Про деток, от рождения до школы

Борис Степанович Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г., в Новгороде, в семье учителя математики. Мать Бориса была талантливой пианисткой. Ее учителем был А. Г. Рубинштейн.

Родители будущего писателя жили в Одессе. Мальчик поступил в местные гимназические классы и учился там вместе с К. Чуковским .

По воспоминаниям учителей, он был весьма одаренным, все время чем-то всерьез увлеченным, учеником. Главным интересом отрока Житкова было море.

Дальнейшее обучение

По настояний родителей, Житков поступил в Новороссийский университет, где изучал химию и математику.

Лето 1905 г. было ознаменовано началом первой революции. Став свидетелем восстания на “Потемкине”, Борис Житков моментально втянулся в революционную деятельность. Под покровом ночи, он доставлял восставшим матросам оружие. За это юношу исключили из университета. Житков попытался перевестись в Петербург, но получил категоричный отказ.

Изучая содержание биографии Бориса Житкова, следует знать, что в 1909 г. он присоединился к Енисейской ихтиологической экспедиции. В 1912 г. он отправился в кругосветное плавание на учебно-сухогрузном судне. На корабль Житков поступил в качестве юнги. Постепенно он “дослужился” до должности кочегара, а к концу путешествия стал помощником капитана. Во время “кругосветки” он посетил Японию, Китай, Цейлон и Индию.

Литературная деятельность

Печататься Борис Житков начал достаточно поздно – в 1924 г. До этого он писал “в стол”. Он работал над дневниками, писал письма, стихи, коротенькие детские рассказы.

Первые свои произведения для детей он начал писать в 1909 г. Повесть “Сережин разбойник” была посвящена племяннику писателя, Сергею.

В период с 1924 по 1937 гг. вышли в свет сборники “Рассказы о животных” и “Что я видел”. Рассказы основываются на опыте писателя, полученном им во время кругосветного путешествия. Входящие в эти сборники произведения сейчас проходят в 4 классе.

Также Житков периодически предпринимал попытки написать детскую энциклопедию. Им было разработано несколько вариантов, но ни один из них так и не увидел свет.

За пятнадцать лет работы в детской литературе, Борис Степанович попробовал себя в самых разных жанрах и внес в нее немалый вклад. Он является одним из основоположников научно-художественного жанра.

Житкову принадлежит идея разработки книжки-картинки для детей, которые не умеют читать. Также Борис Степанович активно разрабатывал идею книжки-игрушки.

Единственным “взрослым” произведением Житкова является роман “Виктор Вавич”, посвященный революционным событиям 1905 г. При жизни писателя он не был издан.

Смерть

Последние годы жизни писателя протекали достаточно тяжело. У него диагностировали рак легких. Борис Житков ушел из жизни 19 октября 1938 г., в Москве. Писатель продолжал работать до самого последнего дня.

Другие варианты биографии

  • Страсть к путешествиям пробудилась у Бориса рано – в три года. Однажды он пропал. Нашли мальчика на Торговой стороне, когда он пытался приобрести пароход. Копейки трехлетний Борис предусмотрительно взял из дома.
  • Будучи гимназистом, Борис увлекся спортом и вместе с однокашниками построил маленький парусный борт с каютой.
  • Однажды Житков смог уговорить одного из своих однокашников пуститься в пешее путешествие. Кратко проинструктировав товарища, Борис возглавил маленький отряд и они отправились в Киев. Шли путешественники недолго. Борис был достаточно категоричным командиром, а у однокашника, как оказалось, был весьма строптивый характер.

Борис Житков - писатель, биография которого требует внимательного изучения. Он стал известным литератором уже в довольно зрелом возрасте. Но и за короткое время этот человек успел подарить нам около двухсот прекрасных рассказов для детей на приключенческую тему.

Настоящие друзья

Вообще пробиться в печать Житкову помог друг его детства Корней Иванович Чуковский. Дружба этих людей помогла им выстоять в тяжелые годы. Даже после смерти Бориса Житкова Чуковский и его жена с теплотой относились к семье Житкова. впоследствии написала о нем книгу, в которой не просто дала анализ его прозы, но и выразила простое человеческое восхищение высоким человеком, наделенном мужеством и талантом.

Факты биографии

Биография содержит сведения, необходимые для понимания его мировоззрения. Отец будущего писателя был простым преподавателем, а мать - пианисткой. Отец, всесторонне развитый человек, сумел развить эти качества и в сыне. Именно от родителя будущий писатель имел отличные знания в области математики и астрономии. Мать открыла в сыне музыкальные способности и сформировала музыкальные знания. Помимо всего, Борис Житков интересовался балетом и умел играть на скрипке.

Житков получил два образования. Сначала в Одессе закончил естественно-научный факультет, а затем через несколько лет - кораблестроительное отделение в Петербургском институте. Жизнь сложилась непросто. Участвовал в революционных событиях в начале века, сменил множество разных профессий, путешествовал по миру в качестве штурмана корабля. Вообще для более полного понимания особенностей того или иного писателя или поэта должна быть изучена его биография. Бориса Житкова, точнее, его творчество также нужно изучать через призму его личной жизни.

Особенности творчества

Особенности творчества Бориса Житкова заключаются в следующем:

  • включение жизненного опыта;
  • четкое разделение добра и почетное место в русской литературе;
  • богатые сюжеты;
  • динамизм;
  • вера в торжество светлых начал и др.

Детский писатель

По характеру и складу ума писатель был романтиком и правдолюбом. На первое место и в жизни, и в творчестве этот человек всегда ставил честь и достоинство, правду и труд. По словам родственников, любознательности Бориса не было предела. День-деньской пропадал он то в слесарной мастерской, то в корабельных портах, где изучал рабочие профессии, получал новые впечатления и знания. По окончании университета ему предложили место преподавателя. Однако Житковы переехали в Санкт-Петербург, где и продолжил свое обучение талантливый Борис Житков. Краткая биография для детей должна быть обязательно дополнена сведениями о его путешествиях по Индии, Мадагаскару, Египту, которые наполнили опыт писателя новыми событиями и идеями, искусно изложенными им в своих произведениях. Иными словами, довольно непростой и интересной является биография Бориса Житкова.

Творчество Бориса Житкова по праву заняло почетное место в русской литературе для детей. Умение делать тонкие наблюдения, замечать повадки животных и особенности природы, простой язык вызвали глубокую любовь детского читателя к творчеству Бориса Житкова. Взять хотя бы «Рассказы о животных» и «Удав», «Черный парус» и «На льдине», в которых выразил себя Борис Житков. Биография для детей любого писателя должна быть занимательной и оставить след в душе маленького читателя.

В своих детских и взрослых рассказах и повестях писатель всегда держал сторону слабых и обездоленных. Талантливый последователь Максима Горького, Житков подобрал свой ключ к детскому сознанию. Он говорил, что с ребенком нужно говорить на равных, только в этом случае можно добиться от него доверия. Очень ярко идеи Житкова на воспитание ребенка были изложены в энциклопедии «Что я видел». И на это произведение повлияла биография Бориса Житкова. Писатель работал над своими сочинениями до самой смерти, которая произошла в октябре 1938 года.

Борис Степанович Житков - российский писатель и путешественник. Родился он 11 сентября 1882 года в Великом Новгороде Российской империи.

За свою жизнь он создал 192 произведения. Среди них очерки, повести, рассказы и статьи. Прозаик предпочитал писать для детей, хотя многие из его произведений были посвящены и взрослым людям. Ему удалось перепробовать практически все жанры. Борис проявил себя не только в литературе, его увлечения было трудно сосчитать.

Детство и дружба с Чуковским

Борис вырос в интеллигентной семье. Его мать, Татьяна Павловна, была пианисткой. Она брала уроки у Антона Григорьевича Рубинштейна. Отец будущего путешественника преподавал математику в семинарии, также он занимался составлением учебников. Трое братьев Житкова были военными моряками, получили адмиральский чин. Двое из них были признаны героями обороны Севастополя. Четвёртый брат строил маяки на территории Чёрного моря, а пятый утонул в юности.

Детство мальчика прошло в Одессе. Он увлекался абсолютно разными занятиями: цитировал сцены из литературных произведений, играл на скрипке и учился гребле. За спортивные достижения будущий писатель получил несколько призов. Во время увлечения греблей ему удалось построить небольшой бот с каютой, разумеется, при помощи друзей.

В гимназии юноша познакомился с Колей Корнейчуковым, который впоследствии стал писателем Корнеем Чуковским. Им долго не удавалось познакомиться, поскольку Николай был крайне стеснительным. Но потом парни случайно встретились после школы, Житкова привлекла независимость и дерзость Корнейчукова. Они долго общались, Борис обучал друга морскому делу, французскому языку и гребле.

Однажды мальчики решили отправиться пешком из Одессы в Киев. Боря заставил Колю подписать контракт, в котором тот обещал беспрекословно подчиняться своему «командиру». Но Чуковский ослушался, сделав незапланированный привал. На это Житков заявил, что больше не собирается с ним разговаривать. Через некоторое время друзья снова встретились в Киеве. Сначала Борис вёл себя вполне дружелюбно, но потом сказал, что притворяется из-за того, что не хочет унижать Николая перед посторонними людьми.

Учёба и путешествия

Образование Боря получал в домашних условиях, затем он стал студентом гимназии. После её окончания юноша поступил на естественное отделение Новороссийского университета. Сначала он предпочёл математическую специальность из-за отца, но не испытывал удовольствия от обучения там.

Уже в 1901 студент стал членом яхт-клуба. Ему удавалось водить даже специфический весельно-парусный транспорт, который в народе называли «чертопхайка». За время обучения в ВУЗе юноша успел сплавать в Варну, Марсель, Яффу и Констанцу, он успешно сдал экзамен на штурмана дальнего плавания.

В 1905 году Житков принимал участие в революционных событиях. Вместе с боевым отрядом студент изготавливал нитроглицерин для бомб, обеспечивая оборону еврейского квартала. Год спустя он окончил университет.

С 1911 по 1916 г. будущий прозаик получал второе образование. В этот раз он учился на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института.

Окончив институт, Борис занялся поисками работы. Изначально его направили на практику в Копенгаген, на завод «Атлас». После этого будущий писатель совершил кругосветное путешествие на учебно-грузовом судне. Он прошёл весь путь от юнги до капитана судна, также Житков был штурманом. Ещё с детства Житков был отличным рассказчиком, поэтому долго думал над артистической профессией.

В 1909 г. путешественник руководил экспедицией, которая занималась изучением фауны Енисея.

В 1914 г. он был сотрудником кораблестроительного завода, располагавшегося в Николаеве. Через год юноша переехал в Архангельск, чтобы проверять исправность судов.

В 1916 г. Житков принимал английские авиамоторы, изготовленные специально для русских летательных аппаратов.

Первые произведения

Печатать свои повести юноша начал в 1924 году. За год до этого Борис приехал в Петроград. У него не было денег, а здоровье оставляло желать лучшего. Из-за этого мужчина отправился к школьному другу Корнею Чуковскому. Там он развлекал детей писателя своими рассказами о море и путешествиях, в итоге Николай предложил товарищу перенести эти истории на бумагу.

За несколько дней Житков написал новеллу «Шквал». Новеллу отнесли в издательство «Время», и уже в 1924 г. увидела свет первая книга Житкова под названием «Злое море».

Чуковский был поражён мастерством друга, ему даже не пришлось редактировать рассказ. Он восхищался безошибочным чувством стиля и манерой письма своего товарища, которого ранее считал дилетантом. Это и не удивительно, ведь к 1923 г. у Бориса было несколько тетрадок со стихами и письмами, он постоянно совершенствовался.

Борис Степанович предпочитал писать о том, что хорошо знает, поэтому произведения были наполнены удивительными историями о путешествиях и дальних странах. В каждый из своих рассказов прозаик вкладывал мораль, стремился научить детей и взрослых тому, что уже знал сам. К примеру, в доме у Житковых действительно жил ручной волк, позже ставший героем одноименного рассказа.

Писатель умело дрессировал животных, был столяром, моряком и охотником. Он работал над созданием игровых научных фильмов, писал пьесы, преподавал студентам. Борис виртуозно играл на скрипке и знал всё о кораблях. Прозаик нередко заставлял людей задуматься над придуманными им научными загадками. Ему удавалось достичь успеха практически в любом деле, за которое он брался.

После издания первой книги Борис постоянно сотрудничал с детскими журналами и газетами. В их числе такие издания, как «Чиж», «Юный натуралист», «Ленинские искры», «Новый Робинзон» и многие другие.

Житков постоянно хотел создать нечто новое, благодаря ему появились журналы-картинки для детей, не умеющих читать. Писатель мечтал об издании учебника, но за всю жизнь ему так и не удалось этого сделать. Зато Житков создал энциклопедию для детей 4 лет.

У Бориса Степановича были выдающиеся способности к языкам, он на лету схватывал произношение. За свою жизнь прозаик выучил новогреческий, арабский, польский, турецкий и многие другие языки. Однажды в Лондоне продавец принял его за своего земляка из Дерби, когда Житков зашёл к нему за папиросами.

Борис был женат, но о его супруге практически ничего неизвестно. Они недолго прожили вместе, а затем развелись. После расставания Житков стал жить у своего товарища Шварца. Его комната содержалась в идеальной чистоте. В свободное время прозаик варил настойки и наливки по собственным рецептам.

Умер известный прозаик 19 октября 1938 года в Москве. Он работал вплоть до последнего дня своей жизни, хотя причиной гибели стал рак лёгких, существенно усложнявший существование писателя. Роман о революции «Виктор Вавич», который Житков считал своим главным произведением, был издан только после его смерти.

Биография

ЖИТКОВ, БОРИС СТЕПАНОВИЧ (1882−1938), русский писатель. Родился 30 августа (11 сентября) 1882 в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провел в Одессе (его школьным другом был К.И.Чуковский), в 1905 принимал участие в революционных событиях. Окончил естественное отделение Новороссийского университета (1906) и кораблестроительное - Петербургского политехнического института (1916). Был штурманом парусника, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища; много путешествовал.

Печатался с 1924 - сначала адресуясь к взрослой, затем все чаще к детской аудитории, которую он находил, в частности, как постоянный автор детских журналов и газет «Новый Робинзон», «Чиж», «Еж», «Юный натуралист», «Пионер», «Ленинские искры» и др. (морские повести в сб. Злое море, 1924; рассказы для детей Черная махалка, Дяденька, оба 1925; Джарылгач, 1926; Про обезьянку, 1927; Кружечка под елочкой, 1929; Белый домик, Мангуста, оба 1935; На льдине, 1939; циклы Морские истории, 1925−1937, Рассказы о животных, 1935; повести Удав, Черные парус, обе 1927; пьесы Пятый пост, 1927; Семь огней, 1929; сказочная повесть Элчан-Кайя, 1926; научно-художественный книги Про эту книгу, Свет без огня, обе 1927; Пароход, 1935, книжки-самоделки, в т. ч. Одень меня, 1928). Богатство жизненных наблюдений и высокая познавательная ценность, четкость в определении полюсов добра и зла, неистощимая сюжетная изобретательность, динамизм повествования, острота и необычность нравственных коллизий, возникающих в повседневной жизни и раскрывающих истинную суть человека, романтическая вера в торжество добра и справедливости обеспечили произведениям Житкова почетное место в русской детской литературе 20 в., а внешне сдержанная, но искренняя и трогательная любовь к этому миру, ко всему живому и требующему защиты, умение удивляться красоте бытия, будить сострадание к слабым, в т. ч. к «братьям нашим меньшим», и интерес к загадкам природы, ясный, лаконичный и серьезный «детский» язык сделали творчество Житкова любимым чтением юных читателей вплоть до сего дня. Вершина творчества Житкова - повесть-энциклопедия Что я видел (опубл. в 1938, посмертно), ставшая настольной книгой многих поколений детей, где писатель в жанре путешествия четырехлетнего мальчика Алеши-«Почемучки», от лица которого написана книга, отвечает на разнообразные вопросы, возникающие у малыша при первом столкновении с «чудом» железной дороги, новыми людьми, предметами и животными. Психологизм Житкова, не лишенный социальной тенденциозности в рассказах о взрослых (добрый и храбрый матрос и жадный хозяин в рассказе На воде, нищий матрос и корыстолюбивый капитан в рассказе Погибель, благородные революционеры и злые полицейские, черносотенцы и бандиты в рассказах Вата, Компас, Пекарня), доброжелательно-назидательный - в обрисовке образов детей (которые, взрослея, непременно становятся лучше), особенно точен в повествованиях о животных, которые показаны со всеми своими видовыми поведенческими признаками, и в то же время с конкретной ситуативной характеристикой (слон, который спасает хозяина от тигра), как создания, в которых писатель мудро выделяет достойные качества (преданность волка, трудолюбие и доброту слона, храбрость обезьянки и т. п.). Житков был организатором теневого театра и специальной серии книг для малограмотных, автором незаконченной книги История корабля, цикла Рассказы о технике, адресованного молодежи, романа для взрослых Виктор Вавич (кн. 1−2, 1929−1937), рассказывающем, не без автобиографических реминисценций, о периоде революции 1905. Творчество Житкова, классика отечественной детской и анималистической (в продолжение традиций Л. Н. Толстого и А.П.Чехова) словесности, которого можно, наряду с В. В. Бианки и Е. И. Чарушиным, считать также основоположником научно-художественного жанра в детской литературе, оказало существенное влияние на многих детских писателей. Умер Житков в Москве 19 октября 1938.

Борис Степанович Житков родился в 1882 г. в Новгороде. Его родители - учитель математики и пианистка. В детстве жил в Одессе, где дружил с Чуковским. Был активным участником революционных событий в 1095 г.

В 1906 г. окончил Новороссийский университет (естественное отделение), а в 1916 г. получил второе (кораблестроительное) образование в Петербургском политехническом институте.

Житков за свою жизнь сменил множество профессий - работал штурманом парусника, был капитаном научно-исследовательского корабля, рабочим-металлистом, ихтиологом, инженером-судостроителем, пробовал себя в преподавательской сфере, руководил техническим училищем. Очень много путешествовал.

Впервые печататься начал в 1924 г. Сначала ориентировался на взрослую категорию читателей, но со временем перешёл к детской литературе. Его произведения выходили в разных журналах и газетах: «Чиж», «Юный натуралист» «Ёж», «Новый Робинзон», «Ленинские искры» и др.

Произведения Житкова отличаются богатством жизненных наблюдений, значительной познавательной ценностью, чёткостью в определении добра и зла, интересными сюжетами, динамизмом повествования, необычностью и остротой нравственных коллизий, романтической верой в победу справедливости, настоящей и трогательной любовью к этому миру, умением удивляться красоте жизни и будить сочувствие к слабым. Писатель организовал теневой театр и написание специальных книг для малограмотных. Его творчество оказало огромное влияние на детскую литературу следующих лет.

Умер Борис Степанович в Москве в 1938 г. Уже посмертно была издана повесть-энциклопедия «Что я видел», которую многое считают вершиной творчества писателя.

"Если я начну писать про то, чего не знаю, – это вот будут подлинные враки" , – говорил он. И писал о том, что знал: о дальних странах, о честных моряках, о работящих слонах и храбрых мангустах, о том, как люди летают на Северный полюс и строят электростанции. Житков сумел написать настоящую энциклопедию для четырёхлетних малышей – книгу "Что я видел" , где рассказывается и о метро, и о семафоре, и об огороде, и о зверях в зоологическом саду.

Житков закончил естественное отделение Новороссийского университета, служил моряком, штурманом на парусном корабле, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Учился на кораблестроителя.

"Он мог ответить на все вопросы: о скрипках, кораблях, математике, – вспоминал о Житкове писатель Борис Ивантер , – языках, литературе, оружии, живописи, привычках зверей, сопротивлении материалов, плаванье, аэродинамике. С карандашом в руке он доказывал вам законы остойчивости корабля и "дальнобойности" скрипки, строил композиции обложки или иллюстраций и объяснял, почему горы не могут быть высотой в 50 километров".

Самуил Маршак восторгался фразой Житкова "Воздух словно звоном набит". Это описание ночной тишины. Таков был его язык – парадоксальный, контрастный, динамичный. И очень сжатый. "В Аравии солнце до того яркое, что тень кажется ямой". "Во время тайфуна в Тихом океане пальмы на острове ложатся, как трава, воздух становится твёрдым, словно доска, держит, если ты обопрешься на него".

В день рождения писателя "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку интересных фактов из его биографии.

1. Житков учился в одном классе одесской гимназии с мальчиком по имени Коля Корнейчуков. Боря, отличник, племянник адмирала, сидел на первой парте. Коля, безотцовщина, хулиган, сын прачки, обитал на "камчатке" и страшно ему завидовал. "Нам он казался надменным. Но мне нравилось в нем всё, даже эта надменность", – вспоминал Коля спустя много лет, когда уже стал знаменитым писателем Корнеем Ивановичем Чуковским .

2. Коля мечтал свести с Борей знакомство, но робел. Помог случай. Услышав от учителя русского языка, что слово "отнюдь" скоро отомрёт, Коля и его друзья с "камчатки" решили спасти его – употреблять как можно чаще, вставлять в ответы на все вопросы. За это Колю наказали – заставили два часа после уроков сидеть в классе, без обеда. Потом Коля побрел домой, и на улице встретил Борю. Мальчики молча шли рядом, и вдруг Боря ни с того ни с сего спросил: "Грести умеешь?". "Отнюдь... То есть нет, не умею...", – пролепетал Коля. "А править рулём?.. А гербарий собираешь?". Коля даже не знал, что такое гербарий. "А какой сейчас дует ветер? Норд? Или вест? Или ост?". Видимо, дерзость хулигана с "камчатки" привлекала Борю, с этого дня началась их дружба. Житков стал учить Колю морскому делу, гребле, гальванопластике, французскому языку, причем обращался с ним деспотично и сурово.

3. Весной 1897 года 15-летний Борис предложил Коле совершить пеший поход из Одессы в Киев, где жила его сестра Вера Степановна. Перед отправлением Коле пришлось подписать контракт с обещанием беспрекословно подчиняться Житкову как командиру. На пыльной жаркой дороге Коля потерял самообладание и, не дожидаясь очередного привала, улегся отдыхать в канаву. Житков ушёл вперёд один. Коля бросился его догонять, и на телеграфном столбе у поворота заметил бумажное объявление, приклеенное воском от свечки: "БОЛЬШЕ МЫ С ВАМИ НЕ ЗНАКОМЫ". В Киеве Коля и Боря встретились. "Он заговорил со мной как ни в чем не бывало, очень дружелюбно, без тени обиды (…). Но едва мы очутились наедине и я вздумал продолжать разговор, как вдруг, к моему ужасу, услыхал от Бориса: "Я разговариваю с вами только там, за столом, так как не хочу унижать вас перед Верой Степановной, но вообще – я уже заявил вам об этом – мы больше не знакомы".

4. Во время революции 1905 года Борис, студент Новороссийского университета, вместе с боевым отрядом защищал еврейский квартал от погромщиков. Его поразил знакомый еврейский юноша Лёва – слабый и трусливый в обычное время, в бою он оказался храбрее всех. Потом Борис узнал, что погромщики зверски убили его сестру – забросили её в горящий дом. "У него в ушах стоял крик сестры", "Это стояло сзади, и на это опирался его дух", – написал много лет спустя Житков в рассказе "Храбрость". Погромам 1905 года посвящён и его роман "Виктор Вавич" .

5. Житков отличался великолепной способностью к языкам. Помимо европейских, которые изучались в гимназии, он знал новогреческий, арабский, румынский, польский, татарский, датский, турецкий. Он быстро схватывал особенности местного произношения. Однажды в Лондоне он зашёл в лавочку, где часто покупал папиросы. Хозяин спросил: "Что-то вас долго не было видно, сэр... А-а, вы были в Дерби!". "Как вы узнали об этом?", – спросил Житков. "Родной говор услышал, сэр. Я ведь сам из Дерби".

6. В 1923 году Житков приехал в Петроград, больной и без денег. У него украли документы, нужные для поступления на работу. В отчаянии он явился к своему школьному другу Чуковскому. Целый вечер развлекал его детей рассказами о своих путешествиях и морских приключениях. Чуковский предложил ему написать на этой основе рассказ. И через несколько дней Житков принес ему тетрадку с новеллой "Шквал" . "Каждая страница была сложена вдвое, текст занимал лишь одну половину, другая оставалась свободной, именно для того, чтобы я, как "профессиональный писатель", имел наибольший простор для внесения нужных поправок (…) Я (…) с удивлением убедился, что редакторскому карандашу здесь решительно нечего делать, что тот, кого я считал дилетантом, есть (…) законченный мастер, с изощрённой манерой письма, с безошибочным чувством стиля, с огромными языковыми ресурсами". В 1924 году в петроградском издательстве "Время" вышла первая книга Житкова "Злое море" .

7. Евгений Шварц вспоминал, что Житков любил загадывать приходящим в редакцию журнала "Воробей" научные загадки. Например, "какая фигура получится, если угол комнаты и потолок пересечь плоскостью?". "Ответить надо было быстро, не глядя в потолок".

8. После развода с женой Житков поселился у Шварца. "В новом своем обиталище завел он корабельную чистоту, варил настойки и наливки по особым, своим собственным рецептам и рисовал на них акварелью этикетки". Однажды жена Шварца пожаловалась, что ни в одном магазине не может найти сахарных щипцов. "Утром на другой день принесли от Бориса письмо и свёрток. Он писал Катерине Ивановне, что нашел в комиссионном магазине щипцы, к сожалению, мельхиоровые, которые просит принять временно, пока он их не заменит серебряными.

9. В характере Житкова методичность и терпение сочетались с одержимостью. В конце 1920-х годов он увлекся игрой на скрипке (хотя, по воспоминаниям Чуковского, обучался ей и в детстве, ещё в гимназические годы). "Я играю по 4 часа в день, – писал он Чуковскому 18 марта 1927 года. – …С китайским терпеньем я прохожу этот курс. И я твердо знаю, что я не музыкант. И вот подите – страсть и наважденье". Из-за усиленных занятий он даже отказывался от интересных поездок по стране. По словам Шварца, "на скрипке Борис учился играть потому, что ноту надо было на этом инструменте находить своими силами. По его мнению, клавиши рояля действовали на ученика развращающе, изнеживающе. В сочетании уже существующих тонов имелась кем-то найденная правильность, (…) чего не могла допустить свободолюбивая душа Бориса".

10. Такая же страстность проявилась и в работе над романом "Виктор Вавич", которая шла с 1926 по 1931 год. Однажды Житков позвал в гости знаменитого детского поэта Николая Олейникова , чтобы тот послушал очередную главу. Встретил его у трамвайной остановки, сунул рукопись и приказал: "Читай! Я поведу тебя под руку!".



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы