постоянно обновляли помещения в сдаваемых в наём флигелях. В большом доме провели значительные отделочные работы в 1844–1848 гг.
Были частично изменены и фасады здания. Рустом отделаны оба нижних этажа, над окнами второго этажа по центру здания появился барельеф, сохранившийся до сих пор. В 1838 г. парадное крыльцо дома было оформлено площадкой из белого и «дикого» камня без ступеней. При крыльце были «4 столба дикого камня и железный зонт».

В 1869 г. дом унаследовал сын С.П. Бобринской граф Алексей Васильевич. Единственным нововведением в это время была переделка главного зала под парадный кабинет хозяина в восточном стиле. В 1884 г. во дворе по Гранатному пер. был выстроен западный трёхэтажный жилой флигель. Автором проекта был известный архитектор С.С. Эйбушиц.

В 1888 г. владельцем усадьбы стал А.А. Бобринский, при нём в 1889 г. по Гранатному пер. был выстроен восточный трёхэтажный жилой флигель, к нему примыкали хозяйственные постройки. В 1895 г. был капитально отремонтирован дом. Все работы производились под руководством архитектора Арбатской части М.Л. Никифорова. Эти перестройки были связаны с тем, что новый владелец стал сдавать не только флигели, но и главный дом. В 1897 г. к его западному торцу была пристроена библиотека. В главном доме более чем на десять лет поселилась семья графов Клейнмихелей, с 1913 г. два верхних этажа были сданы частной гимназии А.А. Адольфа.

В 1918 г. усадьба Бобринских была национализирована. Флигели превратили в коммунальные квартиры. В главном доме располагались последовательно учреждения Наркомпроса РСФСР, Московская секция Российской Академии истории материальной культуры, школа для детей сотрудников ВЦИК, Государственный Комитет по архитектуре и др. С 2004 г. в здании расположились департаменты Министерства культуры РФ. В здании проводились реставрационные работы в 1998 и 2004 годах.

Две мраморные статуи XVIII в. по сторонам парадного двора - «Парис» и «Елена» перенесены сюда в 1947 г. из Музея архитектуры.

Объект культурного наследия федерального значения.

При строительстве филиала Ельцин-центра внутренние перегородки строений усадьбы Долгоруковых-Бобринских разобраны, сохранились лишь фасады.

Незаконнорожденного сына Императрицы Екатерины II и графа Григория Орлова, появившегося на свет в 1762 году, - часто связывают с усадьбой в городе Богородицке Тульской области. Между тем, фамилия «Бобринский» происходит от названия другой его тульской усадьбы - «Бобрики», что на территории нынешнего города Донского.

ХОДЫРЕВ ПОЧИНОК

В XVI веке население многих тульских городов и поселений составляли в основном военные «засечники», которые держали оборону в сторожевых башнях-крепостях и занимались с семьями освоением плодородных земель. Таким сторожевым местом и был Ходырев Починок, позднее ставший называться Бобрик-горой (что в черте нынешнего города Донского Тульской области). Впервые о нем упоминается в Писцовой книге 1571 года:

«На реке на Дону усть речки Бобрика церковь страстотерпца Георгия поставление и строение приходное, а стоит без пения, а дворов у церкви: двор попов пуст, во дворе пономарь. Пашни в поле доброй земли 5 четьи, да дикого поля 25 четьи...»

Военные холопы князя Мстиславского и их предводитель по кличке Ходор привезли сюда с собой из костромских мест священника. Церковь страстотерпца Георгия просуществовала почти два столетия. А характер поселения постепенно менялся. Князь Мстиславский лишился своих земель, а пришедшие ему на смену новые дворянские помещики укрепляли здесь крепостное право, привозя с собой своих поместных крестьян.

Село расширялось и стало именоваться Спасское-Бобрики (или просто Бобрики), так в этих речных местах обитало множество бобров. В царствие Петра I в верховьях Дона (в том числе и в районе села Бобрики) решено было соорудить огромный для того времени Ивановский канал (Епифанские шлюзы), который должен был соединить Дон с Волгой через Иван-озеро и реки Шат, Упу, Оку.

На строительство со всех концов России были согнаны подневольные крепостные крестьяне. Число их доходило до 20 тысяч человек. Но к 1720 году строительство постепенно прекратилось, так как организованный тогда выход России к Балтийскому морю сделал Ивановский канал просто ненужным. Рабочих отправили назад в свои деревни, а село Бобрики стало, как и прежде, малолюдным…

НАСЛЕДСТВО ЕКАТЕРИНЫ II

В 1763 году Екатерина II стала владеть Бобриковской и Богородицкой волостями в Тульской губернии (ныне это города Донской, Богородицк, Северо-Задонск и Новомосковск). Эти имения царица купила у тогдашнего хозяина этих мест Ладыженского и перевела их из дворцового ведомства в личную собственность. В 1770 году она решила передать свои тульские вотчины (80 километров в длину и 60 километров в ширину) внебрачному сыну от Григория Орлова Алексею, который получил их в наследственное пользование.

«...Что Вы в городе Богородицке и в селе Бобриках дома заложили, а церковь в обоих местах заложите будущею весною, я довольна», - пишет Екатерина II князю С.В. Гагарину в письме от 17 сентября 1773 года. Причем в Богородицке предполагалась лишь летняя усадьба. Закладка большого дворца в «Бобриках» состоялась 24 мая 1773 года, а весной следующего года там была заложена церковь, которая стала носить название «Нерукотворного образа Спасителя».

Осенью 1774 года Алексей был привезен из Германии в Петербург (известные и влиятельные родители скрывали мальчика за границей, и до 12 лет у него не было даже фамилии), затем был представлен Императрице в числе других пажей и помещен в Сухопутный шляхетный кадетский корпус. При поступлении Алексея в корпус стало необходимым окончательно установить для него фамилию. Екатерина в течение 12 лет не могла избрать фамилию для своего внебрачного сына, называя его то Романовым, то Сицким, то принцем Еверским (по своему германскому владению). Наконец, она остановилась на самом простом решении и дала Алексею Григорьевичу фамилию, которая была образована от названия предназначавшегося ему имения - «Бобрики» в Тульской губернии. Так ему была дана фамилия Бобринский.

Строительные работы в «Бобриках» продолжались до 1778 года. Тогда же была освящена местная церковь, построенная по проекту знаменитого архитектора, приверженца классицизма И.Е. Старова, и в ней прошла первая служба. Архитектура храма совершенно не похожа по форме на обычные православные церкви. Здесь отсутствовали традиционные маковки-главы, колокольня была выдвинута на фасад. Весь вид церкви казался очень схожим с собором Петра в Риме. Католические мотивы поначалу вызвали противодействие епископата при Священном Синоде. Но в синодальный период царица являлась также главой церкви, поэтому Синод одобрил проект Старова. Строили церковь тульские и московские мастера под руководством архитектора Я.Л. Ананьева.

Еще в 1776 году также архитектором И.Е. Старовым в «Бобриках» для Алексея Григорьевича Бобринского был построен громадных размеров (даже по современным представлениям) и рядом на живописном холме при слиянии рек Дон и Бобрик разбит прекрасный парк, обустройством которого впоследствии занимался сам . Но у этого дворца - своеобразная судьба. Он никогда не отделывался изнутри и оставался необитаемым…

УСАДЬБА С НЕЖИЛЫМ ДВОРЦОМ

В 1796 году Указом Павла I Бобринскому и его потомкам был дарован титул графов (на фамильном гербе - в том числе и бобер). Именно в это время Алексей Григорьевич с семьей переезжает из Петербурга в Тульскую губернию. Из двух своих владений он выбирает не большую усадьбу в «Бобриках», а гораздо меньшее имение в Богородицке. Возможно, это было связано с тем, что ремонтировать дворец в «Бобриках» было слишком дорого, а в Богородицке все уже было готово для жизни и не требовалось больших капиталовложений. Дворец в «Бобриках» так и остался пустой - никто из семейства там никогда не жил.

Усадьба в Богородицке пришлась по вкусу новым хозяевам. Здесь прожило четыре поколения Бобринских… Умер первый граф Бобринский в 1813 году в родовом имении - в Богородицке, но для вечного упокоения мужа его вдова Анна выбрала усадьбу «Бобрики», дальний угол парка по мысу. Тогда и появилась родовая усыпальница-ротонда из белого камня, оформленная сдвоенными пилястрами, ложными окнами, карнизами под «деревянное зодчество» и словно привинченным куполком-крышкой.

Сооружена ротонда была под руководством архитектора Василия Милинского, считавшего себя учеником Ивана Старова. Усыпальница была построена также в стиле классицизма и гармонично дополняла дворцовый ансамбль. Тело А.Г. Бобринского в 1815 году было торжественно погребено в усыпальнице. Там же со временем нашли свой вечный покой потомки первого графа…

Проходили годы, дворец в усадьбе «Бобрики» ветшал… В начале 1840-х годов его начали частично разбирать… 31 августа 1855 года был запущен в производство сахарный завод в «Бобриках». Построил его Василий Алексеевич Бобринский, младший сын Алексея Григорьевича. Для этого он приказал окончательно сломать дворец, построенный Старовым. Продал медную крышу и материал - из его кирпича в недалеко расположенном отсюда городе Епифани было построено много домов. Часть кирпича пошла на сахарный и винокуренный заводы, которые стали давать ощутимую прибыль. Был также построен одноэтажный дом, где граф жил во время своих летних редких посещений села Бобрики.

НА ГРАФСКИХ РАЗВАЛИНАХ

От зданий сахарного и винокуренного заводов В.А. Бобринского не осталось совершенно никаких следов… В сентябре 1921 года усыпальницу графов Бобринских разграбили и приспособили под склад. Десять гробов из семейного мавзолея закопали в общей могиле за усыпальницей, где покоился прах последней графини Елизаветы, жившей в одиночестве в усадьбе и скончавшейся в 1915 году.

В 1930-е годы усадьба «Бобрики» превратилась в городской парк. Здесь разместили пионерский лагерь и дом отдыха для горняков. А в Свято-Преображенской церкви открылся музей Подмосковного угольного бассейна с уникальным планетарием, существовавшим с 1940 года до начала девяностых годов, работавшим на аппарате, сконструированном сотрудником музея, изобретателем-самоучкой М.В. Чистозвоновым.

Одноэтажный графский дом, возведенный по приказу В.А. Бобринского, просуществовал до 1955 года. Потом он сгорел, а на его месте был построен детский санаторий.

В 1991 году церковь вернули Тульской епархии и отреставрировали, в ней начались службы, а в 1998 году восстановили колокольню. Сейчас этот храм находится в очень хорошем состоянии. В ноябре 2001 года могилу Бобринских отыскали новомосковские археологи. В январе 2004 года графские останки вернулись в усыпальницу, которую начали восстанавливать. На церемонии перезахоронения присутствовал представитель графской династии Алексей Николаевич Бобринский, приехавший из Москвы.

Эта усыпальница по классификации памятников считается единственным этого типа сооружением в России. Об уникальности ее свидетельствует и тот факт, что все чертежи и рисунки сохранены и находятся в архивах Санкт-Петербурга, Москвы и института «Спецпроектреставрация». Однако сейчас, как я увидел на месте, работы по реставрации усыпальницы фактически приостановлены. Само здание и не очень целая ограда вокруг него имеют по-прежнему обветшалый вид, отсутствуют свежие следы штукатурки, побелки и покраски, на крыши здания - среди рубероида по «обрешетке» заметны зияющие дыры, на стенах красуются современные «граффити» совсем не по теме…

Если спуститься от усыпальницы к реке, то недалеко от места впадения в Дон речки Бобрик, у покосившегося самодельного мостика скудные мутноватые речные воды источают очень неприятный запах… Да и сам парк немного ухожен лишь в районе центральной липовой аллеи… И все-таки хочется надеяться на лучшее. Ведь такое место, очень богатое своей насыщенной историей, как бывшая усадьба «Бобрики», заслуживает самого пристального внимания, причем даже на федеральном уровне.

Для своего незаконнорожденного сына Екатерина Великая построила усадьбу, которой может полюбоваться любой желающий. Богородицкий дворец, или усадьба Бобринских - одно из самых красивых сооружений Тульской области. На месте разрушенной в далеком 1660 году Богородицкой крепости возводится значительный загородный ансамбль, выполненный в духе русского классицизма. Над рекой со звучным названием Уперта возвели невесомый на вид двухэтажный дом с бельведером.
> Западный фасад дворца Бобринских отличается полукруглым выступом, за которыми внутри находятся просторные овальные залы. Восточный фасад украшает балкон и поддерживающие его тосканские колонны. К сожалению, точных сведений о том, как выглядел дворец изнутри, не сохранилось. После пожара в начале XIX в. от интерьеров не осталось ничего. Имелись лишь разрозненные устные описания местных жителей, в том числе управляющего усадьбой, и единственный чертеж архитектора, Старова.

> Образ дома поддерживает многоярусная въездная башня. Это колокольня в стиле петровского барокко, популярного в эти времена. Возведена башня примерно в 60-70 годах ХVIII века. Ее архитектор, к большому сожалению, неизвестен. Таким образом, въездные ворота так же служили звонницей. расположенной недалеко усадебной церкви - Казанской.

> Сегодня усадьба Бобринских отреставрирована и готова встречать гостей. Так же посетителям будет интересна еще одна достопримечательность - усадебный парк, который хорошо сохранился до наших времен. Во дворце Бобринских можно организовать бракосочетание или выставку. Карта парка:

>

Как добраться


Официальный сайт музея.
Расположение: 301800, Тульская область, Богородицк
Координаты: N 53° 46.351‘ E 38° 8.588’
телефон: 2-25-32
Режим работы музея: с 11 до 18 часов с 1 ноября до 1 марта с 10 до 17 часов. Касса прекращает работу за 30 минут до закрытия музея.
Выходной день – понедельник. Последний четверг месяца – санитарный день Карта и расчет маршрута:

Ансамбль усадьбы сложился в конце XVIII века – это стоящий в глубине владения главный дом, в основе которого палаты середины XVIII (а возможно, и конца XVII) века, и два симметрично поставленных флигеля, выходящих торцами на красную линию улицы - они формируют парадный двор. Дом соединен с флигелями полуциркульными в плане стенками с проездными арками, через которые можно было попасть с парадного двора на хозяйственный, выходивший в Гранатный переулок.

Главный дом – трехэтажный, его центральная часть выделена небольшим ризалитом, увенчанным треугольным фронтоном с гирляндами. Фасад в уровне первого и второго этажа рустованный, наличники окон второго (парадного) этажа украшены сложной лепниной (три центральных окна) и маскаронами. Обращает на себя внимание расположенный над окнами второго этажа барельеф с античным сюжетом, взятым из «Метаморфоз» Овидия - здесь изображены музы и Эмафиды (Пиериды), дерзнувшие состязаться с музами в искусстве пения и превращенные за это в птиц. Боковые ризалиты дома украшены лоджиями с колоннами коринфского ордера и разнообразными арочными нишами и проемами в уровне всех трех этажей. Над парадным входом в здание устроен кованый козырек с фонарями (1820-х гг.). Полуциркульные стенки, соединяющие дом и флигели, оформлены полуколоннами и арочными нишами, и увенчаны балюстрадой. Мраморные статуи во дворе («Парис» и «Елена») были установлены в 1947 г.

Великолепное декоративное убранство парадной анфилады, относящееся к послепожарному периоду, дошло до нашего времени практически в первоначальном виде – парадные залы украшены ампирными живописными плафонами (в том числе выполненными в технике гризайль) с лепными карнизами (в некоторых комнатах - позолоченными), сохранились печи и камины, двери, люстры, наборный паркет. Оформление части помещений (в том числе, вестибюля и лестницы) относится ко второй половине XIX века.

В конце XVIII – начале XIX вв., в то время, когда строилась усадьба, ее владельцем был князь Андрей Николаевич Долгоруков, статский советник, приходившийся внучатым племянником фельдмаршалу Василию Долгорукову. Его младший сын Владимир Андреевич Долгоруков позже стал московским генерал-губернатором и занимал этот пост 35 лет, с 1856 по 1891 гг.

В 1830-х гг. усадьба перешла к новым владельцам – графам Бобринским, представителям младшей ветви династии, родоначальником которой был граф Алексей Григорьевич, внебрачный сын императрицы Екатерины II и ее фаворита графа Григория Орлова. Граф Василий Алексеевич Бобринский получил усадьбу на Малой Никитской в качестве приданого за своей женой Софьей Прокопьевной Соковниной. Позже усадьбу унаследовал их сын Алексей Васильевич, московский губернский предводитель дворянства и член Государственного совета. Как и его отец, он увлекался естественными науками, особенно ботаникой, в своем родовом имении Бобрики занимался разведением редких пород деревьев. Последним владельцем усадьбы был его сын Алексей Алексеевич, прославившийся как ученый-этнограф, организатор и участник исследовательских экспедиций в Среднюю Азию (современные Таджикистан, Узбекистан и Афганистан) и в горы Памира. Был членом Русского географического общества и Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, автором научных статей и книг; награжден золотой медалью Императорского археологического общества. После революции 1917 года эмигрировал в Италию.

В конце XIX – начале ХХ вв. главный дом усадьбы арендовала мужская гимназия А.В. Адольфа – известного педагога и филолога, директора 5-й московской гимназии. Школа продолжала существовать и в раннесоветские годы. Позже здесь располагались различные учреждения.

Недавно усадьба была передана «Фонду Б.Н. Ельцина». Сейчас здесь ведутся реставрационные работы.

Усадебный ансамбль по адресу улица Малая Никитская, 12 в городе Москве сформировался уже к концу восемнадцатого столетия. Он состоит из главного дома, построенного с использованием конструкций стоявших здесь до этого каменных палат конца XVII – середины XVIII веков, а также двух симметрично расположенных флигелей, торцевая часть которых проходит по красной линии улицы.

Пространство между тремя зданиями занимает парадный двор. Благодаря аркам, устроенным в полуциркульных спряжениях между основным зданием и флигелями, с него можно было попасть на хоздвор, выходивший в соседний Гранатный переулок.

Главный дом был поднят на три этажа. Его центральную часть украшает небольшой ризалит, завершающийся треугольным фронтоном с декором из лепных гирлянд. Фасадная плоскость первого и второго уровней рустована. Наличники оконных проемов второго этажа, являвшегося парадным, украшены сложно выполненной лепниной и маскаронами.

Фото 1. Малая Никитская улица, №12 в городе Москве

Еще одним украшением фасада стал барельеф, размещенный над оконными проемами второго этажа. Его тематикой стал античный сюжет по произведению Овидия «Метафорфоз».

Боковые ризалиты особняка декорированы лоджиями с использованием колонн коринфского ордера, а также различными арочными нишами и стенными проемами, разбросанными по всем этажным уровням.

Полуциркульные стены, о которых говорилось выше, оформлены с применением арочных ниш и ряда полуколонн, а их завершение устроили в виде балюстрад.

Мраморные статуи «Париса» и «Елены» появились на парадном дворе по Малой Никитской, 12 уже при Советах – в 1947 году.

Что касается внутренних интерьеров, то до наших дней сохранилась большая часть прежнего богатого убранства: парадные залы с живописными плафонами, лепные карнизы, печи и камины, а также двери, люстры и даже наборный паркетный пол.


Фото 2. В бывшей усадьбе Долгоруковых-Бобринских

ныне расположен "Фонд Б.Н. Ельцина"

Из истории особняка Долгоруковых на Малой Никитской улице, 12

В момент строительства усадебного комплекса владельцем участка являлся Андрей Николаевич Долгоруков – князь и статский советник, находившийся в родстве с фельдмаршалом Василием Михайловичем Долгоруковым. Его родной сын Владимир со временем занял пост московского генерал-губернатора, на котором находился с 1856 по 1891 годы.

В 30-х годах девятнадцатого столетия усадьба перешла в собственность графа Василия Алексеевича Бобринского, получившего владение №12 по Малой Никитской как приданное своей супруги Софьи Прокопьевны Соковниной. Впоследствии владение перешло к их сыну Алексею.

Последним хозяином особняка из графской семьи стал Алексей Алексеевич Бобринский – ученый-этнограф, исследователь Средней Азии, член Императорского географического общества, автор ряда научных статей и трудов. После революции эмигрировал в Италию.

В конце девятнадцатого столетия главный усадебный дом был передан в аренду мужской гимназии педагога и филолога А.В. Адольфа. Школа продолжала работать и в первые годы Советской власти, после чего здесь разместились различные государственные учреждения.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы