Про деток, от рождения до школы

Шариков Полиграф Полиграфович – один из главных героев повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”. В начале повести Шариков – это просто добродушный дворовой пес, которого подбирает профессор Преображенский. Он лечит рану пса и хорошо с ним обходится. Шарик доволен жизнью.

“Обо мне заботятся, – подумал пес,- очень хороший человек. Я знаю, кто это. Он волшебник, маг и кудесник из собачьей сказки…”

В результате эксперимента по пересадке гипофиза на свет появляется Шариков. Вначале профессор думал, что ему удалось создать

Человеческое существо, но вскоре становится понятно, что, на самом деле ему удалось “воскресить” уголовника Клима Чугункина.

“Вы стоите на самой низшей ступени развития, – перекричал Филипп Филиппович, – вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные…”

Шариков аморален и глуп, у него нет ни чести ни совести. Он лишен даже зачатков нравственности и благородства. Свою новую жизнь он начинает играя на балалайке, пьянствуя и ругаясь. Он пристает к женщинам и портит мебель, устраивает в квартире потоп. Из пса Шарика получилась “такая мразь,

Что волосы дыбом встают”. Шариков получает поддержку власти в лице Швондера, который видит в нем пролетария и полноценного члена общества. От пса у Шарикова осталась, пожалуй, только нелюбовь к кошкам. Швондер находит ему работу по душе – теперь он руководит отделом по отлову кошек. Но и тут Шариков проявляет жестокость, не свойственную ни животным ни людям.

Профессор Преображенский стойко сносит проделки своего подопечного и поначалу питает надежду на его перевоспитание. Но поведение человека-пса с каждым днем ухудшается. Шариков переходит все границы когда пишет на профессора донос и угрожает его убить.

“Но кто он? Клим, Клим. Вот что-с: две судимости, алкоголизм, “все поделить”, шапка и два червонца пропали…..Хам и свинья…”

Преображенский делает “обратную” операцию” и на свет снова возвращается добрый ласковый пес Шарик. Словами профессора Преображенского автор как бы подводит черту, вывод: “Наука еще не знает способа обращать зверей в людей.” А настоящим зверем был не пес Шарик, а бездушный и жестокий Клим Чугункин.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Профессор Преображенский – один из главных героев повести. Филипп Филиппович – гениальнейший доктор, талантливый ученый, “европейское светило” медицины. Он уединенно...
  2. Швондер – один из героев повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”; представитель пролетариата, председатель домкома. Автор описывает героя с нескрываемой...
  3. Действие повести Булгакова "Собачье сердце" происходит в Москве. Зима 1924/25 года. В большом доме на Пречистенке живет и ведет прием...
  4. М. А. Булгаков – один из наиболее ярких и талантливых писателей середины 20 века. Темы его произведений остаются актуальными и...

Произведение Булгакова «Собачье сердце» дало жизнь новому понятию «шариковщина». Как правило, такие новообразования носят негативный оттенок. Сравним, например, с обломовщиной. И эта отрицательная доминанта имеет право на существование. Шариков, преображенный профессором из пса, хотя и получил «человеческое» сердце, так и не смог стать настоящим человеком. Если рассматривать шариковщину как социальное явление, то следует, наверное, обратиться к его происхождению.
Такая порода, как Шариков, получилась благодаря соединению пса и трижды судимого человека - Клима Чугункина.
В результате операции Преображенского и Борменталя получилось новое существо - Полиграф Полиграфович Шариков. Смысл операции заключался в пересадке собаке человеческого гипофиза, что является, по мнению профессора, главным в определении человеческой личности. «Одним словом, гипофиз - закрытая камера, определяющая человеческое данное лицо. Данное!» Преображенский делает акцент на слове данное, т. е. это дается человеку извне, а не присуще ему на самом деле. Все это подтверждается и поступками Шарикова, который попадает в новую для него среду. Какова же эта среда? Раньше при большом количестве народа калоши профессора никто не трогал. А вот «в марте 17-го в один прекрасный день пропали все калоши». Или другой пример, «2-ой подъезд Калабуховского дома па Пречистенке следует забивать досками и ходить кругом через черный двор». И эта среда воспитывает и формирует человека. В результате именно такой человек: судимый, страдающий алкоголизмом получает вторую жизнь в теле собаки ив новой обстановке, царившей в квартире Преображенского.
Но этот новый вид живого существа выходит за пределы созданного профессором рая и попадает в мир разрухи, которая идет в «головах» людей. Ведь они не смогут изменить свое положение в лучшую сторону, пока поют хором на какой-то квартире. И это социальное окружение тянет Шарикова на самое дно жизни. Он начинает воровать и выпивать. Вот как его описывает Булгаков: «Тот, шатаясь и прилипая к шубам, бормотал насчет того, что личности ему не известны, что они не сукины сыны какие-нибудь, а « хорошие». Да и сам облик только что появившегося человека описывается автором с некоторой долей иронии. Называя его «человечек», он сразу показывает незначительность Шарикова.
Не малую роль в становлении человека играет и духовное воспитание. Шари-кову же оно заменяется социальным. Он читает переписку Энгельса с Каутским, а не произведения классики, которые, наверняка, есть в доме профессора. Шариков ищет социальной справедливости, требуя прописать себя в квартире Преображенского. Он хочет создать семью с барышней, соврав ей про свои раны. Но ведь эти новые веяния современной эпохи должны иметь под собой не только социальное, но и нравственное начало.
Можно сказать, что облик Шарикова, созданный Булгаковым, аморален. У него нет элементарного чувства уважения к другим, не говоря уже о том, что не стоит плевать в колодец, из которого пьешь. Действительно Клим Чугункин в собачьей шкуре получает шанс на новую жизнь с чистого листа. Но окружение, которое выбирает Шариков, не способствует развитию положительных качеств характера. Под влиянием домкома Швондера он требует себе жилплощади в квартире профессора. Однако сам Швоидер тут же наталкивается на то, что культивирует в Шарико-ве: «На учет возьмусь, а воевать - шиш с маслом». На что Преображенский, злобно переглядываясь с Борменталем, замечает: «Не угодно ли мораль». Уже однажды испорченного человека невозможно перевоспитать заново, и поэтому Шариков все больше опускается. Пьяный он вредит не только себе, но и окружающим. Хорошо, что есть люди, которые «жертвам» помогают выйти из-под влияния аморального Шарикова: «Дарья Петровна, грандиозная и нагая, тряхнула его: «Полюбуйтесь, господин профессор, на нашего визитера Телеграфа Телеграфовича. Я замужем была, а Зина невинная девушка»?.
Он искусно обманывает барышню, которую привел жить в квартиру Преображенского. Шариков наврал ей, что шрам от операции есть итог его ранений в боях. И не рассказал, конечно, кто он такой. Его звериные повадки не изживаются даже после операции. Он не развивается в обществе, которое дарит ему новую жизнь. Он так и остается собакой, но уже в переносном смысле. «Вы стоите на самой низшей ступени развития, - перекричал Филипп Филиппович, - вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные...» Избавиться же от этого Шарикову никто не помогает. Наоборот, домком словно предчувствуя выгоду, потворствует развитию в нем отрицательных качеств. Этого опасного влияния Бормепталь^опасается больше, чем Преображенский: «Да ежели его еще обработает этот Швондер, что ж из него получится?! Боже мой, я только теперь начинаю понимать, что может выйти из этого Шарикова!» И здесь же в этом разговоре мы еще больше убеждаемся в том, что профессор создал человека, который со временем надеется перевоспитать. «Коты - это временно, - говорит Филипп Филиппович. - Это вопрос дисциплины двух-трех недель. Уверяю вас. Еще какой-нибудь месяц, и он перестанет на них кидаться». Получается, что остатки собачьего спустя какое-то время смогли бы отмереть как атавизм. Однако сердце все равно остается собачьим. А может оно и к лучшему, что сердце не человечье. Ведь все поступки мы совершаем по воле разума или велению сердца. Но человеку, вокруг которого только разруха и уголовщина, остается одно: жить сердцем. «Сообразите, что весь ужас в том, - предостерегает профессор, - что у него уж не собачье, а именно человечье сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!»
В Шарикове отразились, как в зеркале, все перекосы того времени и сложившихся в них обстоятельств. Кругом царит только шариковщина. И нет от него спасения даже в лаборатории профессора. Шариковщина, как явление, описанное Булгаковым, становится предостережением всем поколениям. Создавая что-то новое, вы должны быть готовы придать ему не только форму, но соответствующее содержание. Ведь именно нам потом придется бороться с необратимыми последствиями данного явления. А может просто не стоит это все и затевать. У нас же сердце несобачье и облик далек от социальных перегибов и аморальности.

Полиграф Полиграфович Шариков – персонаж повести Михаила Булгакова "Собачье сердце", а также одноименного фильма, который вышел на экраны в 1988 году. Шариков – это бывший безродный и бездомный пес, которому в рамках эксперимента пересадили человеческий гипофиз и семенные железы. В итоге после операции бывший Шарик превратился в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, который считает сам себя "человеком пролетарского происхождения". В фильме роль Шарикова блестяще сыграл Владимир Толоконников, и позднее актер говорил: "Шариков - это моя первая и, наверно, последняя яркая роль". Кстати, на роль тогда пробовались и Николай Караченцов, и Владимир Носик.

Бездомный пес Шарик появился в повести "Собачье сердце" с первых строк. Несчастный пес сильно страдал - от ошпаренного поваром из столовой бока, от голода и холода, к тому же у него нестерпимо болел живот, а от погоды просто хотелось выть. От отчаяния Шарик попросту решил подохнуть в одной из московских подворотен – сил на то, чтобы бороться с жестокой, "собачьей" жизнью у него уже не было. И именно в этот момент, когда собака уже смирилась с неизбежным поражением и сдалась, Шарика заметил некий господин явно аристократического происхождения. Тот день закончился для бездомного пса неожиданно – он получил порцию вкуснейшей колбасы, а затем и крышу над головой.



Вообще, Шарик был очень умным псом, хоть и не "голубых кровей"; так, он с самого раннего возраста научился различать цвета и безошибочно знал, в какой лавке что продают, и где ему может перепасть съестное.

Попав в дом к профессору, Шарик воспрял духом: "Вот это да, это я понимаю", - думал пес. Наконец, после долгих скитаний по промерзшим улицам, после голода и постоянной борьбы за жизнь, ему повезло – теперь у него был настоящий дом, с настоящими хозяевами и сытной едой.

Впрочем, жить в образе собаки Шарику оставалось уже совсем недолго. Шарик попал в дом профессора Преображенского, того самого господина, что подобрал его с улицы, не случайно, и вскоре в обмен на кров и отличное питание он стал частью эксперимента по пересадке собаке человеческого гипофиза и семенных желез.

После успешно проведенной операции Шарик начал свое превращение в человека. У него выпала шерсть, вытянулись конечности, внешность приобрела человеческий облик, а вскоре сформировалась и речь – немного "лающая", отрывистая, но все же человеческая. Так, из бездомного пса Шарика появился Полиграф Полиграфович Шариков, который начал очень быстро адаптироваться в новом для себя обществе. Шариков оказался хорошим подопытным – вскоре сам Преображенский ахнул, насколько быстро и уверенно Шарик нашел свое место в человеческой стае – он моментально разобрался с советскими реалиями и научился качать свои права. Очень скоро он уже выправил себе документы, прописался в профессорской квартире, устроился на работу (причем не куда-нибудь, а начальником отдела по очистке Москвы от бродячих животных).

Сущность Шарикова оказалась до мозга костей пролетарской – он научился пить и начал пьянствовать, дебоширить, доставать прислугу, тусоваться с такими же как он пролетариями, но главное – он начал очень усложнять жизнь Преображенскому. Шариков писал на профессора доносы, а однажды даже начал угрожать оружием.

Этого было достаточно, и в эпилоге Преображенский провел обратную операцию, которая положила конец опасному эксперименту – Шариков снова превратился в Шарика, став собакой. В финале повести к следователям из уголовной полиции, пришедшим в профессорский дом для выяснений, по свисту Преображенского выбегает пес. Он выглядит несколько странно – местами без шерсти, с багровым шрамом на лбу. У него все еще оставались некоторые человеческие манеры (Шарик все еще поднимался на две ноги, немного разговаривал человеческим голосом и садился в кресло), но все же это, без всякого сомнения, была собака.

Лучшие дня

В фильме, поставленном Владимиром Бортко, профессора Преображенского сыграл Евгений Евстигнеев, а самого Шарика – Владимир Толоконников, и роль эта стала самой яркой ролью его актерской карьеры. Позднее актер признавался, что иногда ему становится обидно, что его накрепко и навсегда запомнили только по одной роли, роли Шарикова. А с другой стороны, Владимир как-то сказал: "… Приятно, гордо сознавать, что я сделал что-то значимое в кино. Какая роль после Шарикова может быть ярче? Никакая... Наверно, поэтому остальные мои работы помнят не очень хорошо".

В фильме Толоконников-Шариков произнес немало ярких, ставших крылатыми фраз, вроде "Бить будете, папаша?" или "Я не господин, все господа в Париже", а также "В очередь, сукины дети, в очередь!".

А вообще, имя Шарикова давно стало нарицательным – именно "шариковыми" называют невежественных, малообразованных людей, которые в силу тех или иных причин оказываются у власти.

Рассмотрим образ Шарикова из повести "Собачье сердце". Булгаков в этом произведении не просто рассказывает о проведенном противоестественном эксперименте. Михаил Афанасьевич описывает новый тип человека, который появился отнюдь не в лаборатории ученого, а в советской действительности послереволюционных лет. Аллегорией этого типа выступает образ Шарикова в повести "Собачье сердце". Сюжетную основу произведения составляют взаимоотношения между крупным ученым и Шариковым, искусственно созданным из собаки человеком.

Оценка жизни псом Шариком

Первая часть этой повести строится во многом на внутреннем монологе бродячего полуголодного пса. Он оценивает уличную жизнь по-своему, дает характеристику характеров, нравов, быта Москвы времен нэпа со множеством чайных, магазинов, трактиров на Мясницкой с приказчиками, ненавидящими собак. Шарик способен ценить ласку и добро, сочувствовать. Он, как это ни странно, хорошо понимает социальное устройство новой страны. Шарик новоявленных хозяев жизни осуждает, а про Преображенского, старого интеллигента из Москвы, знает, что он не будет "пинать ногой" голодного пса.

Осуществление эксперимента Преображенского

В жизни этой собаки происходит счастливая, по ее мнению, случайность - ее забирает к себе в роскошную квартиру профессор. В ней есть все, даже несколько "лишних комнат". Однако пес профессору нужен не для забавы. Он хочет осуществить фантастический эксперимент: собака должна будет после пересадки некоторой части превратиться в человека. Если Фаустом, создающим в пробирке человека, становится Преображенский, то его вторым отцом, давшим Шарику свой гипофиз, является Чугункин Клим Петрович. Булгаков очень коротко дает характеристику этого человека. Его профессия - игра по трактирам на балалайке. Он плохо сложен, Печень в результате употребления алкоголя расширена. Чунугкин умер в пивной от удара ножом в сердце. Существо, появившееся после операции, унаследовало сущность своего второго отца. Шариков агрессивен, чванлив, нагл.

Полиграф Полиграфович Шариков

Михаил Афанасьевич создал яркий образ Шарикова в повести "Собачье сердце". Этот герой лишен представлений о культуре, о том, как следует вести себя с другими людьми. Через некоторое время назревает конфликт между творением и творцом, Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, именующим себя "гомункулус", и Преображенским. Трагедия заключается в том, что "человек", едва выучившийся ходить, находит надежных союзников в своей жизни. Они подводят революционную теоретическую основу под все его поступки. Один из них - Швондер. Шариков узнает от этого героя о том, какие у него, пролетария, имеются привилегии по сравнению с Преображенским, профессором. Кроме того, он начинает понимать, что давший ему вторую жизнь ученый - классовый враг.

Поведение Шарикова

Дополним образ Шарикова в повести Булгакова "Собачье сердце" еще несколькими штрихами. Этот герой четко осознает главное кредо новоявленных хозяев жизни: воруй, грабь, растаскивай созданное другими, а главное - стремись к уравниловке. И пес, некогда благодарный Преображенскому, уже не хочет мириться с тем, что профессор поселился "один в семи комнатах". Шариков приносит бумагу, согласно которой ему следует выделить в квартире площадь в 16 кв. м. Полиграфу чужды мораль, стыд, совесть. Отсутствуют у него все другие кроме злобы, ненависти, подлости. Он распоясывается все больше и больше с каждым днем. Полиграф Полиграфович бесчинствует, ворует, пьет, пристает к женщинам. Таков образ Шарикова в повести "Собачье сердце".

Звездный час Полиграфа Полиграфовича Шарикова

Новая работа становится для Шарикова его звездным часом. Бывшая бездомная собака делает головокружительный прыжок. Она превращается в заведующего подотделом по очистке Москвы от бездомных животных. Неудивителен такой выбор Шариковым профессии: подобные им всегда хотят уничтожить своих же. Однако на достигнутом Полиграф не останавливается. Новые детали дополняют образ Шарикова в повести "Собачье сердце". Краткое описание дальнейших его деяний следующее.

История с машинисткой, обратное превращение

Шариков появляется через некоторое время в квартире Преображенского с молодой девушкой и говорит, что расписывается с ней. Это машинистка из его подотдела. Шариков заявляет, что нужно будет выселить Борменталя. В конце концов выясняется, что он эту девушку обманул, сочинил множество историй о себе. Последнее, что делает Шариков, доносит на Преображенского. Чародею-профессору из интересующей нас повести удается превратить человека обратно в собаку. Хорошо, что Преображенский осознал, что природа насилия над собой не терпит.

Шариковы в реальной жизни

В реальной жизни, увы, шариковы намного более живучи. Наглые, самоуверенные, не сомневающиеся в том, что им все дозволено, эти полуграмотные люмпены довели до глубокого кризиса нашу страну. Это не удивительно: насилие над ходом исторических событий, пренебрежение законами развития общества породить могло лишь Шариковых. Полиграф в повести превратился вновь в собаку. Но в жизни ему удалось пройти длинный и, как казалось ему и внушалось другим, славный путь. Он травил людей в 30-50-е годы, как по роду службы когда-то бездомных животных. Он пронес через всю свою жизнь подозрительность и собачью злость, заменив ими собачью верность, ставшую ненужной. Этот герой, вступив в разумную жизнь, так и остался на уровне инстинктов. И он хотел изменить страну, мир, вселенную для того, чтобы было проще удовлетворить эти звериные инстинкты. Все эти идеи проводит в создавший образ Шарикова в повести "Собачье сердце".

Человек или животное: что отличает шариковых от других людей?

Шариков гордится низким происхождением, своей необразованностью. Вообще, он гордится всем низким, что есть в нем, поскольку лишь это высоко его поднимает над теми, кто выделяется разумом, духом. Подобных Преображенскому людей нужно втоптать в грязь для того, чтобы Шариков мог возвыситься над ними. Шариковы внешне не отличаются ничем от других людей, однако нелюдская их сущность выжидает подходящего момента. Когда он наступает, такие существа превращаются в монстров, ждущих первой возможности для того, чтобы ухватить свою добычу. Таково их истинное лицо. Шариковы готовы предать своих. У них все святое и высокое превращается в свою противоположность, когда они прикасаются к нему. Страшнее всего, что таким людям удалось добиться немалой власти. Придя к ней, нелюдь стремится всех вокруг расчеловечить, чтобы легче стало управлять стадом. Все человеческие чувства у них вытесняет

Шариковы сегодня

Нельзя не обратиться к современности, анализируя образ Шарикова в повести "Собачье сердце". Краткое сочинение по произведению должно содержать в заключительной части несколько слов о сегодняшних шариковых. Дело в том, что после революции в нашей стране созданы были все условия для того, чтобы возникло большое количество подобных людей. Очень способствует этому тоталитарная система. Они проникли во все области общественной жизни, живут они и сейчас среди нас. Шариковы способны существовать, несмотря ни на что. Главная угроза человечеству сегодня - собачье сердце вместе с человеческим разумом. Поэтому написанная в начале прошлого века повесть и в наши дни остается актуальной. Она является предупреждением будущим поколениям. Кажется порой, что Россия за это время стала другой. Но образ мышления, стереотипы, ни за 10, ни за 20 лет не изменятся. Не одно поколение сменится, прежде чем из нашей жизни исчезнут шариковы, а люди станут другими, лишенными звериных инстинктов.

Итак, мы рассмотрели образ Шарикова в повести "Собачье сердце". Краткое содержание произведения поможет вам поближе познакомиться с этим героем. А прочитав оригинал повести, вы откроете для себя некоторые детали этого образа, опущенные нами. Образ Шарикова в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" - большое художественное достижение Михаила Афанасьевича, как и все произведение в целом.

Одним из значительных произведений в творчестве М. Булгакова является повесть «Собачье сердце». Закончена она была в 1925 году, но читателю стала доступна лишь в 1987 году.
В основу сюжета автор положил полуфантастическую историю превращения собаки в человека. Именитый учёный, светило с мировым именем, профессор Преображенский всю жизнь занимался проблемами омоложения организма. Окончательным результатом эксперимента должно было стать создание нового, совершенного человека. Вместе с доктором Борменталем Филипп Филиппович проделывает уникальную операцию – заменяет мозг собаки мозговым гипофизом умершего мужчины.
Вечно голодный, бездомный пес Шарик после операции принимает человеческий облик и становится Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Но этот эксперимент нельзя назвать удачным. Совсем не тот результат хотел увидеть профессор.
И здесь на первый план выходит социально-нравственная проблематика повести. Революционная действительность уничтожает в человеке «человеческое», гуманное. От собаки Шарикову перешли все худшие качества: он огрызается, ловит блох, кусается, бегает за кошками. От человека же остались прежние задатки.
Какой это был человек? «Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, холост. Беспартийный, сочувствующий… Судился три раза и оправдан… Кражи. Профессия игра на балалайке по трактирам…». То есть Шарикову передались гены дебошира, уголовника и пьяницы.
Это – лишь одна сторона проблемы. Вторая, более серьёзная, – среда, в которой формировался Шариков, революционная действительность тех лет. Преображенский пытался воспитывать «нового человека» в духе интеллигенции, привить ему свой образ жизни. Но большее участие в «формировании» личности Шарикова принадлежит председателю домового комитета Швондеру. Преображенский только подумал предложить своему подопечному почитать «Робинзона Крузо», как его уже опередил «красный агитатор, предложивший «эту… Как её… переписку Энгельса с этим… как его – дьявола – с Каутским».
По этим словам Шарикова уже можно судить о его недалёком уме. Ответная реакция была необыкновенной: «Борменталь остановил на полдороги вилку с куском белого мяса, а Филипп Филиппович расплескал вино. Шариков в это время изловчился и проглотил водку». Изумление героев понятно: недоразвитый человек говорит о таком серьёзном политическом документе, как «Переписка Энгельса с Каутским». То, чего не может добиться Преображенский как воспитатель, легко смог сделать Швондер, занимающий с Шариковым один уровень. Поэтому «новорождённому» роднее короткие приказные лозунги и цитаты из Энгельса.
Шариков – недалёкое, грубое, эгоистичное существо. Он отвратителен для нормальных людей не только внешне, но и внутренне. Вместо благодарности своему «родителю» он претендует на жилплощадь, грубо оскорбляет и доносит в соответствующие органы.
Шарикова нельзя назвать полностью глупым и недалёким. Он прекрасно чувствует выгоду в проживании у Преображенского, так как здесь можно бесплатно «харчеваться». А когда Шарикова пытались выгнать из квартиры, тот показал «три бумаги»: зелёную, жёлтую и белую, выданные жилищным товариществом, подтверждающие право проживать в квартире номер пять. Оказывается, Шариков всё оформил заранее, что говорит о его жизненной хваткости.
Полиграф Полиграфович не так прост, как может показаться сначала. Он нигде не упускает своей выгоды. Шариков устроился не простым рабочим, а заведующим подотделом по очищению города от бездомных кошек. Интересно его мнение о военной службе: «Я воевать не пойду никуда!.. На учёт возьмусь, а воевать – шиш с маслом». Удивляет, как быстро нашёл он причину отказа служить в армии: «Я тяжко раненый при операции, - хмуро подвыл Шариков, - меня, вишь, как отделали, - и он показал на голову. Поперёк лба тянулся очень свежий операционный шрам». В другом месте причину появления шрама герой объясняет по-другому, как ранение, полученное в годы гражданской войны на «колчаковских фронтах».
С каждым днём испытуемый становится всё наглее и наглее. Учёным ничего не остаётся, как вернуть ему прежний облик.
Повесть «Собачье сердце» является трагикомической. В ней сплелись фантастика, реальность и сатира. В облике Шарикова отражаются недостатки нового социального строя, которые не принимал М. Булгаков.




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы